ИМИДЖ УЧЕНИКА 9 КЛАССА КАК КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИМИДЖ УЧЕНИКА 9 КЛАССА КАК КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ

Сулимова М.Д. 1
1
Леконцева И.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Школа - это не только современная инфраструктура и современное здание с учебным оборудованием, учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством, разнообразием изучаемых предметов, это и первые шаги в осознании своей роли и статуса в социуме.

Как никогда, перед школой, учащимися и их родителями стоит вопрос, каким должен быть современный ученик, каким требованиям и социальным ожиданиям он должен соответствовать, то есть, какую социальную роль он выполняет. По сути, речь идет об имидже ученика. В современной литературе и научных исследованиях очень широко рассматривается имидж делового человека, учителя, организации, в том числе и школы, но совсем мало уделяется изучению такого актуального вопроса, как имидж ученика. Многие проблемы, возникающие в школе между участниками образовательного процесса, решались проще или вовсе не возникали, если бы каждый ученик осознавал свой статус, и действовал согласно своей роли ученика, то есть имел положительный имидж.

Эта позиция и определяет актуальность выбора данной темы для исследовательской работы.

Исходя из темы, объектом исследования является – социальная роль ученика и его статус, а предметом - значимостьимиджа ученика, как компонента социальной роли и статуса.

Гипотеза исследования – к 9 классу не все учащиеся понимают значимость имиджа ученика, как компонента роли и статуса.

Цель исследования – раскрыть сущность понятия «имидж ученика» как компонента социальной роли и статуса. Выяснить насколько учащиеся 9 класса понимают значимость имиджа ученика и как они себя оценивают.

Задачи исследования:

  1. изучить теоретические аспекты данной темы;

  2. сформулировать и раскрыть сущность наиболее важных компонентов,

составляющих имидж ученика 9 класса;

  1. провести практическое исследование.

Методы исследования:

Основными методами исследования являются - анализ источников и научной литературы; социологический опросный метод (интервьюирование, анкетирование); сравнительный анализ.

В практическом исследовании использованы опросник и анкетирование составленные совместно с учителем обществознания.

Методологическую основу исследования составили исследования в области социологии и имиджа Игебаевой Ф.А, Назарова Т.З., Браун Л. и других.

Практическая значимость исследования состоит в попытке систематизации материала по имиджу учащегося. Данный материал может быть рекомендован для классных руководителей в качестве пособия для классного часа.

1. Имидж как компонент социальной роли и статуса

  1.  
    1. Социальная роль ученика и его статус

Школа, как социальный институт, не только дает ученикам образование, но и придает социальный статус; благодаря школе молодое поколение обустраивается в социальной жизни, приобретает в ней свою нишу - учащиеся. Важно отметить, что позиция учащегося не пассивна - в ней постоянно воспроизводится социальный потенциал, поддерживаемый механизмами социализации, самореализации, раскрытия личностного начала. Ученик выступает в роли актера, подмастерья, исследователя. Но девятиклассник, прежде всего, - ученик, который имеет определенный имидж. Каждый субъект образовательной системы приходит к ожиданию определенных действий от других в определенных ситуациях. Из этого возникают социальные правила (нормы) и общепринятые ценности, помогающие гарантировать желаемый характер ответных реакций. Все это создает систему ролевых статусов, каждому из которых предписывается определенное ожидаемое поведение. Исполнители одного статуса и роли вместе составляют коллектив. И если понимание социальных ролей учеников учителями, родителями, общественностью и самими учениками в целом одинаковое, то можно говорить об их бесконфликтном включении в социум об успешном формировании имиджа как составляющей социальной роли учащегося. Если все субъекты учебной деятельности понимают и видят по-разному набор норм, определяющих поведение учеников в соответствии с их социальным статусом, то возникают конфликтные ситуации и внутренние противоречия. В этой связи весьма значительным представляется понимание роли имиджа и его формирование, как основы для ролевого предписания.1

1.2. Понятие имиджа и его составляющие

Понятие имиджа в обществознании понимается как совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом. Как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе.

Термин «имидж» получил распространение во всем мире и привился практически во всех языковых культурах. Этимологическое понятие имиджа восходит к французскому «image», что означает образ, представление, изображение. Имидж (англ. image) – сформировавшийся образ человека, в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих, т.е. это визуальная привлекательность личности, самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других.

По В.И. Далю, «образ – это вид, внешность, фигура, портрет, писаное лицо… и он связан со временем».

В психологии под имиджем понимают «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо; формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно является результатом работы специалистов; имидж отражает социальные ожидания определенной группы».2

Понятие «имидж» возникло на Западе в 50-х гг. и первоначально использовалось в рекламной практике. Далее, в 60-х гг. этот термин вновь возникает в сфере предпринимательства как основное средство психологического воздействия на потребителя. Позже понятие имиджа стало основным элементом теории и практики паблик рилейшнз, прочно вошло в политическую и общественную жизнь.

Выделяют шесть важнейших компонентов имиджа – это первое впечатление, глубина и широта знаний, гибкость, энтузиазм и искренность. Редко встретишь человека, который может преодолеть первое негативное впечатление о ком-либо, чтобы потом рассмотреть его глубоко скрытые истинные ценные качества и таланты.

Рассмотрим коротко компоненты имиджа:

  1. Первое впечатление включает в себя одежду, голос, опрятность,

осанку.

  1. Глубина знаний в поле основной деятельности.

  2. Широта знаний. Данный компонент подразумевает способность

общаться с другими людьми в областях вне поля основной деятельности и знаний.

  1. Гибкость – это готовность и умение адаптировать свое поведение так,

чтобы наилучшим образом устанавливать отношения с другими людьми.

  1. Энтузиазм – это яркое проявленное, самозамотивированное целью,

ресурсное состояние личности.

