Введение
В последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер - больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться [43].
Актуальность темы исследования. Отклонение подростками от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время. Так во многих регионах нашей страны процент преступлений совершенных подростками достаточно велик, уровень детской преступности растёт.
Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной социологической литературе, но важно отметить, что конкретный аспект по проблеме – подростковые правонарушения - изучен в меньшей степени. Правонарушения в подростковом возрасте представляют собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет разноплановый характер [43].
Вопросы диагностики и профилактики дивиантного поведения приобрели важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы подростковых правонарушений.
Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на выявление и профилактику появления подростковых правонарушений, и коррекцию уже имеющихся.
Цель исследования заключается в изучении особенностей подростковых правонарушений.
Объект исследования: подростковые правонарушения
Предмет исследования: особенности правонарушений совершаемых подростками МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что правонарушения детей на различных этапах подросткового возраста характеризуются психическими процессами и свойствами развивающейся личности.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. На основе теоретического анализа научной литературы рассмотреть сущность подростковых правонарушений, их проявления и структуру.
2. Исследовать особенности структуры правонарушений совершаемыми подростками МОБУ Гимназия г. Тюкалинска.
3. Разработать примерную программу мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию правонарушений совершаемых подростками МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.
Для реализации поставленных задач в исследовательской работе предлагается использовать следующие методы:
Теоретические (анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, анализ и обобщение материалов, полученных эмпирическим путем); эмпирические (тестирование); методы количественной и качественной обработки, интерпретационные методы; методы знаково-символического оформления (диаграммы, таблицы, графики); методы коррекции (групповые тренинговые занятия, обучение, беседа)
Исследование проводилось в несколько этапов:
I этап (сентябрь) – постановочно-аналитический. На этом этапе проводилось обоснование и теоретическое осмысление темы. Изучалась научно-методическая литература по теме исследования. Были проанализированы различные подходы к проблеме подростковых правонарушений, определялись исходные позиции первичного исследования, его методология, гипотеза, логика и организация исследования.
II этап (октябрь-ноябрь) – эмпирический. Было проведено эмперическое исследование, в ходе которого изучались особенности подростковых правонарушений в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска. Разрабатывалась программа мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию правонарушений совершаемых подростками МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.
III этап (декабрь 2016 г. - январь2017 г.) – обобщающий. На данном этапе проводился анализ и теоретическое осмысление полученных экспериментальных данных, обобщение и описание результатов, уточнялись теоретические выводы, завершалось литературное оформление учебно-исследовательской работы.
Практическая значимость работы:
– результаты эмпирического этапа исследования помогут в решении задач оказания помощи подросткам и могут использоваться в работе социального педагога, службы школьной медиации и школьного самоуправления;
– разработанная основа примерной программы может быть использована для профилактики и коррекции правонарушений совершаемых подростками МОБУ Гимназия г.Тюкалинска;
– полученные результаты и выводы могут служить основой для дальнейших исследований, направленных на изучение различных аспектов подростковых правонарушений, и для организации мероприятий по их профилактике и коррекции.
База исследования: 5-8 классы Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Тюкалинского муниципального района Омской области «Гимназия г.Тюкалинска». В исследовании приняло участие 227 детей.
Структура работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Учебно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические взгляды и подходы к проблеме особенностей подросткового возраста и причин подростковых правонарушений
1.1. Предпосылки правонарушений совершаемых подростками
Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются, как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной [7].
На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания [44].
Баскакова А. В., Данилова М. В. в своей статье «Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними» утверждают, что причины правонарушения среди несовершеннолетних в России связаны с социальными, психологическими и другими особенностями несовершеннолетних, попадающих в ситуации риска; обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений, структурой преступности, которые относятся к различным социальным и нравственно-психологическим сферам общественной жизни [8].
В связи с этим, рассмотрим данную проблему более подробно.
Правонарушение, по мнению Абдулаева М. И., — противоправное деяние лица, которое носит общественно опасный характер, посягающее на установленный порядок общественных отношений виновное действие или бездействие субъектов права [1].
