ГРАФФИТИ: ИСКУССТВО ИЛИ ВАНДАЛИЗМ?

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ГРАФФИТИ: ИСКУССТВО ИЛИ ВАНДАЛИЗМ?

Фадеева В.В. 1
1
Ширинкина Е. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Всё чаще приходится видеть замысловатые рисунки на стенах домов и подъездов… Что же это? Новое веяние в искусстве или проявление вандализма? Когда я, гуляя по родному городу, рассматривала эти изображения, у меня возникла проблема решить вопрос: граффити: искусство или вандализм? Это для меня актуально.

Цель работы: выяснить отношение людей к искусству граффити.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить историю происхождения граффити.

  2. Выявить особенности граффити как направление изобразительного искусства.

  3. Выяснить отношение людей к граффити.

Гипотеза исследования: граффити является искусством.

Объект исследования – работы граффити, предмет - граффити - искусство или вандализм.

В ходе работы я использовала такие приёмы исследования, как наблюдение, анализ, опрос.

Были изучена книга Поносова И. «Искусство и Город» о граффити и уличном искусстве в СССР. Немецкий писатель Andreas von Chrzanowski в книге «MaCLAIM –finestphotorealisticgraffiti» дал нам не только подробное описание создания "шаг за шагом" фотореалистичного граффити, но и представление о цвете. Здесь также были представлены фото граффити - оформление Маклеймами сцены на "Battleoftheyear" за период 2002-2004 годы. Интересными для анализа оказались книги Руденко В. «Клин в культуру, или искусство, ангажированное на улицах» и Тарасова А. «Граффити - средство борьбы за всеобщее равенство». В плане мотивации очень полезной оказалась статья Киселева С.В. «Знаково - психологические мотивы в граффити в молодежной субкультуре», опубликованная в журнале «Социологические исследования» в 2005 году.

Новизна исследования том, что мы попытались решить вопрос: чем же является граффити для нас, жителей Перми, искусством или вандализмом?

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Глава 1. Понятие граффити

Вы наблюдаете искусство граффити каждый раз, прогуливаясь по улице. Большие, красочные рисунки всевозможных форм и оттенков вызывают интерес. Вы хоть раз видели граффити? Если нет, то вы провели всю свою жизнь, закрывшись в подвале (Приложение №1).

Сегодня на территории нашей страны наблюдается просто взрыв популярности самого скандального и свободного искусства в мире под названием – граффити (Приложение №2).

Граффити (итал. Graffiti — писать) - надписи или рисунки на стенах зданий и переходов, на вагонах, поездах, а также на заборах и прочих вертикальных поверхностях. Один из первых образцов граффити сохранился в древнегреческом городе Эфесе (территория современной Турции).

Сейчас во всех странах графити – это культура. Художников граффити называют райтерами. У всех райтеров есть кодекс, который они соблюдают:

1. Не расписывай дома, представляющие культурную ценность, и, вообще, не рисуй на жилых домах.

2. Не навязывай людям своё мировоззрение.

3. Не пиши на именах других райтеров, тем более на чужих работах.

4. Не пиши на надгробиях: роспись мемориальных стен — это смерть!

«Конечно, у многих жителей не повернётся язык сказать, что наши местные «художники» знают эту культуру» (№4, с.86). Вся Караганда пестрит различными надписями, в том числе нецензурными выражениями. «Рисуют» везде, где есть хоть немного места: начиная от жилых домов и гаражей до памятников культуры. И о кодексе вряд ли слышали (Приложение №3).

Глава 2. История граффити

Период с 1969 по 1974 год можно назвать революционным для граффити. За это время заметно выросла его популярность, появилось много новых стилей. Каждое граффити имеет свой смысл, который заложил в нём художник. Нет одинаковых или очень похожих граффити. Рядом с граффити небольшим шрифтом есть имя или псевдоним автора (Приложение №4).

TAKI 183. Райтэры со всего мира знают это имя, с которого всё началось: Taki183. Так звали греческого тинейджера с 183-ей улицы в Вашингтон-хайтс, северной части Манхэттена. «Таки 183 является одним из основоположников субкультуры граффити в Нью-Йорке и современного граффити в целом. Незамысловатая подпись Taki183 привлекла внимание репортера, и 21 июля 1971 в Нью-Йорк Таймс вышла статья под названием “TAKI 183 spawnspenpals” («TAKI 183 вызвал волну последователей»). Именно так он стал легендой в мире граффити» (1, с.68). После прочтения этой статьи сотни тинейджеров начали писать свои имена по всему Нью-Йорку. Хотя Таки 183 был первым прославленным райтером, он признался, что некий Julio 204 начал ставить свои теги раньше него. Но Julio не писал нигде, кроме своего района, поэтому не получил такой популярности, как Таки. Ходили слухи даже о том, что он расписал машину спецслужб и Статую Свободы. Несмотря на известность, Taki183 предпочитал не привлекать к себе внимание. Сейчас, спустя почти сорок лет, он готов рассказать свою историю. Репортёр RogerGastman встретился с 57-летним Taki для интервью.

