ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. ЗНАКОМСТВО С КОНСТИТУЦИЕЙ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. ЗНАКОМСТВО С КОНСТИТУЦИЕЙ

Трофимов А.С. 1
1
Шишина В.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Формирование правовой грамотности: знакомство с конституцией РФ.

Актуальность вопроса формирования правовой грамотности является особо значимой для современного российского общества. Политологи считают, что в России низкий уровень правовой грамотности и это влечет за собой такие проблемы, как нежелание граждан участвовать в политической и социальной жизни; неуважение к закону, особенно среди молодежи; незнание основных прав и обязанностей человека.

Для нас работа по данной теме является возможностью научиться организовывать общественно значимую деятельность людей, а также поможет с профессиональным самоопределением в будущем.

Мы хотим провести исследование среди 5 и 7 классов на предмет знания Конституции, которую они затрагивали во время обучения в данных классах.

В ходе выполнения нашего проекта нам необходимо решить такие задачи, как:

  • Изучить конституцию РФ

  • Выявить основные конституционные права и обязанности

  • Просмотреть учебники по обществознанию для 5 и 7 классов

  • Определить место и время проведения опроса

  • Составление итоговых результатов

  • Проанализировать результаты проведенной работы

Описание продукта: в ходе проделанной работы, мы сделаем вывод о том, какое место занимает Конституция в сознании некоторых учеников. Нам необходимо изучить нужную литературу, а также уделить время для проведения опроса среди учащихся нашей школы.

Глава 1. Конституция РФ

  1.  
    1. Конституция РФ и правосознание граждан России

Рассмотрим понятие Конституция. Конституция в переводе с латинского языка (constitutio) означает устройство, установление, сложение. [Карев 1999] В словаре иностранных слов, Конституция описывается как основной закон государства. [Егорова 2014] А в толковом словаре Ожегова термин Конституция определяется более широко – это основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, прав и обязанностей граждан.[Ожегов 2008] Из этого следует, что конституция есть неотъемлемая часть законодательства государства. Также, не стоит забывать, что Конституция обладает свойством верховенства, то есть обладает высшей юридической силой. [Имашева 2017] По моему мнению, Конституция обязана существовать, ибо с помощью него создаются базовые законы, основные направления деятельности государства, и конечно же нельзя не упомянуть и правозащитную функцию Конституции. Правозащитная функция— это деятельность государства по защите прав и свобод человека и гражданина, утверждению законности и правопорядка во всех сферах общественной и политической жизни. Важным аспектом правозащитной деятельности является борьба с правонарушениями и преступностью, осуществление соответствующих профилактических мероприятий. [Мишин 2017].

А для того, чтобы глубже разъяснить суть Конституции, давайте заглянем в истоки её происхождения. Конституция в России существует с начала 20-го века. Первая Конституция была принята 10 июля 1918 года. Называлась она тогда «Конституция РСФСР». Тогда ёё целью было построение социализма. Советские Конституции 1924,1936 и 1977 года продолжили укрепление социалистической идеологии и исключительной роли коммунистической партии. [Мишин 2017]

В 1993 была принята действующая Конституция. 15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ. Голосование состоялось 12 декабря 1993 года. [Мишин 2017] Мы считаем, что новая процедура принятия конституции соответствовала общей тенденции демократизации российского государства. За принятие конституции проголосовало большинство - 58,43 %. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года. День 12 декабря объявлен государственным праздником, но выходным днём этот день в России не является. [Имашева 2017] 12 декабря - памятная дата России.

Конституция РФ является основным законом государства и закрепляет юридические, политические и идеологические характеристики страны. Президент РФ принимает присягу на экземпляре Конституции РФ. Конституционное право должно соблюдаться на всей территории Российской Федерации. Нарушение конституционного права влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством РФ. [Имашева 2017]

Таким образом, мы рассмотрели, что такое Конституция, какие у нее существуют функции, и какое значение она имеет в нашем государстве.

