O tempora! Omores!». Это восклицание, которое принадлежит древнеримскому политическому и государственному деятелю, мыслителю, оратору, юристу и писателю Марку Туллию Цицерону, означающее высшую степень осуждения и негодования по поводу его современников.
Часто можно услышать от старших: «наше поколение было другим», «а вот я в твоем возрасте такого себе не мог позволить». Как меняются с возрастом представления о Добре и Зле, дозволенном и запрещенном? Цель нашей работы выяснить, какова значимость норм морали для современных подростков, обучающихся в средней (7-9- классы) и старшей (10-11 классы) школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
Во-первых, изучить специальную литературу по указанной проблеме.
Во-вторых, составить тест, который будет отражать представление о моральных нормах у детей разных возрастов.
В-третьих, проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Гипотеза: с возрастом значимость моральных норм меняется, выполнение моральных норм становится более осознанным.
В ходе исследования применялись следующие методы: опрос, анализ, эмпирическое сравнение.
Основная часть
Глава I.
1.1. Основные этапы исторического развития морали
В современных этических учениях происхождение морали объясняется процессом становления человека как родового существа. Возникновение морали как духовной сущности человека определяется требованиями жизни, а не навязывается извне.
Различаются следующие этапы развития морали:
1 этап – возникает практика нравственных отношений, которая выступает как неотъемлемая часть различных форм регуляции общежития: религиозно-обрядовых, практических и др.;
2 этап – возникает групповая нравственность, как система запретов (табу), на основе которой с течением времени складываются обычаи и традиции;
3 этап – по мере осознания человеком себя как личности появляются внутренние, индивидуальные моральные ценности, которые формируют требования к поведению личности в интересах ее самой и общества.
На современном этапе развития человеческого общества многие ценности отчуждаются, многое продается, многое изменяется, значение истины, правды обесценено. Моральные ценности не являются исключением, в наше время можно купить преданность, дружбу, любовь, совесть. Можно манипулировать общественным мнением через средства массовой информации.
Однако на фоне этой безрадостной картины начинает формироваться новая мораль и новая этика. Основная цель современной морали – создание модели общества социальной справедливости, в котором созданы все условия для самореализации личности. Особенностью современной морали является то, что знания и умения человека сливаются с моральными качествами личности.
Современный нравственный человек должен обладать такими качествами, как скромность, гуманность, самообладание, ответственность, требовательность, как к себе, так и к окружающим, а также деловыми качествами. Такой человек может сформироваться только при соблюдении многих условий: экономических, политических, социальных, воспитательных и др.
1.2. Мораль, моральные нормы и принципы
Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.
По своему происхождению и содержанию мораль изначально социальна, однако, следует отличать нормы морали от обычаев и традиций, исторически сложившихся в определенном человеческом обществе.
Каковы же основополагающие моральные номы?Во-первых, благоразумие, которое предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.
Во-вторых, воздержание. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.
В-третьих, справедливость – признание ценности как значимых единиц человеческого общества. Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.
В четвертых, стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности. Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.
В-пятых, трудолюбие. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым.
В-шестых, смирение - умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству.
В-седьмых, вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.
Принципы морали способствуют формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.Принцип талиона - то есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери.
Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей.
Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху.
Принцип справедливости гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы.
Принцип гуманизма - он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям.
Таким образом, значение морали в жизни человека имеет определяющее значение. Мораль затрагивает все сферы человеческого взаимодействия: религия, искусство, право, традиции и обычаи.
Функции морали
Основные функции морали:
1) Регулятивная (мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления).
2) Ценностно-ориентационная (что мораль осмысливает действительность такой, какой она должна быть, то есть как идеальную модель должного).
3) Коммуникативная (настоящее нравственное значения любой поступок человека может приобрести только в межличностных отношениях, в контексте общения).
4) Мотивационная (мотивационная функция позволяет человеку оценивать и оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации)
5) Познавательная (благодаря морали индивид получает первые представления о нормах поведения, которые предъявляет ему общество, о добре и зле, чести и достоинстве)
6) Воспитательная (концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей).
Глава II.
В целях проведения исследования мною был составлен тест- опросник, который был предложен ученикам нашей школы. Респонденты условно были разделены на 2 группы: среднее звено (8-9 классы, 101 человек) и старшее звено (10-11 классы, 83 человека).
На вопрос о готовности приукрасить действительность ради личного интереса ученики среднего звена отвечали согласием чаще, чем ученики старшей школы.
Использование бранных слов не считают серьезным нарушением моральных норм примерное равное количество подростков (31% в средней школе и 28% - в старшей), причем этот показатель мало отличается как для юношей, так и для девушек.
Крайне небольшой процент опрошенных нами подростков готовы придти на помощь пожилому человеку.
Готов прибегнуть ко лжи ради личных интересов каждый третий подростков, значительный процент опрошенных считает ложь обыденным для себя явлением.
Отрадно, что дружба, посильная помощь другу остаются значимыми моральными ценностями для подростков. Более половины (59%) учеников среднего звена и 71% - старшего готовы выручить друга, оказавшегося в финансовом затруднении.
Ученики среднего звена не готовы помочь младшему, им проще привлечь к решению такой проблемы взрослых. А вот старшеклассники, особенно девушки, выразили готовность справиться самостоятельно.
Заключение
Проанализировав специальную литературу, мы выяснили следующее.
Моральные нормы, зародившись в первобытном обществе, на протяжении всей человеческой истории, выполняют важные функции, прежде всего регулирующую и воспитательную.
