МОРАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МОРАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ

Марченко И.В. 1
1МБНОУ"Городской Классический Лицей"
Бедарев А.А. 1
1МБНОУ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Данная научная работа направлена на теоретическое и практическое исследование в области моральных аспектов мировой политики и касается непосредственно их практического применения и действия.

Целью научной работы являлось глубокое изучение появления, развития и способов влияния моральных аспектов на мировую политику. Для этого нами были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Изучение исторической и специальной литературы по теме исследования; формулирование основных понятий, относящихся к теме изысканий.

  2. Упорядочение имеющейся исторической информаций для выявления закономерностей в развитии политической морали.

  3. Анализ политической деятельности разных стран с целью выявления возможностей каждой из моральных традиций.

  4. Проведение анкетирования среди учащихся МБНОУ «Городской классический лицей» и работающего населения города Кемерово для определения мнения среднестатистических граждан Российской Федерации о моральных традициях и морали в политике.

Основные задачи научной работы имеют исследовательский характер и направлены на наиболее точное и полное раскрытие темы.

Объектом исследования выступают моральные аспекты политики, а предметом - появление, развитие и современная роль моральных аспектов мировой политики.

Актуальность темы заключается в том, что моральные аспекты в политике приобретают всё большую популярность в наше время, это главная тема обсуждений в прессе, телепередачах и научной литературе. При рассмотрении деятельности политиков зачастую делается отдельный акцент на мораль, ибо в борьбе за политическую власть все хотят представить себя в лучшем свете, опираясь на свою нравственность и свои моральные ценности.

В нашей работе приводится анализ деятельности ведущих мировых держав с раскрытием их принадлежности к одной из трёх моральных традиций, а также развёрнутое рассмотрение мнения общественности о роли морали в политике. По означенным причинам, представленный материал может считаться обладающим новизной и имеющим определённые перспективы в будущих исследованиях. Эта работа может стать некоторым пособием для специалистов и подспорьем для тех, кто только начинает изучать это направление.

Авторы исследования выражают искреннюю благодарность всем людям, которые оказали им содействие по ходу написания данной работы.

Глава 1. Мораль в политике. Моральные традиции 1.1. Становление мировой политики и морали в ней

Мораль и моральные принципы, ценности существовали и развивались в обществе очень долгое время. С момента появления человека на Земле началось зарождение первобытного строя - первого общества, которое было основано на простейших моральных принципах. Самыми первыми принципами в

человеческом коллективе стали уважение и поклонение старшим, восхищение женщинами - продолжательницами рода, разграничение добра и зла, стремление сделать даже невозможное для своей общины.

Появление в Древнем мире первых государств сопутствовало возникновению политики, которая начала строиться на простейших моральных ценностях. В процессе развития общества стали образовываться новые моральные принципы и появились моральные парадоксы, точное объяснение которым не могут дать до сих пор. [3] В Средние века окончательно оформились противоречия между представителями различных моральных принципов. [1] В Новом времени человечество стремилось к признанию прав личности, способности каждого

гражданина участвовать в политической жизни страны. При этом где-то власть шла навстречу народу, где-то – стремилась подавить недовольство, что приводило к революциям. В Новейшее время большинство Европейских стран вступило уже будучи республиками. В это же время появилось огромное количество международных организаций и оформленных двусторонних и многосторонних соглашений, призванных защищать права людей и основанных на принципах морали.

Таким образом, можно утверждать, что всё развитие человека было сопряжено с моральными принципами. С момента образования праобщин и до наших дней мораль руководила и руководит действиями людей. К настоящему времени, согласно М. Р. Амстуцу, в мировом сообществе установились три моральные традиции: скептицизм в отношении морали, космополитизм и коммунитаризм [5, с. 289]. Именно об этих моральных традициях и пойдёт речь в следующем разделе.

1.2. Моральные традиции

Моральные аспекты в политике приобретают в наше время большую актуальность и это главная тема обсуждений в СМИ и научной литературе.

Соотношение политики и морали напрямую зависит от политического режима. В странах с авторитарным режимом, где нарушается конституция, где в политике присутствует коррупция, а борьба за власть крайне жестока, ни о каком единстве морали и политики не может быть и речи. Но в демократических странах политика тесно связана с гуманизмом, нравственностью, и, тем самым, мораль с политикой не могут существовать друг без друга.