Правонарушения нарушают общественные отношения, утверждает Волженкин Б. В. , посягают на защищенные правом интересы людей и организаций, поэтому они нежелательны для общества и вызывают отрицательную реакцию со стороны самого общества и государства. [12].
Выделяют следующие характерные признаки несовершеннолетнего правонарушителя:
- по мнению Бабаева М. М., отставание в общем развитии (на 2–3 года). [6];
- согласно утверждению Гилинского Я. И., неустойчивость, нестабильность эмоционально-волевой сферы [13];
- неуспеваемость в школе. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. [8].
При изучении противоправных действий рассматривают следующие причины, вызывающие подобное поведение.
1. Отрицательное влияние в семье. Именно в семье происходит становление личности подростка. Но не всегда семьи являются благоприятным фоном, для развития ребенка [8].
2. Волженкин Б. В. выделяет отрицательное влияние неформальной группы сверстников. Для большинства подростков правонарушителей роль друзей и их мнение оказывается более значимыми, чем мнение и авторитет взрослых [12].
3. Шестаков Д. А. выделяет низкий уровень жизни большой части населения. Очень часто подросткам из бедных семей приходится совершать преступления, чтобы просто выжить [34].
4. Недостатки в развитии досуговой системы: слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания. Нередко эти учреждения являются платными, а значит недоступными для подростков из бедных семей.
5. Бабаев М. М. отмечает недостатки учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ [8].
6. Подстрекательство со стороны взрослых преступников, что нередко связано с предварительным вовлечением в пьянство, азартные игры и другие формы «до преступного» антиобщественного поведения в сочетании с пропагандой «преимуществ» жизни преступников [8].
8. Проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями: употребление ПАВ, культивирование половой распущенности, насилия и жестокости. Значительная роль здесь принадлежит СМИ и Интернет [44].
Среди мотивов правонарушений несовершеннолетних В. Н. Кудрявцев выделяет следующие:
1) материальную заинтересованность (корысть, тяга к накопительству, стяжательству, разгульной жизни);
2) мотивы межличностного общения (личная неприязнь, обиды, месть, ревность, деформированное стремление к превосходству, пренебрежительное отношение к окружающим) [20].
К. Е. Игошев предлагает следующую структуру мотивов правонарушений у несовершеннолетних: желание завоевать авторитет у товарищей, корыстные мотивы, подражание, обида, месть и «неопределенные» мотивы [16].
Таким образом, причины правонарушения среди несовершеннолетних в России связаны с социальными, психологическими и другими особенностями несовершеннолетних, попадающих в ситуации риска; обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений, структурой преступности, которые относятся к различным социальным и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.
После того, как мы обозначили особенности предпосылок правонарушений совершаемых подростками, возникла необходимость узнать, какие меры правовой ответственности несовершеннолетних.
1.2. Меры правовой ответственности несовершеннолетних.
Изучая данный вопрос мы опирались на статьи УК РФ (Уголовный кодекс Российской Федерации) [32] и КоАП РФ (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях) [18].
1.3. Подростковые правонарушения в городе Тюкалинске и Тюкалинском районе
Согласно информации помощника председателя Тюкалинского городского суда Н. Лариной, Тюкалинским городским судом в 2015 году рассмотрены уголовные дела в отношении 5 несовершеннолетних, из них к лишению свободы осужден 1 несовершеннолетний, к обязательным работам – 3, к штрафу -1. В 2016 году к уголовной ответственности привлечены уже 10 несовершеннолетних, их них 3 осуждены к лишению свободы, к условной мере наказания осуждено 2 человека, к обязательным работам – 5 [46].
Н.Ларина отмечает, что согласно приведённой статистике преступность несовершеннолетних растёт, как и растёт тяжесть совершаемых ими преступлений (см. приложение 1).
После того как мы выяснили предпосылки правонарушений совершаемых подростками, узнали меры правовой ответственности несовершеннолетних, конкретизировали подростковые правонарушения в городе Тюкалинске и Тюкалинском районе, настало время провести эмпирическое исследование по проблеме подростковых правонарушений в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.
Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме подростковых правонарушений в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска
2.1. Организация и методы эмпирического исследования
Данная глава эмпирического исследования направлена на исследование по проблеме подростковых правонарушений в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.
Анкетирование испытуемых проводилось в классе или индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов (см. приложение 2). После проведения анкетирования, данные тестов, были обработаны и сведены в таблицы и графики.
Данная работа проводилась поэтапно.
1 Этап. На этом этапе проводилось изучение литературы по проблеме исследования, отбор вопросов для анкетирования [47]. После составления анкеты она бала предоставлена социальному педагогу МОБУ Гимназия г.Тюкалинска для утверждения.
2 Этап. Это этап основной в нашей работе. Проведения анкетирования. При содействии классных руководителей 5-8 классов МОБУ Гимназия г.Тюкалинска было проведено анкетирование 227 человек.
3 Этап. Полученные данные обработаны и сведены в таблицы и графики.
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования
Результаты эмпирического исследования и их сравнительный анализ представлены в форме таблиц и диаграмм. По каждому вопросу результаты представлены в отдельных таблицах.
Вопрос 1. Подвергались ли вы угрозам, вымогательству денег, избиениям со стороны сверстников?
Ознакомиться с результатами можно в приложении 3. Результаты исследования представлены в таблице 2 и диаграмме (рисунок 3).
Анализ ответов на вопрос: Подвергались ли вы угрозам, вымогательству денег, избиениям со стороны сверстников: 219 (94%) обучающихся 5-8 классов ответили «нет». 6 (7%) подростков ответили «да». 2 (1%) обучающихся выбрали ответ «боюсь отвечать».
Вопрос 2. Совершали ли вы какие – то правонарушения?
Ознакомиться с результатами можно в приложении 4. Результаты исследования представлены в таблице 3 и диаграмме (рисунок 4).
Анализируя ответы на вопрос: «Совершали ли вы какие – то правонарушения?», получили следующие цифры: 168 (74%) обучающихся «нет», «да» ответили 38 (17%) подростков, «затрудняюсь ответить» выбрали 21 (9%) человек.
Вопрос 3. Кто или что руководит вашими поступками?
Ознакомиться с результатами можно в приложении 5. Результаты исследования представлены в таблице 4 и диаграмме (рисунок 5).
Анализ ответов на вопрос: «Кто или что руководит вашими поступками?»: 131 (58%) обучающийся 5-8 классов Гимназии выбрали ответ «сам», 71 (31%) подростков ответили «семья», 25 (11%) обучающихся выбрали ответ «друзья, окружающие».
Вопрос 4. Что руководит поступками того кто преступает закон?
Ознакомиться с результатами можно в приложении 6. Результаты исследования представлены в таблице 5 и диаграмме (рисунок 6).
Полученные в ходе исследования данные по 4 вопросу: «Что руководит поступками того кто преступает закон», таковы 122 (54%) обучающихся выбрали «затрудняюсь ответить». 79 (35%) подростков ответили «зависть». 25 (11%) обучающихся выбрали ответ «корысть (тоже хочу)».
Вопрос 5. Я действую:
Ознакомиться с результатами можно в приложении 7. Результаты исследования представлены в таблице 6 и диаграмме (рисунок 7).
Сравнивая результаты полученных ответов, в ходе исследования, на вопрос: «Я действую», получили следующие цифры: 189 (83%) обучающихся 5-8 классов умеют действовать самостоятельно, 38 (17%) подростков предпочитают действовать как все.
Вопрос 6. Какая по вашему мнению ситуация с преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними в городе Тюкалинске?
Ознакомиться с результатами можно в приложении 8. Результаты исследования представлены в таблице 7 и диаграмме (рисунок 8).
В результате сравнения данных, полученных в ходе исследования, были обнаружены различия в ответе на вопрос: «Какая по вашему мнению ситуация с преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними в городе Тюкалинске?», 72 (32%) обучающихся 5-8 классов МОБУ Гимназия г.Тюкалинска ответили «благополучная, спокойная», 53 (23%) человека ответили, что «напряжённая», 22 (10%) обучающихся выбрали ответ «катастрофическая», 21 (9%) ученик ответили «кризисная» и 59 (26%) обучающихся испытали затруднения при ответе на данный вопрос.
