Во время учебы, во 2 классе, я стала плохо видеть написанное на доске, когда же меня пересаживали на передние парты, то я видела все хорошо, но все равно, к концу дня глаза очень сильно уставали. Разговаривая со своими одноклассниками, я выяснила, что многие тоже жалуются на эти же симптомы. Мне стало любопытно, с чем связано ухудшение зрения и я решила выяснить, в чем же причина.
Я поставила цель - изучить причины ухудшения зрения у школьников, и вопрос, можно ли восстановить ухудшенное зрение. Для этого я посетила врача, выяснила состояние своего зрения, изучила причины ухудшения, стала изучать вопрос и решила поделиться с детьми, как можно остановить этот процесс.
Проведя эти исследования, я поняла, что снижение остроты зрения стало наиболее распространенной болезнью среди детей школьного возраста. Однако этого можно было бы избежать, выработав вовремя правильные навыки поведения, охраняющие орган зрения от вредного воздействия различных факторов. Соблюдение правил по сохранению зрения доступно всем, так как не связано со значительными затратами времени и материальных ресурсов, а значит, знания о том, как заниматься оздоровлением глаз, необходимо всем. Именно это и обусловлено актуальностью темы проекта.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Теоретическая часть:
Выявить причины, влияющие на ухудшение зрения учащихся;
Познакомиться со строением глаза;
Изучить виды нарушения зрения;
Изучить способы поддержания и восстановления зрения.
Практическая часть:
Пройти обследование и комплексное лечение по восстановлению зрения;
Провести лекции и анкетирование среди учащихся в классе;
Составить правила бережного отношения к зрению.
Новизна и практическая значимость в том, что благодаря проведенному исследованию были разработаны правила для сохранения зрения младших школьников.
Объекты исследования: ученица 3 «А» класса Сафиуллина Карина; ученики 3 «А» класса МАОУ Школа №97.
Предмет исследования - комплекс мер, направленных на защиту зрения, бережное отношение к своему зрению.
При осуществлении исследования были использованы следующие методы: изучение литературы по теме проекта, эксперимент, наблюдение; сравнение; анкетирование.
Место проведения исследования: МАОУ Школа №97 г.Уфа.
Сроки проведения исследования: октябрь 2016 – первая декада апреля 2017 г.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГЛАЗАХ
Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.
Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.
Изучив подробно строение глаза, причины и виды нарушенного зрения, а также способы поддержания и восстановления зрения, я провела лекции в классе. Подробно с материалом лекций можно ознакомиться в Приложениях 1-5.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Комплексное лечение по восстановлению зрения
Посетив врача-офтальмолога, мне поставили диагноз «Спазм аккомодации» и назначили лечение каплями и аппаратное лечение. Пройденный курс немного улучшил мое зрение.
Осенью, вновь посетив врача, мне уже были выписаны очки и поставлен диагноз миопия слабой степени. Врач объяснила мне, что при слабой степени миопии те же самые симптомы, что и при спазме аккомодации, но эти симптомы постоянные. Главной задачей лечения, в моем случае, является остановка или замедление прогрессирования болезни.
Конечно, если бы я раньше задумалась о своем зрении и изучила бы вопрос полностью, и вовремя были предприняты меры, то у меня бы не развилась миопия слабой степени.
В лечении миопии, как и в лечении аккомодации, все методики применяются в комплексе, что даёт наилучший результат. В первую очередь врач подобрал мне очки. Назначение очков – это не лечение, это лишь коррекция зрения для большего комфорта пациента. При ношении очков уменьшается напряжение глаз, за счет этого снижается прогрессирование миопии. Мне были назначены очки для дали, и врач объяснила, что носить постоянно их нет необходимости. Поэтому, я надеваю очки на уроках, когда смотрю на доску, и дома, когда смотрю телевизор.
Меня и мою маму очень обеспокоило, что мне был поставлен такой диагноз. Поговорив с врачом, мы решили пройти полный комплекс лечения и понаблюдать, можно ли остановить прогрессирование миопии.
Подробно, как я проходила обследование и лечение можно посмотреть в Приложении 6.
После пройденных двух этапов лечения я проверилась снова у врача-офтальмолога. Результат лечения не вызвал ощутимого улучшения, но и в то же время, за этот период у меня не произошло никакого ухудшения и прогрессирования болезни. Врач отметила, что даже этот показатель – хороший результат.
Третий этап лечения я прохожу в настоящее время.
