Введение.
«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - сказал Сенека (римский философ).В жизни каждого наступает такой момент, когда нужно определиться, кем быть. Выбор профессии – это достаточно серьезный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно. Правильный выбор профессии – залог дальнейшего успеха в карьере. У осознанно выбравших профессию людей больше шансов успешно реализоваться в жизни, поскольку их все устраивает в своей профессии и они с удовольствием идут на работу. У тех, кто выбрал профессию неосознанно мало шансов на успешную будущую жизнь. Ведь они без желания встают утром и идут на работу, где будут делать то, что они не хотят.Актуальность моей темы я вижу в том, что общество предъявляет серьёзные требования к социальной активности подростков, развитию творческого потенциала, повышению самостоятельности и ответственности, умению быть полезным и нужным обществу.
Проблема проекта:
Изучить рынок труда: востребованность профессий, мои возможности для самореализации в них.
Цель: создать материал для практического использования с целью профессионального самоопределения.
Задачи:
Познакомиться с широким спектром профессий;
Узнать об особенностях разных профессий;
Предоставить всевозможную информацию о профессиях
Познакомиться с такими профессиями как повар и страховой агент.
Методы исследования:
Изучение литературы по проблеме.
Диагностика личности по профессиональному определению.
Анализ диагностики, анкетирования.
Встречи с представителями разных профессий.
Практическая значимость исследования определяется:
Данная исследовательская работа может быть использована для проведения классных часов, дискуссий «Я в мире профессии», родительских собраний, деловой игры и др.
Гипотеза:
Выбор профессии молодого человека является правильным осмысленным выбором.
Общее представление о мире профессий.Профессия — род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.
Мир профессий включает в себя множество разнообразных и интересных специальностей, их насчитывается более 40 тысяч, причем ежегодно появляется около 500 новых и столько же отмирает либо неузнаваемо изменяется.Разные виды труда требуют от человека разных и порой противоположных качеств. Но, как правило, в силу разных причин человеку достаточно трудно разобраться в разнообразии своих личностных качеств и способностей. Однако, это решение, в дальнейшем, повлияет на всю его жизнь. От него зависит успешность человека как профессионала и как личности в целом. И не всегда подростки делают правильный выбор. Об этом свидетельствует большое число людей, которые идут получать второе образование, после того, как однажды
сделали ошибочный выбор.
Поэтому важно осознать, что профессия – это реализация себя как личности в обществе. Это определение своего места в мире.
Выбор профессии – это самоопределение в социуме: понимание себя, знание своих возможностей. В самом общем виде самоопределение – это становление внутренней позиции личности и устойчивого отношения к себе, к людям и к миру. Характерной особенностьюсамоопределения является поиск и определение собственной жизненной позиции. Это осознания себя Личностью собственной жизни, основываясь на индивидуальных аспектах внутреннего мира. К свойствам самоопределения относятся сознательность, самостоятельность и эмоциональность. Сознательность определяется тем, что человек как субъект самоопределения ставит цель, соотносит ее с реальностью, находит средства, реализует, корректирует и оценивает свои возможности.
Специальность - определенный вид занятий в рамках данной профессии.
Каждый вид труда имеет следующие компоненты:
Предмет труда.
Цель труда
Орудие труда.
Условие деятельности.
Типы профессий:
Техника (инженер, конструктор, водитель, электрик, строитель, сантехник и т.д.)
Природа (агроном, охотовед, эколог, лаборант, кинолог, ветеринар и т.д.)
Человек (врач, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец и т.д.)
Знак (экономист, бухгалтер, лингвист, программист, нотариус и т.д.)
Художественный образ (музыкант, актер, композитор, дизайнер, писатель и т.д.)
Чтобы выбор профессии был правильным и удачным, надо учитывать всего 3 простых правила:
«Я хочу» - мои интересы и склонности
«Я могу» - мои способности, состояние здоровья, психофизические особенности, даже физические параметры
«Надо» - потребности общества.
Проведя опрос в классе, я выявила, что:
1.65% опрошенных сделали правильный и осмысленный выбор. Из них:
1.1. 30% определились самостоятельно;
1.2. 35% определились с помощью родных и учителей;
2. 14% опрошенных сделали не правильный выбор.