Вопрос 7. Какая по вашему мнению ситуация с преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска?
Ознакомиться с результатами можно в приложении 9. Результаты исследования представлены в таблице 8 и диаграмме (рисунок 9).
Анализ ответов полученные в ходе эмпирического исследования на вопрос: «Какая по вашему мнению ситуация с преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними в МОБУ Гимназия г. Тюкалинска?», 102 (45%) обучающихся 5-8 классов МОБУ Гимназия г.Тюкалинска ответили «благополучная, спокойная», 58 (25%) человек ответили, что «напряжённая», 16 (7%) учеников ответили «кризисная» и 57 (25%) обучающихся испытали затруднения при ответе на данный вопрос.
Вопрос 8. Как вы думаете, какова основная причина подростковой преступности?
Ознакомиться с результатами можно в приложении 10. Результаты исследования представлены в таблице 9 и диаграмме (рисунок 10).
Сравнивая результаты полученных ответов, в ходе исследования, на вопрос: «Как вы думаете, какова основная причина подростковой преступности?», получили следующие цифры: плохие условия жизни выбрали 46 (21%) обучающихся, нехватка денег 10 (4%) обучающихся, 52 (23%) обучающихся выбрали ответ «желание самоутвердиться», ответ «слабый контроль со стороны родителей» выбрали самое большое количество обучающихся 63 (29%), 7 (3%) обучающихся считают. Что причина в неорганизованном досуге, «влияние взрослых лиц, вовлекающих подростков в противоправную деятельность» выбрали 49 (21%) обучающихся 5-8 классов МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.
Таким образом, как следует из результатов нашего эмпирического исследования:
обучающиеся Гимназии не подвергаются угрозам, вымогательству денег, избиениям со стороны сверстников;
наибольшее количество подростков Гимназии сами руководят своими поступками;
ситуация с преступлениями совершаемыми несовершеннолетними в городе Тюкалинске и в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска является для испытуемых в большинстве благополучная, спокойная;
основная причина подростковой преступности по мнения испытуемых, слабый контроль со стороны родителей.
После проведения анализа результатов эмпирического исследования мы переходим ко второму этапу нашей работы.
2.3. Разработка программы мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию правонарушений совершаемых подростками МОБУ Гимназия г.Тюкалинска
Пояснительная записка.
На основе эмпирических исследований и из анализа изученной литературы нами была разработана основа примерной программы.
Цели программы:
Организация профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, через привлечение их к досуговой деятельности;
Обеспеченье единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами правонарушений;
Способствование снижению уровня правонарушений среди учащихся.
Задачи программы:
проведение диагностических методик изучения личности ученика;
проведение диагностики занятости учащихся во внеурочное время;
совершенствование системы дополнительного образования, развития сети кружков и секций;
усиление взаимодействия семьи и школы по профилактике правонарушений;
создание системы повышения правовой грамотности для родителей, педагогов и учащихся;
отслеживание результативности профилактической работы.
Задача индивидуальной работы с подростками с нарушением поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.
Работа выстраивается в несколько этапов. Ознакомиться с этапами работы можно в приложении 11.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением.
Профилактическую работу с родителямипредусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Ознакомиться с планами мероприятий по каждому блоку можно в приложении 12.
Предложенная примерная программа не включает в себя что-то кардинально новое. Многое из предложенного уже введено в практику нашей школы. Но по нашему мнению программа будет наиболее эффективна, если каждый обучающийся, учитель и каждый родитель будет активным участником программы профилактики и коррекции правонарушений совершаемых подростками МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.
Заключение
На основе анализа научной литературы доказываем, что правонарушения детей на различных этапах подросткового возраста характеризуются психическими процессами и свойствами развивающейся личности.
