Проблематика и актуальность исследования
Действующая Конституция России определяет Российскую Федерацию как светское государство. Законом признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, отмечается высокая роль христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России.
В настоящее время на первый план выступают вопросы участия Русской Православной Церкви (РПЦ) и других религиозных организаций в реализации социальных программ государства, духовном и патриотическом воспитании подрастающего поколения, содействию в лечении и реабилитации страдающих от алкогольной и наркотической зависимости, помощи лицам, находящимся в исправительных учреждениях. Грамотность решения этих и других вопросов зависит от эффективности взаимодействия РПЦ и современного государства в этой сфере.
Таким образом, изучение вопроса соработничества Церкви и государства является актуальным сегодня как никогда.
Цель и задачи исследования
Цель исследования заключается в анализе влияния Русской Православной Церкви на различные сферы общественной жизни, в выявлении примеров сотрудничества Церкви и государства и как они в реальности складываются в современном российском обществе.
Для достижения сформулированной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи исследования:
- исследовать государственно-церковные взаимоотношения;
- проанализировать особенности взаимодействия общества и церкви на примере г.Коломна Московской области;
- выявить примеры соработничества Церкви и государства в г.Коломне за последние 3 года;
- определить какое влияние Церковь оказывает на различные сферы
общественной жизни, какими должны быть отношения между Церковью и государством и как они в реальности складываются;
- сравнить полученные данные с результатами опроса российской интернет-аудитории, проведенными "Гласом Рунета";
- сделать вывод о возможности соработничества Церкви и государства как способе исцеления от ран прошлого.
3. Объект исследования
Объектом исследования в данной работе выступает взаимодействие церкви как субъекта гражданского общества с Российским государством в сфере реализации его функций.
4. Методы исследования
Для выполнения исследовательской работы использованы следующие методы:
Методы теоретического уровня: изучение, обобщение, анализ.
Методы эмпирического уровня: анкетирование, счет, сравнение.
5. Этапы исследования
- Изучение и обобщение форм взаимоотношений государства и РПЦ,
- Анализ особенностей взаимодействия общества и церкви на примере г.Коломна Московской области,
- Проведение анкетирования,
- Систематизация полученной информации,
- Составление отчета.
6. Обзор используемой литературы и источников
При написании данной работы были использованы материалы, опубликованные в Интернете.
Основным источником обзора главных сторон РПЦ в историческом развитии послужили «Очерки по Истории Русской Церкви» Карташева А.В.
Способы взаимоотношения церкви с государством и светским обществом
выявлены при изучении Основ социальной концепции Русской Православной Церкви – документа, принятого Освященным Архиерейским Собором Русской православной Церкви и доклада Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2013 года).
При подготовке материала использованы фотографии информационно-рекламного интернет - портала города «Коломна Справка. Ру» и других Интернет-ресурсов.
7. Степень изученности проблемы
В настоящее время написано много книг и выпущено достаточно статей о Соработничестве Церкви и государства. Проведены исследования роли РПЦ в реализации функций государства, раскрыты механизмы государственно-церковных отношений, выявлены различные способы влияния РПЦ и других формирований гражданского общества на государство. Но в то же время, до конца это взаимодействие остается неисследованным, и поэтому представляет особый интерес для изучения.
В данной работе я отразила степень изученности вопроса взаимоотношения церкви и государства. Я попыталась систематизировать данные о сотрудничестве государства с РПЦ. Привела примеры основных направлений соработничества в городе Коломна. Выполнила анализ того, как видят школьники участие Православной церкви в реализации функций современного государства.
8. Характеристика личного вклада автора в решение проблемы.
В проведенном мною исследовании я самостоятельно выполнила новый эксперимент, собрав данные и проанализировав представления подростков о взаимоотношении Церкви и государства.
Сформулированные в работе выводы могут дополнить соответствующие разделы этического воспитания учащихся.
Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе школ, вузов при проведении занятий по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», по теории государства и права, конституционному праву, религиоведению, а также при подготовке научных докладов и написании курсовых и дипломных работ.
Содержащиеся в работе выводы полезны для оптимизации правовой деятельности государственных органов и учреждений, реализующих основные функции государства во взаимодействии с РПЦ.
1. Основная часть
1.1. Подготовка к исследованию
1.1.1.История взаимоотношений Церкви и государства
На протяжении всей Истории человечества существовало и существует множество разнообразных форм взаимоотношений государства и религиозных организаций. Как правило, выделяют три основные формы взаимоотношений церкви и государства:
1. Папоцезаризм.
Принцип взаимодействия церкви и государства, когда центральная государственная власть практически отсутствует, а главный церковный иерарх одновременно выполняет и функции правителя.
2. Цезаропапизм.
Принцип взаимодействия церкви и государства, когда государство присваивает себе власть и многие функции церкви, ставя ее в зависимость от государственной идеологии.
3. «Симфония властей».
Идеальная форма церковно-государственных отношений, поскольку в ней
снимается противоречие между «земным» и «небесным». Суть «Симфонии» - обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность без вторжения одной стороны в исключительную компетенцию другой. Принцип «Симфонии» есть принцип взаимной свободы, однако если обе стороны взаимно свободны, то это вовсе не означает какой-то всецелой их отдельности.[6]
Сегодня проблема взаимоотношений церкви и государства остра как никогда. Становится очевидной необходимость особого подхода к изучению взаимоотношений церкви и государства. А главное, нужно вынести уроки от прошлых ошибок.
Прошлое нашей страны нанесло много ран взаимоотношения Церкви и государства.
1917 год стал переломным как для Русской Церкви, так и для всей Российской империи, ознаменовав начало хаоса и ужаса гражданской войны — войны всех против всех. Вполне исполнились тогда в России слова Господа нашего Иисуса Христа: «Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:21-22).
Поместный Собор 1917-18 годов, проходивший на фоне краха всего государственного и общественного устройства, восстановил некогда упраздненное Патриаршество в Церкви. Советская власть издает в 1918 году «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах», утвердивший принцип отделения Церкви от государства и школы. Религиозные организации лишались статуса юридического лица, не имели права владеть собственностью, собирать пожертвования. Первая советская Конституция 1918 года определяет духовенство и монашествующих нетрудящимися элементами, лишенными избирательных прав. Дети священников лишались права поступления в высшие учебные заведения. Власть в лице Ленина, а затем и пришедшего ему на смену Сталина, инициирует беспрецедентные по масштабам репрессии собственного народа, жертвами которых стали миллионы людей. Церковь подвергается почти тотальному разгрому: архиереев и священников расстреливают без суда и следствия, храмы взрывают, монастыри и духовные школы закрывают.
Постановления «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и «О религиозных объединениях» 1929 года ставили Русскую Православную Церковь вне закона. Гонения на верующих то затухали, то вспыхивали с новой силой, как в довоенный период, так и в период после окончания Второй мировой войны. По количеству мучеников, за веру пострадавших, Русская Церковь многократно превзошла сонм христианских мучеников, принявших страдания в первые века гонений со стороны языческой Римской империи.
Политические процессы в конце ХХ века в СССР привели к крушению советского государства. В этот период начинается «оттепель» во взаимоотношениях Церкви и государства.
В 1990 году в России были приняты «Закон о свободе совести и религиозных организациях» и «О свободе вероисповеданий», фактически упразднившие юридическую основу для истребления Церкви. Был ликвидирован Совет по делам религий, религиозным организациям вернули правовую основу для деятельности и статус юридического лица, Церковь получила право владеть недвижимостью, заниматься хозяйственной деятельностью, создавать учебные заведения для детей и взрослых, свободно распространять религиозную литературу.
