СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО В КОЗУЛЬСКОМ РАЙОНЕ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО В КОЗУЛЬСКОМ РАЙОНЕ

Лавренова В.Е. 1
1«Козульская средняя общеобразовательная школы№2»
Кукарцева С.В. 1Космаченко е.м. 1Крылова и.а. 1Мальцева т.в. 1Лебедева т.м. 1Толмачева м.н. 1Румянцева е.а. 1
1«Козульская средняя общеобразовательная школы№2»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в нашей стране в сфере социальной защиты детства одной из проблем стало сиротство. Защита прав детей объявлены одними из стратегических приоритетов государственной политики. Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства и общества.

Актуальность: проблема социального сиротства актуальна для Российской Федерации. Рост числа детей, живущих без родительского попечения, на фоне снижения общей численности детского населения в последние годы ставит социальное сиротство в ряд важных проблем.

Однако решение проблемы сиротства зависит не только от государства. Чтобы справиться с социальной бедой, ее должно понимать, разделять и стремиться помочь все общество.

Каково отношение населения нашего посёлка к проблеме социального сиротства? Какие причины сиротства выделяют козульчане? Изучению этих вопросов посвящено моё исследование.

Гипотеза - решение проблемы социального сиротства зависит от активности всего общества и каждого человека в частности.

Цель исследования - изучение социального сиротства в посёлке Козулька.

Задачи:

  1. Раскрыть содержание понятия «социальное сиротство», выявить причины появления данного социального явления.

  2. Охарактеризовать различные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  3. Выявить отношение населения посёлка Козулька к проблеме социального сиротства.

  4. Определение путей решения данной проблемы.

В сети интернет я изучила, что значит социальное сиротство, чем отличается сиротство от попечительства. Изучила причины, в результате которых дети становятся сиротами. Обратилась в отдел опеки (попечительства) Козульского района и выявила причины сиротства конкретно по нашему району. Изучила статистику. Провела анкетирование среди жителей нашего посёлка с целью выявления проблем социального сиротства.

ГЛАВА 1. СИРОТСТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Для решения первой задачи, я решила изучить понятие социальное сиротство в сети интернет.

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия:

  • сирота (сиротство);

  • социальный сирота (социальное сиротство).

Сиротство – социальное понятие, которое отражает положение детей сирот. Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении, и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством.

Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.

Я задалась вопросом, а в чём причина сиротства и выявила

- добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме.

- принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны, находящимися в лечебных учреждениях, отбывающими наказание в местах лишения свободы и т.д. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

- смерть родителей, сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.

ГЛАВА 2. ОТНОШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПОСЁЛКА КОЗУЛЬКАК ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

2.1. Социальное сиротство в п.Козулька

Для того чтобы узнать статистику сиротства по нашему посёлку я обратилась отдел опеки и попечительства Администрации Козульского района. Проблема социального сиротства является одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России и, в частности, в нашем посёлке.

Апонасович Галине Григорьевне было задано ряд вопросов. В ходе беседы я выяснила, что причиной сиротства в нашем районе является ненадлежащее исполнение обязанностей родителями, и употребление спиртных напитков.

По данным на конец 2016 года количество детей – сирот в нашем районе составило 126 человек. Из них полные сироты – 34. Без попечения родителей – 92 ребёнка.

В нашем районе насчитывается 21 семья и 18 детей группы социально-опасное положение, из них 1 ребёнок данной категории, обучается в нашей школе. В нашем районе 126 детей находится под опекой. Приёмных семей – 24, 54 семьи являются опекунами. За прошлый год было усыновлено 5 детей.

Наш район делает ставку на выполнении программы и указа президента «Детей в семью». Патронатных семей, как я выяснила в ходе беседы, у нас в районе нет.

2.2. Социологическое исследование сиротства в п.Козулька

И так как я выяснила основными причинами социального сиротства являются алкоголизм родителей. Кроме того, среди причин были названы низкие доходы.

Детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей организуется отдых в каникулярное время, оплачивается санаторно-курортное лечение и проезд к местам отдыха и обратно, выплачивается пособие на приобретение одежды и обуви. Большое внимание уделяется социальной и психологической помощи семьям, которые принимают ребенка.

