У всех девочек и мальчиков класса во времена СССР, была школьная форма и никто не сомневался в её необходимости. Практически все родители предпочитают купить форму детям в 1 класс, хотя по поводу ношения школьной формы вызывает много споров и мнений. Школьная форма СССР, становиться все более популярной и среди выпускниц, все чаще юные девушки одевают, традиционную форму на последний звонок в школе.
В наши дни традиция ношения школьной формы возрождается, единая школьная форма для учащихся снова становится актуальной. Известные дома мод разрабатывают и шьют школьные формы элитным гимназиям и школам. На сегодняшний день такая форма вновь становится показателем престижа и избранности. Во многих учебных заведениях предусматривает соблюдение дресс-кода, что является на сегодняшний день негласным школьным кодексом.
В одних школах форму покупают централизованно и делают на них нашивки с эмблемой школы, в других просят приобрести форму в определенной цветовой гамме. Школьная форма, одним родителям нравится, другим нет. Но все они хотят, чтобы их дети были собранными и внимательными, ответственными и самостоятельными, хорошо учились. И по утрам они не стояли перед шкафом в размышлении: а что бы такое сегодня надеть? Именно поэтому школьная форма – это в первую очередь атрибут дисциплины и порядка. И, конечно же, эстетичный и аккуратный вид, комфортная и удобная. Хорошие традиции возвращаются в наше общество.
Тема нашей работы – «Роль школьной формы в современной школе».
Цель: исследование достоинств и недостатков школьной формы.
Задачи исследования:
- изучить литературу, связанную с вопросами школьной формы;
- провести эксперимент, наблюдения;
- подготовить рекомендации для родителей учащихся.
Гипотеза: Если школьная форма одежды напрямую влияет на учебный процесс, дисциплинирует учеников и позволяет им сосредоточится на обучении, а не на обсуждении того, кто в чём пришел. Это будет способствовать позитивному настрою, активизируется желание учиться и позволит родителям сэкономить деньги на одежду своим детям в столь не простое социально-экономическое время для нашей страны.
Объект исследования: школьная форма.
Предмет исследования: достоинства и недостатки школьной формы.
Сформулированные задачи решаются с помощью методов: изучение
литературы, анкетирование, анализом и обобщением, расчёт.
Актуальность. Одежда является важным фактором, определяющим степень сосредоточенности школьника на занятиях. В общеобразовательных школах довольно долгое время была позволена свободная форма одежды, и министерство образования со временем смогло сделать выводы: успеваемость снижается, особенно в старших классах. Современные модели формы позволяют снять на время учебного процесса вопросы обсуждения гардероба, школьники не отвлекаются, а учатся!
История школьной формы.
Годом «рождения» школьной формы в России считается 1834 год. В этом году был принят закон, утвердивший отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. В царской России эти учреждения были государственными. Все государственные служащие в те времена должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию. В государственных учебных заведениях (гимназиях) все педагоги носили форменные сюртуки. Было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.
Учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников и поэтому форма гимназистов была сословным признаком, форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Форма была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. Все гимназисты носили ранец.
Школьная форма для девочек была введена в 1896 году. В то время у девочек было три вида одежды:
- обязательная форма, состояла из шерстяного платья и фартука черного цвета;
- парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного
кружевного воротничка;
-отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли
такую роскошь.
У каждого учебного заведения цветовая гамма была разной. У младших гимназисток он был темно-синим, для 12–14-летних – цвет морской волны, у выпускниц – коричневый.
В 1918 году был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Причина была в том, что многие родители не могли позволить купить специальную одежду для детей. Поэтому ребята ходили в школу в свободной одежде. Ношение школьной формы становится обязательной после Великой Отечественной войны.
Девочки обязаны, были носить коричневые шерстяные платья с черным
передником, в обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником и белые гольфы или колготки. Мальчики носили военные
гимнастерки с воротничком стоечкой. Послевоенное время атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.
В 1962 году школьная форма претерпевает ряд перемен. Появились вместо гимнастёрок серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, фуражка с кокардой и ремень с бляхой. А форма девочек не изменилась.
В 1975 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки с погонами на плечах и нагрудными карманами. Куртка застегивалась на алюминиевые пуговицы. На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем – символ просвещения.
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен. У мальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве.
С 1984 года для девочек введен костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки- трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки.
Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом.
В 1988 году некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.
К концу 1980-х годов школьная форма в ряде регионов СССР попала в разряд дефицита. Школьная форма была очень дешевая, материал её был весьма качественным и прочным. С ухудшением материального положения её стали покупать взрослые в качестве повседневной рабочей одежды. С 1992 году
отменили обязательное ношение школьной формы в школах Российской Федерации.
Эффективность введения школьной формы
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» гласит, что школа имеет право самостоятельно на основе своего устава определять права и обязанности ученика, если это не противоречит другим законам. Порядок введения школьной формы никакими нормативными документами не регламентирован и относится к компетенции образовательного учреждения, но в обязательном порядке должен быть зафиксирован в уставе или другом локальном акте, регламентирующем деятельность школы.
