СЛЕДЫ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ НА СНЕГУ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СЛЕДЫ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ НА СНЕГУ

Куракова М.Д. 1
1
Серикова С.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1.Введение

Началось всё с того, что каждое зимнее утро, выходя из дома, я рассматривала следы возле крыльца, возле кормушки для птиц. Мне было любопытно рассматривать оставленные следы моего кота, я даже могу определить по следам, в какую сторону он направился. А по следам у кормушки я могу узнать, сколько птичек посетило её, целая стая или всего лишь несколько птичек.

А ещё мы всей семьей ходили на прогулку в лес. И там я заметила, что на снегу множество знаков, точек, черточек, запятых. Мама сказала, что это следы различных зверей и птиц. Видимо, здесь были лесные жители – ходили, прыгали и что-то делали. Мне захотелось разобраться в этих знаках, таинственных буквах, и я решила заняться их исследованием. Ведь тот, кто не умеет читать следы, зимой ходит в лесу, как слепой, а ведь вокруг много интересного.

Я считаю, что мои исследования будут интересны не только мне, но и моим одноклассникам.

Цель исследования:

- распознать зверя по его следам;

- выяснить среду его обитания.

Задачи исследования:

1. изучить литературу о следах животных;

2. посетить районный музей и расспросить экскурсовода, лесничих, охотников о животных, птицах обитающих в нашей местности;

3.посетить окрестности леса рядом с нашей деревней и близлежащих полей в поисках следов животных и птиц.

Гипотеза:

Если я научусь различать следы животных и птиц на снегу, то больше узнаю о самом животном и буду лучше ориентироваться в зимнем лесу.

2. Основная часть

Моё исследование состояло из трёх этапов:

1этап: Изучение литературы о следах животных и птиц. Нахождение сведений в Интернете.

2 этап: Посещения районного музея, опрос лесничего, охотников.

3 этап: «В поисках следов»

2.1. Изучение литературы о следах животных. Нахождение сведений в Интернете

Я обратилась к энциклопедии Гудкова В.М. «Следы зверей и птиц», и вот что узнала: «Следы животных, т. е. оставленные ими отпечатки на снегу имеют большое значение для людей: по следам животных отыскивают (выслеживают), узнают о среде их обитания, распознают число их, пол, возраст, а также ранено ли животное и даже насколько сильно ранено.

Дикие животные ведут скрытный образ жизни. Благодаря хорошо развитому чутью, слуху и зрению звери и птицы замечают человека раньше, чем он их, и если они сразу не убегают или не улетают, то затаиваются, и поведение их становится нетипичным. Разгадать тайны жизни зверей наблюдателю помогают следы их жизнедеятельности. Под этим подразумевают не только отпечатки конечностей, но и все изменения, которые животные вносят в окружающую природу. Чтобы правильно использовать обнаруженные следы, надо знать, кому они принадлежат, как давно они оставлены животным, куда животное направлялось, а также способы его передвиже­ния. Как же научиться распознавать следы животных? Для определения свежести следа необходимо связывать воедино биологию животного, состояние погоды в данный момент и несколько часов тому назад и другие сведения. Например, утром обнаружен след лося, не припорошенный снегом, выпадавшим накануне со второй половины дня до вечера. Свежесть следа не вызывает сомнения — он ночной. Свежесть следа можно определять и на ощупь. На морозе в сухом снегу свежий след не отличается по рыхлости от поверхности окружающего снега. Спустя некоторое время стенки следа затвердевают, и тем сильнее, чем ниже температура, — след «черствеет». Любой другой след, оставленный крупным зверем, со временем становится более жестким, и чем больше времени проходит с момента образования следа, тем он становится жестче. Следы мелких зверей, оставленные на поверхности глубокого снега, не твердеют. Важно выяснить, был ли зверь здесь с вечера или прошел час тому назад. Если след старый, более суток, то искать оставившего его зверя бесполезно, он уже далеко, вне пределов досягаемости. Если же оставленный след свежий, то зверь может находиться где-нибудь поблизости. Чтобы определить направление движения животного, надо знать особенности постановки конечностей разных зверей. Присмотревшись к одиночному следу крупного животного, оставленного в рыхлом глубоком снегу, можно заметить отличие между стенками следа по ходу животного.

С одной стороны они более пологие, с другой по круче. Эти различия возникают потому, что звери опускают конечности (ногу, лапу) полого, а вынимают их из снега почти вертикально вверх. Эти различия получили названия: поволока — задняя стенка и выволока — передняя стенка следа. Поволока всегда длиннее выволоки, значит, животное двигалось в ту сторону, куда направлены короткие, то есть более крутые стенки следа. Когда животное вынимает ногу, оно надавливает на переднюю стенку, уплотняя ее, задняя стенка при этом не деформируется. Иногда, чтобы точно определить направление движения зверя, необходимо его поторопить, наблюдая за почерком следовой дорожки. Походка зверя, или аллюр его передвижения, сводится к двум типам: медленному или умеренно быстрому передвижению (шаг, рысь, иноходь) и быстрому бегу последовательными прыжками (галоп, карьер). Звери с удлиненным телом и короткими конечностями чаще всего передвигаются умеренным галопом. Они одновременно отталкиваются задними конечностями и попадают точно в отпечатки передних конечностей. На след при таком аллюре — парные отпечатки только задних конечностей (большинство куньих).

