Реферативно-экспериментальная работа
Тема: Я УЧУСЬ РИСОВАТЬ ПО ТКАНИ
Выполнила:
Бисерова Екатерина Павловна
учащаяся 1 «Б» класса
Муниципального общеобразовательного учреждения
« Средней школы № 101. Дзержинского района Волгограда»
Руководитель:
Латыпова Марина Викторовна ,
учитель начальных классов.
Волгоград, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …..................................................................................................... 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. БАТИК - ИСКУССТВО РОСПИСИ ПО ТКАНИ ……………………5
2.ВИДЫ БАТИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ……………………………..5
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ…………………...……………7
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ИСПОЛНЕНИЕ КАРТИНЫ «МАЯК» В СМЕШАННОЙ ТЕХНИКЕ БАТИК ………………………………. ................................................................8
1.МАТЕРИАЛЫ И ИНСТУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ…8
2.ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ…………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …..............................................................................................17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …............................................................................18
ПРИЛОЖЕНИЕ ….............................................................................................19
ВВЕДЕНИЕ
Я учусь в 1 классе. Мне нравится узнавать каждый день что-то новое и интересное. В свободное время я очень люблю рисовать. Ведь это так здорово, придумывать сюжет, композицию и воплощать придуманные образы на листе бумаги! Но недавно меня заинтересовал способ изображения предметов не на бумаге, а на ткани. Я решила узнать об особенностях рисования подробнее.
Актуальность исследования. Изделия ручной работы любят многие за их неповторимость. В этом отлично может помочь батик, с помощью которого можно создать неповторимые узоры.
Актуальность проблемы в проекте состоит в том, что, освоив эту технику, можно создавать оригинальные подарки для своих друзей и родных, украшать швейные изделия.
Мне стало интересно, знают ли другие ребята об этом искусстве. Для этого я провела анкетирование в своём классе, (приложение1,2), по результатам которого, я выяснила, что рисование по ткани красками увлекательно не только для меня, но и для моих сверстников. Из 28 опрошенных – 28 хотели бы рисовать по ткани, хотя больше половины ребят впервые услышали об этом виде искусства.
В ходе диагностического исследования я также выяснила, есть ли у опрашиваемых дома изделия, выполненные в технике батик. Оказалось, что почти у половины отвечающих дома имеются такие изделия.
В ходе проведения диагностики я также решила узнать, какое впечатление произвела моя работа?
Вот какие ответы были даны:
- поднимает настроение,
- дарит радость,
Поэтому я поставила себе цель исследования: выяснить, можно ли самостоятельно научиться рисовать по ткани, используя технику батик.
Задачи:
дать понятие батика;
выделить время возникновения батика;
описать характерные особенности материала и инструментов батика.
исследовать способы изготовления изделий из батика;
рассмотреть разнообразие способов применения батика в повседневной жизни;
разработать и изготовить изделие с применением техники батика;
развить аккуратность, усидчивость, дисциплинированность при работе.
Объект исследования: рисование по ткани.
Предмет исследования: изобразительное искусство.
Гипотеза: я предполагаю, что:
- возможно, освоить технику рисования по ткани, изученив способы применения техники батик в повседневной жизни.
Методы исследования:
1. Теоретический:
изучение и анализ литературы и других источников информации по теме
анкетирование;
2. Практический:
создание творческой работы, выполненной в технике батика с элементами свободной росписи.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. БАТИК - ИСКУССТВО РОСПИСИ ПО ТКАНИ.
Оказывается, рисование по ткани- это искусство, которое называется «батик». Батик — индонезийское слово. В переводе «ba» — означает «хлопчатобумажная ткань», а «-tik» — «точка» или «капля». Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесенными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани. (1,4). Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. При изготовлении батика, кроме красителей, использовались специальные составы — резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем крашении. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовке ткани уделялось особое внимание: ее вымачивали, тщательно отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плотности. После этого начинался многодневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в создаваемом рисунке. Как правило, таких циклов было не более десяти. Это связано с достаточно ограниченным количеством природных красителей, которые использовались в традиционном индонезийском батике. Теплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до темно-коричневого, подчеркивалась сочными тонами индиго — самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые разные: от абстрактных рисунков до сложнейших орнаментов — для украшения одежды: многофигурные жанровые или религиозные композиции — для жилищ и храмов. В мире существуют техники и приёмы в батике.
