Введение.
Впервые с понятием «местное самоуправление» я познакомилась на уроке обществознания при прохождении темы «Гражданское общество и правовое государство». Словосочетание «местное самоуправление» как раз и означает организацию власти на местах, то есть в городских и сельских поселениях. Меня заинтересовало, как и кто осуществляет управление жизнью нашего города, какие изменения произошли в нашем городе с момента возникновения органов местного самоуправления, в чем «плюсы» и «минусы», явные и скрытые ресурсы местного самоуправления.
Актуальность: О роли местного самоуправления в жизни общества, эффективности их работы, спорят и говорят в настоящее время политологи, социологи, юристы, историки, философы, все те, кого интересуют и волнуют вопросы деятельности местных органов власти.
Проблема: Какой должна быть деятельность местного самоуправления для улучшения социально-экономического развития города.
Объект исследования: граждане РФ, проживающие на территории муниципального образования города Павлова.
Предмет изучения: эффективность работы местного самоуправления г. Павлово.
Цель: ознакомиться с деятельностью и организацией местной публичной власти, проанализировать их работу.
Гипотеза: Жизнь в городе изменится, если органы местного самоуправления будут больше привлекать жителей для решения существующих проблем города.
Задачи:
Познакомиться с историей возникновения органов местного самоуправления в нашей стране;
Изучить организацию местного самоуправления на территории Нижегородской области, Павловского района, города Павлова;
Выявить роль местного самоуправления в социально-экономическом развитии города;
Провести опрос среди жителей города Павлова, депутатов городской Думы, а также учащихся 10 – 11 классов МБОУ СШ № 1 г. Павлово;
Проанализировать результаты опроса;
Сделать презентацию.
Для решения задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы:
- анализ исторической и политической литературы, нормативно-правовых документов;
- наблюдение;
- анкетирование;
- опрос;
- беседа;
- статистическая обработка данных.
Глава 1. Основные этапы развития земского самоуправления в России.
Местное самоуправление в России имеет многовековую историю. Издревле крестьяне, даже будучи в зависимом состоянии управляли сами жизнью своего села или деревни. Крестьянская община распределяла землю, собирала подати, помогала своим членам в трудную минуту. Об этом говорят пословицы: «С миру по нитке – голому рубаха», «Что мир порядил, то бог рассудил» и другие. Примером местного самоуправления на Руси являлись также вечевые собрания в Новгороде и Пскове в 12-15 веках.
При Иване IV достаточно широкие полномочия были предоставлены земским и губным старостам, избираемым населением, которые, правда, выполняли преимущественно поручения центральных властей, подчиняясь воеводам.
При Петре I в городах были учреждены выборные магистраты, находящиеся в независимом положении по отношению к губернаторам, стоявшим во главе губерний, и воеводам, возглавлявшим уезды.
При преемниках Петра упраздняются магистраты, и единственными носителями власти на местах становятся губернаторы и воеводы, хотя в городах и уездах сохраняется несколько выборных должностей. Система местного управления была существенно преобразована при Екатерине II. Новые ее основы устанавливались в таких актах, как Учреждение о губерниях (1775 год), Жалованная грамота дворянства (1785 год), Грамота на права и выгоды городов (1785 год). Местные учреждения были тесно взаимосвязаны с сословным строем. Екатерина II стремилась создать из всех сословий ряд местных организаций, предоставив им известны права по внутреннему управлению этих обществ, а также возложив на эти организации осуществление большинства задач местного управления.
«1 января 1864 года императорским указом Александра II вводилось «Положение о губерских и уездных земских учреждениях», которое предусматривало создание в уездах и губерниях новых выборных органов местного управления – земств». [1] «Земства в силу локального, местного назначения выполняли роль связующего звена между обществом и промежуточными уездными и губернскими правительственными органами»[2]. Все сословия, в том числе и платежеспособные крестьяне, через органы местного самоуправления (уездные, губернские собрания и управы) были допущены к разрешению экономических и социальных вопросов местного значения. «Ведению земств подлежат дела по народному образованию, попечение о народном здравии, продовольственное дело, дорожное дело, страховое дело, ветеринарное дело. Школы, благотворительность, медицинская помощь, устройство дорог и мостов, взаимное страхование от огня и прочие земские дела требуют больших средств. Поэтому земствам предоставлено право облагать население уездов сборами и повинностями на земские нужды, образовывать земские капиталы, приобретать имущества. При своем полном развитии земская деятельность должна была достичь большой сложности и охватить собой все стороны местной жизни. Таким образом, новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий» [3].
