Каждое муниципальное образование Республики Коми в области стратегического планирования уделяет особое внимание развитию социальной сферы в соответствии с республиканской программой. За последние 10 лет в городе Сосногорске в рамках реализации целевой республиканской программы «Развитие инфраструктуры физической культуры и спорта в Республике Коми на 2008 - 2013 годы» были открыты Физкультурно-оздоровительный комплекс, Ледовый дворец «Звёздный», Клуб единоборств «Гладиатор» и Спортивный комплекс «Метеор»1; построены такие социальные объекты как Семейный парк «Югыд лун», Сквер «Железнодорожников»; обустроено несколько детских игровых площадок и открыты новые детские сады. Вся проделанная работа затрагивает интересы жителей города разных возрастных категорий.
Из всего выше сказанного понятно, что администрация стремится улучшить облик города и жизнь населения. Нам стало интересно, а как молодёжь Сосногорска использует новое пространство города. Мы решили составить свой экскурсионный маршрут по городу, опираясь на ментальную карту старших школьников.
Так и появилось наше исследование «Экскурсия по Сосногорску: значимые места и элементы малой родины в городе».
Актуальность нашей работы определяется тем, что в настоящее время облик города стремительно меняется, создаются новые объекты, направленные на благоустройство городской территории, и данное исследование позволит понять, как новое пространство осваивается молодёжью.
Объект исследования: образ города Сосногорска в глазах его жителей - подростков 15-17 лет.
Предмет исследования: видение городского пространства глазами подростков через ментальные карты.
Цель исследования: выяснить, как городское пространство Сосногорска воспринимается и используется молодёжью.
Практическая цель: на основе ментальных карт составить «экскурсионный маршрут» по самым значимым для подростков местам и проверить, какие значимые городские объекты входят в него.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить литературу по выбранной теме и провести работу с терминами;
изучить опыт исследования по данной теме;
провести интервью с подростками, используя метод ментального картографирования;
проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы по исследованию.
Методы исследования:
анализ теоретических данных по исследуемой теме;
составление ментальной карты;
интервью с элементами наблюдения.
Материалом для исследования послужило интервью с использованием метода ментальных карт, проведённое с 10 учениками 10-11 классов МБОУ «СОШ № 1» г. Сосногорска, МБОУ «СОШ № 2» г. Сосногорска и МБОУ «СОШ № 3 с УИОП» г. Сосногорска.
Данная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых имеет вывод, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В введении обосновывается выбор темы исследования, её актуальность, формулируется цель работы и задачи для её достижения, описывается краткая характеристика исследования и его структура.
В первой главе «Теоретический аспект исследования» вводятся основные понятия, рассматривается история развития ментального картографирования и использование «ментальных карт» как метода исследования городского пространства.
Во второй главе «Экскурсия по Сосногорску: значимые места и элементы малой родины в городе(анализ ментальных карт)» проводится анализ данных, полученных в результате исследования.
Заключение содержит результаты проведенного исследования.
Список использованной литературы включает в себя теоретико-методологические исследования, научные статьи и публикации, использовавшиеся в работе. В целом библиографический список насчитывает 10 источников.
В приложении содержится фактологический материал, представляющий собой бланк опросника; примеры ментальных карт, взятые из сети Интернет; примеры расшифровок интервью.
Практическая значимость. Понимание того, как молодые люди используют пространство города, позволит учитывать их потребности при улучшении городской инфраструктуры и при проведении работы с молодежью, а также получить информацию о восприятии молодыми людьми новых объектов городского пространства, их востребованности.
Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯМатериалом для исследования в данной работе послужила ментальные карты учеников 10-11 классов школ города Сосногорска.
Для начала следует определить значение термина «ментальная карта».
1.1. История развития ментального картографированияПопулярный в современных исследованиях термин «ментальная карта» используется в психологии и социологии и означает особую технику визуализации мышления путём создания эффективных альтернативный записей, задействуя ассоциативное мышление. Создание ментальных карт позволяет активизировать мышление, помогает быстрее и легче усваивать существующую информацию, фиксируя связи между рассматриваемыми предметами. Существуют иные названия данной методики: «интеллект-карты», «карты памяти», «карты разума», «карты ума»2.
