ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Рыбакова М.А. 1
1МБОУ СОШ № 2
Довбий И.А. 1
1МБОУ СОШ № 2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Хотя здоровье населения и зависит от состояния здравоохранения и общих социально-экономических условий, здоровье каждого отдельно взятого человека прямо зависит от него самого. Образ жизни, режим питания, привычки, как полезные, так и приносящие вред, определяют, в каком состоянии будет находиться здоровье человека спустя годы. Питание человека представляет одно из важнейших условий для его нормальной жизнедеятельности.От того, как и чем человек питается, зависит его состояние здоровья, работоспособность, настроение, сопротивляемость к негативному воздействию факторов внешней среды.

На сегодняшний день именно питание, генетические особенности и образ жизни человека определяют состояние его здоровья.

Уровень медицинского обслуживания постоянно растет, уже со многими болезнями наука успешно борется, но в современном обществе человек научился медленно убивать себя сам. И происходит это в основном из-за пагубного образа жизни или из-за неправильного питания.

К сожалению, многие заболевания развиваются не только из-за стрессов, плохой физической активности и проблем с экологией, но и из-за ожирения, следствия нездорового питания. Особое внимание следует обратить на питание молодых людей. В современной литературе часто указывается на недостаток здоровья подростков, что не может не отражаться на их учебной деятельности. Эти отклонения специалисты связывают, прежде всего, с условиями окружающей среды и отсутствием психологических установок на здоровый образ жизни молодежи. К последнему следует отнести не только раннее курение, употребление спиртных напитков, наркоманию и токсикоманию, но и нерегулярное, экологически неправильное питание.

Тема исследовательской работы «Экологические аспекты современного питания» была выбрана мной не случайно. Ведь характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержки нормального состояния кожных покровов, определяет степень защитной функции организма.Основной вред нерационального питания заключается в том, чтонеправильная пища, с вредными пищевыми добавками, приводит к возникновению ряда заболеваний уже в подростковом возрасте: гастрит, язва, проблемы с работой желудочно-кишечного тракта, целлюлит, гипертония, ожирение.

Актуальность данной темы: уменьшение численности здорового молодого населения в связи с употреблением продуктов, содержащих вредные пищевые добавки, вследствие неправильного питания.

Проблема исследования: рост заболеваний желудочно-кишечного тракта у представителей молодого поколения.

Объект исследования: обучающиеся школы, пищевые добавки в продуктах питания.

Предмет исследования: особенности питания детей и подростков МБОУ СОШ №2

Цель исследования: выявить продукты, которые предпочитают школьники, и исследовать их на наличие вредных пищевых добавок; найти способы повышения культуры питания подростков.

Задачи исследования:

1. Через анкетирование выявить особенности питания молодых людей.

2.Исследовать популярные среди подростков продукты питания из школьного буфета и магазинов города по этикеткам на наличие вредных пищевых добавок.

3. Найти способы повысить культуру здорового питания у молодежи.

Гипотеза – если информировать о всей серьезности вреда пищевых добавок и неправильного питания, то можно сократить количество молодых людей, употребляющих такие продукты и придерживающихся такого режима питания, мотивировать подростков на употребление натуральных продуктов питания.

Методы исследования:

1. Анкетирование и анализ.

2. Изучение специальной литературы.

3. Эксперимент.

4. Обобщение и систематизация материала по данной теме.

Глава 1.Пищевые добавки и их влияние на организм человека.

Пищевые добавки – это природные и синтетические химические соединения, которые не представляют собой источник энергии, как пища, не используются в чистом виде, а только добавляются в продукты для облегчения технологического процесса, продления срока хранения или придания определенной консистенции конечному продукту.

Что значит буква Е? Раньше названия пищевых добавок писали на этикетках продуктов полностью, но они занимали так много места, что в 1953 году в Европе решено было заменить полные названия химических пищевых добавок одной буквой с цифровыми кодами. Индексом Е (от Europe) в рамках Европейского сообщества принято обозначать наличие в продукте питания любых пищевых добавок, идентифицированных согласно Международной системе классификации (INS). По данной системе пищевые добавки делятся на группы по принципу действия.