Попытка провести реформу местного самоуправления была предпринята после февральской революции 1917 года. Временное правительство, приняло 21 мая 1917 год Закон о земской реформе. Однако осуществить эту реформу в полной мере не удалось – последовала Октябрьская революция 1917 года. Земства были упразднены. Им на смену пришла новая система - власть Советов.
В советский период государственного развития Росси и с 1917 по 1990 года под органами местного самоуправления я понимаю местные государственные органы публичной власти, обладавшие независимостью в решении вопросов местного значения по отношению к центральным органам государственной власти. В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти с жесткой соподчиненностью нижестоящих органов вышестоящим. Все Советы (включая и местные Советы) выступали как звенья единой системы, высшим организационным принципом которой являлся демократический централизм, допускающий формально самостоятельность мест, но в действительности проявляющийся в централизации и концентрации государственной власти в высших эшелонах системы государственных органов.
Интерес к идее местного самоуправления возрос во второй половине 80-х годов, что было связано с началом реорганизации государственной власти в нашей стране. При этом надо иметь в виду, что попытка путем принятия в 1990 году союзного и в 1991 году российского законов о местном самоуправлении ввести местное самоуправление «сверху», не реформируя по сути прежнюю систему местного управления, не дала ожидаемых результатов. Но вместе с тем Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990 год) и Закон Российской Федерации «О местном самоуправлении» (1991год) сыграли важную роль в становлении и развитии начал местного самоуправления в нашей стране: они ввели понятие муниципальной собственности, повысили роль суда в защите прав собственности субъектов местного самоуправления и т.д. Осенью 1993 года начался новый этап реформирования местного самоуправления: 9 октября 1993 года был издан Указ Президента РФ «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации», а 26 октября 1993 года – Указ Президента РФ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации».
Глава 2. Конституция РФ и Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ».
Местное самоуправление является одной из форм народовластия. В Конституция РФ 1993 года статьи 130-133 записано: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжении муниципальной собственностью» [4].
Новая Конституция РФ, признавая и гарантируя местное самоуправление в Российской Федерации, выступает в качестве важнейшей правовой основы дальнейшего процесса реформирования системы местного самоуправления. Государственной Думой Федерального собрания РФ был принят основной закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (от 6 октября 2003г. №131-ФЗ), который стал основой, проводимой муниципальной реформы. Основными принципами организации местного самоуправления являются:
-самостоятельность органов местного самоуправления при решении местных вопросов;
- обособленность органов местного самоуправления, которые не входят в систему государственной власти;
-выборность органов местного самоуправления;
-многообразие форм осуществления местного самоуправления(референдумы, выборы, собрания, сходы);
-отчетность органов местного самоуправления перед населением». [5]
В результате на всей территории России формируется двухуровневая система местного самоуправления с выборными органами.
Данный нормативный акт установил новые правовые, территориальные, организационные и экономические принципы функционирования местного самоуправления, закреплен новый уровень муниципальных образований - городские и сельские поселения.
Местное самоуправление составляет одну из основ государственного устройства Нижегородской области в составе Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и областным законом «О местном самоуправлении в Нижегородской области».
Глава 3. Организация местного самоуправления в Нижегородской области и Павловском муниципальном районе.
В рамках муниципального устройства в границах административно-территориальных единиц Нижегородской области на 1 января 2017 года существует 389 муниципальных образований, в том числе:
-13 городских округов (г. Нижний Новгород- административный центр области, г.Арзамас, г.Бор, г.Выкса, г.Дзержинск, г.Кулебаки, г.о. Навашинский, г.Первомайск, закрытое административно- территориальное образование г. Саров, г.о. Семеновский, г.о. Сокольский, г. Чкаловск, г. Шахунья);
- 39 муниципальных районов, которые включают в себя:
-54 городских поселения;
-283 сельских поселения (в Нижегородской области сельские поселения носят наименование «сельсовет»).
Остановимся более подробно на Павловском муниципальном районе. Павловский муниципальный район был образован в 1929 году. В настоящее время район включает в себя 10 муниципальный образований (4 городских поселения - г. Павлово, г. Ворсма, г. Горбатов, р.п. Тумботино и 6 сельский поселений- Абабковский сельсовет, Варежский сельсовет, Грудцинский сельсовет, Калининский сельсовет, Коровинский сельсовет, Таремский сельсовет). В соответствии с Уставами в каждом муниципальном образовании Павловского района образованы органы местного самоуправления, включающие в себя представительные органы власти (Земское собрание в районе; Городские Думы в городах; сельские Советы в сельских поселениях), глав местного самоуправления и исполнительно- распорядительные органы власти (администрации). Рассмотрим, как образуются органы местного самоуправления в Павловском муниципальном районе.