Следует отметить, что в результате проведенного исследования цель и задачи исследования - достигнуты, гипотеза нашла свое адекватное подтверждение.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Рассмотренные теоретические подходы к пониманию состояние проблемы, касающейся правонарушений характерных для детей подросткового возраста. При этом основными причинами правонарушений являются:
- отставание в общем развитии (на 2–3 года);
- неустойчивость, нестабильность эмоционально-волевой сферы;
- неуспеваемость в школе;
- подстрекательство со стороны взрослых преступников;
- материальную заинтересованность (корысть, тяга к накопительству, стяжательству, разгульной жизни);
- мотивы межличностного общения (личная неприязнь, обиды, месть, ревность, деформированное стремление к превосходству, пренебрежительное отношение к окружающим).
2. По данным проведённого эмпирического исследования наиболее распространёнными видами неблагоприятных эмоциональных состояний в подростковом возрасте, нуждающимися в профилактики и коррекции, являются: высокий уровень страхов, тревожности, выраженное агрессивное поведение.
Таким образом, правовое знание и практическое владение системой средств по профилактике правонарушений детьми подросткового возраста, поможет родителям, социальному педагогу, службе школьной медиации, самоуправлению и самому подростку, избежать грубых ошибок и добиться целостного формирующего эффекта в процессе воспитания психологически здоровой, инициативной, гармоничной и свободной личности ребенка.
Библиографический список литературы
Абдулаев М. И. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Финансовый контроль. 2004. — 410 с.
Авдеев В. А. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних в контексте достижения целей уголовного наказания // Уголовное право. - 2001. - N 4
Актуальные проблемы теории и технологии социальной работы. Материалы научной конференции. М., 2000.
Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков // Семья в России. М., 2005. № 2.
Ашин А. А. Наказание несовершеннолетних за хищение чужого имущества (закон, теория и практика). - Владимир, 2004
Бабаев М. М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. — М.: Юридическая литература, 2008. — 382с.
Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних – М.: Логос, 2004
Баскакова А. В., Данилова М. В. Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 551-554.
Бондарева П. Ю. Категории преступлений и проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних. // Уголовное право. — 2012. № 4. — С. 23–28.
Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 440 с.
Волгарева И. В., Шилов Н. К. Уголовная ответственность несовершеннолетних. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2012. — 291с.
Волженкин Б. В. Общественная опасность личности преступника // Правоведение. — 2008. — № 4. — 262–269 с.
Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». — Спб.: издательство «Юридический центр Пресс», 2004. — 520 с.
Гончарова А.А. Практикум по гражданскому праву. Общая часть. – М.: КНОРУСС, 2005
Гражданский кодекс РФ (с учетом изменений и дополнений по состоянию на 25 ноября 2005 г.). – М.: Гросс Медиа, 2006
Игошев К. Е. Социальный контроль и профилактика преступлений. Уч. пособие. – Горький: Горьковская высшая школа МВД СССР, 1976. — 92с.
Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.: Творческий центр «Сфера», 2001. — 160 с.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.02.2017) Элетронная версия: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
Кудрявцев В. Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России // Вестник Российской академии наук. — 1999. — Т. 69. — № 9. — С. 790–797.
Мудрик А.В. Социальная педагогика/учеб. для вузов/под ред. В.А.Слестенина, - М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 200 с.
Осипова О. С. Девиантное поведение: благо и зло // Социс. – 2008.-№9.
Основы социальной работы: Учеб./отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд, - М.: ИНФРА-М, 2001. – 395 с.
Панов А.М. Состояние и перспективы формирования системы социальной работы с семьей и детьми в Российской Федерации. М., 1995.
Понкратов В. В. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних правонарушителей. — М.: Книга, 2011. — 153 с.
Просветительский журнал по социальным вопросам «Социальная защита», №5 (158) июль 2005
Просветительский журнал по социальным вопросам «Социальная защита», №6 (159) июль 2005
Российская энциклопедия социальной работы. / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой Т.1-2. М., 1997.
Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учеб. пособие для студентов/ Под ред. В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003. – 336 с.
Социальная работа/ под ред. проф. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 576 с.
