Сегодня ни один человек на свете, наверное, уже не представляет свою жизнь без гаджета. Информационные технологии стремительно ворвались в жизнь современных людей. Если раньше, в общественном транспорте, как рассказывают мои родители, можно было часто увидеть людей, которые читали книги, газеты или журналы, то теперь – все с телефонами, планшетами и еще в наушниках. Каждый живет в своем мире. А приходя домой – мы включаем телевизор. И так каждый день. Остается ли у нас время на настоящее, живое общение? Какие программы смотрят мы, ученики младших классов, какие программы смотрят наши родители? Сколько времени можно проводить перед телевизором и сколько его проводим мы? На эти и некоторые другие актуальные вопросы мы решили ответить, выполняя исследовательскую работу.
Объект исследования: средства массовой коммуникации на примере кинематографии. Предмет исследования: влияние средств массовой коммуникации на становление мировоззрения младших школьников. Цель исследования: выявить роль и значимость средств массовой коммуникации, на примере телевидения и кинематографии, и сформулировать рекомендации по созданию оптимальных условий для формирования мировоззрения младших школьников. Задачи:
Рассмотреть основы изучения средств массовой информации, в том числе кинематографии.
Систематизировать виды мультипликации как младшего брата кинематографии.
Дать определение мировоззрению.
Разработать программу социологического исследования, просмотрев логику построения вопросов в анкете и включив вопросы «ловушки».
Проанализировать полученные в рамках социологического исследования результаты.
Методы исследования: теоретический анализ, социологическое исследование, контент-анализ.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КИНЕМАТОГРАФИИ 1.1 Средства массовой коммуникации: суть, понятия, разновидностиПод коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие; и процесс взаимодействия; и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. В 1969 году Ж. Д’Арси впервые во Франции акцентирует внимание общественности на необходимость признания права человека на коммуникацию, включая в это понятия возможность обеспечения и материальных, и духовных условий коммуникации. Коммуникация (лат. communication от communicare – делать общим, связывать; путь сообщения, форма связи) является объектом изучения многих наук: семиотики, социологии, этнографии, психологии, риторики, а также кибернетики, информациологии и ряда других естественнонаучных дисциплин1.
Информация (от лат. Informatio – разъяснение, изложение) – первоначально – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.); уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений; передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы)2. Таким образом, если коммуникация – это механизм общения, взаимодействие общественных субъектов, то информация – это содержательная сторона общения, взаимодействия общественных субъектов3.
Под средствами массовой коммуникации (СМК) подразумеваются пресса, радио, телевидение, кинематограф, шоу-бизнес, видеопродукция, Интернет и технические средства, обеспечивающие коммуникацию. СМК – это категория более широкая, чем СМИ. Кинематограф, шоу-бизнес, видеопродукция ввиду своей непериодичности не могут быть СМИ4.
Существуют различные типы коммуникаций: внутриличностная (личностная), межличностная, внутригрупповая, межгрупповая, массовая коммуникации. Они могут осуществляться в различной форме (культурно-духовной, научной, производственной, рекреационной, учебной), среди людей различного возраста, пола, принадлежащих к различным народам, нациям, этносам, расам, между планетами, континентами, странами, государствами, народами, территориями (межпланетные, межконтинентальные, межгосударственные, международные, межтерриториальные) и др5.
Массовая коммуникация представляет собой систему взаимосвязей, позволяющую получить практически одновременный доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей, независимо от места расположения, положения, социального статуса (СМИ, Интернет). Такая коммуникация развивается на основе использования технических средств размножения и передачи сообщения. Как правило, массовые коммуникации осуществляются специализированными организациями (издательства, агентства, редакции, студии)6. Массовая коммуникация – процесс, в ходе которого специфически организованные институты посредством технических средств производят и передают послания большой и рассеянной в пространстве аудитории7.
Массовая коммуникация реализуется через опосредованное общение. Главными средствами массовой коммуникации являются средства массовой информации: печать, радио, телевидение. Интернет, хотя в России законодательно не причислен к средствам массовой информации, в последние годы стал мощнейшим средством массовой коммуникации8.
