СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА: СУИЦИД

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА: СУИЦИД

Пашков Д.С. 1
1
Вишнякова Т.Г. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

«Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно»

Альбер Камю

Жизнь есть великое чудо, «случайный дар», который даётся нам свыше лишь однажды, и этот дар необходимо ценить. Жизнь прекрасна и удивительна, она даёт нам возможность в тишине комнаты, ещё залитой сумраком ночи, любоваться предрассветной зарёй, закатными часами неспешно потягивать кофе на балкончике и размышлять о будущем, а может быть, просто предаваться бессмысленной лени; она даёт нам шанс любить и быть любимыми, плакать и смеяться, радоваться новому дню, который принесёт много новых открытий, друзей и знакомств…

Но у всего есть конец. Жизнь не вечна, как и всё вокруг. Осознание конечности жизни – смерть – придаёт человеческому существованию особый трагизм. Ужас перед смертью вечен и неустраним. Это глубинный страх среди всех страхов. Он заложен в самой человеческой природе, в тайне самой жизни. Он изначален, кроется в самой человеческой психике. Даже самый религиозный человек, истинно верующий, что там его ожидает рай, испытывает подсознательный страх перед роковой чертой…

Но есть в человеке бес противоречия, о котором когда-то писал Эдгар А. По. Хоть люди и боятся, но часто готовы проститься с этим миром, если устали бороться, ошибаться, подниматься, кричать о помощи, но знать, что всё равно никто не отзовётся; если жизнь стала для нас тягостнее страха перед смертью. И тогда человек преступает порог между жизнью и смертью – преступает сознательно, обдуманно, понимая всю безвозвратность происходящего; тогда человек готов свести счёты с жизнью раньше намеченного срока. Тогда человек совершает самоубийство. И, к сожалению, люди всё чаще и чаще находят смерть привлекательнее земного бытия.

Проблема самоубийства – является актуальной для всего мира: по официальной статистике ВОЗ, каждый год кончают жизнь самоубийством 1,1 млн. человек. В последнее время заметна явная тенденция к «омоложению» суицида, причем это характерно для всех стран, не только для России. Но Россию захлестнула волна подростковых самоубийств. Детей подталкивают к уходу из жизни психологические травмы, невнимание родителей, жестокость сверстников и расплодившиеся в соцсетях "группы смерти". Минобрнауки РФ констатирует — по итогам уходящего года число попыток суицида среди подростков выросло на 13%. Правда, несколько снизился процент завершённых самоубийств.

Но так ли нова эта проблема? Цель работы: изучить историю и особенности социального явления – самоубийства - на примере подросткового возраста и определить условия, предотвращающие суицид.

Для достижения цели нужно решить следующие задачи:

  1. ознакомиться с историей самоубийств;

  2. проанализировать и обобщить статические данные;

Для написания работы были использованы: монография П. Сорокина по истории самоубийств, литература по возрастной психологии, учебно-методическая литература, интернет-ресурсы, содержащие статистические данные.

Глава 1.

Самоубийство как социально-общественный феномен

Самоубийство – явление настолько странное, необычное по своей природе, что заслуживает самого тщательного изучения; помимо чисто научного интереса, изучение его необходимо еще и потому, что оно может иметь важные практические последствия.

Первобытные общества – дикари и варвары – почти не знают самоубийства. Только на более высокой ступени развития мы встречаемся с явлениями самоубийства как сознательного предпочтения смерти перед жизнью. В этих случаях жизнь становится ненужной, бесцельной и бессмысленной. Человек отказывается жить не ради «жертвы», а потому что добровольно и сознательно предпочитает смерть.

