Зачем мне фотография человека,
для меня гораздо важнее клочок исписанной бумаги,
так как в нем выражается преступность, радость,
печаль, озлобленность, настроение духа и тому подобное.
Французский ученый антрополог Д. Тарт
Графология, как и всякий психологический анализ, является наполовину наукой, наполовину искусством. Степень успешности графологического анализа зависит от подготовки специалиста, его личного опыта, образования. Большинство школ графологии считают необходимым начинать с получения общего впечатления от рукописи. Затем исследуются отдельные аспекты: размер, наклон, ширина, вертикальные пропорции, правильность, связность, форма соединения, нажим, скорость, ритм, равномерность линий, степень упрощения начертания букв, расстояния между словами и строками, поля, общее расположение и многочисленные мелкие детали, такие как способ ставить точки, росчерки и т. д. Изучение этих характеристик: «чистая графология», вполне научная процедура в том смысле, что такие факторы, как пропорции и углы, размеры и интервалы могут быть измерены и обобщены. Каждая особенность имеет психологическую интерпретацию, которая подкрепляется, ослабляется или изменяется при исследовании других характеристик почерка.
Графология является наукой, изучающей законы зависимости между почерком и личностью. Мы не будем останавливаться на том, как объясняют физиологи акт письма и связь его с деятельностью мозга. Ограничимся только определением, что письмо есть проекция нашего сознания в форме определенного рода фиксированных движений. Исследованиями физиологов в учении о локализации мозговых функций, клинически подтвержденными, установлен специальный центр письма, находящийся в заднем отделе второй лобной извилины левого полушария головного мозга.
Графические образы букв и их сочетаний создаются в мозгу и передаются для выполнения мышцам пишущего аппарата. Замечено, что имеется определенная связь между почерком и рисунком художника, выражающаяся в мягкости или густоте штрихов, степени равномерности нажима, ровности или изломанности линий, простоте или замысловатости рисунков и т. п.
Искусство графолога заключается в умении оценить доминирующие свойства характера человека и их взаимодействие, поэтому графолог дол жен быть еще и хорошим психологом. Я решила попробовать провести графологический анализ, попробовать себя в роли графолога. Полученные результаты сравнить с результатами психологической диагностики темперамента, самооценки, особенностей характера, конфликтности.
Гипотеза данного исследования заключается в предположении, что по почерку человека можно определить его личностные качества.
Цель работы: исследовать, как индивидуальные особенности проявляются в почерке.
Задачи исследования:
Ознакомиться с литературой по теме «Графология: характер по почерку»;
Рассмотреть области применения знаний по графологии;
Исследовать отдельные аспекты: размер, наклон, ширина, вертикальные пропорции и т.д. и ознакомиться с психологической интерпретацией;
Диагностировать учеников 8го класса МБОУ «Лицей №36» г.Калуги используя тест ‹‹Нарисуй себя собственным почерком››;
Провести анализ выполненного теста;
Диагностировать учеников 8го класса МБОУ «Лицей №36» г.Калуги для определения: типа темперамента (методика Айзенка), самооценки (мет. «Самооценка»), конфликтности (тест «Самооценка конфликтности»), особенности характера (Психогеометрический тест);
Провести анализ выполненных тестов;
Сравнить результаты графологического исследования с результатами диагностики темперамента, самооценки, конфликтности, особенностей характера и сделать выводы;
Дать характеристику учащихся и ознакомить их с результатами.
Объект исследования: Почерк учащихся 8го класса МБОУ «Лицей №36» г.Калуги
Предмет исследования: индивидуальные особенности почерка учащихся
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдения, тестирование, сравнительные и аналитические методы обработки данных, анализ результатов диагностики.
2.1.Понятие графологии
Графология (графо – пишу и логос – слово) – наука о почерке человека, изучение проявлений в почерке индивидуальных особенностей человеческой личности. По мнению графологов, поскольку не существует двух одинаковых почерков, почерк должен быть такой же формой проявления личности, ее «подписью», как голос или выражение лица.
Хотя предположения о связи почерка с индивидуальными особенностями душевной жизни высказывались еще в античности, первая подробная работа, исследующая связь почерка и личности, была написана итальянским врачом Камилло Бальди (1622). Отцом современной графологии принято считать аббата Жана Ипполита Мишо на (1807–1881), который собирал и каталогизировал специфические особенности почерка и пытался установить строгие соответствия между ними и личностными качествами.
Вначале XX века центр графологических исследований переместился из Франции в Германию. Вильгельм Прейер, профессор физиологии из Йены, обнаружил, что пациенты, из-за травмы лишившиеся рук, при письме с помощью рта или пальцев ног выводят буквы так же, как ранее писали рукой; таким образом, «почерк руки» оказался на самом деле «почерком мозга». На протяжении ХХ века графология занимает все более заметное место в европейской науке как инструмент психологического тестирования. Наиболее сильные позиции она имеет в Германии, где преподается в ряде университетов.
В Соединенных Штатах интенсивное изучение почерка и выразительных движений руки при письме предприняли в 1939 году Гордон Олпорт и Филипп Верной в Гарвардской психологической клинике. Они нашли, что движениям индивида свойственно внутреннее постоянство. Если человек склонен к ригидному, заторможенному поведению, это проявляется в его почерке так же, как в позах, походке, выражении лица и жестах. В 1942 году Tea Левинсон и Джозеф Зубин предприняли попытку придать графологии объективный характер, используя подробные таблицы для выявления графических особенностей, названных ими «напряжением и расслаблением».
Например, если почерк крупный, это указывает на склонность пишущего к экспансивности, к тенденции «думать о главном». Другие обличительные особенности того же почерка, в частности наклон, помогают определить, обращена ли подобная сосредоточенность на главное вовне (на внешние события), внутрь (на самого пишущего) или же носит смешанный характер и в какой степени. Применительно к социальной сфере ширина букв показывает, общителен пишущий или же застенчив. Торопливость или аккуратность письма говорит о том, спешит ли пишущий, импульсивен ли он, непредсказуем, эмоционален или же уравновешен, осмотрителен и сдержан. Оценки, содержащиеся в рабочей таблице графолога, преобразуются затем в отчет.
К сожалению, к графологии в нашем обществе принято относиться как к лженауке. Действительно, трудно спорить с утверждением, что в ней нет строгости, доказательств, удовлетворяющих академические инстанции, что она подвержена спекуляции и т. д. Наука графология действительно находится в стадии развития. На основании одних и тех же данных пессимисты говорят о том, что графология в принципе не может быть наукой, а «оптимисты» утверждают, что как научная дисциплина графология находится все еще в стадии становления. Стоит обратить внимание на то, что графологические исследования, как правило, выполняют социальный заказ и теснейшим образом связаны с интересами людей, в том числе и весьма влиятельных. Графологи дают информацию, которая может быть использована при принятии решений, касающихся носителей почерка. Здесь легко ожидать спекуляций, камуфляжа, стремления к монополии на результаты экспертизы.
То обстоятельство, что графология – довольно доступное орудие в борьбе одних людей против других, является ключевым в объяснении многих запутанностей ее истории. Ее брали на вооружение специалисты по компрометации в общественном мнении, широко использовали и используют политические разведки. Двойные стандарты отношения к графологии характерны для тоталитарных режимов – ведь власть имущие, с одной стороны, заинтересованы в информации о своих противниках, а с другой стороны – им трудно скрыть свой почерк, а значит, и информацию о своей личности.
2.2. Темперамент
Темперамент (лат. temperamentum — «устойчивая смесь компонентов») -индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
Древнейшее описание темпераментов принадлежит "отцу" медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает; если преобладает кровь (сангвис по-латыни), то темперамент будет сангвиника, т. е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь ("холе"), то человек будет холериком - желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь ("флегма"), то темперамент флегматика - спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь ("мелана-холе"), то получается меланхолик - несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.
Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не умеет себя сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии, обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его н/с обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет "реакцию льва", т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.
Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно; обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.
Меланхолик - человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать "срыв", растерянность, поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть свои чувства, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, неуверен в себе, у него могут возникнуть невротические расстройства. Они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.
Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит "маскировка" истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются "чистые" типы темперамента, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.
