2016 год – знаковый в истории современной России: исполнилось 110 лет со дня образования парламента, прошли выборы в Государственную Думу и предстоят выборы Президента РФ. Это вызывает интерес к проблеме выборов вообще и, в частности, участию молодежи в избирательном процессе.
В современном обществе выборы являются одним из ведущих институтов демократии, так как с ними связана реализация политических прав граждан. Выборы являются главной формой проявления суверенитета народа, обеспечивают смену правящих лиц. В процессе выборов происходит политическая социализация населения, развитие политического сознания и участия. В ходе избирательного процесса граждане усваивают политические ценности и нормы, приобретают навыки и опыт.
Выборы должны опираться на основополагающие начала избирательного права, основными принципами которого являются - всеобщность, равенство, тайна выборов, прямое голосование. Избирательное право регулирует вопросы кто может избираться, кто избирает, порядок голосования, подведение итогов выборов.
Одной из актуальнейших проблем современного российского общества на сегодняшний день является нежелание жителей, и молодежи в первую очередь, участвовать в политической жизни. Многие молодые люди не ходят на выборы, позволяя политической жизни течь в русле, диктуемом другими возрастными группами. Не все молодое поколение, недавно достигшее избирательного возраста, активно использует избирательное право. Еще меньше тех, кто участвует в выборах в роли кандидатов.
Именно молодежь представляет собой наиболее социально активную часть населения. Это – основной электоральный резерв общества: каждый четвёртый потенциальный избиратель – человек в возрасте до 30 лет. Молодежь наследует степень развития общества, формирует образ будущего, её роль необходимо учитывать во всех сферах жизнедеятельности общества. Вопросы участия молодёжи в избирательном процессе становятся всё более актуальными. Одна из главных задач на сегодняшний день – совершенствовать и реализовывать основные направления и наиболее эффективные формы работы по широкому вовлечению молодёжи в избирательный процесс. Учитывая значимость правового просвещения как важнейшего фактора социализации личности и условия построения правового государства, следует отметить, что сегодня необходимо стимулировать рост общей культуры молодёжи, их кругозора, способности ориентироваться в мире на основе нравственных критериев. Молодёжь, как особая социально-демографическая группа, требует повышенного внимания общества. Именно она сегодня формирует и несёт в себе образ будущего.
Я выбрала тему «Ценностные ориентиры современной молодежи на выборах», потому что меня заинтересовала эта проблема. Мне стало интересно, какие ценностные ориентиры используют молодые люди на выборах. Ещё мне захотелось узнать, как молодежь участвует в выборах, ведь мне тоже скоро придется принимать в них участие.
Актуальность данной темы: активность молодежи, формирование ее гражданской и жизненной позиции, желание участвовать в принятии государственных решений – это залог процветания и стабильности страны в будущем.
Проблема исследования: низкое участие молодежи в политической жизни страны.
Объект исследования: обучающиеся школы, студенты.
Предмет исследования: способы привлечения молодежи на выборы.
Цель исследования: узнать, как можно изменить отношение молодежи к выборам.
Задачи исследования:
1. Через анкетирование выявить причины снижения электоральной активности молодежи.
2. Выяснить ценностные ориентиры молодежи на выборах.
3. Узнать способы повышения электоральной активности граждан.
Гипотеза – если разработать и реализовать действенную систему мер (правовых, экономических, организационных) можно реальными делами переломить протестный политико-психологический настрой молодежного электората.
Методы исследования:
1. Анкетирование и анализ.
2. Изучение специальной литературы.
3. Обобщение и систематизация материала по данной теме.
Глава первая. Молодежь как важнейшая часть большой страны. Условия влияющие на электоральную активность молодежи.
Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного.
Ценностные ориентации обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания и программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и виды деятельности и общения как средство достижения целей.
Развитые ценностные ориентации — признак зрелости личности, показатель меры ее социальности.
В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Они действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта.
Электоральное поведение- это совокупность действий и поступков граждан, связанных с осуществлением местных или общенациональных выборов в органы власти, а также участие их в референдуме.
По действующему российскому законодательству электорат-это совокупность граждан, достигших возраста 18 лет и обладающих избирательным правом.
В политической науке и политической социологии принято выделять долгосрочные факторы электорального поведения и краткосрочные. К долгосрочным относятся социальные факторы и политическая идентификация. Среди социальных факторов особое значение имеют следующие: пол, возраст, образование, доход, сфера профессиональной деятельности, религиозная и национальная принадлежность. К краткосрочным – экономическая конъюнктура, влияние средств массовой информации, воздействие политических лидеров, ведения избирательной кампании и ряд других.
