Введение
Изучение физического развития школьников в настоящее время является одной из актуальных проблем, что связано с ухудшением экологической обстановки, широким распространением вредных привычек среди школьников, ухудшением питания и др. Все это сказывается на состоянии физического развития школьников. Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических процессов, происходящих в организме, и часто используются как показатель состояния здоровья детей.
По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей, увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончанию школы. В настоящее время к так называемой «первой группе здоровья» (практически здоровых) может быть отнесено лишь 14% школьников. Остальные имеют те или иные отклонения от нормы.
Мы являемся учащимися 8 класса, большую часть своего времени проводим в школе. Часть ребят из нашего класса посещают дополнительные кружки разного направления. Нам стало интересно, каковы физиометрические показатели здоровья в нашем классе, соответствуют ли они нормам, влияют ли на физиометрические показатели занятость в дополнительных кружках. Следовательно, изучение данной темы является для нас актуальным.
Перед началом исследования, мы выдвинули гипотезу: физиометрические показатели по классу будут в пределах нормы, более высокие показатели характерны для тех, кто дополнительно занимается в дополнительных кружках.
Цель работы: определить физиометрические показатели учащихся, выяснить, есть ли зависимость между дополнительными занятиями и физиометрическими показателями.
Для достижения поставленной цели, были определены задачи:
сделать обзор литературы по данной проблеме;
выяснить, какие факторы влияют на физиометрические показатели учащихся;
измерить пульс, давление, ЧД и ЖЕЛ учащихся, сравнить с возрастными нормами.
Объект исследования: учащиеся 8 в класса МБОУ «СОШ №30».
Предмет исследования: физиометрические показатели учащихся 7 класса.
При написании работы были использованы следующие методы:
- опрос;
- чтение литературы;
- измерение показателей с помощью датчиков.
При измерении физиометрических показателей мы использовали цифровую лабораторию по физиологии человека: датчики пульса, частоты дыхания, жизненной емкости легких, а также автоматический тонометр фирмы «Омрон».
2. Глава 1. Теоретическая часть.
2.1. обзор литературы
Физическое развитие – один из основных показателей здоровья ребенка, для которого характерны четко выраженная онтогенетическая динамика, пластичность, лабильность и чувствительность [1]. Наличие отклонений в физическом развитии ребенка заставляет задумываться о наличии у него каких – либо серьезных заболеваний, поэтому мониторинг роста и развития у детей должен осуществляться непрерывно.
Для исследования физического развития детей и подростков используют следующие показатели:
соматометрические— длина тела (рост), масса тела, окружность грудной клетки и др.;
физиометрические— жизненная емкость легких, мышечная сила, частота пульса, величина артериального давления и др.;
соматоскопические— состояние кожных покровов и видимыx слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития.
При изучении физиометрических показателей измеряют ЧД, ЖЕЛ (спирометрия), ЧСС, АД [2].
а) Частота дыхания. Совокупность вдоха и следующего за ним выдоха считают одним дыхательным движением. Количество дыханий за 1 мин называют частотой дыхательных движений (ЧДД) или просто частотой дыхания [1].
б) ЖЕЛ (жизненная емкость легких)максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального вдоха. Она является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц [5].
в) Артериальное давление (АД) - давление, развиваемое кровью в артериальных сосудах организма. Артериальное давление является важнейшим энергетическим параметром сердечно-сосудистой системы, отражающим деятельность сердца (сердечный выброс), упругое сопротивление растяжению стенок аорты и артерий, суммарное сопротивление кровотоку, вязкость и гидростатическое давление крови. На величину АД оказывают влияние возраст, время суток, состояние организма, центральной нервной системы и т. д. В нагрузочных тестах для оценки приспособляемости сердечно-сосудистой системы к физической работе анализируют изменения (увеличение или уменьшение) показателей артериального давления и время восстановления АД после выполнения пробы [3].
г) Пульс - это ритмические толчкообразные колебания стенок артерий, вызываемые выбрасыванием крови в артериальную систему в результате сокращения сердца. Артериальный пульс отражает такие параметры деятельности сердечно-сосудистой системы, как силу, ритм, частоту сердечных сокращений, состояние стенки артерии, артериальное давление. Частота пульса служит надежным показателем степени соответствия заданной нагрузки физическому состоянию человека [2].