Будучи неизвестным на ранних стадиях жизни человечества, факт самоубийства появляется в древних обществах. Его знают греческий и римский мир. В числе самоубийц мы можем обнаружить такие имена, как Ганнибал – знаменитый полководец, Демосфен – великий оратор, Сократ – философ. В средние века, в эпоху кулачного права и поразительной грубости нравов, рост самоубийств продолжается. В эпоху Людовика XIV достаточно было малейшего пустяка, чтобы дать повод для самоубийства. В XVII и XVIII вв. среди самоубийц мы можем найти таких людей, как Ж.Ж. Руссо. Великий И.В. Гёте чуть не покончил жизнь самоубийством. В начале XIX века вместе с хлынувшим потоком мрачного настроения, овладевшим Европой, начинается эпидемия самоубийств.1 В XX веке количество самоубийств продолжает расти: это уже подтверждает тот факт, что в СССР к концу двадцатых годов статистика суицидов приобрела столь тревожный вид, что партия перевела ее в разряд секретных, а это означало, что достоверный учет вообще прекратился – местным властям не хотелось выделяться по "негативным" показателям, и в действие вступил стандартный советский механизм приписок и "уписок": самоубийства регистрировались под видом несчастных случаев или естественных смертей.

Явление самоубийства должно было обратить на себя внимание, его должны были оценить в обществе и предпринять попытки борьбы c ним. Уже в древности, когда самоубийство было крайне редким явлением, оно волновало общественное мнение, которое в большинстве случаев рассматривало суицид как отрицательное явление. Христианство, проповедавшее презрительное отношение к земной жизни, очень рано запретило самоубийство. В 452 г. Арийский собор заявил, что самоубийство – преступление, результат дьявольской злобы. В 1593 г. на Пражском соборе было постановлено, что самоубийцам будет отказано в «поминовении во время святой службы и что пение псалмов не будет сопровождать их тело до могилы». Подобное отрицательное отношение к данному явлению мы находим и у других народов. Самоубийство запрещено в исламе, в воззрениях евреев, халдеев и т.д. Постепенно к религиозной каре присоединяется и светское наказание. Самоубийца приравнивался к обыкновенным ворам, убийцам, разбойникам. Труп его судили формальным порядком теми властями, ведению которых принадлежали дела об убийствах. К примеру, в Англии до 1823 г. существовал обычай тащить труп самоубийцы по дороге и хоронить его без всякой религиозной церемонии. В 1870 г. наказание смягчили, но не убрали. Те же строгости можно найти в Швейцарии, Германии, Австрии и других странах. В России наказанием за самоубийство был отказ в христианском погребении и признание завещания самоубийцы недействительным.

Таким образом, почти везде мы встречаем резкое отрицательное отношение к самоубийству и весьма суровые кары, налагаемые за это преступление. Но ни кара, ни проклятия не уменьшили числа самоубийств.

Это явление стали изучать при помощи научных методов, пытаясь найти его причины, способы борьбы с ним. Были отмечены некоторые интересные детали. В глубокой древности самоубийств почти нет, но в наше время их становиться все больше. Обращает на себя внимание и тот факт, что чем культурнее и цивилизованнее становится общество, тем больше самоубийств совершают люди. Также ученые заметили, что число самоубийств зависит от места проживания человека: в деревне и маленьких городах самоубийств меньше, чем в больших. А ведь города – центры развития цивилизации и культуры, в них сосредоточена вся умственная и культурная жизнь страны. Это наводит на мысль, что есть какая-то связь между самоубийством, современным строем общества и древними его формами. Как утверждаю ученые, такая связь действительно существует.

Характерной чертой первобытных обществ является то обстоятельство, что здесь нет разделения общества на классы, касты, сословия, профессиональные группы, которые существуют в каждом более или менее цивилизованном обществе. Каждая личность здесь является неразрывным элементом группы, люди связаны с нею, интересы группы неотделимы от интересов человека. Индивидуальности в строгом смысле слова ещё нет. Если на долю человека выпадают испытания, он их легко переносит, потому что живет для группы, а не группа для него, и тогда страдания личности принимают реальный смысл и высокую ценность. Человек готов принести себя в жертву.