Молодежь - это политическое будущее России. Через 10 - 15 лет она будет определять не только облик страны в целом, но и (в более узком смысле) статус выборов в российском социуме. От установок и образцов поведения молодых людей будет зависеть, превратятся ли выборы окончательно в инструмент манипуляции населением, или они станут одной из действенных технологий демократической организации власти.
Обратимся к статистике. Некоторые исследователи утверждают, что российская молодежь в целом индифферентна по отношению к деятельности властных структур, отрицательно воспринимает развитие политической ситуации в стране, не видит для себя возможности оказывать влияние на политические процессы, и поэтому граждански пассивна и аполитична.
В настоящее время первостепенной задачей является - повышение правовой культуры избирателей, в том числе и молодежи. Реально стимулировать их интерес к выборам, а значит, улучшить явку, возможно систематической, содержательной и разнообразной информационно-разъяснительной, просветительской работой, охватывающей все категории участников избирательного процесса. Однако молодежь сталкивается с проблемой разнообразия политических партий и сложностью осознанного выбора своих политических ориентиров.
Для того, чтобы выяснить условия, влияющие на электоральное поведение молодежи, я провела анкетирование.
Вопросы |
Количество опрошенных |
Ответы |
Выбор ответа |
Что бы вы хотели видеть в будущем развитии России? |
60 человек |
1.Уничтожение коррупции. 2.Улучшение и доступность медицины для всех слоев населения. 3.Увеличение зарплат, пенсий, пособий. 4.Благоустройство городов. 5.Экономическое развитие. 6.Развитие спорта. |
16 10 12 14 2 6 |
Каким способом это можно достичь? |
1. Принятием новых законов. 2. Силовыми методами. |
42 18 |
|
Повлияло бы на ваш выбор агитации и информации из СМИ, мнения родителей, друзей? |
1.Да 2. Нет |
37 23 |
|
На ваш взгляд, почему часто граждане России игнорируют выборы? |
1.Утомление от частых выборов. 2. Совпадение дня выборов с рабочим днем. 3. Невыполнение обещаний властей. 4. Низкий уровень использования политических технологий (работа СМИ, политическая реклама) 5. Психологический дискомфорт (влияние агрессивной предвыборной полемики). |
6 4 27 9 14 |
Вывод: Анкетирование показало, что основными вопросами, которые хотела бы видеть молодежь в стадии динамики- это вопросы, связанные с искоренением коррупции, благоустройство городов, доступность медицинской помощи, увеличение зарплат, пенсий, социальных пособий. Выяснилось, что наиболее значимыми факторами, влияющими на электоральное поведение, оказались социальные, так как любое поколение считает более важным решение социальных проблем, потому что это касается семьи и самого человека в отдельности.
Условия, влияющие на электоральную активность молодежи можно разделить на:
1.внешние (зависящие от внешних факторов развития и существования
общества и государства, к ним относятся политическая, экономическая и
социальная обстановка в стране);
2. внутренние (не зависящие, к ним относится возрастной критерий).
Правовая культура - это сфера человеческой практики, представляющая собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации). Правовая культура общества - это вся сфера материального и духовного воспроизводства права, юридическая практика народа в конкретный исторический период.
Сегодняшнее состояние правовой культуры российского общества напрямую зависит от действующей в стране системы правового воспитания и образования, от требований к уровню правовых знаний работников государственного аппарата, от внимания со стороны общества и государства к деятельности судебной и правоохранительной системы.
Одним из элементов правовой культуры является правосознание. Оно формируется двумя способами: во-первых, под влиянием общества и, во-вторых, при помощи самовоспитания и самообучения. В первом случае на человека воздействуют внешние факторы - экономическая ситуация в стране, «правящая» политическая партия, общее настроение в обществе, обучение в школе и вузе и т.п. Во втором - человек сам «делает себя», познавая мир самостоятельно, у него существует свой взгляд, не зависящий от окружения, и зачастую противоречащий ему. Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Правосознание общества - уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем, снижения явления абсентеизма в обществе.
Воспитание правосознания молодежи, находится в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан, связано с процессом повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости.
Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре.