2. 2. факторы, влияющие на физиологические показатели
Факторы, влияющие на физиометрические показатели учащихся, условно можно разделить на две группы: биологические и социальные. К биологическим факторам прежде всего относится генетическая предрасположенность, наследственность, возрастные особенности организма.
К социальным факторам будут относится следующие. Первым и важнейшим фактором является питание. Сюда можно отнести и правильный режим питания ученика, и характер потребляемых продуктов, и социально-экономический статус семьи, который влияет на выбор продуктов питания.
Физические упражнения играют важную роль для здоровья растущего организма. Часто различные виды физических упражнений используются для профилактики ожирения у детей. Последнее исследование показало, что аэробика и другие виды физических нагрузок помогают детям справиться с раздражительностью. В результате психологических тестов удалось выяснить, что дети, занимающиеся дополнительными физическими и умственными нагрузками более уравновешенные и спокойные. Помимо положительного воздействия на психику ребенка, такие нагрузки являются прекрасным профилактическим средством от различных хронических заболеваний.
Большое значение традиционно придается такому фактору, как одежда и обувь. Неудобная, некомфортная одежда и обувь влияют на физиометрические показатели учащихся. Важным аспектом также являются технологические характеристики материалов, из которых выполнены одежда и обувь.
Жилище и микроокружение. На этом уровне есть много разноплановых аспектов. Так, важнейшую роль для человека играют характеристики материалов, применяемых при строительстве и отделке жилища (технологический фактор).
Анализ состояния окружающей среды. Экологические условия проживания школьника во многом зависят от места расположения его жилья. Нахождением возле его дома заводов, фабрик и АЗС, а так же наличием зеленых насаждений, парков и леса.
Микроклимат семьи очень важен именно для формирования физиометрических показателей учащихся.
2.3. описание методик исследования
В качестве объектов исследования были выбраны учащиеся 7 в класса школы №30. Определение индивидуального уровня физического здоровья мы проводили по методике, описанной в учебно – методическом пособии М. С. Самигуллиной, А. Р. Хасановой «Возрастная анатомия и физиология» [2].
Для этого мы с помощью цифровых датчиков измеряли следующие показатели: частота дыхания, пульс, ЖЕЛ. С помощью автоматического тонометра измерили пульс.
Для измерения первых трех показателей, мы подключили датчик к ноутбуку, открыли программу «Цифровая лаборатория», выбрали нужный датчик, установили нулевое значение и на нажали старт. После измерений, программа на экране ноутбука выдает полученное значение.
Полученные данные мы сравнили с показателями возрастной нормы.
2.4. выводы по 1 главе
Физическое развитие – один из основных показателей здоровья ребенка. Для исследования физического развития детей и подростков используют несколько показателей, к числу которых относятся физиометрические показатели: пульс, давление, частота дыхания, жизненная емкость легких.
3. Глава 2. Экспериментальная часть
3. 1. определение частоты дыхания
С помощью цифрового датчика мы измерили частоту дыхания у учащихся (приложение 1). Измерение проводилось после третьего урока, в спокойном состоянии, без отсутствия эмоциональной и физической нагрузки. Полученные данные занесли в таблицу (приложение 1) и сравнили с возрастными нормами.
Рисунок 1. Частота дыхания у учащихся 8 в класса.
Вывод: по данным графика видно, что у 7 учащихся частота дыхания немного ниже нормы. У 9 учащихся показатели немного выше нормы. У большинства учащихся показатели частоты дыхания находится в пределах возрастной нормы.
Мы сопоставили полученные данные с занятостью учащихся в дополнительных кружках (приложение 1) . В результате мы заметили, что для учащихся, занимающихся в музыкальной и модельной школах, характерны показатели ниже возрастной нормы (приложение 2). Для учащихся, занимающихся в спортивных кружках и танцах, характерны показатели выше нормы.
3.2. определение артериального давления
С помощью автоматического тонометра мы измерили артериальное давление у учащихся нашего класса. Результаты измерений занесли в таблицу 1, сравнили с возрастными нормами. Замеры проводились в начале учебного дня, в спокойном состоянии, без дополнительной эмоциональной и физической нагрузки.