- Taki, где ты вырос?

- Я вырос в Вашингтон-хайтс, моя семья переехала туда, когда я был еще ребенком. В то время греки старались жить поблизости с другими греками, потом в Хайтс все поменялось. Это было классное место, там все тусовались вместе.

- Можно ли сказать, что современное нью-йоркское граффити родилось в Вашингтон-хайтс?

- Я бы сказал, что граффити родилось в восточной части Манхэттена, потому что там его обнаружили журналисты. Они знать не знали, что происходило в это время в Вашингтон-хайтс или в Бронксе. Поэтому когда граффити появилось в восточной части, тогда об этом и начали писать (№2, с.46).

- Когда ты стал заниматься граффити, как ты это называл? Теггинг или райтинг?

- Я думаю, мы называли это райтинг, но когда мы видели вагон в метро, мы говорили «давай распишем вагон» (“Let’sgohitthecar”). Если ты расписывал вагон весь целиком, то это называлось «убить вагон» (“killthecar”) – вот так мы говорили. Это стало так популярно летом 1970 года, наверное, потому, что я посещал летнюю школу имени Джорджа Вашингтона, и моя парта была вся изрисована граффити (№5, с.32). Я писал свое имя, и остальные ребята тоже писали свои имена на моем столе. К тому времени я стал узнаваем, и остальные стали делать то же самое – они всюду писали свои имена. В то лето я работал курьером, и мне приходилось много ездить. И везде я продолжал писать. Пока у меня в руках был маркер, я продолжал писать. Я пристрастился к этому.

- Ты делал это только для того, чтобы просто писать свое имя?

- Да, в общем, просто чтобы отметить, что я здесь был.

- Ты бывал и в остальных районах Нью-Йорка?

- Да, конечно, я бывал там. Но Бруклин – огромный район, и не было смысла останавливаться на каждой станции и писать. В каком-то смысле я расписал все районы, но не повсюду, это слишком большая работа.

- Значит, в начале 1970-х в метро не было других тегов, кроме ваших. Когда ты начал замечать, что появились и другие ребята, такие как BABYFACE 86 или JOE 182?

- Я думаю, это произошло мгновенно. Допустим, ты уже написал свое имя на станции «169-ая улица», и кто-то писал своё рядом. Они не писали его совсем близко, но всё же рядом. Люди просто добавляли свои имена, это было здорово. Имена теснились, скапливались в некоторых местах, росли как грибы. Я бы сказал, что это всё произошло очень быстро» (№3, с.60).

Это увлечение как болезнь распространилась среди молодежи. Так начало зарождаться то, что в последствии будет называться graffiti (Приложение №5).

Слово "граффити" происходит от итальянского "graffito", то есть “нацарапанный”. Родоначальники жанра использовали самые обычные маркеры и аэрозоли, которые нередко “заимствовали” у зазевавшихся продавцов в магазине. Немало рабочих инструментов изготавливалось собственноручно. В ход шло буквально все: от специальных составов для подкраски обуви до штемпельной краски. В качестве корпуса для “начинки” обычно использовался отслуживший свое баллончик из-под дезодоранта (Приложение №6).

Искусство graffiti развивалось из простейших надписей, называемых "tag`ами", которые молодежь писала, чтобы оставить свой след. Совсем скоро образовалась куча команд, которые конкурировали друг с другом не сколько в качестве рисунков, сколько в их количестве и расположении в молодежных местах. Стены в то время были просто "убиты" tag`ами. Но поскольку число tagger`ов и, соответственно, самих тэгов росло, постепенно начался поиск нового стиля, чтобы выделиться из толпы. Тогда лучшие из tagger`ов стали уделять большое внимание артистизму, введению чего-то своего. Ребятам из Нью-Йорка наскучило просто тратить краску на какие-то подписи, и появились первые цветные рисунки. Они были низкого качества и состояли из малого небольшого цветов. «Прошло время, graffiti стало частью популярной в то время hip-hop культуры. Художников стало появляться всё больше и больше» (№2, с.12).