Представительным органом власти Павловского муниципального района является Земское собрание. Земское собрание района состоит из 24 депутатов: 10 глав местного самоуправления поселений, входящих в состав района, и 14 депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, составляющей 1 депутата от каждого поселения, за исключением г. Павлово, норма представительства от которого увеличивается на 3 депутатов и г. Ворсма, норма представительства от которого увеличивается на 1 депутата.
Органы местного самоуправления образуются:
- посредством выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
- представительным органом местного самоуправления;
- уполномоченным на то в соответствии с уставом муниципального образования главой муниципального образования. Выборы представительного органа местного самоуправления проводятся на основе мажоритарной системы по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. «Без развития местного самоуправления невозможно строить правовое государство. Например, Российскую Федерацию не принимали даже в Совет Европы без возрождения местного самоуправления». [6]
Компетенция Земского собрания строго определена Уставом (статья 20). Из числа депутатов Земского собрания на срок его полномочийобразуются комитеты и комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Земского собрания.
Глава местного самоуправления - председатель Собрания избирается на срок полномочий Земского собрания одного созыва на первом заседании после избрания нового состава депутатов или досрочного прекращения полномочий главы местного самоуправления. Глава местного самоуправления - председатель Собрания избирается большинством голосов от установленного числа депутатов Собрания. Глава местного самоуправления является высшим должностным лицом района и наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Главой местного самоуправления Павловского муниципального района и председателем Земского Собрания является Куренков Виктор Васильевич.
Администрация муниципального района – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления района, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов районного и местного значения и отдельных полномочий, переданных ему федеральными законами и законами Нижегородской области. Администрацией района руководит глава администрации, назначаемый на должность Земским собранием по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности. Структура администрации Павловского муниципального района формируется главой администрации Павловского муниципального района.
Структуру органов местного самоуправления городских поселений рассмотрим на примере г. Павлово.
Представительным органом городского поселения г. Павлово является Городская Дума. Городская Дума состоит из 20 депутатов, избранных населением города Павлово на муниципальных выборах, состоявшихся 13.09.2015 г., на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. (Приложение 1). Городская Дума возглавляется главой города, который избирается сроком на 5 лет депутатами из своего состава тайным голосованием на первом заседании и исполняет полномочия председателя городской Думы. Главой Городской Думы единогласно из числа депутатов избран Шишин Вячеслав Анатольевич, заместителем председателя городской Думы- Михалкина Марина Николаевна. Из числа депутатов городской Думы на срок ее полномочий создаются постоянные комитеты по вопросам, отнесенным к компетенции городской Думы.
Глава города является высшим должностным лицом города и наделяется Уставом МО г. Павлово собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава города избирается тайным голосованием из числа депутатов городской Думы сроком на 5 лет и одновременно исполняет полномочия председателя городской Думы. Полномочия главы города начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы города. Глава города осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Главой г. Павлово избран Шишин Вячеслав Анатольевич.
Городская администрация – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления города, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения. Городской администрацией руководит глава администрации города, назначаемый на должность главы администрации города, городской Думой по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности. Городская администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами, законами Нижегородской области, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области, настоящим Уставом, а также нормативными правовыми актами городской Думы. Структура Городской администрации формируется главой администрации города в соответствии с федеральными законами, законами Нижегородской области и настоящим Уставом. Главой администрации г. Павлово является Фокин Олег Евгеньевич.
Я проживаю на территории муниципального образования – город Павлово.Устав города Павлово Нижегородской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и законами Нижегородской области устанавливает основы организации местного самоуправления на территории города, правовые и экономические условия его осуществления, полномочия и порядок деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения. [7]
Правовой статус города устанавливается законом Нижегородской области в соответствии с федеральным законодательством. Город Павлово Нижегородской области является муниципальным образованием, городом районного значения и в соответствии с федеральными законами и законами Нижегородской области наделен статусом городского поселения (далее - город). Территория города входит в состав территории муниципального района Павловский. [8]
Территорию города составляют исторически сложившиеся земли города Павлово, прилегающие к нему земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения города, рекреационные земли, земли для развития города независимо от форм собственности и целевого назначения, находящиеся в пределах границ города. Границы города устанавливаются Законом Нижегородской области в соответствии с федеральным законодательством. Изменение границ города, влекущее отнесение части территории города к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного законом Нижегородской области. [9]
Глава 4. Мое исследование. Деятельность органов местного самоуправления города Павлово.