По почерку также можно определить темперамент человека:
У холерика почерк витиеват, он традиционно «скрытный», в нем прослеживается явная замкнутость и резкость. На стенках букв прослеживаются оборванные крючки. В общем характере письма можно разглядеть одинаковое направление штрихов;
У сангвиника черты отлично демонстрируются огромными буквами, будто нарочито возвышающимися над разграничивающими строками. Характер написания отрывист, нажим достаточно сильный, конец слова всегда четок. Окончания букв могут заходить своими крючками и хвостиками за нижнюю разграничивающую линию;
У флегматика почерк сплетен и равномерен, буквы имеют одинаковый нажим, связываются постоянно или почти постоянно. На первый взгляд такой почерк может показаться неразборчивым и торопливым;
У меланхолика почерк кругленький, изящный с красиво округленными буквами. На такой темперамент указывают бледные, наклонные буквы с неравномерным нажимом.
Для определения темперамента наших семиклассников мы используем методику Айзенка.
2.3. Конфликтность
Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.
Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д..
По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно.
По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.
По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.
Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный персонал, администрация и т. д.). В социально-психологических исследованиях показано, что «своя» группа в любой ситуации выглядит лучше «другой». Это так называемый феномен ингруппового фаворитизма, который выражается в том, что члены группы в той или иной форме благоприятствуют своей группе. Это источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Основной вывод, который делают из этих закономерностей социальные психологи, следующий: если мы хотим снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, отсутствие привилегий, справедливая оплата труда и т. д.).
Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами. Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных, уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.
Внутриличностный конфликт — это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.
Межличностный конфликт — это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками. Для женщин более характерны конфликты, связанные с личными проблемами, для мужчин — с профессиональной деятельностью.
Увидеть склонность человека к конфликтам могут не только психологи, но и графологи по некоторым аспектам :
-почерк напоминает интенсивную, плотную массу, пространства между строками, словами или буквами либо мало, либо почти нет;
- удлиненные отростки букв буквально «вмешиваются» в соседние строки, что делает текст более трудным для прочтения;
- почерк имеет сильный, либо очень сильный нажим
- изобилие углов и «палок» в почерке. Угловатость, заостренность почерка, он напоминает забор или заостренные ножи.
Для диагностики используем тест «Самооценка конфликтности», позволяющий оценить степень собственной конфликтности.
2.4. Самооценка
Самооценка-это это способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также судить о своих навыках, умениях, личных качествах, достоинствах и недостатках.
Способность к самоанализу оказывает большое влияние на формирование поведения людей. Такие качества личности, как неуверенность и решительность, активность и сдержанность, общительность и замкнутость напрямую зависят от самооценки. Мнение человека о себе определяет и отношение к нему окружающих.
Определяя критерии, по которым расценивается уровень самооценки, нельзя апеллировать к понятиям «хорошо» и «плохо». Психологи склоняются к созданию более развёрнутой картины, выделяя:
актуальную (по достигнутым результатам);
парциальную (по достижениям в конкретном виде деятельности);
потенциальную (по способностям и врождённым задаткам) самооценку.
Последний вид связывают с уровнем притязаний личности. Наиболее распространённым является следующее видовое определение самооценки:
заниженная (низкая);
адекватная (правильная);
завышенная.
Каждый вид характеризуется своими особенностями.
Заниженная (низкая)
Неадекватная низкая самооценка бывает у чрезмерно критично относящихся к себе людей. У большинства из них она формируется в детстве и сопровождает индивида всю жизнь. Проблема заниженной самооценки чревата неправильным развитием самосознания. Если даже человек обладает высоким интеллектуальным и духовным потенциалом, уничижительное мнение о самом себе может привести к нереализованности и многочисленным комплексам неполноценности.
Адекватная
Адекватная, или правильная, самооценка – это способность человека реально и объективно оценивать собственные возможности и внутренний потенциал. Она позволяет относится к себе с оптимальной степенью критичности, которая не вредит самореализации и восприятию личности окружающими людьми. Если индивид обладает такой самооценкой, он достигает успеха в жизни, карьере, личных взаимоотношениях. Она сопровождается формированием таких качеств, как инициативность, адаптированность к любым условиям, внутреннее равновесие, предприимчивость. Такая самооценка характерна для уверенного в себе человека, способного решить любую проблему.
Завышенная (высокая)
Высокомерные люди с признаками нарциссизма бывают всегда о себе высокого мнения. Часто их позиция расходится с восприятием их окружающими. Это несоответствие свидетельствует о завышенной самооценке.
Безусловно, с помощью знаний графологии мы так же сможем узнать о самооценке человека, но уже не по специальным методикам или тестам, а по одному предложению.
Обычно, человек, для которого характерна низкая самооценка, пишет очень маленькими буквами, он без всяких украшений. Такой почерк обычно достаточно тяжело читать. Для человека же с завышенной самооценкой характерен, напротив, крупный почерк, с дополнениями в написании букв.
Используем методику «Самооценка».
2.5. Практическая значимость
Отмечая практическую значимость графологии как науки, можно привести в качестве примера самые разные области применения знаний по графологии. Основными областями применения графологии являются подбор персонала, профессиональная ориентация, исторические изыскания. Наибольшая значимость графологии, на наш взгляд, проявляется в решении семейно-бытовых проблем, при создании семейных пар, а также в воспитании детей. В самом общем виде графолог может быть назван «консультантом по почерку», но обозначение «эксперт по почерку» обычно относится к лицу, проводящему экспертизу по заданию суда для оценки сходства или различия почерка исследуемого документа с почерком определенного лица.
Рекомендуется, чтобы предъявляемые для исследования автографы были исполнены одновременно как на бумаге без линеек, с достаточным пространством для заполнения, где направление строк не будет связано определенными рамками, так и на линованной бумаге с весьма ограниченным пространством для письма.
Письмо, написанное карандашом, менее выразительно, чем написанное ручкой, поэтому для чистоты графологического анализа лучше использовать перьевые ручки, поскольку такое перо более детально характеризует человека по его почерку.
Первые опыты рекомендуется производить над почерками близких, знакомых и тех людей, основные свойства характера которых вам хорошо известны. Например, можно использовать почерки в виде пожеланий на открытках. Если у различных лиц с одинаковыми, внешне ярко выраженными свойствами характера регулярно встречаются и определенные признаки в почерке, например почерк кругленький – коммуникабельность, сентиментальность, почерк угловатый – жесткость, лидерство, к тому же это ваши хорошие знакомые, то это можно рассматривать как выражение известных характерологических свойств.
Но прежде чем предполагаемое графологическое значение того или иного графического отклонения можно будет считать установленным признаком, его не только необходимо тщательно проверить практически, но и стремиться к тому, чтобы для найденного графологического признака найти также соответствующее объяснение и основание.
Также, исходя из положения, что сходство почерков обусловливает до известной степени сходство характера авторов, не будет лишним производить опыты и в данном направлении, выясняя, какие из признаков являются общими для исследуемых почерков. Подобные упражнения будут способствовать усвоению знаний и дадут понятие об основных графологических элементах и законах их характерологического сочетания.
Чем выше развитие человека, тем больше сторон души раскрывает его почерк. Слова превращаются в звуки, строки в мелодии и слышна музыка, подсказывающая содержание характера, темперамента. В этом случае графолог как бы «сканирует» человека, определяя его характер по почерку.
2.6. Особенности людей и их почерк
Каждому темпераменту присущи свои жесты и движения – медленные и легкие, порывистые и живые, сдержанные и сухие, размашистые и широкие, присущи и свои особенности начертания букв и расположение их в словах, фразах, тексте.
У людей изысканных, элегантных по своей натуре, с достоинством, медленными жестами сказывается и на почерке – изысканном, изящном с красиво округленными буквами, ровными и аккуратно расположенными строчками.
Упрямых, открытых натур почерк лишен выкрутасов, слова выписаны отрывистыми расходящимися линиями: буквы не замыкаются в себе, они как бы развернуты.
В письме жестоких, решительных людей буквы обычно бывают резкие, у мягких и у добродушных – округленные.
Грубые и вульгарные люди пишут витиевато, украшая нелепыми завитушками заглавные буквы.