В 1997 году был принят ныне действующий закон «О свободе совести и религиозных объединениях», отразивший глубокие изменения в политической и социально-экономической сферах общества. Этот закон закрепляет ряд принципиальных положений в области взаимодействия государства и религиозных общин. Закон развил основные принципы церковно-государственных отношений, закрепленные в Конституции России 1993 года.
В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял важный документ — «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», который, в том числе, содержит результаты богословского осмысления церковно-государственных отношений в современном и историческом контексте. Тезисно изложу ключевые положения, которые позволят лучше понять позицию Церкви по этому вопросу.
Во-первых, Церковь признает, что государство является необходимым элементом жизни в поврежденном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха. Однако государство вторично с точки зрения воли Божией и не является самоцелью или самостоятельной ценностью, но инструментом по ограничению господства греха в мире. Из истории Церкви мы знаем, что апостолы учили христиан повиноваться властям [6], хотя в те времена Церковь была гонима и местной иудейской властью, и Римской империей. Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах.
Во-вторых, христиане должны уклоняться от абсолютизации власти, осознавать ее границы, признавать ее земной, временной и преходящей ценностью, обусловленной наличием в мире греха и необходимостью его сдерживания. Власть, изгоняющая из своего сознания Бога, склонна к злоупотреблениям и даже к обожествлению самих властителей, о чем свидетельствуют многочисленные исторические примеры.
В-третьих, природа государства и Церкви различна: Церковь основана непосредственно Самим Богом — Господом нашим Иисусом Христом. Богоустановленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредованно. Если целью Церкви является спасение людей для вечной жизни, то цель государства заключается в их земном благополучии здесь и сейчас. Государство является имманентной частью «мира сего», но в Царствии Божием, где Христос будет «все и во всем» [5].
В-четвертых, церковное сознание утверждает, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм, поэтому задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать на данном направлении. Государство способно либо дать Церкви возможность исполнять свою миссию, либо ограничивать такую возможность вплоть до начала открытых гонений. Тем самым власть перед лицом Истины выносит суд о себе самой и, в конечном итоге, предрекает свою судьбу.
В-пятых, с точки зрения Церкви, светский характер государства не должен означать выдавливания религии из всех сфер жизни общества, отстранения Церкви от участия в решении общественно значимых задач, лишения права давать оценку действиям властей. Церковь является значимым институтом гражданского общества и вправе рассчитывать на то, чтобы ее голос звучал и чтобы к нему прислушивались. В частности, Церковь вправе указать государству на недопустимость «распространения убеждений или действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни». Принцип отделения Церкви от государства в современных условиях предполагает лишь разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга.
В-шестых, Церковь не должна брать на себя функции, присущие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя ограничительных или понуждающих функций государственной власти. В то же время, Церковь может обращаться к власти с просьбой или призывом употребить эти государственные функции в тех или иных случаях.
Наконец, в осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых проектов Церковь рассчитывает на помощь и содействие государства.
Области соработничества Церкви и государства весьма обширны и включают, в том числе, поддержку института семьи, материнства и детства, духовно-нравственное и патриотическое образование и воспитание, социальную работу, тюремное служение, гуманитарные исследования, деятельность в области культуры и искусства, миротворческую деятельность на международном и национальном уровнях.
Сегодня члены Русской Церкви активно вовлечены в различные как церковные, так и совместные с общественными и государственными структурами проекты, реализуемые в разных сферах. В конструктивном духе осуществляется соработничество Церкви и институтов государственной власти, обсуждаются дискуссионные вопросы. Церковь имеет возможность свидетельствовать Евангельскую истину народу и властям, выступать в роли «нравственного камертона», выражая позицию по актуальным общественно значимым вопросам, как внутренней российской повестки дня, так и мировой.
В качестве примера диалога Церкви, общества и государства в образовательной сфере можно привести проект преподавания в государственных школах предметов, посвященных изучению нравственных принципов, исторических и культурных традиций Православия и иных мировых религий или альтернативных им курсов светской этики. Родителям учащихся предоставлено право выбора одного из таких учебных.
