ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. О детях с ограниченными возможностями мы знаем немного, хотя сейчас часто о них рассказывают в СМИ. В настоящее время многие учатся рядом с нами в школе. А что знаем о них мы? Как живут такие дети? Какие проблемы их волнуют? Каков их внутренний мир? У особых детей существует свой особый мир, который нужно попытаться понять. А сделать это можно, общаясь с ними и читая книги о них.
Целью исследования является изучение инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями в произведениях современной художественной литературы.
Достижению этой цели способствует решение ряда задач:
Изучить научную литературу по терминологии инклюзивного образования, правовому регулированию образования детей с ограниченными возможностями в России и на Западе, а также в целом рассмотреть основные проблемы таких детей в обществе.
Проанализировать произведения художественной литературы о детях с ограниченными возможностями (Шерон Дрейпер «Привет, давай поговорим!», Екатерина Мурашова «Класс коррекции»).
3. Привлечь внимание детей к теме исследования.
4. Провести анкетирование среди обучающихся 5-7 классов МБОУ ООШ №269 г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области.
5. Провести интервью с Марией Войтюк, девочкой с ограниченными возможностями, проживающей в нашем городе.
6. Составить рекомендации для обучающихся общих и средних школ России на основе выводов по исследованию.
Объект исследования: образование детей с ограниченными возможностями как процесс их социальной интеграции в произведениях современной художественной литературы: Ш. Дрейпер «Привет, давай поговорим!», Е. Мурашова «Класс коррекции».
Предмет исследования: проблемавключения детей с ограниченными возможностями в инклюзивное образование.
Гипотеза исследования. Предположим, что инклюзивное образование поможет детям с ограниченными возможностями стать полноценными членами общества и реализовать свои творческие способности.
Новизна работы заключается в том, что собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся данной темой. Настоящее исследование впервые проводится в нашем городе. Тема инклюзивного образования в художественной литературе является сравнительно новым направлением, которое требует детального исследования. Кроме того, изучив произведения художественной литературы о детях с ограниченными возможностями, наблюдается острый дефицит произведений, посвященных проблеме инклюзивного образования особых детей.
Методы исследования: теоретические и практические.
1. Теоретические: изучение информационных источников, обобщение.
2. Практические: анкетирование обучающихся МБОУ ООШ №269 г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области, интервью, наблюдение, поиск, сравнительный анализ произведений художественной литературы по теме исследования.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что, анализируя эти произведениями на уроках внеклассного чтения, учителя смогут изменить у участников учебно-воспитательного процесса массовых школ стереотипы по отношению к детям с проблемами в развитии. Опираясь на тексты произведений, учителя смогут доказать, что «ограниченные возможности» - это не диагноз, а нераскрытый потенциал, поэтому нельзя развивать у таких детей пассивно-иждивенческие жизненные ориентиры, но необходимо вовлекать в творческую деятельность. Именно она усиливает ощущение собственной личностной ценности и помогает активно строить социальные контакты.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Социальные проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России
Социальные проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет. Каждая четвертая семья в России сталкивается так или иначе с проблемой инвалидности. Для сравнения в США с населением более 250 млн. насчитывается около 20 млн. инвалидов.
Развитые цивилизованные страны стремятся решить проблемы, связанные с ростом числа лиц с ограниченными возможностями, на основе научного подхода к постановке и решению этих проблем, использования материально-технических средств, детально разработанного юридического механизма, общенациональных и общественных программ, высокого уровня профессиональной подготовки специалистов.
И тем не менее, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. Так, например, детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость.
Термин «ребенок с ограниченными возможностями» укрепился в практике российских ученых в XX веке. Ограничение возможностей здоровья - любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах.
Число людей с ограниченными возможностями неуклонно увеличивается в нашей стране. Так, численность инвалидов, зарегистрированных в органах социальной защиты, за последние 5 лет увеличилась на 56,8%. С учетом перехода России к международным критериям и расширением медицинских показаний для установления инвалидности, по мнению экспертов, в ближайшие 10 лет следует ожидать увеличения числа детей с ограниченными возможностями в 2-3 раза.
Специалисты, работающие с такими детьми, выделили следующие проблемы (барьеры, с которыми сталкивается семья с ребенком с ограниченными возможностями и сам ребенок в нашей стране):
1) социальная, территориальная и экономическая зависимость ребенка от родителей и опекунов;
2) при рождении ребенка с особенностями психофизиологического развития семья либо распадается, либо усилено опекает ребенка, не давая ему развиваться;
3) выделяется слабая профессиональная подготовка таких детей;
4) трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п.), что приводит к изоляции инвалида;
5) отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями);
6) сформированность негативного общественного мнения по отношению к детям с ограниченными возможностями (существование стереотипа «инвалид – бесполезный» и т.п.);
7) отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а также слабость государственной политики1.
К сожалению, это лишь малая часть тех проблем, с которыми дети с ограниченными возможностями встречаются повседневно.
Инклюзия. Инклюзивное образование. Основные понятия.
Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это новый подход для российского образования. Такой подход связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование2.
Инклюзия — это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей, которые приводят к успехам в школе3.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно- этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку4.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе5. Цель такого образования – создать общие условия для обучения, снять барьеры в общении и во взаимоотношениях.
