Введение
Проблема интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одной из самых острых на сегодняшний день. Многие принятые законодательные документы декларируют равные права таких детей на получение образования, развитие, приобщение к культуре и искусству. В то же время выполнению принятых правовых документов на практике зачастую препятствует отсутствие необходимых материальных и человеческих ресурсов, а также неготовность социума к восприятию детей с ограниченными возможностями как полноценных членов общества.
Особенно остро эта проблема стоит в области дополнительного образования и приобщения детей к культурной, творческой и досуговой деятельности. Активное внедрение инклюзивного образования в систему общего и профессионального образования привлекает достаточно большое внимание к этой сфере, что обеспечивает более успешное решение вопросов интеграции детей с ОВЗ. К сожалению, в области культуры и дополнительного образования внедрение инклюзивного образования идет гораздо менее успешно. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.
Основной проблемой нашего исследования является противоречие между декларируемыми правами ребенка с ОВЗ в области дополнительного образования и культурно-досуговой деятельности и неготовностью общества к полноценному участию «проблемного» ребенка во всех сферах жизни наряду со здоровыми детьми.
Выявленная проблема определила цель нашего исследования: выявить готовность социума к реализации детьми с ОВЗ своих прав на получение дополнительного общего образования и участие в культурно-досуговой деятельности.
Задачи исследования:
Изучить нормативно-законодательные акты, обеспечивающие равные права детей с ОВЗ на дополнительное образование и культурно-досуговую деятельность.
Осуществить анализ литературы, посвященной реализации прав детей с ОВЗ в области образования и культуры.
Провести практическое исследование возможности ребенка с ОВЗ реализовать равные права на получение дополнительного образования, участие в культурно-досуговой деятельности.
Объект исследования:
Возможность реализации прав ребенка с ОВЗ на получение дополнительного образования, на участие в культурно-досуговой деятельности.
Предмет исследования:
Отношение учащихся и родителей к реализации ребенком с ОВЗ своего права на дополнительное образование и культурно-досуговую деятельность.
Гипотеза:
Существует несоответствие между декларируемыми правами ребенка с ОВЗ на дополнительное образование и культурно-досуговую деятельность и возможностью их практической реализации, обусловленное проблемами толерантности социума к людям с ОВЗ.
Новизна нашего исследования заключается в том, что в научной литературе практически отсутствуют работы, посвященные практической реализации прав детей с ОВЗ на дополнительное образование и участие в культурной и досуговой жизни общества.
Разработанные нами анкеты (Приложение 1) могут быть использованы в качестве инструмента исследования реализации прав ребенка с ОВЗ на дополнительное образование в конкретном образовательном учреждении.
Глава I. Права ребенка с ОВЗ на получение дополнительного образования и участие в культурно-досуговой деятельности.
1.1.Законодательное обеспечение равных прав ребенка с ОВЗ на получение дополнительного образования, участие в культурно-досуговой деятельности.
Исходя из постулата о неотъемлемости основных прав человека, в европейском праве дети рассматриваются как субъекты гражданских и политических прав в той же степени, что и взрослые, но в большей мере нуждающиеся в защите и опеке. Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было принятие в 1948 году Всеобщей декларации прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.
Созданный в 1923 году Международный союз защиты детей разработал и утвердил первый международный акт — Декларацию прав ребёнка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей. Первый ее принцип гласит, что «Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации.»1. Далее указывается: «Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния»2.
Разработанная на основе Декларации прав ребенка, Конвенция о правах ребенка была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года. Конвенция состоит из 54 статей, отвечающих четырем фундаментальным принципам, одним из которых является принцип недискриминации. В числе наиболее важных вопросов, рассматриваемых в Конвенции, отмечены потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (статья 23). Конвенция о правах ребенка декларирует, что ребенок с ОВЗ должен вести «полноценную и достойную жизнь», должен быть обеспечен возможностью полноценного доступа к услугам в области образования и средствам отдыха, что обеспечивает вовлечение ребенка в социальную жизнь, его культурное и духовное развитие.
Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребёнка. Закрепленные в международном документе нормы недискриминации включены в правовую систему РФ и находят свое отражение, прежде всего, в Конституции РФ. Свое развитие принцип равенства получает в законодательстве Российской Федерации. Это Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статьи 3.1, 18), «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (статьи 8, 30), Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской федерации» (статьи 3, 28, 31), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 5, 34, 45, 55, 75, 79).
