ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ И ФРАНЦИИ: ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ И ФРАНЦИИ: ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Шубин Ю.Ю. 1
1
Ручка О.Н. 1Горюнов Ю.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

В последние десятилетия вопросы семейной политики находятся в центре внимания политиков и общественности многих развитых стран в связи с трансформацией модели семьи.

Современная семья переживает сложный этап эволюции, снижается ее социальный статус. Ежегодно в России сокращается воспроизводство семьи на 15-17%. Стабильно возрастает число разводов. Продолжительность семейной жизни сокращается: каждый третий брак распадается, не продлившись и пяти лет, сталкиваясь с весьма сложными проблемами.

Ключевая причина кризиса российских семей видится в социальных последствиях экономических реформ. Происходящие в экономике изменения привели к социально-демографическим последствиям. Именно на семье прежде всего отражаются инфляция, сокращение темпов производства, рост неплатежей, невыплата заработной платы, безработица. Семья стала социальной жертвой экономических реформ.

Фактически многие семьи оказались лишенными всех прежних гарантий: гарантированного права на труд, на бесплатное медицинское обслуживание, на отдых, досуг и даже на передвижение. Под угрозой оказалось право семьи на жизнь (в районах межнациональных конфликтов).

Российская семья не является в этом плане уникальным явлением, схожие процессы происходят в семьях, проживающих в странах Европы и США. Мы проанализируем семейную политику во Франции и попытаемся выделить положительные способы преодоления семейно-брачных кризисов.

Цель нашего исследования – найти путь решения кризиса семейно-брачных отношений на основе анализа опыта государственной поддержки семейно-брачных отношений в России и Франции.

Задачи исследования:

- рассмотреть особенности государственного регулирования семейно-брачных отношений в России в прошлом и на современном этапе,

- выяснить способы государственной поддержки брачно-семейных отношений во Франции,

- предложить путь решения кризиса брачно-семейных отношений в России.

Объект нашего исследования – семейно-брачные отношения в России и Франции, а предмет – государственная политика поддержки семейно-брачных отношений.

В своем исследовании мы исходили из положения, что современная нуклеарная семья, является менее устойчивым образованием, чем патриархальная. Нуклеарные семьи сегодня не способны полностью самостоятельно выполнять ряд своих функций (воспитательная, первичный социальный контроль, досуговая, духовная, эмоциональная). Часть этих функций взяло на себя государство через систему различных организаций. Однако кризис семейно-брачных отношений в России продолжает развиваться. Для того чтобы разобраться в причинах кризиса необходимо обратиться к истории.

Глава 1. История развития брачно-семейного законодательства в России.

История семьи в России, как и в других странах мира, связана с социальными, экономическими и политическими процессами модернизации общества. Урбанизация и индустриализация влияли не только на социально-экономические аспекты индивидуальной, семейной и общественной жизни, но и на характер и способ ведения домохозяйства, внутрисемейные отношения, демографическое поведение, структуру и размер семей, способствовали становлению малых или нуклеарных форм семьи, состоящих из родителей и несовершеннолетних детей. Собственно, преобладание тех или иных форм семьи служит одним из показателей уровня модернизации.

До принятия христианства в 988 г. брак и развод в языческой Руси были свободными, практиковались моногамные и полигамные связи, заключаемые покупкой или похищением невесты (в том числе и с ее согласия). С XI века семейные отношения регулируются византийским церковным правом. Номоканон, дополненный актами русских князей, образовал Кормчую книгу – важнейший источник церковного и семейного права. В практике утвердился церковный брак с предшествующим обручением и с согласия родителей. Брачный возраст был низким: для мужчин – 15 лет, для женщин – 12 лет. Запрещались полигамные и междуродственные браки, браки между духовниками (родственниками по крещению). Развод разрешался при прелюбодеянии жены, при ее бесплодии, при безвестном отсутствии или уходе в монастырь супруга. В семье устанавливалась власть мужа и отца.

Соборное уложение 1649 года детально регламентировало санкции за семейные преступления, закрепило статус законнорожденных детей, определило права родителей.

Петр I в начале XVIII века реформировал семейное право, закрепив добровольность брака, заключение брака с согласия родителей, начальства (для военных), хозяев (для крепостных), обязательный экзамен для дворян, вступающих в брак. Повысился брачный возраст – 21 год для мужчин, 17 лет для женщин. С 1721 года допускались браки православных и не православных христиан.

Свод законов Российской империи 1832 г. регламентировал семейные отношения. Он установил брачный возраст для мужчин в 18 и для женщин в 16 лет, сохранил нормы о согласии родителей, начальства и хозяев на брак детей, военнослужащих и крепостных, расширил возможности для развода (прелюбодеяние, двоебрачие, безвестное отсутствие супруга более 5 лет, уход в монашество, ссылка на каторгу). Регламентировались основания недействительности брака (принуждение, сумасшествие, возраст супруга старше 80 лет, запрещенные степени родства). Власть мужа и отца уменьшается – он не мог физически наказывать жену, отдавать ее в монастырь, но место ее жительства, фамилия и социальный статус определялись по мужу. При разводе дети оставались с отцом.

