Введение
Мир полон цвета: чистое голубое небо, багряный закат, оранжевые листья. Мир расцвечен всеми цветами радуги. Но лишь не многие на нашей планете имеют дар видеть это многоцветие. Полное цветное зрение есть у человека, птиц и обезьян, остальные в лучшем случае различают некоторые оттенки, в основном красный.
Цвета оказывают сильное влияние на человека. Они воздействует на физиологические процессы: заставляют учащаться или замедляться сердцебиение, улучшают память, лечат пищеварительную систему, глухоту и т.п. Цвет влияет на психику человека, мысли и чувства. Он может радовать и огорчать, успокаивать и раздражать, его возможности просто поразительны!
Идея моего проекта заключается в разработке предложений по стимулированию учебно-познавательной деятельности младших школьников посредством регулирования цветовых решений учебного материала.
Область исследования: психология, физиология, цветоведение и колористика.
Предмет исследования: влияние цвета на эмоциональное и физическое состояние учащихся.
Гипотеза: осознанное применение определенногоцветового оформления учебных материалов позволит повысить интерес учащихся к выполнению учебных заданий.
Цель проекта: разработать практические рекомендации по цветовому оформлению учебных материалов.
Задачи проекта:
изучить литературу по теме исследования;
исследовать влияние цвета на эмоциональное и физическое состояние человека;
исследовать влияние цвета на восприятие вкуса;
исследовать цветовые ассоциации учащихся;
исследовать цветовые предпочтения при выполнении письменных заданий;
сформулировать рекомендации по цветовому оформлению учебных материалов для учащихся вторых классов гимназии №18;
повысить интерес учащихся к учебно-познавательной деятельности.
Методы: наблюдение, изучение, обобщение, анализ.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Актуальность проекта
Мы живем в удивительном и красочном мире! Нас окружает калейдоскоп оттенков и цветов. Каждый день мы окунаемся в цвета современного мира и живые картины естественной природы.
Я часто бываю в библиотеке. Однажды заметила, что большинство обложек детских книг раскрашены в яркие цвета: желтый, оранжевый и красный. И именно на эти книги в первую очередь обращали внимание посетители. Меня заинтересовало, почему так происходит и можно ли этот эффект использовать в учебном процессе. Изучив литературу, я узнала, что цвет оказывает большое влияние на человека. Определив цвета, которые ассоциируются у учащихся с интересным занятием можно повысить интерес к выполнению учебных заданий.
Поэтому исследование цветовых предпочтений и разработку рекомендаций по цветовому оформлению учебных материалов я считаю актуальным.
1.2 Влияние цвета на состояние человека
С древнейших времен была замечена тесная связь цвета с психикой, способность его воздействовать на эмоции и физиологические функции человека. Об этом говорят бесчисленные археологические сведения о ритуальной и военной раскраске древних народов; об этом свидетельствуют также мифология и фольклор (предания, сказки, поговорки, обряды и т.д.) всего мира.
Современные исследователи цвета провели многочисленные опыты, которые позволили выявить закономерности влияния различных цветов на человека. Зная эти закономерности, можно стимулировать определенную манеру поведения человека; помочь в выполнении поставленных задач; влиять на здоровье. Рассмотрим особенности воздействия некоторых цветов на состояние человека.
Красный цвет говорит об опасности, силе, агрессии и успехе, создает ощущение тепла. Этот цвет способствует появлению чувства голода и утомляет глаза. Красный цвет целиком захватывает внимание и требует усилий для восприятия.
Желтый производит вдохновляющий и стимулирующий эффект. Это самый счастливый цвет, он внушает оптимизм и радость. Обозначает мудрость, интеллект, воображение, склонность к спонтанности. Желтый цвет способствует повышению аппетита, считается самым заметным цветом.
Оранжевый цвет усиливает творческую активность. Он образован при смешении красного с желтым, поэтому в нем присутствуют качества обоих цветов. Он обладает энергией и жизненной силой красного и, как и желтый, создаст ощущение счастья.
Зеленый цвет связан с представлениями о жизни и росте, считается расслабляющим, обладает целительными свойствами, способностью успокаивать и освежать.