Теория социальной работы: Учебник/ под ред. проф. Е.И. Холостова. – М.: Юристъ, 1999, - 334 с.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.02.2017). Электронная версия: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
Улицкий С. Условно-досрочное освобождение от наказания // Законность. - 2003. - N 3
Устюгова . Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы. Поведенческие программы. ФГОС
Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие, 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1990. – 576 с.
Шестаков Д. А. Влияние социальных ролей на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя. // Правоведение. — 1976. — № 3. — С. 132–136.
Юридический энциклопедический словарь/отв. ред. М.Н.Марченко. – М.: Проспект. 2006
http://diplomba.ru/work/112767
http://globalteka.ru/order/14256.html
http://love-mother.ru/podrostkovyj-vozrast-psihologiya-osobennosti-harakteristika.html
http://moluch.ru/archive/79/14106/
http://www.dissercat.com/content/osobennosti-psikhicheskikh-sostoyanii-detei-podrostkovogo-vozrasta
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/databases/
http://docplayer.ru/26141729-Molodoy-uchyonyy-chast-vi.html
http://vse-temu.org/new-otvetstvennost-nesovershennoletnix-osobennosti.html
http://tukalacourt.oms.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=4&did=117
http://www.survio.com/survey/d/S8X1D6G1I3P5P5M8O
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Статистика преступлений, совершённых подростками в Тюкалинском районе за 2016 год
(окончено уголовных дел - 8; осуждено лиц – 11)
№ |
Статья УК РФ |
Кол-во человек |
|
1 |
ст.158, 161, ч.2 |
Кража, грабёж |
1 |
2 |
ст.111, ч.2 |
Причинение тяжкого вреда здоровью |
1 |
3 |
ст. 228, ч.2 |
Незаконное приобретение, хранение наркотических средств |
1 |
4 |
ст.158, ч. 2 |
Кража |
3 |
5 |
ст. 153. ч.3 |
Кража |
2 |
* согласно данных Тюкалинского городского суда
Рис. 1.Статистика преступлений, совершённых подростками в Тюкалинском районе за 2016 год
Продолжение приложения 1
Статистика преступлений, совершённых подростками в городе Тюкалинске за 2015, 2016 гг.
* согласно данных Комитета по образованию АТМР
Рис. 2.Статистика преступлений, совершённых подростками в городе Тюкалинске за 2015, 2016 гг.
Продолжение приложения 1
Газета «Тюкалинский вестник» № 50 (11920) от 16 декабря 2016г.
Приложение 2
«Утверждаю»
социальный педагог МОБУ
Гимназия г.Тюкалинска
Т.А. Мостовая
АНКЕТА
Подвергались ли вы угрозам, вымогательству денег, избиениям со стороны сверстников?
1) да
2) нет
3) боюсь отвечать
Совершали ли вы какие-то правонарушения?
1) да
2) нет
3) затрудняюсь ответить
Кто или что руководит вашими поступками?
1) семья
2) друзья, окружение
3) сам
Что руководит поступками того, кто преступает закон?
1) зависть
2) корысть (тоже хочу)
3) затрудняюсь ответить
Я действую:
1) самостоятельно
2) как все
Какая по вашему мнению ситуация с преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними в городе Тюкалинска?
1) благополучная, спокойная
2) напряжённая
3) кризисная
4) катастрофическая
5) затрудняюсь ответить
Какая по вашему мнению ситуация с преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска?
1) благополучная, спокойная
2) напряжённая
3) кризисная
4) катастрофическая
5) затрудняюсь ответить
Как вы думаете, какова основная причина подростковой преступности:
1) плохие условия жизни
2) нехватка денег
3) желание самоутвердиться
4) слабый контроль со стороны родителей
5) неорганизованный досуг
6) влияние взрослых лиц, вовлекающих подростков в противоправную деятельность.
Спасибо.
Приложение 3
Таблица 2
Результаты эмпирического исследования.
Вопрос 1. Подвергались ли вы угрозам, вымогательству денег, избиениям со стороны сверстников?