В России с первой четверти XVIII в. и вплоть до начала XX в. формы семейной жизни во всех сословных группах постепенно менялись. Сначала дворянство, а затем и интеллигенция прошли путь от составной, сложной к малой семье, так что к концу XIX в. малая семья в России стала основной и единственной массовой формой организации семейной жизни в городе. Среди крестьянства вплоть до XVIII в. понятие семьи было тождественно понятию «дом» в значении домохозяйство, поэтому семьей считалась группа родственников и не родственников, которая проживала в одном доме и вела совместное хозяйство. Таким образом, к началу XX в. малая семья в России стала распространенной, а главное – легитимной формой семейной жизни.

Выделяется несколько периодов принципиально разных по своей направленности и влиянию на внутрисемейные отношения и структуру семьи в истории социальной политики советского государства.

Первый период (1917 г. – середина 20-хх гг.) часто называют временем радикального переустройства института семьи и сексуальной революции в России. Советская власть декретом «О гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния» 1917 года утвердило единую процедуру гражданской, светской регистрации брака, отменив церковную регистрацию. Было узаконено формальное равенство женщин и мужчин во всех сферах жизни, в доступе к работе, образованию, социальным услугам и благам. Эмансипации женщин во многом способствовали введение облегченной процедуры развода и легализации абортов. Среди эмансипаторских мер советской социальной политики в отношении женщин и детей стоит указать пропаганду и частичную реализацию освобождения женщин от «быта» (снятие и разделение с государством ответственности женщин за рекреационные функции семьи и социализацию детей). В 1926 году был принят новый Кодекс о браке, семье и опеке (КЗоБСО), заменивший раздельность супружеского имущества его общностью. Супруги, не имевшие самостоятельного дохода, получали права на часть имущества семьи. Помимо этого Кодекс вводил единый брачный возраст для женщин и мужчин – 18 лет, придавал правовое значение фактическим брачным отношениям, упрощал процедуру развода (производился в ЗАГСе, а не в суде), восстанавливал институт усыновления. В целом, по мнению С.Чуйкиной, семейная идеология тех лет характеризовалась двумя важнейшими принципами:

  1. декларированным стремлением к достижению равенства возможностей мужчин и женщин в профессиональном плане и равенства ответственности в семейной жизни и родительстве;

  2. принципиальной открытостью публичных дискуссий о семье, любви и сексе.

Таким образом, первый период в истории советской социальной политики характеризовался многоукладностью и разнообразием форм семейной жизни.

Так в середине 20-х – начале 30-х гг. начался второй период в истории советской социальной политики, продолжившийся вплоть до середины 50-х гг. Исследователи характеризуют его как период введения репрессивного законодательства в отношении семьи, сексуальности и ответственности женщин и мужчин за сексуальные отношения и родительство. Именно в 30-е гг. получила широкое распространение малая (нуклеарная) семья. Постепенно менялся и характер внутрисемейных отношений – происходил отход от модели авторитарно-патриархальных отношений к более демократичным и равноправным, как между супругами, так между родителями и детьми. Указ Президиума Верховного Совета СССР 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать – героиня» и учреждения Ордена «Материнская слава» и медали «Материнство» вновь менял статус и конфигурацию и семьи, и внутрисемейных отношений. Он придавал правовое значение только зарегистрированным бракам. Указ ужесточал процедуру развода: было введено обязательное судебное разбирательство с процедурой примирения в народном суде и решением дела по существу только в вышестоящей судебной инстанции; брак расторгался только в случае признания судом необходимости его прекращения; делам о разводе стала придаваться широкая огласка. Указом также запрещалось установление отцовства в отношении детей, рожденных вне брака. Ребенку присваивалась фамилия матери, а в свидетельстве о рождении в графе «отец» - ставился прочерк. Эти изменения в законодательстве о семье выполняли одновременно две чрезвычайно важные и амбивалетные задачи в области семейной политики: первая, практическая задача, была связана со стимулированием рождаемости в условиях войны и ликвидацией демографического перекоса полов; вторая – идеологическая – с потребностью стабилизации общества и постулированием (введением) семейных норм жизни малой семьи.

