Что находится вокруг?
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Горы, воздух и листва,
Поле, речка и трава,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса
Человек и время года –
Это всё вокруг...
ПРИРОДА
ВВЕДЕНИЕ
Огромное многообразие окружающего нас мира распадается на две большие области: неживую и живую природу. Природа — материальный мир Вселенной, в сущности — основной Объект изучения науки. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания. Основные естественные науки, посвященные изучению неживой природы, — это астрономия, физика и химия. Исследованием живой природы занимается биология (от греч. bios — жизнь и logos — учение, наука).
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что наши первые уроки познания мира были посвящены именно живой и неживой природе. Материалы по данной теме представлены только в учебниках. Из учебника мы узнали что:
Живая природа- рождается, дышит, питается, размножается и умирает, а неживая природа –не рождается, не дышит, не питается и не умирает.
Человек всегда стремился познать тайны природы. Природа делится на живую и неживую природу.
Слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания. Основные естественные науки, посвященные изучению неживой природы, — это астрономия, физика и химия. Исследованием живой природы занимается биология.
И поэтому мы решили стать учёными биологами. И будем исследовать природу.
Цель: выявить признаки живой и неживой природы, посредством эксперимента.
Задачи:
Изучить литературу о живой и неживой природе;
Провести эксперимент по выявлению признаков живой и неживой природы;
Собрать полученные результаты и сделать выводы;
Нарисовать правила друзей природы и провести акцию « Береги природу».
Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем!
Для проведения эксперимента нами были выбраны следующие опыты:
Опыт №1 «Рождение»
Цель: практически проверить рождаются ли чечевица, горчица и камушек.
Я взял три, одинаковых по размеру, но разных по цвету, горшочка. Наполнил их почвой. В два горшочка неглубоко посадил чечевицу и горчицу, а в другой камушек. Все горшочки поставил в тёплое место, и поливал, чтобы земля была влажная, и наблюдал каждый день.
На 8 день – в горшочках с чечевицей и горчицей появились росточки, а в горшочке с камушком ничего не изменилось. С каждым днем ростки росли, а в горшочке с камушком никаких изменений не происходило, как бы мы его не поливали и не удобряли.
Вывод: чечевица и горчица родились из семян, они растут и развиваются. Значит они живые, а камень неживой.
Опыт №2 «Питание»
Я взял два цветка. Один цветок я поливал регулярно, а второй цветок не поливал. Через 7 дней цветок, который регулярно поливал, остался без изменений, а второй завял. Вода - это пища для цветка.
Вывод. Предметы живой природы питаются и умирают.
Опыт «№ 3 «Размножение»
Я отломала от цветка фиалки листок и посадила в горшок с почвой. Каждый день поливала. Через два месяца я заметила, появились новые листочки.
Вывод: предметы живой природы размножаются.
Опыт №4 «Дыхание»
Дышат ли растения, как доказать, что дышат? Мы узнали, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него, процесс дыхания, как и у человека. Вот и начало опыта решили провести сами на себе. Попробуем сначала сами подышать через трубочку. Затем отверстие трубочки замажем вазелином. Теперь опять подышим через эту трубочку. Мы выяснили, что вазелин не пропускает воздух.
Выдвинем гипотезу, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазали листья цветка вазелином, ежедневно в течение недели наблюдали за листьями.
Через неделю сделали вывод: листья растения «дышат», потому что те листья, которые были замазаны, погибли.
Опыт № 5 «Растения выделяют кислород»
Мы задали себе вопрос. Почему в лесу так легко дышится?….
Проверим опытным путем: я взял колбу с водой и положил туда растение, я увидел, что на свету растение выделяет пузырьки газа.
Тогда я перевернул колбу и поставил ее в воду верх дном. Жидкость в емкости не давала воде вытекать.
Через какое - то время я поднял колбу, вода вылилась, и я поднес в колбу тлеющую лучину. Внутри она стала тлеть ярче, так как в колбе образовался кислород.
Вывод: растения выделяют кислород.
Вывод:
Предметы живой природы:
дышат, питаются, растут, размножаются, умирают.
Опыт № 6
Цель: доказать воздействие неживой природы наживую.
Мы решили представить, если исчезнут объекты неживой природы. Что тогда произойдёт?
Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт.
Возьмём два одинаковых растения. Одно растение поставим на подоконник, а второе уберём в шкаф, где нет солнечного луча. Через 7 дней цветок, который находился в шкафу погиб.
Вывод: предметы живой и неживой природы связаны между собой.
Если исчезнут предметы неживой природы, то погибнет всё живое. Потому что, чтобы дышать - нужен воздух, чтобы питаться - нужна вода. Чтобы расти и развиваться - нужен солнечный свет.
В связи с тем, что 2017 год объявлен годом ЭКОЛОГИИ.
Экология - это наука о связях между человеком и природой. Мы решили стать друзьями природе и нарисовали запрещающие экологические знаки.
1. Не ломайте ветки деревьев и кустарников.
2. Не рвите на лугу и в лесу цветы.
3. Не сбивайте грибы, даже несъедобные.
4. Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
5. Не подходите близко к гнёздам птиц.
6. Не шумите в лесу.
7. Не мусорите.
В конце нашего выступления, хотим показать призывающий знак « Войди в природу другом». Если мы будем для природы другом, то и она ответит нам тем же.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.А.Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. – М: Просвещение, 2014
2. И.Н. Пономарёва. Биология.6 класс. - М: «Вентана-Граф», 2003
3. Ф.Лев. Для чего деревьям листья? - М: «Детская литература»,2007
4. Ю.П.Лаптев. Растения от А до Я. – М: Колос, 1992