КАЗИМИР МАЛЕВИЧ – ХУДОЖНИК, ПРЕДЛОЖИВШИЙ ДРУГУЮ РЕАЛЬНОСТЬ, ИНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КАЗИМИР МАЛЕВИЧ – ХУДОЖНИК, ПРЕДЛОЖИВШИЙ ДРУГУЮ РЕАЛЬНОСТЬ, ИНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Шабалина Е.С. 1
1
Штыкулина Т.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Картину нельзя рассматривать только с точки цвета, её нужно видеть и слышать»

К. Малевич

Введение. Актуальность работы.

ХХ век - век, когда в искусстве вершились грандиозные процессы рождения новой эпохи, и произошло революционное открытие «реальности» [7]. Неоднозначное отношение критиков разных лет к творчеству художника Казимира Малевича, не вписывающаяся в рамки традиционной классики графика и живопись, заинтересовала.

Свое искусство Казимир Малевич считал ступенью в истории всемирного художественного творчества - «Новым реализмом». Творческое наследие художника до сих пор не получило (и вряд ли когда-либо получит) однозначной оценки специалистов и поклонников живописи. Такое явление как Казимир Малевич, являющийся создателем «геометрического» варианта беспредметного искусства - знаменитого супрематизма, занимает особое место в истории русского искусства.

Изучив критические статьи и творчество художника Казимира Малевича, пыталась понять, что же лежит в основе супрематических геометрических композиций, почему именно так представлял окружающий мир неординарный художник.

Отражение творчества художника находим в современной архитектуре, дизайне: интерьера, ландшафтном, полиграфическом дизайне и рекламе. Современные стилисты и архитекторы черпают идеи в работах мастера (Пример тому проект моста через Темзу «Тектоник (1) Малевича», выполненный Захой Хадид – всемирно известной архитектором, представительницей течения «деконструктивизм» (2) (1977г.) В исследовательской работе применила следующие методы исследования: эмпирические – анкетирование, опрос, тестирование; теоретические – анализ, моделирование. Практическое значение работы

Исходя из этого, работа актуальна.

Цель исследовательской работы:

Поиск ответа на вопрос: в чём заключается притягательность наследия живописца и графика, теоретика искусства «нового реализма» Казимира Малевича, определившего жизненный путь «от нуля… до бесконечности.

Задачи исследования:

  1. познакомиться с творчеством художника Казимира Малевича через литературные источники;

  2. сделать анализ «цветного периода» (супрематических композиций) в творчестве художника;

  3. провести исследовательскую часть с участием учеников 9-классов (психологический тест по определению качеств личности);

  4. сопоставить и проанализировать полученные результаты, проведя параллель между настоящим и качествами творческой натуры художника.

Объект исследования: Супрематизм как направление в русском искусстве ХХ века.

Предмет исследования: Цветной период (супрематические композиции) в творчестве художника Казимира Малевича

Гипотеза исследования:«Чистое искусство» Казимира Малевича - это движение, развитие и поиск художественных форм, находящих отражение не только в искусстве, но и в современной психогеометрии.

Глава I. Казимир Малевич - художник, предложивший другую реальность, иное восприятие

Супрематизм, стиль положенный К. С. Малевичем в основу своих художественных экспериментов 1910-х гг., К. С. Малевич считал его высшей точкой развития искусства (отсюда название, лат. supremus-«высший», которому свойственны геометрические абстракции из простейших фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник).

Большой Энциклопедический словарь (http://slovorus.ru)

Супрематизм [супрематизм] м. Направление в абстрактной живописи начала ХХ в., произведения художников которого отличались комбинированием цветных линий, плоскостей, объемных форм.

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой (http://www.efremova.info/)

Малевич назвал супрематизм «новым живописным реализмом» и в 1915 представил его в своей программной работе «От кубизма к супрематизму: новый живописный реализм»: «supremus» -«высший». Из 39 представленных на выставке работ экспонировались знаменитые картины: «Черный квадрат»(1914-1915), «Красный квадрат»(1915), «Супрематизм. Автопортрет в двух измерениях»(1915). В начале1920-х этот ряд дополнили «Черный крест» и «Черный круг». В1916К.Малевич организовал группу «Супремус», в задачи которой входила теоретическая и практическая разработка идей супрематизма. Русский авангард приветствовал революцию 1917 года, как возможность переустройства мира и человека, а «Черный квадрат» К. Малевича стал символом и своеобразной иконой грядущих перемен, сам художник остался одной из немногих в истории мирового искусства величин авангарда, сумевшим основать абсолютно оригинальное направление в искусстве, отклики существования которого проявляются по сей день» [6. С.28].

