Введение
Жизнь каждого человека можно рассматривать как постоянную адаптацию. Адаптация ¾ это комплекс приспособительных реакций человека к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Некоторые механизмы адаптации уже заложены генотипически. Например, человек вне своего сознания может приспособиться к темноте и яркому свету, к некоторому перепаду температур, к вкусу пищи и т.п. Некоторые виды адаптации осуществляются на фенотипическом уровне, так как являются реакцией организма на новую среду, выражающейся в компенсаторных, физиологических изменениях, которые помогают организму сохранить в новых условиях равновесие. При переходе к прежним условиям эти физиологические изменения исчезают.
В зависимости от степени выраженности реакций организма В.П.Казначеев [6] выделил несколько типов адаптационных состояний: физиологическую адаптацию, характеризующуюся оптимальным режимом всех функциональных систем; наряженную адаптацию, сопровождающуюся определенным напряжением в работе функциональных систем; патологическую адаптацию, которая наступает при превышении резервных возможностей организма, что может привести к полному истощению адаптационных механизмов.
Основной задачей постоянно осуществляющегося процесса адаптации является поддержание равновесия в системе «человек – среда» на физиологическомуровне. В.П. Казначеев, характеризуя физиологическую адаптацию, рассматривает ее как процесс поддержания функционального состояния гомеостатических систем организма в целом, обеспечивающий его сохранение, развитие, работоспособность, максимальную продолжительность жизни в неадекватных условиях среды.
Приспосабливаясь к неблагоприятным условиям, организм человека испытывает состояние напряжения, утомления. Напряжение - мобилизация всех механизмов, обеспечивающих определенную деятельность организма человека. В зависимости от величины нагрузки, степени подготовки организма, его функционально-структурных и энергетических ресурсов снижается возможность функционирования организма на заданном уровне, то есть наступает утомление. При утомлении у здорового человека может происходить перераспределение возможных резервных функций организма, а у больного (ослабленного) – истощение функциональных резервов и ухудшение состояния здоровья.
Изучение адаптивных возможностей человека и школьников в частности, разработка соответствующих рекомендаций имеет в настоящее время важное практическое значение. Эта тема актуальна, особенно в связи с ухудшением экологической обстановки и усиливающимся социальным давлением на индивида, что повышает срессогенность среды.
Многие исследователи (П.К.Анохин, В.П.Казначеев, Ф.З.Меерсон, Э.М.Казин и др.) доказывают, что уровень физиологической адаптации влияет на эффективность обучения в школе. У учащихся с низким уровнем физиологической адаптации учебная деятельность вызывает напряжение регуляторных механизмов, утомление, снижение работоспособности и в конечном итоге приводит к увеличению заболеваемости. Поэтому необходимость оценки функционального состояния организма и прогнозирование течения физиологической адаптации очевидна, особенно в критические физиологические периоды поступления в школу, перехода в среднее и старшее звено.
Чтобы выявить физиологические адаптативные резервы и уровень функционального состояния организма используют разные методы. В большинстве методик оценка функционального резерва оценивается по состоянию кардиореспираторной системы. По Р.Б. Баевскому [5], сердечно-сосудистая система является важнейшей системой организма и может быть индикатором состояния всего организма.
Рис. 1 Схема распознавания функционального состояния организма
Интегральная оценка параметров кардиоритма позволяет выделить 4 группы функциональных состояний:
1) лица с высокими или достаточными функциональными возможностями системы кровообращения, с удовлетворительной адаптацией организма к условиям окружающей среды. Каких-либо специальных рекомендаций по оздоровлению и профилактике им не требуется;
2) лица с напряжением механизмов адаптации. Эти лица нуждаются в мероприятиях по снижению стрессорного воздействия условий окружающей среды, в оздоровлении, направленном на усиление активности механизмов саморегуляции организма;
3) лица со снижением функциональных возможностей системы кровообращения, с неудовлетворительной адаптацией организма к условиям окружающей среды. Они нуждаются в целенаправленных оздоровительных и профилактических мероприятиях по повышению защитных свойств организма, усилению его компенсаторных возможностей;
4) лица с резко сниженными функциональными возможностями системы кровообращения, с явлениями срыва адаптации. Часто у них имеются симптомы заболеваний. Применительно к таким людям требуются не только профилактические, но и лечебные мероприятия.
Таким образом, состояние сердечно-сосудистой системы может дать представление о напряжении физиологических регуляторных механизмов и адаптативных возможностях организма в целом.
Цель исследования - выявление уровня физиологической адаптации по состоянию сердечно – сосудистой системы.
Задачи исследования:
изучить закономерности физиологической адаптации человека к окружающей среде по литературным источникам;
ознакомиться с компьютерной программой «Ортоплюс»;
выявить уровни физиологической адаптации школьников;
разработать рекомендации по нормализации адаптативных возможностей организма школьников.
Гипотеза исследования - индикатором адаптативных резервов организма является функциональное состояние сердечно – сосудистой системы.
Объект исследования – сердечно-сосудистая система.