Культурному и цивилизованному обществу присущи одиночество, оторванность человека от общества, быстрый и лихорадочный темп жизни, расплывчатость идеалов и ценностей, неуравновешенность и неустойчивость жизни. Это благоприятная основа для развития неприятностей. Люди неустроенны в семейной жизни, лишаются работы, меняют место жительства, что также отрывает человека от привычного образа жизни. Группы как таковой в цивилизованном обществе не существует: каждый сам за себя, каждый решает свои проблемы как может, проблемы же ближнего волнуют человека в последнюю очередь. Люди не замечают друг друга, замыкаются в себе, не ждут помощи от других, предпочитая справляться со всем в одиночку. На этой почве растет количество самоубийств. Одни умирают с ненавистью к людям, другие – тихо и безропотно.

Стоит заметить, что количество самоубийств становится меньше в эпоху общественных подъемов, революций. Это связано с тем, что у людей появляется общая цель, человек может принимать участие в жизни общества. Оживают общественные интересы, появляются общие ценности. Личность перестает чувствовать себя «сиротой». В жизни человека появляется смысл. Цифры вполне подтверждают сказанное официальные данные:

Годы

Франция

Дания

Пруссия

Бавария

Австрия

1847

3, 647

315

1852

217

610

1848

3, 301

305

1640

215

-

1849

3, 301

337

1527

189

452

В России в последние семь месяцев 1905 года было зарегистрировано всего 85 случаев самоубийств. В 1906-1907 гг. происходит резкий скачок уровня самоубийств вверх, и в 1913 г. только в Санкт-Петербурге зарегистрировано 29 случаев, в Москве – 21, а уже в 1917 году в этих городах мы наблюдаем снижение уровня самоубийств: Петербург – 11; Москва – 7. 2

В истории Великой Отечественной войны также видно, что при наличии общего дела человек совершает самоубийства редко, даже в крайне тяжелых условиях жизни. В современных условиях индустриального и постиндустриального общества человек одинок и замкнут: больше времени проводит перед телевизором и компьютером, общение с людьми его утомляет и порой даже раздражает. Естественно, это ведёт к резкому ухудшению ситуации: количество самоубийств неумолимо растёт.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) ведет статистику самоубийств в мире. По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1,1 млн. человек. На самом же деле, официальные данные отличаются от реальных, поскольку в официоз попадают только явные случаи суицида. По неофициальным данным каждый год жизнь кончают самоубийством около 4 млн. человек. Причина такой огромной разницы между официальными и неофициальными цифрами кроется в том, что большинство так называемых «смертей от несчастного случая» на самом деле являются суицидами (передозировки, падения с высоты, ДТП и пр.). Вторая причина в том, что в официоз не попадают неудачные попытки суицида, которых по разным оценкам в 10-20 раз больше, чем удачных самоубийств. Мало того, только 24% потенциальных самоубийцы в итоге попадают под наблюдение психиатров. По показателю суицида ВОЗ делит все страны на три группы. По итогам 2014 года:

Высокий и очень высокий уровень самоубийств

(свыше 20 человек на 100 тыс. населения):

Средний уровень самоубийств

(от 10 до 20 человек на 100 тысяч населения)

Низкий уровень самоубийств

(до 10 человек в год на 100 тысяч населения)

 

Литва

42

 

Белоруссия

37

 

Россия

36

 

Казахстан

30

 

Венгрия

28.5

 

Латвия

26

 

Украина

25

 

Япония

24

 

Франция

18

 

Молдова

17

 

Китай

14

 

Германия

13

 

Канада

12

 

Австралия

11.5

 

США

11

 

Италия

7

 

Англия

7

 

Израиль

6

 

Греция

3

 

Грузия

2

 

Армения

2

 

Азербайджан

1

     

Меньше всего суицидов совершается в Египте, на Гаити и Ямайке - в этих странах уровень самоубийств близок к нулю.3

На сегодняшний день существует специальная суицидальная карта мира, имеющая следующий вид:

Число законченных самоубийств среди мужчин в среднем в 4 раза больше, чем женщин (этот показатель может сильно отличаться в разных странах). С возрастом (65-85 лет) это соотношение увеличивается до 6-9. С другой стороны - женщины пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем мужчины, но выбирают «щадящие» способы, которые значительно реже приводят к смерти.