1.2. Особенности принятия Конституции РФ

21 сентября 1993 года Президент РФ Б.Н. Ельцин издал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и «Обращение к гражданам России». Указ прерывал осуществление законодательной, исполнительной и контрольных функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Согласно Указу до начала работы нового двухпалатного парламента - Федерального Собрания РФ - и принятия им на себя соответствующих полномочий надлежало руководствоваться президентскими указами и правительственными постановлениями. В создавшихся обстоятельствах проект Конституционного совещания стал уже не альтернативным, а основным. Конституционная комиссия поставила себе новую задачу - разработать механизм выхода из кризиса: проект поправок в действующую Конституцию 1978 года, Положение о досрочных выборах Президента и парламента, Положение о временном (до проведения досрочных выборов) порядке деятельности органов федеральной власти и последнюю редакцию проекта новой Конституции. 3 октября 1993 года эти документы были переданы в Верховный Совет.

В Москве на некоторое время было введено чрезвычайное положение. Президент сконцентрировал в своих руках всю полноту государственной власти, и работа над проектом Конституции возобновилась. Естественно, о проекте, подготовленном Конституционной комиссией, равно как и о других, речи уже не шло. 15 октября 1993 года Президент РФ Б.Н. Ельцин издал Указ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ», которым назначил голосование на 12 декабря.

В этот же день прошли выборы депутатов федерального парламента. На референдуме Конституция получила требуемое большинство голосов. В голосовании приняли участие 58 187 755 зарегистрированных избирателей (54,8%). За принятие проекта Конституции России проголосовало 32 927 630 избирателей (58,4%), против - 23 431 333 человека (41,6%). Таким образом, фактически за Конституцию России проголосовала лишь четверть россиян.1.2

1.3. Структура и содержание Конституции РФ

Конституция РФ включает в себя преамбулу,9 глав, содержащих 137 статей первого, основного раздела конституции, а также второй раздел «Заключительные и переходные положения». [Аксенова 2017] Похожее строение имеют Конституции различных стран. Рассмотрим её составляющие подробней. Преамбула, то есть вводная часть Конституции РФ провозглашает основополагающие принципы и программные задачи: ответственность за судьбу Родины перед нынешним и будущим поколениями, осознание России частью мирового сообщества.[Аксенова 2017] Все эти принципы раскрываются в тех самых 9 главах Конституции:

  • Основы конституционного строя

  • Права и свободы человека и гражданина

  • Президент Российской Федерации

  • Федеральное Собрание

  • Правительство Российской Федерации

  • Судебная власть

  • Местное самоуправление

  • Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ

Мы считаем, что значение этих статей состоит в том, чтобы как можно больше регулировать различные органы власти, и осуществлять контроль над соблюдением прав и обязанностей граждан.

Стоит отметить, что внесение поправок в Конституцию имеет свои рамки. Так, например, нельзя часто изменять некоторые статьи Конституции, а есть такие главы, которые не подлежат изменениям вообще. Все поправки в текст конституции вносятся на основании решения парламента, на основании итогов референдума, при принятии таких решений необходимо соблюдать специальные требования:

  1. только глава государства, правительство, определенная группа депутатов имеют право внести проект об изменении конституции;

  2. поправка принимается квалифицированным большинством в каждой палате парламента или на совместном заседании палат. Очень часто проект новой конституции принимается парламентом дважды с определенным временным интервалом. Существует практика принятия нового проекта конституции вторым вотумом (голосованием) только новым составом парламента;

  3. после принятия парламентом поправок к конституции некоторые федерации ратифицируют его решение определенным большинством субъектов федерации.

Конституционные поправки не могут подлежать вето главы государства и должны быть опубликованы в СМИ. В случае военных переворотов часто применяется чрезвычайный порядок принятия или отмены конституции: могут приостанавливаться некоторые статьи и главы, весь текст.

Глава II. Понимание Конституции РФ учащимися нашей школы

Нами был проведен опрос на тему «Формирование правовой грамотности среди школьников». Данный опрос проводился с помощью анкеты, созданной мною лично (смотри Рис.6).Эта анкета представляет собой пять вопрос, четыре из которых предполагают один вариант ответа из трёх предложенных, а пятый вопрос требует выбрать несколько положений. Далее идут три открытых вопроса, на которые необходимо дать полноценный развернутый ответ. Опрос проводился среди пятых, седьмых и девятых классов. Днем проведения была выбрана среда,22-ое, поскольку именно в этот день было оптимальное расписание, которое и позволило провести опрос.