Политическая культура, как и любая другая, характеризует уровень интеллектуального эмоционального развития человека и общества в области политических отношений, она производна от качества и глубины усвоения политических знаний и имеет своим результатом деятельность по преобразованию общественных отношений. Высокая политическая культура общества, в том числе молодого поколения, и является необходимым условием подлинной демократизации, которое означающего широкое участие населения в процессах организации общества и системы власти в нем.
К экономическим условиям относится: низкая заработная плата, безработица, высокие цены и т. п. Так, например люди с наименьшими доходами - они не живут, а выживают. Поэтому где уж тут думать о предстоящих выборах, кандидатах и их предвыборных программах. Платное образование делает невозможным получение знаний молодежи из малообеспеченных семей, и они идут работать, а те же, кому удалось поступить и окончить высшее учебное заведение, не могут устроиться по специальности.
Уровень социального положения молодых людей и их семей также оказывает влияние на отношение к избирательному процессу. Существует такое понятие как социальная стратификация - это система признаков социальной дифференциации. На основе таких признаков как образование, бытовые условия, занятие, доходы, психология, религия и т.п. общество делится на «высшие», «средние» и «низшие» классы и страты. Расстояние же между высшим и средним классами очень велико. И в силу этого, одной из закономерных черт нашего времени является катастрофическая маргинализация общества. Люди со стабильным положением в обществе (высший и средний классы) чаще и осмысленнее голосуют, чем люди из низшего слоя общества. Поэтому, для формирования заинтересованности у избирателей, необходимо уменьшить до минимума расстояние между крайними классами. Внутреннее условие - возраст молодого человека. Право избирать и быть избранным существует только у молодых людей достигших 18 лет. В этом возрасте молодежь более оптимистично настроена, легко поддается каким-либо переменам в государстве и влиянию со стороны рекламы предвыборных кампаний кандидатов, зачастую голосуя не умом, а эмоциями или по примеру родителей и за того же кандидата, которого выбрали они (родители). К тридцати годам молодые люди - набираются жизненного опыта, у них формируется своя жизненная позиция, они точно знают, чего ждут от жизни, делая в соответствии с этим свой выбор. Таким образом, существует прямая зависимость от того, на сколько обдумано сделан выбор от возраста молодого человека.
Глава вторая. Формы и методы привлечения молодежи к участию в выборах.
Выделяются две формы привлечения молодежи к участию в выборах: устная и письменная. Письменная форма выражается с помощью таких методов, как изучение всевозможной литературы, работа в библиотеках, чтение популярной политической литературы и т. п., то есть, когда мы имеем дело с письменными либо электронными источниками. Выражение устной формы - это то, что мы воспринимаем через органы слуха и зрения, когда смотрим телевизор, слушаем радио, участвуем во всевозможных обсуждениях и т. д.
Повышение общей культуры и воспитание вообще происходит при помощи восприятия информации извне, таким же образом происходит повышение и правовой культуры. Но что же может узнать молодой человек об избирательной системе, если ему никто не расскажет, ведь мало кто будет самостоятельно искать информацию о выборах.
Основными формами привлечения молодежи к участию в выборах являются:
1.Семья. Необходимо проводить мероприятия, повышающие правовое воспитание родителей. Существует большая вероятность того, что если родители участвуют в выборах и проявляют активную гражданскую позицию, то и дети тоже будут участвовать в выборах.
2.Школы и высшие учебные заведения. Необходимо создавать школьные кружки. Чем выше степень участия школьников во внеурочное время, тем выше их уровень политической грамотности и активности. Создание дискуссионных клубов для развития политической и правовой культуры.
3.Волонтерские движения - добровольные, бескорыстные участия молодежи в различного рода общественных проектах.
4.СМИ. Значительная часть информации о выборах молодое поколение получает через СМИ, поэтому необходимо просматривать и обсуждать проблемы государственного устройства, систему выборов, права и обязанности граждан и т.д.
5.Партии и общественные движения. Наибольшее внимание уделяют проблемам молодежи, создание молодежных организаций, что является весомым фактором вовлечения молодежи в электоральный процесс.
На основании анкетирования, я определила, что многие респонденты анкетирования (61,6%) считают, что информация СМИ, мнения родителей и друзей оказывает большое влияние на мнение и выбор человека. Устная форма привлечения преобладает над письменной.
Глава три. Причины низкой электоральной активности.
В настоящее время многие обсуждают проблему снижения активности избирателей на выборах, усматривают в этом выражение недоверия населения ко всему, что связано с понятием «власть».