Иногда при медленном галопе одну или обе задние лапы зверек не доносит до отпечатков передних, и тогда появляются группы следов по три и четыре отпечатка, называемые трехчетки и четырехчетки. Реже длиннотелые и коротконогие зверьки переходят на карьер, и тогда в прыжке они ставят задние лапы впереди передних, и потому отпечатки задних лап стоят впереди передних (зайцы,белки). Для определения свежести следа нужно тонкой веточкой разделить след. Если след легко делится, то он свежий, если не делится - старый, ему более суток.

Затем я решила найти изображения следов животных в Интернете, скачать себе такую картинку, чтобы потом свериться с этими изображениями и угадать, чьи следы нам встретятся.

2.2. Посещение районного музея в р.п. Тальменка

Папа с мамой свозили меня в районный музей в р. п. Тальменка. Там я рассмотрела чучела животных и птиц, обитающих у нас в районе. Экскурсовод нам подробно рассказала, чем питаются звери и птицы, как зимуют, рассказала про среду обитания этих животных и птиц. Я особое внимание уделяла лапам, более тщательно рассмотрела ступню и представляла себе какие следы они оставляют на снегу.

Они мне так понравились, что еще больше захотелось научиться различать их следы. А вдруг мне повезёт, и я увижу кого-нибудь живого?

Так как у меня есть знакомые охотники (дедушка и дядьки, да и папа увлекается), я пообщалась с ними, и они мне рассказали, что в окрестностях нашей местности обитает множество животных и птиц - это лоси, куницы, мыши, кабаны, лисы, зайцы, хорьки, множество мелких птиц: куропатки, утки, синицы, сороки и т.д. Они мне рассказали множество историй связанных со зверями на охоте. Их было интересно слушать и не переслушать.

2.3. « В поисках следов» - Обследование территории леса рядом с нашим посёлком (п. Среднесибирский) и близлежащих по­лей

Итак, мы отправились в лес. Пройдя совсем немного, я заметила петляющие следы от ёлочки к ёлочке, по всей видимости, это следы « преступления» белочки-проказницы.

Я читала, что по снегу и земле белка передвигается легкими скачками. Прыжки зверька напоминают игру в чехарду. Белка, опершись на передние лапки, задние проносит дальше по ходу. Из-за этого на следах отпечатки более крупных задних лап оказываются впереди следов маленьких передних лапок. Научившись безошибочно узнавать беличьи следы, нетрудно отыскать и другие следы деятельности этих грызунов. Прежде всего, это погрызенные зверьком шишки хвойных деревьев, семена которых являются основным кормом для большинства белок в зимнее время. Немного в стороне я и увидела покусанную шишку.

Проследовав дальше , я заметила тропинку из следов, следы шли друг за другом ровной полоской. Следы привели к деревцу, обошли вокруг него и там была вырыта небольшая ямка в снегу, затем следы уходили в глубь леса плутавшей от одного деревца к другому. Мы предположили, что это лисица. По следу лисы можно определить и ее настроение .Наша лиса перебиралась шагом , т.е. она готовилась напасть на свою добычу.Она искала мышей по запаху и даже, наверное, ей повезло, и она пообедала, поймав мышь во врытой ямке.

Следующей моей находкой на данной территории были следы зайца. По всей видимости, это был заяц - беляк. Из рассказа охотников я запомнила, что у беляка лапы сравнительно шире и круглее, пальцы раздвинуты довольно широко, а потому и след лап беляка на снегу почти круглый. У русака, напротив, лапа сравнительно уже, пальцы поставлены близко один к другому, а потому и след более вытянутый и овальный. А ещё у меня сложилось впечатление, что он от кого-то убегал, так как следы друг от друга находились на большом расстоянии. Наверное, его напугала та самая лисичка, которая охотилась за мышами.

Следующее наше направление было в сторону близлежащих полей. Оказывается, есть жизнь и на пустынных полях. Там я обнаружила множество следов птиц. Каких именно затрудняюсь сказать. Эти следы очень похожи на те, которые я видела возле кормушки и предполагаю, что это были синички, воробьи, а может быть снегирь, ворона или сорока.

Затем, на холмике, я обнаружила такую картину: несколько небольших дырок в снегу и от этих дырок идут тропинки из следов. Папа предположил, что это мыши вылезли из нор в поисках пищи.

3. Заключение

Я научилась распознавать многих животных по следам, оставленным на снегу, стала знать о них гораздо больше. Думаю, что и ориентироваться в зимнем лесу я стала лучше. Проделанная мной и моей семьёй работа была интересна и плодотворна.

4. Литература

1.Гудков В.М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник – определитель. М. Вече. 2008.

2.Ласуков Р. Звери и их следы. М. , Лесная страна, 2009

3.Ошмарин П. Гю, Пикунов Д.Г. Следы в природе. М .,Наука , 1990

4. http://festival.1september.ru/articles/519779/

5. http://www.kronoki.ru/act/scientific/fieldguides/tracks

6.статья Следопыт: Читаем следы животных http://www.ebftour.ru/articles.htm?id=770

7. статья в областной общественно-политической газете, 07:56 МСК, Воскресенье, 22 января 2017 года "О чем говорят следы"

8.статья в журнале об охоте и рыбалке, 27.10. 2009, "Следопыт: читаем следы животных", "О чём могут рассказать следы на снегу?"

9. Ошмарин П. Г., Пикунов Д. Г. "Следы в природе", М.: Наука, 1990 г., "Следопыт в природе. Зачем нужно изучать следы жизнедеятельности животных"

10. Бианки В. В. "Снежная книга"

11. Чарушин Е. И. "Рассказы о животных. Что за зверь?"

12. Николай Сладков "Как клёсты заставили белок по снегу прыгать"

13. Стихотворение С. Ранджелович "Следы"

Просмотров работы: 970