В повседневной жизни современных школьников окружает масса различных источников информации. Печатные издания и радио уступили место Интернету и телевидению.
Каждый день, наблюдая за сверстниками, увлеченными своими смартфонами, обсуждающими то, что они видели или читали в интернете, что смотрели по телевизору, я задалась следующими вопросами:
Как на них влияет такое обилие различной информации?
Сколько времени они проводят у экранов телевизоров и в Интернете каждый день?
Помогает ли им это в учебе и в их развитии?
В связи с этим у меня возникла проблема: выяснить,влияет ли СМИ на развитие и обучение учеников пятых классов нашей школы. Это для меня актуально!
Чтобы получить ответы на эти вопросы, и тем самым решить проблему, мною было принято решение провести анкетирование среди моих сверстников, учащихся нашей школы.
Гипотеза исследования:большинство учеников используют ресурсы Интернета и телевидение с целью развлечения, а не для обогащения знаниями, развития и повышения интеллектуального уровня.
Цель исследования: выявление влияния СМИ на развитие и обучение учеников пятых классов нашей школы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить литературу по данной теме.
Провести анкетирование среди учащихся 5-х классов по теме «Влияние СМИ на развитие и обучение учащихся пятых классов средней школы».
Сделать выводы.
Гипотеза исследования:большинство учеников используют ресурсы Интернета и телевидения с целью развлечения, а не для обогащения знаниями, развития и повышения интеллектуального уровня.
В ходе работы мы использовали такие методы, как анализ, анкетирование, синтез, обобщение. Было изучены материалы книги Гэри Смолла и Гиги Воргана «іВrаіn: Как пережить технологическое изменение мозга», а также статьи Скуратовой М.Л. «Влияние телевидения и Интернета на развитие детей и подростков» и Перевезенцевой А. «Влияние телевидения и Интернета на развитие ребенка», размещенные в сети Интернет.
Новизна работы заключается в том, что мы строим исследование на практическом материале – опросе современных пятиклассников. Практическая значимость исследования несомненна: познакомившись с нашей работой, учащиеся смогут избежать многих проблем, связанных со здоровьем и учебой.
Целевая группа (потребители продукта проекта): подростки 11-15 лет.
Работа состоит из вступления, двух глав, заключения, списка использованных источников и заключения.
Глава 1. Почему детей так тянет к компьютеру и телевизору?
«Почему детей так тянет к компьютеру и телевизору? Часто смотрят, что попало, даже не разбираясь, интересно это или нет…
- И телевизор, и компьютер действительно прочно вошли в нашу жизнь. Именно здесь человек получает некоторые возможности и эффекты, которые не может получить в реальной жизни. Яркость, частая смена кадров, насыщенность цветов – всё это даёт ощущение чего-то необыкновенного, красивого. И дети стремятся именно к этому. Даже маленькие ребятишки, совсем малыши, обращают внимание на смену кадров в телевизоре, на экране компьютера, и родители бывают этому очень рады. И как только ребенок начинает садиться, родители нередко сажают его перед телевизором, чтобы заняться своими делами, и уверены в том, что их ребенок развивается. Но это достаточно опасное мнение. Никто не отрицает, что компьютер и телевизор очень важны в современной жизни. Они решают и важные образовательные задачи, и развлекательные, и развивающие, и воспитательные, но при этом надо понимать, какие передачи мы будем показывать нашим детям» (№1).
« Часто мы читаем и слышим, что телевизор плохо влияет на ребенка. Так к каким же последствиям может привести привычка жить с постоянно работающим телевизором?
- К сожалению, к очень печальным. Это способствует проблемам со здоровьем: лишнему весу, проблемам с осанкой, со зрением, со сном. Сцены, которые не соответствуют возрасту, пониманию ребенка, могут привести к возникновению страхов, неврозов. Если легковозбудимый, гиперактивный ребенок много смотрит телевизор, то у него не остается достаточно времени, чтобы выплеснуть свою энергию. В результате он делает это в школе во время уроков, ему трудно сосредоточиться и сидеть на протяжении всего занятия. Во время перемен такой ребенок будет бегать, может драться с одноклассниками, и нельзя сказать, что это его вина, ему необходимо как-то выплеснуть энергию, а после школы он этого не делает» (№2).
Кандидат психологических наук, медицинский психолог «Консультативно-диагностического центра по охране психического здоровья детей и подростков» Вера Степановна Пробылова
«…поскольку Интернет уменьшает способность концентрироваться и созерцать, то… мышление становится отрывочным, чтение – поверхностным. Пользователи лишь по диагонали просматривают заголовки и аннотации. А зоны мозга, отвечающие за абстрактное мышление и сопереживание, практически атрофируются» (№3, с.10).
Гэри Смолл – автор книги «іВгаіп: Как пережить технологическое изменение мозга»
«Поток информациис экрана телевизора намного превышает возможность ребёнка воспринимать еёи самостоятельно обрабатывать. Сам по себе зрительный ряд телеэкрана требует непрерывного осознания визуального материала, порождаемые им ассоциативные образы требуют определённых интеллектуальных и эмоциональных усилий по их оценке и затормаживанию. Нервная система (особенно у детей), будучи не в силах выдержать такой интенсивный процесс осознания, уже спустя 15-20 минут формирует защитную тормозную реакцию в виде гипноидного состояния, которое резко ограничивает восприятие и переработку информации, но усиливает процессы её запечатления и программирования поведения» (№3, с.12)
Одно из следствий влияния телевизионных технологий на ребёнка – распространённое в настоящее время явление среди детей, который медики и психологи называют «синдром гиперактивности и дефицит внимания». Детей с подобным синдромом становится с каждым годом всё больше. Ученые склонны считать, что феномен «детской невнимательности» в определённой степени связан именно с эффектом мелькания. Всё дело в быстрой и неожиданной смене картинок на экране, а это дестабилизирует внимание и сосредоточенность ребёнка. Ребёнок становится таким же импульсивным, не способным долго концентрироваться на каком-либо занятии. Ему необходима постоянная внешняя стимуляция, которую он привык получать с экрана.
