Одно из важнейших проявлений культуры общества - это состояние законности, где право выступает критерием уровня развития цивилизованности в стране. Право - это всегда антипод беспорядка, произвола, насилия, унижения человеческого достоинства. Каждый живущий в обществе включён в систему норм, культурных традиций. От требований общества спрятаться нельзя. Это не означает, что человек лишается всякой самостоятельности, права поступать так, как ему кажется нужным и справедливым. Общество оказывает влияние на его правосознание, способствует усвоению им правовых знаний и навыков, формирует его правовую культуру. Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными.
В исследовании поднимается проблема формирования правовой культуры населения, в частности возможность поднятия уровня правовой культуры посредством обучения основам права в подростковом возрасте.
Актуальность темы исследования обусловлена развитием демократического общества и процессом формирования правого государства.
Объектом исследования является процесс формирования правовой культуры подростковой группы населения.
В качестве предмета исследования выступает уровень правовой культуры подростков, а также факторы, способствующие ее формированию.
Цель исследования состоит в выявлении уровня правовой культуры подростковой группы населения и разработке рекомендаций по стимулированию формирования правовых знаний подростков.
Задачи исследования:
- систематизировать факторы, формирующие правовую культуру;
- выявить уровень правовой культуры подростковой группы населения;
- выработать рекомендации по повышению уровня правовой культуры подростковой группы населения.
Гипотеза исследования: необходимо совершенствование системы формирования правовой культуры подростов.
Метод проведения исследования: анкетирования
Методика проведения исследования
Мы в своей работе использовали разведывательное исследование – наиболее простое исследование, имеющее небольшое количество респондентов и небольшое количество информации. Оно используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в нем возникает в том случае, если проблема мало или совсем не изучена. Одна из его разновидностей – экспресс-опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент. К экспресс-опросам часто прибегают для оценки хода и результатов различных общественно-политических кампаний.
Для сбора информации мы использовали метод социологического опроса в виде анкетирования раздаточный способом.
В анкете мы использовали, как закрытые вопросы, которые предполагают наличие готовых вариантов ответов, которые разрабатываются до начала опроса, основываясь на своих исходных представлениях о содержании вопроса и данных пробного исследования, так и открытые вопросы, предполагающие развернутый самостоятельный ответ. Они должны были продублировать некоторые вопросы анкеты и дать более полную информацию при подведении информации. При конструировании закрытого вопроса социолог должен быть уверен, что все варианты ответов исчерпаны. Анкета, используемая при социологическом исследовании, приведена в Приложении.
См. Приложение 1
Вопросы анкеты были предложены учащимся 5 - 11 классов, респондентами были ребята из нашей школы. Мы разделили целевую аудиторию на три группы: младшая возрастная группа (10 – 12 лет), средняя возрастная группа (13 – 15 лет) и старшая возрастная группа (16 – 18 лет). Было опрошено 56 представителей. При проведении анкетирования мы использовали случайную выборку респондентов. Такой вариант позволит нам получить достоверную информацию и при этом позволит нам упростить процесс опроса и не мешать учебному процессу.
Результаты исследования
Вопрос 1. Откуда вы берете информацию о ваших правах и свободах? См. Приложение 2
Большинство ребят ответили, что получают необходимую информацию в школе, на уроках правоведения и учителей – 40% у средней группы и 44% у старшей группы респондентов, (только по этим данным можно сказать, что учитель совсем не враг учащихся, а их защитник!). Что же касается младшей группы учащихся, то информацию в школе получают всего 18 %, для них преобладает ответ из СМИ и от родителей – 28%.
Информацию из газет, журналов, радио и телевидения получают около 30 %. У младшей и средней группы. В старшей группе информацию их СМИ поучают всего 13%., для них более предпочтительно получать информацию из Интернета 24 %
Есть респонденты, которые читают, наверное, с увлечением, тексты законов - откуда и имеют всю информацию. От родителей большинство учащиеся не получают необходимых сведений, наверное это объясняется низкой правовой культурой и самих родителей. Хуже, когда ребята не знают где взять информацию и живут в незнании, 7% у младшей группы, 14% у средней и 16% у старшей группы. Такой рост свидетельствует о том, что с возрастом окружающие детей социальная среда считает, что всю необходимую информацию они уже получили и просветительская работа идет в меньшей степени.