1.2 Возникновение кинематографииКинематограф – отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синематограф и кинематография. Кинематограф был изобретен в XIX веке и стал крайне популярен в XX веке. В понятие кинематографа входят киноискусство – вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) – отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию и, демонстрирующая эти произведения для зрителей. Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники. Изучением кинематографа занимается наука киноведение. Влияние кинематографа огромно на культуру и искусство, на политику и экономику.
История кино начинается в XIX веке. Хотя фотография как способ запечатления неподвижных изображений появилась ещё в первой половине XIX в., для того, чтобы стал возможным процесс съёмки и воспроизведения движения, требовалось, чтобы фотографирование могло происходить с короткими выдержками. То, что нас сегодня кажется очевидным, изобретатели и пионеры кинематографа поняли далеко не сразу. Были сделаны десятки попыток создать системы записи и воспроизведения движущихся изображений, в которых даже принимал участие знаменитый Эдиссон. В результате, признанными изобретателями кинематографа стали французы, братья Луи и Огюст Люмьеры (рис. 1).
Аппаратура Люмьеров оказалась очень удобной, с её помощью можно было легко снимать и демонстрировать фильмы на большом экране, что и предопределило успех их изобретения. «Кинематограф» (или «синематограф») – именно так называлось устройство Люмьеров. Первая публичная демонстрация была дана в Париже ещё в марте 1895 г., но днём рождения кино считается другая дата, 28 декабря 1895 г., когда состоялся первый коммерческий киносеанс (это произошло в подвале «Гран Кафе» на бульваре Капуцинов). В своих сеансах Люмьеры демонстрировали несколько коротких (всего 50 сек.) роликов, первым из которых был «Выход рабочих с фабрики». Однако наиболее популярным из этих роликов стал ролик под названием «Прибытие поезда» (рис. 2).
В 1926 году студия Warner Brothers выпустила несколько звуковых фильмов, состоящих в основном из музыкальных номеров, но особого успеха у зрителей они не имели. Успех пришел только с фильмом «Певец джаза», в котором кроме музыкальных номеров Эла Джолсона присутствовали и его короткие реплики. 6 октября 1927 года – день премьеры «Певца Джаза» - принято считать днем рождения звукового кино.
Звук подталкивал к созданию более реалистичного, имеющего чёткий повествовательный сюжет. Некоторые известные режиссёры и актёры (в том числе Чарли Чаплин) выступали против звукового кино. Внедрение цвета в кино происходило медленнее, чем внедрение звука. Первый «полноценно цветной» короткометражный фильм системы «Technicolor» под названием «La Cucaracha» вышел в 1934 году. Первый полнометражный цветной фильм «Бекки Шарп» режиссера Рубена Мамуляна вышел в 1935, этот год и принято считать годом появления цветного кино. В СССР первый игровой цветной фильм «Груня Корнакова» был снят уже в 1936 году.
В 2009 году вышел на экраны фильм Д. Кэмерона «Аватар», сделанный с использованием компьютерных 3D-технологий, и положивший начало широкому применению их при создании и просмотре кино- и телепрограмм (рис. 3).
История советского кино началась с 1919 года.
1.3 Мультипликация как младший брат киноМультипликация – киносъёмка рисунков или кукол, изображающих отдельные моменты движения, а также фильм, полученный такой съёмкой9. С латинского языка значение этого слова звучит как «размножение» или «возрастание». Специальные технические возможности позволяют создать иллюзию движущихся изображений. В определенном темпе они друг друга заменяют.
Первые шаги в мультипликации были сделаны задолго до изобретения братьями Люмьер кинематографа. Бельгийский физик Жозеф Плато, австрийский профессор-геометр Симон фон Штампфер и другие учёные, изобретатели использовали для воспроизведения на экране движущихся изображений вращающийся диск или ленту с рисунками, систему зеркал и источник света (фонарь) – фенакистископ и стробоскоп. В 1914 году Уинзор Маккей создает первого в истории героя мультфильма, наделённого яркими личностными качествами – динозавра Герти.