. Анкетирование
Столкнувшись с ухудшением своего зрения, я изучила много литературы и поняла, что очень важно бережно относиться к своим глазам.
У меня сразу возник вопрос: а знают ли об этом мои одноклассники? Я решила прочитать курс лекций.
Лекции были поделены на следующие темы:
Причины ухудшения зрения.
Строение глаза.
Виды нарушения зрения
Способы поддержания и восстановления зрения.
Правила по сохранению зрения у школьников.
Подробно ознакомиться с лекциями можно в приложениях 1-5.
Также я научила ребят гимнастике для глаз и проводила ее на уроках и переменах (Приложение 5).
Перед завершением работы над проектом, я провела анкетирование среди учащихся 3 «А» класса (Приложение 7). В анкете принимало участие 24 человека.
Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм (Приложения 8-14).
Диаграммы 1-2. Почти у каждого второго ребенка родители носят очки, не смотря на это, многие ребята (17 чел.) хорошо видят вблизь и вдаль. (Приложение 8).
Диаграммы 3-4. Из диаграмм видно, что дети больше времени проводят за телефонами и компьютерами, чем смотрят телевизор. (Приложение 9).
Диаграммы 5-6. Очень радует, что спортом занимаются 20 детей из 24. Однако, настораживает то, что дети мало гуляют, в основном, от случая к случаю (12 чел.), а пятеро детей гуляют исключительно по выходным. (Приложение 10).
Диаграммы 7-11. Почти все ребята (23 чел.) готовят уроки при хорошем освещении, отсюда и хороший показатель (18 чел.) того, что глаза у детей устают не особо быстро при выполнении домашних заданий. Не смотря на это, к концу дня каждый второй ребенок (14 чел.) чувствует усталость и дискомфорт глаз в конце дня, особенно, если работа связана с мелкими деталями (11 чел.). (Приложения 11-12). Это наводит на мысль о том, что в глазах к концу дня все же возникает спазм аккомодации. Чтобы снять это напряжение, только 15 человек из 24 делают гимнастику. (Приложение 13).
Диаграммы 12-14. Берегут свои глаза, надевая солнечные очки в летний период, 21 ребенок из 24. Знают, как сохранить зрение школьнику, 20 детей. Однако только 10 из 24 человек каждый год проверяет свое зрение у врача. (Приложения 13-14).
Какие же можно сделать выводы: исходя из анкетирования, я считаю, что далеко не каждый школьник соблюдает правила сохранения зрения. Мне очень хотелось бы, чтобы мое исследование и полученные выводы побудили ребят из нашего класса более ответственно относиться к своему зрению, и выполнять простые ежедневные действия, при соблюдении которых надолго сохранится хорошее зрение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проходя этапы лечения, я поняла, что любое лечение глаз у детей может потребовать значительного времени. Требуется упорство и постоянное соблюдение условий, чтобы устранить спазм аккомодации или приостановить прогрессирование миопии слабой степени. Я убедилась, что легче сберечь зрение, проводя профилактические мероприятия, чем лечить.
Поскольку проведение профилактических мероприятий доступно всем, то знания о том, как сберечь зрение, необходимо каждому. Считаю, что нужно обязательно проводить в школах встречи с врачом-офтальмологом.
Мне очень хотелось бы, чтобы мое исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно. А для того, чтобы одноклассники не забывали, как важно сохранить зрение и могли всегда провести гимнастику для глаз самостоятельно, я подготовила Памятку по сохранению зрения у школьников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Аветисов Э.С. Как беречь зрение / Э.С. Аветисов. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000. – 118с.
Биресфорд С. Избавьтесь от очков и линз / С. Биресфорд. – Минск: Попурри, 2003. – 192с.
Буянова А.Ю. Я познаю мир. Медицина / А.Ю. Буянова. - Минск: Харвест, 2000. – 400с.
Ермилова И.А. Собираетесь в школу? Тренируйте глаза / И.А. Ермилова // Здоровье школьника – 2008. - №8, с.56.
Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 3 / А. Ликум. – М.: Слово, 1995. - 542с.
Моя самая первая энциклопедия / М.: РОСМЭН, 2005.
Ревин А.И. Специфика зрения человека / А.И. Ревин. - М.: Медицина, 2003.
Сурков А.А. Энциклопедия. Влияние компьютерной техники на зрение человека / А.А. Сурков. - Новосибирск: Академия, 2001.