Делаются первые практические шаги по возрождению военного духовенства. На данный момент создано 240 вакансий для штатных священников, 814 священников совершают свое служение в Вооруженных силах России на внештатной основе [3].
Русская Церковь осуществляет активное социальное служение: создаются православные церковные приюты и детские дома, оказывается помощь старикам, инвалидам и бездомным, содействие в лечении и реабилитации страдающих от алкогольной и наркотической зависимости, восстановлении их социальных связей и трудовых навыков.
Практически во всех епархиях нашей Церкви правящими архиереями назначены клирики для окормления лиц, находящихся в исправительных учреждениях. На сегодня 905 священников осуществляют свое служение в пенитенциарных учреждениях.
Русская Церковь активно представляет свою позицию по актуальным вопросам современности в ООН, Совете Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других международных организациях. Большое значение придается укреплению связей с органами государственной власти и с гражданским обществом зарубежных стран (в том числе через контакты с дипломатическим корпусом, аккредитованным в Москве) с целью донести до зарубежных аудиторий позицию Церкви по злободневным вопросам, имеющим нравственное измерение. В их числе проблемы эвтаназии, абортов, легализации однополых союзов, торговли людьми.
Возрождение Церкви, повышение авторитета в обществе, соработничество с государством по целому ряду направлений вызывают сегодня недовольство определенных общественных кругов, в СМИ появляются упреки в адрес Церкви в «сращивании с государством и т.п. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем выступлении на Архиерейском соборе 2013 года еще раз напомнил, что «Церковь не вмешивается в дела государственного управления, а государство не вмешивается в дела Церкви, но при этом обе стороны находятся в соработничестве, направленном на благо людей» [1].
1.1.2. Соработничество Церкви и государства как исцеление от ран прошлого в г.Коломне Московской области.
В истории города Коломна тоже был период, когда были утрачены религиозные и моральные ценности. Разрушались церкви, закрывались монастыри, монахов отправляли в ссылку, на муки и смерть, детей запрещали крестить. Церкви переоборудовались в общежития, предприятия, склады и магазины. Сегодня идет активное возрождение разрушенных святынь. Примеры соработничества Церкви и государства можно увидеть в одном из самых крупных и популярных информационно-рекламных Интернет-порталов нашего города «Коломна Справка. Ру» [8]. Вот, что я увидела на сайте за последние 3 года:
№ |
Событие |
Принт-скрины |
1 |
Церковь воцерковляет и сотрудничает с казачьим обществом. Казаки профессионально сотрудничающие с Церковью награждаются священнослужителями |
|
2 |
Московская епархия готова сотрудничать с турфирмами с целью организации паломничества в Подмосковные монастыри, в том числе и в Коломну |
|
3 |
Блогочинные церквей Коломенского округа часто публикуют статьи с целью повышения нравственного облика горожан |
|
4 |
Наши земляки активно оказывают посильную помощь церкви: в ноябре этого года прихожане и настоятель Озерского храма отблагодарили экипаж вертолета из г.Коломны за установку креста над храмом |
|
5 |
Прихожане всех церквей города и района активно помогают восстанавливать святыни. Благодаря этому в Коломенском районе за последние 3 года открылись новые храмы в с.Шкинь, в с.Прусы |
|
6 |
В городе отреставрирована часовня храма Праскевы Пятницы на средства горожан и помощь городской администрации |
|
7 |
Сейчас всем миром реставрируется городская церковь Воскресения Словущего |
|
8 |
В церкви города и района ежегодно привозят различные святыни, поклонится к которым идут тысячи горожан |
|
9 |
Ежегодно в любом храме Коломенского благочиния можно встретить святой праздник в соответствии с канонами церкви |
|
10 |
в начале каждого учебного года школьники Коломны получают благословение от митрополита Крутицкого и Коломенского |
|
11 |
в учебных заведениях города школьники обязательно изучают «Основы православной культуры», «Духовное краеведение Подмосковья» [9] |
|
12 |
в поселке Радужный при поддержке церкви Пресвятой Троицы (Щурово) открыт детский приют, где поддерживают духовно-нравственное воспитание сирот |
|
13 |
В городе действует Коломенская духовная семинария [10], для детей и взрослых открыты Воскресные школы [11] |
|
14 |
В коломенском военно-патриотическом клубе «Пересвет» будущие защитники Родины изучают основы православия [12] |
1.2. Проведение исследования
Для того чтобы понять, какое влияние Церковь оказывает на различные сферы общественной жизни города, какими должны быть отношения между Церковью и государством и как они в реальности складываются, я под руководством Цветиковой Светланы Сергеевны провела анкетирование учащихся 7 и 9 классов нашей школы. Полученные результаты мы сравнили с результатами одного из последних онлайн опросов активной (месячной) российской интернет-аудитории, проведенных "Гласом Рунета" [7].