2.ВИДЫ БАТИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Горячий батик.
Сразу обмолвлюсь, что горячий батик, ко всему прочему, еще и один из самых сложных видов росписи ткани. (Приложение3).
Дело в том, что работа здесь ведется с расплавленным на огне (и поэтому горячим по температуре) воском. Его быстренько (чтоб не успел застыть во время «пути») наносят на ткань при помощи особой кисти из щетины. Обычные кисти для батика тут не годятся. (Приложение 4)
Есть такое специальное приспособление для нанесения контура из расплавленного воска, называется оно чантинг. (2). Места, которые покрыты воском, краска не затрагивает. Можно достичь великолепных эффектов «лепки цветов», сочетая прокрашенные и непрокрашеные места полотна. После того, как работа готова, воск с ткани удаляется с помощью горячего утюга и кипы старых газет.
Холодный батик
Куда более прост холодный батик. (приложение 5). Его изобрели уже гораздо позже, с развитием химической промышленности, упросив работу тех, кто любит батик, но кому кажется чрезвычайно сложным работа с воском, вытравливание его с готового изделия и прочие премудрости.(4)
При технике холодного батика роль воска выполняют специальные контуры и резервы для батика, которые сегодня можно купить в любом магазине товаров для творчества.
То, что здесь не нужно нагревать вещества, вытравливать воск и снова наносить его, значительно облегчает технологию росписи по ткани.
Узелковый батик
Узелковым батиком называется древний вид оформления ткани. (Приложение 6)
Смысл его прост – на ткани завязываются узлы (беспорядочно или с соблюдением некого рисунка) при помощи нити. Некоторые любят делать неожиданные рисунки при помощи пуговиц, камешков, круглых шариков. Главное, чтобы предмет не боялся высокой температуры, потому как завязанный при помощи ниток крепко-накрепко, он будет кипятиться в воде с красящим раствором.
Особенно красиво смотрятся в технике узелкового батика футболки, платья, скатерти, салфетки.
Свободная роспись. (Приложение 7)
Такая техника батика особенно проявляет талант художника, здесь нельзя создать рисунок по готовому шаблону. Создается индивидуальная неповторимость произведения.
В основном свободную роспись практикуют с помощью анилиновых красителей или масляными красками со специальными растворителями. Можно ставить различный эксперименты, добавляя где-то резерв или солевой эффект, или используя спиртосодержащие вещества для увлажнения ткани. (3,1)
Роспись по-сырому. (Приложение 8)
Разновидность свободной росписи. У работ, выполненных «по-сырому» необычно красивый эффект плавного перетекания краски одной в другую, что создает иллюзию воздушности (2).
Есть несколько видом этой техники. Можно натянутую и увлажненную ткань посыпать сухим красителем (чем меньше, тем нежнее цветовые переходы). Можно вести кистью с краской прямо по увлажненной поверхности полотна, самостоятельно формируя рисунок, не используя готовых шаблонов для батика. Делать все нужно быстро, иначе на подсыхающей ткани образуются некрасивые подтеки.
Техника «шибори» (Приложение 9)
Часто ее называют узелковым батиком. Все же в технике «шибори» есть несколько отличий. Ткань здесь складывается определенным образом, часто по готовому решению. Это древняя японская технология, перекликающаяся с любимой японцами техником оригами.(4) Несмотря на все эти техники батика, существует множество дополнительных эффектов, используя которые можно добавить работе выразительности и своеобразия.