Инклюзия благоприятна и полезна всем участникам образовательного процесса: это позитивный опыт, приносящий радость всем детям. Этот образовательный процесс способствует внедрению разнообразных методов и приемов, все дети представляют собой единое пространство, они уважают друг друга.
История развития инклюзивного образования. Основные законы.
Реализацию гарантированных государством прав, удовлетворение основных потребностей, а также дальнейшее включение в общество детей с ограниченными возможностями осуществляют семья, школа, лечебные и реабилитационные учреждения, общество в целом.
В истории России так же, как и в странах Европы, отношение к детям с отклонениями прошло в своем развитии несколько этапов, от полного безразличия к ним до признания и осознания необходимости закрепления в законодательных нормах их правового положения.
Никогда на Руси не было ярко выраженного негативного отношения к убогим детям. К слабоумным (юродивым) славяне относились с жалостью, как к «божьим людям», «блаженным». Распространение христианства, православной христианской религии, способствовало развитию в общественном сознании милосердия, сострадания, терпимости.
Одним из первых документов, посвященных рассматриваемой группе лиц, считают указ Князя Владимира, утвердивший Устав о православной церкви (996 г.), по которому призрение инвалидов вменено церкви. Под её защитой находились, в частности, слепые и хромые.
Создание светской системы призрения в России начинается со времен Петра I. В конце XVIII века Россия, перенимая европейский опыт, открывает специальные школы для детей-инвалидов. Однако этот почин не получил широкого распространения.
Массовое открытие учреждений, в том числе и образовательных, для детей с отклонениями начинается во второй половине XIX века. Первыми были школы для глухих и слепых, затем для умственно отсталых. Начинают исследовать «малоспособных» детей, то есть таких, кто отстает в обучении6.
Таким образом, развивается общественное движение за воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии, но правовое обеспечение системы специального обучения пока отсутствует.
В начале XX века в Москве, а затем и в других городах России создаются вспомогательные школы и классы для малоспособных детей, отчисленных за неуспеваемостью из начальных школ. Поскольку образовательный уровень для детей с ограниченными возможностями был высок (отсутствовал отдельный государственный стандарт), из системы образования оказались исключенными многие дети, имевшие сложные дефекты либо глубокие нарушения интеллекта, как необучаемые. Система специального образования не была ориентирована на диалог родителей учащихся с обществом, она была закрытой для средств массовой информации.
Новый этап правового регулирования образования детей с ограниченными возможностями начинается в 1990-е годы. Статья 43 Конституции РФ 1993 года закрепляет право каждого на образование7. В 1995 году принят федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ», статьи 18, 19 которого закрепляют гарантии для инвалидов в сфере образования (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №1). Утвержден ряд подзаконных актов об обучении детей с ограниченными возможностями. В их числе порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся с отклонениями в развитии.
Одобренная правительством РФ концепция модернизации российского образования на период до 2010 года ставит задачи обеспечения качества, доступности и эффективности образования (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №1).
В настоящее время система специального образования продолжает развиваться во многом по сложившимся традициям обособления неполноценных детей и других «трудных» детей посредством создания специальных (коррекционных) образовательных учреждений либо классов. В то же время статистические данные показывают, что число специальных школ в целом по стране не увеличивается и составляет чуть более 3% от общего числа государственных муниципальных общеобразовательных учреждений.
Эти факты свидетельствуют, с одной стороны, о наметившейся тенденции включения детей с ограниченными возможностями в общую систему образовательных учреждений. Специальные условия могут быть созданы не только в специализированных школах, но и в образовательных учреждениях общего типа, в том числе посредством открытия специальных (коррекционных) классов. С другой стороны, это может означать, что значительное число детей-инвалидов не обучается, а механизм реализации права на образование детей с ограниченными возможностями в условиях образовательных учреждений общего типа недостаточно отработан.
Но, провозгласив указанные принципы в области образования, государство продолжает пока лишь формировать правовые основы системы специального образования. Механизм реализации права на образование для детей с ограниченными возможностями продолжает разрабатываться.
1 сентября 2013 года вступил в силу новый ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»8, в котором есть статьи, касающиеся инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (см. ссылки на основные законодательные документы в ПРИЛОЖЕНИИ №1).
Новый Закон «Об образовании» достаточно четко обозначил инклюзивное образование как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (ст. 2 пункт 27).
Инклюзивное образование опирается на философию, концептуальные основы, закономерности и принципы общей педагогики. Помимо общих законов и общеизвестных дидактических принципов, инклюзивное образование подчиняется специфическим принципам:
1. Ценность человека зависит не только от его способностей и достижений. Каждый человек уникален!
2. Каждый человек способен чувствовать и думать!
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений: все люди нуждаются друг в друге, все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников и наставников.
5. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.
6. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Инклюзия в подростковой художественной литературе.
Людей с ограниченными возможностями в нашем обществе воспринимают по-разному: одни не обращают на них внимание, другие жалеют, третьи пытаются помочь чем-либо. Зачастую восстановить утраченное здоровье невозможно, речь может идти только об адаптации в обществе. Способен ли человек c ограниченными возможностями сопротивляться обстоятельствам и изменить их? На этот вопрос попытались ответить многие писатели, например, В.Г. Короленко, В Катаев, И.С. Тургенев и другие.