Ментальная карта как метод исследования появилась сравнительно недавно – в 60-70х. годах XX века. Наиболее известными исследователями и теоретиками в этом направлении являются американский специалист в области городского планирования Кевин Линч и британский психолог Тони Бьюзен, исследовавший возможные пути повышения потенциалов и функций головного мозга человека. Именно последний популяризировал способ визуализации мышления посредством создания «карты памяти».
Тони Бьюзен является автором теории радианного мышления, которая подробно описана в его книге «Супермышление»3. В данной книге приводиться результат проведенного Бьюзеном и его коллегами исследования, согласно которому 95% населения планеты используют для запоминания связанные тексты, оформленные в маркированные пункты и подпункты. Т.е. используется низкоэффективная, по его мнению, линейная форма записи. Суть в том, что в процессе мышления человеческий мозг сперва создаёт центральный образ, а затем ответвляющиеся от него идеи. Записывая информацию в виде линейного текста, человек не реализует все возможности своего мозга, снижается качество труда и тратиться большое время на запоминание информации. В качестве альтернативы Бьюзен предлагает радианный метод мышления, основанный на выделении центрального, ключевого объекта, от которого «ветвями» отходят основные ассоциативные понятия, идеи и образы, которые служат центрами для следующих ассоциативных рядов. Визуализацией подобного мышления является «ментальная карта».
Преимущество данного метода мышления Тони Бьюзен продемонстрировал в 1997 году, установив в прямом эфире рекорд в запоминании многозначных чисел. Стремясь популяризировать метод «ментальных карт», Бьюзен выпустил ряд книг («Книга интеллект-карт: разветвленное мышление», «Научите себя думать», «Подключай свою память», «Используй на полную мощность и тело, и дух», «Руководство по развитию способностей к учебе для будущего поколения»), которые обрели широкую известность во многих странах мира и переведены на 28 языков.
Стоит отметить, что работа, проделанная Бьюзеном, не безрезультатна. Согласно исследованиям, в настоящее время метод радианного мышления и создание ментальных карт использует 250 миллионов человек по всему миру. И это не удивительно, ведь с преимуществом «интеллект-карт» сложно поспорить. Во-первых, они позволяют создавать более доступные и практичные конспекты в процессе освоения нового материала, экономя при этом время. Также, создание визуальных привязок, заставляет вспоминать, «извлекать» некогда полученную информацию, не прибегая к дополнительным материалам. Во-вторых, в процессе создания «карт памяти» упорядочиваются мысли по определённому вопросу и лучше воспринимается большой объём информации, что позволяет легче осуществлять поставленные задачи. В-третьих, во время создания ментальных карт задействуются различные участки мозга человека, что способствует развитию творческого мышления и воображения4.
В процессе создания ментальных карт следует придерживаться определенных правил, что позволит повысить их практическую пользу. Главное, что следует помнить при создании «интеллект-карты», это использование ярко оформленного центрального образа. Именно к нему будут привязываться ассоциативные объекты. Также в ментальной карте рекомендуется заменить слова графическими образами, что способствует лучшему усвоению информации. При обозначении связи между объектами лучше использовать стрелки, чтобы задать ход и направление мысли. Важным является соблюдение определенной иерархии мыслей, что позволит отделить ключевые направления и идеи от второстепенных, ассоциативных объектов. Примеры различных ментальных карт, взятые из сети Интернет, представлены нами в Приложении 2.
Итак, ментальные карты – это пространственные карты. Они делятся на линейные и не линейные. Линейная карта – это карта-путь, как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту. На них чаще наносятся объекты, масштаб, высота, условные обозначения и т. д. Вид нелинейных ментальных карт чаще представляется как карта-обозрение, как одновременное представление пространственного расположения объектов и процессов происходящих в определенных пространственных ареалах5.
1.2. Ментальное картографирование и образ города.В настоящее время среди учёных растет интерес к способам изучения восприятия городского пространства. Этому вопросу уделяют внимание в социологии, урбанистике, психологии, криминалистике, географии и в области городского планирования. Изучение городского пространства является весьма проблематичным, поэтому учёные не выделяют какой-то один метод в качестве ведущего. Проблемы изучения восприятия пространства города связаны с тем, что:
восприятие пространства происходит в движении, поэтому необходимо использовать мобильные методы;
отсутствует рефлексия относительно восприятия городского пространства;
существует трудность вербализации чувственных ощущений, связанных с восприятием городского пространство (особенно в случае тактильного восприятия) 6.