Таким образом, от того, какое количество времени ребенок проводит у экрана телевизора или в сети Интернет, что он смотрит – зависит его развитие, способность к обучению, умение выстраивать диалог и уровень агрессии.
Глава 2. Практическая работа. Анкетирование
С целью изучения мнения учащихся о влиянии СМИ на ребенка 22 сентября 2016 года было проведено анкетирование 74 учащихся 5-х классов школы №93 города Перми. Ребятам была предложена анкета со следующими вопросами:
Класс |
Возраст |
Пол |
М Ж |
||||||
1. Какое количество часов в день вы проводите в Интернете? |
|||||||||
В будний день |
В выходной день |
||||||||
2. Какое количество часов в день вы проводите у экрана телевизора? |
|||||||||
В будний день |
В выходной день |
||||||||
3. Какое количество часов в среднем уходит у вас на выполнение домашнего задания? |
|||||||||
4. Пользуетесь ли вы Интернетом при выполнении домашнего задания? |
|||||||||
ДА НЕТ |
|||||||||
5. Какие сайты вы посещаете чаще всего? |
|||||||||
6. Какие телевизионные каналы вы смотрите чаще всего? |
|||||||||
7. Какие телевизионные передачи вы смотрите чаще всего? |
|||||||||
8. Какой средний балл у вас по успеваемости в школе? |
|||||||||
2-3 балла |
3-4 балла |
4-5 баллов |
|||||||
9. Помогают ли вам Интернет и телевидение в учебе, повышая уровень ваших знаний? |
|||||||||
ДА НЕТ |
|||||||||
(Приложение №2).
Возраст респондентов составил 11-12 лет, из них 41 – мальчик, 33 – девочки.
На 1 вопрос: «Какое количество часов в день вы проводите в Интернете?» ответы были следующие:
в будний день
- меньше 1 часа (22%)
-1-2 часа (47%)
- 2-4 (19%)
- более 4 часов (4%)
- нет ответа (8%) (Приложение №3).
в выходной день
- меньше 1 часа (16%)
-1-2 часа (28%)
- 2-4 (27%)
- более 4 часов (22%)
- нет ответа (7%) (Приложение №4).
На 2 вопрос «Какое количество часов в день вы проводите у экрана телевизора?» ребята ответили следующим образом:
в будний день
- меньше 1 часа (22%)
-1-2 часа (43%)
- 2-4 (16%)
- более 4 часов (9%)
- нет ответа (7%)
- нет телевизора (3%) (Приложение №5).
в выходной день
- меньше 1 часа (14%)
-1-2 часа (36%)
- 2-4 (27%)
- более 4 часов (20%)
- нет ответа (16%) (Приложение №6).
Таким образом, в выходные дни ученики пятых классов проводят больше времени в сети Интернет и у экранов телевизора, чем в будние дни, превышая безопасную для здоровья временную норму для детей в возрасте 11-12 лет.
Вопрос 3 «Какое количество часов в среднем уходит у вас на выполнение домашнего задания?» не вызвали затруднения у учащихся.
- меньше 1 часа (15%)
-1-2 часа (57%)
- 2-4 (16%)
- более 4 часов (3%)
- нет ответа (9%)
На 4 вопрос: «Пользуетесь ли вы Интернетом при выполнении домашнего задания? были получены следующие ответы:
- Да (31%)
- Нет (69%)
Находясь в сети Интернет, ученики пятых классов больше всего времени проводят в социальных сетях и на видеохостингах (YouTube) за просмотром различного видео. Меньше всего — с целью развития и обучения.
Больше всего ребята любят смотреть развлекательные и мультипликационные каналы, меньше – новостные, научно-познавательные и спортивные. Интерес пятиклассников нашей школы вызывают сериалы, мультфильмы и развлекательные передачи, а не привлекают спортивные и познавательные.
Можно сделать вывод, что ученики пятых классов проводят время у телевизора с целью развлечения, а не развития и обучения.
Мы выяснили, что средний бал по успеваемости в школе у тестируемых учащ Вопрос «Помогают ли вам Интернет и телевидение в учебе, повышая уровень ваших знаний? Принес следующий ответ:
- Да (65%)
-Нет (35%)
Заключение
Согласно проведенной исследовательской работе можно сделать следующие выводы:
1. Большинство времени в сети Интернет и у экранов телевизора ученики пятых классов проводят с целью развлечения.
2. Выполняя домашнее задание, 69 % учеников пятых классов не пользуются сетью Интернет, но при этом считают, что Интернет и телевидение помогают им в учебе и это благоприятно отражается на уровне их оценок в школе.
Каждый день, находясь в школе, я замечаю агрессивное поведение своих сверстников, их усталость и сонливость, невнимательность, отсутствие сосредоточенности во время уроков. Так ли уж на самом деле им помогают Интернет и телевидение в развитии и образовании, как они считают? Насколько искренне отвечали на вопросы анкеты?
Очень многие ученики пользуются сайтами с готовыми домашними заданиями. При этом, не задумываясь о том, что, переписав решение задачи или примера, они не научатся не только математике, но и умению находить пути решения.
Список использованных источников
Скуратова М.Л. «Влияние телевидения и Интернета на развитие детей и подростков» /whatisgood.ru/theory/science
Гэри Смолл, Гиги Ворган «іВrаіn: Как пережить технологическое изменение мозга». - М., 2011г.
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
22