Моральные ценности в различных слоях общества и, тем более, в разных государствах не всегда совпадают. Порой появляются стычки мнений и разногласия, но это не значит, что в некоторых странах нравственность отсутствует.

Скорее это означает, что различные страны придерживаются в политике разных моральных традиций, заметно отличающихся друг от друга. [8]

Скептицизм.

Скептицизм – это философское направление, в основе которого лежит позиция, основанная на сомнении в существовании какого-либо надежного крите-рия истины. Скептицизм, как моральную традицию, оформил М. Р. Амстуц. Он писал, что в основе скептицизма, как моральной традиции, лежит ответственность и требование к рациональности решений. Скептицизм не отрицает наличия на мировой политической арене моральных традиций, но его представители настаивают на том, что в мире не существует единых стандартов в отношении морали. Из этого следует, что главы государств, руководствующиеся скептицизмом, должны принимать решения, взяв в основу национальные интересы, прагматизм и рациональность своих действий [5, с. 289].

В целом, скептицизм можно назвать теорией для людей с холодным умом. Все политики, которые придерживаются скептицизма, некие эгоисты, которые действуют во благо только своим интересам, своей стране.

Космополитизм.

Идеология космополитизма в корне отличается от идеологии скептицизма. Если скептицизм утверждает, что нормы морали у всех разные, то космополитизм, наоборот, считает, что мораль у всех одна. Главным смыслом космополитизма является единство. Сократ говорил, что все едины, причем под этим единством он подразумевал не просто Грецию, а весь мир.

Но при этом космополитизм не учит патриотизму, не учит любить свою родину и свой народ. Космополитизм складывается на утверждениях, что нужно забыть о патриотизме, а думать обо всем мире. У этой теории всегда было много последователей, но и множество людей, которые её не одобряли.

Таким образом, можно заключить, что традиция космополитизма более присуща политикам, склонным думать не о себе, а об окружающих. Она крайне

выгодна для соседних государств, но отнюдь не всегда для него самого.

Коммунитаризм

Коммунитаризм, как традиция, это нечто среднее между космополитизмом и скептицизмом. Коммунитаризм, так же, как и космополитизм считает, что должны существовать общие нормы, моральные ценности и традиции, но с другой стороны коммунитаризм говорит о развитии и экономическом процветании страны на основе холодного разума и расчёта, как это сформулировано в скептицизме. [2]

Сам по себе коммунитаризм представляет рациональное смешение традиций западного либерализма (свобода личности), консерватизма (защита традиционных ценностей) и социализма (защита коллективизма). Коммунитаризм заставил переосмыслить влияние обычаев и традиций на формирование моральных аргументов. Коммунитаристы вернули значение дружбы, семьи, международного сотрудничества – т.е. традиционные ценности – в современный мир [9].

Таким образом, коммунитаризм более применим во внешней политике и, в определенной мере, может увеличить многие показатели использующих его государств. Это обусловлено тем, что коммунитаризм подразумевает собой наличие у каждого сообщества своих моральных норм. [4]

Таким образом, в настоящее время в мировой политике присутствуют три моральные традиции: скептицизм, космополитизм и коммунитаризм. Использование каждой из них носит свою определенную специфику: какие-то моральные традиции более применимы для внешней политики, какие-то – для внутренней. Например, применение скептицизма во внешней политике способствует процветанию использующей его страны в данный момент, однако ставит крест на будущих союзнических отношениях между странами-соседями. Использование космополитизма хоть порой и приводит к ограничению возможностей государства, однако готовит почву для добрососедских отношений.

Исходя из сказанного выше, можно выделить следующие подходы, связывающие мораль и политику:

  • Морализаторский подход - политика должна иметь не только высоконравственные цели, но и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы, используя при этом лишь нравственно допустимые средства.

  • Нейтральный подход - игнорирование политикой нравственных ценностей. Такой подход делает ее аморальной.

  • Компромиссный подход - преобладает среди многих ученых и нравственных политиков. Он исходит из признания необходимости учёта нравственных норм в политике,

Глава 2. Современная роль морали в мировой политике 2.1. Ведущие мировые державы как приверженцы различных моральных традиций

Каждое из существующих государств занимает ту или иную позицию в отношении морали, моральных ценностей и традиций. Как правило, их использование не зависит от размеров и численности населения страны, или её значимости на мировой арене. Рассмотрим моральные традиции, присущие ведущим странам мира – США, Китаю и России.