№ п.п. |
Вопрос |
Ученики 7 класса (возраст 13-14 лет) |
Ученики 9 класса (возраст 15-16 лет) |
Российская интернет - аудитория |
1 |
Являетесь ли Вы православными верующими? |
80% - православные верующие, 20% - нет. |
71% -православные верующие, 14% - представители других религиозных течений, остальные воздержались от ответа |
51% -православные верующие, 7% - представители других религиозных течений, 14% респондентов считают себя верующими, но не придерживаются определенной конфеcсии. 24% участников опроса не считают себя верующими. |
2 |
Считаете ли Вы, что в современной России многие люди лишь хотят показать свою причастность к вере и Церкви, но мало кто верит по-настоящему? |
80% среди всех опрошенных согласны с утверждением |
65% среди всех опрошенных согласны с утверждением |
85% среди всех опрошенных согласны с утверждением |
3 |
Уверены ли Вы, что российское общество может найти силу для духовного возрождения только через обращение к религии, к Церкви? |
55% - уверены, 25% - не считают обращение к религии единственным фактором духовного возрождения |
уверены лишь 21%. Около 65% среди всех опрошенных так не считают |
уверены лишь 28%. Около 54% среди всех опрошенных не считают обращение к религии единственным фактором духовного возрождения. |
4 |
Русская Православная Церковь оказывает существенное влияние на Вашу жизнь? |
30% считают влияние значительным, 50% - не существенным |
Около 18% считают влияние значительным, 75% - не существенным |
около 13% считают влияние существенным, 40% - несущественным |
5 |
Русская Православная Церковь влияет на духовно-нравственное состояние всего российского общества? |
65% - значительно влияет, 20% - не влияет |
43% - значительно влияет, 50% - не влияет |
7% - значительно влияет, 50% - несущественно |
6 |
Русская Православная Церковь сегодня влияет на внешнюю политику России? |
20% - влияет, 75% - не влияет |
21% - влияет, 68% - не влияет |
50% - влияет |
7 |
Русская Православная Церковь сегодня влияет на внутреннюю политику России? |
65% - существенно влияет, 30% - несущественно |
32% - существенно влияет, 54% - несущественно |
20% - существенно влияет, 35% - несущественно |
8 |
Церковь должна оставаться вне политики? |
70% - убеждены, что деятельность Церкви необходимо ограничить исключительно вопросами религии и веры. 20% считают, что Церковь должна участвовать во всех сферах общественной жизни, в том числе и в политике |
86% - убеждены, что деятельность Церкви необходимо ограничить исключительно вопросами религии и веры. 7% считают, что Церковь должна участвовать во всех сферах общественной жизни, в том числе и в политике |
38% - убеждены, что деятельность Церкви необходимо ограничить исключительно вопросами религии и веры. 46% считают, что Церковь должна влиять на моральную духовную жизнь всего общества, но не вмешиваться в политику и государственные дела.14% считают, что Церковь должна участвовать во всех сферах общественной жизни, в том числе и в политике |
9 |
Русская Православная Церковь сегодня активно участвует в жизни общества, делах государства. |
30% - считают активно, 45% - с этим не согласные |
40% - считают активно, 50% - с этим не согласные |
50% - слишком активно, |
10 |
Русская Православная Церковь сегодня строит свои отношения с обществом и государством именно так, как нужно: высказывает свою позицию, когда это действительно необходимо и не вмешивается в вопросы, ее не касающиеся? |