Третий период в истории советской социальной политики в отношении семьи начался после 1953 г. и продлился до распада СССР в 1991 г. Он характеризовался постепенным «смягчением» практик государственного нормирования семейных и внутрисемейных отношений. Указами Президиума Верховного Совета СССР в 1954 г. была снята уголовная ответственность за подпольный аборт, а в 1955 г. разрешен аборт по медицинским и социальным показаниям. Тогда же, в 1955 г. отпуск по уходу за ребенком был увеличен и составил 56 дней до и 56 дней после родов, введен оплаченный больничный лист по уходу за заболевшим ребенком. В течение 80-х – начала 90-х гг. был увеличен оплачиваемый до- и послеродовой отпуск до 70 дней (вместо 56), продлен до 1,5 лет частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, введен отпуск по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет без содержания, но с сохранением рабочего стажа (дающего право на пенсию) и рабочего места, а также ряд других протекционистских мер по защите и стимулированию материнства.

Для данного периода были характерны следующие черты:

  1. семья понималась как важнейший институт советского общества, поэтому находилась под контролем государства и партии;

  2. материнство рассматривалось как важная социальная и государственная функция женщин и поддерживалось государством морально и материально;

  3. государство брало на себя львиную долю ответственности за воспитание, образование, охрану здоровья детей;

  4. матери несли ответственность за семью и семейный быт;

  5. матери несли ответственность за детей (за их здоровье, учебу, успешную социализацию).

Глава 2. Современное состояние брачно-семейного законодательства России.

«Крепка семья – крепка держава» - этот пришедший из далеких времен тезис сохраняет актуальность и сегодня. Семья является базовым фундаментальным условием функционирования российского общества, важнейшим элементом его самоорганизации. 89% россиян предпочитают семейный образ жизни. По данным Росстата, для 70% россиян семья и регистрация брака входят в пятерку наиболее важных для них жизненных целей. Во всех ежегодных посланиях Президента Федеральному Собранию, начиная с 2000 года, говорится о том, что успех российской политики во всех сферах тесно связан с решением острейших демографических проблем, что предполагает развитие семьи как социального института.

Современная российская семья значительно отличается от традиционной семьи своей структурой: возросло число неполных семей, сократилось количество многопоколенных семей, увеличилась доля однодетных семей. Распространенными явлениями стали взаимоотчуждение супругов, рост числа разводов, сожительство без регистрации брака и рост числа рождений детей вне брака, возросли масштабы социального сиротства или сиротства детей при живых родителях.

За последнее десятилетие обострились проблемы социального сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону. Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними.

В 1992 году Правительство Российской Федерации принимает Постановление «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», которое включает экономическую, правовую, медицинскую, психологическую и медицинскую помощь. Это Постановление было направлено на осуществление государственной семейной политики.

Новая социальная политика в стране относительно семьи и детей проявляется в выплате пособий на ребенка, создании новых учреждений социального обслуживания, которые оказывают помощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам. Местные органы создают различные центры, в которых оказывается помощь семье в кризисной ситуации. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и возможности судебной защиты этих прав. Общее направление и целевая направленность этих законов – Федеральные страховые и социальные пособия семьям с детьми «Кодекс законов о труде РФ охрана труда беременных женщин в редакции на 25 сентября 1992 г.», «Безопасное материнство» (1998-2000 годы) и Федеральная целевая программа «Планирование семьи» (1998-2000 годы).

При провозглашении принципа семейного воспитания детей приняты значительные ограничения для усыновителей в том числе по социальным показаниям. Это такие показатели как проживание усыновителей в помещениях, не отвечающих санитарным нормам и техническим правилам и нормам, не возможность усыновления для лиц, не имеющих постоянного места жительства, не имеющих на момент усыновления дохода, обеспечивающего ребенку прожиточный минимум.

Государственная регистрация брака означает, что по российскому законодательству ни церемония бракосочетания в церкви, ни брак, заключенный по местным или национальным обрядам, не являются браком с юридической точки зрения и не порождают правовых последствий. Оформление брака в церкви является личным делом вступающих в брак и может иметь место как до, так и в любое время после регистрации брака, но не вместо. Однако во всех случаях юридически брак считается существующим только после его официальной регистрации в органах загса. Государственными органами, регистрирующими браки на территории РФ, являются отделы записи актов гражданского состояния.

Свидетельство о браке, выдаваемое отделом загса, является документом, подтверждающим факт регистрации брака. Оно и подтверждает наличие у лица определенных субъективных прав, например, на получение алиментов, пенсии, жилищных и наследственных прав.

Сохраняется установленный прежним законодательством возраст вступления в брак. И для мужчины, и для женщины он составляет 18 лет и равняется возрасту гражданского совершеннолетия.

Вместе с тем предусматривается возможность снижения брачного возраста. Этот вопрос решается по-разному в зависимости от возраста несовершеннолетних лиц, желающих вступить в брак.