Люди маленького роста увеличивают «хвостики» букв «в», «д», «р», «у» и т. д.
Если испытуемый пишет мелко, как бы лепит одну букву в другую, к тому же импульсивно – это может говорить как о его нервозности, так и о перенесенном болезненном стрессе (инфаркт, инсульт).
2.8 Подпись и росчерк
Подпись для графолога является наиболее общим выражением характера человека, потому что в ней испытуемый отражает себя как бы в сжатой форме. Когда нет возможности получить образец письма испытуемого, графологу достаточно грамотно проанализировать подпись человека, чтобы дать векторное определение (общее направление) особенностей его характера. Помимо общей подписи важную роль играет также росчерк, различные украшения в виде завитушек, которые, как правило, многие люди оставляют в своей подписи.
В самом общем виде подпись можно рассматривать в виде «файла», который графолог помещает в свой «компьютер», после чего «сканирует» испытуемого по его подписи «файлу». Существует несколько правил (законов) расшифровки подписи, которые усваиваются в процессе практического освоения графологии как науки.
3. Практическая часть
3.1.Исследование подчерка человека и выявление егоиндивидуальных особенностей
В исследовании приняли участие ученики 8 класса МБОУ «Лицей №36» г. Калуга. Всего 20 человек, из которых 5 юношей и 15 девушек.
Диагностика проводилась по тестам «Нарисуй себя собственным почерком», «Перейди дорогу» (Приложение 1).
Учащимся было предложено выполнить ряд заданий. После выполнения заданий анализировалась каждая позиция теста и давалась общая характеристика человека по его почерку.
Полученные данные анализировались по рекомендациям учебно-методического пособия «ГРАФОЛОГИЯ: ХАРАКТЕР ПО ПОЧЕРКУ» Санкт-Петербург 2006 УДК 14 ББК 88. 0 К 77, Кравченко В. И. и результаты представлены в таблице (Таблица 1) .
Полученные результаты обсуждались с испытуемыми, многие учащиеся подтвердили наши предположения, но также были те, кто не согласился с интерпретацией. Некоторые характеристики удивили и позволили взглянуть на себя по-новому.
Практически у всех учащихся диагностировано:
Неудовлетворенная потенциальная потребность;
Хорошее отношение с вышестоящими людьми;
Проявляет желание, но не стремится его осуществить;
Есть комплекс или комплексы.
Возможно это связано с особенностями подросткового возраста, нереализованные потребности и комплексы связанные с физическими данными, разбросанность интересов и отсутствие стремления их реализовать.
У некоторых учащихся характеристика имеет противоречия, например: коммуникабелен и замкнут, выдержанный и несдержанный, приветливый и замкнутый. Возможно это и есть противоречивость характера, но также характерно для подростков.
Для подтверждения гипотезы считаю необходимым сравнить результаты графологического исследования с результатами диагностики темперамента, самооценки, конфликтности, особенностей характера и сделать выводы.
Диагностика темперамента проводилась по методике Айзенка.
Результаты диагностики темперамента представлены в таблице №1.
Таб.№1
№ |
Шкала экстраверсии. |
Шкала эмоциональной устойчивости. |
Шкала лжи. |
Тип темперамента. |
1 |
12 |
13 |
2 |
Меланхолик |
2 |
14 |
12 |
1 |
Меланхолик |
3 |
12 |
12 |
2 |
Меланхолик/холерик |
4 |
10 |
14 |
4 |
Меланхолик |
5 |
13 |
17 |
0 |
Холерик |
6 |
10 |
9 |
4 |
Флегматик |
7 |
11 |
10 |
2 |
Флегматик |
8 |
17 |
17 |
0 |
Холерик |
9 |
18 |
13 |
2 |
Холерик |
10 |
14 |
11 |
4 |
Сангвиник |
11 |
13 |
10 |
3 |
Сангвиник |
12 |
13 |
10 |
1 |
Сангвиник |
13 |
10 |
16 |
3 |
Меланхолик |
14 |
4 |
16 |
3 |
Меланхолик |
15 |
14 |
15 |
0 |
Холерик |
16 |
13 |
10 |
1 |
Сангвиник |
17 |
6 |
21 |
3 |
Меланхолик |
18 |
8 |
15 |
5 |
Меланхолик |
19 |
12 |
22 |
5 |
Меланхолик |
20 |
11 |
13 |
2 |
Меланхолик |
Диагностика конфликтности (тест «Самооценка конфликтности»), результаты представлены в таблице №2.
Таб.№2
№ |
Коэффициент. |
Уровень конфликтности. |
1 |
32 |
Конфликтность выражена слабо |
2 |
31 |
Конфликтность выражена слабо |
3 |
35 |
Конфликтность выражена слабо |
4 |
39 |
Конфликтность выражена слабо |
5 |
40 |
Конфликтность выражена слабо |
6 |
42 |
Конфликтность выражена слабо |
7 |
30 |
Конфликтность не выражена |
8 |
42 |
Конфликтность выражена слабо |
9 |
44 |
Конфликтность выражена слабо |
10 |
45 |
Конфликтность выражена слабо |
11 |
41 |
Конфликтность выражена слабо |
12 |
30 |
Конфликтность не выражена |
13 |
30 |
Конфликтность не выражена |
14 |
31 |
Конфликтность выражена слабо |
15 |
34 |
Конфликтность выражена слабо |
16 |
43 |
Конфликтность выражена слабо |
17 |
39 |
Конфликтность выражена слабо |
18 |
29 |
Конфликтность не выражена |
19 |
33 |
Конфликтность выражена слабо |
20 |
29 |
Конфликтность не выражена |
Результаты диагностики по методике «Психогеометрический тест» представлены в таблице №3.
Таб.№3
№ |
Фигура |
1 |
треугольник |
2 |
зигзаг |
3 |
квадрат |
4 |
треугольник |
5 |
круг |
6 |
треугольник |
7 |
прямоугольник |
8 |
квадрат |
9 |
квадрат |
10 |
треугольник |
11 |
треугольник |
12 |
круг |
13 |
зигзаг |
14 |
треугольник |
15 |
треугольник |
16 |
квадрат |
17 |
прямоугольник |
18 |
прямоугольник |
19 |
круг |
20 |
круг |
Результаты диагностики самооценки представлены в таблице №4.