таблица 1.
Артериальное давление у учащихся 8 в класса
№ п/п |
ФИО |
значение |
норма |
1 |
Абдуллина Алсу Рафисовна |
121/74 |
110-136/70-86 |
2 |
Аксинин Артём Евгеньевич |
104/60 |
110-136/70-86 |
3 |
Ахметзянов Арсений Владимирович |
107/53 |
110-136/70-86 |
4 |
Бекбулатов Марсель Радикович |
102/65 |
110-136/70-86 |
5 |
Гайнанова Диляра Халимовна |
109/70 |
110-136/70-86 |
6 |
Галлямова Диана Вадимовна |
110/78 |
110-136/70-86 |
7 |
Гильманова Карина Ильясовна |
106/69 |
110-136/70-86 |
8 |
Евдокименко Алина Васильевна |
99/61 |
110-136/70-86 |
9 |
Ермакова Валерия Сергеевна |
103/66 |
110-136/70-86 |
10 |
Марюхина Ирина Сергеевна |
114/64 |
110-136/70-86 |
11 |
Миннекаев Салават Ильгизович |
119/65 |
110-136/70-86 |
12 |
Митрофанов Артур Алексеевич |
104/54 |
110-136/70-86 |
13 |
Моторина Елизавета Сергеевна |
124/69 |
110-136/70-86 |
14 |
Новосёлова Екатерина Михайловна |
114/62 |
110-136/70-86 |
15 |
Оводков Георгий Сергеевич |
115/66 |
110-136/70-86 |
16 |
Прозапас Милена Павловна |
119/65 |
110-136/70-86 |
17 |
Протасова Анастасия Алексеевна |
85/45 |
110-136/70-86 |
18 |
Салиманова Диана Юрьевна |
106/69 |
110-136/70-86 |
19 |
Саматов Ришат Русланович |
97/50 |
110-136/70-86 |
20 |
Сахибулина Алиса Шафиковна |
108/66 |
110-136/70-86 |
21 |
Скоков Рубин Сергеевич |
114/63 |
110-136/70-86 |
22 |
Ушаков Владимир Олегович |
101/69 |
110-136/70-86 |
23 |
Чебан Полина Евгеньевна |
121/63 |
110-136/70-86 |
24 |
Шайхуллина Алина Флуровна |
107/62 |
110-136/70-86 |
25 |
Шафигуллин Булат Русланович |
108/72 |
110-136/70-86 |
26 |
Юзмиев Инсаф Раисович |
98/45 |
110-136/70-86 |
27 |
Юнусова Диана Радиковна |
102/64 |
110-136/70-86 |
28 |
Ярмиева Алина Алмазовна |
105/58 |
110-136/70-86 |
По данным таблицы видно, что у большинства учащихся класса, артериальное давление находится в норме, или на нижней границе нормы, что возможно вызвано возрастными особенностями и наследственными факторами. У пятерых учащихся наблюдается заметно пониженное давление, при сопоставлении с данными занятости в кружках, мы увидели, что трое из них не занимаются ни в каких кружках, т.е. не испытывают дополнительных умственных и физических нагрузок.
3. 3. определение пульса
С помощью цифрового датчика мы также померили пульс у учащихся нашего класса. Полученные результаты измерений занесли в таблицу, сравнили с возрастными нормами (приложение 1). Замеры проводились в начале учебного дня, в спокойном состоянии, без дополнительной эмоциональной и физической нагрузки.
Рисунок 2. Показатели пульса среди у учащихся 8 в класса.
Вывод: показатели пульса у учащихся в основном находятся в пределах возрастной нормы или на ее нижней границе. У пятерых учащихся пульс выше нормы. при сопоставлении с таблицей занятости в кружках, было замечено, что одна девочка из них занимается в танцах, а остальные нигде дополнительно не занимаются. Возможно, такие показатели объясняются индивидуальными особенностями организма и наследственной предрасположенностью.