Следующим этапом моей работы было ознакомление с деятельностью муниципального образования, на территории которого я проживаю. Ознакомившись с Уставом города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области (принят решением городской Думы города Павлово Павловского района от 15.08.2006 г. №8), я узнала, что город Павлово является городским поселением в составе павловского муниципального района, расположенного на территории Нижегородской области. В состав муниципального образования город Павлово входит город Павлово, который является административным центром.
Численность населения на 2015 год составляет 58582 человек.
13 сентября 2015 года состоялись выборы депутатов городской Думы третьего созыва. Активность народа на выборах была средней. Численность депутатов составила 20 человек (Приложение 1). Депутатами местного самоуправления стали люди коммуникативные, инициативные, с гражданской ответственностью - разные по возрасту и полу были готовые оказать существенное влияние на жизнедеятельность и развитие гражданского общества в городе.Теперь каждый из них знал, что будет отвечать перед своими избирателями на вопросы местного значения в городе Павлово:
«К вопросам местного значения поселения относятся:
1) составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;
7.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;
7.2) Создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;
8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
11) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
13) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;
13.1) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;
14) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;
15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
16) формирование архивных фондов поселения;
17) участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов;
18) утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
19) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;
20) присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре;
21) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
22) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
23) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;
24) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
25) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;
26) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
27) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;
28) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;
29) осуществление муниципального лесного контроля;
30) оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин;
31.1) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;
31.2) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;
32) оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
35) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;
36) осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.» [10]
На собрании депутатов были избраны постоянно действующие комиссии. И началась повседневная работа. На протяжении полутора лет собрание депутатов рассмотрело множество вопросов, входящих в их компетенцию. Председателем городской думы был назначен Шишин Вячеслав Анатольевич; главой администрации Павловского муниципального района является Кириллов Алексей Олегович. Я познакомилась с материалами интервью с Кирилловым А.О. по итогам 2014 года (Приложение 2). Из этого интервью я узнала, что проблем в городе и районе много, но все запланированные проекты реализуются (детский сад, вокзал, теплоснабжение). Он отметил, что город меняется при участии неравнодушных людей. Потенциал и ресурсы есть, поэтому только один путь – вперед! Возложил надежды на то, что район будет развиваться и процветать.
А что же думают жители города Павлово о деятельности депутатов. Я провела опрос (Приложение 3) среди жителей города Павлово разных возрастов. Мной было опрошено 26 человек. И вот какие я получила результаты:
Все жители активно участвуют в выборах депутатов местного самоуправления, следовательно, они верят в существенное улучшение условий жизни в городе (Приложение 4).
Большинство респондентов считают, что за последние годы условия жизни в нашем городе изменились в лучшую сторону, видимо, в этом есть и заслуга органов местного самоуправления, хотя есть и такие, кто отметил, что произошли изменения в худшую сторону (Приложение 5).
Большинство опрошенных оценили работу депутатов как удовлетворительную (15 из 26 опрошенных), но имели место ответы – «одно название - депутаты», их деятельность формальна и так далее (Приложение 6).
Мои земляки считают, что депутаты в первую очередь должны обратить внимание на такие проблемы как уборка улиц, состояние тротуаров, качество дорог внутри населенного пункта, уличное освещение. Также отмечались проблемы уборки парков, состояние остановок, детские площадки и прочее (Приложение 7).
Большинству населения хочется видеть свой город чистым, поэтому 22 из 26 человек заявили, что готовы ходить на субботники по благоустройству города (Приложение 8).
В социальной сфере у большинства граждан вызывает озабоченность ремонт школ и организация досуга молодежи. Также отмечалось благоустройство мест отдыха, организация досуга пенсионеров, внимание одиноким пенсионерам, создание детских групп по месту жительства и другое (Приложение 9).
А вот на вопрос, всегда ли откликаются горожане на инициативы местных органов власти в участии общественной жизни города положительно ответили только 8 респондентов. Некоторые сообщили, что такие инициативы ни разу не звучали и не исходили от органов местного самоуправления (Приложение 10).
Среди предложений и пожеланий местным органам власти чаще всего звучало то, что необходимо продолжать работу в тесном сотрудничестве с населением, быть ближе к избирателям, проводить встречи, работать с обращениями и т.д.
На основании анкетирования я сделала вывод: местное самоуправление в городе работает, люди видят результаты его деятельности, но еще существует много проблем и не всегда власть идет на сближение с народом.
А что знают о деятельности местных органов власти мои ровесники? Какие проблемы существуют у молодежи нашего города сегодня? Я провела анкетирование среди учащихся 9 – 11 классов своей школы(Приложение 11) (опрошено 74 человека) и вот каковы результаты:
88% учащихся не знают, что муниципальное образование, в котором они проживают, называется город Павлово, следовательно, надо провести среди них информационную работу.
