ДОСТУПНОСТЬ КОРОЛЕВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ДОСТУПНОСТЬ КОРОЛЕВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Юшин В.В. 1
1МБОУ "Гимназия №24" г. Калуги
Агафонцева А.В. 1
1МБОУ "Гимназия № 24" г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Человеческому обществу присуще разделение на классы. И, несмотря на видимое равенство в правах и обязанностях граждан, всегда есть неравномерность в распределении благ и доходов между людьми разных социальных слоев и статусов, в возможности использования данных благ и, соответственно, в способности реализовывать свой личностный потенциал.

Моя семья ничем не отличается от любой другой среднестатистической семьи. Так называемый средний класс, характеризующийся наличием высшего образования, некоторой стабильности в работе и уровне дохода с точки зрения одних ученых и низший класс с точки зрения других, отрицающих саму возможность существования в России среднего класса по причине реформ, приведших к резкой поляризации общества на бедных и богатых.

Соответственно, я не являюсь потомком королей и иных монарших особ. Но я очень люблю учиться. И хочу получить достойное образование, чтобы в будущем обязательно подняться по социальной лестнице, достичь качественно нового и более высокого уровня в обществе и применить полученные знания во благо своей Родины. И однажды я задумался: а могу ли я получить образование, ничуть не уступающее образованию королевских особ, которое в дальнейшем я буду именовать «королевским»? И в данной работе я попытаюсь выяснить, возможно ли ребенку из обычной семьи получить королевское образование.

Актуальность выбранной темы заключается в том, чтообразование в наше время играет очень важную роль в жизни общества. Не только как способ передачи знаний предыдущих поколений новым, но и как средство реализации человеческих стремлений. Разнообразие возможностей ставит человека перед выбором: получить образование, доступное всем или попытаться получить образование, доступное лишь избранным.

Объектом моего исследования является образование в школах и других образовательных учреждениях, в том числе тех, в которых обучались или обучаются члены королевских семей.

Предметом исследования – доступность элитного образования для разных слоев общества.

Целью моей проектной работы являетсядоказать, что королевское образование при желании может получить любой ребенок, который хочет и любит учиться.

Задачи, которые я поставил перед собой:

1) Собрать информацию о разделении современного общества на классы.

2) Рассмотреть возможности перехода человека из одного класса в другой.

3) Исследовать систему образования как неотъемлемую часть развития культуры общества.

4) Выяснить, в каких учебных заведениях обучаются дети из королевских семей Европы.

5) На примере Итонского колледжа в Великобритании определить, какие требования предъявляются к желающим получить элитное образование, которое здесь дается.

6) Оценить возможность получения образования в элитных школах и вузах детей из различных слоев общества.

Методы исследования:

1) Проведение анкетирования среди учащихся начальной ступени, 4 «В» и 4 «А» классов, средней ступени, 7 «А» и 8 «В» классов, старшей ступени, 10 «А» и 11 «А» классов и родителей учащихся 4 «В» класса МБОУ «СОШ №45» г. Калуги.

2) Сравнение возможностей представителей различных социальных слоев общества.

3) Описание различных учебных заведений.

4) Библиографический анализ литературы и материалов сети Интернет.

5) Изучение и обобщение полученных данных.

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в школьном курсе по предмету «Обществознание», а так же стимулировать мотивацию к успешному освоению школьных предметов и развитию самообразования учащихся.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО

На всех этапах исторического развития общества существовало социальное неравенство. Это расслоение не везде равномерно и имеет разные формы. В зависимости от основных ценностей общества в разных странах люди с одним и тем же уровнем образования, занимаемой должностью, профессией, доходом могут относиться к разным классам и обладать разными статусами. Однако, как я выяснил, члены королевских семей всегда относятся к высшему классу. Разделение на классы в Европе отличается от разделения общества на классы в России. (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Структура общества

1.1 ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В современном обществознании существует разделение российского общества на три основных общественных класса: высший слой относится к классу богатых людей, средний класс и низший слой, именуемый классом бедных людей. Как я уже упоминал, некоторые ученые вообще считают, что средний класс в России отсутствует. Возможности людей разных классов неоднородны. Это проявляется практически во всех сферах жизни людей.