Президент Владимир Путин предложил регионам подумать о введении
единой формы в школах. Об этом президент сказал на встрече с представителями актива Общероссийского народного фронта.
По мнению Путина, этим вопросом можно заняться на муниципальном или региональном уровне. Не обязательно вводить единую форму на всю страну, однако в регионах вполне можно вводить такую форму одежды, полагает президент.
Нами проанкетировано 100 учащихся, родителей и учителей МАОУ «СОШ № 48» 07.11-24.11.2016г.
Цель анкетирования: выявить взгляды учащихся, родителей и учителей на школьную форму
Результаты анкетирования представлены в диаграмме 1. (образец анкеты – приложение 1):
85% не устраивает одежда, которую носят учащийся в школу;
73% хотят, чтобы в школах ввели школьную форму;
43% удобная, 35% современная, 22% модная;
46% считают, дисциплинирует учащихся школьная форма.
Диаграмма 1. Результаты анкетирования
Достоинства и недостатки школьной формы
Существуют различные точки зрения на то, нужно ли вводить школьную форму для современных учеников. Дебаты по этому поводу будут еще долго проводиться среди родителей, учителей, директоров школ и самих школьников.
Теперь давайте по порядку разберём все достоинства и недостатки школьной формы и начнём, пожалуй, с положительных характеристик (табл. 1).
Таблица 1. Достоинства и недостатки введения школьной формы
Достоинства |
Недостатки |
- приводит к сплочению коллектива, ученики могут ощутить себя единой общностью, которая преследует одни цели, в данном случае цель- учеба; |
- школьная форма лишает учеников своей индивидуальности и неповторимости; |
- школьная форма сводит к минимуму конкуренцию и стремление выглядеть лучше, чем другие, у школьников, это препятствует тому, что дети будут делиться на богатых и бедных; |
- ношение формы является обязательным, может рассматриваться как насилие над личностью ребенка; |
- одежда будет соответствовать санитарным и гигиеническим нормам; |
- форма может быть и не только бюджетной, но и дорогой для малообеспеченных семей; |
- не позволяет подросткам одеваться вызывающе; |
- не дает ребенку свободы самовыражения. |
- форма доступна всем семьям с любым достатком. |
Влияние ношения строгой одежды учащихся на успеваемость.
Исследования проводились среди учащихся 5-8 классов МАОУ «СОШ№ 48», где были взяты 2 класса (1- кадетский класс с веденной формой, 2- обычный класс без строгой формы) из каждой параллели.
Класс |
Количество учащихся |
Количество учащихся посещают школу в строгой одежде и успевающих на «4» и «5» |
Получали замечания за нарушение дисциплины, опоздания и др. за 09.2016-30.12.2016гг. |
Всего успевают на «4» и «5» |
5А |
21 |
5 |
14 |
6 |
5Б (к) |
26 |
10 |
4 |
10 |
6Б |
26 |
6 |
18 |
7 |
6В (к) |
24 |
14 |
2 |
14 |
7А |
23 |
2 |
11 |
7 |
7Б (к) |
28 |
14 |
1 |
14 |
8А (к) |
27 |
12 |
2 |
12 |
8Б |
29 |
0 |
21 |
4 |
Всего |
204 |
63 |
73 |
74 |
Школьная форма и здоровье учащихся.
Результаты анкетирования:
30% коричневая, 39 % зелёная, 26% синяя, 5% в клеточку.
40% взрослых не знают, как правильно подобрать школьную форму.
Школьная форма по санитарным нормам должна состоять по большей своей части из натуральных волокон. Процент натуральных составляющих в рубашках, блузах, должен равняться не менее 65%. В костюмах цифра ниже и равна 45%, но здесь в обязательно порядке должна быть натуральная подкладка.
По мнению специалистов лучше всего подходит для школьной формы хлопок и лён для осеннего и весеннего времени, а для зимы шерсть и кашемир.
Не нужно покупать одежду на вырост. Одежда больше будет просто висеть и создаст неопрятный вид. Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал лучше купить в пору.
Важным фактором является цвет школьной формы для развития ребенка.
Цвета школьной формы лучше подбирать приглушенные, не яркие, особенно актуальны бежевый и зеленоватый. Все оттенки серого, сине–голубого, зеленого меньше всего влияют на зрение, не раздражают детей так считают офтальмологи.
Рисунки на одежде и клетка раздражает зрительные нервы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Форма несет в себе корпоративную культуру учебного заведения и является последствием его содержания. Изучив специальную литературу и проведя исследования мы пришли к выводам : Форма не должна быть скучной коричневой или серой тряпкой, которую никто не замечает, а специально продуманной, и в том числе учитывая пожелания самих учеников. Так как школьная форма одежды напрямую влияет на учебный процесс, дисциплинирует учеников и позволяет им сосредоточится на обучении, а не на обсуждении того, кто в чём пришел.