74% учащихся не назвали или назвали не верно населенный пункт.
Главу города верно назвали только 3 (4%) учащихся. Это говорит о том, что Шишин Вячеслав Анатольевич не является частым гостем в школе, а учащиеся мало интересуются жизнью города.
Верно назвали депутатов городской Думы (по 2-3 депутата) только 8 (11%) учащихся. Были названы Киреев А. В., Скобелева С. С., Потапова М. В., Шишин В. А., Васильев А. В., Колбасов И. В., Вершинина И.А. Остальные имена вообще не были названы. Это говорит о том, что ребята никогда с ними не встречались и не общались.
На вопрос: Чем занимается местное самоуправление? Подавляющее большинство учащихся старших классов не знает, в чем состоит работа депутатов. Считаю, что совершенно необходимы встречи депутатов местного самоуправления с учащимися школы, где депутаты могли бы доходчиво рассказать о своей общественной деятельности. Ведь молодежь должна знать, чем занимаются депутаты!
А вот на вопрос об участии в акциях и мероприятиях организованных органами местного самоуправления 57% учащихся ответили положительно.
42% моих ровесников считают, что жители города могут помочь власти в благоустройстве города, парков, в организации спортивных и культурных мероприятий.
Самыми актуальными проблемами у молодежи города являются:
- отсутствие мест отдыха для молодежи (парков, скверов);
- недостаток культурных мероприятий;
- мало спортивных площадок;
- не создаются новые рабочие места;
- употребление алкоголя и другие.
Таким образом, в результате исследования я выяснила, что молодежь интересуют социально-бытовые проблемы города.
Кроме этого, я беседовала с депутатами городской Думы города Павлово: Кусакиным О. М., Колбасовым И. В., Киреевым А. В., Подмаревым И. В., Шалбиным Д. А. по вопросам их деятельности (Приложение 12). Узнала, что депутаты регулярно проводят встречи со своими избирателями, участвуют в организации праздников, к ним обращаются жители по вопросам ЖКХ, освещение улиц и другими проблемами. Считают необходимым иметь больше возможностей для решения проблем и нужд населения нашего города. К депутатам часто по личным вопросам обращаются граждане, на которые им необходимо отреагировать. Отмечают, что стараются привлечь население города к решению их насущных проблем. И все как один отвечают, что необходима тесная связь между депутатами и жителями города (Приложение 13). Из ответов депутатов я сделала выводы:
- необходимо регулярно проводить встречи депутатов с гражданами, для решения насущных проблем;
- главе Администрации регулярно информировать депутатов и жителей города о своей деятельности.
Заключение.
На основании изучения научно-политической литературы, нормативно-правовых актов, проведенных социологических исследований я сделала следующие выводы:
Моя гипотеза о том, что жизнь в городе изменится, если органы местного самоуправления будут больше привлекать жителей для решения существующих проблем города, подтвердилась. Работа местного самоуправления города Павлова становится более эффективной, так как видны результаты в улучшении жизни жителей города. Но не всегда местная власть оказывает помощь конкретным людям по конкретным проблемам. Важно, что население постепенно начинает осознавать действенность самоуправления, на практике убеждаясь, что решение ряда проблем жизнедеятельности людей во многом зависит от них самих. При осуществлении самоуправления разделение на управляющих и управляемых исчезает, то есть люди осознают, что необходимо управлять общественными делами города собственными силами. Но пока еще не хватает тесной связи между депутатами и населением.
Развитие местного самоуправления невозможно без поддержки государством, его политических решений, опирающихся на гражданские инициативы населения. Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации соединения в единое целое интересов государства, общества и личности.
Считаю необходимым познакомить главу Администрации города Павлова с результатами социологического опроса и анкетирования граждан города, депутатов, с целью улучшения их деятельности. Со своей исследовательской работой я буду выступать на научно-практической конференции, а также на уроках обществознания и права при прохождении темы «Местное самоуправление» - в этом я вижу практическую направленность работы.
Сноски:
[1] –Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XIX век, - М.: Просвещение, 2005, стр. 132.
[2] - Шилобод М. И.Политика и право. М.,Дрофа, 1995,стр.186.
[3]- Платонов С. Ф. Учебник русской истории, - М. Прогресс,1992,стр.357.
[4] – Конституция РФ, - М.: Проспект, 2015, стр. 29.
[5] – Пархоменко И. Т. Обществознание: вопрос и ответ, - Ростов-на-Дону: Учитель,2004, стр.240.