  1. Искренность означает, что следует овладеть всеми перечисленными

выше компонентами имиджа, а не только демонстрировать их на публике: стремиться, именно быть, а не только казаться.

Имидж начинается с адекватного анализа себя и своих возможностей.

Считается, что люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы производим в течение первых пяти - шести секунд разговора.

Имидж можно трактовать как одну из форм социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения.3

Исследователи имиджа определяют его как набор определенных качеств, которые ассоциируют с определенной индивидуальностью, и различают следующие его составляющие:

  • к персональным характеристикам относятся физические,

психологические особенности, характер человека, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и т. д. Многие исследователи отмечают существование некоторого качества, которое делает личность неотразимой в глазах других и позволяет осуществлять загадочное влияние. Это подвижная часть имиджа, тесно связанная с требованиями реальности. Каждый раз эти характеристики конструируются заново на основе тщательного анализа сложившейся ситуации. К ним относятся статус, модели ролевого поведения и т.д.

  • Символические характеристики, напротив, являются устойчивым и

неизменным компонентом. Они связаны с идеологией и культурой. Иначе говоря, существует определенный набор качеств, характеризующий идеальный тип.

Наряду с данной точкой зрения в отечественной литературе выделяют еще три возможных подхода к изучению имиджа: функциональный, контекстный, сопоставительный.4

Функциональный подход включает следующие варианты имиджа исходя из разного типа функционирования:- зеркальный – это имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы.

Обычно этот вариант - текущий – характерен для взгляда со стороны. Необходимо помнить, недостаточная информированность, непонимание и предубеждение формируют имидж не в меньшей степени, чем реальные поступки;

- желаемый – отражает то, к чему мы стремимся;

- корпоративный – это имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов работы. Здесь и репутация организации, и ее успехи, и степень стабильности;

- отрицательный – это имидж, создаваемый оппонентом, соперником, врагом. То есть вариант сознательно конструируемый, а не возникающий спонтанно. При запуске отрицательного имиджа возникает проблема адекватного его опровержения.

При формировании любого имиджа учитывают различные компоненты. Так, В.М. Шепель выделяет три следующих комплекса:5

1) природные качества:

- коммуникабельность;

- эмпатичность (способность к сопереживанию);

- рефлексивность (способность понять другого);

- красноречивость (способность воздействовать словом);

2) качества, привитые образованием и воспитанием:

- нравственные ценности;

- психологическое здоровье;

- набор технологий общения;

3) качества, обретенные с жизненным и профессиональным опытом.

Факторы, влияющие на формирование имиджа человека

На имидж влияет:

- что и как говорит человек;

- что и как человек делает;

- стиль его мышления;

- стиль его поведения;

- как общается и обращается с другими людьми;

- как одевается;

- какова его внешность;

- каковы его манеры.

Особенности имиджа:

1. Информативность – сообщает о совокупности признаков, которые присущи самому объекту.

2. Динамичность – его атрибуты преобразуются, видоизменяются в соответствии с изменениями в самом носителе или в групповом сознании.

3. Активность – способность воздействовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки отдельных людей и целых групп.

4. Многогранность – имидж многогранен.

5. Искусственный характер имиджа.

6. Имидж – хрупкое явление (нарабатывается долгими годами, но может разрушиться в один момент).

1.3. Особенности имиджа учащихся 9 классов и факторы, влияющие на его формирование

В сознании общества существует представление об имидже ученика, т.е. как должен выглядеть ученик, как говорить, как сидеть и т. д.

Но имидж всегда должен нести информацию и об индивидуальности, сквозь символы в нем должна проступать неповторимость.

Конечно, чтобы быть успешным и принятым в обществе индивиду необходимо соответствовать социальным ожиданиям, но это может нанести ущерб подлинности его бытия, привести к отчуждению, породить психологическую усталость из-за непрекращающейся игры чуждой роли.

По словам В. Франкла, чем менее развито самосознание, тем более несвободен человек. Это можно отнести и к рассматриваемым психологическим аспектам проблемы имиджа учащегося – подростка 15 лет. Чем менее развито самосознание, тем в большей степени человек оказывается зависимым от «мастерства» тех, кто создает ему имидж, либо от случайного стечения обстоятельств.

Рассматривая работы авторов, анализировавших чрезмер­ную зависимость личности от сложившегося у других стереотипного взгляда на нее, обнаруживаешь, что в качестве основной причины исследователи выделяют дисгармоничные отношения в родительской семье, следствием чего является отказ ребенка от субъектности во имя соответствия ожиданиям значимых других (К. Роджерс, К. Хории, В. Сатир и др.). Итог такого процесса - внутренняя конфликтность, невротизация личности (И.С. Кон, В.А. Петровский, А.Б. Орлов, К. Юнг и др.). У такого индивида нарушается целостность Я-концепции, происходит отвержение или частичное принятие себя, возникает и постоянно усиливается страх быть отвергнутым другими, что в итоге приводит к внешне противоречивому поведению, а также к поведению, которое не обеспечивает возможность канализировать внутренние энергии, насытить интенции. Назревает разрыв между ядерными образованиями личности (потребности, личностные смыслы и пр.) и формами поведения, способами организации человеком своего бытия.

Процесс формирования имиджа и социальных ролей, в свою очередь обусловлен рядом факторов:

- базисные (вид образования, деятельность, возрастные);

- характерологические (личностные качества, отражающие особенности субкультур: «лентяй», «эрудит», «мещанин» и др.);

- сопутствующие ситуативные (например, тип учащихся «загруженных домашней работой»).

Все это может откладывать отпечаток на социальную организацию школьных классов, на распределение ролей.

Существуют факторы внешнего и внутреннего содержания, которые являются, своего рода составляющими основу уникальности. К таким относится характеристика особенностей переходного периода от подросткового возраста к раннему юношескому возрасту (9 класс).

