ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Челпанов И.М. 1
1
Зуева С.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современные школы, лицеи и гимназии полны противоречий между педагогами и администрацией с одной стороны, и учащимися с другой. Кто-то, возможно, скажет, что причина здесь только одна и заключается она исключительно в вечно актуальной проблеме поколений, так называемой проблеме «Отцов и детей». Но мне кажется, что это далеко не единственная причина конфликтов. Есть ещё одна, тоже важная причина. Дело в том, что после введения Конституции РФ, объявления России республикой, признания прав и свобод человека высшей ценностью и других демократических нововведений школьники становятся слишком безответственными и даже, пожалуй, наглыми и т.д. Однако при всем этом ученики не могут точно аргументировать свою позицию в споре, так как они всего лишь «слышали, что вот это вот учителям нельзя». Иногда слухи, которыми они яростно доказывают свою правоту оказываются в корне неверными. Именно в этом и заключается проблема и актуальность моей работы.

Цель работы: исследовать особенности российского законодательства в сфере образования в отношении учащихся общеобразовательных учреждений, найти пути решения поставленной проблемы.

Задачи работы:

  1. Проанализировать актуальные противоречия между администрацией и учащимися с правовой точки зрения.

  2. Провести социологический опрос среди учащихся.

  3. Проанализировать полученные результаты.

  4. Создать Правовую памятку для учащихся.

  5. Придумать поправки к законодательству в сфере образования.

Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что многие участники образовательного процесса и не только, возможно, обратят внимание на моё исследование, и сделают выводы, подтверждая их обдуманными действиями.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для усовершенствования законодательства РФ в сфере образования и повышения уровня знаний учеников в области права: моя работа может быть крайне полезна на уроках права и обществознания.

В ходе написания работы я пользовался преимущественно нормативно-правовыми документами в сфере образования (например, Федеральным законом «Об образовании»), Конституцией РФ и незначительно важными Интернет-ресурсами.

Глава 1 Анализ актуальных противоречий между администрацией и учащимися с правовой точки зрения.1.1 Посильная помощь общеобразовательным учреждениям.

Острейшим противоречием в отношениях между детьми и администрацией (в том числе и с педагогами) я, как непосредственный участник этих отношений, считаю различную помощь образовательным учреждениям. Например, субботник на территории учреждения или пожертвования школе. На мой взгляд, посильную помощь может оказать каждый школьник, гимназист или лицеист: учреждение не просит «Ne quid nimis» (Ничего сверх меры, лат.). Другое дело, когда его заставляют это делать. Руководствуясь нормами морали, учащийся должен помочь, если это действительно необходимо, например, если у школы действительно всё очень плохо с финансированием. Но в таком случае учащихся не стоит принуждать, как и, впрочем, обманывать, ибо так можно только ухудшить взаимоотношения.

Но что же говорит по этому поводу российское право? Согласно 37 статье (далее – ст.) пункту (далее – п.) 2 Конституции РФ принудительный труд в нашей стране запрещен, и, естественно, общеобразовательные учреждения (далее – ОУ) это стороной не обходит. Кроме того, в ст. 4 ТК РФ говорится то же самое. Да и в самом ФЗ «Об образовании», в ст.34 п.4 даже прописано: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». И я не зря считаю, что прямо принуждать к работе не стоит, ведь это уже, по сути, является уголовным преступлением: по статье 1272 УК РФ использование рабского труда запрещено (Использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг)). Скорее всего, кто-то не согласится со мной по поводу того, что эта статья не подходит для наказания, что принуждение учащихся – не использование рабского труда. Но вот статья 136 УК РФ (нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) подойдёт однозначно. Вот так мелкие и глупые действия администрации могут оказаться даже уголовным преступлением, но, как говорится, «Dura lex, sed lex» (Закон суров, но справедлив, лат.).