Ниже приведены «суицидальные карты» России, показывающие уровень смертности от самоубийств в различных районах страны:

60% всех суицидов приходится на лето и весну. Может быть потому, что именно в этот период особенно заметен контраст между расцветом природы и неизменностью внутреннего состояния.

Считается, чтоболезнью самоубийц является депрессия — до 70% депрессивных больных обнаруживают суицидальные тенденции, а 15% из них совершают самоубийства. Поэтому проблема самоубийств — это проблема депрессий.

ВОЗ насчитывает 800причин самоубийств, из которых:

  • 41% - неизвестны;

  • 19% - страх перед наказанием;

  • 18% – душевная болезнь;

  • 18% - домашние огорчения;

  • 3% - денежные потери;

  • 1,4% - пресыщенность жизнью;

  • 1,2% - физические болезни4

Причины самоубийств сильно отличаются в разных возрастных группах – так, суициды из-за неразделенной любви у подростков до 16 лет составляют практически половину от общего числа самоубийств, а после 25 лет по этой причине кончают с собой гораздо реже. С помощью графиков мы можем проследить связь числа самоубийств с возрастом:

В последнее время заметна явная тенденция к «омоложению» суицида. По количеству самоубийств среди молодежи Россия занимает первое место в мире: ежегодно в России 2,5 тыс. несовершеннолетних кончают жизнь самоубийством. В таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург увеличение случаев подростковых самоубийств проявляется особенно значительно. С начала 1990-х годов коэффициент самоубийств среди подростков почти удвоился. Достигнув самого высокого показателя в 2002 году, он несколько снизился в 2004 году до 20,4 на 100 тысяч человек. Юноши гораздо чаще совершают самоубийства, чем девушки (32,8 на 100 тысяч человек против 7,6 – в 2004 году) (Росстат, 2004 год). Если коэффициент самоубийств среди девушек оставался почти стабильным, то среди юношей этот показатель, начиная с 1989 года, удвоился. Самоубийства среди подростков составляли: 19,8 случаев на 100 тысяч человек в 2005 году, 19,3 случая – в 2006-м, 20,1 – в 2007-м, 19,4 – в 2008-м, 19,8 – в 2009 году (Росстат, 2015 год).

Различия в смертности подростков от самоубийств по территориям России огромны, по данным за 2010 год они составляют 110 раз - от 255, 4 на 100 тысяч в Чукотском АО до 2,3 на 100 тысяч в Чечне. В группу с низкими показателями вошли, помимо Чечни, Дагестан (3,1), Северная Осетия (4,6), Кабардино-Балкария (5,8), Карачаево-Черкесия (7,4), Ставропольский край (3,2), Рязанская (3,2), Брянская (4,4), Ростовская (5,8), Орловская (5,9), Курская (7,2), Калужская (7,2), Ульяновская (8,2), Белгородская (8,4) области и Москва (3,4). В группу с высокими показателями вошли, помимо Чукотского АО, Алтай (70,9), Бурятия (70,4), Читинская область (66,6), Якутия (55,1), Тыва (54,8), Хакасия (49,1), Иркутская (44,9), Камчатская (43,5) области, Еврейская АО, Удмуртия (55,4), Калмыкия (61,2).5

Когда видишь такие точные цифры, хочется узнать, в чем главная причина роста самоубийств? Самоубийство – последний шаг, к которому привели множество причин, и каждая причина, в свою очередь, является следствием бесчисленного множества других причин. Но вероятнее всего это рост одиночества и беспорядочно организованного общества. Как бороться с этим пагубным явлением? Раз главный источник – одиночество человека, то нужно сделать все, чтобы уменьшить оторванность человека от группы. Как это конкретно сделать, я сказать не берусь. Можно лишь вспомнить принцип, указанный еще Христом и Достоевским. Он гласит: «Люди, любите друг друга, не будьте равнодушными». Нужно помнить, что необходимое условие прогресса – жизнь.

Глава 2.