В результате моего исследования было выявлено, что из 101 обучающихся в среднем звене 15 % показали низкий уровень моральных ориентиров, 63 % - средний. Высокий уровень моральных притязаний показали 22 % опрошенных обучающихся среднего звена (8-9 классы, возраст – 14-16 лет).
В старшем звене были опрошены 83 обучающихся, где 12 % показали низкий уровень, 55 % показали средний уровень, 33% обучающихся старшего звена (10-11 классы, возраст 16-18 лет) показали высокий уровень моральных притязаний.
Опираясь на результаты исследования можно смело говорить о том, что с возрастом уровень моральный притязаний становится выше: сокращается число людей с низким уровнем моральных ориентиров (у старшего звена на 3 % меньше). Кроме того, также сокращается средний показатель: у старшего звена – на 8% меньше.
Уровень моральных притязаний растет к моменту обучения уже в старшей школе – на 11% больше, чем у среднего звена.
На наш взгляд, результаты исследования говорят о следующем. Для обучающихся среднего звена, чей социальный опыт невелик, моральные нормы зачастую не являются ценностью. Подростки еще не способны сделать сознательный нравственный выбор, видимо, полагая, что разовое нарушение норм морали не делает их безнравственными людьми. Кроме того, нарушение норм морали, в их представлении, не влечет серьезных санкций.
В старшей школе высокий уровень моральных представлений демонстрируют большее число опрошенных юношей и девушек. Полагаем, это связано с процессом взросления, успешной социализацией старшеклассников. Растущая самостоятельность, более активное участие в социальной жизни формирует у них представление об ответственности, возможных последствиях собственных поступков.
Однако вызывает тревогу тот факт, что для значительного числа современных подростков нормы морали не имеют ценности. Это значит, что молодые граждане нашей страны способны на обман, предательство, жестокость.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский сказал: «Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки, а привычки в наклонности». На мой взгляд, эти слова прекрасно отражают суть рассматриваемой нами проблемы. Каждый день ребенок должен видеть и переживать образцы достойного поведения свих родных, друзей, находить их в СМИ и прочитываемых книгах, слышать и обсуждать их в школе. Только тогда возможно сформировать достойного высоконравственного гражданина, способного к самоконтролю.
Список источников и литературы
1.Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. - СПб.: Речь, 2004.
2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. - Минск: Харвест, 2001.
3. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4.
Приложение 1
Опросник
Если речь идет о моей выгоде, то я могу значительно приукрасить действительность:
а) нет, а для чего? (2 балла)
б) в зависимости от ситуации (1 балл)
в) конечно, не упущу возможности (0 баллов)
Я «ругаюсь как сапожник» всегда, везде и при любом удобном случае:
а) да, могу такое о себе сказать (0 баллов)
б) иногда, если рядом нет взрослых или младших детей (1 балл)
в) нет, у меня в семье такое не принято (2 балла)
Если я увижу старика/старушку, который испытывает моментные трудности (перейти дорогу, донести сумку), я:
а) обязательно помогу (2 балла)
б) продолжу заниматься своими делами (0 баллов)
в) буду смотреть по ситуации: может помогу, а, может, и нет (1 балл)
Ложь – мое второе имя.
а) могу, умею, практикую (0 баллов)
б) мама учит, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь (2 балла)
в) если ложь во спасение – то могу подумать (1 балл)
Я гулял на площадке около церкви. На земле лежало 500 рублей. Я:
а) отнесу в церковь, кому-то они будут нужнее (2 балла) б) я нашёл! Они мои! Я куплю себе чего-нибудь вкусненького (0 баллов) в) посмотрим по обстоятельствам (1 балл)
У меня есть некоторые сбережения. Мы с друзьями пошли в кафе. А у друга не проходит оплата по карте. Я:а) помогу товарищу, а потом буду с него эти деньги требовать (1 балл)б) каждый сам за себя (0 баллов)в) я предложу и, если друг согласится, мы найдём вместе решение его проблемы (2 балла)
Я стою на остановке, а рядом плачет ребёнок (младшая школа). Кажется, потерялся. Я:а) привлеку внимание взрослых, чего это они стоят? (1 балл)б) отойду подальше, оглохнуть можно (0 баллов)в) постараюсь успокоить ребёнка, выяснить, что случилось и по мере сил ему помочь (2 балла)
Учитель вышел из кабинета, а сетевой журнал так и просит исправить в нём оценки. Я:а) выйду в коридор, на перемене я должен отдыхать (2 балла)б) если мне ничего не угрожает и никто не увидит, то хотя бы 1 исправлю (1 балл)в) я - ниндзя, крадущийся во тьме. Все оценки исправить подвластно мне! (0 баллов)
Реагируя на мои хулиганские действия на уроке, учитель на меня сильно накричал. Я:а) пожалуюсь дома родителям, так с детьми нельзя (0 баллов)б) я сам (сама) спровоцировал, так мне и надо (2 балла)в) посмотрим, как грозно он (она) на меня ругаться будет (1 балл)
Ключ:
16-18 баллов – высокие моральные ориентиры – традиционно принятые и соблюдаемые в обществе (писаные и неписанные) нормы морали для ребенка, которые имеют большое значение в его жизни, поступках и в принятии им различных решений.
11 - 15 баллов – средние моральные ориентиры – ребенок находится на переходном этапе в своей жизни: он еще не принял нормы морали для внутреннего контроля своей деятельности. Регуляция осуществляется внешним агентом социализации.
0-10 баллов – низкие моральные устои –ребенок не считает моральные нормы ценностью, а потому не собирается их соблюдать, его высказывания и поступки чаще можно назвать аморальными, т.е. безнравственными.