№ |
Идеал |
Анти идеал |
Самооценка |
1 |
0,5 |
0,5 |
Адекватная средняя |
2 |
0,6 |
0,1 |
Адекватная высокая |
3 |
1 |
0,4 |
Адекватная высокая |
4 |
0,4 |
0 |
Адекватная высокая |
5 |
0,5 |
0,5 |
Адекватная средняя |
6 |
0,5 |
0,6 |
Адекватная средняя |
7 |
0,5 |
0,4 |
Адекватная средняя |
8 |
0,5 |
0,1 |
Адекватная высокая |
9 |
0,6 |
0,2 |
Адекватная высокая |
10 |
1 |
0 |
Неадекватная завышенная |
11 |
0,6 |
0,4 |
Адекватная средняя |
12 |
0,8 |
0,1 |
Неадекватная завышенная |
13 |
0,6 |
0,25 |
Адекватная высокая |
14 |
0,5 |
0 |
Адекватная высокая |
15 |
0,5 |
0,6 |
Адекватная средняя |
16 |
0,4 |
0,5 |
Адекватная средняя |
17 |
0,5 |
0,4 |
Адекватная средняя |
18 |
0,6 |
0 |
Адекватная высокая |
19 |
0,7 |
0,6 |
Адекватная высокая |
20 |
0,5 |
0,4 |
Адекватная средняя |
№ |
Характеристика по тесту |
О Таб.№5 собое мнение и рекомендации
|
1 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, обладает ситуативной аккуратностью, коммуникабельностью. Общительна, добродушна, сентиментальна и капризна. Хорошее отношение с вышестоящими людьми. Предпочтение отдает умственному труду, стратег. Склонен размышлять о прошлом, нерешителен, импульсивен, замкнут, самоуглублён. Имеет приземленный характер, погружен в себя и имеет привычку уходить в фантазию. Возможно, имеет комплексы. Неудовлетворенная потенциальная потребность. |
Есть противоречия, обратить на них внимание и обсудить. |
2 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, независим, решителен и горд, способен к пониманию и компромиссу, прямолинеен. Застенчив, уравновешен, сентиментален и коммуникабелен. Обладает большой фантазией, одинок. Хорошее отношение с вышестоящими людьми. Отдает предпочтение умственному труду, тактик. Сосредоточен на отношениях с людьми, стремиться привлечь к себе внимание. Проявляет желание, но не стремится его осуществить. Не терпит ограничений. Неудовлетворенная потенциальная потребность . |
Есть противоречия, обратить на них внимание и обсудить. |
3 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, не реализована творческая натура. Присутствует желание прихвастнуть, показать свою решительность. Стремится доказать себе, что способен достичь высоких результатов. Самоуверен, не сдержан, упрям и капризен. Повышена требовательность к окружающим. Предпочтение отдает умственному труду, тактик. Грозная, бойцовская натура, у человека четкие цели и убеждения, сух в общении. Есть комплекс, связанный с физическими данными, присутствует необходимость расширения жизненного пространства. Неудовлетворенная потенциальная потребность. Проявляет желание, но не стремится его осуществить. |
Возможно неадекватная завышенная самооценка, обратиться к психологу. |
4 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, нервозен, присутствует комплекс. Открытый и скромный, может проявлять жесткость, сентиментален, приветлив. Сбалансированный характер, присутствует показательная решительность, самоуглубленность и импульсивность. Логический характер мыслительной деятельности, тактик. Стремится привлечь к себе внимание, ощущает себя малоценным. Глубокое чувство незащищенности, желание скрыть свое “я”, сосредоточен на отношениях с другими людьми, недоволен собой. Проявляет желание, но не стремится его осуществить. Неудовлетворенная потенциальная потребность. Есть необходимость в расширении жизненного пространства. |
Возможно низкая самооценка, обратиться к психологу. |
5 |
Двойная натура, неустойчивая психика, нервозен. Недоволен собой. У человека занижена вера в собственные силы, склонен к деятельности прикладного характера, стратег. Способен преувеличивать. Не сдержан, резок, упрям, сентиментален и обстоятелен. Большая фантазия. Хорошее отношение с вышестоящими людьми. Замкнут и скрытен, не сразу идет на контакт, возможно имеет комплексы. Неудовлетворенная потенциальная потребность. Проявляет желание, но не стремится его осуществить. |
Провести дополнительное обследование и выявить проблему. |
6 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, проявляет жесткость к другим, сбалансированные черты характера. Может игнорировать вышестоящих людей. Склонен к деятельности прикладного характера, тактик. Открыт, присутствует сухость в общении, недоволен собой, стремится к скрытности. Есть комплекс, связанный с физическими данными, замкнут на своем внутреннем мире. Присутствует чувство незащищенности, проживание страха; ребячество, человек утомлен своими проблемами. На душе скребут кошки, мечтает о дружбе и внимание. Богатая фантазия, сух в общении. Неудовлетворенная потенциальная потребность. Проявляет желание, но не стремится его осуществить. |
Есть противоречия, обратить на них внимание и обсудить. |
7 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры. Застенчив, независим, прямолинеен, нервозен, есть качества лидера. Не желает допускать кого-либо в свои дела; властолюбив, но не лидер. Сбалансированный характер, есть желание принимать участие, в чем либо; так же проявляет желание, но не стремится его осуществить. Неудовлетворённая потенциальная потребность. Приземленный и сбалансированный характер, возможно маленького роста. Обладает рациональным умом, тактик. Хорошие отношения с вышестоящими людьми. Приветлив, но на контакт идет не сразу. Сосредоточен на своих проблемах, присутствует сухость в общении. |
Есть противоречия, обратить на них внимание и обсудить. |
8 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, экспансивен. Коммуникабелен, сентиментален, прямолинеен и добродушен. Четко поставлены цели, его трудно переубедить. Поддается соблазну, жаждет адреналина. Хитер, демонстративен, упорен, уверен, бывает груб. Выставляет свою решительность на показ, стремиться к скрытности. Грозная, бойцовская натура. Есть неудовлетворенная потенциальная потребность. Проявляет желание, но не стремится его осуществить. Человек обстоятельный, с большой фантазией, обаятелен. Способен к пониманию и компромиссу. Он утомлен проблемами, есть необходимость расширения жизненного пространства. |
Следует проработать гнев, агрессию, есть противоречия обратить на них внимание. |
9 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, коммуникабелен, сентиментален, открыт и добродушен. Способен быстро уловить суть, есть ситуативная аккуратность. Гибкий человек. Упрям, стабилен в своей деятельности. Ближе деятельность прикладного характера. Хорошее отношение с вышестоящими людьми. Общителен, любит природу. Есть неудовлетворенная потенциальная потребность. Проявляет желание, но не стремится его осуществить. Нервозен; возможно, имеет комплексы. Усталый человек, утомлен проблемами. Не сразу идет на контакт, присутствует сухость в общении. |
Провести дополнительное обследование и выявить проблему. |
10 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, быстро улавливает суть, экспансивен. Плохое отношение с вышестоящими людьми. Отдает предпочтения деятельности прикладного характера, стратег. Тщеславен, горд, не сдержан, замкнут, дипломатичен, рассудителен и выдержан. Эгоистичен, имеет приземленный характер, коммуникабелен и прямолинеен. Четкие цели и убеждения. Способен к словестной агрессии. Сосредоточен на отношениях с другими. Сух в общении. Есть неудовлетворенная потенциальная потребность. Богатая фантазия. Великодушен, любит домашнюю атмосферу. |
Есть противоречия, обратить на них внимание и обсудить. |
11 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры. Коммуникабелен, прямолинеен, независим. Сбалансированный характер. Сосредоточен на своих проблемах, стремится к скрытости. Присутствует комплекс, связанный с физическими данными. Обстоятельный человек. Отдает предпочтения умственному труду, логичный характер, стратег. Способен к высокому самоконтролю. Добрый, сентиментальный. Погружен в себя. Есть неудовлетворенная потенциальная потребность. |
Провести дополнительное обследование и выявить проблему. |
12 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, экспансивен, оптимистичен и коммуникабелен. Способен быстро подстроиться под ситуацию, упрям, не любит допускать кого-либо в свои дела. Может сам себе создавать проблемы. Сентиментален, великодушен. Не любит ограничения, стремиться к скрытности. Плохо ладит с вышестоящими людьми. Предпочитает деятельность прикладного характера, тактик. Есть неудовлетворенная потенциальная потребность. Погружен в себя, великодушен, осторожен. |
Порекомендовать активизировать общение. |
13 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры. Застенчив, сентиментален, нервозен. Не терпит ограничений, обладает богатой фантазией. Хорошее отношение с вышестоящими людьми. Есть неудовлетворенная потенциальная потребность. Горд, способен постаять за себя, сентиментален, великодушен и приветлив. Прямолинейный характер, открытая натура. Возможно человек маленького роста. |
|