Затем настала очередь нью-йоркской подземки. Подпольные художники пробирались в депо, где ночью стояли поезда, и хорошенько обрабатывали вагоны аэрозольными надписями. Граффити обрело скорость. Оно стало мобильным и отныне не ограничивалось стенами школ и туалетов. Послание, начертанное на вагоне подземки, могли увидеть в разных районах многомиллионного города. В 1975 году глазам удивленной публики предстало “полотно” размером в целый вагон, а год спустя - с состав. Особой любовью у граффитистов пользовались плоские вагоны старого образца и белые поезда - самыми же “неподходящими” считались бруклинские вагоны из гофрированной стали. Впрочем, для особо настойчивых и это оказалось не препятствием. Это просто повергло в шок власти, и с граффити начали интенсивно бороться. Создавались даже специальные отряды полиции по борьбе с вандализмом. Кстати, они существуют и поныне. Немало американских граффитистов поплатились за свое творчество внушительными штрафами, кое-кто угодил за решетку.

До сих пор в граффити сохраняется дух социального протеста в таком направлении, как «бомбинг» в особенности на поездах.

Вскоре огромное значение приобрел цвет, символы, characters (мультипликации), а также дерзкие трехмерные буквы. Цветовые переходы, смешивание цвета - сложный процесс, в котором цвета, кажется, переходят друг в друга: от светлого в более темный. Эти рисунки несли в себе небольшое подобие каракулям тэгов, но их создатели уже назывались "writers" (райтеры) вместо taggers. Тридцать лет назад большинство авторов работало поодиночке, но поскольку рисунки увеличились в размере и сложности, многие начали работать в свободных группах, называемые "crew"(команды). Появились технологические новшества, преобразовавшие graffiti в более сложную художественную форму. Взрыв популярности hip-hop`а преобразовал искусство аэрозоля, наряду с такими течениями, как breakdance и rap, в популярное культурное явление. Hip-hop, зародившийся на улицах Нью-Йорка, достаточно быстро перерос в международную, многонациональную культуру.

Глава 3. Терминология граффити, или граффити сленг

Байт - ворованный стиль формы или цвета; художник должен сам придумать свои формы именно это помогает движению не стоять на месте и рождать новые идеи.

Сбайтить – украсть, срисовать.

Байтер – художник-вор, который, просто срисовал идею. Байтеров в граффити кругах не любят, и это прозвище считается оскорбительным, часто за откровенный байт назначается сходка, на которой все решается либо дракой, либо выплатой пострадавшей стороне.

Сходка (стрелка) - договор райтеров о встрече для выяснения отношений.

Райтер – человек, занимающийся граффити, часто в кругах бомберов так называют тех, кто занимается легальным граффити в дозволенных местах.

Бомбер – человек, занимающийся граффити в его радикальных формах, рисуя в запрещенных местах или на поездах.

Легал – стена, на которой разрешено рисовать.

Перо - нож

Основа (центровые) - главные представители движения, крупные команды и райтеры, добившиеся уважения.

Кэп - колпачок для аэрозольной краски, с помощью которого можно делать как толстые, так и тонкие линии.

Фэткэп - насадка на баллончик с краской, позволяющая сделать широкую линию.

Скиникэп - насадка на баллончик с краской, позволяющая сделать тонкую линию.

Банка - баллончик с краской.

Кусок - крупная работа, показывающая все способности райтера.

Повесить (влить) – нарисовать рисунок.

Баф – работа, закрашенная городскими службами.

Биф - вражда между райтерами.

Покросить - написать поверх работы другого райтера свое имя или сделать свою работу.

Той - начинающий райтер, который еще ничего не умеет. В граффити кругах, имеет оскорбительное значение.

Чикарь – новичек, который ничего не умеет, много о себе думает и не желает учиться. Имеет еще более оскорбительный оттенок, чем “той”.

Тег - подпись райтера.

Тегер - маркер для нанесения подписи, часто заправленный трудностираемыми чернилами, довольно редко сделаный самим райтером, вручную.

Флоп – рисунок, выполненный минимальным количеством краски в считанные минуты.

Глаз – чернила, которые проявляются спустя несколько часов после нанесения на поверхность.

Хэвен - тег в труднодоступном месте, часто на высоте.

Ролл-ап – рисунок, выполненный валиками, часто в большом размере.

Бабл – стиль, в котором буквы имеют округлые, надутые формы.

Ваилд – стиль, в котором буквы переплетаются между собой, составляя узор, часто расшифровать данный стиль под силу только людям, разбирающимся в граффити, либо только самому райтеру.

Скетч - набросок работы.

Скетчинг - искусство создавать шрифты на бумаге.

Бобик - машина полиции.

Анфин - незаконченная работа.

Собака – электричка.

Серый – машинист.

Панель – рисунок, выполненный на электричке от начала окон до основания вагона.

Холкар - рисунок во весь вагон.

Холтрейн - рисунок во весь состав.

Продакшн - совместная работа двух райтеров.

Крю - команда райтеров.

Бэкджамп – рисунок, сделанный во время остановки поезда на платформе, либо путем срывания стоп крана.

Ярд - депо.