Постараемся выяснить, обстоят ли дела так же и с образованием. Доступно ли оно любому ребенку? И может ли ребенок учиться в любой школе? В России существуют как государственные, так и частные школы. (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Типы школ в России

В настоящее время большинство частных школ предоставляют услугу полного пансиона. Что, соответственно, уже требует немалых затрат со стороны родителей. Конечно, если они зарабатывают много денег, но у них просто нет возможности уделять достаточно времени ребенку, это удобно. Плюс в таких школах обещают вести постоянный контроль успеваемости, при необходимости назначают дополнительные индивидуальные занятия, направленные на то, чтобы устранить все недостатки в полученных знаниях на корню. Стоимость обучения в таких школах высокая, но в настоящий момент не существует точных данных о качестве получаемого в них образования.

Государственные школы в России подразделяются на общеобразовательные школы, лицеи и гимназии. Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ, Рощина Я.М. исследовала возможность получения качественного образования детьми из разных социальных слоев (7, с.285). Она утверждает, что, несмотря на то, что доступность обучения на уровне среднего образования практически не зависит от доходов семьи, а дети из бедных семей имеют возможность учиться в средней школе, реализуя свое право на бесплатное обучение, гарантированное законом, заметны существенные различия в успеваемости детей. И даже одна и та же оценка по одному и тому же предмету в специализированной школе и в обычной зачастую означает существенно разный уровень знаний, что в итоге сказывается на возможностях получения хорошего высшего образования (6, с.262).

Исследования кандидата экономических наук, научного сотрудника Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ, Прахова И.А. подтвердили взаимосвязь финансового положения семьи и возможности получения элитного образования в России, которое Прахов предпочитает называть селективным, ввиду отсутствия исторических оснований, т.е. традиций обучения в российских вузах только элиты общества (4, с. 89). Он утверждает, что высокий уровень дохода родителей ставит выходцев из семей с высоким доходом в более выигрышное положение по сравнению с другими учащимися, т.к. их родители могут оплачивать дорогостоящие дополнительные занятия детей как для восполнения пробелов в школьных знаниях, так и для подготовки к поступлению в вуз (4, с. 90). Помимо того, его исследования выявили, что выпускники гимназий и школ с углубленным изучением предметов показывают результативность выше, чем выпускники обычных общеобразовательных школ, получая за итоговые выпускные экзамены более высокие оценки, что, естественно, дает им больше возможностей для поступления в селективный вуз (4, с. 91). Также Прахов увидел положительную взаимосвязь образования родителей и степени селективности вуза (4, с.93).

1.2 ОБРАЗОВАНИЕ В ЕВРОПЕ

Если общество России напоминает даже не пирамиду, а песочные часы, то европейское общество абсолютно иное. В развитых странах структуру общества можно представить как ромб: элита составляет всего 1-2%, а средний класс достигает 90%. Нижний же класс составляет менее 10% от общего количества населения. Рассматривая образование в Европе, я, конечно же, сразу стал искать учебные заведения, где обучаются дети монархов. В высшем обществе Британии существует поговорка: «Все идут учиться в Итон. Кроме тех, кто идет учиться в Хэрроу, конечно же». Название школ в Англии чуть было не ввело меня в заблуждение. Ведь Итон, колледж, именуемый «фабрикой джентльменов», где совсем недавно учились британские принцы, и Хэрроу, выпускниками которого был Уинстон Черчилль и многие восточные короли, называются «паблик скулз». Очень похоже на слово «общественный, публичный», а в некоторых случаях переводом этого слова вообще является слово «государственный, общедоступный». Однако, нет. Именно так именуются самые дорогие школы-интернаты, стоимость обучения в которых составляет свыше 30 тысяч фунтов в год. Но, поскольку у нынешней королевы Англии есть и другие внуки, я стал выяснять, где еще они учились. В итоге все школы оказались частными и дорогими. Очень популярны оказались пансионы в Швейцарии, такие как колледж Эйглон, окруженный горами и чистым воздухом. Но стоимость в них даже выше, чем в британских. Собственно говоря, члены других королевских семей Европы предпочитают именно Швейцарию. В государственных же школах королевские дети не обучаются.

ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА. ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАНИЯ

Образование поднимает достоинство и значимость человека как в собственных глазах, так и в глазах окружающих. Оно повышает статус личности и ее уверенность в себе. Но, как мы видим, не всякое образование является общедоступным. Даже на начальных ступенях. Однако, как сами образовательные учреждения, так и государства, в которых они находятся, стараются развивать и поддерживать талантливых детей, стремящихся к получению хорошего и качественного образования. Существуют различные стипендии и гранты, направленные на поддержку талантливых детей из малоимущих семей. Их устанавливают как учреждения, так и частные попечительские и благотворительные фонды.

Даже тот самый Итон, основанный в 1440 году королем Генрихом VI, изначально набирал 70 мальчиков, обучение которых велось за счет короля. С тех пор один из колледжей Итона (а всего их 25), зарезервирован для 70 мальчиков, чье обучение оплачивается из средств университета, зачастую до 90-100%. Конечно, эти счастливчики должны пройти непростой отбор, обладать выдающимися музыкальными или спортивными данными. Ну, или просто проявить к своим 13 годам (именно в этом возрасте происходит зачисление в колледж, хотя предварительно заявление подается, когда мальчику исполняется 10 лет) недюжинные способности в ряде естественнонаучных дисциплин. Помимо того, владеть английским языком на уровне носителя и иметь достаточно прочную базу в изучении французского и латыни. В настоящий момент в Итоне обучается несколько россиян.

2.1 ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Недавно в России открылся Образовательный центр «Сириус» в городе Сочи. Он был создан Образовательным Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина. Фонд был учрежден 24 декабря 2014 г. выдающимися российскими деятелями науки, спорта и искусства. Приехать в Центр могут школьники от 10 до 17 лет, демонстрирующие выдающиеся успехи в науках – математике, физике, химии, биологии; спорте – хоккее и фигурном катании; искусстве – классическом балете, живописи и академической музыке (фортепиано; струнные инструменты – скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа; духовые инструменты – гобой, кларнет, саксофон, фагот, труба, валторна, тромбон, туба, флейта). Программы центра для детей бесплатны.

Помимо этого, в России существует достаточно широкий перечень олимпиад, участие в которых учитывается при поступлении в любые вузы. Участие и победы в этих олимпиадах также являются одним из шансов попасть и в «Сириус».

В 2005 г. был также одобрен инициированный Президентом РФ Приоритетный национальный проект «Образование», направленный на укрепление материальной базы образовательного процесса, обеспечение доступности высшего образования для всех жителей страны, улучшение качества образования и повышение конкурентоспособности выпускников.

Как мы видим, образование в России развивается, и все больше детей получают возможность овладеть достойным и качественным образованием. Пусть и не королевским.

2.2 ГРАНТЫ НА ОБУЧЕНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗАХ

А как же быть с королевским образованием, если в средней школе так и не удастся проявить себя в достаточной мере, чтобы любой элитный колледж был готов принять ребенка на обучение к себе с распростертыми объятиями? Я ознакомился со многими трудами современных ученых на тему «Образование». И многие сходятся во мнении, что, чтобы подняться по социальной лестнице, человеку нужно получить не просто образование, а именно элитное, позволяющее претендовать на достаточно высокие позиции в организациях, в которые затем человек идет устраиваться на работу.