[6]- Пронькин В. Н., Гутников А. Б. Занимательная энциклопедия практического права. Живое право, - М., 2000, стр.512.
[7] – Устав города Павлова Павловского муниципального района Нижегородской области (принят решением городской Думы города Павлова Павловского района от 15.08.2006 г. № 8).
[8] - Устав города Павлова Павловского муниципального района Нижегородской области (принят решением городской Думы города Павлова Павловского района от 15.08.2006 г. № 8), статья 1.
[9] – Устав города Павлова Павловского муниципального района Нижегородской области (принят решением городской Думы города Павлова Павловского района от 15.08.2006 г. № 8), статья 2.
[10] - Устав города Павлова Павловского муниципального района Нижегородской области (принят решением городской Думы города Павлова Павловского района от 15.08.2006 г. № 8), статья 5.
Список использованной литературы:
Конституция РФ, - М.: Проспект, 2015.
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XIX век, - М.: Просвещение, 2005.
Шилобод М. И.Политика и право. М.,Дрофа, 1995.
Платонов С. Ф. Учебник русской истории, - М. Прогресс,1992.
Пархоменко И. Т. Обществознание: вопрос и ответ, - Ростов-на-Дону: Учитель,2004,
Пронькин В. Н., Гутников А. Б. Занимательная энциклопедия практического права. Живое право, - М., 2000.
Устав города Павлова Павловского муниципального района Нижегородской области (принят решением городской Думы города Павлова Павловского района от 15.08.2006 г. № 8).
Интернет – источники:
www.admpavlovo.ru
www.statdata.ru
www.geogoroda.ru
Приложение 1.
Список избранных 13 сентября 2015 года, 18 сентября 2016 года депутатов
городской Думы г.Павлово
Павловского муниципального района Нижегородской области
третьего созыва
№ |
ФИО |
Кем выдвинут |
Округ |
1 |
Вершинина Ирина Александровна |
«КПРФ» |
округ №1 |
2 |
Васильев Андрей Владимирович |
«ЕР» |
округ №2 |
3 |
Тихомиров Александр Александрович |
«ЕР» |
округ №3 |
4 |
Кусакин Олег Михайлович |
«Великое Отечество» |
округ №4 |
5 |
Краюшкин Валерий Васильевич |
«ЕР» |
округ №5 |
6 |
Киреев Антон Валерьевич |
«ЕР» |
округ №6 |
7 |
Шалбин Дмитрий Алексеевич |
«ЕР» |
округ №7 |
8 |
Шишин Вячеслав АнатольевичГлава города — Председатель городской Думы |
«ЕР» |
округ №8 |
9 |
Подмарев Илья Владимирович |
«ЕР» |
округ №9 |
10 |
Васильев Алексей Владимирович |
«ЕР» |
округ №10 |
11 |
Потапова Марина Валерьевна |
«ЕР» |
округ №11 |
12 |
Бубнова Наталья Николаевна |
«ЕР» |
округ №12 |
13 |
Климушкина Елена Сергеевна |
«ЕР» |
округ №13 |
14 |
Скобелева Светлана Станиславовна |
«ЕР» |
округ №14 |
15 |
Колбасов Игорь Вячеславович |
«ЕР» |
округ №15 |
16 |
Карпова Марина Александровна |
«ЕР» |
округ №16 |
17 |
Лебедев Павел Александрович |
«ЕР» |
округ №17 |
18 |
Крюков Алексей Александрович |
«ЕР» |
округ №18 |
19 |
Храменков Дмитрий Евгеньевич |
самовыдвижение |
округ №19 |
20 |
Михалкина Марина Николаевна |
«ЕР» |
округ №20 |
Приложение 2.
Итоги года
Путь у нас только один – вперед!
ИНТЕРВЬЮ главы администрации Павловского муниципального района Алексея Олеговича КИРИЛЛОВА.
- АЛЕКСЕЙ Олегович, все выступающие на районном активе отметили, что 2014 год был непростой, но каждый говорил и о чём-то хорошем. Какие положительные моменты в жизни муниципалитета за минувший год Вы смогли бы выделить?
- Хотелось бы вспомнить события, которые происходили не только у нас в муниципалитете, а в стране. Минувший год стал знаковым в плане изменения геополитики, это касается присоединения Крыма. На данное событие Павловский район откликнулся, как вся наша огромная страна. И хочу отметить, что, чем сложнее времена и ситуация, тем сплоченнее мы становимся, объединяемся, чтобы вместе преодолеть трудности. Показатель этого и отношение наших жителей к событиям в Украине в целом: мы участвовали в сборе гуманитарной помощи, мы приняли в районе беженцев. Мы не стоит в стороне, а являемся активными участниками в жизни страны.