3. 4. определение ЖЕЛ
С помощью цифрового датчика мы измерили ЖЕЛ (жизненная емкость легких) у учащихся (приложение 1). Измерение проводилось после третьего урока, в спокойном состоянии, без отсутствия эмоциональной и физической нагрузки. Полученные данные занесли в таблицу (приложение 1) и сравнили с возрастными нормами.
Рисунок 3. ЖЕЛ учащихся 8 в класса
Вывод: ЖЕЛ в классе неодинаковая, по ее показателям класс можно разделить на три группы: ниже нормы (9 человек) – что объясняется особенностями анропометрических данных (невысокий рост, худощавое телосложение); в пределах нормы (5 человек) и выше нормы (14 человек). Это объясняется высоким ростом этих учащихся (выше 160 см), а также двое из этих учащихся занимаются плаванием и танцами, что способствует увеличению ЖЕЛ.
3.5. выводы по 2 главе
Физиологические показатели играют важную роль при оценке физического развития учащихся. Физиологические показатели зависят от возрастных особенностей, физических нагрузок и наследственной предрасположенности. Физиологические показатели учащихся 8 в класса находятся в основном в пределах нормы.
Заключение.
На основании проведенных исследований мы пришли к следующим выводам:
Физическое развитие – один из основных показателей здоровья ребенка, для которого характерны четко выраженная онтогенетическая динамика, пластичность, лабильность и чувствительность. Наличие отклонений в физическом развитии ребенка заставляет задумываться о наличии у него каких – либо серьезных заболеваний, поэтому мониторинг роста и развития у детей должен осуществляться непрерывно. Физиометрические показатели являются одними из главных, при оценке физического развития.
На физиометрические показатели учащихся влияют биологические и социальные факторы. Одним из ведущих социальных факторов является физическое и умственное развитие.
В ходе измерений показателей, была установлена некоторая зависимость: более высокие физиометрические показатели были характерны для учащихся, которые дополнительно занимаются в кружках спортивного, музыкального, художественного и других направлений. Заметно ниже возрастной нормы показатели, характерны для учащихся, нигде не занимающихся дополнительно. Однако, более высокие показатели ЖЕЛ были характерны и для тех, чей рост выше 160 см.
Дальнейшее направление работы: сделать комплексную оценку физического развития учащихся класса по всем показателям.
5. Литература
Бинас А.В., Маш Р. Д., Никишов А. И. и др. Биологический эксперимент в школе – М,: Просвещение, 1990 – 192 с.
Возрастная анатомия и физиология/ Сост. М. С. Сафигуллина М. С., Хасанова А. Р. Учебно – методическое пособие. – Набережные Челны, ИНПО. – 2007. – 132 с.
Заикина Е.А. Самодиагностика состояния здоровья // Биология. Издательский дом «Первое сентября». – 2006. – №19. – с. 10-13.
Колесов Д.В, Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: учеб. Для 8 кл. общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа, 2002. – 336 стр.
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=479697