3. 19% опрошенных не определились и находятся в неком сомнении.
Общая информация о профессии «Повар».
Повар – это специалист по приготовлению пищи. Хорошего повара иногда называют волшебником, ведь он может из самых обычных продуктов приготовить настоящий шедевр, который доставит радость и наслаждение людям.
История.
Бытует предположение, что зачатки кулинарного дела появились еще в первобытные времена, когда доисторические люди заметили, что один из соплеменников лучше других справляется с приготовлением пищи и стали постоянно доверять ему выполнение этой социальной функции. Однако, в официальных письменных источниках, первые упоминание о поварах появились только в 2600 году до нашей эры. Так, для солдат греческой армии еду готовил нанятый мастер кулинарии, пользовавшийся, при этом, особыми специями и отборными продуктами.
Люди то превозносили пищу до небес, наслаждаясь кулинарными изысками, то относились к еде с презрением, как к чему-то неприличному, глубоко плотскому, животному. С тех пор, поварское ремесло претерпело немало изменений: появилось множество особых столовых приборов и приспособлений, при готовке пищи стало принятым соблюдать санитарные нормы. Но суть всё та же: повар – человек, который должен готовить быстро, вкусно и сытно.
Описание
Повар должен обладать такими личными качествами как:
хорошее вкусовое и цветовое восприятие, вкусовая память;
хороший глазомер;
изысканный вкус, фантазия, склонность к творчеству;
знание мер, умение быстро и точно на глаз определять нужное количество жидкости, сыпучих продуктов, специй
умение разбираться в качестве и свежести мяса, рыбы, овощей и фруктов
знание технологий быстрого приготовления блюд
хорошая координация движений обеих рук, твердость руки, устойчивость кистей;
способность к выполнению мелких точных движений;
физическая выносливость: умение интенсивно работать в течение длительного времени без снижения результативности;
энергичность;
умение импровизировать;
пунктуальность, педантичность;
способность к переключениям с одной деятельности на другую;
стремление к профессиональному совершенству.
Специфика
Работа повара состоит из нескольких этапов:
• получение исходных продуктов;
• поддержание технологии и рецептуры приготовления блюд;
• обеспечение процесса приготовления блюд: подготовка необходимого оборудования, заготовка полуфабрикатов;
• правильная эксплуатация кухонного оборудования;
• реализация продукции.
Профессиограмма повара
Общие сведения
Наименование профессии |
Повар |
Доминирующий способ мышления |
производство-ловкость |
Области общепрофессиональных знаний |
основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве, техническое оснащение и организация рабочего места, экономические и правовые нормы производственной деятельности. |
Область специальных профессиональных знаний |
технология обработки сырья и приготовление блюд из овощей и грибов, блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога, теста, технология приготовления супов и соусов, технология приготовления блюд из рыбы, мяса, домашней птицы, технология приготовления и оформления холодных блюд и закусок, технология приготовления сладких блюд и напитков, технология приготовления хлебобулочных ,мучных и кондитерских изделий, оформление и отпуск блюд, требования к качеству, срокам, условиям хранения, порционирования, оформления и подачи блюд и кулинарных изделий, требующих кулинарной обработки средней сложности; кулинарное назначение продуктов, правила использования производственного инвентаря, инструмента, весоизмерительных приборов, посуды и правила ухода за ней. |
Профессиональная область |
пищевая промышленность |
Дополнительный интерес |
артистический |
Условия работы |
в помещении |
Несмотря на то, что повар на предприятиях питания пользуется установленными рецептами блюд, он может вносить в них изменения в зависимости от качества сырья и контингента потребителей. Работает в помещении, в условиях повышенной температуры.
Условия труда и санитарно-гигиенические требования
Работа у повара, как правило, сменная. Трудиться приходится: в дневные, вечерние и ночные часы в состоянии постоянной собранности и внимательности. Рабочая поза повара - стоя, деятельность часто протекает в помещении с повышенным содержанием паров, в условиях высокой температуры ( в так называемых горячих цехах кухни). Работа повара - физическая работа, в которой задействованы позвоночник, руки, ноги. Для работы поваром необходима физическая выносливость, хорошее обоняние и вкусовая чувствительность, умение концентрировать и распределять внимание. Он должен обладать хорошей оперативной и долговременной памятью, быть организованным, дисциплинированным, честным.