Это один из самых сложных периодов в жизни ребенка, это пик подросткового кризиса. Ведущими потребностями девятиклассников являются - проявление взрослости, самопознание и самоопределение. Отсюда интенсивное развитие внутренней жизни подростка, взаимный интерес одноклассников и одноклассниц, повышенная тревожность, протестующий характер в отношении с взрослыми и противоречивость коммуникативного поведения.

Таким образом, знание и учет особенностей подростково - юношеского возраста, субкультуры (общение, речь, музыка, одежда, поведение, ведущий вид деятельности и др.), проблем, поможет учащимся сформировать свой положительный имидж.

Как правило, к чертам благоприятного имиджа учащегося, относят: уверенность в себе, естественность поведения, расположенность к людям. Все эти черты возможны только у ученика осознающего свои характеристики и принимающего себя, т.е. у человека с позитивно окрашенной Я-концепцией и адекватной самооценкой. Если вспомнить, что подростковый возраст – это еще и кризис, в котором есть внутренний конфликт. То создать характеризующийся стабильностью благоприятный имидж, содержательно связанный с характеристиками личности и поэтому не разрушительный для ученика, можно только проработав внутренние конфликты, обеспечив тем самым принятие личностью себя и вследствие этого, ее способность полно и свободно проявлять себя.

Немаловажную роль имидж оказывает на формирование самоуважения и самооценку подростка как субъекта образовательного процесса.

Уверенный в себе ученик активен, мотивирован на успех, инициативен.

Самооценка - оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, затрудняют самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, они становятся причиной конфликтов в силу того, что не многие могут терпеть систематическое “пиление”. Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, учителей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность. Поэтому так важно формирование персонального имиджа каждого ученика именно к выпуску из основной школы.

Персональный имидж учащегося является так же важным символом школы, так как это своеобразная реклама – показатель качественного продукта, произведенного школой (учителем).

Персональный имидж учащегося складывается, помимо его личностных качеств, путем систематической работы образовательного учреждения по созданию условий для позитивного мироощущения ребенка в школе, в том числе, путем:

- позитивного взаимодействия с учителями;

- самореализации ученика в различных областях;

- общественного признания этой самореализации.

Этот ребенок уверен в себе, не боится общаться с людьми другого возраста, не боится высказывать свое мнение, активен, старается позитивно изменить окружающую действительность. То есть, становится членом общества с активной социальной позицией. В том числе, по продвижению имиджа своей школы.

Завершая теоретическую часть и краткое рассмотрение особенностей формирования имиджа учащегося 9 класса можно сделать вывод:

- понятие «Имидж» является крайне нечетким конструктом. Образ, мотив, роль, амплуа, маска, типаж, мода, установка, фасад, репутация, лицедейство, прогнозируемое ожидание – неполный перечень смыслов этого понятия. Понимание важности формирования имиджа имеет социальное значение:

- имидж - социальный феномен, который во все времена играл и играет в жизни людей огромную роль, существует прямая зависимость между имиджем и выполнением социальной роли и статуса.

В этой связи весьма значительным представляется понимание учащимися роли имиджа и его формирование, как основы для ролевого предписания.

2. Исследование имиджа учащихся 9 классов МКОУ «ООШ №14»

2.1. Программа исследования

В теоретической части данного исследования был рассмотрен имидж как составляющая статуса и социальной роли учащегося 9 класса.

В практической части исследования стоит задача проверить гипотезу, что к 9 классу не все учащиеся понимают значимость имиджа ученика, как компонента роли и статуса, выяснить насколько учащиеся 9 класса понимают значимость имиджа ученика и как они оценивают свой имидж.

Проверка гипотезы будет проходить в два этапа. На этих этапах требуется разработать и осуществить программу исследования понимания учащимися, что такое имидж учащегося и его составляющие, отношения учащихся 9 класса к собственному имиджу, а именно -провести самооценку имиджа у учащихся и экспертное оценивание учителями установившегося имиджа учащихся.

Определить адекватность оценивания учащимися своего имиджа в школе.

Практическое исследование состояло из двух этапов.

На первом этапе проводились следующие виды работ:

- определение респондентов участвующих в исследовании;

- выбор методик;

- составление опросника для учащихся;

-составление опросника для экспертной оценки учителями;

- проведение исследования;

- обработка данных.

На втором этапе проводился сравнительный анализ полученных результатов, и формировались выводы по проведенному исследованию.

Рассмотрим подробнее оба этапа.

  1. В практическом исследовании принимали участие – 49 учащихся:

9а - 26 человек, 9б - 23 человека.

Таблица 1

Первичные данные респондентов (учащиеся 9 классов)

Класс

Общее кол-во

Дево-чек

Мальчи-ков

Средний

возраст

Отлични-ков

Удар-ников

Троеч-ников

Не успева-ющих

26

11

15

15 лет

1

6

18

1

23

13

10

15 лет

0

6

17

0

итого

49

24

25

15 лет

1

12

35

1

Исследование проводилось групповым методом. Каждому выдавался лист - опросник. Анкетирование было не анонимным.

Экспертная оценка учителей проводилась в рамках педагогического совещания. Учителям, работающим в 9-х классах, было предложено оценить имидж учащихся и его составляющие. В опросе приняли участие 10 учителей, из них 2 – классные руководители. Каждый учитель получил бланки со списками учащихся 9 классов (см. Приложение 1).

Опросник для учащихся состоял из следующих вопросов (см. Приложение 2):

- что такое имидж;

- влияет ли имидж на статус и социальную роль ученика;

- влияет ли имидж на успешность человека;

- из чего состоит имидж учащегося;

- что или кто влияет на формирование имиджа учащегося;

- насколько важен имидж для самого ученика;

- можно ли изменить имидж;

- как вы оцениваете свой имидж в школе (положительный или отрицательный);

- как ваш имидж могли бы оценить одноклассники и учителя (положительно или отрицательно);

- важно ли для вас мнение о вашем имидже других людей (сверстников, взрослых).

