ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ.

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ.

Шепелева В.П. 1
1МБОУ "Усадовская СОШ"
Волкова И.А. 1
1МБОУ "Усадовская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН в торжественной обстановке приняла Всеобщую декларацию прав человека «в качестве задачи, к которой должны стремиться все государства и все народы». С тех пор эта дата ежегодно отмечается как День прав человека. Однако современное общество бурно развивается. Не только быт, но и психология человека претерпевают глубочайшие изменения

Современный человек с его погруженностью в мир глобального информационного общества, отличается от прежнего человека, жившего в замкнутом мире своей семьи, работы и ближайшего окружения.

Одним из основополагающих изменений в психологии нашего современника стала его особая податливость внешнему управлению с помощью новейших разработок социальной психологии.

Таким образом, некоторые положения Всеобщей декларации прав человека, не то, чтобы устарели, а скорее перестали в полной мере удовлетворять условиям современной жизни, и нуждаются в уточнении и детализации, что и определяет актуальность данной работы.

Цель данной работы - попытка показать необходимость обеспечения реальных прав, которые нужны не только для нормального существования людей, но и для сосуществования различных сообществ и стран.

Задачи – 1) попытка показать, что гуманистические принципы нуждаются в постоянном развитии. 2) попытка уточнения и обновления некоторых положений Всеобщей декларации прав человека.

Методисследования – анализ доступных литературных источников, и синтез непротиворечивой модели развития гуманистических правовых принципов.

Значимость данной работы состоит в формировании российского патриотического сознания основанного на непреклонном убеждении, что наша страна должна быть среди лидеров, стремящихся путем просвещения и образования содействовать развитию прав и свобод человека и гражданина.

Основным источником написания данной работы являлся непосредственно текст самой Декларации скачанный с портала ООН, а также учебные пособия для общеобразовательных учреждений (школы и ВУЗов), кроме того монографии известных российских ученых таких как доктор юридидических наук, проф. Ю. В. Самович, Владимир Алексеевич Карташкин — советский, российский правовед, доктор юридических наук. Выпускник МГУ, преподаватель РУДН. Главный научный сотрудник сектора прав человека ИГП РАН и т.д. Предпосылки принятия Всеобщей декларации прав человека.

«Права человека — это легитимные притязания человека, основанные на их естественно-природном происхождении, природа которых не зависит ни от какого бы, то ни было человека, ни от государства. Эти притязания человек приобретает от факта своего рождения, права ему никем не дарованы и поэтому не могут быть отняты или изъяты».1

Так определяют явление различные учебники в настоящее время. Приняв данное определение, обратимся к истории защиты прав человека.

Всеобщая декларация была принята в 1948 году. То есть к этому времени прошла уже половина двадцатого века. Что было перед этим?

Первая мировая война, революция и кровавая гражданская война в России. А потом – время тоталитарных режимов. Имена вождей у всех на слуху: Гитлер – в Германии, Сталин – в России, в Италии – Муссолини, а в Испании – Франко.

Конечно, в режимах были некоторые различия. Но все они были не просто режимами единоличной власти, но именно тоталитарными режимами. То есть режимами, которые старались не только подчинить себе людей, но претендовали на то, чтобы овладеть их душами, с особой жестокостью подавляя любое инакомыслие.

Что же случилось с человечеством? Казалось, весь ход истории девятнадцатого века готовит совсем другое будущее. Культурный человек девятнадцатого века, пожалуй, с некоторым снисхождением и отвращением читал о жестокости инквизиции, о бесправии и грубости древних монархий. Казалось удел человечества – гуманизм, культура, цивилизация.… Но как всё это совместить с тем, что произошло?

Правда, конец прошлого и начала нынешнего века – это ещё и невероятный технический и научный прогресс, невиданное развитие промышленности, науки…

Похоже, что вера в науку людям того поколения заменила веру в Бога. Возникло ощущение того, что человек вооруженный знанием (или тем, что он считает знанием) может все. И потому так просто всё стало. Те, кто не хочет или не может жить в соответствии с нашими планами – балласт и должен быть сброшен с корабля истории.

Нацисты считали, что так следует поступать с евреями, цыганами, с коммунистами, а затем и с «неполноценными славянами».

Российские же коммунисты (не только Сталин) считали, что людей с недостаточно «пролетарской» психологией нужно перевоспитывать в трудовых лагерях. А уж кто не способен «перековаться» - тот и не нужен, и, стало быть, не должен жить.

И ведь подобным образом рассуждали многие. Исчезали обычаи, традиции, нравственные запреты, человека насильно отрывали от его истории, от того, что создала эволюция.… Всё казалось дозволенным, раз есть «высшая цель» - улучшение человечества.

Чем закончились эти эксперименты известно: мировой войной, уничтожением миллионов людей (во время военных действий и в лагерях), искалеченными судьбами… люди – винтики не имели права на жизнь, если она казалась не нужной Рейху (в Германии), Советской Родине (в СССР) и этот список можно продолжить.