Тулянкин В. Домашний доктор. Лечебный справочник / В. Тулянкин. – М.: Эксмо, 2002. – 944с.
Интернет – ресурсы:
Защита детских глаз от солнца [Электронный ресурс] / -http://yarmalysh.ru/stati/detskie-bolezni/zaschita-detskih-glazok-ot-solnca – статья в интернете
Комплекс гимнастических упражнений для глаз Эдуарда Аветисова [Электронный ресурс] / - http://drvision.ru/profilaktika/gimnastika-dlya-glaz/po-avetisovu.html – статья в интернете
Устранение спазма аккомодации [Электронный ресурс] / -http://moeoko.ru/zabolevaniya/spazm-akkomodacii.html – статья в интернете
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Лекция №1. ПРИЧИНЫ УХУДШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
С началом обучения в школе наступает пора по-настоящему суровых испытаний для зрения ребенка.
Ответственность за выполнение школьных заданий, трудности и неудачи, возникающие в процессе обучения, новые знания,непривычнаянагрузканаваливаются на ребенка, снижая защитные функции его организма, который испытывает стресс от интенсивного роста, происходящего в школьные годы. Чтение и письмо на занятиях и во время выполнения домашнего задания сильно перегружают зрительный аппарат ребенка, а работа за компьютероми«отдых»перед телевизором «добивают» и без того «уставшие» глаза. Кроме того, для сохранения остроты зрения школьнику необходимо правильно питаться и соблюдать режим дня, а это получается далеко не всегда.
Таким образом, основными факторами негативного влияния на остроту зрения школьника становятся:
Чрезмерное напряжение зрительного аппарата (большое количество уроков);
Частое использование компьютера (планшета, смартфона);
«Отдых» у телевизора;
Несоблюдение режима дня (поздний отход ко сну, прогулки на улице заменяются повторением уроков, играми за компьютером);
Недостаток подвижных игр, прогулок на свежем воздухе;
Замена солнечного света искусственным (особенно характерно для зимнего периода);
Неправильное питание;
Стресс;
Наследственность.
Таким образом, причин влияющих на ухудшение зрения множество, зная их, можно эффективно бороться с ними.
Приложение 2
Лекция №2. СТРОЕНИЕ ГЛАЗА
Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.
Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.
Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи нам видны белковая и радужная оболочки. Спереди глазное яблоко защищают верхнее и нижнее веки. Впереди и под веками глаз покрыт специальной прозрачной тканью – конъюнктивой, которая предохраняет его от инфекции, грязи и пыли. Постоянное увлажнение всей поверхности глазного яблока обеспечивается слезными железами, а отток слезы происходит через специальные слезоотводящие пути.
Рисунок 2.1 Общий вид глаза
В центре передней поверхности глазного яблока есть прозрачная и выпуклая роговица. Прозрачность роговицы позволяет свету проникать внутрь глаза, а её выпуклость обеспечивает преломление световых лучей. Радужная оболочка у разных людей может быть разного цвета. В зависимости от количества пигмента в её наружном слое она имеет цвет от бледно-голубого или зелёноватого до тёмно-коричневого.
Рисунок 2.2 Строение глаза
В центре радужки находится отверстие – зрачок, через который свет попадает внутрь глаза. Внутри глаза темно, поэтому и зрачок у всех людей черного цвета. Под действием света зрачок то сужается, то расширяется благодаря специальным мышцам.
За радужкой находится хрусталик, который располагается перед стекловидным телом. Он имеет форму двояковыпуклой линзы. Этот хрусталик крепится на специальных эластичных мышцах и может изменять свою кривизну (быть выпуклым, плоским или вогнутым), чтобы отчетливо видеть то, на что мы смотрим.
Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки.
Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по зрительному нерву в специальной отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы видим то, на что смотрят наши глаза.
На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того, чтобы мы видели свет и цветное изображение, необходимо употреблять продукты, содержащие эти вещества (7,81).
Полость глазного яблока заполняет прозрачное, несколько желеобразное вещество – стекловидное тело. Оно поддерживает плотность глазного яблока и прилегает в внутренней оболочке - сетчатке, фиксируя её.
Таким образом, глаз устроен очень сложно и удивительно.
Приложение 3
Лекция №3. ВИДЫ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
Окружающий мир человек видит ясно, когда все отделы глаза работают гармонично. Если происходит малейший сбой в этой системе, то зрение выходит из строя и приводит к близорукости и дальнозоркости.