14 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, экспансивен и коммуникабелен. Способен быстро отреагировать на ситуацию. Отдает предпочтения деятельности прикладного характера, тактик. Капризен, не желает допускать кого-либо в свои дела. Есть неудовлетворенная потенциальная потребность. Проявляет желание, но не стремится его осуществить. Хорошее отношение с вышестоящими людьми. Способен идти на компромисс. Человек настроения. Не любит ограничения, демонстративен, хочет привлечь к себе внимание. Добрая натура. Человек утомленный проблемами. Для него характерен полет фантазии в которой он ищет утешение. Любит вспоминать прошлое, скрытен. Возможно имеет комплексы. Человек сух в общении, одинок. |
Обратить внимание на актуальность настоящего и перспективы будущего. |
15 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры. Он дистанцируется от других, стойкий человек (возможно чувство незащищенности). Сосредоточен на отношениях с другими людьми, демонстративен. Быстрая реакция. Самокритичен, хвастлив и горд. Предпочитает умственный труд, стратег. Возможен комплекс, связанный с физическими данными. Есть неудовлетворенная потенциальная потребность. Проявляет желание, но не стремится его осуществить. Плохое отношение с вышестоящими людьми. Человек утомлен проблемами, испытывает затруднения, находится в поиске выхода из ситуации. Любит вспоминать о прошлом. |
Провести дополнительное обследование и выявить проблему. |
16 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, способен быстро реагировать на ситуации. Предпочтение отдает умственному труду, стратег. Открыт, независим и сентиментален. Есть неудовлетворенная потенциальная потребность. Проявляет желание, но не стремится его осуществить. Плохое отношение с вышестоящими людьми, прямолинеен. Стремится к скрытности. Не умеет ограничивать себя. У человека четкие цели. В жизни присутствует неудобная ситуация. Обладает богатой фантазией, гостеприимством, великодушием. Человек усталый, возможно наличие комплексов. |
Провести дополнительное обследование и выявить проблему. |
17 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры. Жесткий человек, есть задатки лидера. Обстоятельный человек, не любящий спешки. Рассудителен, коммуникабелен, независим, сосредоточен на отношениях с другими людьми, тактик. Неплохие отношения с вышестоящими людьми. Обладает взрывным характером. Есть неудовлетворенная потенциальная потребность. Проявляет желание, но не стремится его осуществить. Человек утомлен проблемами. Великодушен, гостеприимен, обладает большой фантазией. |
|
18 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, резок. Быстро реагирует на разные ситуации, тактик. Избирателен, раздражителен и прямолинеен. Возможен комплекс, связанный с физическими данными. Поддается соблазну, жаждет адреналина. Не любит ограничений, жаден и сентиментален. Плохое отношение с вышестоящими людьми. Доводит начатое до конца. Усталый человек, есть ситуация, которая затрудняет его. Сух в общении. |
Провести дополнительное обследование и выявить проблему. |
19 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, обладает хорошей ситуативной реакцией, тактик. Желание показать свою решительность. Возможно наличие комплекса. Выдержанный и дипломатичный человек. Есть неудовлетворенная потенциальная потребность. Проявляет желание, но не стремится его осуществить. Неплохое отношение с вышестоящими людьми. Сентиментален, одинок, замкнут. Сосредоточен на отношениях с другими людьми, может быть агрессивен. Заботится о близких, сух в общении, утомлен проблемами. |
Провести дополнительное обследование и выявить проблему. |
20 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, открыт и сдержан. Упрям при достижении цели, капризен. Быстрая ситуативная реакция, склонен к самоедству. Упрям при достижении цели, тактик. Стойкий человек, которому свойственно переживание страха. Проявляет желание, но не стремится его осуществить. Заботится о близких, гостеприимен. Сух в общении и утомлен проблемами. Присутствует желание уклонится от обязанностей. |
Полученные результаты графологического исследования сравнила с результатами психологической диагностики темперамента, самооценки, особенностей характера, конфликтности. Сравнительная таблица №6.
Таб.№6
№ |
Графология |
Темперамент |
Фигура |
Уровень конфликтности |
Самооценка |
1 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, обладает ситуативной аккуратностью, коммуникабельностью. Общительна, добродушна, сентиментальна и капризна. Хорошее отношение с вышестоящими людьми. Предпочтение отдает умственному труду, стратег. Склонен размышлять о прошлом, нерешителен, импульсивен, замкнут, самоуглублён. Имеет приземленный характер, погружен в себя и имеет привычку уходить в фантазию. Возможно, имеет комплексы. Неудовлетворенная потенциальная потребность. |
Меланхолик |
треугольник |
Конфликтность выражена слабо |
Адекватная средняя |
2 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, независим, решителен и горд, способен к пониманию и компромиссу, прямолинеен. Застенчив, уравновешен, сентиментален и коммуникабелен. Обладает большой фантазией, одинок. Хорошее отношение с вышестоящими людьми. Отдает предпочтение умственному труду, тактик. Сосредоточен на отношениях с людьми, стремиться привлечь к себе внимание. Проявляет желание, но не стремится его осуществить. Не терпит ограничений. Неудовлетворенная потенциальная потребность . |
Меланхолик |
зигзаг |
Конфликтность выражена слабо |
Адекватная высокая |
3 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, не реализована творческая натура. Присутствует желание прихвастнуть, показать свою решительность. Стремится доказать себе, что способен достичь высоких результатов. Самоуверен, не сдержан, упрям и капризен. Повышена требовательность к окружающим. Предпочтение отдает умственному труду, тактик. Грозная, бойцовская натура, у человека четкие цели и убеждения, сух в общении. Есть комплекс, связанный с физическими данными, присутствует необходимость расширения жизненного пространства. Неудовлетворенная потенциальная потребность. Проявляет желание, но не стремится его осуществить. |
Холерик |
квадрат |
Конфликтность выражена слабо |
Адекватная высокая |
4 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, нервозен, присутствует комплекс. Открытый и скромный, может проявлять жесткость, сентиментален, приветлив. Сбалансированный характер, присутствует показательная решительность, самоуглубленность и импульсивность. Логический характер мыслительной деятельности, тактик. Стремится привлечь к себе внимание, ощущает себя малоценным. Глубокое чувство незащищенности, желание скрыть свое “я”, сосредоточен на отношениях с другими людьми, недоволен собой. Проявляет желание, но не стремится его осуществить. Неудовлетворенная потенциальная потребность. Есть необходимость в расширении жизненного пространства. |
Меланхолик |
треугольник |
Конфликтность выражена слабо |
Адекватная высокая |
5 |
Двойная натура, неустойчивая психика, нервозен. Недоволен собой. У человека занижена вера в собственные силы, склонен к деятельности прикладного характера, стратег. Способен преувеличивать. Не сдержан, резок, упрям, сентиментален и обстоятелен. Большая фантазия. Хорошее отношение с вышестоящими людьми. Замкнут и скрытен, не сразу идет на контакт, возможно имеет комплексы. Неудовлетворенная потенциальная потребность. Проявляет желание, но не стремится его осуществить. |
Холерик |
круг |
Конфликтность выражена слабо |
Адекватная средняя |
6 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, проявляет жесткость к другим, сбалансированные черты характера. Может игнорировать вышестоящих людей. Склонен к деятельности прикладного характера, тактик. Открыт, присутствует сухость в общении, недоволен собой, стремится к скрытности. Есть комплекс, связанный с физическими данными, замкнут на своем внутреннем мире. Присутствует чувство незащищенности, проживание страха; ребячество, человек утомлен своими проблемами. На душе скребут кошки, мечтает о дружбе и внимание. Богатая фантазия, сух в общении. Неудовлетворенная потенциальная потребность. Проявляет желание, но не стремится его осуществить. |
Флегматик |
треугольник |
Конфликтность выражена слабо |
Адекватная средняя |
7 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры. Застенчив, независим, прямолинеен, нервозен, есть качества лидера. Не желает допускать кого-либо в свои дела; властолюбив, но не лидер. Сбалансированный характер, есть желание принимать участие, в чем либо; так же проявляет желание, но не стремится его осуществить. Неудовлетворённая потенциальная потребность. Приземленный и сбалансированный характер, возможно маленького роста. Обладает рациональным умом, тактик. Хорошие отношения с вышестоящими людьми. Приветлив, но на контакт идет не сразу. Сосредоточен на своих проблемах, присутствует сухость в общении. |
Флегматик |
прямоугольник |
Конфликтность выражена слабо |
Адекватная средняя |
8 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, экспансивен. Коммуникабелен, сентиментален, прямолинеен и добродушен. Четко поставлены цели, его трудно переубедить. Поддается соблазну, жаждет адреналина. Хитер, демонстративен, упорен, уверен, бывает груб. Выставляет свою решительность на показ, стремиться к скрытности. Грозная, бойцовская натура. Есть неудовлетворенная потенциальная потребность. Проявляет желание, но не стремится его осуществить. Человек обстоятельный, с большой фантазией, обаятелен. Способен к пониманию и компромиссу. Он утомлен проблемами, есть необходимость расширения жизненного пространства. |