Психологические требования к профессии повара.
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
|
|
Медицинские ограничения, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
инфекционные и аллергические заболевания;
бронхиальная астма;
кожные болезни;
болезни суставов и позвоночника ( остеохондроз);
заболевания сосудов;
опасные для окружающих заболевания: кишечные инфекции, туберкулёз;
Кроме того существуют качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности повара :
нечистоплотность;
неряшливость;
невнимательность
чрезмерная медлительность.
Перспективы профессионального и карьерного роста
Востребованность.Спрос на рынке труда на поваров невысокий, но трудоустройство проблем обычно не вызывает. На сегодняшний день профессия повара остается востребованной.
Число вакансий неуклонно растет и повышается уровень зарплат. Особый акцент служба занятости делает на трудоустройство жителей города, в том числе и на рабочие специальности, такие как повар. Говоря о вакансиях повара, стоит отметить, что работодатель иногда отдает предпочтение грамотному соискателю с опытом работы в кафе и ресторанах. Однако многие компании берут молодых специалистов. Требования работодателей в целом не завышены, основные пункты выглядят таким образом:
опрятный внешний вид;
чистая речь без сленга;
готовность к неустойчивому рабочему графику;
желание учиться и развиваться;
умение нести ответственность за свои действия;
коммуникабельность и стрессоустойчивость
Но самым главным требованием современного рынка остаётся основное требование к физическому состоянию организма будущего работника, а именно: физическая выносливость, умение работать в команде, высокая ответственность и творческий подход к своему труду.
Перспективы профессионального роста. В учебных заведениях технического и профессионального образования можно получить профессию:
повар;
Карьерный рост:
повышение разряда;
административный рост: повар – шеф-повар - заведующий производством- техник-технолог;
Заработная плата.Уровень доходов рядового специалиста колеблется от 18000 до 30000 рублей.
Специальность `Повар` в колледжах, училищах и техникумах ПермиСпециальное профессиональное училище открытого типа `Уральское подворье`
Пермский техникум отраслевых технологий
Кизеловский политехнический техникум
Исследование.
Востребованность профессий на пермском рынке труда .
Для того чтобы говорить о том, какие профессии наиболее востребованы на Пермском рынке, необходимо обратить внимание, какие отрасли в настоящее время наиболее развиты и активны. Безусловно, здесь стоит отметить торговлю, бизнес сферу, строительство, медицину и транспортную сферу. Рейтинг наиболее востребованных вакансий выглядит следующим образом:
Строители-монтажники 3306 – вакансий;
Неквалифицированные рабочие 1827 – вакансий;
Водители автомобилей, автобусов и других моторотранспортных средств, 1394 – вакансии;
Руководители специализированных производственно-эксплуатационных подразделений и служб 1369 – вакансий;
Врачи, фармацевты, 1320 – вакансий;
Механики по оборудованию, слесари-сборщики, слесари – ремонтники, 1225 – вакансий;
Рабочие-отделочники на строительных и ремонтно-строительных работах 1195 – вакансий;
Продавец продовольственных и непродовольственных товаров, 947 – вакансий;
Машинисты сельскохозяйственного, землеройного, подъемного, погрузочно-разгрузочного оборудования 910 – вакансий;
Архитекторы, инженеры 771 – вакансия;
Медицинские сестры по уходу и акушерству, 761 – вакансия;
Охранники, пожарники, работники полиции, осуществляющие защиту граждан и собственности, 649 – вакансий;
Средний персонал государственной службы – 633 вакансии;
Повар, бармен 537 – вакансий;
Средний персонал в области финансовой и торговой деятельности, 494 – вакансии;
Слесари-сборщики, слесари-инструментальщики, станочники, наладчики, 470 – вакансий;
Спрос на квалифицированных специалистов растет по мере усложнения и расширения производства, бизнеса.