В норме, у человека с идеальным зрением, луч света или изображения, проходя через зрачок и преломляясь в хрусталике, попадает точно на сетчатку.
Рисунок 3.1 Нормальное зрение
При близорукости. Изображение, пройдя через зрачок, не попадает на сетчатку, оно не доходит до сетчатки, пытается сфокусироваться раньше, поэтому человек ничего не видит. Чтобы изображение дотянуть до сетчатки, близорукие люди подносят изображение ближе к глазам, т.е. доводят это изображение до сетчатки.
Рисунок 3.2 Близорукость
При дальнозоркости. Изображение, пройдя через зрачок и преломляясь в хрусталике, фокусируется за сетчаткой, поэтому дальнозоркие люди лучше видят вдаль. Чтобы изображение довести до сетчатки, они должны его отодвинуть.
Рисунок 3.3 Дальнозоркость
Вспомним бинокль, у которого есть колесико для настройки резкости. У глаз тоже есть такое «колесико», это цилиарная мышца, которая двигает назад и вперед хрусталик, для лучшей фокусировки изображения на сетчатке глаза.
Как и любая мышца нашего организма, цилиарная мышца может испытывать усталость при длительном перенапряжении и тогда глаз теряет способность реагировать на смену фокусного расстояния. Возникает спазм аккомодации.
Рисунок 3.4 Спазм аккомодации
Аккомодация – перевод взгляда вдаль и вблизь, вблизь и вдаль. Из-за того, что мышца перестает правильно работать, ребенок частично или полностью теряет возможность видеть предметы, расположенные вдали. Строго говоря, спазм аккомодации – это результат тяжелого зрительного переутомления.
Спазм аккомодации - это обратимое нарушение и если вовремя принять соответствующие меры и начать лечение, зрение ребёнка вернется в нормальное состояние. Поэтому второе название этого заболевания – ложная близорукость.
Спазм аккомодации возникает больше всего у детей младшего и среднего школьного возраста. Среди старшеклассников такая тенденция прослеживается реже. Это объясняется тем, что в растущем организме ребёнка цилиарная мышца ещё окончательно не сформировалась и недостаточно тренирована.
Причины для переутомления глаз могут быть такими:
длительная фиксация зрения на близко находящиеся предметы;
длительная фиксация зрения на удаленные предметы;
длительное воздействие яркого света.
Такие ситуации могут возникнуть в школе, когда ребёнок сидит на последней парте в классе или, наоборот, на первой. При плохой освещенности в комнате или при долгом сидении за компьютером.
Вызвать спазм аккомодации могут различные травмы, особенно черепно-мозговые, ушибы шеи.
Искривление позвоночника и нарушения мозгового кровообращения также могут вызвать ложную близорукость. В этих случаях необходимо лечение всех этих причин.
При спазме аккомодации бывают следующие явления:
нарушается острота зрения: удаленные объекты, при их рассматривании становятся нечеткими и расплывчатыми;
глаза очень быстро устают при разглядывании близко находящихся предметов:
в глазах двоится, в глазах появляется жжение и резь;
происходит слезотечение, покраснение глаз;
ребёнок испытывает усталость, появляются мигрени, вплоть до обмороков;
при взгляде на удаленные предметы ребёнок прищуривает глаза, часто моргает и зажмуривается.
Если срочно не принять меры и не лечить спазм аккомодации, то ложная близорукость может перейти в истинную близорукость, которая уже не поддается лечению.
Приложение 4
Лекция №4. СПОСОБЫ ПОДДЕРЖАНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗРЕНИЯ
Гимнастика для глаз
Комплекс специальных упражнений направлен на сохранение зрения и снятие усталости глаз. Во время выполнения упражнений происходит тренировка мышц глаза. Это положительно влияет на зрение.
Разработана проф. Аветисовым С.Э.
Все упражнения выполняются сидя, в течение 3-5 минут
Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперед сделать выдох. Повторить 5-6 раз.
Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть веки. Повторить 5-6 раз.
Руки – на пояс, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернув голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.
Руки – вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.
Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2-3 секунды, перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
Закрыть веки, в течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.
Питание и витаминные комплексы
Здоровье глаз зависит не только от правильного освещения, расстояния до книги или экрана, но и от нашего питания.
Возьмем, например, сетчатку глаза. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того, чтобы мы видели свет и цветное изображение, необходимо употреблять продукты, содержащие эти вещества.