Понятие «инклюзия» сравнительно новое, и поэтому в настоящее время современная подростковая проза претерпевает некоторый застой. Мы исследовали произведения художественной литературы последних лет, составили список литературы российских и зарубежных авторов о детях, которые не могут бегать и прыгать так же быстро, как мы, но душа у которых открыта навстречу миру и добру, они готовы к дружбе, общению, к открытиям!
Эти книги нужны всем физически здоровым людям. Нужны, чтобы оценить всю хрупкость нашей жизни, обрести милосердие и обратить внимание на тех, кто нуждается в помощи. Наша поддержка таких детей является одной из главных составляющих успешности инклюзивного образования. Понимание должно присутствовать, ведь во многом от нас зависит счастье тех, кто находится рядом. (Список рекомендуемых книг см. в ПРИЛОЖЕНИИ №2)
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ
Краткий обзор содержания исследуемых произведений
подростковой литературы XXI века.
Шерон Дрейпер «Привет, давай поговорим!»9
Это книга о девочке, о маленькой девочке, которая взрослея, познает окружающий мир.
Книга написана с большим чувством. Она проникает в тебя, она живет с тобой, или, скорее, ты живешь ею. Она настолько погружает в свой мир читателя, что порой невозможно отличить, где реальная жизнь, а где литературные герои.
Вот добрый, чудесный ребенок. Вы сразу поддаетесь ее волшебному очарованию. Даже если вы не любите детей, вы легко сойдетесь. С ней очень интересно общаться. Это не обыкновенная девочка, она одаренная, музыкальная и очень общительная, но она инвалид. Мелоди мечтает говорить, мечтает найти друзей. Но в реальности девочка сталкивается с предательством и обманом учителя, учеников инклюзивного класса.
Екатерина Мурашова «Класс коррекции»10
Повесть Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» сильно выделяется в общем потоке современной отечественной подростковой литературы. Тема детей – отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом. Но у автора получается жизнелюбивое, оптимистическое произведение там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может. Мурашова не развлекает читателя, не заигрывает с ним. Она призывает читающего подростка к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознать себя как человека, личность, гражданина.
Прочитав и сопоставив эти книги, делаешь вывод, что в этих произведениях возможности детей с ограниченными возможностями безграничны, потенциал огромен. Мелоди с диагнозом ДЦП обладает фотографической памятью, она очень умна. Юра, у него тоже диагноз ДЦП, мальчик начитанный и воспитанный, он находит друга из ещё малоизвестного ему мира. Возникают вопросы: «Что помогает нашим героям быть счастливыми?», «С какими проблемами сталкиваются ребята?». Мы обращаемся к произведениям, выясняем, что авторы проводят своих героев через социальную среду (школу), через семью, они показывают их детьми целеустремленными, воспитанными, любящими родных и открытыми для окружающих. Но дети не становятся в данных произведениях полноценными членами общества. Почему же физически здоровые дети не воспринимают наших героев? Отвечая на возникшие вопросы, мы провели сравнительный анализ исследуемых произведений, свои наблюдения изложили в таблице. Цель сравнительного анализа – рассмотреть, как семья и школа влияют на формирование мировоззрения ребенка с ограниченными возможностями.
2.2.Сравнительный анализ исследуемых произведений (таблица)
Основные аспекты для сравнения |
Шерон Дрейпер «Привет, давай поговорим!» |
Екатерина Мурашова «Класс коррекции» |
Имя и возраст главных героев |
Мелоди, 11 лет |
Юра Мальков, 13 лет |
Характеристика героев |
Девочка маленькая, хрупкая, очень любознательная, обладает хорошей памятью, любит музыку. |
Мальчик, воспитанный и вежливый. Любит фантазировать и мечтать. |
Семья героев |
Семья состоит из 4 человек: папы, мамы, Мелоди и её младшей сестры. |
Семья состоит из 3 человек: папы, мамы и Юры. |
Диагноз героев |
Врожденный церебральный паралич. Мелоди не может говорить, не может ходить. |
Врожденный церебральный паралич. Юра может ходить на костылях, но очень плохо, передвигается на инвалидной коляске, руки плохо держат ручку. |
Внутренний мир героев |
Внутренний мир Мелоди очень богат. Она, как губка, впитывает звуки, запахи, вкусы. Она знает тысячи слов, ассоциирует музыку с цветами. Добрая, ранимая. |
Юра очень добрый мальчик, он образован, мечтает найти друзей. |
Отношение героев к родителям |
Мелоди очень любит родителей, между ними тесная связь. |
Юра любит родителей, между ними тесная связь. |
Отношение родителей к героям |
Родители любят девочку, они верят в её способности. Наперекор всем отдают Мелоди в обычную школу. У них нет мысли поместить дочь в специализированный интернат для детей с задержкой умственного развития. Они сами заботятся о Мелоди, вместе находят решения многих проблем. |
Родители любят Юру, они поддерживают сына. Раньше Юра находился на домашнем обучении, но теперь хочет в школу. И родители исполняют его желание. Помогают ему во всем. |
Окружение и взаимоотношения героев с окружающими |
4 года девочка училась в спецклассе. У нее нет друзей, но она по-доброму описывает одноклассников, учителей. Рассказывает о том, что они умеют делать, как себя ведут, какие у них особенности. С 5 класса Мелоди попадает по инклюзивной программе в обычный класс, ей хочется общаться, найти друзей, но класс пренебрежительно к ней относился, ее не воспринимают как одноклассницу, не видят в ней друга. Мелоди – изгой в классе. |