Вариант ответа |
5 класс 62 чел. |
6 класс 54 чел. |
7 класс 59 чел. |
8 класс 52 чел. |
ИТОГО 227 чел. (100%) |
Да |
0 |
3 |
3 |
0 |
7% |
Нет |
61 |
51 |
55 |
52 |
94% |
Боюсь отвечать |
1 |
0 |
1 |
0 |
1% |
Рис.3. Результаты эмпирического исследования. Вопрос 1. Подвергались ли вы угрозам, вымогательству денег, избиениям со стороны сверстников?
Приложение 4
Таблица 3
Результаты эмпирического исследования.
Вопрос 2. Совершали ли вы какие – то правонарушения?
Вариант ответа |
5 класс 62 чел. |
6 класс 54 чел. |
7 класс 59 чел. |
8 класс 52 чел. |
ИТОГО 227 чел. (100%) |
Да |
6 |
15 |
4 |
8 |
17% |
Нет |
50 |
35 |
44 |
39 |
74% |
Затрудняюсь ответить |
6 |
4 |
6 |
5 |
9% |
Рис. 4. Результаты эмпирического исследования. Вопрос 3. Совершали ли вы какие – то правонарушения?
Приложение 5
Таблица 4
Результаты эмпирического исследования.
Вопрос 3. Кто или что руководит вашими поступками?
Вариант ответа |
5 класс 62 чел. |
6 класс 54 чел. |
7 класс 59 чел. |
8 класс 52 чел. |
ИТОГО 227 чел. (100%) |
Семья |
23 |
20 |
13 |
15 |
31% |
Друзья, окружение |
3 |
2 |
20 |
0 |
11% |
Сам |
36 |
32 |
26 |
37 |
58% |
Рис. 5. Результаты эмпирического исследования. Кто или что руководит вашими поступками?
Приложение 6
Таблица 5
Результаты эмпирического исследования.
Вопрос 4. Что руководит поступками того кто преступает закон?
Вариант ответа |
5 класс 62 чел. |
6 класс 54 чел. |
7 класс 59 чел. |
8 класс 52 чел. |
ИТОГО 227 чел. (100%) |
Зависть |
22 |
21 |
15 |
21 |
35% |
Корысть (тоже хочу) |
5 |
7 |
8 |
5 |
11% |
Затрудняюсь ответить |
35 |
26 |
36 |
25 |
54% |
Рис. 6. Результаты эмпирического исследования. Что руководит поступками того кто преступает закон?
Приложение 7
Таблица 6
Результаты эмпирического исследования.
Вопрос 5. Я действую:
Вариант ответа |
5 класс 62 чел. |
6 класс 54 чел. |
7 класс 59 чел. |
8 класс 52 чел. |
ИТОГО 227 чел. (100%) |
Самостоятельно |
46 |
48 |
52 |
43 |
83% |
Как все |
16 |
6 |
7 |
9 |
17% |
Рис. 7. Результаты эмпирического исследования. Я действую.
Приложение 8
Таблица 7
Результаты эмпирического исследования.
Вопрос 6. Какая по вашему мнению ситуация с преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними в городе Тюкалинске?
Вариант ответа |
5 класс 62 чел. |
6 класс 54 чел. |
7 класс 59 чел. |
8 класс 52 чел. |
ИТОГО 227 чел. (100%) |
Благополучная, спокойная |
11 |
17 |
15 |
29 |
31% |
Напряжённая |
16 |
11 |
17 |
9 |
22% |
Кризисная |
5 |
6 |
4 |
6 |
8% |
Катастрофическая |
6 |
4 |
4 |
4 |
7% |
Затрудняюсь ответить |
24 |
16 |
19 |
18 |
32% |
Рис. 8. Результаты эмпирического исследования. Какая по вашему мнению ситуация с преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними в городе Тюкалинске?
Приложение 9
Таблица 8
Результаты эмпирического исследования.
Вопрос 7. Какая по вашему мнению ситуация с преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска?