Подростковый возраст и его проблемы, ведущие к суициду

За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи возросло. Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место. «Я думаю это самое легкое – уйти в море и не вернуться. И все проблемы побоку: долги платить не надо, экзамены сдавать не надо и армия не грозит». Так часто говорят подростки, испытывающие проблемы и трудности в жизни. Основными причинами суицида становятся неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество.

Подростковый возраст принято считать одним из самым сложных периодов в формировании личности человека. Став взрослым физически, подросток начинает испытывать трудности в эмоциональной сфере. Актуальными потребностями подростков можно считать потребность:

  • в самопознании и самооценке;

  • в самоопределении;

  • в самовоспитании;

  • в психологической и эмоциональной независимости и т.д.

Подростки концентрируются на собственной личности, но для них очень важно общение со сверстниками. Подростки чувствуют себя взрослыми, самостоятельными, но понимают, что зависимы от взрослых в материальной и эмоциональной сфере. Им не хватает жизненного опыта.

Сосредоточенность на себе, своих проблемах выражается в том, что для формирующегося человека чрезвычайно важно внимание окружающих к его личности, их неравнодушное отношение к его достижениям и неудачам. Трудности представляют и проблемы с противоположным полом. Понимания, одобрения, восхищения ищет любой подросток у родителей и друзей. Подросток не мыслит себя без общения со взрослыми. Дружба значит для него много: позволяет померяться силами, оценить себя и других, понять собственную индивидуальность. Как в зеркало смотрится в значимых людей и корректирует представление о себе.6

Подростку мешает незрелость личности. Заканчивая 9 или 11 классов, нужно ответить на вопрос о дальнейшей жизни. Требуется профессиональное самоопределение. Надо разобраться в своих склонностях, способностях. Далеко не все подростки способны это сделать. Поэтому многие становятся тревожными, эмоционально напряжены и боятся любого выбора. В это время усиливается значимость собственных ценностей. Относительно нейтральные ситуации подростки часто воспринимают как содержащие угрозу их представлениям о себе и из-за этого переживают страх и сильное волнение. Чувство взрослости становится новым, для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его особенности. Важен и процесс самовоспитания, подросток мечтает о том, каким он будет в будущем, стремится развить в себе желаемые качества. Подростки часто не желают брать на себя ответственность. Часто в этом им помогают родители. Они стремятся оградить своих детей от любых неприятностей, трудностей, трагических моментов в жизни. Боятся любых проявлений негатива, который может отразиться на психике ребенка. Часто не берут с собой на похороны близких людей. Даже 13-летние дети не приходят на похороны, не провожают в последний путь самых близких – дедушку и бабушку, а если приходят, то только на поминки. Боятся родители любого проявления сострадания, печальных минут, которые, не дай Бог, могут отразиться на психике подростка. В случае если происходит такое трагичное явление, стремятся не травмировать психику детей и запрещать попрощаться с погибшим одноклассником. К примеру, трагедия пятиклассника Лени Шумова, который был обделен судьбой и жизнью. Бедный среди богатых, рядовой среди знатных, троечник среди отличников, хулиган среди послушных, да еще рос без отца среди благополучных. Все это переполнило «чашу жизни», и Леня, привязав веревку к дверной ручке, натянув ее потуже, так просто свел все счеты с жизнью. Его одноклассница страшно переживала случившееся, она испытывала жгучее чувство вины перед ушедшим, считала, что Лёне не додали тепла, не окружили вниманием, не поддержали вовремя, валили все грехи на него, зло подшучивали, в общем, не понимали, не жалели, не любили. Детям не разрешили попрощаться с товарищем, проводить в последний путь, хотели поскорее все замять, будто ничего и не было. «А был ли мальчик?»…Сразу же вспоминаются мысли выдающегося педагога советской эпохи В.А. Сухомлинского: «Может, некоторым читателям кажется: нужно ли говорить об этом – о цветах на могиле, о смерти, о кустах роз, посвященных умершей, про семейный день – день смерти бабушки. Да, без этого немыслимо настоящее воспитание, без этого нет тех духовных сил, на которых держится семья. Есть старая французская пословица, мертвые мстят живым за то, что живые забывают о мертвых. Жизнь учит: мстят жестоко! На хорошей, жизнеспособной земле вырастает чертополох – люди с каменными сердцами, бездумные, холодно-расчетливые. Уважение и почтение к памяти умерших – огромный капитал, проценты с которого идут живым. Это тончайшие корни, которые несут животворные соки земли к дереву, имя которому – человечность».