Права детей с ОВЗ гарантируются, прежде всего, ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому, органами государственной власти «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, … условия, в максимальной степени способствующие … социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»3. Далее в статье 34 указывается, что «Обучающимся предоставляются академические права на … предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья»4. Таким образом, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует отсутствие дискриминации детей с ОВЗ при реализации прав на получение образования.
Вместе с тем в статье 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» отсутствуют прямые указания на обеспечение равного доступа детей с ОВЗ именно к дополнительному образованию. Не содержатся гарантии доступности дополнительного образования для детей с ОВЗ и в других статьях ФЗ, в том числе, в статье 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
Таким образом, анализ нормативно-правовых документов, обеспечивающих права детей с ОВЗ на получение образования и участие в культурно-досуговой деятельности, показывает, что на уровне международных и федеральных нормативно-правовых актов эти права гарантируются. В то же время наблюдается несовершенство федерального законодательства в области получения именно дополнительного образования, что отражается на их практической реализации детьми.
1.2. Реализация прав ребенка с ОВЗ на получение дополнительного образования, участие в культурно-досуговой деятельности.
Одной из важнейших и, в то же время, сложных проблем современного российского общества является интеграция детей с ограниченными возможностями в социум.
Многочисленные трудности интеграции носят комплексный характер, сочетающий биологические, психологические и социальные факторы. Можно структурировать эти трудности по четырем направлениям. Во-первых, это отсутствие или нехватка в общеобразовательных учреждениях специализированного оборудования для комфортного обучения в них детей-инвалидов. Во-вторых, существуют социально-психологические проблемы детей с ОВЗ, связанные с их индивидуальными особенностями. В-третьих, российское законодательство, нацеленное на всестороннее поддержание инвалидов, часто ставит во главу мероприятия по социальной защите, а не предусматривает меры по их и социальной интеграции. В-четвертых, у людей, без физических отклонений бытует стереотипное мнение об инвалидах, как о «иных» людях, в связи, с чем общество, в том числе школьники и их родители, порой не готовы взаимодействовать с данной категорией населения. Дети с ОВЗ, особенно в подростковом возрасте, часто встречают негативную реакцию со стороны сверстников по отношению к себе, вследствие чего, им труднее приспосабливаться и взаимодействовать с социальной средой, не только в силу физического недостатка, но и социального барьера «не такой как все».
Так, например, социологическое исследование, проведенное в СОШ № 17, г. Красноярска выявило, что 46,8% подростков негативно относятся к совместному обучению с детьми с ОВЗ, 57,4% опрошенных не проводят досуг совместно с такими детьми, а 6,3% негативно относятся к такой перспективе. Почти 66% ребят отметили, что дети с ОВЗ редко или никогда не участвуют в совместных досуговых мероприятиях со здоровыми людьми.
Нередко такое отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья определяется мнением взрослых, прежде всего родителей. Согласно данным исследования, проведенного в 2011-2012 г. в ряде школьных и дошкольных организаций г. Калуги5, 34% родителей высказались против введения инклюзивного образования в образовательных организациях. Наиболее типичная их аргументация – «особый ребенок будет оттягивать на себя внимание педагогов», «здоровых детей ничего не должно тормозить при обучении». В ряде анкет прослеживалось отношение к ребенку с ОВЗ как к нездоровому, неадекватному, нуждающемуся в постоянной помощи.
Таким образом, значительным препятствием для интеграции детей с ОВЗ в общество средствами образования является недостаточная толерантность по отношению к ним со стороны общества.
Поскольку в области дополнительного образования исследования отношения к детям с ОВЗ здоровых сверстников и их родителей не проводилось, нам показалось интересным провести его.
Глава II. Исследование отношения учащихся и родителей учащихся к инклюзивному дополнительному образованию детей с ОВЗ, их участию в культурно-досуговой деятельности.
2.1. Описание процедуры исследования
Наше исследование проводилось на базе МБОУ Николо-Урюпинской основной общеобразовательной школы. В опросе приняли участие 30 учеников 5-9 классов школы и 20 родителей учащихся 1-9 классов, дети которых посещают объединения дополнительного образования в МБОУ Николо-Урюпинской ООШ и различные учреждения дополнительного образования Красногорского района Московской области. Кроме того, в исследовании приняли участие 10 родителей детей с ОВЗ, среди которых двое обучаются в МБОУ Николо-Урюпинская ООШ, остальные - в общеобразовательных и специальных школах Красногорского района.