Соединённые Штаты Америки (США).

Соединенные Штаты Америки – 4-я по величине и 3-я по численности населения страна, находящаяся вдали от Европы и Азии на Североамериканском континенте. США считаются единственной сверхдержавой в настоящее время по экономическому, военному и культурному влиянию в мире. Ведущие политические деятели США придерживаются лозунга «Если не с нами - то против нас». Чаще всего это приводит к катастрофическим последствиям. Напри-

мер, из-за вмешательства США в Ираке погибло свыше 600 тысяч человек, произошел раскол между христианским и мусульманским миром.

Рассматривая военную политику США, можно сказать, что Соединенные Штаты Америки не являются сторонниками такой моральной традиции, как миролюбивый космополитизм, а даже наоборот - являются его противоположностью. Американские политические деятели считают своей главной задачей нести либерально-демократические принципы всему миру. Однако, по нашему мнению, демократическая идеология США строится на очень сомнительных аксиомах, которые они хотят навязать мировому сообществу, например, что США являются лучшей страной мира, а американская демократия служит образцом, к которому должны стремиться другие страны.

Ради достижения этих целей правительство США готово буквально на все. Зная свое господство, США используют экономическое давление, вводят политические и экономические санкции, и всячески препятствуют развитию стран, которые не приняли позицию Америки.

Стоит заметить, что так называемое «единство традиций» в понимании США говорит о единстве только тех традиций, которые дадут миру США. Поэтому, стратегию Соединенных Штатов нельзя отнести и к коммунитаризму, так как они хотят не объединить мировое сообщество, а доминировать над ним.

Отсюда следует, что Соединенные Штаты Америки поддерживаются такой моральной традиции, как скептицизм.

Китайская Народная Республика (КНР, Китай)

Китайская народная республика – мировой лидер по народонаселению и 3-я страна по территории. Китай является одной из ведущих стран Азии, наряду с Японией и Индией и великой державой (в перспективе - сверхдержавой). Официально, китайское правительство проводит мирную и независимую внешнюю политику. Её главная цель – создание сильного и могущественного единого Китая, защита суверенитета государства, создание благоприятной среды для

экономического развития и открытости внешнему миру.

В настоящее время главный политический курс Пекина взят на расширение международных связей с соседними странами. При этом Китай довольно активно продвигает себя в мировые лидеры при помощи так называемой «мягкой» силы.

«Мягкая» сила – это форма политической власти, способность получать желаемые результаты на основе добровольного участия, привлекательности и симпатии. Термин «мягкая сила» был закреплён в программных документах КПК, которые фактически определяют направления развития страны и её политики.

Для реализации политики «мягкой силы» обозначаются следующие цели: формирование новых эффективных рычагов и механизмов несилового влияния на мировые процессы, а также создание условий для расширения экономического влияния Китая и обеспечение собственной культурной безопасности.

При этом и «жёсткая сила» не чужда современному Китаю. При решении территориальных вопросов с соседями и внутри страны Пекин зачастую ведёт себя довольно агрессивно. Наиболее наглядно это видно на примере Тибета, где все, даже мирные демонстрации тибетцев китайская полиция разгоняет с использованием оружия, а затем подвергает участников преследованиям.

Таким образом, Китай не ассоциируется с коммунитаризмом, ибо внедряя свою культуру в культуры других стран, разрушает их, меняет исконные моральные ценности. Также нельзя сказать, что действия КНР всецело и безраздельно направлены на защиту прав человека, что опровергает приверженность политики Китая космополитизму. Следовательно, остаётся только одна моральная традиция – скептицизм.

Российская Федерация.

Российская Федерация – государство, находящееся одновременно в Восточной Европе и Северной Азии. Территориально является крупнейшим го-

сударством мира, а по численности населения занимает девятое место.

