ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА "ПРИРОДА – НАШ ДОМ"

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА "ПРИРОДА – НАШ ДОМ"

Емельянов А.О. 1
1МАОУ "СОШ №1"
Мордовская С.В. 1
1МАОУ "СОШ №1"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Книга природы есть

неисчерпаемый источник

познаний для человека.

Вольтер

Я создал экологическую тропу. Пройдя по ней, вы увидите и узнаете как живет и чувствует окружающая нас природа. Пусть каждый из вас почувствует желание сохранить эту первозданную красоту, защитить её от неразумного вмешательства в её экосистему. Дорога интересна и занимательна, здесь мало увидеть –здесь надо всмотреться, здесь мало услышать –здесь вслушаться нужно!!! Если вы настоящие друзья природы –добро пожаловать по моей экологической тропе..

Цель: Познакомить посетителей с паспортом учебно-экологической тропы. Рассказать о целях и задачах экскурсии, дать инструкции по технике безопасности и правилам поведения на тропе

Задачи:

  1. Изучить маршрут.

  2. Создать проект и карту по изученному маршруту.

Проблема:

Создание условий для ознакомления с природными комплексами, проведение мониторинга состояния природной среды, планирование учебных и познавательных тематических экскурсий. (приобретения посетителями тропы минимума знаний о природе, природных процессах и явлениях; обучение умению наблюдать за природой и ее изменениями под влиянием человеческой деятельности; обучение экологически ответственному поведению по отношению к окружающей природе).

Эапы: 1. Подготовительный . Подготовительная работа. Обсуждение целей и задач работы. Подбор литературы. Сбор информации, Изучение и анализ фактов.2. Основной. Проведение работы и анализ компьютерной программой.Результаты исследования и рекомендации.

3.Практический. (Планирование с сентября 2017 г)

Основная работа.

Паспорт.

Экологическая тропа находится на территории поселковых земель Селенгинска.

Назначение тропы: Экскурсионно-познавательная.

Период использования: круглый год.

Режим использования: пеший, с экскурсоводом, самостоятельно.

Основные характеристики тропы: вдоль маршрута установлены стенды.

Режим прохождения тропы: групповой.

Длина маршрута: 4 км.

Обустроенность тропы: укрытий от дождя и солнца нет, туалет имеется только в начале тропы

Безопасность тропы: обрывистый берег на третьей остановке маршрута.

Информационные знаки: «Природа – наш дом!», «Птицы - наши друзья!», «Войди в лес другом», «Вода- это жизнь», «Участок старого русла», «Заповедное место».

Инструкции по технике безопасности

  1. Пользуйтесь проложенной тропой, не отклоняйтесь от маршрута.

  2. Не уничтожайте растения;

  3. Не оставляйте мусор.

  4. Оставляйте после себя места стоянок в чистоте.

  5. Избегайте шумовых эффектов.

Мы находимся в самом начале учебно-познавательной экологической тропы «Природа- наш дом», которая проходит по территории с разнообразным рельефом и экологическими сообществами. Нам предстоит посетить 5 стоянок: у школы «Птицы - наши друзья!», далее мы отправимся в лес к остановке «Войди в лес другом», потом спустимся к берегу реки к площадке под названием «Вода- это жизнь», затем продолжим свой маршрут до остановки « Участок старого русла» и закончим путешествие на остановке «Заповедное место».

Станции

Место расположения

Основное содержание

Начало маршрута

у здания школы

Познакомить посетителей с паспортом учебно-экологической тропы. Рассказать о целях и задачах экскурсии, дать инструкции по технике безопасности и правилам поведения на тропе. В нескольких словах описать предстоящий маршрут.

№1

Школьный двор

«Птицы - наши друзья!»

Побудить интерес к изучению птиц. Способствовать развитию наблюдательности и исследовательских навыков. Воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым.

№2

Лес

«Войди в лес другом»

Познакомить с растительностью леса, продолжить формирование навыков правильного поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение лесу и его обитателям.

№3

Берег реки

«Вода – это жизнь!»

Познакомить с водоемом и его обитателями. Способствовать развитию наблюдательности и исследовательских навыков. Воспитывать бережное отношение к воде и ее обитателям.

№4

Старица

«Участок старого русла»

Познакомить учащихся со сменой биоценозов на примере участка реки, оставшегося при спрямлении русла, показ причинно-следственных связей в природе.

№5

Конец маршрута

Мини-заповедник

«Заповедное место»

Сформировать представления посетителей площадки об особо охраняемых территориях, познакомить с растениями, занесенными в Красную книгу.

1 Школьный двор. Информационный плакат «Птицы - наши друзья!»

Цель: Побудить интерес к изучению птиц. Способствовать развитию наблюдательности и исследовательских навыков. Воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым.

  1. Ежегодно 7 апреля по народному календарю празднуется День Птиц. Я поздравляю вас с этим праздником. Разве можно представить жизнь лесов, лугов и полей без птиц? А сколько пользы приносят птицы человеку. Их веселое щебетание ,звонкое пение, яркое оперение- оживляет природу. Без птиц природа мертва. В нашей школы есть дендрарий, где живёт множество птиц , в том числе вороны- их еще называют городскими санитарами , т.к.они питаются отходами , которые уже начинают разлагаться, следовательно могут стать источником инфекции для окружающих.

  2. Каждый год мы строим птицам кормушки и развешиваем их на деревьях и кустарниках, чтобы в суровые зимние месяцы птицам было что покушать. Ведь если не принимать меры, то птицы могут исчезнуть не только из нашего поселка, но и с лица земли.

  3. Проведение мастер класса для учащихся, изготовление кормушек.