На обзывания и передразнивания отвечает улыбкой и шутками. Не обижается. Его душа открыта для ребят. Он даже приглашает весь класс в гости к себе домой. Класс не высмеивает Юру, они делают попытки помочь Юре адаптироваться в классе. В рассказе автор показывает социальную разницу героев. Одноклассники Юры воспитываются в тяжелых условиях, в рассказе автор называет их «отбросами общества» - они не знают такой жизни, какая была у нашего героя. Родители любят Юру и заботятся о нем. |
Желание героев иметь друзей |
У девочки огромное желание найти друга, ей необходимо общение. Если бы она могла говорить, говорила бы сутками напролет. |
Юра мечтает найти друзей. Автор показывает, насколько тяжело таким детям обучаться дома, не иметь контакта с одноклассниками. |
Отношение героев к учёбе |
Мелоди очень умная, в спецклассе ей скучно, так как она всю программу знает наизусть. Свои способности в обучении Мелоди показывает в школе, а именно - в инклюзивном классе. Она благополучно сдает тестирование и имеет лучшие результаты в классе. Но гордятся Мелоди только близкие ей люди. Класс негативно воспринимает её результаты. Никто не хочет, чтобы девочка была в команде на олимпиаде. Её стесняются, не воспринимают как члена команды. |
Юра образован, любит читать книги, знает этикет, воспитан. До того, как он попал в школу, находился на домашнем обучении. |
Цель обучения в обычной школе |
Получить новые знания, завести друзей. Мелоди было неинтересно в предыдущем классе, потому что всё, о чем говорили, она уже изучила. Ей хотелось новых знаний. Кроме этого, ей хотелось подружиться с какой-нибудь девочкой. |
Получить новые знания, завести друзей. После домашнего обучения у Юры появилась потребность в общении со сверстниками. Он пытается найти друга. Не обращает внимание на передразнивание, в ответ улыбается и старается шутить. Приглашает весь класс на вечеринку домой. |
Увлечения и мечты героев |
Мечта Мелоди – говорить и иметь друга. Ей всегда снятся сны, где она видит себя обычным ребенком: играет в волейбол, занимается гимнастикой, танцует, поет, болтает по телефону с подружками. Эти сны доставляют ей радость. Основным увлечением Мелоди является музыка кантри. |
Герой мечтает ходить. У него видения, что он может ходить. |
Основные выводы по сравнительному анализу
По результатам сравнительного анализа художественных произведений можно сделать следующие выводы:
Семья придаёт уверенность нашим героям, родители поддерживают и любят детей, заботятся о них, верят в их способности.
Родители слушают детей, доверяют им, отдают их в обычную школу, хотят, чтобы они получали знания и развивали свои способности вместе с другими детьми. При этом нужно отметить, что неудачи и конфликты воспринимают болезненно, пытаются защитить своих детей от обидчиков.
Неблагоприятные условия школьной среды сказываются на настроении героев. Одноклассники не воспринимают их как полноценных членов общества, считают их ущербными, не способными обучаться как обычные дети. Особенно ярко это видно в повести Шерон Дрейпер «Привет, давай поговорим!», где Мелоди проходит тестирование и получает самые высокие результаты в классе. Класс недоволен. Они не верят в способности Мелодии, не хотят, чтобы девочка соревновалась с ними в одной команде на олимпиаде. Им стыдно находиться в обществе ребенка с диагнозом ДЦП. Они обманывают Мелодии: не говорят ей о том, что рейс перенесли. Уезжают на финальную игру в Вашингтон без Мелоди. Девочка испытывает душевную боль. В повести Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» открытой неприязни класса к Юре нет, но при этом автор рассказывает нам о том, как на перемене Юру передразнивают физически здоровые дети. Данные факты говорят о том, что здоровые дети не готовы принять детей с ограниченными возможностями в свое общество, не знают о них ничего, не воспринимают их.
Два автора описывают и отношение учителей к инклюзивному образованию и детям с ограниченными возможностями. В произведениях говорится о том, что в особых классах учителя не задерживаются, быстро меняют место работы, занятия проводят однообразно, могут целый год учить алфавит, интересы детей не учитывают. В повести Шерон Дрейпер «Привет, давай поговорим!» учитель истории мистер Димминг пошел на обман, чтобы не брать Мелоди в команду на финальную игру, ему были не важны чувства ребенка. Это говорит о том, что учителя не готовы к введению инклюзивного образования.
Несмотря на все сложности обучения в школе, наши герои мужественно переносят пренебрежительное к себе отношение, они верят, что найдут друзей, с которыми можно поделиться своей мечтой. Мелоди и Юре так важно общение, что они готовы терпеть унижения.
Таким образом, авторы повестей показывают важность инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями, которые должны получать знания и развивать свои способности наравне со здоровыми детьми. Мы рассмотрели отношение к инклюзивному образованию в разных странах, но проблема одна: нам, физически здоровым людям, нужно научиться быть толерантными к детям с ограниченными возможностями, воспринимать их полноценными членами общества, не унижать их достоинство.