Соответственно в лидерах востребованных специалистов прочно укрепились: менеджер по продажам (торговые представители), рабочий персонал, продавцы, инженерный персонал, офис-менеджеры.
Также по прогнозам российских специалистов в скором будущем на лидирующие позиции выйдут инженерные специальности, связанные с промышленным производством. Уже сегодня существует заметный дефицит профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве.
В ближайшие годы IT-сфера по-прежнему будет развиваться быстрыми темпами, в этой связи возрастет потребность в квалифицированных специалистах, особенно по компьютерной безопасности.
Экспертами прогнозируется, что лет через 9-10 на российском рынке возникнет перенасыщение товаров и услуг. В этой ситуации следует ожидать спроса на профессионалов в сфере маркетинга.
Профессия логиста подходит тем, кто тяготится в работе жесткими рамками, не любит шаблонов и заданных ограничений. Чтобы сделать успешную карьеру, логисту понадобятся аналитический ум и системное мышление, интуиция, умение быстро находить выход из сложных ситуаций, навыки общения с людьми, коммуникабельность.
Ввиду роста уровня жизни, растет численность среднего класса. Один из показателей этой тенденции — все большая потребность в качественном сервисе. Это и химчистка с парикмахерской рядом с домом, и хороший детский сад и многое другое. При этом число вакансий в сфере обслуживания будет выше, чем в других востребованных профессиях. Соответственно, возрастет и необходимость в качественных медицинских услугах.
Среди экзотических отраслей, пока малоизвестных и соответственно не обладающих в запасе резервом специалистов, — нанотехнологии. Нанотехнологии охватят все области: машиностроение, космические технологии, пищевую промышленность, медицину и т. д.
Диапазон выбора достаточно велик, и обычный анализ ближайших тенденций позволяет делать выводы о том, в каком направлении лучше развиваться сегодня для того, чтобы сделать блестящую карьеру в будущем.
10 профессий, выбираемых обучающимися 9 «Б»
1. Социальный работник – 7 человек,
2. Нотариус - 7 человек,
3. Врач, фармацевт, химик- 7 человек,
4. Моряк - 7 человек,
5. Артистические профессии -5,
6. Художник по рекламе – 4,
7. Работник тяжёлой промышленности – 4,
8. Автомеханик – 3,
9. Продавец – 3,
10. Электрик, повар -2.
Профориентационная деятельность школы осуществляется через систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, работу школы с семьей и социумом.
Реализация проекта в 9 классе.
В 2011-2012 учебном году работа по профоринтации продолжается в информационно-просветительском и диагностическом направлениях.
Все учащиеся посетили ярмарку ученических мест, где смогли узнать об учебных заведениях, которые их интересуют, пообщавшись с представителями высших и средних учебных заведений.
Классный час «Энциклопедия мира профессий»(история происхождения некоторых профессий)
Классный час «Словарь современных профессий»
Опрос профессиональных предпочтений для социальной практики
Беседы с учащимися, которые поступают после 9 класса и их родителями о предварительном выборе учебного заведения
Беседы с учащимися и родителями о предварительном выборе учебного заведения
Определение экзаменов по выбору
В течение всего учебного идёт работа по выбору профиля в образовательной сети на 10-й класс.
Если учащиеся в период обучения в школе получат возможность попробовать себя в различных сферах профессиональной деятельности, это в дальнейшем позволит более грамотно подойти к выбору профессии
и реализовать себя во взрослой жизни.
Поэтому одним из профориентационной работы является
осуществление профессиональных проб.
Профессиональная проба – профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
В ходе профессиональных проб для учащихся:
даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;
моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;
определяется уровень их готовности к выполнению проб;
обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.
Заключение.
Мир профессий – необычный мир. В этом мире живут не просто люди, а представители разных профессий. Незаметно пролетели чудесные школьные годы. И сегодня передо мной стоит непростой вопрос: «Кем быть?» В мире постоянно появляются все новые и новые профессии. Беседуя с родителями о своем будущем, я поняла, что человек сам отвечает за свой выбор.