СК РФ дает возможность органам самоуправления право разрешить заключение брака лицам, достигшим 16 лет, не только в исключительных случаях, но и при наличии причин, которые органы местного самоуправления сочтут уважительными, однако не дается перечня уважительных причин. Таковыми соответствующим органом местного самоуправления могут быть признаны любые ситуации, оправдывающие принятие решения о снижении брачного возраста. Безусловным критерием должно являться соблюдение интересов несовершеннолетнего.

В браке равенство супругов является одним из основополагающих принципов.

Равенство супругов в семье исходит из конституционных положений, определяющих основы правового статуса личности: о равных правах и свободах мужчины и женщины и равных возможностях их реализации, о свободе выбора каждым гражданином места своего пребывания и жительства, рода деятельности и профессии, как равных правах и обязанностях обоих родителей в воспитании детей, о недопустимости отмены и умаления этих прав и свобод граждан.

Равенство прав и обязанностей обоих родителей в отношении их детей - один из основных принципов семейного законодательства. Воспитание, забота о детях - равное право и обязанность родителей. Речь идет не только о нравственном долге каждого родителя, но и о его законных и конституционных правах и обязанностях.

В России кардинальные изменения в основах функционирования экономики и социальной сферы, произошедшие в последние два десятилетия, наложили свой отпечаток на характер социальных ожиданий населения, уровень предъявляемых претензий обществу в случае необходимости поддержки детей или престарелых. Даже в эпоху государственного патернализма советского типа роль государства не виделась всеобъемлющей, всегда оставались области, где семья, межсемейная поддержка действовали более эффективно, будь то уход за детьми или престарелыми, не способными себя обслуживать. В период социально-экономических трансформаций система государственной патернализма была разрушена, в то время как доля семей и групп населения, нуждающихся в социальной поддержке, значительно выросла.

В связи с тем, что в середине «нулевых» годов поддержка материнства и детства провозглашена одним из приоритетов современной социальной политики России, с 2007 г. были существенно пересмотрены размеры некоторых видов материнских и семейных пособий, а также введен комплекс новых мер, предусматривающих усиление социальной поддержки семей, имеющих детей.

К семейным и материнским пособиям относятся: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка, а также ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком. Они финансируются, главным образом, из средств фонда обязательного социального страхования и выплачиваются работодателем или исполнительными органами государственных внебюджетных фондов. При этом предусмотрена ежегодная индексация установленных размеров всех пособий, за исключением ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а также материнского капитала, на коэффициент прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. В период кризиса 2008-2009 гг. пособия индексировались дважды в год — в январе и в июле.

В 2007 г. были не только увеличены пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет , но и введены пособия по уходу за ребенком для неработающих женщин. Пособие работающим женщинам впервые стало привязываться к зарплате — 40% зарплаты на момент ухода в отпуск по беременности и родам, но не ниже, чем неработающим матерям.

С 2013 г. нуждающиеся в поддержке многодетные семьи, в которых после 31.12.2012 г. родился третий ребенок или последующие дети, получают ежемесячную выплату до достижения ребенком трехлетнего возраста. Ее размер соответствует установленному в регионе прожиточному минимуму ребенка. В регионах, в которых наблюдается естественная и миграционная убыль населения, а величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по стране (1,69 в 2012 году), федеральный бюджет софинансирует данную выплату. Сегодня это касается 50 из 83 регионов России.

Наиболее значимым событием стало введение с 1 января 2007 г. программы материнского (семейного) капитала (МСК). Закон устанавливает возможность распоряжения средствами материнского (семейного) капитала (в полном объеме либо по частям) по следующим направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин. По общему правилу материнский капитал можно использовать после достижения ребенком возраста трех лет, кроме случаев приобретения жилья, его строительства, реконструкции или погашения части ипотеки. На эти цели допускается расходование средств сразу после получения сертификата. С ноября 2011 года у владельцев сертификата на материнский капитал появилась возможность направить средства капитала не только на получение образования ребенком, но и на оплату содержания ребенка в детском саду. В 2013 году принимается решение о возможности использования средств материнского капитала на развитие крестьянского/ фермерского хозяйства (оснащение сельхозтехникой, кормами и т.п.).

В России денежные компенсации для детей, посещающих дошкольные учреждения, вначале предоставлялись только детям, посещавшим государственные или муниципальные учреждения. В 2010 году компенсации были распространены на детей, посещающих частные дошкольные учреждения. Ежемесячный размер компенсаций рассчитывается на основании средней стоимости пребывания ребенка в детском дошкольном учреждении в каждом регионе за 11 месяцев в течение года. Размер компенсации для первого ребенка в семье составляет 20% среднего уровня расходов в данном регионе на содержание одного ребенка, для второго – 50%, для третьего и последующих – 70%. Эти меры в России рассматриваются как меры семейной политики, направленные на поддержание семей с более высоким числом детей, а, следовательно, бедных.