Опросник самооценки имиджа состоит из следующих вопросов (оценка по пятибалльной системе)

Ф.И. учащегося

Внешний

образ

Коммуникация

Поведе-ние

Отношение

к социальной роли ученика

Итог

с рове-сниками

с взро-слыми

             

2.2. Анализ полученных результатов

Проведен опрос среди учащихся 9 классов, в котором приняли участие 49 человек. Получены следующие результаты (см. Приложение 3).

Из полученных результатов следует вывод: 3 человека не смогли ответить на все вопросы. По мнению учащихся в составляющие имиджа входит: внешность, школьная форма, умение общаться, поведение, умение контролировать себя, достижения, «подстраивание» под других, действия, какими фразами говоришь, статус в обществе. На формирование имиджа влияют: тот, к кому испытываешь симпатию; сверстники; сам; взрослые: родители, учителя, окружающие люди; обстановка, в которой живешь; мода; телевидение.

Самооценка имиджа учащимися вызвала у большинства размышления, что себе поставить. Максимально можно было набрать – 25 баллов. Исходя, из поставленных баллов был вычислен средний балл учеников и учителей, а потом среднее арифметическое этих двух результатов. Так у учеников средний балл- 19,8; у учителей- 18,1. Средний общий балл- 19. Таким образом, шкалируем оценки по следующей схеме: высокий уровень находится в пределах 22-25 баллов, средний- 19-21, низкий 16-18, очень низкий - меньше 16 (Приложение 4).

Получены следующие результаты: совпадение по оценке имиджа – 24 чел., недооценивание себя – 6 чел., переоценивание себя – 19 чел. Таким образом, из 49 учащихся - 30 человек соответствуют имиджу учащегося, не соответствуют роли и не понимают имидж учащегося -19 человек.

Заключение

В процессе изучения теоретических аспектов данной темы был сделан следующий вывод: современный человек зависим от многих объективных и субъективных факторов своего существования. Традиционно в статусном наборе среднестатистического учащегося 9 класса преобладают именно предписанные статусы, а если точнее определенная социальная роль и имидж. Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам - извечная проблема. Подростково-юношеский период является самым сложным и важным в процессе формирования имиджа. Если к 9 классу у ученика есть понятие о социальной роли и у него сформирован положительный имидж, то это предопределяет его успешную деятельность. Этим самым доказана значимость имиджа ученика, как компонента социальной роли и статуса.

Практическое исследование показало, что только - 30 учащихся 9 классов понимают, что такое имидж, как он влияет на статус, насколько сам учащийся соответствует социальной роли. Остальные - 19 человек, к сожалению, не имеют положительного имиджа, и соответственно не выполняют свою социальную роль. Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что, к 9 классу не все учащиеся понимают значимость имиджа ученика, как компонента роли и статуса.

Цель исследования – раскрыть сущность понятия «имидж ученика» как компонента социальной роли и статуса; выяснить насколько учащиеся 9 класса понимают значимость имиджа ученика и как они себя оценивают – достигнута. Все задачи выполнены.

Исследование вскрыло ряд практических проблем по формированию имиджа в школе. Поэтому был собран материал для проведения классных часов (Приложение 5).

Практическая значимость исследования состоит в попытке систематизации материала по имиджу учащегося. Данный материал может быть рекомендован для классных руководителей в качестве пособия для классного часа и родительских собраний с целью помощи в формировании положительного имиджа учащихся.

Список использованных источников и литературы

1. Борисов, В. К. Этика деловых отношений [Текст] : учеб. /В. К. Борисов, Е. М. Панина, М. И. Панов. – М.:ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2008. - 176 с. - (Профессиональное образование).

2. Браун Л. Имидж – путь к успеху [Текст]. – СПб.: Питер Пресс, 1996. –186с.

3.Игебаева Ф.А. Имидж как оценочное отношение [Текст]: в сборнике: Perspektywiczne opracowania są nauką i technikami - 2014 Materiały X międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji, 2014. - с. 70-72

4. Королева, З. Психологические тесты для всех [Текст]: популярная психология /З. Королева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 336 с.

5. Почепцов Г.Г. Имиджелогия [Текст]: Рефл-бук, Ваклер, 2004. – 580с.

6. Почепцов Г.Г. Имиджмейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов [Текст].- Киев: Рекламное агентство Губерникова, 1995.- с. 135 – 150

7. Проблемы психологического воздействия [Текст]: межвуз.сб.науч.тр.- Иваново, ИвГУ, 1979.-78с.

8. Цырлина Т.В. Авторская школа: варианты эффективного взаимодействия [Текст] / Т.В. Цырлина; отв. Ред. М.А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 1999г. – 127с.

9. Шварц И. Е. Внушение в педагогическом процессе [Текст]: монография/ И.Е. Шварц. – Пермь: 1971.- 19 (п.л.)

10. Шепель В.М. Как нравиться людям [Текст]: учеб. пособ.- М.: Народное образование, 2002.-500с.

11. Шепель В.М. Имиджелогия: учебное пособие.- М.: Народное образование, 2002.- 254с.

12. Белякова, А. Имидж - это судьба [Текст]/ А.Белякова // Студенческий меридиан. - 2005. - №3. - С.78-80.

13. Игебаева Ф.А. Технология построения собственного позитивного имиджа В сборнике: Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах [Текст]: материалы 2-й Международной научно-практической конференции в 2-х томах, 2013. – с.170

14. Лысенко, В. В. «Стили в одежде» : классный час для девочек /В. В. Лысенко // Классный руководитель. - 2005. - №4. - С. 139-147.

15. Магия личного обаяния М. Шепель // Воспитание школьников. - 2006. - № 3-8

16. Виды социальных ролей старшеклассников и процесс их формирования//Рулева Ю.С. – (https://superinf.ru ).