Скетчбук (блекбук ) - портфолио райтера, где он хранит свои наброски.

Оформуха - коммерческое оформление помещений,стен и пр.

- стиль рисунка, в котором буквы имеют объем, часто это рисунки выполнены по всем законам объемного мира, с тенями, светом и полутенями.

Фотореал – рисунок, выполненный с фотографической точностью, одна из самых сложных дисциплин в граффити.

Керек – персонаж, выполненный рядом с работой, либо самостоятельный персонаж.

Шоп - магазин для граффити.

Сквизер - тегер с прямой подачей чернил, что позволяет делать длинные подтеки. Интересный факт - подтеки на куске, свидетельствуют о неопытности райтера и считаются ошибкой, а подтеки в тегинге считаются эстетичными.

Спот - место предполагаемой работы, спот подбирается райтером заранее. Часто за хорошие споты проходят драки команда на команду, чтобы выяснить, кто заслуживает это место.

Сингл - тег или кусок за команду.

Трейнрайтер - райтерспециализирующийся на поездах (№4, с.48).

Глава 4. Что такое граффити: искусство или вандализм?

В чем связь вандализма и граффити? Согласно Большой советской энциклопедии вандализм – это «бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей». Но в более широком смысле вандализм означает вредительство, асоциальное поведение. Ну, например, выбросил кто-нибудь мусор в парке, потоптался по газону или разгромил магазин – все это акт вандализма, девиантное поведение. Занимаются этим в основном подростки. Вот только граффити тут причем?

Некоторые считают, что граффити – это своеобразная форма девиантного поведения, очень распространенная среди подростков и молодежи. С этим можно поспорить. Во-первых, феномен граффити в России никто не изучал и никаких исследований никто не проводил. Во-вторых, граффити – это способ коммуникации в обществе, способ выразить свое мнение или донести какую-либо информацию, и при этом сделать это инкогнито.

На эту тему спорят уже много лет блюстители порядка и приверженцы граффити. Одни считают, что граффити - это вандализм, а другие - искусство. Сейчас это самый популярный способ самовыражения себя в рисунке. Граффити – это вид быстроразвивающегося уличного искусства. Граффити считается современным искусством во многих странах. Сегодня нет единого мнения насчет того, является ли граффити искусством. В разных странах отношение различное.

Анкетирование

Ценность моей работы в том, что я провела исследование среди учащихся 5-х классов школы №93 г. Перми 22-23 сентября 2016 года. В опросе приняли участие 82 человека. Ребятам был задан вопрос: «Как вы считаете, граффити – это вандализм или искусство?»

Результаты показали, что 51 ученик считает, что граффити – это искусство, а 31 - вандализм. В процентном отношении получается, что большая часть окружающих меня ребят (62%) считает, что граффити – это искусство, и лишь 38% – что вандализм (Приложение №7). На мой взгляд, для человека, который занимается художественным творчеством, граффити, конечно, искусство. Современное, молодёжное, экстремальное, но – искусство!

Заключение

Таким образом, в ходе работы мы выяснили, что люди по-разному относятся к искусству граффити.

В моём городе ежегодно устраивают конкурс «Живи ярко!». Этот конкурс на самое красивое граффити. Многие райтеры из города и ближайших посёлков участвуют в этом конкурсе. Я знаю множество райтеров нашего города таких, как «SpeN», «DekZ», «SHeR», . У нас очень много профессиональных райтеров. Я горжусь тем, что в моём городе так много рисунков граффити и много райтеров.

Кто-то любит рыбалку и охоту, кто-то любит петь и танцевать, а ребятам нравится рисовать! Граффити - это не рисунки на стенах, это искусство! Граффити - это не развлечение, это творчество!

Цель и задачи работы реализованы полностью. Гипотеза подтверждена частично: есть красивые граффити, которые можно считать искусством, а есть безобразные, которые уродуют город и к искусству не имеют никакого отношения. Практическая значимость исследования заключается в возможном использовании материалов в ходе изучения таких предметов, как история и обществознание, а также на элективных курсах, семинарских занятиях.

Список использованных источников

  1. Поносов И. «Искусство и Город». - М., 2007г.

  2. Andreas von Chrzanowski «MaCLAIM –finestphotorealisticgraffiti». – Берлин, 2004г.

  3. Тарасов А. «Граффити - средство борьбы за всеобщее равенство». – М., 1999.

  4. Киселев С.В. «Знаково - психологические мотивы в граффити в молодежной субкультуре»/ Журнал «Социологические исследования», 2005г., №9.

  5. Руденко В. «Клин в культуру, или искусство, ангажированное на улицах». М., 2004г.

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4

Приложение № 5

Приложение № 6

Приложение № 7

25

Просмотров работы: 13237