Рощин С.Ю., кандидат экономических наук, проректор, заведующий кафедрой экономики труда и народонаселения, заведующий научно-учебной лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ и Рудаков В.Н., аналитик научно-учебной лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ, аспирант кафедры экономики труда и народонаселения, утверждают, что, по их исследованиям и анализу работ отечественных и зарубежных коллег, когда доступность высшего образования для широких масс населения возрастает, работодатели ожидают более высокой производительности от выпускников элитных университетов, чем от окончивших рядовые вузы. Диплом элитного вуза становится сигналом для работодателя о потенциально высокой производительности работника (5, с.143). То есть, способности выпускника и характеристики рабочего места, оказывающие влияние на уровень заработной платы, напрямую связаны с качеством образования. Значит, человек, окончивший элитный вуз, имеет больше возможностей устроиться на более престижную работу, что подтверждается исследованиями множества отечественных и зарубежных ученых.

Потомки королей тоже учатся в вузах. Кембриджский университет в Англии, где учился принц Чарльз, Сент-Эндрюсский университет в Шотландии, где учился принц Уильям, и где он встретил свою любовь, и многие другие вузы в Европе, на самом деле, выглядят такими же неприступными, как и частные школы. Однако, для тех, кто действительно хочет учиться и проявляет свои способности, существуют различные гранты и стипендии.

А самое интересное, это то, что и в нашей стране есть возможность получить грант на обучение за границей. Правда, как я понял, для начала придется получить достойное образование в России, получив степень бакалавра или специалиста, для чего придется потрудиться и сдать ЕГЭ на максимально возможные баллы, а затем еще и выдержать дополнительные экзамены, которые разрешено проводить только самым престижным вузам в России. А вот учиться в магистратуре или на других, более высоких уровнях обучения, можно во множестве вузов мира. Даже не имея состоятельных родителей, потому что в нашей стране существует государственная программа финансирования обучения за границей для граждан России, поступивших в один из ведущих зарубежных университетов, «Глобальное образование». Конечно, это не значит, что государство готово платить за всех желающих учиться за границей. Но есть огромный перечень специальностей, освоение которых приветствуется и требуется. Главное – это хотеть, стремиться и ничего не бояться. Подать заявку на получение гранта может каждый. Но получивший его, должен будет по окончанию обучения отработать в России на одном из рекомендуемых предприятий не меньше трех лет. Что же, элитное образование – это хорошо, а еще лучше, когда, пусть и не получая сразу высоких доходов, можешь быть уверен, что получишь достойный опыт работы!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате данного исследования я смог выяснить и доказать, что королевское образование может получить даже ребенок из обычной семьи. А значит, все-таки, образование человека зависит не от его происхождения, а от личностных качеств. Главное – не сдаваться и приложить все свои усилия и старания. Что, собственно, подтвердили и результаты анкетирования, проведенные мной в 4 «В» , 4 «А», 7 «А», 8 «В», 10 «А», 11 «А» классах и среди родителей учащихся 4 «В» класса МБОУ «СОШ №45» г.Калуги. Всего в опросе приняло участие 165 человек. На вопрос: От чего зависит уровень образования человека? (Рисунок 3). Большинство опрошенных ответило, что от личностных качеств и стремлений человека (Приложение 1). А на вопрос: Может ли ребенок из обычной семьи учиться в школе для детей из королевских семей? (Рисунок 4). Большинство ответили да, может. Однако, количество ответивших отрицательно либо ответивших, что не знают, было не намного меньше (Приложение 2). Думаю, это как раз и связано с теми трудностями, которые могут ожидать ребенка, решившего попытаться поступить в такие школы.

Рисунок 3 – Диаграмма опроса «От чего зависит уровень образования человека?»

Рисунок 4 – Диаграмма опроса «Может ли ребенок из обычной семьи учиться в школе для детей из королевских семей?»

Думаю, это как раз и связано с теми трудностями, которые могут ожидать ребенка, решившего попытаться поступить в такие школы. Экспериментальная часть данного исследования планируется автором к завершению к 2035 году. Так как автор решил, что не имеет возможности в данный момент стать студентом Итона, первым шагом в исследовании стал переход автора из средней общеобразовательной школы в гимназию.

Самое главное, что в нашей жизни не все решают деньги, а знания и сами люди!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Арбузкин, А. М. Обществознание: Учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2011. — 608 с.