Любая трудность, препятствие на пути к достижению цели, неумение построить отношения с окружающими приводят подростка к конфликтам, депрессиям, проявляется отклоняющееся поведение. Подростки «уходят» от реальности в молодежные субкультуры. К сожалению, часть из них выбирает совсем трагичный способ «решения» проблем – самоубийство.7

Иногда депрессия не проявляется столь явно: подросток излишне активен, чрезмерно внимателен к мелочам или вызывающе себя ведет – правонарушения, употребление наркотиков и алкоголя. Это повышает риск самоубийства, так как повышается вероятность внезапных импульсов. Многие подростки склонны к высокой внушаемости и стремятся к подражанию. Достаточно случиться одному самоубийству, и оно может стать сигналом к действию для других.

Самоубийство - это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь к себе внимание других или вызвать сочувствие окружающих. Поднимая на себя руку, подросток прибегает к последнему аргументу. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: его найдут, он очнется и будет жить дальше без проблем. Это не попытка шантажа, но наивная вера: смерть образумит окружающих, и закончатся все беды, и он будет жить в мире и согласии.

Часто в попытках самоубийств виноваты взрослые. Сознание собственной правоты и непогрешимости делают родителей поразительно нетерпимыми и не способными без поучений просто поддержать ребенка. Упрекая подростка, взрослые часто произносят слова злобные и оскорбительные, не учитывают склонностей и интересов подростка и заставляют его совершать какие- либо действия, пусть и самые благовидные и полезные. Пятнадцатилетняя девочка после ожога пищевода, она выпила бутылку ацетона после скандала с матерью, когда той показалось, что девочка слишком ярко накрашена, рассказывала: «Я готова была на все, лишь бы заставить ее замолчать, я даже выговорить не могу, как она меня обзывала». Годы лечения, тяжелые операции, погубленное здоровье – цена неумения и нежелания взрослого человека держать себя в руках. Подросток в состоянии аффекта импульсивен и агрессивен.

Покушаются на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей. Это мнение большинства граждан. Но способствовать решению покончить с жизнью могут разные причины. Ученые выделяют такие как:

  • экономические проблемы в семье;

  • ранняя потеря родителей или утрата взаимопонимания с ними;

  • болезнь матери, уход из семьи отца;

  • депрессия, вызванная потерей объекта любви;

  • потеря интереса к жизни, отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач;

  • чувство вины и (или) страха и враждебности со стороны окружающих, подростки очень тяжело переживают насмешки сверстников;

  • проблемы в общении с родителями;

  • социальная изоляция – подросток не имеет друзей или их очень мало, он чувствует себя отверженным;

  • насилие – эмоциональное, физическое, сексуальное;

  • слишком критичное отношение к себе.

Часто причины и конфликты могут носить смешанный характер, но при этом независимо от причин принятие решения осуществляется самим человеком, через систему ценностей, установок, определенного варианта поведения и т.д.8

Люди обязаны ценить жизнь, не только свою. Поэтому необходимо научить подростков уважать всех, кто находится рядом, ценить жизнь окружающих. Развивать толерантность, терпимость, уважение к чувствам сверстников. Родители должны прислушиваться к своим детям, быть чуткими к ним. Дети и подростки, в свою очередь должны быть более внимательны к своим родителям. Только тогда, возможно, мы сможем уловить золотую середину в своих отношениях. Нам удастся сохранить близкие и доверительные отношения в семье, в отношениях со сверстниками. Этим будет обеспечен позитивный настрой и эмоциональное спокойствие людей. Только так можно убедить подростка, что самоубийство не единственный выход из положения. Научив подростка бороться с трудностями, можно научить его ценить жизнь, которая дается человеку только один раз. Жизнь дает возможность совершать открытия, любоваться красотой природы, наслаждаться общением с людьми. Жизнь прекрасна, всегда есть надежда на светлое будущее, человек может все изменить.