2.3. Интервью с Марией Войтюк.
Следующим пунктом нашего исследования стало интервью с девочкой с ограниченными возможностями, которая проживает в нашем городе Снежногорске. Это Мария Войтюк. Нас интересовали следующие вопросы:
Чем Мария замается в свободное время?
Есть ли у неё друзья? Кто они и чем занимаются?
Какого друга Мария хотела бы иметь? (Какими качествами он должен обладать?)
Какие у Марии отношения с родителями? Как Мария относитесь к родителям? Как родители относятся к ней? Помогают ли в развитии её творческих способностей?
Когда началась творческая жизнь Марии? О чем её стихи?
Что она знает об инклюзивном образовании?
Как Мария относится к инклюзивному образованию?
Выводы по результатам интервью.
Мария Войтюк родилась в 1985 году в Жинотасе, что под Алма-Ата. Среднюю школу закончила в г. Валуйки Белгородской области. А дальше был Кисловодский медицинский колледж для незрячих детей. Получив диплом массажиста, Маша приехала в Снежногорск. Работает в поликлинике. В свободное время она читает книги, слушает музыку, лепит из пластилина и пишет стихи. (Несколько стихотворений из творчества Марии мы разместили в ПРИЛОЖЕНИИ №3). У Марии есть друзья, с которыми она с удовольствием общается. Это Настя, студентка музучилища, Аня, журналистка. Есть любимый человек Петр. Он тоже медик, они вместе учились в колледже Главные качества, которыми должен обладать настоящий друг, по мнению Маши, - это честность и откровенность, а также уважение и доверие. У Марии теплые, дружеские отношения с мамой. Она поддерживает дочь во всех начинаниях, помогает в развитии её способностей, даёт советы. Лепкой девочка занималась с детства, а вот стихи начала писать с 12 лет. Это добрые стихотворения о животных, природе, о смысле жизни. Рассуждая об инклюзивном образовании, Маша сказала, что учиться в обычной школе со здоровыми детьми – это здорово. Круг общения значительно больше, возможностей много.
Пример с Марией очередной раз доказывает, что дети с ограниченными возможностями обладают удивительными способностями, которые необходимо развивать, а значит, в современном обществе есть место таким детям.
2.4.Анкетирование учащихся МБОУ ООШ №269. Основные выводы по анкетированию
Для полноты данного исследования мы провели анкетирование учащихся 5-7 классов МБОУ ООШ №269 г. Снежногорска Мурманской области (С анкетой можно ознакомиться в ПРИЛОЖЕНИИ №4). Обучающиеся должны были ответить, что им известно о детях с ограниченными возможностями. В рамках исследования нами опрошено 103 респондента.
Мы предложили следующие вопросы:
Что Вы знаете о детях с ограниченными возможностями?
Как Вы относитесь к таким детям?
Есть ли у Вас знакомые или друзья с ограниченными возможностями?
Нужно ли относиться к таким детям по-особому? Почему? Объясните свою точку зрения.
Хотели бы Вы учиться с такими детьми в одном классе?
Знаете ли Вы произведения художественной литературы, в которых рассказывается о жизни детей с ограниченными возможностями. Если да – назовите такие произведения.
Как Вы думаете, могут ли книги о жизни детей с ограниченными возможностями помочь нам понять их и относиться к ним терпимее?
Выводы по анкетированию учащихся МБОУ ООШ №269.
По результатам анкетирования поверхностной информацией о детях с ограниченными возможностями владеют 90,3% респондентов, 9,7% респондентов ничего не знают о таких детях.
73% респондентов «хорошо» относятся к детям с ограниченными способностями, «с сочувствием и уважением» - 15,5% респондентов, «никак» - 11,5%.
23% респондентов имеют знакомых с ограниченными возможностями, 77% опрошенных – не имеют таких знакомых.
20% респондентов считают, что дети с ограниченными возможностями такие же, как все, что им помогать не нужно, нужно относиться к ним так же, как к другим детям. Не нужно их выделять. 80% детей считают, что особым детям необходимо особое внимание, поддержка, помощь и забота.
66% опрошенных детей не против, чтобы дети с ограниченными возможностями обучались с ними в одном классе, 12% - воздержались от ответа, 22% - категорически против совместного образовательного процесса с особыми детьми.
Нас удивил тот факт, что только 2% респондентов читали художественную литературу о детях с ограниченными возможностями, но затруднились указать название произведения, 98% не знают о подобной литературе.
94% опрошенных ребят уверены, что литература о жизни детей с ограниченными возможностями помогла бы им понять таких детей, относиться к ним более внимательно и уважительно. 6% считают, что дети книги читать не любят и данный способ не вызовет заинтересованности к проблеме и не принесет пользы.
(Диаграммы расположены в ПРИЛОЖЕНИИ №5)
В целом можно отметить, что учащиеся нашей школы мало знают о детях с ограниченными возможностями, в школе они не сталкиваются с ними, потому что такие дети обучаются индивидуально, проблемы особых детей им неизвестны. Современные подростки сейчас очень мало читают, в основном они ограничиваются только литературой из школьной программы.