Для проведения исследования нами были разработаны три анкеты (Приложение 1), предназначенные для: учащихся без ОВЗ, родителей учащихся без ОВЗ и родителей учащихся с ОВЗ.
Опрос проводился в период с 01.12.2016 г. по 20.01.2017 г. Анкетирование проводилось анонимно.
2.2. Результаты исследования отношения учащихся и родителей учащихся к инклюзивному дополнительному образованию детей с ОВЗ, их участию в культурно-досуговой деятельности.
В результате проведенного анкетирования получены следующие результаты.
Большинство учащихся – 93% утверждают, что знают, кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья (Приложение 2, рис.1). По данным анкетирования большинство детей посещает кружки и секции совместно с детьми с ОВЗ (Приложение 2, рис.2).
Отвечая на вопрос об отношении к посещению кружков и секций совместно с детьми с ОВЗ, учащиеся ответили «положительно» – 73 %, «отрицательно» – 6%, «безразлично» – 20%. Положительное отношение выразили и родители учащихся с ОВЗ и без ОВЗ – 100% для обеих групп. (Приложение 2, рис.3).
По мнению большинства опрошенных: 60% учащихся и 100% родителей учащихся без ОВЗ, дети с ОВЗ должны проводить свой досуг совместно с другими детьми. Остальные опрошенные не имеют определенного мнения по данному вопросу (Приложение 2, рис.4).
При анкетировании группы родителей показали достаточно высокую правовую грамотность, указав, что отказ в посещении секции, кружка или культурно-досугового мероприятия является нарушением прав детей с ОВЗ. На это указали 100% родителей детей с ОВЗ и 89% родителей детей без ОВЗ (у 11% отсутствовало сложившееся мнение). Среди учащихся этой информацией владеют только 46% опрошенных, 27% не считают отказ нарушением прав детей с ОВЗ, еще 27% не имеют сложившегося мнения по данному вопросу (Приложение 2, рис.5).
Приведенные данные рисуют благополучную картину отношения со стороны учащихся и их родителей к детям с ОВЗ. Но, ответы на другие вопросы анкет позволяют предположить влияние на высказанное мнение фактора социальной желательности.
Другие вопросы анкет выявили, что 60% родителей детей с ОВЗ сталкивались с отказом в приеме их ребенка в кружок или секцию, в посещении культурно-досугового мероприятия (Приложение 2, рис. 10).
Отвечая на вопрос о том, различаются ли потребности в культурно-досуговой деятельности детей с ОВЗ и детей без ОВЗ, лишь 27% учащихся и 56% родителей ответили отрицательно. 13% учащихся и 22% родителей считают, что различия существуют, 60% учащихся и 22% родителей не имеют определенного мнения по этому вопросу (Приложение 2, рис. 7). Эти данные подтверждают приведенное нами в ранее сведения о том, что многие считают детей с ОВЗ не такими, как обычные дети.
Несмотря на то, что большинство опрошенных всех трех групп указывают на то, что дети с ОВЗ должны проводить досуг совместно со своими сверстниками, полученные данные указывают, что в реальности это не происходит. 40% учащихся отмечают, что дети с ОВЗ редко принимают участие во внеклассных мероприятиях, 60% считают, что это не происходит никогда. С этим согласны и родители детей с ОВЗ, 100% из них ответили, что их дети не принимают участие во внеклассных мероприятиях (Приложение 2, рис. 8).
Хотя большинство опрошенных учащихся и родителей при опросе выразили положительное отношение к совместному с детьми с ОВЗ осуществлению культурно-досуговой деятельности, это не совпадает с ответами родителей детей с ОВЗ. 60% из них указывают на то, что сталкивались с негативным отношением к совместному с детьми без ОВЗ посещению кружков и секций со стороны детей и педагогов, 40% - со стороны родителей (Приложение 2, рис.9).
Таким образом, данные анкетирования позволяют нам предположить наличие скрытых сложностей в реализации прав детей с ОВЗ на дополнительное образование и культурно-досуговую деятельность, связанных с недостаточной толерантностью со стороны социума.
Заключение.