Закончилась война. Мир лежал в руинах. Но может быть, не менее страшным, чем уничтожение материальных ценностей, для людей оказался крах всех гуманистических представлений прошлого. Многие отказывались верить в происшедшее. Этого просто не могло быть с людьми! Но то, что было – было. И с этим нужно было как-то жить и находить путь в будущее. В человеческое будущее.

Еще в эпоху Просвещения были сделаны самые важные шаги для становления прав человека. «Одним из достижений в развитии взглядов на общество в эпоху Просвещения явилась созданная на новом этапе развития общества теория естественного права. Естественные права — это врожденные, неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек».2

Этот старый принцип был положен в основу декларации прав человека, и тем не менее она явилась результатом множества компромиссов и даже сложной дипломатической игрой. Подходы Советского Союза и западных стран во многом не совпадали.

Именно в результате этих, необходимых в то время компромиссов, многие статьи Декларации носят несколько общий, расплывчатый характер. Так в чём же – прежде всего – были расхождения?

Прежде всего: СССР придерживался позитивистской теории права. Позитивистский подход означает, что человек обладает теми правами, которые «дарит» ему государство. Суть западного подхода составляла теория естественных прав человека. Это означает, что всякий человек от рождения обладает неким набором неотчуждаемых прав, т.е. таких, которые государство не имеет права у него отнять. Разумеется, такой подход бал совершенно неприемлем для руководителей СССР.

Были и другие противоречия между различными странами. И сказывались они не только при создании этого, но и последующих документов по правам человека. Для преодоления их приходилось идти на определённые компромиссы.

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН в торжественной обстановке приняла Всеобщую декларацию прав человека «в качестве задачи, к которой должны стремиться все государства и все народы». С тех пор эта дата ежегодно отмечается как День прав человека.

К сожалению, Советский Союз не поставил свою подпись под этим документом в 1948 г., несмотря даже на то, что Декларация не может рассматриваться как обязывающий документ.

Конечно и в последующие годы международные организации вели работу по совершенствованию защиты основных прав человека, «характерным в данном отношении, представляется разработка и принятие Конвенции против пыток и других, жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН в 1984 г.»3 Тем не менее Всеобщая Декларация Прав Человека и сегодня является основополагающим актом международного права.

История принятия Всеобщей декларации прав человека.

В момент своего создания в 1946 году Комиссия по правам человека Организации Объединенных Наций состояла из 18 государств-членов. Во время ее первых сессий основным пунктом в повестке дня была Всеобщая декларация прав человека. Комиссия сформировала Редакционный комитет, который занимался исключительно подготовкой проекта Всеобщей декларации прав человека.

В состав Редакционного комитета вошли восемь лиц, представлявших Австралию, Китай, Ливан, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Союз Советских Социалистических Республик, Францию и Чили. Секретариат Организации Объединенных Наций под руководством Джона Хамфри подготовил проект (объемом в 400 страниц), который послужил основным рабочим документом Комитета.

После обсуждения предварительной версии проекта Хамфри было решено составить вторую версию проекта, это было поручено представителю Франции – Рене Кассену, специалисту в области права, и прекрасному писателю. В это время Кассен возглавлял французский Государственный совет и занимался восстановлением послевоенной французской юридической системы.

Свою работу Кассен завершил за два дня в июне 1947 года. Главной заслугой Кассена являлось придание документу чёткой и ясной структуры, из списка Хамфри им был сформирован логически связный документ. С целью построения данной структуры Кассеном была написана вступительная преамбула, где были очерчены общие принципы, включены шесть вступительных статей, 32 статьи были сгруппированы в 8 групп, а также добавлены два заключительных положения о применении. Кассен сравнивал Декларацию с портиком греческого храма с фундаментом, лестницами, четырьмя колоннами и фронтоном.

Статьи 1 и 2 закладывают фундамент, подчеркивая принципы достоинства, свободы, равенства и братства. Семь абзацев преамбулы провозглашают причины провозглашения «Декларации» и является ступеньками к ней. Основной текст «Декларации» формирует четыре колонны. Первая колонна (ст. 3-11) провозглашает права индивида, такие как право на жизнь и запрет рабства. Вторая колонна (ст. 12-17) провозглашает права индивида в гражданском и политическом обществе. Третья колонна (ст. 18-21) провозглашает духовные, общественные и политические свободы, такие как свободу вероисповедания и свободу ассоциаций. Четвёртая колонна (ст. 22-27) определяет социальные, экономические и культурные права.

По модели Кассена последние три статьи Декларации образуют фронтон, связывающей всю структуру в одно целое. Эти статьи посвящены обязанностям индивида перед обществом и накладывают запрет злоупотребления правами в ущерб той цели, которую заложила в них Организация Объединённых Наций.

10 декабря 1948 года во Дворце Шайо в Париже 58 государств — членов Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций приняли Всеобщую декларацию прав человека при этом 48 государств проголосовали за нее и 8 воздержались (две страны не присутствовали во время голосования). Генеральная Ассамблея провозгласила Декларацию в качестве «задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства», с тем чтобы каждый человек и каждый орган общества «стремились путем национальных и международных прогрессивных мероприятий к обеспечению всеобщего эффективного признания и осуществления их».