Согласно Концепции внешней политики РФ от 12 февраля 2013 г. высшим приоритетом национальной безопасности страны является обеспечение защищенности личности, общества и государства. По этой причине главные внешнеполитические усилия страны должны быть направлены на достижение следующих целей[7]:

  • обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление её суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе;

  • создание благоприятных внешних условий для устойчивого и динамичного роста экономики России;

  • формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами; укрепление торгово-экономических позиций РФ в системе мирохозяйственных связей;

Таким образом, мы видим, что внешняя политика России направлена в первую очередь на защиту собственных интересов, в том числе и при решении международных вопросов. В качестве примера можно привести помощь РФ законному правительству Сирии в отражении террористической угрозы. При этом Россия действительно в какой-то мере стабилизировала законную власть, несмотря на все попытки США и Европы помешать ей в этом.

C другой стороны, Российская Федерация нередко стремится защитить права человека, причём не только на своей территории, но и в других государствах. Мы можем видеть это на примере присоединения полуострова Крым после проведения референдума в 2014 году.[6] Но при этом политика РФ не относится к космополитизму, так как далеко не во всех случаях пренебрегает национальными интересами ради защиты прав человека.

Оставшаяся моральная традиция – коммунитаризм. Здесь мы можем видеть защиту и национальных интересов, и прав человека. Таким образом, РФ

является довольно сильным соперником на мировой арене для таких ведущих стран как США и Китай. Это связано с тем, что в отличие от США или Китая, Россия совершает действия, идущие вразрез с мнением некоторой части мирового сообщества, тем самым приобретая как ярых противников, так и преданных поклонников.

2.2. Отношение населения к морали в политике

Любые международные соглашения между странами и внутренние законы напрямую меняют жизнь обычных людей в лучшую или худшую сторону. Поэтому, выяснение мнения граждан относительно этих событий является очень важным обстоятельством.

Составленный и проведенный нами опрос был направлен на выяснение честного и объективного мнения народа о некоторых реальных ситуациях. По данным анкетирования были составлены графики, которые приведены в приложениях к данной работе. В анкетировании участвовали только обычные люди, и поэтому можно было оценить взгляды на жизнь и на возникающие проблемы со стороны обычных граждан.

При опросе названия стран были изменеиы, так как, психологически, опрошенные в первую очередь будут обращать внимание на свою страну, что увеличивает риск субъективности в ответах. Кроме названий стран изменены также имена политических деятелей, о действиях которых шла речь в опросе, и некоторые особо яркие подробности общеизвестных событий, которые могли бы выдать упоминаемую страну или человека.

Сам опрос состоял из двух частей: из основной части и отдельного вопроса с развёрнутым ответом,

Основная часть опроса состояла из 7 вопросов, в которых надо было оценить ситуацию по пятибалльной шкале, и была поделена на три небольших раздела в соответствии с тремя моральными традициями, по четыре вопроса на каждую традицию. Все вопросы представлены в двух видах: теоретические вопросы и вопросы по реальным ситуациям.

Теоретические вопросы были составлены на основе главных признаков моральных традиций, чтобы выяснить, к какой моральной традиции человек больше склонен, или как он относится к той или иной ситуации. Ответы на вопросы, которые описывают реальную ситуацию, раскрывают мнение людей о поведении некоторых стран или политиков, а также объясняют, почему некоторым деятелям отдаётся большее предпочтение, чем другим.

Главная тема основной части анкетирования была прочно связана с темой данной работы. Во всех 7 вопросах главными «героями» выступают моральные аспекты во всех своих проявлениях или, наоборот, при их полном отсутствии, что позволяет определить мнение участников опроса о важности морали в политике.

Каковы наши выводы по результатам опроса?

Если говорить по первой трети, то можно сказать, что большая часть опрашиваемых не видят себя представителями скептицизма. Первый и второй вопрос, где были указаны основные принципы скептицизма, как моральной традиции в целом, показали, что участники опроса не поддерживают данную стратегию в мировой политике.