Теперь стоит выяснить о том, как обстоит дело с финансовой помощью. На самом деле, учреждений где с родителей в открытую и непонятно за что берут финансовые средства совсем мало. Таких ситуации, по логике, вообще не должно существовать в гимназиях и лицеях, так как их финансовое обеспечение гораздо больше, чем у школ. Но даже если подобные ситуации возникают, то нужно помнить, что по ст.43 п.1 той же самой Конституции каждый имеет право на образование, а бесплатность среднего общего образования гарантируется. 136 статья УК РФ здесь также будет уместна.

Естественно, этими знаниями «сборы дани» не остановишь и это большая проблема. Ведь, скорее всего, учащегося попросту будут «валить» учителя, при всяком удобном случае будет «Animus injuriandi» (намерение оскорбить, лат.), то есть будут устраивать публичные унижения достоинства и чести, что, «Ad notam» (К сведению, лат.), тоже запрещено законом, а если быть точнее, то ст.21 Конституции РФ: достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления. Но это уже немного другая проблема. Однако нужно помнить, что при защите своих прав нельзя прибегать к способам, запрещённым законом (это прописано в ст. 45 опять же, Конституции РФ).

Таким образом, посильную помощь своему ОУ может оказать любой учащийся. Однако в случаях, когда администрация прямо принуждает к этому, нужно помнить, что их действия неправомерны согласно Конституции РФ и ТК РФ, а также уголовно наказуемы.

1.2 Роль Устава общеобразовательного учреждения в нормативно-правовом регулировании сферы образования.

В современных ОУ России иногда случаются неприятные ситуации, после которых ученики либо их родители начинают обращаться к юристам или юридическим документам, регулирующим сферу образования, по поводу уточнения различных вопросов. Это правда: в Интернете есть множество обращений на различных форумах с вопросами о том, в каком нормативном акте и в какой статье содержится ответ на их вопрос. И чаще всего суть ответа на их вопрос заключается в том, что нет какого-либо нормативно-правового акта, рассматривающего их вопрос, что это зависит от Устава организации. Отсюда следует вывод: роль Устава общеобразовательного учреждения в нормативно-правовом регулировании сферы образования довольно значимая, на мой взгляд, даже чересчур большая.

Одним из наиболее важных спорных моментов, определяющихся Уставом организации, является ношение формы. Не будем рассуждать на тему плюсов и минусов школьной формы, а лучше узнаем об обязанности ношения формы и возможных последствиях несоблюдения этой обязанности. Стоит начать с того, что в ст.38 п.1 ФЗ «Об образовании» №273 от 01.09.2013 говорится о том, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к её общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила её ношения, то есть сами организации могут решать: обязанность это или нет. Однако подобные правила должны устанавливаться исключительно с согласия совета обучающихся и совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии). Подобное прописано и в Письме Минобрнауки РФ от 28.03.2013 г. "Об установлении требований к одежде обучающихся" во втором пункте: «Требования к одежде обучающихся и обязательность ее ношения устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации». Поэтому, если Уставом (или локальным нормативным актом) определено, что ношение формы является обязанностью, то все учащиеся должны эту обязанность «Volens — nolens» (Волей-неволей, лат.) соблюдать. Естественно, если ученик придет на занятия не в школьной форме, то выгнать его никто не имеет права: по ст. 43 п.1 Конституции РФ каждый имеет право на образование, особенно, если учитывать, что по п.4 той же статьи того же закона основное общее образование обязательно, то есть не допуск к занятиям – нарушение права, либо помеха для соблюдения конституционной обязанности.

Пожалуй, любой учащийся сталкивался с ситуацией, когда его состояние здоровья было не в норме, но тратить время на хождения по больницам и больничный не очень-то хотелось, хотелось бы быстро привести себя в порядок за несколько дней и отделаться запиской. Как следствие, возникает вопрос: а сколько дней можно пропустить без справки? К сожалению, не существует единого нормативного акта федерального уровня, который бы определял четкие критерии посещаемости и пропусков занятий. Количество пропущенных дней без справки, опять же, определяется каждой общеобразовательной организацией самостоятельно, так как по ст.28 ФЗ «Об образовании» №273 от 01.09.2013 образовательные организации обладают автономией и к их компетенции относится разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил трудового распорядка и иных локальных нормативных актов. Однако, если доступа к такой информации по различным причинам нет, в записке всегда можно указать, что всю ответственность за пропущенные занятия родители (или другие законные представители) берут на себя.