Возможно, если бы мы чаще говорили о детях с ограниченными возможностями, читали о них на уроках внеклассного чтения, обсуждали в классе, то наше представление изменилось бы в лучшую сторону. Дети с ограниченными возможностями – это тоже дети, как и мы, а может даже лучше нас, что доказали герои исследуемых произведений. У таких детей очень богатый внутренний мир, разнообразные интересы, увлечения, удивительные способности, которые необходимо развивать. А также у каждого есть мечта, которая должна исполниться. И мы считаем, что инклюзивное образование – это хороший шанс, который дает возможность таким детям развить свои способности, обрести профессию.
2.5. Рекомендации по развитию инклюзивного образования в г. Снежногорске Мурманской области
Развитие инклюзивного образования затрагивает государственную политику, учащихся и учителей. Исходя из выводов по всем этапам нашего исследования, мы составили рекомендации по развитию инклюзивного образования в нашем городе.
Государственная политика:
а) необходимо разработать подходы, сферы деятельности и содержание инклюзивного образования на местном уровне;
б) подготовить специальные учебные материалы для детей и методические материалы для учителей, работающих в инклюзивных классах;
в) учителя должны быть специально подготовлены для работы с такими детьми;
г) техническое оснащение школы должно соответствовать требованиям ФЗ «Об образовании в РФ» по развитию инклюзивного образования.
2. Учителя:
а) внести в список произведений по внеклассному чтению произведения, посвященные детям с ограниченными возможностями, инклюзивному образованию;
б) проводить беседы о проблемах детей с ограниченными возможностями, об их способностях на уроках литературы, приводить примеры из художественных произведений.
в) познакомить учащихся с литературным творчеством писателей, поэтов с ограниченными возможностями, чтобы дети видели, на что способны особые люди, насколько они талантливы, какой богатый у них внутренний мир.
Мы считаем, данные рекомендации повысят толерантность учащихся школ, а пониженная дискриминация приведет к более миролюбивому обществу. Мы убеждены в том, что инклюзивное образование дает возможность каждому ученику почувствовать себя принятым, оно учитывает его потребности, оценивает его способности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы считаем, что цель нашего исследования достигнута. Мы изучили инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями в произведениях современной художественной литературы.
Решены задачи исследовательской работы:
1. Изучили научную литературу по терминологии инклюзивного образования, правовому регулированию образования детей с ограниченными возможностями в России и на Западе, рассмотрели основные проблемы таких детей в обществе.
2. Проанализировали произведения художественной литературы о детях с ограниченными возможностями (Шерон Дрейпер «Привет, давай поговорим!», Екатерина Мурашова «Класс коррекции»).
3. Привлекли внимание детей к теме исследования.
4. Провели анкетирование среди обучающихся 5-7 классов и учителей МБОУ ООШ №269 г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области.
5. Провели интервью с Марией Войтюк, девочкой с ограниченными возможностями, проживающей в нашем городе.
6. Составили рекомендации по развитию инклюзивного образования в г. Снежногорске Мурманской области.
Гипотеза подтвердилась. Мы доказали, что инклюзивное образование поможет детям с ограниченными возможностями стать полноценными членами общества, реализовать свои творческие способности. Но чтобы создать благоприятные условия для инклюзивного образования, которое поможет детям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноценными членами общества, необходимо изменить наше отношение к ним. Читая литературу о детях с ограниченными возможностями и общаясь с ними, мы должны научиться быть толерантными и относиться к таким детям, как к обычным людям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Голубева Л.В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт. Изд-во «Современная школа» 2011. – 95 с.
Дрейпер Ш. Привет, давай поговорим / Шерон Дрейпер; пер. с английского О.Москаленко. – М.: Розовый жираф, 2013 г. – 288 с.
Инклюзивное образование в России. Объединимся ради детей. Изд-во ЮНИСЕФ. – М.: 2014. С. 9-10
Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга» 2012. – 272 с.
Кожекина Т. В. Инклюзивное образование. Изд-во Перспектива. 2013. – 204 с.
Медова Н.А. Инклюзивное образование: обзор проблемы: методическое пособие – Томск. 2015. - 44 с.
Мурашова Е.В. Класс коррекции. «Класс коррекции»: Самокат; М.; 2007 – 91 с.
На пути к инклюзивной школе сборник материалов. / Составитель: Ю. Симонова. // Москва: РООИ «Перспектива». 2015. –
Нигматов З. Г., Ахметова Д. З., Челнокова Т. А. Инклюзивное образование: история, теория, технология. Изд-во ПОЗНАНИЕ. 2014. – 220 с.
Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 255 с.
Развитие инклюзивного образования: сборник материалов. / Составители: С. Прушинский, Ю. Симонова. // Москва: РООИ «Перспектива», 2015.
Хитрюк В.В. Основы инклюзивного образования. Изд-во ООО «ИД «Белый Ветер», 2014. – 104 с.
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ:
Инклюзия // http://aplik.ru/shkolniku/9-klass/inkliuziia/ (Дата обращения: 04.03.2016 г.)
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_28399/ (Дата обращения: 09.01.2016 г.)
Основные проблемы детей с ограниченными возможностями // http://www.sociodone.ru/codos-331-1.html (Дата обращения: 12.02.2016 г.)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» // http://минобрнауки.рф/documents/2974 (Дата обращения: 09.01.2016 г.)