Классификация в соответствии с назначением согласно предложенной системе цифровой кодификации пищевых добавок (по основным группам) выглядит следующим образом:

Е100–Е182 – красители (усилители или восстановители цвета);

Е200–Е299 – консерванты (повышают срок хранения, стерилизуют и защищают от бактерий);

Е300–Е399 – антиокислители (сдерживают процессы окисления);

Е400–Е499 – стабилизаторы (сохраняют консистенцию продукта);

Е500–Е599 – эмульгаторы;

Е600–Е699 – усилители вкуса и аромата;

Е900–Е999 – антифламинги (противопенные вещества);

Е1000 и выше – глазирующие вещества, подсластители соков и кондитерских изделий.

Анализ теоретических источников показал, что производители используют пищевые добавки для увеличения срока годности и улучшения внешнего вида продукта.

Среди пищевых добавок наибольшую опасность представляют:

Е-950, на упаковках газированных напитков его указывают как ацесульфам калия. Он содержит метиловый спирт, ухудшающий работу сердечно – сосудистой системы, и аспарогеновую кислоту, оказывающую возбуждающее действие на нервную систему и может, со временем, вызвать привыкание. Безопасная доза не более 1 грамма в сутки.

E250 (нитрит натрия) обычно применяют в колбасах. Нитрит натрия является общеядовитым токсичным веществом, в том числе и для млекопитающих (50% крыс погибают при дозе в 180 миллиграмм на килограмм веса), но на практике его не запрещают, так как он обеспечивает товарный вид продукта и, следовательно, увеличивает объем продаж.

Е-951 аспартам, сахарозаменитель. Будучи нагретым до 30 градусов Цельсия, аспартам в газированной воде распадается на формальдегид, метанол и фенилаланин. Формальдегид – вещество с резким запахом, канцероген класса А. Есть 92 документально подтвержденных случая отравления аспартамом. Симптомы отравления: потеря осязания, головные боли, усталость, головокружение, тошнота, сильное сердцебиение, увеличение веса, раздражительность, потеря памяти, тревожное состояние, туманное зрение, сыпь, припадки, потеря зрения. Кроме аспартама часто применяются подсластители ацесульфам Е 950 и цикломат натрия Е 952.

Е-338 ортофосфорная кислота. Пожаро- и взрывоопасна. Вызывает раздражение глаз и кожных покровов, способна присоединять ионы кальция, вымывать его из костей, что опасно развитием остеопороза, при котором возникает повышенная ломкость костей. Пищевую ортофосфорную кислоту применяют в производстве газированной воды и для получения солей (порошки для изготовления печений и сухарей).

Е-211 бензоат натрия, отхаркивающее средство, консервант пищевых продуктов в производстве повидла, мармелада, меланжа, кильки, кетовой икры, плодово-ягодных соков, полуфабрикатов. В случае превышения рекомендуемой суточной дозы потребления оказывает выраженное токсическое воздействие на печень и почки, провоцирует образование раковых опухолей. Аллерген. При взаимодействии с витамином C (Е300) даже в пределах рекомендуемой суточной дозы может превращаться в бензол - опасный канцероген. Смертельно опасен для кошачьих.

Углекислый газ является одним из основных компонентов газированных напитков. Сам по себе он не опасен, но тем , кто страдает заболеваниями желудочно-кишечного тракта надо быть осторожными, ведь углекислый газ может спровоцировать расстройство пищеварения или болевой приступ. Дело в том, что при соединении этого газа с водой образуется угольная кислота, раздражающая слизистую желудка и кишечника.

Е-150– краситель, сахарный колер 4, полученный по «аммиачно-сульфитной» технологии. Сахар перерабатывают при определенных температурах с добавлением химических реагентов – в данном случае добавляют сульфат аммония.

С сентября 2014 года запрещен загуститель Е-412, который используют в йогуртах, майонезах, молоке и др. В нем эксперты обнаружили ядовитые для человека вещества - диоксин и пентахлорофинол, способные накапливаться в организме и приводить к онкологическим заболеваниям и генетическим мутациям у следующего поколения.