17. Феномен имиджа в современных научных исследованиях //Спичева Д.И. – (http://pr.tsu.ru/articles/139)

Приложение 1

Бланк экспертной оценки для учителя

Уважаемый респондент!

Приглашаем Вас принять участие в обсуждении темы «Имидж ученика 9 классакак компонент социальной роли». Оцените, пожалуйста, наличие данных компонентов имиджа у учащихся по пятибалльной системе.

Заранее выражаем благодарность за сотрудничество!

Ф.И. учащегося

Внешний

образ

Коммуникация

Поведе-ние

Отношение

к социальной роли ученика

Итог

с рове-сниками

с взро-слыми

1

             

2

             

3

             

4

             

5

             

6

             

7

             

8

             

9

             

10

             

11

             

12

             

13

             

14

             

15

             

16

             

17

             

18

             

19

             

20

             

21

             

22

             

23

             

24

             

25

             

Приложение 2

Бланк для учащихся

« Имидж ученика»

Ф.И._______________________________ класс_________

Уважаемый респондент!

Приглашаем Вас принять участие в обсуждении темы «Имидж ученика 9 классакак компонент социальной роли». Выскажите свое мнение на следующие вопросы. Необходимо ответить на все вопросы. Полученные результаты будут использоваться только в обобщенном виде.

Заранее выражаем благодарность за сотрудничество!

Вопрос

Ответ

Что такое имидж?

 

Влияет ли имидж на статус и социальную роль ученика?

 

Влияет ли имидж на успешность человека?

 

Из чего состоит имидж учащегося?

 

Что или кто влияет на формирование имиджа учащегося?

 

Насколько важен имидж для самого ученика?

 

Можно ли изменить имидж?

 

Как вы оцениваете свой имидж в школе? (положительный или отрицательный) Обоснуйте.

 

Как ваш имидж могли бы оценить одноклассники и учителя? (положительно или отрицательно) Обоснуйте.

 

Важно ли для вас мнение о вашем имидже других людей (сверстников, взрослых)? Обоснуйте.

 

Бланк самооценки имиджа

Уважаемый респондент!

Приглашаем Вас принять участие в обсуждении темы «Имидж ученика 9 классакак компонент социальной роли». Оцените, пожалуйста, наличие данных компонентов имиджа у себя по пятибалльной системе.

Заранее выражаем благодарность за сотрудничество!

Ф.И. учащегося

Внешний

образ

Коммуникация

Поведе-ние

Отношение

к социальной роли ученика

Итог

с рове-сниками

с взро-слыми

             

Приложение 3

Таблица 2

Задаваемый вопрос

Дали развернутый ответ (чел.)

% от общего числа опрошенных

Дали частичный ответ (чел.)

% от общего числа опрошенных

Не дали ответа

% от общего числа опрошенных

Что такое имидж?

39

79,6

7

14,3

3

6,1

Влияет ли имидж на успешность человека?

32

65,3

10

20,4

7

14,3

Влияет ли имидж на статус и социальную роль ученика?

32

65,3

10

20,4

7

14,3

Из чего состоит имидж учащегося?

20

40,8

22

44,9

7

14,3

Что или кто влияет на формирование имиджа учащегося?

35

71,4

11

22,5

3

6,1

Насколько важен имидж для самого ученика?

11

22,5

31

63,2

7

14,3

Можно ли изменить имидж?

11

22,5

35

71,4

3

6,1

Как вы оцениваете свой имидж в школе? (положительный или отрицательный) Обоснуйте.

39

79,6

7

14,3

3

6,1

Как ваш имидж могли бы оценить одноклассники и учителя? (положительно или отрицательно) Обоснуйте.

20

40,8

26

53,1

3

6,1

Важно ли для вас мнение о вашем имидже других людей (сверстников, взрослых)? Обоснуйте.

20

40,8

26

53,1

3

6,1

Приложение 4

Сравнительный анализ

Допустимая разница в 2 балла

9-а

Код учащегося

Самооценка

Оценка

учителя

Совпадение

Недооценивание себя

Переоценивание себя

1

1

18

15

   

*

2

2

19

14

   

*

3

3

20

22

*

   

4

4

20

18

*

   

5

5

18

14

   

*

6

6

21

23

*

   

7

7

22

25

 

*

 

8

8

21

19

   

*

9

9

17

16

*

   

10

10

20

9

   

*

11

11

17

16

*

   

12

12

21

16

   

*

13

13

20

19

*

   

14

14

23

22

*

   

15

15

18

21

 

*

 

16

16

18

12

   

*

17

17

18

13

   

*

18

18

19

23

 

*

 

19

19

18

12

   

*

20

20

17

16

*

   

21

21

18

23

 

*

 

22

22

21

18

   

*

23

23

21

22

*

   

24

24

21

19

*

   

25

25

19

15

   

*

26

26

24

23

*

   
   

Итого по классу

11

4

11

9-б

Код учащегося

Самооценка

Оценка

учителя

Совпадение

Недооценивание себя

Переоценивание себя

1

1

24

16

   

*

2

2

23

23

*

   

3

3

18

19

*

   

4

4

19

19

*

   

5

5

21

17

   

*

6

6

19

18

*

   

7

7

24

21

   

*

8

8

20

25

 

*

 

9

9

20

18

*

   

10

10

16

11

   

*

11

11

16

17

*

   

12

12

20

14

   

*

13

13

21

19

*

   

14

14

21

19

*

   

15

15

19

19

*

   

16

16

23

17

   

*

17

17

24

24

*

   

18

18

19

19

*

   

19

19

23

24

*

   

20

20

22

25

 

*

 

21

21

19

16

   

*

22

22

15

11

   

*

23

23

15

15

*

   
   

Итого по классу

13

2

8

 
   

Итого по двум классам

24

6

19

Диаграмма результатов

Приложение 5

Притча «Все в твоих руках»

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Притча «Белый лист и черная точка»

Однажды учитель призвал своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла жирная черная точка.