Также есть ещё два достаточно интересных пункта, прописывающихся в Уставе организации: ношение сменной обуви и опоздания на занятия. Ситуация по поводу ношения «сменки» аналогична ситуации ношения формы: обязанность это или нет – прописывается в Уставе, но из-за её отсутствия выгнать с занятий права не имеют (и бахилы купить тоже!). Однако этот вопрос стоит рассматривать, скорее, не с правовой, а с гигиенической и медицинской точек зрения. То же самое и с опозданиями: в Уставе должно быть определены определенные меры дисциплинарного взыскания (если надо) за опоздания, но, опять же, не допустить на занятие вообще вас тоже не могут. Этот вопрос тоже не стоит рассматривать с правовой точки зрения, лучше, например, с психологической: ведь опоздавший, по сути, мешает другим обучающимся, отвлекает их.

Понятно, что за несоблюдение обязанностей учащегося нельзя не допускать к занятиям. Но просто так нарушать Устав тоже нельзя: по 4 пункту 43 статьи ФЗ «Об образовании» №273 от 01.09.2013 за нарушения Устава и других локальных нормативных актов к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление. Последняя мера является довольно редкой, так как на практике добиться отчисления кого-либо очень трудно. Есть ещё одна мера дисциплинарного взыскания, которая, по неизвестной причине, не прописана в Федеральном законе, которой пугают учащихся за несоблюдение правил – это постановка на так-называемый внутришкольный учёт. Теоретически это возможно, но на практике дело обстоит иначе, потому что организации не выгодно ставить всех на учёт, невыгодно содержать огромное количество на нём, так как это, как минимум, наносит урон престижу общеобразовательной организации.

Подводя итоги хочется сказать, что роль Устава общеобразовательной организации достаточно велика, благодаря тому, что сами организации наделены автономией и многие вопросы ФЗ «Об образовании» не регулирует. К компетенции Устава относится разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил трудового распорядка и иных локальных нормативных актов, которые устанавливают многие важные моменты в организации обучения: ношение формы и сменной обуви, опоздание на уроки, пропуск занятий без медицинской справки и т.д. Несоблюдение правил общеобразовательной организации не является поводом для отказа в получении образования.

1.3 Санитарные требования к организации и условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.

Современные ученики не особо интересуются санитарными требованиями к организации и условиям обучения, так как почему-то слово «санитарные» у всех ассоциируется со словом «медицинские» или «оздоровительные», а даже если и понимают всю широту значений этого слова, то всё равно не интересуются этими требованиями, так как думают примерно так: «А зачем, условия ведь вроде нормальные…». А на самом деле зря: в этих требованиях содержится довольно интересная информация, которая может пригодиться каждому ученику, да и прописано это всё в одном источнике - Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""(далее – ПГГСВ РФ).

Во-первых, никого нельзя принудительно привлекать к внеурочной деятельности. Это прописано как в ст.10 п.5 ПГГСВ РФ, так и в ст.34 п.4 ФЗ Об образовании: Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Во-вторых, чтобы составить правильное расписание, надо учесть множество нюансов, все они есть в ст.10 : сложные и простые предметы надо чередовать, количество занятий в день не должно превышать установленное ПГГСВ РФ количество занятий (Прил.1), между сменами должен быть получасовой перерыв и т.д. Кроме того, расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов: так, в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования - на 2, 3, 4 уроках, а распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду.

В-третьих, контрольные работы в течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы, их рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках. Ну и, естественно, все учащиеся имеют право на заблаговременное уведомление в проведении контрольных работ в соответствии с графиком, право знать о количестве контрольных работ в течении дня и в неделю в соответствии с санитарными нормами, право знать о поставленных ему оценках за устные ответы и письменные работы, право на конфиденциальность сообщения оценки за свой ответ или письменную работу.