Для того чтобы выяснить, какие продукты предпочитают школьники, мы решили провести эксперимент. На определенную сумму было предложено купить обед либо в школьной столовой, либо в ближайшем магазине. В эксперименте участвовали обучающиеся 9-10 классов МБОУ СОШ №2 (73 человека). Результаты таковы: из 73 человек 23 купили натуральную пищу из школьной столовой, приготовленную в соответствии со стандартами качества, 50 купили продукты в магазине. По результатам покупок, мы составили рейтинг популярности продуктов среди подростков МБОУ СОШ №2 г. Алдана, а также провели анализ на содержание вредных добавок:

1.Чипсы «Lay’s». Продукт содержит усилитель вкуса и аромата (глутамат натрия 1-замещенный). Синтетическая пищевая добавка Е621 обладает токсическими свойствами. Она оказывает излишнее возбуждающее действие на мозговые клетки. При регулярном потреблении глутамат натрия, особенно у подростков и детей, может спровоцировать необратимые изменения.Он способен вызывать у человека некую пищевую зависимость: организм перестает воспринимать природную пищу, и человек попросту не может обойтись без добавления в пищу глутамата натрия.Вызывает аллергические реакции. Кроме того, в 100 граммах чипсов содержится более 30 граммов жира. При этом не «хорошего» жира, а канцерогенного (акриламид), который поражает нервную систему, печень и почки.

2. Печенье «TUC». Продукт содержит глутамат натрия (Е621), вред которого был описан выше, гуанилат натрия (Е627)способен вызывать расстройства пищеварительного тракта, может привести к астматическим приступам у страдающих бронхиальной астмой;инозинат натрия (Е631)вызывает нарушения работы кишечника,аллергические реакции; пиросульфит натрия (Е223)может послужить причиной заболеваний желудочно-кишечного тракта.

3. Безалкогольный газированный напиток «Coca-Cola».Ортофосфорная кислота (Е338).Её нейтрализацию организм осуществляет с помощью кальция, который заимствуется из костей и зубов. Все это приводит к развитию кариеса, хрупкости костной ткани. Повышается риск переломов костей, развивается ранний остеопороз, нарушается нормальная работа желудочно-кишечного тракта; кофеин снижает тонус и влияет на расстройства сна, а также может вызвать нарушения в работе сердца; стоит отметить вред большого количества сахара, последствия которого: появление угревой сыпи и лишнего веса, сахарного диабета и костных заболеваний.

4. Безалкогольный напиток «FreshBar». Красителей и консервантов обнаружено не было, носодержащих высоких концентрацийароматизаторов может негативно повлиять на печень.

5. Сок «Моя семья».Слишком насыщенные растворы лимонной кислоты могут способствовать раздражению кожных покровов, особенно у людей с чувствительной кожей. Также может возникнуть раздражение слизистых оболочек желудка.

6. Шоколад «Alpen Gold».При чрезмерном употреблении соевого лецитина (Е476) может наблюдаться увеличение размеров таких внутренних органов, как печень и почки. Кроме того, вред может проявляться в нарушении обменных процессов в организме человека.

7.Шоколадный батончик «Snickers». Большая калорийность (на 100 грамм507 калорий); большое содержание сахара, которое приводит к кариесу, сердечным заболеваниям, проблемам с сосудами, заболеваниям поджелудочной железы и избыточному весу.

8.Печенье ORION «Choco Pie». Бикарбонат натрия при чрезмерном употреблении может повысить артериальное давление, снизить содержание калия в организме; вред соевого лецитина был описан выше.

9.Сухарики «ХрусTeam». Содержат глутамат натрия (Е621) гуанилат натрия (Е627), инозинат натрия (Е631) вред которых был описан выше;стоит отметить, что при воздействии на поверхность зубов большого количества твердых предметов, на зубной эмали могут появиться микротрещинки, что приведет к развитию кариеса, возможно повреждение мягких тканей ротовой полости, что может привести к развитию стоматита.