Еще одним видом поддержки семей с детьми является льготное налогообложение, однако в России эта мера не приносит семьям ощутимого прироста доходов: суммарный налоговый вычет для работающего родителя с одним-тремя детьми сейчас ниже прожиточного минимума1.

Анализируя состояние семейной политики в России, можно заключить, что она носит фрагментарный характер, концептуальный подход к ее развитию отсутствует, принимаемые меры зачастую половинчатые и не последовательные, а финансовые ресурсы, направляемые на эти цели, не соответствуют глубине проблем, которые она призвана решать. Она остается, во-первых, неравномерной на разных этапах жизненного цикла, излишне фокусированной на стимулировании рождения ребенка, а не на оказании поддержки в процессе его последующего воспитания. Во-вторых, соотношение величины затрат на поддержку семей с детьми к объему ВВП в России по-прежнему остается существенно более низким, чем в большинстве стран Европы: несмотря на проведенные в 2007 г. реформы, первоначальные объемы расходов на материнские и детские пособия, характерные для середины 1990-х годов, так и не были восстановлены (сегодня это 1,5%, из них расходы федерального бюджета составляют 0,8%).

Семейная политика России менее значима для семей с детьми, чем во Франции, и существующий сегодня пронаталистский дискурс призван скорее расширить круг получателей поддержки, а это в значительной мере отход от принципа адресности. Таким образом, сохраняется потребность в межсемейных сетях поддержки как материальной, так и поддержки услугами по уходу за детьми и престарелыми.

Глава 3. Современное состояние брачно-семейного законодательства Франции.

Во Франции существуют свои особенности семейного законодательства, особенно в части, касающейся прав и обязанностей супругов.

Во Франции брак регистрируется в мэрии по месту жительства одного из супругов. Выдается «livret de famille» («семейная книга»). При заключении брака во Франции фамилии супругов не меняются. Французское законодательство не наделяет супругов таким правом, в отличие от российского. Мужчина и женщина, заключив брак, носят свои добрачные фамилии. Фамилия мужа лишь отражается во всех официальных документах жены как «используемая фамилия» («nom d’usage») и в таком виде может приписываться к ее девичьей фамилии. Тем не менее, французское законодательство предусматривает возможность присоединить фамилию супруги/супруга к добрачной фамилии.

После заключения брака у супругов возникают имущественные права, регулируемые законом. Однако, как в России, так и во Франции супруги имеют право выбрать другой имущественный режим путем заключения брачного договора. Совместное имущество супругов – это то имущество (движимое и недвижимое), которое было нажито ими во время брака (кроме вещей индивидуального пользования, а также имущества, приобретенного во время брака в порядке наследования, завещания, дарения). Имущество, приобретенное до заключения брака, сохраняется за тем супругом, который является его собственником. Взыскание по долгам одного из супруга при режиме совместной собственности может быть обращено на общее имущество (за исключением долгов, возникших до заключения брака, а также долгов, возникших во время брака в связи с личными нуждами супругов). Что касается договорных режимов, то согласно гражданскому кодексу Франции существуют следующие режимы:

1) Режим общности имущества по договору («la communauté conventionnelle»): супруги путем заключения брачного договора вносят изменения в законный режим общности имущества (например, расширение количества объектов общей собственности).

2) Режим раздельной собственности («régime de séparation de biens»): каждый супруг единолично распоряжается своим собственным имуществом.

3) Режим долевого участия в приобретенном имуществе («régime de participation aux acquêts»): супруги могут договориться о равных или неравных долях в имуществе, которое ими приобретается в браке.