Одним из методов изучения городского пространства, который позволяет решить приведённые выше проблемы, является анализ метальных карт. Данный метод начал находить практическое применение в 1920-1930гг. и связан с представителями Чикагской школы социологии - Робертом Парком и Эрнстом Бёрджессом.
В своей научной статье «Город как социальная лаборатория» Роберт Парк7 указывает на то, что именно в городском пространстве человек развивается и влияет на окружающий мир, т.е. город становится центром его деятельности. Поэтому все существующие социальные проблемы Парк связывал с пространством города. Его ученик Эрнст Бёрджесс является автором Модели концентрических кругов города (Рис.1.).
Фабричная зона
Деловой центр
Зона рабочего класса
Зона перехода
Пригородная зона
Жилая зона
Рис.1. Модель концентрических зон города
Модель концентрических зон города основана на модели регионального землепользования (модель Тюнена), разработанной в 1826 году, и она контрастирует с секторной моделью Хомера Хойта и моделью с несколькими ядрами [3].
Концентрические зоны города располагаются в следующем порядке8:
I зона - центральный деловой район;
II зона - переходный район, где размещаются конторы и лёгкая промышленность;
III зона - рабочий район, место проживания рабочего класса, который вытеснен из переходной зоны, но поселился вблизи места работы;
IV зона - район резиденций, особняков для одной семьи;
V зона - пригородный район (города-спутники), находится в получасовом-часовом доступе от центра города.
Данный метод позволяет проанализировать критерии, стимулирующие рост и развитие городов и дополняется моделью Алонсо.
Применение ментального картографирования в области городского планирования связано с именем Кевина Линча. Он разработал теорию когнитивного восприятия городской среды, согласно которой при проектировании города в центр выдвигается не форма города, а восприятие городской среды человеком. Данная теория опирается на три идеи:
идея ментального образа и ментальных карт;
идея вообразимости;
идея чёткости и понятности среды 9.
Идея ментального образа раскрывается в самом известном труде Линча «Образ города», опубликованном в 1960 году. Эта работа основана на пятилетнем изучении городского пространства Бостона, Джерси и Лос-Анджелеса. Исследование Линча было направлено на понимание связи между человеком и окружающим его пространством, поэтому при формировании метальных карт он выделял пять основных элементов10:
пути - это коммуникации, вдоль которых наблюдатель может перемещаться постоянно, периодически или только потенциально. Их роль могут играть улицы, тротуары, автомагистрали, железные дороги, каналы. Для многих это преобладающие элементы в их образе окружения: люди обозревают город, двигаясь по нему, относительно путей организуются все остальные элементы среды.
границы - это те линейные элементы окружения, которые наблюдатель не использует в качестве путей и не рассматривает их в этом качестве. Это границы между двумя состояниями, линейные разрывы непрерывности: берега, железнодорожные выемки, края жилых районов, стены. Это скорее линии соотнесения по горизонтали, чем координирующие оси. Такие границы могут быть легко или трудно преодолимыми барьерами, отгораживающими один район от другого; они могут быть лишь швами, линиями, вдоль которых два района как-то соотнесены и связаны между собой.
районы - это части города, обладающие определённым распознаваемым характером. Именно по районам большинство людей упорядочивает свой город.
узлы - это места или стратегические точки города, в которые наблюдатель может свободно попасть, фокусирующие пункты, к которым и от которых он движется. Это прежде всего соединительные звенья, места разрыва транспортных коммуникаций, перекрёстки или слияния путей, моменты скачкообразного перехода из одной структуры в другую. Узлы могут быть и просто местами максимальной концентрации каких-то функций или особенностей облика.
ориентиры – тоже точечные элементы, но наблюдатель не вступает в их пределы, и они остаются внешними по отношению к нему. Обычно это достаточно просто определяемые материальные объекты: здание, знак, фасад, витрина, гора. Использование ориентира означает вычленение одного элемента из множества. Выделяют два вида ориентиров: ориентиры дистанционного и ориентиры локального типа.