Кроме витамина А и йода, положительное влияние на зрение оказывают такие антиоксиданты, как витамин С, витамин Е, а также цинк и омега-3 жирные кислоты.
Витамин А содержится в моркови, салате, зеленом горошке, дыне, помидорах, луке, твороге, печенке.
Витамин Е – в овощах, бобовых, зелени.
Витамин С – в шиповнике, смородине, квашеной капусте, цитрусовых.
Йод содержится в морской капусте; грецких орехах; из овощей минералом богаты картофель, свекла, а также зелень с огорода; фрукты, восполняющие дефицит йода – айва, слива, фейхоа. Из животных источников йода специалисты выделяют: морские продукты – рыба, креветки, крабы, моллюски и так далее; речная и озерная рыба; молочная продукция – молоко, сыры, творог, кефир и сливки; куриные и перепелиные яйца.
Морковь – богатейший источник каротина (провитамина А). Прекрасно питает и укрепляет глаза, помогает предотвратить близорукость. Кстати, морковный сок укрепляет нервную систему и способен привести весь организм в бодрое состояние.
Сок петрушки очень полезен при заболевании глаз и зрительного нерва, катаракте и конъюнктивите, изъязвлении роговицы глаза. Сок петрушки способствует восстановлению остроты зрения.
Отлично очищает кровь и весь организм, укрепляет глаза свекла. Две столовые ложки ее сока стоит добавлять к смеси морковно-петрушечного сока.
Пейте шиповник – по содержанию витамина С он абсолютный лидер. Его ежедневное употребление обеспечивает прочность и эластичность сосудов.
Людям, страдающим близорукостью, полезен боярышник. Он богат аскорбиновой кислотой и каротином. Сушеные листья и плоды боярышника полезно заваривать вместо чая. Ежедневно включайте в ваш рацион настои боярышника и шиповника, черничный морс и кисель, зеленый чай.
Богата каротином, необходимым для ослабленных глаз, тыква. Ограничений в ее потреблении нет. Добавляйте тыкву в салаты, супы, пюре.
Положительно воздействуют на сосуды глаз абрикосы в любом виде: свежие плоды, сок, сушеные – курага и урюк.
Очень полезна для сохранения зрения черника. Съедайте ее за сезон не менее 10 стаканов. Черника хорошо сохраняет свои лечебные свойства в засахаренном виде.
Щедро включайте в рацион блюда из этих продуктов.
Страдающим болезнями глаз стоит раз в год пить рыбий жир.
Из крупяных каш особенно богаты витаминами, которые хорошо усваиваются и необходимы нашим глазам, овсяная и гречневая.
Как можно меньше ешьте сладости и белый хлеб. Ограничьте употребление соли, но ни в коем случае не исключайте ее из рациона полностью.
Питание должно быть полноценным по всем составляющим. Однообразная пища снижает аппетит и плохо усваивается. Не злоупотребляйте соленьями и копченостями, мясом, колбасами, сливочным маслом. Лучший гарнир к мясным блюдам – салаты.
Картофель и рис можно есть не только с овощами, но и со слабосоленой рыбой или кусочком копченого мяса.
При заболеваниях глаз употребляйте пищу, которая легко переваривается. Основой должна быть натуральная пища, не подвергающаяся тепловой обработке. Продукты растительного происхождения должны составлять не менее 60% суточного рациона.
Состояние глаз, острота зрения сильно зависят от работы кишечника. Нарушение его функций для многих стало уже привычным. Пища в зашлакованном организме переваривается и усваивается неправильно, ухудшается всасывание витаминов, прежде всего витаминов А и Е. Это ухудшает и общее состояние здоровья, и состояние глаз.
Очищенный организм и здоровое витаминизированное питание укрепят ваше здоровье, сохранят зрение, помогут предотвратить близорукость и другие болезни глаз, стабилизируют остроту зрения и предохранят глаза от вредного влияния компьютера.
В качестве витаминного комплекса назначается «Лютеин-комплекс детский». Это биологически-активная добавка, которая содержит компоненты, обеспечивающие защиту зрительного аппарата, обладают антиоксидантным эффектом и снижают риск заболеваний глаз у детей.