Предмет исследования - функциональное состояние сердечно – сосудистой системы.
Методы исследования:
теоретическое описание;
наблюдение и измерение;
анализ и сравнение.
Ожидаемые результаты:
создание «Паспорта здоровья школьника»;
повышение активности учащихся в вопросах сохранения и укрепления своего здоровья.
Субъектная направленность исследования– учащиеся 1, 5, 10 классов МБОУ «Школа №15»
Среда реализации исследования– образовательное учреждение.
Основная часть
Этапы исследования
1 этап –организационно-поисковый (март 2016 года – май 2016 года)
Цель: разработка и обеспечение условий для реализации исследования через:
анализ научной литературы по вопросам физиологической адаптации;
определение аппарата исследования, гипотезы и методик исследования,
цели, задач, содержания, условий, критериев и показателей
результативности.
2 этап - опытно-экспериментальный (сентябрь 2016 года – октябрь 2017 года)
Цель: выявление уровня физиологической адаптации школьников через:
реализацию основных мероприятий исследования;
проведение промежуточных мониторинговых срезов;
анализ промежуточных результатов, уточнение и корректировку.
3 этап – заключительно-обобщающий (ноябрь 2017 года)
Цель: обобщение проделанной работы и подготовка проблемно-ориентированного анализа через:
систематизацию и обобщение результатов исследования;
аналитическую обработку материалов;
уточнение положений и выводов;
разработку методических рекомендаций по нормализации адаптативных
возможностей организма школьников (приложение 3).
Исследовательская работа
В период с сентября 2016 года по октябрь 2016 года в МБОУ «Школа №15» города Прокопьевска Кемеровской области проводились исследования адаптативных возможностей школьников силами медицинских работников при непосредственном участии членов ученического кружка медицинской направленности «Я и моё здоровье». В обследовании приняли участие учащиеся 1, 5, 10 классов (по два класса из параллели). Всего было обследовано 70 человека в 2016 году и 73 человека в 2017 году. Обследование проводилось по следующему графику:
Сроки обследования |
Классы |
сентябрь – октябрь 2016 года |
1А, 1Б, 5А, 5Б, 10А, 10Б |
март – апрель 2017 года |
1А, 1Б, 5А, 5Б, 10А, 10Б |
сентябрь – октябрь 2017 года |
1А, 1Б, 5А, 5Б, 10А, 10Б |
Используемое оборудование: 1) компьютер с программой «Ортоплюс» 2) ЭКГ-триггер 3) комплект электродов
Рис.2 Оборудование для исследования
Методика исследования:
1) ритмографическое обследование проводится в положении лежа в течение 5 минут; 2) результаты отражаются на мониторе
Анализ результатов исследования.
1) Результаты исследования, проводимого в сентябре – октябре 2016 года
В начале учебного года значительное напряжение адаптации отмечается в 5-х классах (46%), в 1-х классах этот показатель составляет 40%, в 10-х классах – 19%. Минимальный уровень напряжения адаптации выше в 10-х классах (47%).
2) Результаты исследования, проводимого в марте – апреле 2017 года
В конце учебного года наблюдается повышение уровня физиологической адаптации. Минимальный уровень напряжения адаптации в 1-х классах составил 58%, в 5-х классах – 39%, в 10-х – 56%. Значительное напряжение адаптации сохраняется в 5-х классах (41%).
3) Результаты исследования, проводимого в сентябре – октябре 2017 года
В начале нового учебного года показатели адаптации соответствуют показателям, отмеченным в начале предыдущего года, т.е. уровень напряжения адаптации выше в 5-х классах (64%). В 1-х классах этот показатель равен 52%, в 10-х – 17%. Минимальный уровень напряжения адаптации выше в 10-х классах (52%). В 1-х классах этот показатель равен 22%, в 5-х – 10%.
4) Обобщенные результаты исследований, проводимых в сентябре – октябре 2016 года и в марте – апреле 2017 года.
Выводы
В ходе исследований выявлены следующие тенденции:
В 1-х классах идет рост числа детей с хорошим уровнем адаптации (удовлетворительный и высокий) с 60% (на начало года) до 80% (на конец года). Этот же процесс отмечается и в 10-х классах, где в начале года число учащихся с хорошим уровнем адаптации равнялось 81%, а в конце года – 85%. Это, по нашему мнению, свидетельствует об оптимальной школьной среде, что позволяет учащимся быстро адаптироваться к новым условиям. По данным медицинского работника школы большая часть учащихся 1-х и 10-х классов с неудовлетворительной адаптацией имеют отклонения в здоровье (хронические заболевания), что и является причиной значительного напряжения адаптативных возможностей.
- на начало 2016-2017 учебного года в среднем на 16.5%
- на конец 2016-2017 учебного года в среднем на 23.5%
В 5-х классах неудовлетворительный уровень адаптации превышает таковой в других классах:
Сходная тенденция выявлена и на начало 2017-2018 учебного года: неудовлетворительный уровень адаптации превышает средний показатель на 29% и составляет 64%. В 1-х классах этот показатель равен 52%, в 10-х – 17%.