Всеобщая декларация прав человека вчера и сегодня.

В 2018 г. исполнится 70 лет со дня принятия Всеобщей декларации прав человека. И невольно возникает мысль о том - не устарела ли она? Не отстала ли от современной жизни? В связи с этим я хотела бы поделиться собственными идеями на этот счет.

В современном информационном обществе, разработаны множество методов воздействие на сознание человека. Неслучайно в последнее время широчайшее распространение получил термин «зомбирование».

Современной сетевой ресурс «Википедия» дает следующее определение - Зомби (от банту-конголезского «nzambi» - «бог») - в общем случае обозначение живого человека, полностью потерявшего контроль над собой и своим телом и подчиняющимся чьим-то приказам (будь то в результате действия каких-то препаратов, заклинаний и пр.). В переносном смысле обозначает человека, находящегося под сильным влиянием чего-то - как правило, каких-либо увлечений. (...) В настоящее время слово «зомби» нередко употребляются в значении человека, который под внешним воздействием теряет способность самостоятельно мыслить и действовать. Все чаще говорят о зомбировании с использованием современных методов - социальное программирование, реклама, формирование общественного мнения, религиозное (патриотическое, националистическое и пр.) воспитание, различные психотехники (например, нейро-лингвистическое программирование, гипноз).

А ведь человек, который не имеет возможности самостоятельно действовать, а тем более мыслить – это самый настоящий раб.

Наверное не стоит придумывать какие-либо аргументы, чтобы доказать, что психологическое рабство, есть один из страшнейших видов рабства, так как почти не оставляет надежды на освобождение, ведь «зомбированный» человек не чувствует себя угнетенным. Именно поэтому я предлагаю, в статью 4 Всеобщей декларации прав человека – «Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.» ввести формулу - «запрещается обработка сознания и подсознания человека, благодаря которой он программируется на безоговорочное подчинение приказам».

И как продолжение и расширение изменений обусловленных широчайшим доступом рядового обывателя к такому специфическому СМИ как Интернет, отличительной особенностью которого является возможность сбора и накопления огромных блоков личной информации о каждом из миллионов пользователей, что в свою очередь может быть использовано злоумышленниками, статью 12 Всеобщей декларации прав человека «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств» дополнить словами «сбором личной информации о человеке без его согласия».

А также учитывая особую ценность информации в современном мире, и огромное количество распространяющейся в Интернете так называемой «фейковой» (ложной) информации уточнить статью 19 Всеобщей декларации прав человека «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» обозначив право на получение и распространение информации, как право на получение и распространение правдивой информации.

Заключение

Может возникнуть вопрос: а зачем, собственно, нужен такой юридически не обязывающий ни к чему документ как Всеобщая декларация прав человека.

Дело в том, что в международном праве наряду с договором – документом обязывающим – большую роль играет и обычай, который закрепляется постепенно международной практикой и со временем признаётся в качестве правовой нормы. (Например, в числе других государств, современная Россия признала для себя этот документ в качестве нормы).

«Некоторые законы, и прежде всего Конституция Российской Федерации, наряду с общей нормой о применении международного права содержат отдельное положение о том, что права и свободы человека и гражданина гарантируются государством согласно общепризнанным принципам и нормам международного права»4. Разумеется, изложенные в Декларации нормы постепенно развиваются, конкретизируются, уточняются усилиями неравнодушных людей

Появляются и совершенно новые положения. Обычно в зависимости от времени провозглашения все права человека сейчас делят (условно) на три поколения.

К первому поколению относятся гражданские и политические права, которые называют ещё «негативными» (потому, что права эти по сути дела запрещают государству отнимать некие свободы у человека).

Ко второму поколению относятся социально-экономические права. Их называют «позитивными», поскольку они говорят о том, что государства должны делать для человека.

В последнее время выделилось ещё и третье поколение прав. Это, так называемые, «коллективные» или «солидарные» права (право на развитие, на мир, на здоровую окружающую среду и т.д.). Реализация их требует уже усилий не отдельных государств, а именно солидарных усилий многих народов и государств. Потому говорят даже, что это, собственно, не столько права человека, сколько права народов.

Я считаю, что дело борьбы за права человека, обязанность всех людей доброй воли.Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека. Текст на портале ООН http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml

  2. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. Права человека 10 класс — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2006. — 224 с.

  3. Карташкин В.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации. Монография. М.: Норма, 2009. - 288с.

  4. Самович Ю.В. Защита прав человека в органах ООН. ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2014. – 80 с.

  5. Утяшев М.М., Утяшева Л.М. Права человека в современной России: Учебник для вузов и средних учебных заведений. Уфа, 2003. – 120 с.

1 Утяшев М.М., Утяшева Л.М. Права человека в современной России: Учебник для вузов и средних учебных заведений. Уфа, 2003. С. 12.

2 Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б.Права человека. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: 2006. с.19

3 Права человека: международная защита в условиях глобализации В.А. Карташкин М. «Норма» с. 240

4 Самович Ю. В.Защита прав человека в органах ООН : учебное пособие – Новокузнецк: 2014. с. 10

Просмотров работы: 2204