Одну из важнейших причин, следует искать в государственной молодежной политике. Было бы неверным утверждение о том, что государство полностью отвернулось от молодежных проблем. Была принята Федеральная целевая программа "Молодежь России». В дальнейшем эта программа была скорректирована под цели и задачи государственной молодежной политики с приданием ей также статуса президентской программы.
Принципиальное изменение отношения молодежи к политике, к институту выборов возможно лишь тогда, когда сама молодежь почувствует себя реальным участником и субъектом трансформационных процессов в нашей стране. А это возможно лишь тогда, когда государство реально, а не формально сделает приоритетной молодежную политику, доступным получение образования, открытие своего дела, реализацию приобретенных профессиональных навыков за достойную плату, создание семьи, приобретение жилья, медицинское обеспечение, решит другие социальные вопросы и т.д. Это означает, что необходима очень серьезная коррекция государственной молодежной политики в целом.
Доверие, как известно, является фундаментальным фактором политического поведения. Это относится и к межличностному доверию, и к доверию политическим институтам. Социологическое исследование показало, что 54 процента молодых избирателей никому не доверяют или же доверяют только отдельным близким людям. Регулярное невыполнение политиками своих обещаний, политические скандалы, связанные с коррупцией, политической нечистоплотностью, нечестностью и непорядочностью перестали быть сенсациями и вплелись в естественную ткань обыденной коммуникации, резко противопоставившей власть обществу, власть молодежи.
Социологическое исследование: Как вы думаете могут ли выборы изменить вашу жизнь и жизнь окружающих людей в будущем?
Вывод: многие придерживаются мнения о том, что выборы в стране не решают злободневных проблем и ничего не меняют в жизни простых людей, выборы - это способ обмануть избирателей. Вместе с тем следует обратить внимание и на другой, особый аспект этой проблемы: у большинства молодежи отсутствует четкое понимание (знание) структур и функций институтов исполнительной, законодательной и судебной власти, механизмов взаимодействия ветвей власти, социальных (гражданского общества) и политических институтов.
Задача состоит в том, чтобы разработкой и реализацией действенной системы мер (правовых, экономических, организационных) успеть переломить реальными делами политико-психологическое противостояние власти подавляющей части молодежного электората. Молодежь волнует кризис духовности, падение уровня культуры в молодежной среде, нравственная деградация общества в целом. Она остро реагирует на проявление социальной несправедливости и ощущает себя на историческом перепутье. Молодые люди считают, что в настоящее время нравственному воспитанию молодежи уделяется очень мало внимания, что необходимо возращение системной воспитательной работы, в том числе по проблемам граждановедения. Исследование выявило, что молодежь готова использовать весь арсенал средств защиты своих интересов. Имеется еще один негативный фактор, снижающий электоральную активность молодежи, который отмечали практически все, - это использование молодежи на выборах в качестве объекта манипулирования. Молодежь вовлекают в избирательный процесс, используя различного рода шоу, формируют эмоциональную связь, которая реализуется в акте голосования, а потом благополучно забывают о ней до следующих выборов. В результате в сознании молодежи возникает негативная эмоция, что "тебя использовали".
Низкий уровень электоральной активности молодежи является вполне закономерным результатом двух процессов. Первый -отстранение государства от молодежи и от решения ее проблем. Второй -использование молодежи в электоральном процессе более сильными социальными группами как средства достижения своих групповых целей. Государство не способствует включению молодежи в социально-политические институты через школы и СМИ, а неопытная молодежь легко становится объектом манипулирования нечистоплотных политиков. В результате молодежь чувствует себя обманутой и повторять свой опыт политической участия особого желания не испытывает.
Результаты анкетирования показали, что необходимо акцентировать внимание на достоверности и целесообразности молодежной политики, ведь реальные мнения и жизненный опыт молодежи формируют устойчивую позицию данной категории населения на будущих выборах. Невыполнения властями своих программ и предвыборных обещаний приводят к низкой явке (45% респондентов). На многих оказывает влияние агрессивная предвыборная полемика.
Глава четыре. Факторы повышения электоральной активности.
В основной своей массе молодежь оказалась представленной самой себе, что, естественно, сказалось на характере ее общей и политической социализации, формировании гражданских качеств, социального и политического поведения, в том числе и электорального. За годы реформ в молодежной среде сложилась особая негативно-психологическая атмосфера, своя система ценностных ориентации. Переломить сложившееся политико-психологическое отчуждение молодежи возможно лишь реальными проектами политических и социальных институтов, созданием для нее правовых, экономических и организационных условий и гарантий, обеспечивающих ей субъектное отношение к проводимым в стране реформам.