2. Обществознание : учеб. пособие / под ред. проф. Ю. Г. Волкова. — 2-е изд. — М.: Гардарики, 2008. — 351 с.: ил.

3. Павловская А.В. Англия и англичане: издание 3-е, исправленное и дополненное, М.: типография «Новости», 2008 – 176 с.

4. Прахов И. А. Барьеры доступа к качественному высшему образованию в условиях ЕГЭ: семья и школа как сдерживающие факторы // Вопросы образования, М.: ВШЭ, № 1-2015. С. 88-117.

5. Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. Измеряют ли стартовые заработные платы выпускников качество образования? Обзор российских и зарубежных исследований // Вопросы образования, М.: ВШЭ, № 1-2015. С. 137-181.

6.Рощина Я.М. Семейный капитал как фактор образовательных возможностей российских школьников // Вопросы образования, М.: ВШЭ, № 1-2012. С. 257-277.

7. Рощина Я.М. Дифференциация доходов и образования в России // Вопросы образования, М.: ВШЭ, № 4-2005. С.274-296.

8. Фильм 6: Мир Итона, Шесть фильмов об Англии, Серия фильмов по книге профессора МГУ имени М.В. Ломоносова А.В.Павловской, М.: Центручебфильм, 2008

9. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnaya-struktura.html

10. http://www.etoncollege.com/

11. http://www.aiglon.ch/

12. http://www.harrowschool.org.uk/

13. http://dochkimateri.com/sections/education/2719-sovershenno-osobennoe-mesto-iton

14. https://sochisirius.ru/

15. http://educationglobal.ru/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Участникам анкетирования были предложены два вопроса:

Выберите один вариант, который, по-вашему, верный.

Приложение I. От чего зависит уровень образования человека?

 

1. От уровня образования его родителей

2. От финансовых возможностей семьи

3. От семейных традиций (потомственные врачи, учителя и т.д.)

4. От удачно или неудачно сложившихся жизненных обстоятельств

5. От личностных качеств и стремлений человека

Всего

4 «А» класс

       

21 чел.= 100%

21 чел.

4 «В» класс

2 чел.= 8,3%

   

2 чел.= 8,3%

20 чел.= 83,3%

24 чел.

7 «А» класс

2 чел.= 8%

1 чел.= 4%

   

22 чел.= 88%

25 чел.

8 «В» класс

2 чел.= 8%

3 чел.= 13%

1 чел.= 4%

4 чел.= 17%

14 чел.= 58%

24 чел.

10 «А» класс

2 чел.=7,5%

2 чел.=7,5%

1 чел.= 4%

3 чел.=11%

19 чел.= 70%

27 чел.

11 «А» класс

1 чел.= 4%

1 чел.= 4%

 

3 чел.= 11%

22 чел.= 81%

27 чел.

Родители 4 «В» класса

 

1 чел.=6%

1 чел.=6%

 

15 чел.= 88%

17 чел.

Всего

9 чел.=5,5%

8 чел.

=5%

3 чел.

=2%

12 чел.

=7%

133 чел.= 80,5%

165 чел.

Приложение II. Может ли ребенок из обычной семьи учиться в школе для детей из королевских семей?

 

Да, может.

Нет, не может.

Не знаю.

Всего

4 «А» класс

10 чел.= 47,5%

6 чел.= 28,5%

5 чел.= 24%

21 чел.

4 «В» класс

14чел.=58%

6чел.= 25%

4чел.= 17%

24 чел.

7 «А» класс

15чел.=60%

5чел.=20%

5чел.=20%

25 чел.

8 «В» класс

14чел.=58%

 

10чел.=42%

24 чел.

10«А»класс

11 чел.= 41%

10 чел.= 37%

6 чел.=22%

27 чел.

11«А»класс

12чел.=44%

8чел.=30%

7чел.=26%

27чел.

Родители 4 «В» класса

9чел.=53%

5чел.=29%

3чел.=18%

17чел.

Всего

85чел.=52%

40чел.=24%

40чел.=24%

165чел.

Просмотров работы: 240