При болезнях глаз очень полезно принимать полиненасыщенные жирные кислоты Омега-3. Они не вырабатываются в нашем организме и должны поступать к нам с пищей. Омега-3 незаменимый строительный материал для нервных и мозговых клеток (наш мозг на 80% состоит из жира, часть этого жира Омега-3). Незаменимые жирные кислоты являются источником энергии и выполняют структурную функцию – без них невозможно формирование клеточных оболочек (мембран), в которых особенно нуждаются клетки мозга и сетчатка глаз. Омега-3 повышает иммунитет, улучшает работу мозга, повышая память и внимание, оказывает противовоспалительное действие на организм ребенка, снижает проявление аллергии, благотворно влияет на зрение.
Рисунок 4.1 Продукты полезные для глаз
Защита глаз от солнечного света
Защита детских глаз - это не дань моде, а острая необходимость, которую медики осознали благодаря последним исследованиям. Согласно полученным данным, чем больше времени человек проводит на открытом воздухе, подвергаясь воздействию ультрафиолетового излучения (UVA и UVB), тем выше вероятность поражения сетчатки и, как следствие, развития болезней глаз. А они со временем могут привести к слепоте.
Прогулки на ярком солнце без адекватной защиты глаз скажутся намного позже, в пенсионном возрасте. Повреждения, возникающие под воздействием УФ лучей, накапливаются на протяжении всей жизни человека, но большую их часть, 80%, глаза получают в первые 20 лет.
Это связано с тем, что, чем меньше возраст человека, тем легче ультрафиолетовому излучению повредить сетчатку. Проницаемость хрусталика новорожденного ребёнка составляет 95%, 10-летнего ребёнка – 75%, и только к 20-25 годам в организме созревают защитные механизмы, позволяющие задерживать большую часть лучей и пропускающие через глаз лишь 35%.
Напряжение глаза во время 40-минутной прогулке на солнце без очков равно напряжению, возникающему при просмотре телевизора в течение двух часов!
Как же подобрать правильные солнцезащитные очки?В первую очередь, обращаем внимание на линзы. Если очки предназначаются ребёнку до 10-12 лет, то линзы не должны быть сделаны из стекла. Разбившись, такие очки могут повредить глаза. Идеальный материал для линз детских очков – поликарбонат. Он достаточно крепок, меньше царапается и почти не искажает изображение.
Следующий важный момент – наличие ультрафиолетовых фильтров. При ярком свете зрачок резко уменьшается, чтобы не пропустить на сетчатку вредное излучение. Наоборот, в темноте он максимально расширяется. Таким образом, надев очки с затемнёнными линзами, мы обманываем наши глаза – зрачок раскрывается, подставляя глаз под воздействие УФ лучей. Чтобы не навредить солнцезащитными очками ещё больше, в линзы добавляют фильтры. Это производитель обязательно указывает на этикетке. Детские очки должны обладать фильтром не менее 70%, но есть и очки, способные удержать до 100% лучей. Такие, поляризационные, линзы защищают глаза от прямого и отражённого излучения, поэтому они особенно нужны, когда ребёнок проводит много времени у воды, а также зимой. Ещё одним плюсом поляризационных линз является их способность защищать особо нежную кожу вокруг глаз.
Не менее важен и цвет линз. Сейчас можно найти цветные линзы на любой вкус, но для детских глаз подходят лишь два – серый (чёрный) и коричневый. Они хорошо улавливают видимый свет, не нарушают цветопередачу, снимают напряжение с глаз.
Теперь обратим внимание на материал оправы очков. В первую очередь, он должен быть гипоаллергенным: металлическим без содержания никеля или пластиковым. Оправа должна быть достаточно толстой и прочной, чтобы ребёнок не сломал её в первый же день.
Дополнительным стимулом носить очки ребенку, послужит пример родителей, имеющих привычку защищать от солнца собственные глаза. Ведь дети так любят подражать взрослым…
Рисунок 4.2 Как правильно выбрать солнцезащитные очки
Приложение 5
Лекция №5. ПРАВИЛА ПО СОХРАНЕНИЮ ЗРЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
Правила бережного отношения к зрению – простые действия, при соблюдении которых надолго сохранится хорошее зрение. Как хороший спортсмен не может без тренировок, так и наши глаза нуждаются в каждодневной зарядке. Необходимо помнить об этих правилах.
Большую часть времени мы проводим за письменным столом в школе или дома. Поэтому необходимо подобрать стол и стул, соответствующие росту ребенка.
При выполнении уроков нельзя наклоняться близко к тетради, книге – всегда надо помнить о своей осанке.
Достаточное освещение – обязательное условие для зрительной работы. Работая за письменным столом предпочтительнее естественный дневной свет, падающий на стол слева и спереди, а для левши справа и спереди. Если его недостаточно, то используется искусственное освещение - это настольная лампа и общий свет.