Если в 1-х и 10-х классах наблюдается рост уровня адаптации (на 24%), то в 5-х классах рост составляет только 5%. Эти данные свидетельствуют о неблагополучных условиях для пятиклассников, что отрицательно отражается на уровне физиологической адаптации.
Заключение
В ходе исследования была подтверждена гипотеза, что индикатором адаптативных резервов организма является функциональное состояние сердечно-сосудистой системы.
Среди учащихся были выявлены три группы по степени физиологической адаптации (приложение 1,2):
неудовлетворительный уровень (значительное напряжение адаптации);
удовлетворительный уровень (несколько повышенный уровень напряжения адаптации);
высокий уровень (минимальный уровень напряжения адаптации).
На общем фоне роста числа учащихся с хорошим уровнем адаптации, среди пятиклассников отмечено увеличение числа детей с неудовлетворительным уровнем адаптации. По нашему мнению, причиной значительного напряжения механизма адаптации у пятиклассников является резкая смена среды. Учащиеся попали в новые условия: смена учителей, увеличение их числа, кабинетная система, разновозрастное окружение, увеличение числа предметов, ослабление контроля со стороны родителей.
Список литературы
Ананьев Н.И., Блинова Е.Г. Модернизация обучения, здоровье и некоторые вопросы адаптации школьников // Актуальные проблемы адаптации человека. Выпуск №2 (Текст) / Н.И.Ананьев, Е.Г.Блинов. - Сургут, 2002. – С.18-24.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человека (Текст) / Б.Г.Ананьев. - М.: Мир, 2007. – 213с.
Бережков Л.Ф. Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и основные факторы, ее определяющие // Человек. Культура. Здоровье (Текст) / Л.Ф.Бережков. – М.: Генезис, 2007. – С.34-36
Дичев Т. Здоровье человека 21 века (Текст) / Т.Дичев. – М.: Арт, 2001. – 186с.
Казин Э.М., Кураев Г.А., Панина Т.С., Федоров А.И. Центры содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений: научно – методическое пособие (Текст) / Э.М.Казин и др. - Новокузнецк, 2000. – С.77-91
Смирнов Н.К. Формирование здорового образа жизни российских подростков (Текст) / Н.К.Смирнов. – М.: АПКипРО, 2002. – С.13-29, 95-99
Приложение 1
Результаты исследования уровня напряжения адаптации
Уровень напряжения адаптации |
1 классы |
5 классы |
10 классы |
Средний |
сентябрь – октябрь 2016 года |
||||
минимальный |
32% |
32% |
47% |
37% |
повышенный |
28% |
22% |
34% |
28% |
значительный |
40% |
46% |
19% |
35% |
март – апрель 2016 года |
||||
минимальный |
58% |
39% |
56% |
51% |
повышенный |
22% |
20% |
29% |
24% |
значительный |
20% |
41% |
15% |
25% |
сентябрь – октябрь 2017 года |
||||
повышенный |
22% |
10% |
52% |
28% |
значительный |
26% |
26% |
31% |
28% |
значительный |
52% |
64% |
17% |
44% |
Приложение 2
Типизация заключений о функциональном состоянии организма
Удовлетворительная адаптация
1)Достаточные функциональные возможности организма. Функционирование систем регуляции оптимальное |
2)Состояние минимального напряжения при оптимальном функционировании систем регуляции |
3)Повышенный расход функциональных резервов организма. Незначительное напряжение механизмов адаптации |
Напряжение механизмов адаптации
4)Снижение функциональных резервов организма. Умеренное напряжение механизмов адаптации |
5)Выраженное снижение функциональных резервов организма. Значительное напряжение механизмов адаптации |
Неудовлетворительная адаптация
6)Значительное снижение функциональных возможностей организма. Неудовлетворительная адаптация |
7)Резкое снижение функциональных возможностей организма. Срыв адаптации. Возможное наличие заболевания в субкомпенсированном или декомпенсированном состоянии |
Приложение 3
Рекомендации по нормализации адаптативных возможностей пятиклассников
оптимизировать режим дня и питания;
разнообразить и улучшить питание в школьной столовой;
по возможности проводить занятия с пятиклассниками в одном и том же кабинете;
организовать в школе шефство старшеклассников над пятыми классами;
привлечь старшеклассников к проведению внеклассных мероприятий;
приглашать на классные мероприятия учителей начальной школы;
привлекать родителей к совместному проведению мероприятий в классе, в школе и вне школы;
привлечь школьного психолога для проведения адаптативных занятия с целью нормализации психоэмоционального состояния учащихся;
ввести занятия ЛФК для спецмедгруппы;
организовать динамические перемены силами старшеклассников;
по возможности ввести внеурочные занятия эстетического направления:
ритмику, хореографию, театр и т.п.;
пропагандировать культуру здоровья среди учащихся силами школьной агитбригады «Эскулап», через школьную газету и листки здоровья;
информировать учащихся и их родителей о результатах исследований с приглашением специалистов Центра здоровья.