Голубой - цвет мира, цвет истины. Характер этого цвета сдержанный, холодноватый.
Глава 2. Основная часть
Для разработки рекомендации по цветовому оформлению учебных материалов мне необходимо провести исследование влияния цвета на человека.
2.1 Исследование влияния цвета на восприятие вкуса.
Цель: Определить влияние цвета салфетки на восприятие вкуса сахара-рафинада учащимися.
В данном исследовании приняли участие 20 учащихся 2 “Г” класса.
Вначале исследования перед каждым учащимся положила по одному кубику сахара одинакового вкуса на салфетки четырёх цветов (коричневого, желтого, голубого и красного). Затем предложила одноклассникам попробовать каждый кубик сахара и ответить на вопросы анкеты (Приложение 1).
Обрабатывая анкеты, я выяснила, что, не смотря на то, что все кубики сахара были из одной коробки и имели одинаковый вкус, все учащихся почувствовали не менее двух различных вкусов (Приложение 2).
Сахар на коричневой салфетке чаще всего напоминал учащимся вкус пломбира, шоколада и карамели, на голубой – черники и шоколада, на желтой – лимона и шоколада, на красной – клубники и карамели.
Во время исследования учащимся было предложено выбрать цвет салфетки, на которой лежал самый вкусный и самый невкусный кусочек сахара. Все учащиеся выбрали один или два цвета салфетки.
Таким образом, сделала вывод, что цвет салфетки повлиял на восприятие вкуса сахара учащимися, т.е. цвет влияет на физическое состояние человека.
2.2 Изучение цветовых ассоциаций учащихся.
Цель: Определить с какими цветами у учащихся ассоциируются эмоции человека, его интерес к разному виду деятельности.
В данном исследовании приняли участие учащиеся четырех вторых классов гимназии №18, а именно 82 человека.
Для исследования подготовила задание с изображениями пяти эмоций (радость, грусть, злость, страх, удивление) и трех видов деятельности (интересно учиться, интересно заниматься спортом, интересно играть). Учащимся было предложено разукрасить изображения эмоций и видов деятельности подходящим, по их мнению, цветом (Приложение 3).
Далее я определила, какие цвета и сколько раз их использовали учащиеся при выполнении задания. Данные внесла в таблицу (Приложение 4) и построила диаграммы (Приложение 5, Приложение 6).
Выполняя задания, учащиеся использовали 13 цветов. При раскрашивании изображений эмоций чаще всего использовались следующие цвета: желтый (73 раза), красный (73 раза), оранжевый (47 раз), зеленый (44 раза) и голубой (41 раз). Желтым цветом чаще всего раскрасили эмоции “радость” и “удивление”, красным – “злость”, оранжевым – “удивление” и “радость”, зеленым –“страх” и “удивление”, голубым – “грусть” (Приложение 5).
Рассмотрим, какие цвета чаще всего использовали учащиеся, раскрашивая изображения эмоций и видов деятельности (Приложение 6). Эмоции: “радость” чаще всего раскрашивалась в желтый цвет (48 раз); “грусть” – в голубой (30 раз); “злость” (58 раз); “страх” – зеленым (16 раз), фиолетовым (16 раз); “удивление” – оранжевым (25 раз), желтым (15 раз). Деятельность “интересно учиться” – желтым (21 раз), оранжевым (14 раз); “интересно заниматься спортом” – зеленым (17 раз); “интересно играть” – желтым (21), оранжевым (15 раз).
Таким образом, можно сделать вывод, что радость, удивление, интересные занятия чаще всего ассоциируются у учащихся с одинаковыми цветами, а именно солнечными – желтым и оранжевым.
2.3 Изучение цветовых предпочтений при выполнении письменных заданий.
Цель: Определить цвет, который вызывает наибольший интерес к выполнению задания.
В данном исследовании приняли участие учащиеся четырех вторых классов гимназии №18, а именно 87 человек (36 девочек и 51 мальчик).
Для исследования я подготовила одинаковое письменное задание на бумаге пяти цветов: розовой, жёлтой, зеленой, белой, голубой (Приложение 7).