Нельзя читать лежа, так как не удается зафиксировать текст, и глаза быстро утомляются.
Питание должно быть разнообразным и полноценным, должно включать растительную и животную пищу богатую витаминами.
Особое внимание надо уделить правилам просмотра телевизора, работе за компьютером, за планшетом и смартфоном.
Если приходится долго читать или писать, не забывать делать гимнастику для глаз. Давать отдых глазам обязательно.
Необходимо регулярно проверять свои глаза, посещать окулиста не реже чем раз в год. Регулярная проверка зрения специалистом поможет выявить возможные проблемы на самых ранних стадиях и принять меры профилактики. Врач подскажет также возможные методы коррекции зрения.
НЕ ПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО
Рисунок 5.1 Как правильно сидеть за столом, партой
Рисунок 5.2 Правильное освещение рабочего места
Рисунок 5.3 Соблюдение режима дня
Для детей до 7 лет продолжительность просмотра телевизора не должна превышать 30-40 минут в день. В старшем возрасте – до 1,5-3 часов |
Рекомендуемое время за компьютером для детей 7-9 лет – около 15 минут в день. Для детей старше 10 лет это время доводят постепенно до 1,5 часов в день с обязательными перерывами |
Рисунок 5.4 Ограничение просмотра телевизора и игр на компьютере и планшете
Приложение 6
КОМПЛЕКСНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЗРЕНИЯ
Лечение миопии, так же, как и лечение спазма аккомодации, представляет комплексную и индивидуальную задачу. Обычно лечение включает в себя:
закапывание глазных капель;
физиотерапию (аппаратное лечение с помощью лазера, магнитотерапию);
всевозможные аппаратные тренировки (с помощью специальных программ для различных видов стимуляции ресничной мыщцы: лазерной, магнитной, цветовой);
уменьшение зрительной нагрузки;
улучшение обмена веществ и лечение болезней, вызывающих спазм;
приём витаминов и прогулки на свежем воздухе;
правильное питание.
На первом этапе мне были назначены капли, витамины, гимнастика для глаз, а также необходимо было пройти аппаратное лечение глаз.
Рисунок 6.1 Обследование у врача-офтальмолога
Рисунок 6.2 Заключение врача-офтальмолога
Для устранения «синдрома усталости глаз» мне были назначены глазные капли Ирифрин. Эти капли расширяют зрачок и расслабляют напряженную мышцу. В дополнение к этим каплям, были назначены глазные капли с витаминами «Тауфон». Эти капли питают и восстанавливают слизистую глаза.
В качестве витаминов мне был назначен «Лютеин-комплекс детский».
Также мы с мамой нашли в интернете информацию, что при болезнях глаз очень полезно принимать полиненасыщенные жирные кислоты Омега-3.
Поэтому я начала принимать «Омега-3» для детей от Орифлэйм – это 100% очищенный рыбий жир из тушки рыбы, а не жир печени. Это важно, т.к. в печени откладываются токсины и тяжелые металлы, которые могут сохраниться в конечном продукте. Этот рыбий жир сделан по высочайшему стандарту качества GMP с соблюдением рекомендаций Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) и проходит 5 ступеней очистки.
Рисунок 6.3 Витаминные препараты для глаз
Врачом – офтальмологом мне была назначена ежедневная гимнастика для глаз. Упражнения я повторяю 2 раза в течение дня.
Рисунок 6.4 Выполнение упражнения «Метка на стекле»
В поликлинике по месту жительства я проходила аппаратное лечение глаз. Для этого есть ортоптический кабинет, оснащенный различными приборами для тренировки глаз.
Для лечения косоглазия есть темная комната для электростимуляции и амблиотренер, для тренировки миопии средней степени есть аппарат ОЛТКМ, а также есть аппараты для лечения спазма аккомодации. Лечение проводит медсестра Салмина Алла Николаевна. Мне было назначено 2 вида лечения: раскачка по Волкову и лечение на аппарате «Каскад».
Раскачка по Волкову. Это - специальный комплекс упражнений, который тренирует мышцы, управляющие хрусталиком. На глаза надеваются очки, в которых можно менять линзы. В течение 15 минут в определенной последовательности перед глазами помещаются стекла с разной силой (от +0,75 до -0,75). После установки линз в оправу, необходимо с расстояния 5 метров смотреть на таблицу проверки зрения строго определенное количество минут. Глаза, в процессе тренировки, стараются увидеть строчку в таблице, которую плохо видят. Тем самым происходит тренировка мышц глаза. Я прошла 10 сеансов такого лечения.