Вопрос 2 . Знаете ли вы международные и российские законы, защищающие ваши права и свободы? См. Приложение 3.
Вопрос 3. Укажите, какие законы, защищающие ваши права, вы знаете?
Большинство опрашиваемых от 60% до 90 % у разных возрастных групп ответили что знают свои права, настораживает второе число от 10 до 40%, примерно, каждый третий не знает своих прав, а следовательно не защищен в полной мере. Кроме того, при ответе на дублирующий вопрос 3. Укажите, какие законы, защищающие ваши права, вы знаете? Многие учащиеся, особенно у младшей и средней возрастной группы затруднились адекватный вопросу ответ. Из законов самую высокую популярность имеют: Декларация о правах человека. На второй позиции - Декларация о правах ребенка, не обошли вниманием и основной закон государства - Конституцию РФ (третье рейтинговое место).
Вопрос 4. Знакомы ли вы с Уставом школы и ее локальными актами? См. Приложение 4
Порадовали ответы на 4 вопрос. Знакомы ли вы с Уставом школы и ее локальными актами? Большинство во всех возрастных группах ответили да, около 80%. Однако 20 %, то есть каждый 4 учащийся с данными нормативными документами незнакомы. Можно сделать вывод о необходимости усилить работу в школе по ознакомлению учащихся с основными регламентирующими документами школы.
Вопрос 5. Знаете ли вы свои права и свободы? См. Приложение 5
Вопрос 6. Укажите, какие права вы считаете для себя наиболее важными?
Имеют представление о своих правах от 78% до 100 % опрашиваемых. 18% в младшей и 22% в средней возрастной группе и не "подозревают", что имеют права и свободы, считая, что еще не совсем выросли и все за них решают взрослые. При ответе на дублирующий вопрос 6. Укажите, какие права вы считаете для себя наиболее важными? Многие респонденты затруднились с ответом, многие не смогли сформулировать, какими правами они обладают. Более часто называли следующие свои права и свободы: свобода слова, право на образование, право на жизнь, право на труд, свобода совести. Многие считают, что обладают политическими правами, право избирать и быть избранным, но это возможно только с 18 лет. В результате анкеты отмечены и такие "права": создание семьи, защита детей, право достойно умереть, оставив след в истории человечества.
Вопрос 7. Знаете ли вы свои обязанности? См. Приложение 6
Вопрос 8. Укажите, какие обязанности вам известны?
Считают, что имеют обязанности от 72% до 88% опрошенных. Однако и здесь примерно каждый четвертый учащийся ответил, что свои обязанности он не знает. При ответе на дублирующий вопрос 8.- Укажите, какие обязанности вам известны? Большинство респондентов указали, какими обязанностями они обладают. Среди несовершеннолетних высока ответственность перед государством, так как были отмечены обязанность платить налоги и служба Отечеству. Ребята говорят о необходимости соблюдать законы. Большинство же говорят об обязанности учиться в школе, слушаться родителей и учителей, защищать природу, делать уроки, не курить в школе, тихо сидеть на уроках, не хулиганить!
С таким "набором" обязанностей можно не беспокоиться за подрастающее поколение и будущее нашей Родины!
Вопрос 9. Знаете ли вы, куда обратиться за помощью в решении конфликтных ситуаций? См. Приложение 7
При ответе на данный вопрос от 61 до 91 % учащихся в разных возрастных группах ответили, что они знают, куда могут обратиться в случае нарушения их прав? Менее всего подкованы в этом вопросе учащиеся младшей возрастной группы. Более трети респондентов даже не подозревают, кто может оказать им помощь в данной ситуации.