10. Жевательная резинка «Orbit».Мальтит (Е965) может действовать на желудок как слабительное; сорбит (Е420) вызвать дискомфорт в желудочно-кишечном тракте человека, а также повышенный метеоризм; манит (Е421) обостряет заболевания почек, нарушает кровообращение; ацесульфам (E950)провоцирует возникновение кариеса; диоксид титана(Е171)провоцирует возникновение заболеваний печени и почек.

Таблица 1

Наличие пищевых добавок в продуктах питания учеников МБОУ СОШ №2.

Пищевые добавки, обнаруженные в продуктах питания

Продукты

Е420, Е965, Е414, Е421, Е422, Е965, Е950, Е951, Е171, Е903, Е320.

Жевательная резинка «Оrbit».

Е503, Е476, Е322, Е621, Е627, Е631.

печенье «Chocópie», сухарики «ХрусTeam».

Е330, Е320, Е322, Е338, Е341

«Coca-Cola» ,«Fresh Bar»,«Моясемья».

Е621, Е627, Е631, Е223.

Чипсы «Lay’s», печенье «TUC».

Вывод: эксперимент показал, что большая часть подростков предпочитаетвместо натуральной пищи продукты промышленного производства с пищевыми добавками, вред которых можно будет ощутить спустя годы. Продукты, которые были куплены в магазине, не содержат особо опасных пищевых добавок, но все из них накапливаются в организме и приводят к серьезным заболеваниям. Кроме того, выбранные продукты обладают большой калорийностью и высоким содержанием сахара, что также наносит вред здоровью. Ко всему этому приводит неосознанное отношение молодых людей к своему питанию и недостаточная информированность о вреде продуктов промышленного производства.

Глава 2. Неправильное питание - основной фактор ухудшения здоровья молодежи.

Чтобы мы могли сохранять здоровье, силу, умственную и физическую активность как можно дольше, рацион нашего питания должен быть правильным и сбалансированным. Правильное питание – это белки, жиры и углеводы, учтенные при составлении рациона и получаемые организмом в достаточном объеме.

Белки — незаменимая часть пищи. Они идут на построение новых клеток и замену износившихся, активно участвуют в обмене веществ, непрерывно происходящем в организме.

Основными источниками белка животного происхождения являются мясо, рыба, творог, яйца. В растительных продуктах тоже содержатся протеины, особенно богаты ими бобовые и орехи.

Человек получает белок, употребляя животную и растительную пищу, однако белки пищи отличаются от тех, из которых состоит человеческое тело. В процессе пищеварения белки распадаются на аминокислоты, которые всасываются и используются организмом для образования собственного белка. Наиболее важных аминокислот 22. Из них восемь считаются незаменимыми. Они называются так потому, что организм не может синтезировать их самостоятельно — он получает их только с пищей, Остальные аминокислоты расцениваются как заменимые.

Различные белки содержат разные комплексы аминокислот, поэтому очень важно, чтобы организм постоянно получал полный набор необходимых белков. Средняя норма белка в суточном рационе человека составляет 100—120 г, при тяжелой физической работе ее следует увеличить до 150—160 г.Не следует забывать, что избыток белка в питании может привести к перегрузке печени и почек продуктами его распада. Излишки протеинов приводят к усилению гнилостных процессов в кишечнике, а также накоплению продуктов азотистого обмена в кислотную сторону.

Жиры - наиболее мощный источник энергии. Кроме того, жировые отложения защищают организм от потери тепла и ушибов, а жировые капсулы внутренних органов служат им опорой и защитой от механических повреждений.

Источником жира являются животные жиры и растительные масла, а также мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты. Жиры содержат насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты, жирорастворимые витамины А, В, Е, лецитин и ряд других веществ, необходимых организму. Они обеспечивают всасывание из кишечника ряда минеральных веществ и жирорастворимых витаминов. Жировые ткани - активный резерв энергетического материала. Жиры улучшают вкус пищи и вызывают чувство сытости. Они могут образовываться из углеводов и белков, но в полной мере ими не заменяются.