Проведенный нами анализ нормативных правовых актов показывает, что международное и российское законодательство в целом обеспечивает равные права детей с ОВЗ во всех областях образования и культуры. Вместе с тем, нами отмечено несовершенство федерального законодательства в области получения именно дополнительного образования.
Изучение источников, освещающих проблемы практической реализации прав детей с ОВЗ на образование и культурно-досуговую деятельность, позволяет выявить ряд сложностей, в том числе, связанных с недостаточным правовым и нравственным сознанием социума. Многие проблемы интеграции в общество детей с ОВЗ связаны с недостаточно толерантным отношением к ним со стороны здоровых сверстников и их родителей.
Для выявления отношения подростков и родителей учащихся к инклюзивному дополнительному образованию детей с ОВЗ, их участию в культурно-досуговой деятельности, нами было проведено исследование с использованием специально разработанных анкет.
Проведенное анкетирование выявило, на фоне большого количества социально-желательных ответов, недостаточную толерантность по отношению к детям с ОВЗ со стороны учащихся без ОВЗ и их родителей. Наша гипотеза о существовании несоответствия между декларируемыми правами ребенка с ОВЗ на дополнительное образование и культурно-досуговую деятельность и возможностью их практической реализации подтвердилась.
ЛитератураДекларация прав ребенка / Принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной ассамблеи ООН от 20 ноября 1959г.//– URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec (дата обращения 15.12.2016г.).
Конвенция о правах ребенка / Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г.// – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon (дата обращения 15.12.2016г.).
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) от 12.12.1993г.//–URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(дата обращения 17.12.2016 г.).
Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) от 09.10.1992г. № 3612-1// – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ (дата обращения 17.12.2016г.).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (последняя редакция) // –URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 17.12.2016г.).
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (последняя редакция)//URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559 (дата обращения 17.12.2016г.).
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской федерации» от 04.12.2007г. № 329-ФЗ (последняя редакция)// – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения 17.12.2016г.).
Беляевский, Б. В Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, странах Европы и США : аналитический обзор / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральный ин-т развития образования / Б. В. Белявский – Москва : Федер. ин-т развития образ, 2012. – 123 с.
Анкеты для исследования отношения подростков и родителей учащихся к инклюзивному дополнительному образованию детей с ОВЗ, их участию в культурно-досуговой деятельности
Анкета для учащихся без ОВЗКласс______ Возраст __________
Знаешь ли ты, кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья (с ОВЗ)?
А) Да
Б) Нет
2. Приходилось ли тебе посещать кружки и спортивные секции совместно с детьми с особыми возможностями здоровья?
А) Да
Б) Нет
3.Как ты относишься к совместному посещению кружков и секций с детьми с ОВЗ?
А) Положительно
Б) Отрицательно
В) Безразлично
4. Считаешь ли ты, что дети с ОВЗ должны проводить свой досуг отдельно от остальных детей?
А) Да
Б) Нет
В) Не знаю
5. По твоему мнению, является ли отказ в приеме ребенка с ОВЗ в секцию или кружок, в посещении культурно-досугового мероприятия нарушением его прав?
А) Да
Б) Нет
В) Не знаю
6. По твоему мнению, является ли посещение секции или кружка, культурно-досугового мероприятия детьми с ОВЗ нарушением твоих прав?
А) Да
Б) Нет
В) Не знаю
7. Ты считаешь, что у детей с ОВЗ потребности в посещении секций и кружков, культурно-досуговых мероприятий:
А) Не отличаются от потребностей детей без ОВЗ
Б) Иные
В) Не задумывался об этом
8. Часто ли в вашей школе дети с ограниченными возможностями участвуют во внеклассных мероприятиях?
А) Часто
Б) Редко
В) Никогда
Анкета для родителей учащихся без ОВЗВозраст ребенка__________
1. Посещает или посещал ли Ваш ребенок кружки и спортивные секции совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья?
А) Да
Б) Нет
2.Как Вы относитесь к совместному посещению кружков и секций Вашим ребенком и детьми с ОВЗ?
А) Положительно
Б) Отрицательно
В) Безразлично
3. Считаете ли Вы, что дети с ОВЗ должны проводить свой досуг отдельно от остальных детей?