Холерик |
квадрат |
Конфликтность выражена слабо |
Адекватная средняя |
9 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, коммуникабелен, сентиментален, открыт и добродушен. Способен быстро уловить суть, есть ситуативная аккуратность. Гибкий человек. Упрям, стабилен в своей деятельности. Ближе деятельность прикладного характера. Хорошее отношение с вышестоящими людьми. Общителен, любит природу. Есть неудовлетворенная потенциальная потребность. Проявляет желание, но не стремится его осуществить. Нервозен; возможно, имеет комплексы. Усталый человек, утомлен проблемами. Не сразу идет на контакт, присутствует сухость в общении. |
Холерик |
квадрат |
Конфликтность выражена слабо |
Адекватная высокая |
10 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, быстро улавливает суть, экспансивен. Плохое отношение с вышестоящими людьми. Отдает предпочтения деятельности прикладного характера, стратег. Тщеславен, горд, сдержан, дипломатичен, рассудителен и выдержан. Эгоистичен, имеет приземленный характер, коммуникабелен и прямолинеен. Четкие цели и убеждения. Способен к словестной агрессии. Сосредоточен на отношениях с другими. Сух в общении. Есть неудовлетворенная потенциальная потребность. Богатая фантазия. Великодушен, любит домашнюю атмосферу. |
Сангвиник |
треугольник |
Конфликтность выражена слабо |
Неадекватная завышенная |
11 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры. Коммуникабелен, прямолинеен, независим. Сбалансированный характер. Сосредоточен на своих проблемах, стремится к скрытости. Присутствует комплекс, связанный с физическими данными. Обстоятельный человек. Отдает предпочтения умственному труду, логичный характер, стратег. Способен к высокому самоконтролю. Добрый, сентиментальный. Погружен в себя. Есть неудовлетворенная потенциальная потребность. |
Сангвиник |
треугольник |
Конфликтность выражена слабо |
Адекватная средняя |
12 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, экспансивен, оптимистичен и коммуникабелен. Способен быстро подстроиться под ситуацию, упрям, не любит допускать кого-либо в свои дела. Может сам себе создавать проблемы. Сентиментален, великодушен. Не любит ограничения, стремиться к скрытности. Плохо ладит с вышестоящими людьми. Предпочитает деятельность прикладного характера, тактик. Есть неудовлетворенная потенциальная потребность. Погружен в себя, великодушен, осторожен. |
Сангвиник |
круг |
Конфликтность не выражена |
Неадекватная завышенная |
13 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры. Застенчив, сентиментален, нервозен. Не терпит ограничений, обладает богатой фантазией. Хорошее отношение с вышестоящими людьми. Есть неудовлетворенная потенциальная потребность. Горд, способен постаять за себя, сентиментален, великодушен и приветлив. Прямолинейный характер, открытая натура. Возможно человек маленького роста. |
Меланхолик |
зигзаг |
Конфликтность не выражена |
Адекватная высокая |
14 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, экспансивен и коммуникабелен. Способен быстро отреагировать на ситуацию. Отдает предпочтения деятельности прикладного характера, тактик. Капризен, не желает допускать кого-либо в свои дела. Есть неудовлетворенная потенциальная потребность. Проявляет желание, но не стремится его осуществить. Хорошее отношение с вышестоящими людьми. Способен идти на компромисс. Человек настроения. Не любит ограничения, демонстративен, хочет привлечь к себе внимание. Добрая натура. Человек утомленный проблемами. Для него характерен полет фантазии в которой он ищет утешение. Любит вспоминать прошлое, скрытен. Возможно имеет комплексы. Человек сух в общении, одинок. |
Меланхолик |
треугольник |
Конфликтность выражена слабо |
Адекватная высокая |
15 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры. Он дистанцируется от других, стойкий человек (возможно чувство незащищенности). Сосредоточен на отношениях с другими людьми, демонстративен. Быстрая реакция. Самокритичен, хвастлив и горд. Предпочитает умственный труд, стратег. Возможен комплекс, связанный с физическими данными. Есть неудовлетворенная потенциальная потребность. Проявляет желание, но не стремится его осуществить. Плохое отношение с вышестоящими людьми. Человек утомлен проблемами, испытывает затруднения, находится в поиске выхода из ситуации. Любит вспоминать о прошлом. |
Холерик |
треугольник |
Конфликтность выражена слабо |
Адекватная средняя |
16 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, способен быстро реагировать на ситуации. Предпочтение отдает умственному труду, стратег. Открыт, независим и сентиментален. Есть неудовлетворенная потенциальная потребность. Проявляет желание, но не стремится его осуществить. Плохое отношение с вышестоящими людьми, прямолинеен. Стремится к скрытности. Не умеет ограничивать себя. У человека четкие цели. В жизни присутствует неудобная ситуация. Обладает богатой фантазией, гостеприимством, великодушием. Человек усталый, возможно наличие комплексов. |
Сангвиник |
квадрат |
Конфликтность выражена слабо |
Адекватная средняя |
17 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры. Жесткий человек, есть задатки лидера. Обстоятельный человек, не любящий спешки. Рассудителен, коммуникабелен, зависим, сосредоточен на отношениях с другими людьми, тактик. Неплохие отношения с вышестоящими людьми. Обладает взрывным характером. Есть неудовлетворенная потенциальная потребность. Проявляет желание, но не стремится его осуществить. Человек утомлен проблемами. Великодушен, гостеприимен, обладает большой фантазией. |
Меланхолик |
прямоугольник |
Конфликтность выражена слабо |
Адекватная средняя |
18 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, резок. Быстро реагирует на разные ситуации, тактик. Избирателен, раздражителен и прямолинеен. Возможен комплекс, связанный с физическими данными. Поддается соблазну, жаждет адреналина. Не любит ограничений, жаден и сентиментален. Плохое отношение с вышестоящими людьми. Доводит начатое до конца. Усталый человек, есть ситуация, которая затрудняет его. Сух в общении. |
Меланхолик |
треугольник |
Конфликтность не выражена |
Адекватная высокая |
19 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, обладает хорошей ситуативной реакцией, тактик. Желание показать свою решительность. Возможно наличие комплекса. Выдержанный и дипломатичный человек. Есть неудовлетворенная потенциальная потребность. Проявляет желание, но не стремится его осуществить. Неплохое отношение с вышестоящими людьми. Сентиментален, одинок, замкнут. Сосредоточен на отношениях с другими людьми, не агрессивен. Заботится о близких, сух в общении, утомлен проблемами. |
Меланхолик |
круг |
Конфликтность не выражена |
Адекватная высокая |
20 |
Человек выдержан, не поддается на авантюры, открыт и сдержан. Упрям при достижении цели, капризен. Быстрая ситуативная реакция, склонен к самоедству. Упрям при достижении цели, тактик. Стойкий человек, которому свойственно переживание страха. Проявляет желание, но не стремится его осуществить. Заботится о близких, гостеприимен. Сух в общении и утомлен проблемами. Присутствует желание уклонится от обязанностей. |
Меланхолик |
круг |
Конфликтность не выражена |
Адекватная средняя |
4.Выводы
Целью моей работы являлось исследование подчерка человека и выявление его индивидуальных особенностей. Для реализации цели я изучала литературу по теме «Графология: характер по почерку», исследовала отдельные аспекты: размер, наклон, ширина, вертикальные пропорции, правильность, связность, форма соединения, нажим, скорость, ритм, равномерность линий, степень упрощения начертания букв, расстояния между словами и строками, поля, общее расположение и многочисленные мелкие детали, такие как способ ставить точки, росчерки и т. д.и как это интерпретируется, рассмотрела области применения знаний по графологии.
Проведя диагностику, среди учеников 8х классов, я смогла дать характеристику их личностным особенностям и индивидуальным способностям по почерку и по психологическим тестам. Проанализировав и сравнив полученные результаты можно сделать следующие выводы:
сопоставляя данные графологии и диагностики самооценки - 10 из 20 человек подтвердили итоги графологической диагностики (50 %)
сопоставляя данные графологии и диагностики темперамента -16 человек подтвердили итоги графологической диагностики (80%)
сопоставляя данные графологии и диагностики конфликтности - 14 из 20 человек подтвердили итоги графологической диагностики (70%)
сопоставляя данные графологии и диагностики психогеометрического теста- из 20 человек подтвердили итоги графологической диагностики 14 человек (70%)
На основании сделанных выводов можно утверждать, что поставленная нами гипотеза верна - по почерку человека можно определить его личностные качества.