Какова основная идея супрематизма?

«…основная идея супрематизма связана с рождением индустриального монстра, поклонением машинному производству…» [8. С.145].

«Я перешел в нуль и возрос из ничто до искусства, то есть до супрематизма, нового реализма в живописи - беспредметного творчества» К. Малевич.

Казимир Малевич характеризовал свой новый стиль словами «чистая живопись», и утверждал, что новый художественный язык вобрал в себя сам дух современного мира скоростей и механизмов.

В книге «Супрематизм» Казимир Малевич отмечал, что супрематизм подразделяется на три этапа, имеет в своем развитии три ступени черного, цветного и белого.

1 этап «черный», а квадрат, крест и круг формы Черного этапа. Малевич определял «Черный квадрат» как «нуль форм». Таким образом, эта фигура есть базис, исток, начало всего. Три картины «Черный квадрат», «Черный крест» и «Черный круг» – это первоисточники всего или первофигуры. В ноябре 1916 г. на пятой выставке «Бубновый валет» (3) Малевич представил зрителям 60 картин в стиле супрематизма.

2 этап «цветной» - присутствие определенного количества цветов и количества фигур в картинах со сложной композиций.

3 этап «глубина белого на белом», в которой растворяются фигуры, ушедшие вслед за цветом» [3]. Начало этапа - «Белый квадрат». Вряд ли что-то может быть бессюжетнее и беспредметнее, чем белый квадрат на белом же фоне. «Белый квадрат» часто рассматривают как один из первых примеров монохромной живописи В середине 1918 года появились полотна, где в бездонной белизне словно таяли белые формы и растворялись фигуры, ушедшие вслед за цветом»"белое на белом"…

Фоном супрематических цветных композиций является всегда некая глубина белой среды - мистическое пространство русских икон, неподвластное обыденным физическим законам.

«Повешенная плоскость живописного цвета на простыне белого холста», в супрематических композициях, «дает непосредственно нашему сознанию сильное ощущение пространства». Бестелесные геометрические элементы парят в бесцветном, безвестном космическом измерении, белый фон супрематических картин - выразитель пространственной относительности, одновременно плоскостен и бездонен, причем в обе стороны, и к зрителю, и от зрителя (обратная перспектива икон бесконечность раскрывала лишь в одном направлении)» [4].

Первая часть моего исследования связана с цветным периодом творчества Малевича.

  1. Для исследования были выбраны 6 работ «цветного периода»: Супрематическая композиция(1915г.),

  2. Супрематизм. Двухмерный автопортрет (1915г.),

  3. Желтое и черное №58 (1916г.),

  4. Супрематизм (1916г.),

  5. Спикеры на трибуне(1919г.) и

  6. Супрематизм. Набросок для занавеса (1919г.).

После внимательного изучения и анализа, проведён подсчёт количества геометрических фигур, изображённых в картинах, а полученные результаты зафиксированы в таблице

Изучение картин-супремусов «цветного периода» творчества Казимира Малевича выявило преобладание прямоугольников. Меня заинтересовала такая закономерность.

Результаты оформлены в таблицу №1.

Полученные результаты исследования представлены в виде диаграммы

Диаграмма №1

 

11%

 

Анализ супрематических композиций К. Малевича выявил наибольшее количество прямоугольников, которые составляют 65% от общего числа геометрических фигур (см. диаграмму №2)

Диаграмма №2

Глава II. Исследовательская часть (1-2 части)

Решили проверить, что собой представляет геометрическая фигура «прямоугольник» как фигура в науке математике и как символ в науке психогеометрии. Можно ли с помощью геометрических символов определить состояние человека или определенные черты характера?

В научно-техническом энциклопедическом словаре дано математическое определение прямоугольника:

«Прямоугольник - четырехсторонняя геометрическая фигура (четырехугольник), внутренние углы которой являются прямыми, а противоположные стороны попарно параллельны и равны. Это особый случай параллелограмма».

Как символ, «прямоугольник» представляет собой основную модель преобразования человеком природных объектов. С этой геометрической фигурой связываются такие характеристики: рациональность, устойчивость, удобство.