6. Приложения
Приложение 1. Занятость в кружках учащихся 8 в класса
№ п/п |
ФИО |
название кружка |
1 |
Абдуллина Алсу Рафисовна |
- |
2 |
Аксинин Артём Евгеньевич |
Плавание |
3 |
Ахметзянов Арсений Владимирович |
- |
4 |
Бекбулатов Марсель Радикович |
- |
5 |
Гайнанова Диляра Халимовна |
Танцы |
6 |
Галлямова Диана Вадимовна |
- |
7 |
Гильманова Карина Ильясовна |
Музыкальная школа |
8 |
Евдокименко Алина Васильевна |
- |
9 |
Ермакова Валерия Сергеевна |
Художестенная школа, хоровое пение |
10 |
Марюхина Ирина Сергеевна |
Бокс |
11 |
Миннекаев Салават Ильгизович |
Тхэквондо |
12 |
Митрофанов Артур Алексеевич |
Тхэквондо |
13 |
Моторина Елизавета Сергеевна |
Художественная школа |
14 |
Новосёлова Екатерина Михайловна |
Уроки английского языка |
15 |
Оводков Георгий Сергеевич |
- |
16 |
Прозапас Милена Павловна |
Художественная школа |
17 |
Протасова Анастасия Алексеевна |
Художественная школа |
18 |
Салиманова Диана Юрьевна |
Танцы |
19 |
Саматов Ришат Русланович |
Тхэквондо |
20 |
Сахибулина Алиса Шафиковна |
Танцы |
21 |
Скоков Рубин Сергеевич |
Единоборство, музыкальная школа |
22 |
Ушаков Владимир Олегович |
Танцы |
23 |
Чебан Полина Евгеньевна |
Хоровое пение |
24 |
Шайхуллина Алина Флуровна |
Модельное агенство |
25 |
Шафигуллин Булат Русланович |
- |
26 |
Юзмиев Инсаф Раисович |
- |
27 |
Юнусова Диана Радиковна |
Музыкальная школа |
28 |
Ярмиева Алина Алмазовна |
Танцы |
Приложение 2. Показатели частоты дыхания учащихся 8 в класса
№ п/п |
ФИО |
значение |
норма |
1 |
Абдуллина Алсу Рафисовна |
31 |
19 |
2 |
Аксинин Артём Евгеньевич |
34 |
19 |
3 |
Ахметзянов Арсений Владимирович |
20 |
19 |
4 |
Бекбулатов Марсель Радикович |
20 |
19 |
5 |
Гайнанова Диляра Халимовна |
31 |
19 |
6 |
Галлямова Диана Вадимовна |
16 |
19 |
7 |
Гильманова Карина Ильясовна |
12 |
19 |
8 |
Евдокименко Алина Васильевна |
24 |
19 |
9 |
Ермакова Валерия Сергеевна |
19 |
19 |
10 |
Марюхина Ирина Сергеевна |
19 |
19 |
11 |
Миннекаев Салават Ильгизович |
12 |
19 |
12 |
Митрофанов Артур Алексеевич |
18 |
19 |
13 |
Моторина Елизавета Сергеевна |
17 |
19 |
14 |
Новосёлова Екатерина Михайловна |
24 |
19 |
15 |
Оводков Георгий Сергеевич |
19 |
19 |
16 |
Прозапас Милена Павловна |
18 |
19 |
17 |
Протасова Анастасия Алексеевна |
20 |
19 |
18 |
Салиманова Диана Юрьевна |
20 |
19 |
19 |
Саматов Ришат Русланович |
19 |
19 |
20 |
Сахибулина Алиса Шафиковна |
26 |
19 |
21 |
Скоков Рубин Сергеевич |
16 |
19 |
22 |
Ушаков Владимир Олегович |
21 |
19 |
23 |
Чебан Полина Евгеньевна |
22 |
19 |
24 |
Шайхуллина Алина Флуровна |
15 |
19 |
25 |
Шафигуллин Булат Русланович |
25 |
19 |
26 |
Юзмиев Инсаф Раисович |
20 |
19 |
27 |
Юнусова Диана Радиковна |
25 |
19 |
28 |
Ярмиева Алина Алмазовна |
18 |
19 |
Приложение 3. Показатели пульса среди учащихся 8 в класса
№ п/п |
ФИО |
значение |
норма |
Среднее значение |
1 |
Абдуллина Алсу Рафисовна |
86 |
72-80 |
75 |
2 |
Аксинин Артём Евгеньевич |
64 |
72-80 |
75 |
3 |
Ахметзянов Арсений Владимирович |
70 |
72-80 |
75 |
4 |
Бекбулатов Марсель Радикович |