Результаты опроса показали, что:

— к счастью, большинство учеников нашей школы знают краткую историю принятия действующей Конституции РФ, а также примерно знаю 4 основных своих прав и обязанностей, что очень радует, однако хотелось бы, чтобы ученики знали чуть больше.

— по результатам опроса, участники на развернутый вопрос «Как Вы считаете, какую роль играет Конституция РФ ?», дали три разных ответа: самый популярный - Конституция играет важную роль в государстве; Конституция играет незначительную роль и без нее можно обойтись; самый непопулярный ответ – Конституция не играет абсолютно никакой роли.

— на вопрос: «Обязаны ли граждане знать основные положения Конституции РФ?», участники ответили положительно и отрицательно, поскольку знание прав поможет в дальнейшей жизни, и большое количество положений запоминать не стоит из-за своей ненадобности, соответственно.

— при изучении вопроса номер три: «Достаточно ли изучения Конституции в школе или же следует изучать её самостоятельно?», практически все участники решили, что достаточно, ведь не все учащиеся заостряют внимание на данном предмете, который может стать лишь обузой для них в будущем.

Результаты вы можете наблюдать в приложении (Рис.1-5).

На их основании мы имеем право сделать следующие выводы:

— значительная доля среди учащихся помнит начало создания Конституции РФ

— ученики нашей школы осознают значительность и важность Конституции РФ

— учащиеся не желают дополнительно изучать Конституцию нашего государства, что объясняется личными желаниями и побуждениями человека, который либо заострит своё внимание на ней, либо станет довольствоваться школьными знаниями о Конституции РФ

Заключение

Я считаю, что все поставленные нами цели и задачи были достигнуты, а гипотеза доказана, поскольку мы смогли, благодаря проведению опроса, выяснить, что уровень знания Конституции РФ среди наших учащихся оставляет желать лучшего, однако даже этот результат позволяет узнать, что некоторое представление о Конституции у них уже сложилось.

И всё же, я продолжаю считать, что Конституция играет важнейшую роль там, где она присутствует, ведь это облегчает жизнь как государству, как и гражданам этой страны, позволяя знать свои права и соблюдать свои обязанности. Тем не менее, согласно данным статистики, больше половины населения нашей страны имеют только общее представление, а треть опрошенных считает положения законов лишь формальностью, а в реальности не исполняются, что является довольно серьезной проблемой, которую необходимо решать уже сегодня, иначе она может привести к нежелательным последствиям.

Список литературы

Имашева Е.Г. Понятие, сущность и виды конституции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.be5.biz/konstitucionnoe_pravo/konstituciia.html,15.01.2017

Кушнир Р.В. Конституция в зарубежных странах и порядок ее принятия[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.be5.biz/konstitucionnoe_pravo/konstituciia.html,15.01.2017

Аксенова Д.А. Изменение конституции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.be5.biz/konstitucionnoe_pravo/konstituciia.html,15.01.2017

Мишин А.А Принятие конституции [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.be5.biz/konstitucionnoe_pravo/konstituciia.html, 15.01.2017

Мишин А.А Конституции зарубежных стран [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.be5.biz/konstitucionnoe_pravo/konstituciia.html,17.01.2017

Егорова Т.В Словарьиностранных слов современного русского языка / Т.В Егорова – М.: Аделант,2014. – 800 с.

Ожегов С.И Толковый словарь русского языка / С.И Ожегов. – 22-е изд., - М.:ИТИ Технологии,2008 г. – 944 с.

Карев В.М Энциклопедия «Отечество» / В.М Карев. – М.:Большая Российская энциклопедия,1999. – 798с.

Шахрай С.М, Алексеев С.С Конституция Российской Федерации / С.М Шахрай, С.С Алексеев. – М.: Юридическая литература,1993.

Приложение

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Рис.4

Рис.5

Просмотров работы: 614