Государство проводит немало мероприятий, направленных на улучшение жизни детей в детских учреждениях, разрабатывает законодательство о новых формах устройства детей-сирот. Однако решение проблемы социального сиротства зависит и от активности всего общества и каждого человека в частности.

С целью выявления отношения населения в нашем посёлке к проблеме социального сиротства было проведено социологическое исследование. Исследование проводилось методом анкетирования, разработанное кандидатом философских наук К.М. Южаниновым, заведующим кафедрой социальной работы философского факультета Томского государственного университета (Приложение 1).

В исследовании приняли участие 50 человек. Возраст респондентов 23 - 55 лет. Чтобы определить точку зрения козльчан о причинах социального сиротства, им было предложено выделить несколько вариантов ответа.

На первый вопрос: беспокоят ли Вас судьбы детей, оставшихся без попечения родителей ответили – да, беспокоят 31 человек, что составило 62%; беспокоят, но не слишком – 15 человек, что составило 30%; нет – 2 человека (4%); затрудняюсь ответить – 2 человека (4%) (рис. 1).

рис. 1

На вопрос, С чем, на Ваш взгляд, прежде всего, связан рост социального сиротства в настоящее время? Болшинство респондентов выделили пьянство и наркоманию – 35 человек (70%) и падение нравственности в семье – 28 человек (56%), на третьем месте стоит ответ – экономическая ситуация – 11 человек (22%); кризис семьи – 7 человек (14%) (рис. 2).

рис.2

На порос: как вы относитесь к помещению детей в государственные воспитательные учреждения? Ответы были следующими: положительно, это необходимая мера – 10 человек (20%); это можно делать только в крайнем случае – 20 человек (40%); отрицательно, это губит ребёнка, ломает его судьбу – 11 человек (22%) и затрудняюсь ответить – 9 человек (18%) (рис.3).

рис. 3

На следующий вопрос, какие формы устройства социальных детей-сирот Вам известны? Получились результаты:

Детский дом – 25 человек (50%)

Усыновление / удочерение – 21 человек (42%)

Опека / попечительство – 23 человека (46%)

Патронат – 8 человек (16%)

Приемная семья – 37 человек (74%)

Наставничество – 12 человек (24%)

Семейный детский дом – 25 человек (50%)

Затрудняюсь ответит – 9 человек (18%)

Не дали ответ на вопрос – 2 человека (4%)

На вопрос: могли ли бы Вы взять ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в свою семью на воспитание?

Да, конечно – 12 человек (24%)

Да, но только в крайнем случае и на короткий срок – 3 человека (6%)

Да, но только если это мой родственник – 13 человек (26%)

Да, но только при условии материальной поддержки со стороны государства – 3 человека (6%)

Нет, ни при каких условиях – 9 человек (18%)

Затрудняюсь ответить – 10 человек (20%)

Как Вы относитесь к семьям, воспитывающим приёмных детей?

Положительно, эти люди достойны уважения – 34 человека (68%)

Мне их жаль, их ждут трудности и разочарования – 3 человека (6%)

Отрицательно, это люди, руководствующиеся корыстными целями – 6 человек (12%)

Другое – 3 человека (6%)

Затрудняюсь ответить – 4 человека (8%)

И на последний вопрос, какие, на Ваш взгляд, должны быть личностно - психологические качества у потенциальных воспитателей? Ответы были разными, но 21 человек сказали, что это должны быть порядочность и любовь к детям, что составило (42%); 16 человек – доброта, что составило (32%); 11 человек сказали – ответственность, что составило (22%); 9 человек указали на терпение (18%); 5 человек отметили что это должен быть человек с нормальной психикой и честным (10%); 3 человека отметили спокойствие (6%); и так же были отмечены: бескорыстие, человечность, сопереживание к чужой беде, без склонности к насилию (2%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном обществе происходят сложные и неоднозначные процессы, вследствие этого проблемы детей-сирот приобретают еще большую остроту и актуальность. Дети, лишенные постоянного контакта с родителями развиваются неблагополучно.