С одной стороны, прямоугольник может быть противопоставлен квадрату и кругу как в своём роде совершенным фигурам, не поддающимся использованию в прикладной сфере. С другой стороны, прямоугольник наделён приоритетом в отношении ромба, трапеции, фигур неустойчивых, связываемых с ощущением дискомфорта. В системе орнамента прямоугольник, подобно ромбу, является символом поля, вспаханной земли» [7. С.159].

Известный американский психолог Сьюзан Деллингер (основатель науки «Психогеометрия») утверждает, что с помощью геометрических фигур-символов можно определить тип личности, вероятность определения составляет 85%. Об этом свидетельствуют многочисленные социологические исследования.

«Прямоугольник» в психологии - переходная форма от одной фигуры к другой. Прямоугольником воспринимают себя люди, не удовлетворенные своей жизнью и поэтому занятые поисками лучшего положения. Согласно психологическому тесту «геометрические фигуры»: «…Прямоугольник – символ поиска, изменения, трансформации. Состояние души и ума характеризуется как переходное» [по материалам: zdravyshka.ru/…test-qgeometricheskie-figuryq.html].

«Квадрат» в психологии символизирует трудолюбие, усидчивость, упорство, способность доводить начатое дело до конца. «Треугольник» символизирует лидерство. Для людей-треугольников свойственно стремление к лидерству, главная их способность – умение концентрироваться на намеченной цели, глубоко и быстро анализировать ситуацию.

«Треугольник» в психологии - символ лидера, такие люди умеют выделять главные цели, ставить себе конкретные задачи и, как правило, достигать их.

«Круг» в психологии - это символ гармонии. Основные качества людей-кругов – это доброта, отзывчивость, способность сопереживать.

«Зигзаг» - это символ творчества. Люди-зигзаги полны творческих идей, они отличаются креативностью и оригинальностью.

Таким образом, становится понятным, почему именно прямоугольники, а не другие формы, составляют основу беспредметных композиций Казимира Малевича. Ведь это был период рождения и утверждения супрематизма, поиска новой «системы единства», создания новой реальности, иного чувственного восприятия.

Вторая часть исследования была проведена следующим образом.

Ученикам трех 9-х классов было предложено выбрать из пяти геометрических фигур ту, которая наиболее полно представляет их как личность (результаты тестирования занесены в таблицу №2)

Таблица исследования №2.

Фигуры

         

Класс

Выбранные фигуры

1

9 «а»

4

2

7

4

4

2

9 «б»

2

3

2

4

1

3

9 «в»

2

8

4

7

-

Всего:

8

13

13

15

5

«Прямоугольники» среди учащихся всех 9-х классов занимают первую позицию. Из этого следует, что многие девятиклассники пребывают в состоянии неопределенности, неустойчивости, трансформации, не определились с выбором будущей профессии, что совпадает с мироощущением Казимира Малевича.

«Треугольники и круги» среди учащихся всех 9-х классов занимают вторую позицию. Во всех трех классах есть лидеры, которые умеют выделять цели, ставить перед собой конкретные задачи и достигать их. Есть ученики, основные качества характера которых доброта, отзывчивость и способность сопереживать.

«Зигзаги» среди учащихся всех 9-х занимают третью позицию. Эту геометрическую фигуру выбрали только учащиеся класса «а» и «б». Как оказалось, творческих креативных учеников, способных «заразить» своей оригинальной идеей мало, а в 9 классе «в», по результатам теста, их нет вообще.

Вывод:

По результатам исследования проведенного психогеометрического тестирования мироощущение учеников 9-х классов разное. Все геометрические символы имеют место быть (кроме зигзага в 9 «в» классе) То, что первая позиция - «прямоугольники» лидирует, можно объяснить следующим образом: ученики пребывают в состоянии неопределенности, неустойчивости, трансформации не могут определиться с выбором будущей профессии.

Гипотеза исследования:

творчество Казимира Малевича характеризуют его как человека находящегося в постоянном движении, развитии, поиске «чистого искусства», трансформирующего новую реальность и иное восприятие окружающего мира, подтверждена.

Заключение

В результате проведенного исследования получены следующие результаты:

  • Творчество Казимира Малевича находилось в постоянном движении, развитии, поиске «чистого искусства», в этом и заключается одна из загадок его притягательности и научного объяснения с точки зрения науки Психогеометрии.