"Что вы здесь видите?" — спросил учитель.

"Точку", — ответил первый ученик.

"Черную точку", — подтвердил другой .

"Жирную черную точку", — уточнил третий.

И тогда их любимый учитель заплакал.

"Скажи нам, о чем ты так горько плачешь?" — удивились ученики.

"Я плачу о том, что все мои ученики увидели только черную

точку, и никто не заметил большого белого листа..." — ответил учитель.

Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам, забывая о достоинствах!

Вариант вступительной беседы

Так что же такое имидж?

Как он влияет на формирование событий в нашей жизни? (варианты ответов)

Английское слово «имидж» переводится на русский язык как «образ». Каждый человек вызывает у других определенное представление о себе, то есть образ, который можно назвать индивидуальным имиджем.

Но имидж – и социальное явление. В любом обществе всегда существует совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя человек определенного социального статуса или профессии – учитель, ученик, бизнесмен, директор, политик, продавец и т.д. В таких случаях речь идет осоциальном ипрофессиональном имидже.Мы говорим: «Это работает на ваш имидж», «Подумайте о своем имидже» и даже «Вам надо изменить имидж» - в том случае, если впечатление о человеке не соответствует ожидаемому от его профессии или положения в обществе.

Имидж человека формируют две основные составляющие: внешняя и внутренняя.

Внешняя составляющая имиджа включает одежду, прическу, мимику и выражение лица, жесты, голос, походку, манеры, речь и стиль общения. Согласно материалам очень многих исследований, «красивым» людям окружающие приписывают, как правило, гораздо больше позитивных личностных черт, чем «некрасивым» или «обыкновенным».

Внешняя составляющая имиджа может сильно расходиться с внутренней. Можно иметь красивое лицо, замечательный костюм, прекрасную походку, но если внутреннее содержание или внутренняя составляющая имиджа расходится с внешней, это обнаруживается в речи и поведении.

Внутренняя составляющая имиджа – это уровень духовного или интеллектуального развития, социального опыта, интересов личности. Это все то, что проявляется в поступках и речи, во всей деятельности человека: характер, направленность личности, профессионализм, помыслы и жизненные приоритеты, интересы, эрудиция и общий культурный уровень.

Человеку, не обремененному значительным духовным багажом, все время приходится принимать «серьезную мину», чтобы не оплошать, не опростоволоситься, не обнаружить элементарных пробелов в эрудиции, не высказать отсутствие самостоятельности и вкуса. И наоборот: человек, по-настоящему причастный к культуре, всегда может позволить себе непринужденную шутку по адресу бесспорных авторитетов, он легко и весело обращается с заветными ценностями. Внутренняя составляющая имиджа соединяется с внешней многими нитями и прорастает в речи, манерах, стиле одежды, поступках.

«Искусство самопрезентации»

Виктор Максимович Шепель, автор книги «Имиджелогия: секреты личного обаяния» пишет: «Счастлив тот, кто обладает от Бога привлекательным имиджем. Но, как правило, многие обретают симпатии людей благодаря искусству самопрезентации. Без него не достичь крупных успехов в любой деятельности, не постичь радости человеческого внимания».

А вы обладаете искусством самопрезентации? Задумываетесь ли вы над тем, какое впечатление вы производите на окружающих?

Предлагаю вам провести небольшую самопрезентацию. Ответьте на следующие вопросы, чтобы установить, учитываете ли вы влияние различных обстоятельств и факторов на формирование вашего имиджа.

  • Влияет ли одежда на деловой успех, или «по одежке встречают, а провожают по уму»?

(Одежда влияет на успех или неуспех. Психологическая основа этого - в «эффекте ореола»: человека, добившегося успехов в какой-то одной области, окружающие считают способным на большее и в других областях, и наоборот, человека, потерпевшего неудачу, окружающие преимущественно считают способным на меньшее и в других делах. А одежда – один из действенных способов заставить предположить в вас «победителя» или «неудачника»).

  • Что можно класть в наружные карманы пиджака: ручку, карандаш, расческу?

(В наружные карманы пиджака можно класть только платок. Для всего остального служат внутренние карманы).

  • Какие кроссовки можно надеть с пиджаком? С галстуком?

(С пиджаком и галстуком нельзя надевать никаких кроссовок. Вопрос этот простой и поставлен лишь потому, что с момента, когда кроссовки вошли в моду, и до сегодняшнего дня приходится встречать «деловых» людей, смешивающих в одежде разные стили: деловой и спортивный).

  • Обращают ли женщины внимание, начищены ли ботинки у мужчин?

(Да, женщины замечают, начищены ли ботинки у мужчин. Мужчины это знают, но в большинстве своем чистят обувь реже, чем требуется. Лень мужчин сильнее желания производить хорошее впечатление).

  • Обязателен ли макияж деловой женщине?

(Макияж является обязательным, но не ярким, а заметным лишь с близкого расстояния: накрашены губы, ресницы, немного румян).

  • Необходимо ли в деловом общении быть максимально серьезным?

(Хорошая шутка нередко спасает в самых затруднительным ситуациях. Окружающие благодарны тем, кто умеет поднять им настроение, как бы влить в них новые силы. Умение пошутить повышает имидж).

  • Вы согласны. Что в беседе с малознакомым собеседником шутки облегчают взаимопонимание?

(Шутить лучше с хорошо знакомыми людьми. Есть люди, которые на чисто лишены чувства юмора. С такими, как говорят, шутки плохи. Поэтому с малознакомым собеседником лучше не рисковать).

  • Повышает ли престиж делового человека перстень на его руке?

(Если перстень очень дорогой – это может быть расценено, как желание превзойти окружающих. Если не очень дорогой – указывает на ограниченность финансовых возможностей его обладателя. И то, и другое отрицательно влияет на имидж. Из украшений деловому человеку рекомендуется только обручальное кольцо. Желающим блеснуть своими возможностями напомним, что настоящее богатство не афиширует себя. И наиболее преуспевающие деловые люди не кичатся роскошью и отличаются отсутствием всякого расточительства).