В ушедшем году состоялись выборы губернатора. В.П.Шанцев получил голоса большинства избирателей как по области, так и в нашем районе. Это показатель доверия и положительной оценки его работы в предыдущие годы. На примере нашего района скажу, что за последнюю пятилетку не было ни одного года, чтобы не вводился в эксплуатацию хотя бы один новый объект: детсады, больница, ФОК, школы – и все они имеют большое социальное значение для развития района, для улучшения качества нашей жизни.
Да, год был непростой, особенно по исполнению бюджета. Но, несмотря на финансовые сложности, мы в 2014 году реализовали все проекты, которые были запланированы. Один из последних серьезных объектов – это ворсменский водовод: в прошлом году мы сумели войти в программу, утвердить проект, а в этом году начинаем его реализацию.
Считаю, что решение не отказываться ни от одного проекта, которое мы приняли после многократных обсуждений на уровне главы местного самоуправления, было верным. Возможно, мы шли на некоторый финансовый риск. Но если бы мы побоялись сложностей и не решились начать строить детсад или вокзал, это могло бы отложиться на годы.
Большую поддержку в реализации наших планов мы получаем в правительстве области, лично и у Владимира Александровича Иванова. Министерство образования (С.В.Наумов) и министерство транспорта (А.А.Герасименко) откликнулись на все наши просьбы, и в том числе и благодаря этому реализация проектов стала возможной. И, конечно, губернатор В.П.Шанцев принимает самое живое участие в решение вопросов по развитию нашего района.
Отмечу еще, что большой объем инвестиций в 2014 году был по линии теплоснабжающих организаций, в первую очередь по ФСК «Энергострой». За счет этих инвестиций реконструирована часть котельной в микрорайоне Северный, проведен капитальный ремонт тепловых коммуникаций. И на это не затрачено ни копейки из бюджетных средств, все за счет инвесторов. Эти мероприятия позволили улучшить не только ситуацию по теплоснабжению, и улучшить качество подаваемого теплоносителя.
Вот основные положительные моменты, которые можно назвать.
- Мы понимаем, что уровень жизни населения зависит не только от работы власти. В одном из интервью с Вами мы затрагивали такой важный вопрос – о стремлении и желании людей решать не только личные проблемы, но и те, которые касаются села, города, района, где мы живем. На Ваш взгляд, насколько павловчане проявляют гражданскую активность в этом плане?
- Наш район с каждый годом меняется в лучшую сторону в плане благоустройства. Это происходит как благодаря позиции власти, так и при участии активных, неравнодушных жителей. Все мы знаем, что несмотря на финансовые, бытовые и иные сложности, многие павловчане откликнулись и собрали средства на золочение куполов храмов и часовни, на установку поклонных крестов. А теперь у нас еще появится памятник воинам-защитникам, созданный также на средства жителей района.
Можно отметить, что в последние годы у нас происходит подъем патриотизма. Все больше павловчан принимают участие в праздничном шествии в День Победы, приходят с цветами, венками, плакатами, фотографиями воевавших родственников. И все больше среди них молодежи. Это радует. Это значит, что мы помним свою историю, гордимся своими предками, любим малую родину, стремимся сохранить прежние достижения и преумножить. Это значит, что у нас есть будущее.
- Алексей Олегович, жизнь, как известно, на месте не стоит. Это же можно говорить и о законодательстве. Скажите, не произошло ли за последнее время изменений принципов работы власти на местах?
- Без изменений жизнь, действительно, невозможна. Что же до работы… В этом плане нам хороший тон задал Виктор Васильевич Куренков. Основной наш принцип – максимальный уход от кабинетной работы. Сложилась ли непростая ситуация, поступила ли жалоба от жителей, начинается ли реализация нового проекта – нужно выходить или выезжать на место, вникать в вопрос, общаться с населением. Только при таком подходе возможно продуктивная работа.
Хочу отметить, что в этом году нас ожидают выборы в местные органы власти. Произошли кардинальные законодательные изменения в порядке выборов. Не будет прямых выборов депутатов Земского собрания. Депутатские корпуса будут формироваться на местах, а уже из них будут делегированы представители в Земское собрание. Вот такое новшество. Сейчас готовится вся необходимая документация, проводится предварительная работа, чтобы сентябрьские выборы прошли в соответствие с буквой закона.