Во-первых приоритетность государственной молодежной политики.Это принцип долгосрочного инвестирования в молодежную политику в целом и в первую очередь в ее социальную составляющую. Это означает, что государство в полной мере должно выполнять свои регулятивные и социализационные функции по отношению к молодежи как социальной группе, которая в ближайшей перспективе объективно должна стать главной социальной опорой становящейся демократической политической системы страны. Повышение электоральной активности молодежи, как показывают результаты проведенного исследования, во многом будут зависеть от того, насколько быстро государство сумеет преодолеть сложившееся в молодежной среде отчуждение от властных и социальных институтов, сумеет создать реальные условия для активного, субъектного включения молодежи в созидательный процесс реформирования во всех сферах общественной жизни страны.
Но долгосрочное инвестирование в молодежную политику - это не только финансовые вливания в нее. Это и формирование идеалов, ее нравственных принципов и установок, на базе которых происходит становление ее гражданских качеств, проявляется сущность ее отношения к политике, формам политического участия. Принцип долгосрочности инвестирования в молодежную политику предполагает, что получение желаемого результата в этой сфере, как показывает мировая практика, можно ожидать в границах жизни одного поколения.
Во- вторых необходимость учета последствий процесса социального расслоения в молодежной среде при формировании государственной молодежной политики. Это означает, что через систему государственного регулирования необходимо создавать более или менее равные стартовые возможности для представителей различных групп российской молодежи. При этом важно учитывать и региональные аспекты этой проблемы.
На электоральную активность российской молодежи уже сейчас серьезно влияет процесс социального расслоения. Доступность получения образования, высокооплачиваемой работы, возможность создания семьи, приобретения жилья и получения других социально значимых благ для основной массы молодежи становятся сложными и взаимно обуславливающими проблемами.
Но проблема в том, что государству необходимо привлечь внимание общества к молодежи, найти пути и способы включения самой молодежи в решение собственных проблем, помочь молодежи мобилизовать социальные и финансовые ресурсы для их решения. Включение молодежи в решение собственных проблем - это стратегический путь политической социализациим молодежи, поскольку только на этом пути она осознает необходимость своих представителей в органах власти и свое влияние на политику.
Нужно показать молодежи, что государственное устроительство необходимо, прежде всего, для нее молодежи, что это "наше" государство, защищающее и отстаивающее "наши" интересы на всех уровнях, что необходимы специальные программы органов власти, повышающие доверие населения. Особую роль здесь должны играть средства массовой информации, предоставляя молодежи каналы для выражения своих интересов и прививая культурные формы этого выражения.
Следует сделать следующее: выявить универсальные ценности, которые будут присущи молодому поколению, изложить данные ценности доступным для молодого поколения языком, без излишнего утрирования, создать коммуникации, через которые наладить связь между молодежью и органами власти, через которые распространить данные цели в среде молодежи.
Волонтеры. На базе нашей школы ведет активную работу районный ресурсный центр «Школа волонтеров». Участники волонтерского движения проводят мероприятия, в которых рассказывают о правах и возможностях гражданина, агитируют принимать участие в выборах, рассказывают о всех плюсах быть политически активным.
По моему мнению на данный момент следует уделять внимание правовому образованию, активизации личностного потенциала учащейся молодежи и расширению возможностей реализации ее прав в конкретных жизненных ситуациях. Незнание законов, собственных прав, в том числе и избирательных, делают жизнь молодежи политически - обособленной: отсутствие патриотизма, преследование в сферах деятельности собственных целей. Процесс повышения электоральной активности молодежи - процесс сложный и длительный. Говоря о причинах низкого процента голосующих среди молодых избирателей, можно выделять много факторов, способствующих этому, но все же, я думаю, что доминирующим остается положение России -ежегодные кризисные состояния экономики, которые подрывают авторитет государства в глазах порастающего поколения, вызывают неуверенность в будущем, лишают возможности действенно участвовать в политической жизни страны.
Создания единой молодежной программы, дать почувствовать молодым людям себя реальными участниками политической жизни страны, воспитание активной позиции у молодых, чтобы их выбор стал осознанным.