В начале, учащимся было предложено выбрать лист с заданием наиболее понравившегося цвета и вписать в облачко цифру “1”. После этого написать предложение “Мама мыла раму”. Затем отложив этот лист, учащиеся должны были выбрать из оставшихся четырех еще один лист наиболее понравившегося цвета и записать то же самое предложение, вписав в облачко цифру “2”. Подобный выбор и выполнение задания учащиеся повторили с оставшимися листами.
После выполнения задания я подсчитала, сколько раз каждый цвет выбирался первым, вторым, третьим, четвертым и пятым (Приложение 8). Чаще всего учащиеся первым выбрали задание, написанное на розовой и голубой бумаге, во вторую очередь – на желтой, в третью – на голубой и зеленой, в четвертую – на розовой и в последнюю очередь – на бумаге белого цвета.
Так как некоторые цвета стали первыми в разных группах выбора (розовый, голубой) я решила объединить первую и вторую группу выбора, а также четвертую и пятую (Приложение 8). По полученным данным сделала вывод, что в первую очередь учащиеся чаще всего выбрали задание, написанное на желтой и голубой бумаге, несколько реже – на розовой. В последнюю очередь большинство учащихся выбрало задание, напечатанное на белом листе бумаги.
Потом я решила узнать об особенностях выбора цветов девочками и мальчиками. (Приложение 9, Приложение 10). Большинство девочек в первую очередь выбрало задание на листах бумаги розового цвета, чуть меньше – на листах желтого и голубого цвета. В последнюю очередь большинство девочек выбрало задание на листах бумаги белого цвета. Мальчики чаще всего в первую очередь выбрали задания на листах бумаги голубого, зеленого и желтого цветов. В последнюю очередь – задания на листах розового и белого цвета.
Таким образом, можно сделать вывод, что задания на желтых листах бумаги вызвали набольший интерес учащихся вторых классов, а на белой – наименьший.
Далее я решила изучить особенности выбора цвета в каждом исследуемом классе.
Во 2 “А” классе в исследовании приняли участие 22 учащихся (10 девочек и 12 мальчиков). Большинство учащихся класса в первую очередь выбрало задание, написанное на листах голубого цвета, несколько меньшее количество учащихся – на листах желтого и розового цвета. В последнюю очередь большинство учащихся выбрало задание на листах зеленого цвета (Приложение 11).
Если рассмотреть выбор девочек, то большинство из них в первую очередь выбрали задания, написанные на листах розового и голубого цвета, в последнюю очередь – на зеленых. Мальчики в первую очередь выбрали задания на голубых и желтых листах, в последнюю очередь – на розовых, зеленых. Задания на белых листах попали в группы первоочередного и последнего выбора.
Таким образом, для учащихся 2 “А” класса целесообразнее всего использовать бумагу голубого цвета, так как этот цвет попал в группу первоочередного выбора, и наименьшее количество учащихся отнесли его к группе последнего выбора.
Во 2 “Б” классе в исследовании приняли участие 21 учащийся (7 девочек и 14 мальчиков). Большинство учащихся класса в первую очередь выбрало задание, написанное на листах зеленого цвета, несколько меньшее количество учащихся – на листах желтого и голубого цвета. В последнюю очередь большинство учащихся выбрало задание на листах белого цвета (Приложение 12).
Большинство девочек класса в первую очередь выбрали задания, написанные на листах желтого цвета, в последнюю очередь – на белых. Мальчики класса в первую очередь выбрали задания на зеленых и голубых листах, в последнюю очередь – на белых и розовых.
Таким образом, для девочек 2 “Б” класса целесообразнее всего использовать бумагу желтого цвета, для мальчиков – зеленого цвета. Наиболее подходящим цветом для всего класса является желтый, так как он попал в группу первоочередного выбора и только трое учащихся выбрали его в последнюю очередь.
Во 2 “В” классе в исследовании приняли участие 19 учащихся (9 девочек и 10 мальчиков). Большинство учащихся класса в первую очередь выбрало задания, написанные на листах розового цвета, несколько меньше учащихся – на листах желтого и голубого цвета. В последнюю очередь большинство учащихся выбрало задания на листах белого цвета (Приложение 13).