65% - да, 25% - допускает для Церкви более активную общественную позицию, 10% - противники политической субъектности Церкви |
54% - да, 21% - допускает для Церкви более активную общественную позицию, 25% - противники политической субъектности Церкви |
20% - да, 30 % - допускает для Церкви более активную общественную позицию, 7% - противники политической субъектности Церкви |
11 |
Количество участвующих, чел. |
20 |
28 |
2907 |
В результате анкетирования видно, что наше государство опирается на православную веру. Всё большее количество людей считают себя верующими и стараются придерживаться церковных канонов и обычаев в повседневной жизни. Российское общество, а, следовательно, и государство, видит в Церкви силу для духовного возрождения. Большинство считают, что Церковь должна влиять на моральную духовную жизнь всего общества, но не вмешиваться в политику и государственные дела. То есть Церковь должна вести активную общественную позицию.
Выводы
В результате проделанной работы я
- изучила и обобщила формы взаимоотношений государства и РПЦ;
- проанализировала особенности взаимодействия общества и церкви на примере г.Коломна Московской области;
- выявила примеры соработничества Церкви и государства в г.Коломне за последние 3 года;
- провела анкетирование учащихся, в ходе которого установила какое по их мнению влияние Церковь оказывает на различные сферы общественной жизни, какими должны быть отношения между Церковью и обществом;
- подсчитав полученные данные, я сравнила их с результатами опроса российской интернет-аудитории, проведенными "Гласом Рунета";
- в результате исследования установила, что российское общество, а, следовательно, и государство, видит в Церкви силу для духовного возрождения. Большинство считают, что Церковь должна вести активную общественную позицию.
Заключение
Проведенное исследование показало, что человеку, государству необходима Церковь, выступающая высшим хранителем учения Христа, единственно спасительного для нас. Только Церковь может дать нравственное содержание государственному закону и указать для него не только истинные цели, но и приемлемые методы, за счет которых общество можно нравственно воспитать.
В целом, мне очень понравилось проводить. Изучая научно-публицистическую литературу и во время общения с разными людьми, я узнала много интересного.
Надеюсь, что результаты моего исследования помогут заинтересованным людям в дальнейшем.
Литература
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2013 года), стр. 58, http://www.patriarchia.ru/db/text/2770923.html.
Карташев А.В. Очерки по Истории Русской Церкви. Сретенский монастырь, 2009, т. 1, с. 394.
Конституция (Основной закон) Российской Федерации. — М.: Маркетинг, 2001. — 39 с.
Новый завет. Послание Апостола Павла к колоссянам. – М,: Сибирская Благозвонница, 2015.-1008с.
Новый завет. Послание к Тимофею святого апостола Павла. – М,: Сибирская Благозвонница, 2015.-1008с.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html.
Интернет – ресурс
http://www.subscribe.ru/arhive/media.vox/201212/07172123.html
Интернет – ресурс http://www.kolomna-spravka.ru/
Интернет – ресурс http://www.prav-news.ru/moskow/?id=130969/
Интернет – ресурс http://pokrovskii.org/kolomna.html
Интернет – ресурс http://kolomna-hram.ru/voskresnye_shkoly
Интернет – ресурс http://www.peresvet-kolomna.com/
18