По результатам исследований я попыталась дать рекомендации ученикам. Так же, ознакомила и обсудила с ними результаты выполненных методик. Свои предположения и рекомендации я конструктивно проговорила.
В процессе работы над исследованием я приобрела опыт проведения и интерпретации методики выявления индивидуальных особенностей личности по почерку. Надеюсь, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок в моей дальнейшей деятельности. В процессе написания работы я узнала, как объемно и разносторонне почерк может рассказать о своем владельце. Результаты исследования заставили меня проанализировать свой почерк и почерки моих близких. Также я смогла ознакомиться с характеристикой по почерку знаменитых людей (Приложение 2).
Больше всего сложностей вызвало у меня интерпретация полученных результатов. Но, не смотря на это, процесс исследования показался мне достаточно занятным и интересным. Уверенна, что смогу продолжить работу по теме «Графология», мне будет интересно проследить связь между нервно-мозговыми заболеваниями и нарушением обычного вида почерка, а также провести более детальный анализ почерка своих знакомых и друзей.
Библиографический список
1. Моргенштерн, И. Психографология. Наука об определении внутреннего мира человека по его почерку / И. Моргенштерн. СПб.: Питер, 1994. 350 с.
2. Зуев-Инсаров, Д. М. Почерк и личность / Д. М. Зуев-Инсаров. М.: Изд-во «СТ», 1993. 111 с.
3. Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье / В. И. Гарбузов. СПб.: АО «Сфера», 1994. 160 с.
4. Флоренский, Э. Д. Он + Она. Психологические тесты. Сер. «Дамский 058 клуб» / Э. Д. Флоренский. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 352 с.
5. Дороти, C. Тайны почерка: Пер. с англ. / С. Дороти. М..: «РИ-ПОЛ КЛАССИК», «Вече», 1997. 160 с.
6. Маяцкий, В. Графология / В. Маяцкий. М.: Изд-во «Университетская тип.,» Страстной бульвар, 1907. 60 с.
7. Рамендик, Д. М. Загляни внутрь себя. Психологическое тестирование - серьезно, но доступно / Д. М. Рамендик, М. Г. Рамендик; Ин-т психотерапии. М., 2001. 192 с.
8. Щеголев, И. Тайны почерка/ И. Щеголев. СПб.: Питер, 2004. 128 с.
9. Лазурский,А. Ф. Классификация личностей / А. Ф. Лазурский. Л., 1925.
10. Мейер, Г. Научные основы графологии / Г. Мейер. Лейпциг, 1926.
11. Бобров, А. И. Язык почерка. Как понять себя и других/ А. И. Бобров. М.: ЗАО«ЦентрПолиграф, 2006. 191 с. (Популярная психология).
Интернет- статьи:
http://psyfactor.org/personal/personal10-12.htm
http://mjusli.ru/psihologija/poznaem-sebya/grafologiya
http://studopedia.ru/view_psihilogiya.php?id=30
http://vse-dlya-vseh.ucoz.ru/publ/psikhologija/psikhologija_podcherka/otrazhenie_agressii_konfliktnosti_v_pocherke/110-1-0-1613
http://gopsy.ru/lichnost/chto-takoe-samoocenka.html#h2_2 Скопировано с сайта © http://gopsy.ru/
Приложение 1
Тест «Нарисуй себя собственным почерком»
Ученику предлагается выполнить тест на бумаге или у доски, а именно:
— написать под диктовку очень быстро (насколько возможно) текст, состоящий из пяти — шести слов, например: «на улице прекрасная погода, весна пришла — Ура! Ура! Ура!», в нашем случае ребята писали : «Однажды я прочитал статью о редкой марке»;
— нарисовать кошку или зайчика;
— написать очень медленно (настолько возможно) свое имя и отчество;
— нарисовать слона, но при этом вид сзади исключается;
— вспомнить любую геометрическую фигуру и изобразить её на бумаге;
— нарисовать дорогу на бумаге и показать её направление стрелочкой;
— написать словом любимый цвет испытуемого (белый, красный и т. д.);
— поставить свою обыкновенную подпись, а потом расписаться также в квадрате, который ему нарисует ведущий;
— нарисовать что-нибудь, что обычно рисует испытуемый, когда ему нечего делать;
— нарисовать птичку;
— нарисовать дом по собственному проекту;
— как можно ярче отобразить на бумаге любое явление природы;
— выбрать из предложенных ситуаций одну, для того чтобы перейти через перекрёсток, оборудованный светофором.
Тест «Перейди дорогу»
Представим себе перекресток, оборудованный светофором, и спросим себя, как мы чаще всего переходим в этом случае через дорогу.
Можно выбрать только один вариант ответа:
а) всегда перехожу только по зеленому сигналу светофора;
б) чаще всего ожидаю желтый сигнал и перебегаю через дорогу;
в) часто рискую и перебегаю на красный сигнал;
г) иногда, нарушая правила, рискую при переходе через дорогу.
Приложение 2
Психогеометрический тест
Приложение 3
Методика «Самооценка».
Цель исследования: Определение уровня самооценки учеников…
Оборудование: Список « Черты характера и темперамента», словарик объясняющий значение этих черт, лист бумаги, ручка.
Ход исследования:
1. Ученикам предложено расположить перечисленные черты характера человека в 2 столбика: «Мой идеал» и «Мой анти - идеал».
Холодность, увлекаемость, стыдливость, самозабвение, развязность, поэтичность, аккуратность, вспыльчивость, грубость, заботливость, злопамятство, капризность, беспечность, восприимчивость, жизнерадостность, завистливость, искренность, легковерие, вдумчивость, гордость, застенчивость, изысканность, медлительность, мечтательность, настойчивость, нервозность, обаяние, отзывчивость, подозрительность, презрительность, рассудочность, сдержанность, терпеливость, упорство, энтузиазм, мнительность, нежность, нерешительность, обидчивость, педантичность, принципиальность, радушие, решительность, сострадательность, трусость, уступчивость, мстительность, непринужденность, несдержанность, осторожность, подвижность.
2. Затем в каждом столбике отметить знаком «+» те черты, присущи им.
Обработка результатов:
Посчитать количество черт личности в каждом столбике.
«Мой идеал» - «Мой анти - идеал» -
После этого количество знаков «+» поделить на количество записанных черт в каждом столбике и вычислить коэффициент самооценки.
«Мой идеал»
«Мой анти - идеал»
Характер самооценки определить по следующей таблице.
«Мой идеал» |
«Мой анти-идеал» |
||
коэффициент |
характер |
коэффициент |
характер |
0,0 – 0,3 |
Заниженная |
0,0 – 0,3 |
Завышенная |
0,4 – 0,6 |
Нормальная |
0,4 – 0,6 |
Нормальная |
0,7 – 1,0 |
Завышенная |
0,7 – 1,0 |
Заниженная |
Приложение 4 Тест. Самооценка конфликтности
Вашему вниманию предлагается тест, позволяющий оценить степень вашей собственной конфликтности.
Тест содержит шкалу, которая будет использована вами для самооценки по 10 парам утверждений. Выполнение его сводится к следующему. Вы оцениваете каждое утверждение левой и правой колонки. При этом отметьте кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по 7-балльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда — 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.
1. Рветесь в спор |
765432 1 |
Уклоняетесь от спора |
2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений |
765432 1 |
Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном |
3. Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать |
7 6543 2 1 |
Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего |
4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов |
765432 1 |
Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов |
5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента |
765432 1 |
Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента |
6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку |
765432 1 |
В напряженной обстановке чувствуете себя неловко |
7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер |
765432 1 |
Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции |
8. Не уступаете в спорах |
765432 1 |
Уступаете в спорах |
9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта |
765432 1 |
Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта |
10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя |
765432 1 |
Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины |
Оценка результатов
На каждой строке соедините отметки по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра четыре) влево означает склонность к конфликтности, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов.
Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов. Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 баллов - на высокую; 50 баллов - на выраженную конфликтность. Число баллов 11-15 указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций.