Электронные словари и энциклопедии «Академик» // http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1378297 (Дата обращения: 12.02.2016 г.)
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Гарантии прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 10.07.1992 № 3266 1 «Об образовании», а также в Федеральных законах:
от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, коррекцию недостатков и реабилитацию подробно регламентирована в типовых положениях:
о дошкольном образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666);
об образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196);
о специальном (коррекционном) образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288).
Федеральный Закон «Об образовании в РФ»
Введены новые понятия:
Ст.2 п. 16 Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Ст.2 п. 23 Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Ст.2 п. 27 Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Ст.2 п. 28 Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Ст.2 п. 29 Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Основные права обучающихся.
Ст. 34 п.1.1. Выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет.
Ст. 34 п.1.2. Предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.
Ст. 34 п. 1.3. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Ст. 42 п.1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются.
Ст. 42 п.2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; 2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся 3) Комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий 4) Помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
Ст. 42 п.3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). Обязанности и ответственность педагогических работников
Ст. 48 п. 1.6. Учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями. Промежуточная аттестация обучающихся
Ст. 58 п.9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Ст. 79 п.1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Ст. 79 п.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Ст. 79 п.3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Ст. 79 п.4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Ст. 79 п.6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Ст. 79 п.11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.
Ст. 79 п.12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Список книг, рекомендуемых для прочтения физически здоровым детям.
Книги для детей среднего школьного возраста
Ермолаев Ю.И. Дом отважных трусишек. Повесть
Крапивин В.П. Самолет по имени Сережка. Повесть
Крапивин В. Та сторона, где ветер. Повесть
Красавин Ю.В. Теплый переулок. Повесть
Кротов В.Г. За бродячим подсолнухом. Том 1,2
Кузнецова Ю. Выдуманный жучок. Рассказ
Лиханов А. Мальчик, которому не больно: Не сказка для взрослых
Мурашова Е. Гвардия тревоги. Повесть
Мурашова Е.В. Класс коррекции. Повесть
Мурашова Е. Изюмка. Повесть
Мурашова Е. Полоса отчуждения (Обратно он не придет): Повесть
Назаркин Н. Изумрудная рыбка: Палатные рассказы /
Позднякова И. Когда весь мир как будто за горой. Повесть
Самарский М. Радуга для друга. Повесть
Ясина И. Человек с человеческими возможностями. Повесть
Книги для детей старшего школьного возраста
Алексин А.Г. Раздел имущества.
Амлинский В.И. Жизнь Эрнста Шаталова. Роман
Бажов П.П. Хрупкая веточка. Рассказ
Борисов А. Кандидат на выбраковку Повесть
Брэдбери Р. И все-таки наш… Повесть
Варфоломеева С. Машка как символ веры. Повесть
Гальего Г. Белое на черном. Повесть
Думбадзе Н. Я вижу солнце. Повесть
Короленко В.Г. Слепой музыкант. Повесть
Крюкова Т.Ш. Костя + Ника =. Повесть
Лакшин В.Я. Закон палаты. Повесть
Лиханов А.А. Солнечное затмение. Повесть
Островский Н.А. Как закалялась сталь. Роман
Петросян М. Дом, в котором …: Роман
Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке. Повесть
Романов В. Страдания юного хакера
Семенова М.В. Там, где лес не растет. Фантастический роман
Стракан И. Паренек в пузыре. Повесть
Титов В. Всем смертям назло. Повесть
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Стихи Марии Войтюк
Конец полярной ночи Снег на сопках лежит белоснежный, Вот и кончилась долгая ночь. Приласкал, из-за сопочки нежно, Меня солнышка трепетный луч. Север так необычно прекрасен, Снег игрой бриллиантов блестит, Он сиянием на небе украшен, Разве можно его не любить? Влюблена я в полярные ночи, Влюблена в круглосуточный день! В Север нежный, суровый, могучий, Всё другое, лишь Севера тень! 2006 г. Возвращение солдата Майским утром, тропинкой лесной, Русский солдат возвращался домой. Бодро, весело насвистывал песню О товарище, с которым служили вместе. Страшные годы войны позади. Медаль золотая блестит на груди. Видит в дали зелёный лужок, Над крышей избушки вьется дымок. Дубовая роща, мост над рекой: «Матушка, здравствуй! Здравствуй дом мой родной!» Счастливая мать обнимает солдата: «Ах, мой родной, как же я рада! Знаешь, как долго тебя я ждала. Часто ночами уснуть не могла. Со страхом слышала, пушки гремят. Я тихо молилась за наших ребят. Вдруг, слышу я новость, мы победили, Наши войска врагов разгромили. И вижу, сынок, спешишь ты домой. Поздравляю с победой! Горжусь я тобой!» 