Заключение

Целью исследовательской работы было рассмотреть историю и особенности социального явления – самоубийства – на примере подросткового возраста и определить условия, предотвращающие суицид.

У каждого человека есть исключительное право на жизнь, достойную и справедливую, но нет права на преждевременную смерть. «Жизнь – это постоянный вызов, каждодневное преодоление своих слабостей, а радость и смех – лучшее лекарство». И какие бы трудности не преграждали нам путь к счастью, к мечте, к гармонии с окружающими и самим собой, мы должны бороться с ними, не придавать этим трудностям большого значения. Надо верить в лучшее, радоваться жизни, с детства прививать принципы толерантного отношения к людям. Это сделает жизнь полноценной, значимой и бесценной.

В процессе работы над рефератом удалось собрать и обобщить большой и интересный материал о социальном явлении – суициде. В результате проделанной работы я ознакомился с историей самоубийств, проанализировал и обобщил статистические данные. Кроме того, приобрел умения:

  • Находить нужную информацию в информационном поле;

  • Работать с различными источниками литературы;

  • Взаимодействовать со взрослыми, вступать в диалог, задавать вопросы;

  • Планировать свою деятельность, время и ресурсы.

Литература

  1. Гуревич П.С. Человек. 9 кл.: Учеб. пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1995. – 336 с.: ил.

  2. Дымнова Т. Удержать – отпуская//Семейный журнал «Очаг».-1998.-май. - С.20-21.

  3. Плотинекс И.Э. Психология в семье /И.Э. Плотинекс; пер. с латыш. – М.: Педагогика, 1991.

  4. Свердлова О. Жизнь бесценна (предупреждение суицида). Для бесед со школьниками//Воспитание школьников.-2006.-№8.-С. 59-62.

  5. Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление//Социологические исследования.-2003.-№2(226).- С. 104-114.

  6. Тихоненко В.А., Сафуанов Ф.С. Введение в суицидолгогию//Т.Б. Дмитриева, Ф.С. Сафуанов. Медицинская и судебная психология.-2-е изд., испр.- М.: Генезис, 2005. – С. 266-283.

Электронные ресурсы

  1. http://lossofsoul.narod.ru/DEPRESSION/suicide/statistic.htm - Статистика суицида

  2. http://www.narcom.ru/ideas/socio/28.html#3 - Основные тенденции динамики самоубийств в России (Я. Гилинский, Г. Румянцева).

  3. http://www.bestreferat.ru/referat-67790.html - реферат по дисциплине: философия - «Суицид, как социально-философская проблема». Выполнила: студентка ФЭУ, II курса, 4 группы. Гузеева Ольга. Преподаватель: А. П. Заостровцев, Санкт-Петербург. 2002 г

  4. https://life.ru/t/образование/

1 Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление//Социологические исследования. - 2003.-№2(226).- С. 104

2 Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление//Социологические исследования.-2003.-№2(226).- С. 106

3 http://lossofsoul.narod.ru/DEPRESSION/suicide/statistic.htm - Статистика суицида

4 Тихоненко В.А., Сафуанов Ф.С. Введение в суицидолгогию//Т.Б. Дмитриева, Ф.С. Сафуанов. Медицинская и судебная психология.-2-е изд., испр.- М.: Генезис, 2005. – С. 273.

5 https://ria.ru/spravka/ дата обращения 31 января 2017 года

6 Гуревич П.С. Человек. 9 кл.: Учеб. пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1995. – 336 с.

7 Дымнова Т. Удержать – отпуская//Семейный журнал «Очаг».-1998.-май. - С.20-21.

8 Плотинекс И.Э. Психология в семье /И.Э. Плотинекс; пер. с латыш. – М.: Педагогика, 1991. С. 145

Просмотров работы: 532