Вторая треть основной части опроса оказалось самой сложной, если говорить о конкретных выводах. С третьего по четвертый вопрос шли ситуации, указывающие на такую моральную традицию, как космополитизм. Можно было сделать вывод, что люди придерживаются этой моральной традиции, ведь именно такие моральные принципы они поддержали больше всего. Во втором вопросе, где надо было ответить «является ли защита национальных интересов во вред правам человека аморальным», 58 человек или 63 процента всех участников опроса согласились с этим мнением или отметили цифры 4 или 5. Но в

третьем вопросе, где были указаны реальные примеры, пошли сложности, ко-торые не подтверждают активного одобрения такой моральной традиции, как

космополитизм. Таким образом, большая часть респондентов крайне положительно относится к теоретическим обоснованиям космополитизма, но при этом совершенно не готова принимать его проявления на практике. Такие результаты говорят, что хоть опрошенные и желали бы универсальные нормы морали, но всё же они думают о своем государстве не в последнюю очередь и придерживаются мнения о том, что необходимо принимать рациональные и взвешенные решения.

Завершающая треть основной части опроса, а это пятый и шестой вопросы, оказалась самой предсказуемой из всех трех частей.

Вопросы подтвердили наши предположения, что большинство поддерживают такую моральную традицию, как коммунитаризм. Например, к утверждению: «В мировой политике не существует простых и однозначных решений, любая ситуация сложна и многогранна, т.к. каждое объединение людей имеет свои особые моральные нормы и традиции» большинство людей отнеслось крайне положительно или положительно, то есть отметило цифру 4 и 5 . Так же, как и на 6 вопрос, где было представлено рассуждение профессора, большинство ответили «крайне положительно» или «положительно».

Приведённые данные позволяют лучше понять логику и смысл, вкладываемые в ответы респондентов на 7 вопрос, и сделать вывод, почему люди поддерживают именно такую страну или именно такого деятеля, что тоже немаловажно.

Первая часть опроса позволила узнать мнение людей о различных жизненных ситуациях, определить какой моральной традиции придерживается большинство, психологически понять логику опрашиваемых при оценке конкретных ситуаций и получить основу, от которой можно отталкиваться, подводя итоги по второй части опроса

Заключительная часть опроса состояла из одной фразы, которую надо закончить по усмотрению участника анкетирования. Вот эта фраза: «Я считаю,

что в современной мировой политике мораль должна…..». В полученных ответах 46% респондентов написали, что мораль в мировой политике должна быть, но не занимать главенствующую позицию. Иначе говоря, большинство участников опроса, возможно, и не зная об этом, поддерживают такую моральную традицию, как коммунитаризм. Примерно равное количество набрали ответы, содержание которых сводилось к тому, что мораль в политике должна главенствовать (20%), или к тому, что мораль должна играть такую же роль, как и другие аспекты (18%). Таким образом, большинство опрошенных (84%) соотносят себя с тремя основными моральными традициями.

Подводя итог вышесказанному отметим основной вывод - политические деятели и обыкновенные граждане имеют разные представления о внешней политике мира. Это доказывает тот факт, что обычные люди и высшая власть зачастую придерживаются разных моральных традиций. Например, в то время когда политики принимают решения, опираясь на скептицизм, граждане делают выводы и оценивают события, исходя из коммунитаризма. Такое различие нередко приводит к противоречиям в отношениях государства и граждан.

В завершение, можно сказать, что зная, какой моральной традиции придерживается политический деятель или президент данного государства, можно сделать объективную оценку по следующим критериям:

1) Найдет ли он поддержку у других стран, и с какой из держав могут возникнуть хорошие взаимоотношения.

2) Найдет ли этот деятель поддержку у народа и каковы его шансы продвинуться дальше по карьерной лестнице, исходя из того, кто делает последний выбор - высший орган власти или обычные граждане.

3) Какое положение на мировой арене займет страна, если данный политик станет главой государства.

Заключение

В нашей жизни мораль в политике набирает всё больший интерес со стороны мировой общественности. Пресса, ТВ, научная литература – все они, если присмотреться, твердят нам об одном: о нравственности, высоких моральных принципах политиков. Поэтому актуальной является необходимость подробного изучения моральных аспектов политики, их возникновение и развитие.

В ходе нашего исследования была изучена научная литература исторического и теоретического характера, сформулированы основные понятия, касающиеся темы изысканий; упорядочена историческая информация, относящаяся к развитию морали и политики; на основе анализа действий современных ведущих мировых держав установлена их принадлежность к одной из моральных традиций; проведено анкетирование среди учащихся МБНОУ «ГКЛ» и работающего населения города Кемерово, в ходе чего было определено мнение среднестатистических граждан РФ о морали в политике. Таким образом, в ходе научного исследования нами были использованы методы анализа, обобщения и анкетирования.