А) Да
Б) Нет
В) Не знаю
4. По Вашему мнению, является ли отказ в приеме ребенка с ОВЗ в секцию или кружок, в посещении культурно-досугового мероприятия нарушением его прав?
А) Да
Б) Нет
В) Не знаю
5. По Вашему мнению, является ли совместное посещение секции или кружка, культурно-досугового мероприятия детьми с ОВЗ нарушением прав Вашего ребенка?
А) Да
Б) Нет
В) Не знаю
6. По Вашему мнению, потребности детей с ОВЗ в посещении секций и кружков, культурно-досуговых мероприятий:
А) Не отличаются от потребностей детей без ОВЗ
Б) Иные
В) Не задумывался об этом
Анкета для родителей учащихся с ОВЗКласс______ Возраст __________
1.Посещает ли Ваш ребенок кружки и секции, культурно-досуговые мероприятия?
А) Да
Б) Нет
2. Занимаются ли в кружке, который посещает Ваш ребенок дети без ОВЗ?
А) Да
Б) Нет
3.Если ДА, как Вы к этому относитесь?
А) Положительно
Б) Отрицательно
В) Безразлично
4. Сталкивались ли Вы с негативным отношением к посещению Вашим ребенком кружка или секции со стороны детей без ОВЗ?
А) Да
Б) Нет
5. Сталкивались ли Вы с негативным отношением к посещению Вашим ребенком кружка или секции со стороны родителей детей без ОВЗ?
А) Да
Б) Нет
6. Сталкивались ли Вы с негативным отношением к посещению Вашим ребенком кружка или секции со стороны педагогов?
А) Да
Б) Нет
7.Сталкивались ли Вы с отказом в приеме Вашего ребенка в кружок или секцию?
А) Да
Б) Нет
8. По Вашему мнению, отказ в приеме ребенка с ОВЗ в секцию или кружок, посещении культурного учреждения является нарушением его прав?
А) Да
Б) Нет
В) Не знаю
9. Участвует ли Ваш ребенок во внеклассных мероприятиях в школе, где он обучается?
А) Часто
Б) Редко
В) Никогда
Приложение 2.
Результаты исследования отношения подростков и их родителей к инклюзивному дополнительному образованию детей с ОВЗ, их участию в культурно-досуговой деятельности.
Рис.1. Распределение ответов на вопрос анкеты для учащихся без ОВЗ «Знаешь ли ты, кто такие дети с ОВЗ?»
Рис.2. Распределение ответов на вопросы анкет, устанавливающие факт совместного посещения кружков и секций детьми с ОВЗ и детьми без ОВЗ
Рис. 3. Распределение ответов на вопросы анкет об отношении к совместному посещению кружков и секций детей с ОВЗ и детей без ОВЗ
Рис. 4. Распределение мнения опрошенных о целесообразности совместного досуга детей с ОВЗ и детей без ОВЗ
Рис. 5. Распределения мнения опрошенных о том, является ли нарушением прав детей с ОВЗ отказ в приеме в секцию, или в посещении культурно-досугового мероприятия
Рис. 6. Распределение мнения опрошенных о том, является ли нарушением прав детей без ОВЗ, совместное с детьми с ОВЗ посещение кружков, секций и культурно-досуговых мероприятий
Рис. 7. Распределение мнения опрошенных о том, различаются ли потребности в посещении кружков, секций и культурно-досуговых мероприятий у детей с ОВЗ и детей без ОВЗ
Рис. 8. Распределение ответов на вопрос об участии детей с ОВЗ во внеклассных мероприятиях в школе.
Рис. 9. Факты наличия негативного отношения к детям с ОВЗ (из анкеты для родителей детей с ОВЗ)
Рис. 10. Факты отказа в приеме в секцию или кружок, посещении культурно-досугового мероприятия (из анкеты для родителей детей с ОВЗ)
1Декларация прав ребенка / Принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной ассамблеи ООН от 20 ноября 1959г.//– URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.
2 Там же.
3 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (последняя редакция) // –URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174, (статья 5).
4 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (последняя редакция) // –URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174, (статья 5).
5 Богомолова, Е.А. К вопросу об отношении родителей к инклюзивному образованию// Материалы V Международной научно-практической конференции на основе интернет-форума «Психологическое сопровождение образования: теория и практика», 24-26 декабря 2014 г.// – URL: http://mosi.ru/ru/conf/v-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-na-osnove-internet-foruma