  • По результатам тестирования большинству учеников 9-х классов характерно неустойчивое переходное состояние. Возможно, эта подвижность и привлекает молодое поколение к динамичному искусству авангарда (4) начала XX века.

  • Мы создаём свою реальность каждый день. Стоит остановиться и задуматься: каков наш предметный мир, каким формам мы отдаём предпочтение.

«Культура – способ бытия человека, продукт его творчества и необходимая среда обитания. Понять культуру нельзя, не поняв человека. Человек – единственное существо на земле, которое обладает даром творить и использовать символы»[10.С.5].

С точки зрения К. Малевича «…в задачу искусства не входит быть понятным любому зрителю, наоборот, от зрителя требуется приспособить свою голову к пониманию изображения»[8.С.147].

Список литературы:

  1. Александров В.Н. История русского искусства: Крат-кий справочник школьника – Мн.: Харвест, 2004. – 736 с.

  2. Иллюстрированный словарь по искусству и архитектуре / Сост. Андреева Р. П. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2003. – 448с.: ил.

  3. Казимир Малевич. Рождение супрематизма / Литературно-художественный форум [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: http://www.staratel.com/pictures/malevich/superm1. htm

  4. Казимир Малевич. Три стадии супрематизма / Литературно-художественный форум [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.staratel.com/pictures/malevich/superm2. htm

  5. Психологический тест «Геометрические фигуры» / Это интересно [Электронный ресурс]. – Режим доступа: mailto: zdravyshka.ru/@Народная …test-qgeometricheskie-figuryq.html

  6. Русский авангард начала XX века: Альбом репродукций / Авт.-сост. Лаптева В.Я. – М.; ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 95 с.: ил.

  7. Словарь символов и знаков/ Авт.- сост. Адамчик В.

  8. В. - М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.- 240с.

  9. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. – Изд. 2-е, с изм. И доп. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 157 с.

  10. Свободная энциклопедия, Википедия ru.wikipedia.org

  11. Тен Ю.П. Символы России и зарубежных государств - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 332, [1] с. – (Высшее образование).

Словарь терминов

(1) Тектоника (греч. «относящийся к строительству») – в архитектуре - то же, что архитектоника [2. С.366].

(2) Рем Колхас, род. 17 ноября 1944 г.) — видный нидерландский архитектор, теоретик деконструктивизма [9. см. wikipedia.org › wiki/Колхаса].

(3) Деконструктивизм — направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида.

(4) «Бубновый валет» - объединение московских художников (1910-1916г.г.). Художники «Бубнового валета»: П.Кончаловский, А.Куприн, А. Лентулов, И. Машков, Р.Фальк.

(5) АВАНГАРДИЗМ (фр. «передовой отряд») название ряда художественных течений XX в., стремившихся к коренному обновлению искусства, как по форме, так и по содержанию.

Рецензия на исследовательскую работу: «Казимир Малевич – художник, трансформирующий новую реальность, иное восприятие» ученицы 9 класса Шабалиной Екатерины

Автор исследовательской работы систематизировала материал по времени и представила основные моменты творческого пути художника Казимира Малевича. Актуальность выбранной темы подтвердила иллюстративным материалом: использованием идей супрематизма в настоящее время в архитектуре, дизайне разного направления (интерьера, ландшафтном, одежды, обуви, полиграфическом и т.д.), живописи и графике,

Анализируя супремусы Казимира Малевича, Екатерина обратила внимание на повторяющиеся в полотнах геометрические символы, проанализировала, произвела подсчет, составила диаграммы исследования и пришла к выводу, что геометрическая символика Казимира Малевича является выражением состояния души самого художника и характеризует его самого как человека-создателя, трансформирующего новую реальность и иное восприятие окружающей действительности.

Это подтвердили и тесты учеников 9 классов, основанные на методике ученого-основателя науки Психогеометрии Сьюзан Деллингера.

На основании полученных материалов анализа и тестирования, автор работы подтверждает выдвинутую гипотезу исследования, что творчество Казимира Малевича характеризует художника как человека находящегося в постоянном движении, развитии и поиске «чистого искусства».

Учитель изобразительного искусства МБОУ «Лицей №36» города Калуги

Штыкулина Татьяна Вячеславовна

19

Просмотров работы: 958