Самооценка - оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний.

Тест «Ваша самооценка»

ВОПРОСЫ

1.Когда вам доводится услышать лестные отзывы о себе, вы:

А) испытываете недовольство - то, что люди говорят в качестве комплимента, простая констатация факта, а вам хочется большего (0 баллов);

Б) приятно, конечно, но все равно вряд ли кто-нибудь сумеет оценить вас по достоинству (10 баллов);

В) вы радуетесь - вам приятно их слышать (20 баллов);

Г) смущаетесь - вы не уверены, что они действительно вами заслужены (30 баллов);

Д) мрачнеете - люди просто устали говорить вам правду (40 баллов).

2.Что вы думаете о собственной внешности:

А) гордитесь (0 баллов)

Б) она вам помогает производить на людей благоприятное впечатление (10 баллов).

В) она вам нравится (20 баллов);

Г) если бы у вас были деньги на пластическую операцию, вы бы немедленно изменили ее (30 баллов);

Д) это просто ужас какой-то - все люди как люди, а я... (40 баллов);

3.Довольны ли вы своим социальным положением:

А) более чем (0 баллов);

Б) нет (10 баллов);

В) в принципе да, но могло бы быть и лучше (20 баллов);

Г) нет, конечно, но куда, же деваться? (30 баллов);

Д) вам кажется, что на любом месте проблемы вас не оставят (40 баллов).

4.Можете ли назвать себя общительным человеком?

А) если есть настроение, вы очень общительны (0 баллов);

Б) сложно сказать. Вы легко можете разговорить, кого угодно и построить беседу так, чтобы она была интересна всем. Но вот желание так поступить испытываете не каждый день. Трудно встретить человека, стоящего того, чтобы метать перед ним бисер (10 баллов);

В) конечно (20 баллов);

Г) наверное, нет - вы очень любите общение, но вам трудно раскрепоститься (30 баллов);

Д) вряд ли, да и кто захочет вас слушать (40 баллов).

5.Вы любите представлять себе ситуации, в которых ваше поведение сильно отличается от реального:

А) довольно редко, в исключительных случаях. В целом вы довольны своей манерой поведения и не собираетесь ее менять (0 баллов);

Б) нет, чаще вы представляете ситуации, в которых иначе складываются обстоятельства (10 баллов);

В) на ваш взгляд, в жизни каждого человека бывают ситуации, в которых выбор поведения неоднозначен, вот и приходится думать. А иногда и помечтать хочется (20 баллов);

Г) да, очень (30 баллов);

Д) а что еще мне остается? (40 баллов).

6.Часто ли вы совершаете поступки, о которых потом жалеете:

А) редко (0 баллов);

Б) всегда были сторонником поговорки «снявши голову, по волосам не плачут». Раз сделали именно так, значит, сделали. Все равно уже ничего не изменишь (10 баллов);

В) не очень часто, но такое иногда случается (20 баллов);

Г) да (30 баллов);

Д) вы редко совершаете поступки, о которых потом не жалеете (40 баллов).

7.Остроумные люди для вас:

А) сущее наказание - их шутки могут разрушить любую святыню (0 балов);

Б) братья по разуму (10 баллов);

В) приятная компания (20 баллов);

Г) постоянный источник неуверенности в себе - вы теряетесь на их фоне (30 баллов);

Д) загадка природы (40 баллов).

8.Самые значительные достижения в вашей жизни, которыми вы по праву гордитесь, на самом деле обусловлены:

А) вашим умением вовремя понять суть происходящего и обратить все в свою пользу (0 баллов);

Б) вашими способностями (10 баллов);

В) вашей трудоспособностью,умом и удачей (20 баллов);

Г) счастливым стечением обстоятельств (30 баллов);

Д) затрудняюсь ответить (40 баллов).

9.Если вам очень хочется доставить радость близкому человеку, вы:

А) сделаете ему очень дорогой подарок (0 баллов);

Б) воспоете его достоинства и ваши теплые чувства в стихотворной форме (10 баллов);

В) скажете ему, как он много для вас значит, и постараетесь исполнить его заветное желание (20 баллов);

Г) отдадите ему самую лучшую из своих вещей (30 баллов);

Д) выясните у него, чего в данный момент хочется, и исполните его желание (40 балов).

10.Стремление всегда быть лучше всех, на ваш взгляд:

А) свойственна только выскочкам, метящим на чужое место (0 баллов);

Б) естественное человеческое чувство (10 баллов);

В) помогает многого добиться в жизни (20 баллов);

Г) это очень нескромно (30 баллов);

Д) всегда было для вас загадкой. На свете столько необыкновенных людей. И как только может прийти в голову мысль о том, чтобы тягаться с ними? (40 баллов).

ОТВЕТЫ

От 0 до 50 баллов. У вас явно завышенная самооценка. Людям очень тяжело с вами общаться - вы отгорожены от всего остального мира стеной непробиваемого самодовольства. Ваше кредо - «Я всегда прав». После того, как вы изложили свою точку зрения, любое несогласие рассматривается вами как объявление войны. Слово «самокритика» вам ни о чем не говорит. Вы достигли большинства поставленных вами целей и дальше идти не собираетесь. К тому же за свою жизнь вы научились мастерски манипулировать людьми. Безусловно, результат теста вызовет у вас полное несогласие, и вы долго будете надоедать вашим знакомым лекциями о полной несостоятельности популярной психологии. Что ж, не беремся с вами спорить: вам, как всегда, виднее. Жизнь - это развитие и движение вперед, а вы предпочитаете стоять на месте.