Комплекс мероприятий по привлечению молодежи к выборам в школах и средних профессиональных учреждениях:
•в начальной школе ввести кружок “Ваши права”, дающий элементарные знания о демократии, о правах человека, ребенка.
•интеллектуальная игра «Эрудиты избирательного права» для учащихся 5-7 классов;
•в общеобразовательных учебных заведениях избирать президента школы и правительства из числа учащихся с применением всех технологий избирательного процесса. :
•Проведение районного интеллектуального политического конкурса “Я – кандидат”.
•Проведение деловых игр, круглых столов, научных конференций, форумов;
•Развитие системы школьного самоуправления;
Заключение.
В начале исследовательской работы я поставила проблему – каким образом можно изменить отношение молодёжи к участию в выборах.
В ходе изучения литературы и анкетирования я выяснила условия, влияющие на электоральную активность молодежи, формы и методы привлечения молодежи к участию в выборах.
Я доказала, что эффективность политической системы страны во многом зависит от степени политической активности граждан, уровня осознания ими своих интересов, их желания и способности реализовывать возможности, предоставляемые всеобщим и равным избирательным правом.
Проведенная мною анкета помогла убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: если разработать и реализовать действенную систему мер (правовых, экономических, организационных) можно реальными делами переломить протестный политико-психологический настрой молодежного электората.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися и учителями для уроков обществознания и дополнительных занятий по правовому просвещению.
Я убедилась, что основной вопрос не только в предоставлении необходимых политических и экономических свобод, но и в том, чтобы научить молодых россиян быть гражданами в ином смысле – иметь правовое сознание, разделять ответственность, принимать участие в гражданской деятельности. Повышение общей культуры и воспитание вообще происходит при помощи восприятия информации извне, таким же образом происходит повышение и правовой культуры .Известно, что основную и ведущую роль в воспитании детей и подростков играют семья и школа. Именно поэтому необходимо широко проводить в школе мероприятия, повышающие правовое воспитание. Например, организовывать занятия , где в доступной, увлекательной форме молодые люди будут получать знания о специфике социально-политического устройства страны и различных аспектах выборов в те или иные органы власти. Или практиковать выборы президента школы именно в соответствии с процедурой выборов президента РФ. Можно регулярно проводить открытые уроки для старшеклассников «Мы – будущие избиратели», «Голосуй или проиграешь». Среди учащихся школы организовывать конкурсы на лучший рисунок на тему «Завтра начинается сегодня», а среди старшеклассников на лучшую творческую работу-проект. Я уверена, что подобные мероприятия повысят политическую активность учеников и в будущем сделают их полноправными участниками политической жизни нашей страны.
Наиболее ценным для современной молодежи остается семья в её традиционном понимании, благосостояние семьи, взаимопонимание и поддержка и личностная ориентация.
Современная молодежь прагматична. Это обусловлено тем, что она представляет не очень многочисленную, но весьма активную и целеустремленную часть населения, способную мыслить и действовать. Поэтому современная молодежь важнейший политический ресурс страны.
Для себя я уже давно решила, что участие в выборах – это мой гражданский долг. Ещё в восемнадцатом веке немецкий философ Эммануил Кант писал, что «Только способность голосовать составляет квалификацию гражданина». Право избирать и быть избранным даёт ощущение принадлежности гражданина к своему обществу, осознание своей значимости как личности.
Молодое поколение России… Мы полны сил, энергии, активны, инициативны, с конструктивным мышлением и стремлением достичь цели. И чтобы не говорили пессимистически настроенные обыватели, именно мы - будущее нашей страны.
Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая проблема выяснена.
Список литературы
Конституция РФ.
Самыгин П.С. Правовая культура молодежи в контексте модернизации правовой системы России (по материалам социологических опросов молодежи)/П.С Самыгин// с. 209 - 213.
Михайлова О.А, Ганичкина М.П Участие молодежи в выборах по -молодежному/Михайлова О.А// Журнал о выборах. - 2002. - №4. - С.35 -36.
Молодежь и выборы: Комплексное социологическое исследование. Введение // http:www.eikrt.rv/ reoit/ ins zap/ wed.htm.
Ромашов Р.А. Правовая культура молодежи и правовой нигилизм в молодежной среде/ Ромашов Р.А// История государства и права. - 2006. - № 2.-С.2-8.
Зубок Ю.А, Чупров В.И О формировании правовой культуры молодежи в России/Ю.А Чупров, Ю.А Зубок// Социологическое исследование . - 2006.- №6. - С.71 - 77.