Мультипликация стала частью кинематографа. В настоящее время для рисованной мультипликации используется компьютер или мультстанок с цифровым фотоаппаратом. Технологически этот процесс можно описать таким образом: на каждом последующем кадре (рисунке) персонаж и окружающие его объекты (если им тоже необходимо предать движение) представлены в немного иной фазе движения. Отдельные кадры (рисунки) фотографируются, а затем проецируются на экран со скоростью 24 кадра в секунду для видео со звуком и 16 кадров в секунду для роликов без озвучки. Для мультипликации необходимо создать каждый отдельный кадр исключительно вручную.
Существует несколько разновидностей мультипликации:
Ротоскопирование – мультипликационная техника, при которой мультфильм создаётся путём обрисовки кадр за кадром натурного фильма с реальными актёрами и декорациями (рис.4);
Пластилиновая анимация – вид анимации, где фильм изготовляется путём покадровой съёмки пластилиновых объектов, с их модификацией в промежутках между снятыми кадрами (рис. 5);
Песочная анимация – в ней лёгкий порошок (обычно очищенный и просеянный песок, но также соль, кофе, или что-то подобное) тонкими слоями наносится на стекло и перемешивается, создавая движущуюся картину (обычно все действия выполняются руками, но в качестве приспособлений могут использоваться и кисточки). С помощью диапроектора или световой доски получающееся изображение можно передавать на экран (рис. 6);
Рисованная мультипликация – технология, основанная на покадровой съёмке незначительно отличающихся двумерных рисунков (рис. 7).
Кукольная мультипликация – при создании используется сцена-макет и куклы-актёры. Этот тип мультипликации впервые возник в России в 1906 году (рис. 8).
Компьютерная анимация – кадры вручную или автоматизировано создаются специализированными компьютерными программами (рис. 9);
Squigglevision – это запатентованный метод компьютерной анимации, в соответствии с которым контуры объектов непрерывно колеблются.
Flash-анимация – мультимедийная платформа компании Adobe.
История российской мультипликации охватывает несколько периодов, крупнейшим из которых был советский, в основном представленный студиями «Союзмультфильм» и «Экран». В настоящее время в России ежегодно проводится анимационный фестиваль в Суздале и раз в два года международный фестиваль мультипликационных фильмов «Крок». Существуют и другие фестивали более мелкого масштаба (например, «Мультиматограф»). Работы отечественных художников-мультипликаторов также успешно выставляются на зарубежных фестивалях (например, «Старик и море» (1999), мультсериал «Смешарики»). Крупнейшие студии: студия Пилот, Мельница (рис. 10), Кинокомпания Мастер-фильм. Существует множество студий, выпускающих по одному-два фильма в год. Снимаются полнометражные мультфильмы («Алёша Попович и Тугарин Змей» (2004), «Князь Владимир» (2006), «Элька» (2006) и др..
Пока российская мультипликация не справляется с зарубежной конкуренцией: в России в год снимаются около 20-30 часов мультфильмов, во Франции – 350, на Западе и в Китае – тысячи часов, в Японии и США – десятки тысяч. «Союзмультфильм» ежегодно выпускал по 300– 400 экранных часов. В настоящее время дети чаще смотрят иностранные мультфильмы, предпочитая их отечественным. Иностранные мультфильмы привлекают их красочностью, прорисованностью деталей, интересным сюжетом. Отечественных мультфильмов снимают меньше, а значит и в кинопрокат они выходят очень редко.
1.4 Роль средств массовой коммуникации в жизни современного человека, в том числе младших школьниковСистема средств массовой коммуникации включает в себя СМИ, все формы и средства связи, способствующие установлению и расширению человеческих контактов и общественной интеграции, т.е. железные дороги, автомагистрали, авиалинии и т.п10. Однако первоначальной функцией средств массовой информации и коммуникации является передача информации. Анализ информации, передаваемой через СМИ и СМК, делает очевидным малое число отправителей информации и большое число ее получателей.
Большое воздействие на младшие поколения оказывает мультипликационный кинематограф. Как писал С. Гинзбург: «А образ-символ, а образ-метафора, которыми так часто пользуются сказка и басня, не могут стать объектом актерского перевоплощения. И именно это обстоятельство предопределило возникновение особого вида киноискусства, не связанного с актерским творчеством, - мультипликационного кино». В этом специфика мультипликации как вида, отражающего то, что не может отразить художественный кинематограф. Мультипликация в большей мере символическое искусство11.