Обеспечить потребности организма можно только сочетанием животных и растительных жиров, поскольку они дополняют друг друга жизненно важными веществами.

Суточная норма жира для человека — от 100 до 150 г при тяжелой физической работе, особенно на холоде. В среднем суточный рацион жира должен состоят на 60-70% из животного жира и на 30—40% — из растительного.Избыток жиров ухудшает усвоение белков, кальция и магния.

Углеводы служат для организма основным источником энергии, помогают работать нашим мышцам. Они необходимы для нормального обмена белков и жиров. В комплексе с белками они образуют определенные гормоны, ферменты, секреты слюнных и других образующих слизь желез и прочие важные соединения. Средняя норма углеводов в суточном рационе должна составлять 400-500 г.

Избыточном употребление сахара может привести к ожирению. Каждодневное и чрезмерное употребление сахара (блюд с большим содержанием сахара) способствует проявлению скрытого сахарного диабета.

Наиболее оптимальным в отношении белков, жиров и углеводов считается соотношение 1 : 1 : 4 (5). Это означает, что в дневном рационе здорового работающего человека должно содержаться примерно 100 г белка (в том числе 65 животного происхождения), 80-100 г жира (в том числе не менее 30 г растительного происхождения) и 400—500 г углеводов.

Помимо белков, жиров и углеводов, в правильном питании должнобыть предусмотрено потребление минеральных элементов (в пределах физиологической нормы) и витаминов (причем аскорбиновой кислоты и витаминов группы В - в удвоенном против нормы количестве: 100 мг витамина С и по 4-5 мг витаминов В, и В2).

Для того, чтобы узнать особенности питания учащихся 5-11 классов МБОУ СОШ №2 и выяснить, сколько из них питается правильно, я провела анкетирование, в котором приняло участие 198 человек. Вопросы анкеты и результаты анкетирования:

Таблица 2

  1. Стараетесь ли вы, чтобы пища, которую вы едите, выглядела привлекательно?

Да- 176 человек.

Нет- 22 человека.

  1. Переедаете ли вы?

(Приложение №1)

На то, что переедает 51% подростков следует обратить особое внимание. Вред переедания сказывается на всех органах, которые участвуют в процессе пищеварения. Ведь для того, чтобы переварить повышенное количество пищи им приходиться постоянно работать в усиленном режиме, что ведет к их преждевременному износу: нарушаются функционирование поджелудочной железы - что может привести к появлению такого опасного заболевания, как сахарный диабет и панкреатит не только в среднем, но и подростковом возрасте.

3. Сколько раз в день вы едите?

Ответы варьировались от двух до пяти раз, однако больше 50% (112 человек) ответили, что три раза.

4. Перекусываете ли вы между основными приемами пищи?

Да- 142 человека.

Нет- 56 человек.

5. Сколько времени занимает ваш прием пищи?

70% (139 человек) анкетируемых ответили 20-25 минут.

6. Соблюдаете ли вы специальную диету?

Да- 45 человек.

Нет- 153 человека.

7. Едите ли вы регулярно пирожные, конфеты, торты и т.д.?

Да- 163 человека.

Нет- 35 человек.

8. Завтракаете ли вы?

Да- 86 человек.

Нет- 112 человек.

9. Часто вы едите свежие овощи и салаты из зеленых листовых овощей?

42% (83 человека) ответили положительно.

10. Часто вы едите фрукты?

Да- 76 человек.

Нет- 122 человек

11. Употребляете ли вы животные продукты (мясо, рыба)?

Да- 138 человек.

Нет- 60 человек

12. Употребляете ли вы в пищу молоко, яйца, сыр?

Да- 142 человека.

Нет- 56 человек

13. Употребляете ли вы в пищу следующие продукты: кетчуп, майонез, жевательная резинка, шоколад, колбаса, сухарики, чипсы, газированные напитки, лапша быстрого приготовления, конфеты, бисквитные десерты и печенья?

(Приложение №2)

Эти продукты наносят наибольший вред, так как в основном они промышленного, а не домашнего производства, а значит содержат усилители вкуса и консерванты, которые постепенно накапливаются в организме и вызывают различные заболевания.