В-четвертых, существуют определенные требования к домашнему заданию (Прил.2) и массе ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей (Прил.3), они отражены в таблицах.

Это, разумеется, далеко не все санитарные требования, я лишь рассмотрел наиболее интересные из них. Получается, что санитарные требования – это не только одни медицинские рекомендации, это сведения, которые должен знать каждый учащийся и, прежде всего, для того, чтобы сэкономить своё время.

Глава 2 Правовая осведомлённость учащихся, пути решения поставленной проблемы.2.1 Социологический опрос учащихся и его анализ.

Одной из составляющих научно-практической работы является социологический опрос учащихся по актуальным вопросам. Опрос проводился в социальных сетях. Всего в опросе приняло участие 43 учащихся из 5-11 классов: 21 девушка и 22 юноши. Участники являются учащимися школ №47, №146, №44, №77, №30 и гимназии №2 и №17. Вся информация, полученная из опросов, отражена в диаграммах. В ходе опроса участникам задавались следующие вопросы:

  • Какова, на Ваш взгляд, ваша степень информированности о правах и обязанностях учащегося?

  • Как Вы думаете, ваши права учащегося ущемляются? Если да, то по каким параметрам?

  • Соблюдаете ли Вы обязанности учащихся?

  • Возникают ли у Вас конфликты с администрацией/педагогами из-за этого?

  • Было бы Вам интересно получить больше информации по этой теме?

  • Оказываете ли Вы посильную помощь своему образовательному учреждению?

  • Довольны ли Вы организацией и условиями обучения в своем образовательном учреждении?

Рассмотрев диаграмму, составленную на основании ответов на первый вопрос (Прил.4), можно сделать вывод о том, что далеко не все учащиеся спокойно ориентируются в этой теме: примерно треть опрашиваемых оценивает свои знания минимальными. Это ещё раз доказывает актуальность темы. Интересен тот факт, что чем выше возраст участника, тем выше вероятность того, что его знания в этой теме, по их мнению, находятся на низком уровне.

Вторая диаграмма (Прил.5) радует: больше половины опрашиваемых не считают, что их права учащихся кем-либо ущемляются. Мнения остальных, к счастью, разные и на каждый пункт приходится всего по несколько голосов: кому-то не нравится, что педагоги не принимают мнений учащихся, кому-то не нравится помогать учреждению, кто-то считает, что их вовсе оскорбляют и унижают, даже есть те, кого не устраивает организация питания. И опять же, как правило, преимущественно более младшие ученики считают, что их права соблюдаются, возможно, это потому что они их и не знают вовсе.

И снова опрос показал довольно положительные результаты: чуть меньше половины считают, что они соблюдают свои обязанности и почти у четверти получается соблюдать обязанности почти регулярно (Прил.6). Как участник образовательного процесса, могу заявить, что на практике адекватных людей действительно гораздо больше.

Итак, половина участников соблюдает обязанности учащихся и не имеет никаких претензий насчёт ущемления их прав. Как раз почти у всех этих людей не возникает никаких конфликтов с администрацией и педагогами по этому поводу (Прил.7). Разумеется, были и исключения, но они есть всегда. Но не стоит забывать о второй половине, у которой хорошие отношения с администрацией/педагогами складывались не всегда. Значит, подобные случаи бывают не редко, что ещё раз доказывает актуальность темы: «Ad ea debeat adaptari jus, quae frequenter eveniunt» (Право следует приспособлять к тем случаям, которые происходят часто, лат.).

Пятый вопрос (Прил.8) дал ошеломляющие результаты: 70 процентов, опрашиваемых однозначно хотят узнать больше информации по этой теме. Лишь 15 процентов никак этим не заинтересованы. Ещё один аргумент в пользу актуальности рассматриваемой темы. Кроме того, у некоторых учащихся 5-6 классов этот вопрос вызвал сильное удивление, они даже не представляют, что в этой информации есть какой-то интерес.