Проведённый нами теоретический анализ показал, что мораль тесно связана с политикой. С самого возникновения первых государств они были тесно переплетены между собой, и мораль, существовавшая уже несколько тысячелетий, и только что появившаяся политика стали взаимодополнять друг друга. В ходе их взаимодействия появились следующие подходы к связи морали и политики:

Именно эти подходы привели к возникновению трёх моральных традиций: скептицизма, космополитизма и коммунитаризма – подробно рассмотренных нами во втором параграфе первой главы. Сейчас лишь кратко укажем, что: скептицизм основывается на том, что политики обязаны руководствоваться только национальными интересами, хотя и не забывать о благоразумности и прагматизме; космополитизм гласит, что права человека всегда должны стоять

выше национальных интересов; коммунитаризм призывает помнить и о правах человека, и о национальных интересах, рассматривать любую ситуацию на мировой арене с разных точек зрения.

Практическая часть нашего исследования позволила определить принадлежность ведущих мировых держав - США, КНР и РФ - к одной из вышеперечисленных моральных традиций. В Соединённых Штатах и Китае главенствует скептицизм, а в России – коммунитаризм. Исходя из этого, мы можем сказать, что, возможно, на данный момент политика России не находит поддержки у некоторых стран именно из-за принадлежности к другой моральной традиции. И хотя Китай и Соединенные Штаты вывели свои страны в экономические сверхдержавы благодаря скептицизму, моральная традиция, которой придерживается Россия, более прогрессивна в исторической перспективе и в будущем позволит ей занять лидирующее положение на мировой арене.

Еще одним пунктом нашего практического исследования стало анкетирование, позволившее открыто заявлять о мнении населения о роли морали в политике. На основе мнения 92-х человек, мы можем говорить о том, что среднестатистический гражданин Российской Федерации наиболее положительно относится к такой моральной традиции как скептицизм. Иными словами, мнение населения довольно часто не совпадает с мнением политиков, когда речь заходит о морали в политике.

Перспективы дальнейшего исследования данной проблемы мы видим в проведении более детальных исследований, сходных с содержание второй главы. Эту информацию можно использовать в целях увеличения объема базы данных о соотношении мнения народа и политиков, представляющих этот народ. Эти исследования помогут государственным деятелям более грамотно разработать свою тактику на политической арене.

Таким образом, данная научная работа представляет собой готовый продукт, имеющий широкое практическое применение.

Приложения Приложение 1

Ответы респондентов на шесть вопросов по 5-и балльной шкале

(1- отношусь крайне отрицательно, 5 – крайне положительно).

Приложение 2

Мнение девяносто двух респондентов по вопросу:

«Что должна делать мораль в современной мировой политике?».

Список использованных источников и литературы
  1. Агибалова, Е. В. История Средних веков. 6 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А. А. Сванидзе. – 18-е изд. - М. : Просвещение, 2011. – 272 с.

  2. Алексеева, Т. А. Курс лекций МГУ. Коммунитаризм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://userdocs.ru/filosofiya/10833/index.html?page=15.

  3. Вигасин, А. А. История Древнего мира. 5 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Гордер, И. С. Свенцицкая. - 17-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 287 с.

  4. Галкин, Д. В. Коммунитаризм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://voluntary.ru/dictionary/568/word/komunitarizm.

  5. Дрынкина, И.А. Словарь терминов по обществознанию (в помощь сдающим ЕГЭ) [Текст] / И. А. Дрынкина – Майкоп : издатель А. А. Григоренко, 2010. – 50 с.

  6. История России 21 век: основные даты и события (Таблица) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://infotables.ru/istoriya/560-istoriya-rossi i-21-vek.

  7. Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 12 февраля 2013 г) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://archive.mid.ru//bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787 a0034c255/c32577ca0017434944257b160051bf7f!OpenDocument.

  8. Курочкин, А. А. Мораль и политика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/15_APSN_2010/Politologia/67882.doc.htm.

  9. Лебедева, М. М. Мировая политика [Текст]: Учебник для вузов / М. М. Лебедева. - 2-е изд., испр. и доп.- М. : Аспект Пресс, 2007.- 365 с.

Просмотров работы: 1280