2 Сосновый лес. Информационный плакат «Войди в лес другом»

Цель: Познакомить с растительностью леса, продолжить формирование навыков правильного поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение лесу и его обитателям.

1.Леса называют зелеными легкими нашей планеты. В лесу легко дышится. Ведь растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Крона дерева своеобразный фильтр. Она задерживает пыль, копоть и грязь. Листья выделяют особые летучие вещества, убивающие бактерии.. Зеленые насаждения уменьшают содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, вредных газов и дыма в 2 раза, снижают шум, регулируют температуру воздуха, защищают от ветра.

2. Приходя в лес должен соблюдать определенные правила поведения в лесу:

  1. Собирая ягоды и грибы, не уничтожайте, что породило их – деревья, кустарники и грибницы. Ведь наследующий год вы вновь приедете в лес за дарами природы.

  2. Собирайте прекрасные воспоминания, но не рвите цветов.

  3. Если вам повстречается в лесу зверек, не пугайте его, отнеситесь к нему как старший брат.

  4. Не шумите в лесу, послушайте голос леса.

  5. Не оставляйте в лесу ничего, кроме следов ног.

  6. В лесу следует ходить только по тропинкам, чтобы не вытаптывать растения и не уплотнять почву. Уплотнение почвы затрудняет появление новых всходов, ведет к вытаптыванию молодых неокрепших растений. Поэтому необходимо передвигаться по тропинкам, дорогам, отдыхать в специально отведенных местах, регулировать выпас скота.

  1. На остановке «Войди в лес другом» можно наблюдать лес в несколько ярусов. Первый-сосны, второй – березы, осины, третий-ольха, ива, багульник, четвертый – травяной покров и ягодные кустарнички. Преобладание сосны , способствует накоплению снега и повышению влажности воздуха, кроме этого сосны выделяют в воздух вещества, губительные для микроорганизмов. Но и такие вещества, которые благоприятно воздействуют на организм человека. Сосны устойчивы к повреждениям и рекреационным нагрузкам.

  2. Научить определять чистоту воздуха по хвои и коре.

3 Берег реки. Информационный плакат «Вода-это жизнь! Жизнь-это вода! И без воды никуда!»

Цель: Познакомить с водоемом и его обитателями. Способствовать развитию наблюдательности и исследовательских навыков. Воспитывать бережное отношение к воде и ее обитателям.

  1. Для начала знакомим с правилами поведения и работы у воды.

  2. Перед вами река Поперечная. Она относится к речной системе реки Селенги. Берет свое начало река с хребта Хамар-Дабан и несет свои воды в речку Вилюйка. Имеет два притока Кулёмный ключ и Даниловский. Как известно река проводит большую работу: разрушительную и созидательную. Поперечная разрушает левый берег и создает песчаный правый берег, похожий на небольшой пляж.

  3. Река используется населением для ловли рыбы и как источник воды.

  4. Создание легенды и сказки о реке Поперечная.

4 Старица. Информационный плакат « Участок старого русла»

Цель: познакомить учащихся со сменой биоценозов на примере участка реки, оставшегося при спрямлении русла, показ причинно-следственных связей в природе.

1.Обычно старицы образуются при спрямлении русла. После спрямления река течет по новой протоке, а прежнее русло превращается в старицу. Постепенно входы в старицу заносятся песком и илом. Некоторое время может быть небольшое озеро, затем оно превращается в сырой луг, после в болото и постепенно высыхает.

Так происходит смена биоценозов.

  1. Старица расположена в пойме реки и представляет собой отчленившийся от основного русла рукав. Она имеет серповидную форму и уже сильно заилена. Из-за недостатка кислорода часть органических веществ осталась неокисленной и не использовалась в круговороте веществ. Накопился ил и водоем обмелел. Прибрежная растительность все больше продвигается к центру старицы. В конце концов, скоро здесь сформируется луг и кустарниковая заросль.

  2. Проведение викторины по исчезающим объектам.

5 Мини-заповедник . Информационный плакат «Заповедное место»

Цель: сформировать представления посетителей площадки об особо охраняемых территориях, познакомить с растениями, занесенными в Красную книгу.

  1. Заповедник –это участок где оберегаются редкие ценные растения и животные. Старейший заповедник России- Баргузинский ,создан для сохранения и увеличения численности соболя. В нашем районе есть Байкальский Биосферный государственный заповедник.

  2. Наша школа решила взять под охрану небольшой участок леса, где растут исчезающие растения, занесённые в красную книгу: лилейник жёлтый, венерин башмачок, прострел желтеющий. Открыв это заповедное место 6 лет назад мы назвали его «Ая-Ганга», и постоянно наблюдаем за этим экологически чистым местом, бывая там на экскурсиях и проводя там экологически биологические акции.

  3. Мастер класс по изготовлению цветов занесённых в Красную книгу.

Заключение

Вот и закончилась наша экскурсия.

И я думаю, что моя экологическая тропа поможет учащимся моей школы приобрести минимум знаний о природе, природных процессах и явлениях; научаться наблюдать за природой и ее изменениями под влиянием человеческой деятельности; экологически ответственно будут вести себя по отношению к окружающей природе.

После чего надо провести рефлексию.

Вспомните свои впечатления. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

- Что интересного узнали на экскурсии?

- Что понравилось?

- Что поразило или удивило?

- Что не понравилось?

- Что бы вы предложили организаторам экскурсии?

- Придете ли вы сюда еще раз? С какой целью?

Литература.

Авторский проект: экологическая тропа «Природа – наш дом!».

Приложение

Карта и проект маршрута.

1 этап. Школьный двор. 2 этап. Сосновый бор.

3 этап. Берег реки «Поперечная» 4 этап. Старица.

5 этап. Мини заповедник.

13

Просмотров работы: 388