Рисунок 6.5 Подготовка к упражнению «Раскачка по Волкову»
Рисунок 6.6 Выполнение упражнения «Раскачка по Волкову» |
Аппарат «Каскад». Глаз поочередно смотрит в трубу и наблюдает за светящейся буквой П, которая может быть красного или зеленого цвета. Тренировка каждого глаза идет индивидуально. В процессе процедуры буква П то удаляется, то приближается к глазу, за счет этого идет тренировка глазной мышцы. Продолжительность лечения 15 мин. В течение 8 сеансов глаз лечится поочередно, в последние 2 сеанса аппарат включается на оба глаза одновременно.
Рисунок 6. 7 Выполнение упражнения на аппарате «Каскад»
На втором этапе мне был назначен массаж шейно-воротниковой зоны, эндоназальный электрофорез и очки-тренажеры Super - Vision. Также я продолжила выполнять гимнастику для глаз.
Очки-тренажеры Super – Vision дают правильную нагрузку ослабевшим и разгрузку излишне напряженным мышцам глаза. В результате снимается усталость глаз и, при упорных тренировках, останавливается падение остроты зрения и наблюдается его восстановление. Очки-тренажеры представляют собой металлическую или пластмассовую оправу со вставленными в нее непрозрачными масками с набором отверстий. Диаметр отверстий и расстояние между ними подобраны таким образом, чтобы видимая глазом картина имела наиболее целостный вид. Маленький диаметр отверстий в масках очков-тренажеров по существу является механическим ограничением диаметра зрачка глаза, что приводит к увеличению глубины резкости и улучшению четкости наблюдаемого изображения, как в обычных очках. Но если при ношении обычных очков мышцы глаз постоянно находятся в напряжении и устают, то при ношении очков-тренажеров мышцы глаз расслаблены, а резкость видимого изображения высока. Ежедневное периодическое ношение очков-тренажеров позволяет без ухудшения резкости изображения давать отдых мышцам глаз без прекращения активной деятельности. Врач рекомендовала мне надевать очки-тренажеры во время просмотра телевизионных передач, при работе на компьютере или смартфоне.
Рисунок 6.8 Работа на компьютере в очках Super - Vision
Также я прошла 10 сеансов эндоназального электрофореза и массаж шейно-воротниковой зоны.
Рисунок 6.9 Процедура эндоназального электрофореза на дому
На третьем этапе лечения мне назначили капли, электростимуляцию глаз и снова раскачку по Волкову. Это лечение я прохожу в настоящее время.
Приложение 7
Анкета «Гигиена зрения».
Как вы оцениваете ваше зрение?
хорошо вижу предметы вдали и вблизи
хорошо вижу предметы вдали, вблизи вижу хуже
хорошо вижу предметы вблизи, вдали хуже
Чувствуете ли вы дискомфорт и усталость глаз в конце дня?
да
нет
При какой деятельности особенно устают Ваши глаза?
когда вы читаете
пишите
работаете с мелкими деталями
играете на ПК
рисуете
Хорошее ли у вас освещение за рабочим столом, где вы готовите уроки?
очень хорошее
слабое освещение, хотелось бы лучше
Как быстро устают ваши глаза при работе на уроке, при выполнении домашнего задания?
быстро
не очень
совсем не устают
Что вы делаете, чтобы снять напряжение с глаз?
гимнастику для глаз
отдыхаете
Сколько часов в день вы проводите за компьютером, смартфоном или планшетом?
меньше 1 часа в день
больше 1 часа в день
больше 3 часов в день
Сколько часов в день вы смотрите телевизор?
меньше 1 часа в день
больше 1 часа в день
Делаете ли вы гимнастику для глаз дома?
делаю регулярно
делаю время от времени
никогда не делаю
Занимаетесь ли вы спортом?
да
нет
Часто ли вы гуляете?
один раз в день обязательно
гуляю от случая к случаю, как получится.
гуляю только по выходным.
Носите ли вы солнцезащитные очки летом?
да
нет
Знаете ли вы, как сохранить зрение?
да
нет
Носят ли ваши родители очки?
да
нет
Проверяете ли вы каждый год свое зрение у врача?
да
нет
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
Приложение 14
Приложение 15