Вариант ответа |
5 класс 62 чел. |
6 класс 54 чел. |
7 класс 59 чел. |
8 класс 52 чел. |
ИТОГО 227 чел. (100%) |
Благополучная, спокойная |
27 |
26 |
30 |
19 |
45% |
Напряжённая |
18 |
11 |
14 |
15 |
25% |
Кризисная |
5 |
2 |
6 |
3 |
7% |
Катастрофическая |
0 |
0 |
0 |
1 |
0% |
Затрудняюсь ответить |
12 |
21 |
9 |
15 |
25% |
Рис. 9. Результаты эмпирического исследования. Какая по вашему мнению ситуация с преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними в МОБУ Гимназия г. Тюкалинска?
Приложение 10
Таблица 9
Результаты эмпирического исследования.
Вопрос 8. Как вы думаете, какова основная причина подростковой преступности?
Вариант ответа |
5 класс 62 чел. |
6 класс 54 чел. |
7 класс 59 чел. |
8 класс 52 чел. |
ИТОГО 227 чел. (100%) |
Плохие условия жизни |
12 |
18 |
8 |
8 |
20% |
Нехватка денег |
0 |
8 |
1 |
1 |
4% |
Желание самоутвердиться |
8 |
5 |
16 |
23 |
23% |
Слабый контроль со стороны родителей |
19 |
16 |
21 |
7 |
29% |
Неорганизованный досуг |
3 |
2 |
2 |
0 |
3% |
Влияние взрослых лиц. Вовлекающих подростков в противоправную деятельность |
12 |
13 |
11 |
13 |
21 |
Рис. 10. Результаты эмпирического исследования. Как вы думаете, какова основная причина подростковой преступности?
Приложение 11
Основные этапы реализации программы
Ориентировочный этап
Установление эмоционально-положительного контакта с подростком
Изучение возможностей профилактических мер
Индивидуальная работа
II. Диагностический этап
Подбор методик, первичная диагностиканарушений.
Знакомство с членами группы и установление первичных межличностных отношений.
Индивидуальная работа
Групповая работа
III этап. Профилактика и коррекция правонарушений совершаемых подростками
Актуализация и реконструкция конфликтных ситуаций.
Объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в общении с взрослым и сверстниками.
Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и т.д.), препятствующие его полноценному личностному развитию
Развитие способности к осознанию себя и своих возможностей.
IV этап. Контрольная психологическая диагностика после коррекции
V. Обобщающе-закрепляющий этап
Вторичная психологическая диагностика страхов, тревожности и агрессии у детей подросткового возраста.
Обобщение способов деятельности и перенос нового позитивного опыта в практику реальной жизнедеятельности ребенка.
Индивидуальная работа
Работа с родителями
Работа с педагогами
Приложение 12
Планы мероприятий по каждому блоку работы
Организационная работа:
Организация работы совета профилактики правонарушений.
Проведение советов, тематика которых направлена на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, защиту их прав.
Планирование работы по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании.
Составление социального паспорта класса, школы.
Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутри школьном учёте, карты семьи.
Проведение операции «Всеобуч» (посещение семей МОБУ Гимназия г.Тюкалинска, выявление обучающихся, не посещающих школу).
Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа:
Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).
Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
Заполнение карты здоровья учащихся.
Профилактическая работа со школьниками:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
Реализация месячника «Внимание, дети!»
Проведение мероприятий совместно с ОВД Тюкалинского района.
Классные часы по безопасности школьника.
Организация правового всеобуча.
Профориентационная работа.
Проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.
Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:
Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;
Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
Оказание помощи в трудоустройстве в летний период на предприятиях города;
Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.
Работа в этом направлении предполагает:
Выявление причин отклонений в поведении;
Беседы социального педагога, школьной службы медиации, классного руководителя, администрации школы с подростком;
Приглашение на совет по профилактике правонарушений;
Беседы инспектора КДН;
Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
Профилактическая работа с родителями:
Выбор родительского комитета в классах.
Выбор родителей в совет по профилактике правонарушений.
«День открытых дверей» для родителей.
Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутри школьный контроль.
Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в Центр помощи семье и детям.
Проведение родительского всеобуча.
38