Проблемы сирот обширны, их решение видится лишь с помощью ряда изменений в законодательстве, проведение реформ. Основными реформами в области детей-сирот являются: жилищная реформа, реформа в образовании, военная, пенсионная и социальные реформы. Но не все проблемы решаемы. Проблема полной социализации и психологической нестабильности остаются неразрешимыми в течение всей жизни данной группы людей. Данный вывод мне помогла сделать Апонасович Галина Григорьевна главный специалист отдела опеки и попечительства Администрации Козульского района.

На общефедеральном и региональном уровне принимается ряд программ по сокращению числа детей-сирот. Основную ставку наш регион делает на систему патронатного воспитания.

На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Проблемы устройства детей-сирот являются одним из приоритетов социальной политики государства. Главной задачей становится переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот.

2. Никакие меры не смогут изменить ситуацию, если к проблеме устройства детей-сирот не будет привлечено внимание общественности.

3. Результаты анкетирования показывают, что большинство опрошенных козульчан беспокоят судьбы детей, оставшихся без попечения родителей. Отношение к семьям, воспитывающим приемных детей, носит позитивный характер, но взять на воспитание ребенка в свою семью готов не каждый.

4. При проведении большой работы, которую осуществляют муниципальный отдел опеки и попечительства, Администрации Козульского района, козульчане информированы, но недостаточно о деятельности этой службы, о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

По разным причинам люди берут детей из детских домов и приютов. Кто-то не может иметь своих, кто-то берет под опеку детей своих погибших родственников, кому-то просто нравятся большие семьи. Нам жалко тех детей, которые живут без родителей, ведь они не чувствуют самого главного: заботы, ласки, нежности и любви. Конечно, призывать к тому, чтобы больше людей брали малышей невозможно, но если есть хоть какая-нибудь возможность, то почему бы и не решиться на это. Нужно сказать большое спасибо тем, которые считают, что чужих детей не бывает, это очень сильные люди.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. http://www.tsput.ru/res/other/Bschool/Reasons/reasons2.htm - Истоки социального сиротства в России/

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0-Википедия

  3. http://www.childpsy.ru/lib/books/id/9095.php -Детская психология. Журнал по психологии на PsyJournals.ru

  4. http://www.usynovite.ru/statistics/2014/ - Интернет-проект Министерства образования и науки РФ: «Усыновление в России». Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей.

Приложение 1

Анкета

I. Беспокоят ли Вас судьбы детей, оставшихся без попечения родителей?

  •  
    • Да, беспокоят

    • Беспокоят, но не слишком

    • Нет, это не мои проблемы

    • Затрудняюсь ответить

II. С чем, на Ваш взгляд, прежде всего, связан рост социального сиротства в настоящее время? (возможно несколько вариантов ответа)

Экономическая ситуация в стране: рост бедности

Кризис семьи (рост разводов, неполные семьи)

Военные конфликты, стихийные бедствия

  • Распространение пьянства, наркомании

  • Падение нравственности в семье, в обществе

  • Другое

  • Затрудняюсь ответить

III. Как вы относитесь к помещению детей в государственные воспитательные учреждения?

  •  
    • Положительно, это необходимая мера

    • Это можно делать только в крайнем случае

    • Отрицательно, это губит ребёнка, ломает его судьбу

    • Затрудняюсь ответить

IV. Какие формы устройства социальных детей-сирот Вам известны?

Детский дом

Усыновление / удочерение

Опека / попечительство

Патронат

  • Приемная семья

  • Наставничество

  • Семейный детский дом

  • Затрудняюсь ответить

V .Могли ли бы Вы взять ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в свою семью на воспитание?

  •  
    • Да, конечно

    • Да, но только в крайнем случае и на короткий срок

    • Да, но только если это мой родственник

    • Да, но только при условии материальной поддержки со стороны государства

    • Нет, ни при каких условиях

    • Другое

    • Затрудняюсь ответить

VI .Как Вы относитесь к семьям, воспитывающим приёмных детей?

  •  
    • Положительно, эти люди достойны уважения

    • Мне их жаль, их ждут трудности и разочарования

    • Отрицательно, это люди, руководствующиеся корыстными целями

    • Другое

    • Затрудняюсь ответить

VII. Какие, на Ваш взгляд, должны быть личностно - психологические качества у потенциальных воспитателей?

Большое спасибо за участие в опросе!

Просмотров работы: 322