Большая часть девочек класса в первую очередь выбрала задания, написанные на листах розового цвета, в последнюю очередь – на белых. Мальчики класса в первую очередь чаще всего выбрали задания на голубых и желтых листах, в последнюю очередь – на розовых и белых листах бумаги.
Таким образом, для девочек 2 “В” класса целесообразнее всего использовать бумагу розового цвета, для мальчиков – голубого цвета. Наиболее подходящим цветом для всего класса является голубой, так как он попал в группу первоочередного выбора и только пятеро учащихся выбрали его в последнюю очередь.
Во 2 “Г” классе в исследовании приняли участие 24 учащихся (10 девочек и 14 мальчиков). Учащиеся класса в первую очередь чаще всего выбирали задание, написанное на листе желтого цвета. В последнюю очередь – на листах розового, зеленого и белого цвета (Приложение 14).
Большинство девочек класса в первую очередь выбрали задание, написанное на листе розового цвета, в последнюю очередь – на белом. Мальчики класса – на желтом и белом листах, в последнюю очередь – на розовом.
Таким образом, для учащихся 2 “Г” класса целесообразнее всего использовать бумагу желтого цвета, так как этот цвет попал в группу первоочередного выбора, и наименьшее количество учащихся отнесли его к группе последнего выбора.
В результате исследования влияния цвета на состояние человека я сделала следующие выводы:
цвет оказывает влияние на эмоциональное и физическое состояние человека;
эмоции и деятельность человека ассоциируется с определенными цветами;
радость, удивление, интересные занятия чаще всего ассоциируются у учащихся с одинаковыми цветами, а именно солнечными – желтым и оранжевым;
для повышения интереса учащихся к выполнению заданий целесообразно использовать определенные цвета (Приложение 15), а именно:
для учащихся 2 “А” класса – голубой цвет;
для девочек 2 “Б” класса – желтый цвет, мальчиков – зеленый цвет; наиболее подходящим цветом для всего класса является желтый;
для девочек 2 “В” класса – розовый цвет, мальчиков – голубой цвет; наиболее подходящим цветом для всего класса является голубой;
для учащихся 2 “Г” класса – желтый цвет;
при выполнении заданий одновременно всеми учащимися вторых классов гимназии №18 целесообразно использовать желтый цвет;
Глава 3. Практическая значимость
Данная работа может быть использована как практическое руководство по выбору цветового оформления учебных материалов для учащихся вторых классов гимназии №18, а так же в качестве дополнительного материала для проведения классных часов.
Заключение
На сегодняшний день большинство учебников, учебных пособий выполнено в черно-белом исполнении или с использованием пастельных тонов. Это позволяет учащимся концентрировать внимание на учебном материале, не отвлекаться. В тоже время это однообразное оформление материала в меньшей степени стимулирует интерес к выполнению заданий. Включение учебных материалов, оформленных в рекомендуемых цветах, позволит акцентировать внимание на данном материале, тем самым повысить качество выполняемых заданий.
Моя гипотеза подтвердилась. Осознанное применение определенного цветового оформления учебных материалов позволяет повысить интерес учащихся к выполнению учебных заданий.
Список источников информации
Ильина О.В., Бондарева К.Ю. Цветоведение и колористика: учебное пособие / ГОУ ВПО СПбГТУРП. Спб., 2008. – 120с.
Базыма Б.А. Цвет и психика. Монография. ХГАК. — Харьков, 2001. - 172с.