Вопрос 10. Что вы предпримите, если при вас нарушаются права ваших сверстников? См. Приложение 8
Чувство солидарности отсутствует у многих учащихся нашей школы. 65% респондентов из младшей группу, а это более чем каждый второй, пройдут мимо, не заметят, будут молчать. Каждый третий из группы 13 – 15 лет поступят так же и только в старшей возрастной группе так поступит каждый 10 учащийся. Остальные же поступят следующим образом: от 15 до 33% позовут на помощь правоохранительные органы; от 19% в младшей и 55 % в старшей группах вступятся, объяснят, что так делать нельзя, познакомят обидчиков с правами. Несколько ребят пожертвуют своим учебником права и подарят обидчикам.
Заключение.
Подводя итоги нашей анкеты можно с уверенностью сказать, что у большинства опрашиваемых не сформировано понятие правовой культуры человека, низкий уровень этой самой культуры. Многих вопросы анкеты заставили задуматься над отношением к праву, и будем надеяться, что наше сегодняшнее состояние это только начало пути к формированию Гражданина, в полном понимании смысла этого слова.
Заключение
По мере исторического развития общества неуклонно повышается и уровень правовой культуры. В этом заключается основная закономерность правовой культуры. На ее развитие влияет политическая система, ее режим, господствующая идеология, юридическая наука, юридическая практика, юридическое образование, правовое воспитание. В конечном счёте, развитие правовой культуры предопределяется уровнем экономической системы, материальными и экологическими условиями жизни людей.
Неуклонное повышение всемирной правовой культуры отнюдь не означает, что в каждой отдельно взятой стране этот процесс непрерывен. Могут и, как правило, бывают зигзаги в развитии культуры вообще, правовой культуры в частности. Поэтому при общем всемирном процессе повышения правовой культуры ее состояние в конкретной стране может быть различным. Правовая культура может периодически находиться на высоком, среднем и низком уровне ее развития.
Проведя исследовательскую работу, мы сделали вывод, что подростки зачастую не знают о своих правах и обязанностях, что приводит к неправомерному поведению с их стороны и неспособности отстоять свои права. Наличие страха перед наказанием в качестве основного мотива правового поведения, недоверие к органам правопорядка, отсутствие стремления понимать и уважать права других является прямым следствием неэффективной правовой социализации школьной молодежи. Поэтому наша гипотеза подтверждается: для воспитания правовой культуры подростков необходимо совершенствование системы формирования правовой культуры подростов.
Список литературы
1. Алексеев С.С. Теория права. - М.: БЕК, 1995.
2 Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. - М., 1994. - С. 55-61.
3. Коломийцев В.Ф. Социология права и правовая культура // Гражданин и право. - 2006. - №6. -С. 11-14.
4. Политология: энциклопедический словарь / Сост. Аверьянов Ю.И, -М.: Изд-во МКУ, 1993.- 341 с.
5. Чернова Н.В.Социология. Учебное пособие. М., 2013
Приложение 1
Анкета
Ваш возраст ______________________________
|
А) из средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение) Б) из рассказов учителя на уроках В) из Интернета Г) от одноклассников Д) от родителей Е) я не получаю такую информацию |
|
А) да Б) нет |
|
Дать ответ, если на вопрос № 2 ответили А |
|
А) да Б) нет |
|
А) да Б) нет |
|
Дать ответ, если на вопрос № 4 ответили А |
|
А) да Б) нет |
|
Дать ответ, если на вопрос № 6 ответили А |
|
А) да Б) нет |
|
А) пройду мимо, буду молчать Б) позову на помощь правоохранительные органы В) вступлюсь, объясню, что так делать нельзя, познакомлю обидчиков с правами |
Приложение 2
Вопрос 1. Откуда вы получаете информацию о ваших правах и свободах
Приложение 3
Вопрос 2.
Знаете ли вы международные и российские законы, защищающие ваши права и свободы?
Приложение 4
Вопрос 4. Знакомы ли вы с Уставом школы и его локальными актами?
Приложение 5
Вопрос 5
Знаете ли вы свои права и свободы?
Приложение 6
Вопрос 7
Знаете ли вы свои обязанности?
Приложение 7
Вопрос 9
Знаете ли вы, куда обратиться за помощью в решении конфликтных ситуаций
Приложение 8
Вопрос 10. Что вы предпримите, если при вас нарушаются права ваших сверстников?
13