- Продолжите, пожалуйста, фразу: для меня Павловский район – это…
- Это малая родина, земля, на которой жили, трудились, творили наши предки, и будут жить, работать и творить наши потомки. Себя я ощущаю неким связующим звеном в этой цепочке поколений, и хочу верить, что тоже смогу оставить на этой земле память о своих делах. Как говорится, смогу прожить так, чтобы не было стыдно за бесцельно проведенные годы.
- Алексей Олегович, понятно, что мы учимся на опыте старших поколений, наших ветеранов. Скажите, на Ваш взгляд, а у молодежи есть чему поучиться?
- Безусловно. Считаю, что у молодых павловчан хороший потенциал, они в большинстве своем принимают самое активное участие в жизни района. Возьмем любое культурно-массовое, спортивное мероприятие, различные конкурсы. Причем проявляют себя не только как участники, но и в плане инициативы, идей и организации.
Хорошую активность наша молодежь проявляет и в сфере малого предпринимательства. Причем не просто создают свое дело и зарабатывают деньги, но понимают социальную ответственность, проявляют инициативу и помогают в реализации социально значимых проектов. В руках именно такой молодежи – наш завтрашний день.
- Невозможно двигаться вперед, если не ставить перед собой целей и задач. Расскажите, к чему нашему району нужно стремиться в ближайшем будущем?
- Год предстоит не простой как для страны, региона, так и для нашего района. Будем жить и работать в условиях экономического кризиса. Нам нужно выстоять и постараться преумножить наши достижения. Потенциал и ресурсы у нас есть, рабочие руки есть, грамотные специалисты трудятся во всех сферах. Поэтому путь у нас только один – вперед!
- Алексей Олегович, Ваши пожелания жителям района в 2015 году.
- Желаю всем землякам семейного благополучия, стабильности, уверенности в завтрашнем дне. Если мы будем с оптимизмом смотреть в будущее, в семьях будет хорошая атмосфера, будут рождаться дети, а значит, наш район будет развиваться и процветать.
Приложение 3.
Анкета
для жителей города Павлова
1.Всегда ли Вы ходите на выборы депутатов местного самоуправления?
*да
*нет
*иногда
2.Как изменились условия жизни в нашем городе за последние годы?
*произошли изменения в лучшую сторону
*остались прежними
*произошли в худшую сторону
*другое_______________________________________________________________________
3.Как Вы оцениваете работу наших депутатов?
*хорошо
*удовлетворительно
*неудовлетворительно
*другое_______________________________________________________________________
4.На какие проблемы следует обратить внимание депутатов местного самоуправления?
*водоснабжение
*качество холодной воды
*вывоз мусора
*уборка улиц*состояние тротуаров
*качество дорог внутри населенного пункта
*транспортное обслуживание по городу и между населенными пунктами
*уличное освещение
*газификация
*другое______________________________________________________________________
5.Если будут регулярно проводиться субботники по наведению порядка на территориигорода, Вы
*будете участвовать постоянно
*иногда будете
*никогда не будете
*другое_______________________________________________________________________
6.В социальной сфере необходимо обратить внимание депутатов на
*ремонт школы*создание условий для занятий спортом
*организацию массовых праздников
*организацию досуга молодежи
*другое_______________________________________________________________________
7. Откликаетесь ли Вы на инициативы местных органов власти?
* всегда
*иногда
*никогда
*другое______________________________________________________________________
8.Ваши предложения и пожелания представителям местных органов власти:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за ответы!
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
Приложение 8.
Приложение 9.
Приложение 10.
Приложение 11.
Анкета для учащихся 9-11 классов
1. Как называется муниципальное образование на территории, которого ты живешь?_____________________________________________________
2.Какие населенные пункты входят с состав твоего муниципального образования?_________________________________________________________________________________________________________________________
3.Как фамилия главы местного самоуправления?________________________
4.Кого ты знаешь из депутатов местного самоуправления?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Чем занимается местное самоуправление?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Принимал (а) ли ты участие в акциях, мероприятиях, организованных местным самоуправлением?__________________________________________
7. Какую помощь могут оказать своей ближайшей власти граждане города?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Какие проблемы существуют у молодежи города?
__________________________________________________________________
Спасибо!
Приложение 12.
Анкета
для депутатов городской Думы города Павлово
1.Какую работу как депутат Вы
*организовали_________________________________________________________________
*провели___________________________________________________________________
*участвовали__________________________________________________________________
2.По каким вопросам к Вам обращались жители?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Что Вам бы хотелось изменить в работе депутатов местного самоуправления?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Как Вы считаете, каковы «скрытые» и «явные» ресурсы местного самоуправления?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С уважением, Киселева Елена, ученица 11 класса МБОУ СШ № 1 г. Павлово.
Приложение 13.
37