Супруги, у которых есть общие дети, имеют родительские права, осуществляемые исключительно в интересах этих детей, и несут обязанности по их воспитанию, оказанию им всесторонней заботы. Родитель обязан содержать каждого из своих детей пропорционально своим доходам и ресурсам. Согласно французскому праву обязанность родителей по содержанию продолжается и после достижения ребенка совершеннолетнего возраста (18 лет), если в этом есть необходимость (болезнь или нетрудоспособность ребенка). Для решения проблем, возникающих в связи с осуществлением родительских прав и обязанностей в отношении несовершеннолетних детей, может быть подключен специальный судья – судья по семейным делам, а в тех случаях, когда необходима помощь непосредственно ребенку – судья по делам несовершеннолетних детей. Указанные судьи имеют достаточно широкие полномочия (начиная с контроля за адекватным осуществлением родительских прав, установления порядка общения родителей с ребенком, заканчивая помещением ребенка в приемные семьи, ограничением или/лишением родителя/родителей прав в отношении ребенка). Помимо этого, французское законодательство предусматривает также обязанность супругов оказывать материальную поддержку друг другу (например, в случае если один из супругов не работает, занимается домашним хозяйством), а в случае отсутствия такой поддержки – право супруга требовать ее через суд. При расторжении брака супруг может потребовать от другого супруга единовременную компенсацию, связанную с утратой семейного благополучия, либо супруг может заключить долгосрочное соглашение об уплате ему алиментов бывшим супругом (данное соглашение рассматривается судом). Само расторжение брака во Франции осуществляется исключительно по решению суда (в отличие от России, где в случае отсутствия общих несовершеннолетних детей и/или споров, связанных с правом собственности, расторжение брака возможно через органы ЗАГС). Согласно гражданскому кодексу Франции брак может быть расторгнут в одном из четырех случаев: по взаимному согласию, в случае признания одним или обоими супругами разрыва брачной связи, на основании принципа окончательного разлада супружеской жизни (в случаях, когда совместная супружеская жизнь прекращена и супруги как минимум два года проживают раздельно), по вине супруга/супругов (в случаях, когда серьезное и систематическое нарушение прав и несоблюдение обязанностей влекут за собой невозможность вести нормальную совместную жизнь). Брак считается расторгнутым со дня вступления судебного решения в силу. Кроме того, в праве Франции существует режим раздельного проживания супругов («séparation de corps»), при котором по решению суда супруги, не расторгая брак, живут отдельно друг от друга.

За последние два десятилетия количество пар, живущих в гражданском браке выросло практически в четыре раза, до двух миллионов граждан (среди европейцев только шведы менее зациклены на браке). Согласно проведенным расчетам, от 40 до 50 процентов пар, вступивших в брак, уже сожительствовали на протяжении до двух лет. Многие пары не утруждают себя браком и просто живут вместе, но французская законодательная система различает партнеров, живущих вместе «неофициально» (en union libre) и «официально» (en concubinage).

У тех, кто официально совместно проживает, присутствуют те же юридические привилегии, что и у супружеских пар, в том числе социальное страхование. Чтобы получить на это право, необходимо (бесплатно) получить в мэрии города свидетельство, подтверждающее, что вы с вашим партнером живете вместе «как муж и жена» (необходимо удостоверение личности, доказательство проживания по данному адресу и двух свидетелей), хотя в мэрии не обязаны предоставлять подобный документ. В этом случае можно подписать «декларацию подлинности» (attestation sur l’honneur) о том, что данные лица проживают вместе. Самым главным недостатком неофициального сожительства является то, что оно не признается французским правом наследования, таким образом партнеры не смогут унаследовать вещи или предметы, принадлежащие родственникам другого партнера, а также не получают никакой государственной пенсии в случае смерти партнера.

Договор о гражданском браке, который подписывается в суде, предоставляет некоторые, но не все, юридические преимущества брака.

В целом, послевоенный период во Франции был отмечен некоторыми подвижками в такой консервативной области правового общения, как семья и лично-имущественные отношения в семье.

Фактор старения нации, который наблюдается во Франции, как и в других странах ЕС, влечет за собой снижение темпов экономического роста, которые, по оценкам специалистов, могут понизиться с 2,2% в настоящее время до 1,3% к периоду 2030-2050 гг. Финансовая комиссия Национальной ассамблеи Франции предложила несколько стратегических направлений по решению вопросов увеличения трудовой занятости населения страны. Определенное место в этой стратегии уделено предоставлению молодым семьям пособий и выделению им жилья.

Уже сегодня одной из целей семейной политики является оказание помощи родителям в том, чтобы они могли успешно сочетать воспитание детей и профессиональную занятость. Именно поэтому весьма значительные суммы, предоставляемые в качестве социальных пособий на малолетних детей, предназначены для того, чтобы либо уменьшить расходы семьи на няню, либо дать родителям возможность самим обеспечить присмотр за детьми. Демографическое положение Франции характеризуется так называемым «парадоксом рождаемости»: сочетанием довольно высоких показателей рождаемости по сравнению с остальными европейскими странами и высокого уровня экономической активности матерей.

Этот парадокс объясняется особенностями французской семейной политики, отличной от политики других европейских стран в данной сфере. Наличие качественной бесплатной системы ухода за детьми позволяет более 80% француженок в возрасте от 25 до 39 лет (наиболее вероятный возраст деторождения) трудиться полный рабочий день. Таким образом, относительно высокие показатели рождаемости во Франции можно, по крайней мере отчасти, отнести на счет французской семейной политики. Почти 60% детей моложе шести лет растут в семьях с двумя работающими родителями24. Но с увеличением числа детей занятость женщин уменьшается: профессионально заняты 80% женщин, имеющих одного ребенка, 60 -женщин с двумя детьми и 37% - с тремя детьми. К тому же, как отмечают некоторые специалисты, оплачиваемый отпуск (в основном матерям) и «родительское пособие на обучение» (allocation parentale d'education), составляющее от 300 до 700 евро, отдаляют мать от рынка труда. Так, по данным опроса, проведенного Caritas France, 78% матерей-одиночек не имеют доступа к занятости из-за проблем с уходом за ребенком, трудностей сочетания профессиональной и семейной жизни, недостатка образования и т.д.