Таким образом, мультфильмы, телевидение, СМИ начинают влиять на ребенка с ранних лет его жизни и продолжают свое воздействие на всех этапах социализации индивида. На основе этого у человека выстраиваются определенные модели поведения, мировоззрение, ориентации и видение мира в целом.
Мировоззрение – система взглядов, т.е. знаний и представлений, оценок и идеалов, норм и принципов, обусловливающих отношение человека к окружающей его природной и социальной действительности, к самому себе и тем самым определяющих его поведение и деятельность в нем. Наше взаимодействие с миром окрашено эмоциями, связано с чувствами, трансформировано страстями. Например, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.
Нормы и ценности являются важным компонентом мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.
Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях.
У младших школьников в урочной и внеурочной деятельности под руководством грамотного педагога – профессионала развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения, формируются личностные оценочные суждения и вырабатывается понятие общественного мнения. Поэтому, именно возраст обучающихся в начальной школе имеет огромные возможности для формирования основ духовно-нравственного мировоззрения. Особую роль в процессе формирования нравственных качеств, необходимо отвести детской книге.
Мировоззрение является ключевым понятием в жизни каждого человека, ведь именно оно определяет наше поведение, принципы и нормы, определяет нас самих. Ребёнок через призму мультфильмов, различных жанров кинематографа, разнообразных тв-шоу и передач «впитывает» ту закодированную информацию, которая передается с телеэкранов. Эта информация, откладываясь и сохраняясь, служит платформой для понимания окружающего нас мира. Это образы мамы и папы, друга и врага, добра и зла, всего того, на что ребёнок будет ориентироваться потом всю жизнь. Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из этих образов ребенок в дальнейшем строит свою модель мира, и самым главным кубиком в этой модели является образ женщины, девушки, девочки. Глядя на героинь девочки впитывают стереотипы будущего поведения. И речь идет больше о внутренних, душевных качествах, отражением которых являются внешность и образ действия мультяшных героинь.
2.2. Результаты социологического исследования на тему «Телевидение и мультипликация в жизни школьников младших классов»
Осенью 2015 года в МАОУ СОШ № 69 было проведено социологическое исследование на тему «Роль телевидения и мультипликации в жизни младших школьников». В исследовании приняли участие обучающиеся 2 классов «Б», «Г», «Д», «Е», «З». В каждом классе, за исключением 2 «З» класса, было опрошено по 27 учеников. Во 2 классе «З» в исследовании участвовало 16 человек. Соотношение опрошенных по гендерному принципу примерно равное: 60 – мальчиков и 63 – девочки.
Естественно, что наш опрос мы начали с вопроса о том, смотрят ли респонденты телевизор. Абсолютное большинство учеников телевизор смотрят – 86 % респондентов, 13 % - утверждают, что телевизор не смотрят, и в семье одного ученика – это около 1 % опрошенных – телевизора нет.
На вопрос о том, какой телевизионный канал чаще всего смотрят школьники, мы получили достаточно разнообразные ответы. Но самым распространенным стали следующие: телевизионные каналы «Карусель» «Дисней», 1 канал, «НТВ» и «Россия» заняли первые строки рейтинга. Данный выбор вполне предсказуем, особенно в отношении каналов «Карусель» и «Дисней», так как именно данные каналах в качестве своей аудитории определяют детей и именно на них чаще всего транслируются мультипликационные фильмы, различные детские программы.
С помощью следующего вопроса о том, какие телевизионные программы респонденты смотрят чаще всего, опрошенные подтвердили уже имеющиеся результаты: первую строчку рейтинга занял ответ «мультфильмы», что составило около 40 % опрошенных. Не может не радовать тот факт, что достаточно высоким интересом пользуются познавательные программы и фильмы-сказки. К сожалению, среди опрошенных есть дети, которым родители разрешают смотреть фильмы ужасов, достаточно взрослый канал КомедиКлаб, боевики.