Следует отметить, что названные выше элементы не могут существовать изолированно. В городской среде они накладываются друг на друга и взаимопроникают.
Ментальный образ города, или общественный образ – это групповые образы, которые захватывают большое количество городских жителей, по отношению к которым есть общее согласие. «Каждый индивидуум создает и несет свой собственный образ, но может существовать значительное согласие между членами одной и той же группы. Именно групповые образы, проявленный консенсус среди значительного количества людей интересуют городских проектировщиков, которые стремятся моделировать среду, которая будет использоваться многими людьми» 11.
Идея вообразимости – это способность физического объекта вызывать у наблюдателя сильный устойчивый образ.
Идея чёткости и понятности среды подразумевает под собой лёгкость восприятия и распознавания городского пространства, способность распознавания отдельных его частей и объединение их в одно целое.
В заключении стоит отметить, что использование социального картографирования как метода анализа социально-территориального пространства города обусловлено тем, что создание социальных карт позволяет изучить значение объекта / территории для конкретной группы людей, тенденции развития городских аномалий (городские субкультуры), причины возникновения и развития социальных проблем, а также стимулирует участие общества в развитии и улучшении облика города.
Выводы к главе 1Современное представление о ментальных картах заложено в 60-70-х годах XX века британским психологом Тони Бьюзеном, который указал ряд преимуществ «карт памяти» перед другими видами записи и хранения информации.
Ментальная карта - это особый способ визуализации радианного метода мышления. Существуют линейные и нелинейные «карты памяти».
В настоящее время ментальные карты активно используются в разных областях наук и видах деятельности, но особое распространение они получили при исследовании городского пространства. На значимость изучения пространства города указывали выдающиеся представители Чикагской школы социологии Роберт Парк и Эрнст Бёрджесс. Непосредственное изучение городского пространства при помощи ментального картографирования связано с именем американского проектировщика и градостроителя Кевина Линча, который разработал теорию когнитивного восприятия городской среды. Данная теория опирается на три идеи: идея ментального образа и ментальных карт; идея вообразимости и идея чёткости и понятности среды.
Глава 2. ЭКСКУРСИЯ ПО СОСНОГОРСКУ: ЗНАЧИМЫЕ МЕСТА И ЭЛЕМЕНТЫ МАЛОЙ РОДИНЫ В ГОРОДЕ (АНАЛИЗ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ)В нашем исследовании приняли участие 10 школьников, учащиеся 10-11 классов МБОУ «СОШ № 1» г. Сосногорска (далее – СОШ №1), МБОУ «СОШ № 2» г. Сосногорска (далее – СОШ №2) и МБОУ «СОШ № 3 с УИОП» г. Сосногорска (далее – СОШ №3). Возраст респондентов 15-17 лет.
Сбор информации для исследования представлял собой интервью с просьбой нарисовать ментальную карту города с акцентом на район проживания. Для проведения интервью был составлен опросник (Приложение 1).
Ментальные карты анализировались по критериям, указанным К. Линчем в его работе «Образ города» 12. Ниже представлены критерии, на которые важно обращать внимание при расшифровке ментальных карт:
Образы: качество образов: детальные – обобщенные; чувственные – абстрагированные; плотные – разреженные.
Пути: наличие тех объектов, на которые падает взгляд во время пути, что-то выдающееся, особенное. Реакция на «кинетические» свойства пути: повороты, спуски, подъёмы.
Узлы: последовательность, в которой информант наносит объекты на бумагу.
Ориентиры: размеры; «популярность» (часто ли называют тот или иной объект в качестве ориентира или ассоциации).
Границы: наличие чётких непрерывных границ, обусловленных внешними признаками.
2.1.1. Интервью
Район проживания. В нашем опросе приняло участие 6 человек, проживающих в части города, который местные жители называют Сосновка, 3 человека из 6 микрорайона города и 1 житель железнодорожной части. Многие давали небольшие характеристики своему району. 5 учеников охарактеризовали Сосновку как милый, тихий и спокойный район, один отметил, что данный район скучный и неинтересный. Ученики, проживающие в 6 микрорайоне, отметили, что район является для них удобным и привлекательным, в нём концентрируются ключевые объекты города. Железнодорожная часть, по результатам опроса, также является тихим и спокойным районом.