Ответы на шестой вопрос (Прил.9) разгруппировались на 4 примерно одинаковые группы, то есть примерно четверть опрашиваемых совсем не помогает общеобразовательному учреждению и не хочет этого делать. Положительный момент заключается в том, что больше половины помогает всегда, когда есть возможность либо помогает даже сверх меры, то есть в ущерб своим интересам и ресурсам. Естественно, почти все младшие учащиеся активно помогают учреждению.

В последнем, седьмом вопросе (Прил.10), больше половины либо полностью довольны, либо почти довольны организацией и условиями обучения. А учитывая, что всегда найдутся всем недовольные люди, результат вполне хорош. По сравнению с другими вопросами, седьмой вызвал наибольшее затруднение: все это потому что некоторые учащиеся не совсем понимают, что именно входит в понятие «условия и организация обучения».

Таким образом, опрос вновь показал актуальность выбранной темы, а также различия в отношении к этой теме между старшими (8-11 классы) и младшими (5-7 классы) учащимися. Кроме того, большинство опрашиваемых никаких претензий к учреждению и работникам не имеет, соблюдает свои обязанности, что не может не радовать.

2.2 Правовая памятка для учащихся.

Что ж, почти все опрашиваемые высказались о том, что им эта тема интересна и они хотят узнать больше информации по этому поводу (Прил.8). Поэтому, учитывая их желание, было решено создать Правовую памятку для учащихся. На мой взгляд, это поможет улучшить информированность учащихся об их правах, обязанностях и т.д.

  1. В любых ситуациях и при любых обстоятельствах сохраняйте спокойствие и относитесь с уважением к администрации/педагогам ОУ, даже если с их стороны этого уважения не наблюдается.

  2. Обязательно ознакомьтесь с Уставом организации и правилами внутреннего распорядка для обучающихся. Желательно посмотреть и другие локальные нормативные акты.

  3. Согласно ст.37 и ст.43 Конституции РФ никто не может вас заставить оказывать какую-либо помощь образовательному учреждению. Однако, если Вам не так уж и сложно, можно и помочь.

  4. Помните, что согласно ст.45 Конституции РФ при защите своих прав можно использовать только способы, не запрещённые законодательством РФ.

  5. По ФЗ «Об образовании» ношение формы и сменной обуви как обязанность и требования к ним устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, но только с одобрения родителей, обучающихся, работников организации.

  6. При наличии записки от родителей пропускать занятия без медицинской справки можно неограниченное время. Главное – указать, что всю ответственность родители берут на себя.

  7. За несоблюдение обязанностей Вас не могут не допустить к занятиям, так как по ст.43.1 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Зато к Вам могут применить меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, отчисление. Насчёт внутришкольного учёта в ФЗ «Об образовании» ничего не говорится.

  8. Не стоит опаздывать на занятия. Хотя с правой точки зрения это, скорее всего, разрешено (смотрите в Уставе или в правилах внутреннего распорядка для обучающихся), это, как минимум, невежливо.

  9. Помните, что принудительное привлечение обучающихся к внеурочной деятельности и труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещено. Это прописано в ст. 34.4 ФЗ «Об образовании».

  10. В Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"" существуют определенные требования к объему домашнего задания (Прил.2) и массе ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей (Прил.3), они отражены в таблицах. Рекомендую с ними ознакомиться.

  11. Нормативно-правовой акт, рассматриваемый в пункте 10 настоящей Памятки, также гласит о том, что в расписании занятий сложные и лёгкие предметы должны чередоваться, количество занятий в день не должно превышать максимальное количество (Прил.1). Также не следует проводить больше одной контрольной работы в день, а все учащиеся имеют право на заблаговременное уведомление о контрольных работах в соответствии с графиком, на знание поставленных отметок и на их конфиденциальность.

2.3 Предложения поправок к законодательству в сфере образования.

Проанализировав нормативно-правовую базу сферы образования, мне показалось, что она далеко не идеальна. В связи с чем было решено проявить законодательную инициативу в сфере образования.