Анализ значимых личностных качеств, которые дети выделяют в своих главных героях, говорит о том, что для респондентов наиболее значимы смелость, отвага и доброта. Анализ ответов в зависимости от класса обучения респондентов позволяет говорить о том, что для 2 «З» класса – самое важное – это смелость и отвага, во 2 «Г» классе – учатся самые веселые; в «Б» и «Д» классах распределение достаточно ровное, а вот в классе «Е» есть ученики для которых самым важным качеством является «крутизна»
Мы считаем, положительным тот факт, что более 50 % респондентов проводят перед телевизором во время учебного года не более 30 минут в день. Анализ занятости школьников демонстрирует, что младшие школьники не предоставлены сами себе, взрослые достаточное количество времени уделяют для их развития. Ученики вторых классов посещают спортивные, художественные, музыкальные школы и другие дополнительные занятие, в том числе и в школе. Только 18 % респондентов ежедневно проводят перед телевизором более 1 часа. Анализ в зависимости от класса обучения позволяет выявить различия. Так, меньше всего смотрят телевизор во 2 «Д» классе, а больше всего – во « «Е» (рис. 1). Практически не меняется картина ответов о количестве просмотра телевизора в выходные дни: более 50 % детей проводят перед экраном так же не более 30 минут в день. А вот в каникулы интерес школьников к просмотру телевизионных программ резко возрастает (рис. 3, 4).
Рис. 1. Время, проведенное перед телевизором во время учебного года
Рис. 2. Время, проведенное перед телевизором во время учебного года в зависимости от класса обучения
Рис. 3. Время, проведенное перед телевизором во время каникул
Рис. 4. Время, проведенное перед телевизором во время каникул, в зависимости от класса обучения
Наличие в анкете вопросов «на проверку» данных ранее ответов позволяет выявить на сколько правдивы были опрашиваемые в ходе ответов на предыдущие вопросы. Так, следующий вопрос «ловушка» подтверждает искренность младших школьников – 74 % опрошенных не будут бездумно сидеть у телевизора в ожидании любимой программы.
Мы понимаем, что информационные технологии с каждым днем все больше и больше проникают в нашу жизнь, заменяя живое реальное общение. Именно поэтому, так важны и интересны высказывания детей в отношении роли телевизора в их жизни. Только 10 % респондентов указывают на то, что не могут прожить без телевизора и дня, для 38 % - это техника, с помощью которой можно смотреть развлекательные программы; для 23 % - техника, с помощью которой можно узнать много нового и интересного, а 3 % указывают на то, что телевизор – это ненужная вещь (4 человека). И, наконец, 73 % респондентов утверждают, что могут прожить без телевизора. Для каждого четвертого ребенка роль телевизора в жизни слишком высока. Анализ ответов в зависимости от класса обучения показывает, что больше всего ценят «общение» с телевизором во 2 «Е» классе, и меньше всего – во 2 «Д». Результаты опроса показаны на диаграммах №№ 5, 6. Только 11 % респондентов готовы променять активный стиль жизни на просмотр телевизора (рис. 7). Более 70 % детей утверждают, что их ограничивают в просмотре телевизионных программ. Самые строгие родители учеников из «Б» и «Д» классов, или это самые «занятые» дети (рис. 8).
Рис. 5. Можно ли прожить без телевизора?
Рис. 6. Место телевизора в жизни детей
Рис. 7. Гулять или смотреть телевизор?
Рис. 8. Ограничения в просмотре телевизионных программ со стороны родителей
Около 90 % опрошенных знают, что сидя перед телевизором можно нанести вред своему здоровью. Больше всего ребят, которые придерживаются такой точки зрения учится во 2 «Д» классе (рис. 9). О наличии научно обоснованных рекомендациях психологов предполагает 81 % респондентов.
Рис. 9. Можно ли нанести вред своему здоровью, сидя перед телевизором?
К сожалению, мы должны отметить, что далеко не все респонденты осознают разницу между кинематографическими жанрами и путают художественные фильмы и мультипликацию. Так, школьники в рамках опроса назвали порядка 100 наиболее любимых мультфильмов. Однако 18 наименования – не являются мультфильмами, это художественные фильмы, а порой сериалы, которые так часто транслируются по телевизионным каналам. Из 82 названий мультфильмов – только 37 сняты в России, имеют национальные корни. К большому сожалению, 51 наименование – это зарубежная кинематография.