В результате изучения литературы об искусстве «Батик», я сдела такие выводы:
Батик- древний вид искусства, которое завораживает людей многих поколений, в том числе и моих сверстников.
Существует много разновидностей батика (горячий батик, холодный батик, свободная роспись, узелковый батик, роспись по сырому, техника «шибори»,
Картины, выполненные в различных техниках батика необычайно красивы, но сложны в исполнении, так как при их исполнении нужны специальные материалы и сложная обработка ткани.
Для того, чтобы рисовать по ткани детям моего возраста, можно попробовать упростить способ обработки ткани и способ изображения на ней.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
ИСПОЛНЕНИЕ КАРТИНЫ «МАЯК» В СМЕШАННОЙ ТЕХНИКЕ БАТИК
1.Материалы и инструменты, используемые в работе.
Для выполнения нашей картины нам понадобятся: хлопчатобумажная ткань, акварельные краски, клей ПВА (он будет выполнять роль «резерва»), кисти для рисования, вода, палитра, простой карандаш.
2. Этапы выполнения работы
Возьмём хлопчатобумажню ткань и прогладим её горячим утюгом.
Закрепим ткань на непромокающей поверхности.
Подготовим основу для будущей картины, для этого прорисуем контуры предметов на ткани простым карандашом.
Начинаем прокрашивать объекты, смешав гуашь с небольшим количеством воды и клея. Для этого в палитру наливаем сначало немного клея, а затем добавляем гуашь. Краску наносим густыми мазками.
Дадим работе просохнуть.
Прогладим ещё раз готовую картину горячим утюгом.
Заключение
В результате своего исследования я узнала много нового о батике: о том, где он его родина и как развивалиось это искусство.Также я узнала, как много видов батика бывает. Мне было очень интересно узнать о том, как к моему исследованию отнесутся мои новые друзья-одноклассники. Я нашла информацию в литературе и в сети Интернет. Кроме этого, я смогла приблизиться к этому виду искусства на уроках ИЗО и у себя дома. По результатам исследования я сделала доклад в своём классе. Ребятам было интересно узнать новую информацию о батике. Для себя я решила, что буду продолжать узнавать что-нибудь новое и делиться знаниями с ребятами.
Список литературы
Интернет-ресурс http://ped-kopilka.ru/
Интернет-ресурс http://mama-creative.ru/assorti/batik-s-detmi/
Интернет-ресурс https://yandex.ru/images
Большая детская энциклопедия
http://allforchildren.ru/article/batik01.php
Приложения
Приложение 1 Анкета «Что я знаю о батике»
1. Знаете ли вы такой вид искусства, как батик? Да / Нет/Не знаю
2.Есть ли в вашем доме изделия, изготовленные в этой технике? Да / Нет/Не знаю
3. Пробовали вы рисовать в этой технике? Да / Нет/Не знаю
4.Хотели бы вы научиться рисовать по ткани? Да / Нет/Не знаю
5.Какие чувства вызвала моя работа у вас? Хорошие/ Плохие/Не знаю
Приложение 2Анализ анкеты
Всего приняли в опросе участие 28 человек
Число ответивших человек | |||
Вопросы анкеты | Да | Нет | Не знаю |
Знаете ли вы такой вид искусства, как батик? | 1 | 27 | 0 |
Есть ли в вашем доме изделия, изготовленные в этой технике? | 9 | 14 | 5 |
Пробовали вы рисовать в этой технике? | 5 | 23 | 0 |
Хотели бы вы научиться рисовать по ткани? | 28 | 0 | 0 |
Какие чувсва вызвала моя работа у вас? | 28 | 0 | 0 |
Приложение3 «Горячий батик»
Приложение 4 Кисти для рисования в технике «Горячий батик»
Приложение 5 «Холодный батик»
Приложение 6 «Узелковый батик»
Приложение 7 «Свободная роспись».
Приложение 8 «Роспись по сырому»
Приложение 9 Техника «Шибари»
23