  1. На мой взгляд, роль Устава общеобразовательного учреждения чрезвычайно велика. Разумеется, обладание автономией - это положительное решение. Но дело в том, что сама по себе нормативно-правовая база очень мала: только один ФЗ «Об образовании» и различные постановления с письмами. Множество вопросов осталось не обдумано и просто доверено организации. Нужно лишь уточнить некоторые неясные вопросы, создать ещё хоть немного единых для всей страны правил.

  2. По ответам на первый вопрос опроса (Прил.4) следует вывод о том, что современные ученики не располагают достаточной информацией по этой теме. В связи с чем я предлагаю обязать общеобразовательную организацию различными путями, не противоречащими Конституции РФ и ФЗ «Об образовании», повышать правовую информированность учащихся в сфере образования.

  3. Кроме того, за соблюдением правил образовательного процесса должен кто-то осуществлять надзор. Было бы неплохо создать специальную должность/орган или просто распорядиться о том, чтобы этим занималось РОНО. Надзор этот будет заключаться в следующем: орган/должность будет играть роль комиссии/судьи в спорах между учащимися и их законными представителями с одной стороны, и администрацией с педагогами с другой, а также осуществлять контроль за соблюдением обязанностей и правами обеих сторон. Желательно, чтобы на эту должность не назначали, а избирали Совет обучающихся, Родительский совет и работники общеобразовательных организации с одобрением какого-либо вышестоящего органа (например, Министра образования и науки субъекта РФ).

Заключение

Таким образом, исследовав особенности российского законодательства в сфере образования в отношении учащихся общеобразовательных учреждений, можно сделать вывод о том, что далеко не всегда закон на стороне учащихся: некоторые спорные моменты в итоге подтверждают правоту педагогов и администрации: это касается, например, ношения формы и сменной обуви. Однако у учащихся есть и немного «выигрышных» моментов, их основным «спасителем» является Конституция РФ, которая, например, запрещает недопуск к занятиям даже из-за несоблюдения обязанностей обучающихся. Естественно, для учащихся не обернётся всё так гладко: они в любом случае получат дисциплинарное взыскание. В неизвестных для учащихся санитарных требований также содержится несколько пунктов, способных облегчить процесс обучения, если эти требования, конечно, нарушаются учреждением. Кроме того, рассмотрев нормативно-правовую базу сферы образования, стоит отметить, что недоработок там предостаточно. В связи с чем было решено проявить законодательную инициативу в сфере образования для усовершенствования законодательства. Социологический опрос учащихся вновь подтверждает актуальность темы, вследствие чего была разработана Правовая памятка для учащихся. Правовая памятка и законодательная инициатива, по сути, являются путями решения поставленной проблемы.

Список литературы

Нормативно-правовые документы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

  2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.03.2017).

  3. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

  4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

  5. Письмо Минобрнауки России от 28.03.2013 N ДЛ-65/08 "Об установлении требований к одежде обучающихся".

  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Электронные ресурсы

  1. Wikipedia.org. Список крылатых латинских выражений. Web: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_крылатых_латинских_выражений#V

  2. Skverik.pro. Права и обязанности учащихся. Web: http://skverik.pro/disciples/rights-and-obligations-of-students/

Приложение

Объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня, установленный СанПиН 2.4.2.2821-10.

Приложение 2

Объем максимального времени, затраченного на выполнение домашнего задания, установленный СанПиН 2.4.2.2821-10.

Приложение 3

Максимальная масса ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей, установленная СанПиН 2.4.2.2821-10.

Приложение 4

Самооценка информированности о правах и обязанностях учащегося.

Приложение 5

Ущемление прав учащихся.

Приложение 6

Самооценка соблюдения обязанностей учащихся.

Приложение 7

Конфликты с педагогами/администрацией из-за несоблюдения обязанностей или нарушения прав учащегося.

Приложение 8

Заинтересованность учащихся в данной теме.

Приложение 9

Оказание посильной помощи образовательному учреждению.

Приложение 10

Степень удовлетворённости организацией и условиями обучения.

Просмотров работы: 171