2.3.Рекомендации для формирования мировоззрения младших школьников с использование СМИ
Опираясь на изученный теоретический материал и результаты проведенного исследования, в ходе обсуждения, мы пришли к следующим выводам:
Информационно-просветительскую работу о значимости и о вреде телевизионных просмотров необходимо проводить как со взрослыми (родителями), так и с детьми.
Родители отвечают за воспитание и здоровье своих детей. Поэтому роль родителей очень высока и именно от них зависит занятость ребенка.
При формировании телевизионной программы следует предпочтение отдавать российской кинематографии (фильмам и мультипликации), тем самым развивая национальные основы мировоззрения, прививая элементы национальной культуры.
Общеобразовательным организациям уделять больше внимания предоставлению дополнительных бесплатных услуг для школьников с целью обеспечения их занятости в свободное от учебы время.
На уровне законодательства РФ можно рекомендовать установить пропорциональное соотношение российских и зарубежных фильмов и мультипликационных фильмов, особенно для просмотра детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе выполнения исследовательской работы выполнены все поставленные задачи, показано место телевидения в жизни современных детей, их включенность в просмотры телевизионных программ.
Авторы работы так же разработали рекомендации по созданию оптимальных условий для формирования мировоззрения младших школьников, которые включают в себя следующие моменты:
Необходимо проводить информационно-просветительскую работу о значимости и вреде телевизионных просмотров как со взрослыми (родителями), так и с детьми.
При формировании телевизионной программы следует предпочтение отдавать российской кинематографии (фильмам и мультипликации), тем самым развивая национальные основы мировоззрения, прививая элементы национальной культуры.
Общеобразовательным организациям уделять больше внимания предоставлению дополнительных бесплатных услуг для школьников с целью обеспечения их занятости в свободное от учебы время.
На уровне законодательства РФ можно рекомендовать установить пропорциональное соотношение российских и зарубежных фильмов и мультипликационных фильмов, особенно для просмотра детей.
Мы надеемся, что публичное представление полученных результатов, заставит и родителей и детей еще раз задуматься над тем, как они организуют свое время.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫШарков Ф.И. Основы теории коммуникации: учебник. Академический проект, 2005. 130 с.
Романов А. А. Массовые коммуникации: учебно-практическое пособие. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. 175 с.
Головлева Е. Л. Массовые коммуникации и медиапланирование: учебное пособие для вузов. Академический проект, 2009. 251 с.
Киселев А. Г. Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью». Юнити-Дана, 2012. 432 с.
О средствах массовой информации : Федеральный закон [от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (ред. от 30 декабря 2015 года)].// Официальный сайт компании «Консультант плюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения: 20.01.2016).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис. 1. Братья Луи и Огюст Люмьеры
Рис. 2. Кадр из первого фильма
Рис. 3. Кадр из фильма Д. Кэмерона «Аватар»
Рис. 4. Ротоскопирование
Рис. 5. Пластилиновая анимация
Рис. 6. Песочная анимация
Рис. 7. Рисованная анимация
Рис. 8. Кукольная анимация |
Рис. 9. Компьютерная анимация |
Рис. 10. Студия анимационного кино |
1 Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: учебник. - Академический проект, 2005. – С. 4.
2 Киселев А. Г. Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью». - Юнити-Дана, 2012. - С. 147.
3 Киселев А. Г. Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью». - Юнити-Дана, 2012. - С. 147.
4 Киселев А. Г. Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью». - Юнити-Дана, 2012. - С. 151.
5 Там же.
6 Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: учебник. - Академический проект, 2005. – С. 24.
7 Киселев А. Г. Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью». - Юнити-Дана, 2012. - С. 149.
8 Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: учебник. - Академический проект, 2005. – С. 39.
9 Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. – URL: http://www.vedu.ru/expdic/16219/
10 Головлева Е. Л. Массовые коммуникации и медиапланирование: учебное пособие для вузов. - Академический проект, 2009. – С. 85.
11 Кузнецова Е.М. «О специфике мультипликации». Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: философия.социология.право. 2013 №23(166) Выпуск 26