2006 г. Боль матери Сидит старушка печально у окошка, Вздыхает и тихо слёзы льёт. «Родная потерпи ещё немножко, Вернётся сын, тебя к груди прижмёт. Ты увидишь, каким он стал красивым, Высокий, стройный, краше не сыскать, Заживёте жизнью вы счастливой, Ты будешь на руках внучков качать». «Я плачу вовсе не от грусти. Стонет и душа болит, Без сына стало в доме пусто, А вдруг он ранен, а может и убит». «Ты оставь, соседка, мысли эти, Утри слёзы и верь, что впереди Ждёт победа, вернуться с фронта дети С золотой медалью на груди». Салютуют боевые пушки. Майское солнце в небе блестит, Вдруг увидела из окна старушка, Солдат к её дому торопится, спешит. На груди его ордена сияют, Рука в бинтах, но главное, живой! Счастливый сын крепко обнимает Старушку мать здоровою рукой. Седые волосы её по ветру вьются, Она смотрит на сына и молчит, А из глаз слёзы счастья льются И сердце радостно трепещет и стучит. Промчались годы, дни бегут вприпрыжку, Но в день Победы, сидя на крыльце, Бабушка гордо поведала внучке О храбром воине, о её отце! 2007 г. |
Кот Мурлыка На заборе сидит кот Мурлыка. Уже старый и совсем седой. В саду, когда-то, он за мышкой прыгал, Как давно был он молодой. Его любили и мальчишки, и девчонки, Чесали спинку и поили молоком. Мурлыка был тогда ещё котёнком, Когда попал он в этот самый дом. Как было весело, ему малютке, прыгать За бумажным, привязанным пыжом, Он любил ласково мурлыкать, Свернувшись у печки пушистым клубком, А теперь дом и двор пустуют, По забору уже змеится плющ, Сад зарос, холодный ветер дует, Царит вокруг тишина да глушь. Сидит Мурлыка никому не нужный, Его хозяин съехал со двора, Испил воды совсем простой, из лужи, Хоть и мечтал о блюдце молока. Вдруг видит он, девушка шагает, Улыбается, зовет «кис-кис». Молока в миску наливает: Пей, котик, подкрепись. А хочешь, Киса, будем жить мы вместе, Кормить тебя я буду, дам тебе я дом, И у печки будешь спать ты в кресле. Ты хочешь? Ну, тогда пойдём». И вот, как прежде, старичок Мурлыка Жмурится, глядя на огонь. Он лакомится самой вкусной рыбкой, Его ласкает нежная ладонь. 2007 г. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
АНКЕТА
МБОУ ООШ №269 г. Снежногорска
ЗАТО Александровск Мурманская область
Мы проводим анкетирование учащихся г. Снежногорска Мурманской области, посвященное проблеме инклюзивного образования. Ваши ответы будут использованы в научных целях.
Место учёбы________________________________________________________________________
Класс______________________________________________________________________________
Пол___МУЖСКОЙ__________________ЖЕНСКИЙ______________________________________
Что Вы знаете о детях-с ограниченными возможностями?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Как Вы относитесь к таким детям?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Есть ли у Вас знакомые или друзья-с ограниченными возможностями?
_______________________________________________________________________________
Нужно ли относиться к таким детям по-особому? Почему? Объясните свою точку зрения.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Хотели бы Вы учиться с такими детьми в одном классе?
_______________________________________________________________________________
Знаете ли Вы произведения художественной литературы, в которых рассказывается о жизни детей с ограниченными возможностями. Если да – назовите названия таких произведений.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Как Вы думаете, могут ли книги о жизни особых детей помочь нам, физически здоровым людям, понять таких детей и относиться к ним терпимее?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Спасибо!
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Диаграммы по выводам анкетированияучащихся МБОУ ООШ №269
Что Вы знаете о детях с ограниченными возможностями?
Как Вы относитесь к таким детям?
Есть ли у Вас знакомые или друзья с ограниченными возможностями?
Нужно ли относиться к таким людям по-особому?
Хотели бы Вы учиться с такими детьми в одном классе?
Знаете ли Вы произведения художественной литературы, в которых рассказывается о жизни детей с ограниченными возможностями?
Как Вы думаете, могут ли книги о жизни детей с ограниченными возможностями помочь нам понять таких детей и относиться к ним терпимее?
1 Основные проблемы детей с ограниченными возможностями // http://www.sociodone.ru/codos-331-1.html (Дата обращения: 12.02.2016 г.)
2 «Развитие инклюзивного образования: сборник материалов». / Составители: С. Прушинский, Ю. Симонова. // Москва: РООИ «Перспектива», 2015.
3 Электронные словари и энциклопедии «Академик» // http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1378297 (Дата обращения:12.02.2016 г.)
4 Инклюзивное образование в России. Объединимся ради детей. Изд-во ЮНИСЕФ. - М.: 2014. С. 9-10
5 Инклюзия // http://aplik.ru/shkolniku/9-klass/inkliuziia/ (Дата обращения: 04.03.2016 г.)
6 Нигматов З. Г., Ахметова Д. З., Челнокова Т. А. Инклюзивное образование: история, теория, технология. Изд-во ПОЗНАНИЕ. 2014. – 220 с.
7 КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_28399/ (Дата обращения: 09.01.2016 г.)
8 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» // http://минобрнауки.рф/documents/2974 (Дата обращения: 09.01.2016 г.)
9 Дрейпер Ш. Привет, давай поговорим / Шерон Дрейпер; пер. с английского О.Москаленко. – М.: Розовый жираф, 2013 г. – 288 с.
10 Мурашова Е.В. Класс коррекции. «Класс коррекции»: Самокат; М.; 2007 – 91 с.