От 60 до 150 баллов. В принципе у вас высокая самооценка, и во многом она имеет вполне реальные основания. Однако что-то в себе вы переоцениваете, а что-то, наоборот, несправедливо занижаете. Почему-то не удалось реализовать свои способности, раскрыть свой творческий потенциал. Отсюда постоянное состояние недовольства окружающим миром и отношением людей к вам. Ваша разочарованность в жизни объясняется довольно просто - к окружающим вы предъявляете гораздо более высокие требования, чем к себе, да и вообще, больше берете, чем даете. Попробуйте перестать требовать от

людей постоянного восхищения вашей неординарностью и проявите интерес к ним для того, чтобы ваша жизнь стала более приятной.

От 160 до 250 баллов. Вы достаточно объективны в оценке своих способностей и возможностей и при этом любите себя. Такая самооценка - самый оптимальный вариант. Вы живете в полном согласии с собой и не страдаете от неуверенности в себе. Наверное, именно в этом, в первую очередь, заключается секрет вашей способности найти выход из самых тупиковых ситуаций, с чем бы они ни были связаны - от взаимоотношений с другими людьми до личных проблем. Поскольку вы не впадаете в крайности и не склонны к самолюбованию и самодовольству, то люди общаются с вами с удовольствием, радуясь встрече с вами.

От 260 до 350 баллов. Результаты свидетельствуют о заниженной самооценке. Вы явно несправедливы к себе. Кто вам внушил, что вы ничего

не стоите? Зачем же так слепо верить кому ни попадя? Да, вы не самая сильная личность на этом свете, но кто вам сказал, что в людях важны только железная хватка и умение настоять на своем любой ценой? Существуют же еще и доброта и милосердие. Ваша скромность - достоинство, а не недостаток. Но все же постарайтесь избавиться от большей ее части, не позволяйте недостойным вас людям садиться вам на шею и ехать. Не стесняйтесь выражать свое несогласие и не бойтесь понапрасну.

От 360 баллов и выше. Это уже клинический случай, без помощи специалиста не обойтись. Таких никчемных и никому не нужных людей. Каким вы представляете себя, просто не бывает на свете. Пока не научитесь любить и ценить себя, вам будет очень тяжело в жизни. Окружающие относятся к вам точно так, как вы сами, и их очень трудно в чем-то упрекнуть.

Действительно, кто, кроме вас, может быть лучшим специалистом по собственной душе. И коль скоро вы себе так противны, вполне понятно отношение к вам остальных.

Вы имеете право на первоклассный имидж, такой, который представил бы вас в наилучшем свете, помог бы вам добиться уважения и самоуважения, и, что самое важное, дал бы вам уверенность в себе.

Пусть первым вашим шагом к этому будет принятие вами жизненных установок ПОБЕДИТЕЛЯ, свойственных людям, добившимся успеха в жизни (по результатам исследований американских психологов):

  1. Высокая самооценка. Это необходимо каждому человеку, чтобы сохранить себя как личность. Если человек не видит ничего ценного в себе, как его смогут ценить другие?

  2. Позитивное отношение к жизни. Люди, умеющие находить положительное, находят поддержку в самых неожиданных местах. И наоборот, повышенная критичность часто рассматривается как отсутствие личностной самодостаточности и отпугивает окружающих.

  3. Вера в добро. Вера в добро – мораль сильного человека. Пока мы верим в добро, мы сохраняем свою силу. Разуверившись в добре, мы уступаем место злу и становимся перед ним безоружным.

  4. Чувство сопричастности к происходящему, даже если кажется, что в той или иной ситуации мы были ни причем. В этой установке – ответственность за происходящее, присутствие мудрости, ощущение себя частицей социального организма, всей Природы, Вселенной.

  5. Умение меняться, учиться у жизни всю жизнь, умение рисковать, использовать новые формы бытия. Часто человек опускает руки: «Я к этому привык…» А зря! Не бойтесь перемен, действуйте! И жизнь обязательно пойдет по-другому, гораздо успешнее, хотя, возможно. Не сразу.

«Проверьте свой имидж»

Обратите на себя пристальный и строгий взгляд и честно скажите, не наносят ли некоторые черты вашего имиджа вред вашей карьере.

Охарактеризуйте сформированность этих аспектов в своей жизни (по 3-бальной системе)

«Первоклассно» - 3 балла

«На среднем уровне» - 2 балла

«Ниже среднего, создает помехи в жизни» - 1 балл

Составляющие имиджа:

  1. Навыки представления

  2. Звучание голоса

  3. Искусство общения

  4. Светские навыки

  5. Умение вести себя за столом

  6. Визуальный контакт

  7. Рукопожатие

  8. Осанка

  9. Поддержание формы

  10. Уход за собой

  11. Одежда и индивидуальный стиль

  12. Манеры.

Варианты эпиграфов к классному часу

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

(Уильям Шекспир "Как вам это понравится")

Жизнь - как пьеса; не то важно, длинна ли она, а то, хорошо ли сыграна.

(Луций Сенека)

Земля - это огромный театр, в котором одна и та же трагедия играется под различными названиями. (Вольтер)

У каждого человека под шляпой - свой театр, где развертываются драмы, часто более сложные, чем те, что даются в театрах.

(Карлейль Т.)

Второй возможности произвести первое впечатление не представляется.

(Г. Мильор)

1 Виды социальных ролей старшеклассников и процесс их формирования.//Рулева Ю.С./ https://superinf.ru

2 Психология: Словарь. – М.: Наука, 1990. – с. 134. вести диалог, могут сыграть решающую роль и в вашей карьере, и во всей жизни»

3 Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб.: Питер Пресс, 1996. – С. 9.

4 Почепцов Г.Г. Имиджмейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов. Киев: Рекламное агентство Губерникова, 1995. С. 135 – 150

5 Шепель, В. М. Магия личного обаяния / В. М. Шепель // Воспитание школьников. - 2006. - № 3-8

35

Просмотров работы: 2392