Приложение 5
Типы темперамента
Критерий |
Холерик |
Сангвиник |
Флегматик |
Меланхолик |
Тип нервной системы |
Сильный неуравновешенный |
Сильный уравновешенный подвижный |
Сильный уравновешенный инертный |
Слабый |
Активность |
Активен. Человек быстрый, порывистый. |
Человек живой, подвижный, быс-тро отзывающий-ся на окружаю-щие события. |
Медлительный, невозмутимый человек. |
Настороженность во взгляде, позе. |
Поведение в обществе |
Лидер, легко уста-навливает контак-ты, но с трудом поддерживает. Им-пульсивен, скло-нен к конфликтам. |
В центре внима-ния, пользуются уважением, легко устанавливают контакты |
С трудом устанавливает, но легко поддерживает знакомство. |
Предпочитает быть в стороне. |
Настроение |
Склонен к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Неуравновешен. |
Сравнительно легко переживает неудачи и неприятности. |
Слабое внешнее выражение ду-шевного состоя-ния. Более или менее постоян-ное настроение. |
Легко ранимый человек, склонен глубоко пережи-вать даже незна-чительные неуда-чи, но внешне сдержан. |
Работа |
Способен отдава-ться делу с исключительной страстностью. Быстро включает-ся в работу. |
В работу включа-ется быстро, но до конца доводит при наличии интереса. Предпочитает все новое. |
Медленно включается в работу, но зато способен выдерживать значительные нагрузки. |
Быстро переуто-мляется. Харак-терно тщатель-ное планирова-ние и самоконт-роль, поэтому в его работе мало ошибок. |
Речь |
Громкая, резкая, бывает грубой. |
Живая, эмоциональная. |
Спокойная, размеренная, с паузами. |
Тихая, может снижаться до шепота. |
Память |
Быстро запоминает, быстро забывает. |
Хорошая, схватывает на лету. |
Запоминает медленно, помнит долго. |
Запоминает быстро за счет высокой спо-собности к ана-лизу. |
Внимание |
Развито переклю-чение, быстро сосредотачивается. |
Развиты переклю-чение, распреде-ление, быстро сосредотачивается |
Развита устойчивость. |
Познавательная сфера может развиваться. |
Приложение 6
Подписи исторических личностей также подлежат общему анализу в соответствии с принятыми правилами. Особенностью в приводимых здесь примерах характеристик почерков является то, что уделяется основное внимание их отличительным признакам, а также тому, в каких буквах отражаются наружность и основные черты характера писавших людей. При этом каждая характеристика сопровождается конкретным историческим примером. В качестве примера, подтверждающего те или иные особенности характера человека по его подписи, в настоящей главе представлен анализ подписей известных исторических личностей нашего времени, «наших современников»: президента, священнослужителя, а также наиболее известных личностей (царей, полководцев, поэтов, писателей).
Подпись императора Петра Великого
Штыкообразные, с открытыми верхушками буквы, но смело поднимающиеся вверх. Буквы получают красоту как бы сами собою, без всяких искусственных украшений. Местами используется разрыв, однако подпись выполнена бессистемно. Равномерное развитие жестокости и милосердия. Наличие женского начала самое незначительное. Упрямство и своенравие как либертофильность проявляются в подписи в виде поднимающихся букв. Непостижимый ум, особенный, оригинальный склад мышления, способность схватывать все «на лету» подтверждаются не только четкостью подписи в виде имени, но и общей формой отражения подписи.
Подпись императрицы Елизаветы Петровны
Скачущие, кривые, объемистые, но тонкие, изящные, изысканные буквы, характеризуют глубину души автора подписи. Высокомерность, капризность и в то же время веселый нрав определяют буквы всей подписи от заглавной до её окончания. Женское воспитание (круглые буквы), эксцентричность (разрыв букв), кротость — все это результат системного воспитания. Разность в наклоне букв подтверждает как упрямство, так и простоту в обращении с окружающими.
Подписи поэта А. С. Пушкина
Имя А. С. Пушкина известно всем как имя гениального поэта, трагически погибшего на дуэли. Однако мало кому известны детали характера этого гениального и в то же время неординарного человека. Буквы прямые, резкие, клинообразные, связные и на первый взгляд простые и читаемые, но каждая из букв носит отпечаток индивидуальной красоты. Все это говорит о неординарности человека. Читаемость подписи подчеркивает определенную системность самовоспитания. Некоторые взмахи, оригинальные закругления в буквах, завитушки как украшения заглавных букв — говорят о творческой натуре человека, о проницательности мыслей. Это же указывает на подверженность человека разнообразным настроениям. Человеку свойственна капризность, вспыльчивость и даже грубость. При всей гениальности поэта, нельзя не сказать о его непостоянстве в отношении к противоположному полу и любвеобильности, о его темпераментной натуре и обидчивости. Такой человек непрактичен в обыденной жизни, расточителен. Широкая славянская натура, ревнив, болезненно самолюбив, но доверчив к людям и наивен. Общая форма подписи говорит о том, что человек постоянно искал себя в жизни, его творчество было единственной отдушиной, где поэт жил в мире с самим собой.
Почерк и три вида подписи президента России В. В. Путина
Как уже отмечалось ранее, графология позволяет дать характеристику человека на тот период, когда он оставил свой почерк или подпись. Это еще раз подтверждает истину о том, что наш почерк не меняется, а соответствует нашему сиюминутному состоянию души и тела. Не случайно современная западная медицина определяет диагноз больного с помощью графологического теста, поскольку след на бумаге отражает психографологическое состояние человека.
В этой связи анализ подписей разных лет позволяет довольно точно дать не только характеристику человека на данный период, но и представить сравнительный анализ его личностных характеристик за определенный период времени. Поскольку чаще всего в литературе по графологии приводятся примеры с подписями разных лет Наполеона, в нашем случае будет представлен подробный анализ почерка и подписей разных лет президента России В. В. Путина. Первая подпись и прилагаемый к ней почерк относятся к школьным годам будущего президента. Такая подпись говорит об открытости и доступности человека. На одной из вечеринок по случаю дня рождения своей одноклассницы В. Путин написал пожелание и оставил подпись. Графологический анализ показывает состояние личности Путина школьника. Особенностью почерка является округлость букв (женское начало воспитания), четкость расположения текста говорят о логическом мышлении, о высокой работоспособности. Отдельные удлинения букв «у», «р», «д», «в» говорят о наличии комплекса и упорства в достижении цели. Наличие системы самовоспитания и самоорганизованности проявляются не только в почерке, но и в подписи. В частности, точки в подписи говорят о предпочтении человека к умственному труду, об исполнительности и дисциплине. Однако нажим письма свидетельствует о том, что такому человеку не чужд физический труд, возможно, это спорт. Наличие иностранной буквы (см. нем. «W» в начале подписи) говорит о независимости суждений, о желании вырваться из заданной ситуации, достичь высоких результатов.
Горизонтальный штрих над подписью свидетельствует о способности к наставничеству, к рациональному лидерству. Использование печатных букв в почерке с разрывами между ними — говорит о том, что человеку свойствен героизм и принципиальность при отстаивании своих убеждений.
Следующая подпись относится к первому президентскому сроку В. В. Путина.
Форма подписи характеризует закрытость человека, о чем свидетельствуют наслоения букв, общий стиль письма по нисходящей линии замыкается горизонтальным штрихом как продолжение подписи. Это, с одной стороны, свидетельствует о скрытности характера (возможно в силу профессионального статуса), с другой — нетерпимости человека ко всякого рода вмешательствам других в его личные дела. Сам человек для многих закрыт, умеет хранить тайну, обладает высокой внутренней самоорганизованностью и самодисциплиной. Данная форма подписи — это результат уставного образа жизни: дипломатия, армия, служба безопасности и т. п.
Последняя подпись характеризует В. В. Путина периода второго президентского срока
Особенностью данной подписи является то, что в ней отражаются такие черты характера, как сдержанность, высокий самоконтроль, рационализм принятия решений. Логика мышления четко прослеживается в общей системе подписи. Начальные заглавные буквы и относительная читаемость подписи подтверждают загадочность человеческой натуры, высокую работоспособность, дипломатичность в общении с подчиненными, осторожность и осмотрительность как профессиональные черты характера. Такая форма подписи свидетельствует о харизматичности человека.
20