77 |
72-80 |
75 |
5 |
Гайнанова Диляра Халимовна |
89 |
72-80 |
75 |
6 |
Галлямова Диана Вадимовна |
96 |
72-80 |
75 |
7 |
Гильманова Карина Ильясовна |
81 |
72-80 |
75 |
8 |
Евдокименко Алина Васильевна |
79 |
72-80 |
75 |
9 |
Ермакова Валерия Сергеевна |
67 |
72-80 |
75 |
10 |
Марюхина Ирина Сергеевна |
80 |
72-80 |
75 |
11 |
Миннекаев Салават Ильгизович |
72 |
72-80 |
75 |
12 |
Митрофанов Артур Алексеевич |
68 |
72-80 |
75 |
13 |
Моторина Елизавета Сергеевна |
80 |
72-80 |
75 |
14 |
Новосёлова Екатерина Михайловна |
68 |
72-80 |
75 |
15 |
Оводков Георгий Сергеевич |
82 |
72-80 |
75 |
16 |
Прозапас Милена Павловна |
70 |
72-80 |
75 |
17 |
Протасова Анастасия Алексеевна |
84 |
72-80 |
75 |
18 |
Салиманова Диана Юрьевна |
71 |
72-80 |
75 |
19 |
Саматов Ришат Русланович |
74 |
72-80 |
75 |
20 |
Сахибулина Алиса Шафиковна |
83 |
72-80 |
75 |
21 |
Скоков Рубин Сергеевич |
79 |
72-80 |
75 |
22 |
Ушаков Владимир Олегович |
75 |
72-80 |
75 |
23 |
Чебан Полина Евгеньевна |
74 |
72-80 |
75 |
24 |
Шайхуллина Алина Флуровна |
69 |
72-80 |
75 |
25 |
Шафигуллин Булат Русланович |
102 |
72-80 |
75 |
26 |
Юзмиев Инсаф Раисович |
68 |
72-80 |
75 |
27 |
Юнусова Диана Радиковна |
80 |
72-80 |
75 |
28 |
Ярмиева Алина Алмазовна |
82 |
72-80 |
75 |
Приложение 4. ЖЕЛ учащихся 8 в класса
№ п/п |
ФИО |
значение |
норма |
среднее значение |
1 |
Абдуллина Алсу Рафисовна |
2328 |
1900-2400 |
2200 |
2 |
Аксинин Артём Евгеньевич |
4276 |
1900-2400 |
2200 |
3 |
Ахметзянов Арсений Владимирович |
3517 |
1900-2400 |
2200 |
4 |
Бекбулатов Марсель Радикович |
2748 |
1900-2400 |
2200 |
5 |
Гайнанова Диляра Халимовна |
2781 |
1900-2400 |
2200 |
6 |
Галлямова Диана Вадимовна |
4297 |
1900-2400 |
2200 |
7 |
Гильманова Карина Ильясовна |
2936 |
1900-2400 |
2200 |
8 |
Евдокименко Алина Васильевна |
2031 |
1900-2400 |
2200 |
9 |
Ермакова Валерия Сергеевна |
2030 |
1900-2400 |
2200 |
10 |
Марюхина Ирина Сергеевна |
2899 |
1900-2400 |
2200 |
11 |
Миннекаев Салават Ильгизович |
2615 |
1900-2400 |
2200 |
12 |
Митрофанов Артур Алексеевич |
1521 |
1900-2400 |
2200 |
13 |
Моторина Елизавета Сергеевна |
3158 |
1900-2400 |
2200 |
14 |
Новосёлова Екатерина Михайловна |
828 |
1900-2400 |
2200 |
15 |
Оводков Георгий Сергеевич |
1211 |
1900-2400 |
2200 |
16 |
Прозапас Милена Павловна |
3323 |
1900-2400 |
2200 |
17 |
Протасова Анастасия Алексеевна |
2107 |
1900-2400 |
2200 |
18 |
Салиманова Диана Юрьевна |
1431 |
1900-2400 |
2200 |
19 |
Саматов Ришат Русланович |
1900 |
1900-2400 |
2200 |
20 |
Сахибулина Алиса Шафиковна |
1393 |
1900-2400 |
2200 |
21 |
Скоков Рубин Сергеевич |
2618 |
1900-2400 |
2200 |
22 |
Ушаков Владимир Олегович |
2512 |
1900-2400 |
2200 |
23 |
Чебан Полина Евгеньевна |
1355 |
1900-2400 |
2200 |
24 |
Шайхуллина Алина Флуровна |
1086 |
1900-2400 |
2200 |
25 |
Шафигуллин Булат Русланович |
2580 |
1900-2400 |
2200 |
26 |
Юзмиев Инсаф Раисович |
2458 |
1900-2400 |
2200 |
27 |
Юнусова Диана Радиковна |
2095 |
1900-2400 |
2200 |
28 |
Ярмиева Алина Алмазовна |
1063 |
1900-2400 |
2200 |