Наиболее важные места вблизи дома. В качестве важных мест учащиеся отмечали дома друзей и магазины, школу и места, связанные с внешкольной деятельностью (секции, кружки). В представленной ниже таблице выделены наиболее упоминаемые места по районам проживания.
Таблица 1
Районы города |
Названные места |
Совпадения |
Сосновка |
Дома друзей |
6 |
СОШ № 2 |
4 |
|
Магазин «Магнит» |
4 |
|
Магазин «Пятёрочка» |
3 |
|
СОШ № 1 |
3 |
|
Автобусная остановка «Болт» |
3 |
|
Клуб единоборств «Гладиатор» |
2 |
|
Школа изучения иностранных языков «Lingua Studio» |
2 |
|
Библиотека им. Якова Рочева |
2 |
|
Дом Культуры «Горизонт» |
1 |
|
Магазин «Казачий Кош» |
1 |
|
Спортивный стадион «Химик» |
1 |
|
6 микрорайон |
Дома друзей |
2 |
СОШ № 3 |
2 |
|
Магазин «Пятёрочка» |
2 |
|
Фонтан «Белка» |
1 |
|
ФОК |
1 |
|
Скейт-площадка |
1 |
|
Магазин «Магнит» |
1 |
|
Железнодорожная часть |
Овощная база, ДДТ, дома друзей, магазин «Пятёрочка» и «Союз» |
1 |
Места прогулок и встреч с друзьями. 40% опрошенных отметили, что во время прогулки не придерживаются определённого маршрута. 60% респондентов гуляют преимущественно в 5-6 микрорайоне, 4 учащихся, проживающих в Сосновке, отметили, что в своём районе не гуляют из-за отсутствия интересных, окультуренных мест. Два других выделили в Сосновке площадь им. Гагарина и стадион «Химик» в качестве мест, пригодных для прогулки. Также, 2 учащихся отметили, что иногда гуляют по приятным берёзовым аллеям у СОШ № 1.
50% опрошенных во время прогулки посещают Семейный парк «Югыд Лун», 30% - заходят в магазины «Магнит», «Пятёрочка» и «Берёзка». Двое отметили, что любят собираться с друзьями в Тайм-кафе «Урбан», оставшиеся 80% в качестве места встреч с друзьями выбирают дома друзей.
Приятные места. Приятные места связаны в первую очередь с приятными воспоминаниями из детства. В качестве памятных мест 70% респондентов выделили именно дворовую территорию и места знакомств с друзьями.
Учащиеся, проживающие в Сосновке, отметили, что отсутствие парков и мест развлечения делает территорию района спокойной и приятной. 5 отметили как памятное место СОШ № 1 и её территорию, 4 – «Гладиатор», 2 – СОШ № 2 и её территорию и детскую площадку по ул. Лесная. В микрорайоне двое учащихся выделили Семейный парк «Югыд Лун» и фонтан «Белка» в качестве приятных мест.
Опасные места в районе. Учащиеся считают опасными те места, в которых часто встречаются «бомжи» и «гопники», территорию у магазинов, торгующих алкоголем, из-за большого количества нетрезвых людей. Также опасность вызывают слабоосвещённые улицы, переулки и дворы. Ниже представлена таблица, в которой указаны основные опасные места районов, названные учащимися.
Таблица 2
Названные опасные места |
Совпадения |
Шанхай |
8 |
Дворы и переулки |
6 |
Гаражные массивы |
3 |
Лес между Сосновкой и 6 микрорайоном |
3 |
Территория за СОШ № 2 |
2 |
Вокзал |
1 |
Места, которые учащиеся в первую очередь показали бы приехавшим в Сосногорск друзьям. 7 респондентов в первую очередь показали бы своим друзьям из других городов Семейный парк «Югыд Лун», т.к. считают его главной достопримечательностью города. 4 учащихся отвели бы друзей к фонтану «Белка» и к музыкальному фонтану напротив Центральной больницы. 3 показали бы Дом детского творчества (бывший Клуб Железнодорожников), т.к. считают архитектуру этого здания одной из самых красивых в городе. Также учащиеся отметили такие места, как площадь им. Гагарина, стадион «Локомотив», Ледовый дворец «Звёздный», городской Вокзал, берёзовую аллею у СОШ №1 и футбольную площадку у СОШ № 3.