Интернет-ресурсы
http://vopvet.ru/
http://iluhin.com
https://glybov.schools.by
http://kristinanikitina.com
http://www.liveinternet.ru
http://www.harmonyway.ru
Приложение 1
Исследование влияния цвета на восприятие вкуса
Приложение 2
Результаты исследования №1
Цель: Определить влияние цвета салфетки на восприятие вкуса сахара-рафинада учащимися
Цвет салфетки |
||||
коричневая |
голубая |
желтая |
красная |
|
Вкусовые ассоциации |
пломбир яблоко шоколад мед карамель соль лимон |
черника карамель лимон яблоко шоколад |
лимон банан черешня шоколад мед карамель рыба |
земляника клубника карамель мед ваниль |
Количество раз выбора цвета салфетки, на которой лежал самый вкусный кусочек сахара |
5 |
2 |
6 |
8 |
Количество раз выбора цвета салфетки, на которой лежал самый невкусный кусочек сахара |
5 |
6 |
3 |
1 |
Приложение 3
Изучение цветовых ассоциаций учащихся
Приложение 4
Результаты исследования №2
Цель: Определить с какими цветами у учащихся ассоциируются эмоции человека, его интерес к разному виду деятельности
эмоции / деятельность |
Выбранные цвета |
||||||||||||
белый |
голубой |
желтый |
зеленый |
коричневый |
красный |
оранжевый |
розовый |
салатовый |
серый |
синий |
фиолетовый |
черный |
|
радость |
0 |
1 |
48 |
7 |
1 |
5 |
10 |
2 |
6 |
0 |
0 |
2 |
0 |
грусть |
0 |
30 |
8 |
7 |
1 |
1 |
7 |
0 |
0 |
8 |
11 |
8 |
1 |
злость |
0 |
1 |
1 |
1 |
3 |
58 |
2 |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
13 |
страх |
3 |
4 |
1 |
16 |
6 |
7 |
3 |
1 |
0 |
7 |
10 |
16 |
8 |
удивление |
1 |
5 |
15 |
13 |
3 |
2 |
25 |
4 |
1 |
0 |
2 |
10 |
1 |
Всего |
4 |
41 |
73 |
44 |
14 |
73 |
47 |
7 |
7 |
16 |
25 |
36 |
23 |
интересно учиться |
0 |
5 |
21 |
7 |
4 |
9 |
14 |
3 |
7 |
2 |
5 |
5 |
0 |
интересно заниматься спортом |
1 |
10 |
10 |
17 |
3 |
12 |
11 |
3 |
1 |
3 |
6 |
5 |
0 |
интересно играть |
2 |
7 |
21 |
8 |
1 |
9 |
15 |
6 |
2 |
1 |
4 |
6 |
0 |
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Изучение цветовых предпочтений при выполнении письменных заданий
Приложение 8
Результаты исследования №3
Цель: Определить цвет, который вызывает наибольший интерес к выполнению задания
Результаты исследования №3
(учащиеся 2-ых классов, 87 человек)
Цвет листа с заданием |
Количество учащихся, сделавших выбор, чел. |
||||
1-ый выбор |
2-ой выбор |
3-ий выбор |
4-ый выбор |
5-ый выбор |
|
желтый |
15 |
27 |
21 |
13 |
11 |
розовый |
26 |
10 |
11 |
25 |
15 |
голубой |
24 |
17 |
22 |
14 |
10 |
зеленый |
17 |
14 |
23 |
21 |
12 |
белый |
5 |
20 |
10 |
14 |
38 |
Приложение 9
Результаты исследования №3
(девочки 2-ых классов, 36 человек)
Цвет листа с заданием |
Количество девочек, сделавших выбор, чел. |
||||
1-ый выбор |
2-ой выбор |
3-ий выбор |
4-ый выбор |
5-ый выбор |
|
желтый |
5 |
12 |
9 |
6 |
4 |
розовый |
16 |
6 |
4 |
6 |
4 |
голубой |
10 |
7 |
10 |
6 |
3 |
зеленый |
4 |
6 |
7 |
14 |
5 |
белый |
1 |
5 |
6 |
4 |
20 |
Приложение 10
Результаты исследования №3
(мальчики 2-ых классов, 51 человек)
Цвет листа с заданием |