В последнее время были приняты меры, направленные на то, чтобы предоставить родителям большую свободу выбора способов ухода за детьми.

Во Франции многие женщины, имеющие детей, предпочитают работать и в этом им помогают ясли и материнские школы, в которые принимаются дети с трех (а иногда и с двух) лет. Кроме того, дети находятся в яслях и школах в течение большей части пня. Однако, по мнению профессора Лионского университета Ж. Бишо, при этом возникает проблема все более редкого рождения более двух детей («бесценного демографического капитала»), хотя это необходимо для обеспечения смены поколений26. Чтобы ответить на этот вызов, необходимо переориентировать семейную политику на поощрение рождения третьего, четвертого и т.д. ребенка. Семейную политику следует также реформировать в направлении поощрения занятости матерей с небольшим профессиональным опытом, недостатком образования и т.п.

Как уже отмечалось, семейная политика Франции постоянно меняется и совершенствуется с учетом происходящих демографических и социальных изменений. К недостаткам семейной политики специалисты относят отсутствие достаточных мест в детских учреждениях и нянь, занимающихся уходом за детьми, а также их невысокий профессионализм; как показывают некоторые исследования, половина нянь не имеет никакой специальной подготовки. Кроме того, в целом социальная политика Франции больше ориентирована на средний класс, чем на более нуждающиеся категории населения.

Особенность французской системы социальной защиты - очень сложная организационная структура, а также высокая доля расходов на социальные программы, которая превышает средний по ЕС уровень. В 1970-2003 гг. расходы на социальную защиту во Франции выросли с 17,5 до 30,9% ВВП. По оценке Евростата, по данному показателю Франция занимает в ЕС третье место после Швеции и Дании. Для Франции характерно наличие развитой системы инструментов семейной политики, которая стала результатом длительной эволюции, в ходе которой вводились и совершенствовались различные меры государственной семейной политики и формы семейных пособий. С этой точки зрения семейная политика Франции во многом может служить примером для других стран.

Заключение

Франция создала свою систему, откликаясь на вызовы 20-го века для развитых стран, такие как старение населения, индустриальная революция, рост занятости женщин, и т.д., постоянно совершенствуя свою семейную политику. Семейная политика во Франции основана на большом количестве предлагаемых мер в виде пособий (более 15 видов), налоговых льгот и прямого финансирования детских учреждений, бесплатного для семей начального и среднего школьного образования. Одни меры вводились государством в рамках системы социального обеспечения, другие – прямым финансированием (налоговые льготы и детские учреждения). По новому закону о децентрализации важным действующим лицом в предоставлении социальной поддержки семьям с детьми становятся региональные и муниципальные власти. Государство принимает активное участие в поддержке семей с детьми, в том числе и через обеспечение бесплатного или льготного обучения, начиная с детских дошкольных учреждений, через систему налоговых льгот для семей, где есть ребенок (вычисление «семейной доли») и т.д.

Одной из целей семейных пособий во Франции является компенсация расходов, связанных с содержанием детей. Начиная с 1978 года семейные пособия предоставлялись семьям с детьми без ограничений. Сегодня часть из них предназначена только для малообеспеченных (например, персонифицированное пособие на жилье, выплачиваемое семье), однако примерно половина всех пособий остается универсальной, т.е. предоставляется без учета доходов семьи.

В последние годы приняты определенные шаги по ограничению доступа к этому виду поддержки семей с высоким уровнем жизни, т.е. вводятся элементы адресности. Получателями различных видов семейных пособий являются семьи с несовершеннолетними детьми, а специальные пособия выплачиваются многодетным и неполным семьям, семьям с детьми-инвалидами, или малообеспеченным семьям в определенные периоды (например, перед началом учебного года).

Важным элементом семейной политики является предоставление реального выбора женщине – работать или воспитывать детей. При этом предпочтение отдается мерам, позволяющим совмещение работы и ухода за детьми. Размер пособий во Франции позволяет семьям не «проваливаться» в бедность после рождения детей. Доля бедных детей во Франции составляет 7%. По официальным оценкам, в отсутствие социальной поддержки семей с детьми, она составляла бы около 27%.

В целом в массовом сознании, как в России, так во Франции, сформированы довольно устойчивые стереотипы: забота о детях и престарелых это в основном прерогатива семьи, а материальная помощь этих групп населения, наоборот, поручается обществу. При этом забота о детях (как дошкольников, так и школьников вне занятий в учебном учреждении) чаще возлагается только на семью, а заботу о престарелых они чаще готовы разделить с государством.