2.1.2. Ментальная карта
Образы: всего 20% опрошенных проектировали на карту абстрактные образы, 30% детализировали наброски небольшим количеством символов и дополнительных рисунков. Получились достаточно разреженные изображения городского пространства, ученики не знали, чем заполнить пустующие места между объектами, объясняя это тем, что в городе недостаточно интересных и привлекательных для них мест. У 50% опрошенных получились достаточно эмоциональные карты с большим количеством дополнительных символов и рисунков. На картах отражено много мест, с которыми связаны приятные воспоминания и которые вызывают интерес у учащихся, но присутствуют пустые места на стыке районов. Железнодорожная часть города не вызывает интереса у 60% опрошенных, 70% - детально отобразили пространство 5 и 6 микрорайона, связывая это с тем, что в этой части города сконцентрированы все наиболее привлекательные объекты. 60% респондентов подробно изобразили пространство Сосновки, но это преимущественно связано с тем, что данный район является районом их проживания.
Пути: 80% опрошенных называли конкретные объекты, которые притягивают их внимание во время прогулок по городу. 60% испытывали реакцию на «кинетические» свойства пути, низкое качество асфальта, плохую освещённость пути в вечернее и ночное время, отсутствие тротуара на некоторых участках.
Узлы: характерная черта последовательности нанесения объектов на бумагу – все учащиеся начинали свою карту с обозначения здания своего дома. Затем указывали основные дороги и объекты вблизи дома.
Ориентиры: в качестве ориентиров респонденты указывали как крупные и знакомые объекты, такие как Семейный парк «Югыд-Лун», «Гладиатор», магазины «Пятёрочка» и «Магнит», так и малоприметные: например, автобусная остановка, граффити на фасаде некоторых зданий.
Границы: большинство опрошенных проживает на территории района Сосновка и ассоциирует его границы с СОШ № 2, «лесом» между микрорайоном и Сосновкой и ул. Орджоникидзе, за пределами этой улицы 3 ученика, проживающих в данном районе, не указывают никаких объектов. Двое указали в качестве границы района железнодорожный мост через Ижму и один – клуб «Жара». Границы 6 микрорайона двое связывают с магазином «Пятёрочка» и территорией СОШ № 3, лишь один в качестве границы указал бывший магазин «Спутник» (ныне магазин «Магнит»). Границы железнодорожной части ассоциируются у респондента с Вокзалом, висячим мостом через Усть-Ухту и Ледовым дворцом «Звездный».
Выводы по главе 2Анализ интервью и ментальных карт учащихся позволяет сделать вывод о том, что наиболее развитым, комфортным и привлекательным для молодёжи является 5 и 6 микрорайон Сосногорска. Территория этих районов активно используется молодёжью во время прогулок, а культурные объекты привлекают внимание.
Пространство района Сосновка и железнодорожной части города не вызывает интерес у молодёжи и слабо используется ей. Территорию этих районов респонденты считают тихой и скучной. Хотя большая часть информантов проживают в этих районах, не все их них предпочитают там гулять, используя их улицы для транзита на территорию микрорайонов. Таким образом, спокойствие этих районов сочетается с недостатком интересных мест и пространств для прогулок – чтобы проводить свободное время в городе интересно, школьники должны переходит границы района, иногда пересекая небезопасные места (гаражи, лес).
Нами также отмечен и такой способ занять себя в свободное время, как «прогулка» по магазинам или домой к друзьям. И так гуляют, когда интересных мест, с точки зрения молодежи, в городе нет вообще.
Наиболее посещаемым местом в городе является Семейный парк «Югыд лун». Большинство опрошенных считают его главной достопримечательностью Сосногорска. Также учащиеся выделили такие городские объекты, как «Паровоз», фонтан «Белка», Клуб единоборств «Гладиатор» и спортивный стадион «Химик».
Среди опасных мест города респонденты в первую очередь выделяют территорию Шанхая. Также страх у учащихся вызывают гаражные массивы и дворовые территории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью нашего исследования было выяснение того, как городское пространство Сосногорска воспринимается и используется молодёжью.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: была изучена литература по выбранной теме, проведена работа с терминами; мы ознакомились с такими фундаментальными трудами как «Образ города» Кевина Линча и «Город как социальная лаборатория» Роберта Парка, изучили информацию научных статей, взятых с различных интернет источников.