Профессия – это очень важная часть жизни человека, и чем удачнее ты сделаешь выбор, тем больше достигнешь чего – либо на профессиональном поприще, тем больше ощутишь себя успешным и счастливым. Ещё один из самых важных принципов выбора профессии – чтобы она тебе нравилась. Ведь работу, которую выполняешь с удовольствием, всегда делаешь легко, не испытывая усталости, и не замечаешь времени, которое на неё затрачено. И прежде чем выбрать свою, человек должен знать, чего он хочет. Профессия не должна быть героической, высокооплачиваемой, предоставляющей какие – то льготы, главное, чтобы она была творческой и интересной, и тогда успех тебе будет гарантирован.Конечно, в жизни не плохо бы найти «свою» профессию, ту, которая ближе к тебе, к твоей душе, чтобы не мучиться всю жизнь. Но зачастую мы выбираем не то, что нам хочется, а то, что приходится: несмотря на возможность выбора, мы смело идем за друзьями и тем самым
несознательно губим свою жизнь.
Я считаю, что нужно выбирать профессию не только сердцем, но и умом. Взвесить все «за» и «против». И главное, нужно выслушать знающих людей (родителей, учителей и т.д.), а потом принимать решение, от которого зависит вся твоя будущая жизнь.
У осознанно выбравших профессию людей больше шансов успешно реализоваться в жизни, ведь они знают что они мастера в своем любимом деле. У тех, кто выбрал профессию неосознанно мало шансов на успешную будущую жизнь. Ведь они вынуждены делать что-то против своей воли.Список литературы.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Профессия
http://www.syl.ru/article/194939/new_buduschaya-professiya-problema-vyibora-professii
http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/klassifikacija-professijj.html
http://edunews.ru/professii/obzor/s-lyudmi/povar.html
Профессия повар. Учебное пособиеАвтор: Барановский В.А.
http://www.vsekolledzhi.ru/kolledzh/city/perm/specialnost/povar/
http://cznperm.ru/news/2017/03/06/360/
Приложения
ПРОГРАММА
Профессиональной пробы по профессии
«Повар»
Пояснительная записка.
Многие школьники практически не имеют необходимую информацию о профессиях. Для того чтобы помочь учащимся принять решение о своем профессиональном будущем проводятся профессиональные пробы. Профессиональные пробы направлены на становление и развитие компетентности в сфере профессионального самоопределения для учащихся 9-х классов и ориентированы на получение профессии повар. В ходе пробы учащиеся познакомятся с практикой работы повара, профессиональными видами деятельности
Основные цели профессиональные пробы:
Содействовать профессиональной ориентации школьников
Сформировать представление о профессии «Повар»
Основные задачи:
Рассказать о профессии повара, востребованной на рынке труда
Обсудить личные качества, необходимые для выбора данной профессии
Формировать коммуникативные компетенции
Формировать наглядные практические представления о существенных сторонах профессиональной деятельности
Содержание занятий
Введение, знакомство с профессией, правила работы с инвентарем |
2ч |
Знакомство и обсуждение специфики работы повара. Инструктаж по Технике Безопасности |
Проба практической деятельности по нарезке овощей и приготовление салата «Витаминный» |
2ч |
Техника простой и сложной нарезок овощей, приготовление салата «Весенний» |
Проба практической деятельности по приготовлению тортов, правила работы с тепловым оборудованием |
2ч |
Технология замеса теста для торта, выпекание и оформление тортов |
Проба практической деятельности по приготовлению блюд из яиц «Омлет натуральный» |
2ч |
Обработка яиц, подготовка продуктов и приготовление Омлета |
ПРОГРАММА
Профессиональной пробы по профессии
«Социальный работник»
Пояснительная записка.
В современной очень сложной социально-экономической ситуации в России имеются социальные группы населения, которым жизненно необходима помощь со стороны государства, всего общества. В их числе граждане пожилого возраста, инвалиды. Сделать полнокровной жизнь этих людей – долг каждого гражданина. Уважение к пожилым людям и инвалидам, забота о них, интеграция их в общество – один из факторов цивилизации, путь к гуманизму, самосохранению общества, к выживанию и прогрессу человечества.