Таким образом, в обеих странах люди ориентированы на взаимную поддержку, но, по мнению французов, она не должна ущемлять свободу гражданина любого возраста. Самопожертвование старшего поколения, служение своей семье в широком смысле слова – является основой патриархального общества. В последние десятилетия в российском обществе происходят трансформации в сознании людей в сторону большей ориентации на индивидуальное благополучие часто в ущерб межсемейной поддержке, но традиции самопожертвования в молодом поколении уходят в прошлое более быстрыми темпами, чем традиции приоритета семейных обязанностей у пожилых людей

Социально-демографические проблемы, решаемые каждой из стран, имеют разный вектор: во Франции существует относительно благополучная демографическая ситуация (уровень рождаемости на уровне воспроизводства населения, высокая продолжительность жизни), но в то же время острые проблемы с занятостью, рост безработицы и бедности семей с детьми. В России демографические проблемы, связанные со снижением численности населения, выходят сегодня на первый план, активно обсуждаются в экспертном сообществе и на уровне правительства, но в результате оказывается в тени проблема низкого уровня жизни и бедности семей с детьми, которая не становится менее острой.

Рыночная идеология, которая поддерживается средствами массовой информации, содержит в себе проповедь культа насилия и жестокости, аморальности, эгоизма и эгоцентризма. Во многих случаях семья не выдерживает натиска рыночной идеологии, который детонирует ее распад Фактом сегодняшней жизни стало насилие в семь

Во Франции существующая система социального обслуживания и поддержки детей и пожилых скрадывалась в течение нескольких десятилетий. В этот период, как и в других европейских странах, во Франции последовательно развивалась сеть интернатных учреждений для престарелых, характеризующихся не только качественными условиями проживания, но и оснащенных современным медицинским и реабилитационным оборудованием. С другой стороны, в стране проводится активная социальная политика поддержки семей с детьми, включающая разного рода пособия и льготы.

Благодаря сбалансированной системе социальной поддержки семей с детьми и политике, направленной на рост занятости и доходов населения, показатели рождаемости во Франции стабильно увеличиваются в течение последних двух десятилетий, практически независимо от экономической ситуации.

Список использованных источников

  1. Боботов С.В. Правосудие во Франции. М., 1994.

  2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. (ст. 17) // Российская газета. 1998. 10 дек.

  3. Исаев И.А. История государства и права России: учеб. для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2004. – С.45.

  4. История государства и права: учебник / – [под ред. Чистяковой О.И.] – М., 1996. – С.368.

  5. Конвенция о правах ребенка. Принята 20 ноября 1989 г. на 44-й сессии Генеральной ассамблеи ООН // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: Юрид. лит., 1998. 412 с.

  6. Лалетина А.С. Сравнительно-правовое исследование договорного регулирования имущественных отношений супругов в праве РФ и Франции. М., 2004.

  7. Международное частное право. Учебник / Под ред. Н.И. Марышевой. М., 2004.

  8. Практикум по семейному праву: учебное пособие для вузов – 4-е изд., перераб. и доп. / – [под ред. Пчелинцева Л.М.] – М.: НОРМА, 2003. – С. 269.

  9. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. М., 2006.

  10. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. М., 1993.

  11. Сывороткина И.Ю. Современное российское и зарубежное наследственное право и законодательство // Юрист. 2007. №1. С. 61-64.

  12. Тарусина Н.Н. Семейное право: учебное пособие – М., 2009. – С.859.

  13. Уголовный кодекс Франции 1992 г. // www.un.org.

  14. Фархтдинов Я. Ф. Этапы развития семейного права России – [Электронный ресурс] – // Фархтдинов Я.Ф. Камалдинов Р.Р. Вестник ТИСБИ: сайт. – URL: www.tisbi.ru/home/science/journal-of-tisbi/2000/4/25

  15. Французский Гражданский кодекс 1804 г. // www.un.org.

  16. Французская республика. Конституция и законодательные акты. М., 1996.

  17. Ярмонова Е.Н. Краткая характеристика отдельных условий заключения брака в истории брачно-семейного права дореволюционной России // Фундаментальные исследования: науч. интернет-журн. 2015. URL: fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37839.

  18. 20 minutes, № 1560, 13 февраля 2009, Laure de Charette, «Des cours de français pour immigrés, chez eux».

  19. Л.А. Зубченко Опубликовано в: Актуальные проблемы Европы. Сборник научных трудов / РАН ИНИОН. Ред. Кол.: Т.Г. Пархалина (гл. ред.) и др. -М.: ИНИОН, 2009. №2. с. 72-92.

1 Материалы заседания президиума Госсовета «О государственной политике в сфере семьи, материнства и детства», Череповец, 17.02.2014г.

 

Просмотров работы: 681