14. Обращаете ли вы внимание на состав продуктов при их употреблении?

(Приложение №3)

Из-за постоянной спешки и безразличного отношения к составу покупаемого продукта, но зато повышенного внимания к красочной упаковке, покупатель редко останавливает свой взгляд на маркировке. Это является существенным объяснением неожиданно появившихся проблем со здоровьем.

15. Знаете ли вы о вреде некоторых пищевых добавок?

Да- 31 человек.

Нет- 167 человек.

16. Считаете ли вы свое питание правильным?

Да- 28 человек.

Нет- 170 человек.

Вывод анкетирования:По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что практически все опрошенные школьники допускают ошибки в питании. Это значит, что они нуждаются в повышении уровня знаний о здоровом питании, и при наличии достаточных знаний, большинство из них может прийти к выводу о необходимости здорового питания и начать питаться правильно. Знания о здоровом питании пригодятся ученикам не только сейчас, но и в их будущей профессиональной деятельности. Не зря древнегреческие мыслители говорили: « Мы есть то, что мы едим».

Заключение.

Большинство старшеклассников школы питаются в школьной столовой, но в основном завтракают. Обедает же в школьной столовой только 32%.

Меню школьной столовой, хотя и отличается разнообразием, но не полностью соответствует нормам полноценного питания школьников.Качество готовых блюд практически всегда удовлетворяет требовательный вкус детей.

Большинство подростков (14%) знает, что такое рациональное и здоровое питание, однако 86% старшеклассников в качестве еды выбирают мучные и высококалорийные продукты, а также продукты сомнительного производства (судя по результатам нашей экспертизы).

Для нормализации питания современного человека хотелось бы привести следующие рекомендации по здоровому питанию:

Рекомендации по здоровому питанию:

1. Употребляйте качественную пищу, старайтесь, чтобы большинство питательных веществ поступало в ваш организм из нерафинированных, неочищенных продуктов. Выбирайте самые свежие и самые лучшие овощи, фрукты, злаковые и орехи. Если у вас есть возможность, выращивайте их сами.

2. Соблюдайте режим питания. Между приемами пищи должен быть интервал 5 часов.

3. Не перекусывайте между приемами пищи.

4. Завтрак должен представлять собой самый обильный прием пищи. Обед – это достаточное количество пищи в середине дня. Ужин пусть будет самым легким. Может быть, вам подойдет двухразовое питание, особенно если вы хотите похудеть.

5. Не пейте воду во время еды. Между приемами пищи выпивайте от 6 до 8 стаканов воды. Не пейте воду менее чем за 40 минут до приема пищи и не раньше чем через 2 часа после него. Утром натощак выпейте 2 стакана воды.

Пути решения проблемы:

  • Провести в школе конференцию по теме «Экология питания».

  • Рекомендовать питаться не менее 4 раз в день, а для ребят, занимающихся спортом, 5-6 раз в день.

  • Рекомендовать предусматривать обязательный прием пищи в виде молочных каш или вторых блюд перед уходом в школу, а также прием кисломолочных продуктов в 22 часа перед сном.

  • Обращать внимание на содержание пищевых добавок в продуктах питания.

  • Рекомендовать предусматривать ежедневный прием мясных или рыбных продуктов.

  • Рекомендовать уменьшить употребление жирных продуктов, шоколада и шоколадных изделий, тортов, пирожных, чипсов, сухариков, напитков с химическими красителями.

  • В зимний и весенний период принимать готовые поливитамины.

  • Пропагандировать здоровый образ жизни в школе и дома.

Список литературы:

1."Энциклопедия. Пищевые добавки." Л.А. Сарафанова.

2."Опасные пищевые Е-добавки. Информационно-справочное пособие" Ю.А. Серов.

3.Гербест Ш. «Правильное питание»

4.Эддар А. «Трактат о питании»

5.Фостер Вернон У. «Новый старт», Источник жизни 2008.

6.Уберхубер Э. «Витамины – да или нет?», Источник жизни 2005

8.Интернет-ресурсы.

Просмотров работы: 383