Был изучен опыт других исследований по выбранной нами теме. Мы выяснили, что подобные исследования проводились в некоторых крупных городах России, Москве, Красноярске.
Также нами было проведено интервью, в котором приняли участие 10 учащихся СОШ № 1, СОШ № 2 и СОШ № 3 города Сосногорска. Каждым респондентом была составлена ментальная карта города с акцентом на район фактического проживания. Анализ интервью и ментальных карт учащихся, представленный во второй главе работы, позволил нам сделать выводы об использовании городского пространства молодёжью.
В результате исследования оказалось, что разные районы в глазах школьников имеют разную значимость. Самыми интересными и важными местами для подростков стали территории 5 и 6 микрорайонов. Изначально эти районы задумывались, как спальные, и в них не планировалось делать «лицо города». Однако в последние годы именно эти районы города стали значительно развиваться, там появилось много мест для гуляния и местных достопримечательностей. Сейчас они превратились в визитную карточку города для молодежи. Среди запоминающихся мест в этих районах подросткам больше всего дорог Семейный парк «Югыд лун», а также так называемый «Паровоз» (самый запоминающийся объект Сквера железнодорожников), и фонтан, прозванный в народе «Белка» (изображающий сосновую шишку и довольно забавную белку).
В менее запоминающихся для подростков районах Сосновки и железнодорожного Сосногорска значимыми для школьников оказались клуб единоборств «Гладиатор» и спортивный стадион «Химик», пришкольные территории. Это говорит о том, что молодым людям важно иметь возможность качественно заниматься спортом, и они используют открытые территории и спортивные площадки школ, для того чтобы проводить свободное время.
Среди опасных мест города респонденты, в первую очередь, выделяют территорию Шанхая, гаражные массивы и некоторые дворовые территории. Это те части города, которые еще предстоит превратить в комфортное пространство, хотя они являются типичными для многих городов.
Важно, на наш взгляд, отметить и такой способ занять себя в свободное время, как «прогулка» по магазинам или домой к друзьям. И так гуляют, когда интересных мест, с точки зрения молодежи, в городе нет вообще.
Материалы данного исследования могут использоваться администрацией муниципального района «Сосногорск» при улучшении городской инфраструктуры и при проведении работы с молодежью.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКБунич Е.А. Методы изучения восприятия городского пространства // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. № 6 (112). C 43 – 47.
Парк Р. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение. 2002. № 3 (2). C 3 – 12.
Игнатович Е.В. Ментальная карта. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/miental-naia-karta-1.html (дата обращения: 09.04.2017).
Линч K. Образ города. Образ города и его элементы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.glazychev.ru/books/translations/Lynch/Lynch_Image_of_the_city/Lynch_Image_of_the_city_2.htm (дата обращения: 09.04.2017).
Медведев Н. Современные методы конспектирования // Технологии чтения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tehread.ru/sovremennyie-metodyi-konspektirovaniya.html. (дата обращения: 09.04.2017).
Петко Л.Ю. Ментальные карты Бьюзена – ассоциативный метод активизации мышления. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.b17.ru/article/mentalniekarti/ (дата обращения: 09.04.2017).
Сизова Ю.А. Ментальные карты, как методы анализа городских пространств // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: http://pandia.ru/text/79/069/37725.php (дата обращения: 09.04.2017).
Модель концентрических зон города. ВикипедиЯ – свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Модель_концентрических_зон_города. (дата обращения: 09.04.2017).
Отдел инновационного развития. Кевин Линч: средовой подход в проектировании города. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urbanistika.ru/innovation/inova.php#Кевин (дата обращения: 09.04.2017).
Сосногорск. ВикипедиЯ — свободная энциклопедия. // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сосногорск (дата обращения: 09.04.2017).
ОПРОСНИК
Здравствуй. Мы проводим исследование, хотим выяснить, как старшие школьники видят свой родной город. Пожалуйста, ответь на наши вопросы. Мы будем использовать информацию, полученную от всех ребят сразу, поэтому ты можешь нам доверять, мы никому не расскажем твоего имени и что ты нам рассказал.
Расскажи, пожалуйста, где ты живёшь. На какой улице, в каком доме?