Количество мальчиков, сделавших выбор, чел. |
||||
1-ый выбор |
2-ой выбор |
3-ий выбор |
4-ый выбор |
5-ый выбор |
|
желтый |
10 |
15 |
12 |
7 |
7 |
розовый |
10 |
4 |
7 |
19 |
11 |
голубой |
14 |
10 |
12 |
8 |
7 |
зеленый |
13 |
8 |
16 |
7 |
7 |
белый |
4 |
15 |
4 |
10 |
18 |
Приложение 11
Результаты исследования №3
(учащиеся 2 "А" класса, 22 человека)
Цвет листа с заданием |
Количество учащихся, сделавших выбор, чел. |
||||
1-ый выбор |
2-ой выбор |
3-ий выбор |
4-ый выбор |
5-ый выбор |
|
девочки (10 человек) |
|||||
желтый |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
розовый |
5 |
1 |
1 |
1 |
2 |
голубой |
1 |
5 |
2 |
1 |
1 |
зеленый |
1 |
1 |
1 |
5 |
2 |
белый |
1 |
1 |
4 |
1 |
3 |
мальчики (12 человек) |
|||||
желтый |
1 |
5 |
2 |
2 |
2 |
розовый |
4 |
0 |
2 |
5 |
1 |
голубой |
4 |
2 |
2 |
3 |
1 |
зеленый |
3 |
0 |
4 |
1 |
4 |
белый |
0 |
5 |
2 |
1 |
4 |
Приложение 12
Результаты исследования №3
(учащиеся 2 "Б" класса, 21 человек)
Цвет листа с заданием |
Количество учащихся, сделавших выбор, чел. |
||||
1-ый выбор |
2-ой выбор |
3-ий выбор |
4-ый выбор |
5-ый выбор |
|
девочки (7 человек) |
|||||
желтый |
1 |
4 |
2 |
0 |
0 |
розовый |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
голубой |
2 |
1 |
3 |
1 |
0 |
зеленый |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
белый |
0 |
0 |
0 |
2 |
5 |
мальчики (14 человек) |
|||||
желтый |
3 |
2 |
6 |
2 |
1 |
розовый |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
голубой |
2 |
6 |
3 |
1 |
2 |
зеленый |
6 |
4 |
3 |
1 |
0 |
белый |
1 |
1 |
0 |
6 |
6 |
Приложение 13
Результаты исследования №3
(учащиеся 2 "В" класса, 19 человек)
Цвет листа с заданием |
Количество учащихся, сделавших выбор, чел. |
||||
1-ый выбор |
2-ой выбор |
3-ий выбор |
4-ый выбор |
5-ый выбор |
|
девочки (9 человек) |
|||||
желтый |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
розовый |
3 |
3 |
1 |
2 |
0 |
голубой |
4 |
0 |
3 |
1 |
1 |
зеленый |
0 |
2 |
3 |
3 |
1 |
белый |
0 |
2 |
0 |
1 |
6 |
мальчики (10 человек) |
|||||
желтый |
3 |
2 |
1 |
1 |
3 |
розовый |
2 |
2 |
0 |
5 |
1 |
голубой |
4 |
1 |
2 |
3 |
0 |
зеленый |
1 |
2 |
6 |
1 |
0 |
белый |
0 |
3 |
1 |
0 |
6 |
Приложение 14
Результаты исследования №3
(учащиеся 2 "Г" класса, 24 человек)
Цвет листа с заданием |
Количество учащихся, сделавших выбор, чел. |
||||
1-ый выбор |
2-ой выбор |
3-ий выбор |
4-ый выбор |
5-ый выбор |
|
девочки (10 человек) |
|||||
желтый |
0 |
4 |
3 |
2 |
1 |
розовый |
5 |
1 |
1 |
2 |
1 |
голубой |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
зеленый |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
белый |
0 |
2 |
2 |
0 |
6 |
мальчики (14 человек) |
|||||
желтый |
2 |
6 |
3 |
2 |
1 |
розовый |
2 |
0 |
3 |
4 |
5 |
голубой |
4 |
1 |
5 |
1 |
3 |
зеленый |
3 |
2 |
2 |
4 |
3 |
белый |
3 |
5 |
1 |
3 |
2 |
Приложение 15
Рекомендуемые цвета для учащихся вторых классов гимназии №18
2 “А”
2 “В”
Вторые классы
гимназии №18
девочки
мальчики
девочки
мальчики
девочки
мальчики
2 “Б”
девочки
2 “Г”
мальчики