Перед тобой лежит лист бумаги. Представь, что это карта Сосногорска, но ты рисуешь её сам/сама. Нарисуй в центре карты или где хочешь домик, это будет твой дом.
Расскажи, в каком районе города ты живёшь (Сосновка, Сосногорск, Микрорайон 5,6). Подумай, в какой части района расположен твой дом (в центре, с краю? Попробуй нарисовать границы этого района вокруг дома (как будто ты обводишь дом кругом, при этом не страшно, если на круг будет не очень похоже).
Расскажи, какие места поблизости от твоего дома для тебя наиболее важны. Есть ли рядом дома твоих друзей, родственников? Твоя школа? В какие магазины рядом с домом ты ходишь один или с родителями? Где ты проводишь больше всего времени? Отметь эти места на получившейся карте.
Расскажи, где ты обычно гуляешь. Где обычно собираются ты и твои друзья? Куда вы вместе ходите? Отметь эти места на карте.
Есть ли рядом с твоим домом места, с которыми связаны памятные для тебя события? Места, где тебе нравится находится? Расскажи о них и отметь их на карте.
Какие ещё важные, на твой взгляд, места нужно нанести на карту? Представь, что ты должен сделать карту для друзей, которые не знают города. Нарисуй примерные дороги до важных мест (школы, магазины и т.д.).
Подумай о том, есть ли где-то в твоем районе какие-то места, где твоему другу нужно быть осторожным? Например, посмотреть по сторонам, перед тем как перейти дорогу, или идти осторожно, чтобы не разозлить собаку? Отметь такие места на карте.
Как ты думаешь, какие места в твоём городе ты бы в первую очередь показал друзьям, которые в первый раз приехал в Сосногорск? Чтобы ты им рассказал об этих местах, своём районе и городе?
ПРИМЕРЫ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ
Рис. 1 Интеллект карта, по которой Тони Бьюзен написал книгу — «Научите себя думать»
(Режим доступа: http://constructorus.ru/uspex/intellekt-karty.html)
Рис. 2. 1600 школьников из 15-ти сингапурских школ нарисовали самую большую интеллект-карту в мире - размером с два бадминтонных корта, которую вывесили на здании Сингапурского Института Менеджемента
(Режим доступа: http://www.internet-business.ru/blog/archive/mentalnye_karty_mind_maps/)
Рис. 3. «Преимущества использования ментальных карт»
(Режим доступа: http://www.stimul.biz/ru/lib/articles/exam)
1 Сосногорск. ВикипедиЯ — свободная энциклопедия. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сосногорск (дата обращения: 09.04.2017).
2 Игнатович Е.В. Ментальная карта. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/miental-naia-karta-1.html (дата обращения: 09.04.2017).
3 Медведев Н. Современные методы конспектирования // Технологии чтения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tehread.ru/sovremennyie-metodyi-konspektirovaniya.html. (дата обращения: 09.04.2017).
4 Петко Л.Ю. Ментальные карты Бьюзена – ассоциативный метод активизации мышления. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.b17.ru/article/mentalniekarti/ (дата обращения: 09.04.2017).
5Сизова Ю.А. Ментальные карты, как методы анализа городских пространств // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: http://pandia.ru/text/79/069/37725.php (дата обращения: 09.04.2017).
6 Бунич Е.А. Методы изучения восприятия городского пространства // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. № 6 (112). C 43 – 47.
7 Парк Р. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение. 2002. № 3 (2). C 3 – 12.
8Модель концентрических зон города. ВикипедиЯ – свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Модель_концентрических_зон_города. (дата обращения: 09.04.2017).
9 Отдел инновационного развития. Кевин Линч: средовой подход в проектировании города. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urbanistika.ru/innovation/inova.php#Кевин (дата обращения: 09.04.2017).
10 Линч K. Образ города. Образ города и его элементы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.glazychev.ru/books/translations/Lynch/Lynch_Image_of_the_city/Lynch_Image_of_the_city_2.htm (дата обращения: 09.04.2017).
11 Там же.
12 Линч K. Образ города. Образ города и его элементы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.glazychev.ru/books/translations/Lynch/Lynch_Image_of_the_city/Lynch_Image_of_the_city_2.htm (дата обращения: 09.04.2017).