ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РАСТЕНИЙ В КАЧЕСТВЕ НАТУРАЛЬНОГО ТЕКСТИЛЬНОГО СЫРЬЯ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РАСТЕНИЙ В КАЧЕСТВЕ НАТУРАЛЬНОГО ТЕКСТИЛЬНОГО СЫРЬЯ

Гиблер А.Е. 1
1МАОУ СОШ №7 г.Ишима
Тарицына Т.В. 1
1МАОУ СОШ №7 г.Ишим
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Этим летом моя бабушка ездила на экскурсию в город Тобольск. Особенно её восхитила выставка в Тобольском музее-заповеднике «Узоры на крапивном холсте», на которой были представлены крапивные платья, рубахи, сарафаны, вышитые в традиционной культуре хантов и манси. Бабушка рассказала, что в музее организованы мастер классы по изготовлению крапивных волокон и рассказала о семье Марины и Анатолия Мостовых, которая живет в Орловской области в родовом поместье, где получают волокна не только из крапивы, а так же из кипрея, из лопуха, из сосновой хвои, из донника, хмеля. Мне очень захотелось попробовать получить волокна из растений, а из волокон получить нити.

Это и определило цель работы: изучение свойств волокон лесных растений в качестве текстильного сырья.

В ходе исследовательского проекта мы решали задачи:

  • изучили специальную литературу, чтобы познакомиться с историей изготовления текстильных волокон и нитей из растений;

  • заготовили сырье и провели его обработку разными методами, при этом сравнивали старинные и современные методы обработки;

  • изготовили нити и ткань из крапивы в домашних условиях.

В качестве объекта исследования мы выбрали лесные растения: крапиву, кипрей, лопух, хвою сосны как сырье для изготовления волокон.

Предметом исследования стали свойства растительных волокон.

Мы выдвинули гипотезу, что лесные растения могут дать человеку возможность изготовить экологически чистую одежду и другие текстильные изделия без вреда для окружающей среды.

В ходе работы над проектом нами придуман новый и очень легкий метод получения волокон из сосновой хвои.

Материалом для исследования послужили собранные сухие крапивные стебли, зеленые стебли кипрея , лопуха, зеленая хвоя сосны, собранные с июня по сентябрь 2017 г. Всего получено 4 вида волокон, 4 вида нити, два готовых изделия.

Обзор литературы

На Руси испокон веков находились умельцы, которые ткали и пряли из всего, что под руку попадалось: из иван-чая, репейника, лопухов, лебеды и даже вареных сосновых иголок. В старину известна была так называемая «лесная шерсть» – волокнистый материал, извлекаемый из сосновых иголок. Для получения «сосновой шерсти» иглы распаривали, вываривали в щелоке, расчесывали, отмывали и сушили. Полученное волокно шло на изготовление теплых вязаных вещей. «Сосновая» одежда считалась не только теплой, но и очень полезной. Целебное значение такой «шерсти» вполне объяснимо: ее действие сходно с действием согревающих мазей, применяемых с целью улучшения кровообращения в пораженной области. В целом это очень удобный внесезонный материал. Собирай круглый год! (Мегре Владимир Звенящие кедры России Книга5 Кто же мы? Изд-во: Диля 2016 с.113)

Из крапивы тоже делали ткани. Крапиву на прядение собирали весной. Это готовая треста, о качестве которой позаботилась сама природа – осенние дожди и туманы, зимний мороз и весенняя оттепель. Из длинных и тонких волокон – кудели, ткали плотные холсты, потом шили сарафаны, рубахи, полотенца, постельное белье: все необходимое для достойного приданого. Холсты отбеливали на росе и снегу, вываривали в отваре древесной золы или подкрашивали отваром ромашки и васильков.

Из коротких и грубых волокон – отребья и пачесей, ткали грубое и более редкое полотно – так называемую ряднину, которая шла на мешки, одеяла, подстилки. Из непряденых волокон вили веревки и канаты. Сначала волокна в течение суток вымачивали в отваре дубовой коры для прочности. Затем делили на две части, одну из которых окрашивали в черный цвет отваром ржавого мха. Скрученные из волокон двух цветов веревки поражали затейливостью и неповторимостью рисунка! Отходы крапивы использовали, как паклю, для прокладки между бревнами и заделывания щелей при строительстве новой избы. Из крапивной пряжи вязали грубые носки-тапочки, которые носили, не снимая, при ревматизме, пояса, согревающие поясницу при радикулите и шапочки, от появления которых на голове проходили любые мигрени... (Пастушенков Л., Пастушенков А., Пастушенков В., Лекарственные растения. Использование в народной медицине и в быту,; БХВ-Петербург 2012 с.243-267)

Сейчас крапиву и другие растения заменили льном и хлопком, который выращивается в промышленных масштабах и в огромных количествах. Но выращивание хлопка наносит огромный вред окружающей среде! Около четверти всех пестицидов, используемых в мире, применяется на плантациях хлопка, истощая почву, загрязняя воздух и водоемы! Кроме этого, хлопок растет только в определенном климате, его приходится перевозить на огромные расстояния.

В прошлом году итальянский Дом моды Corpo Nove начал производство одежды из крапивы. Первые ткани были изготовлены из немецкой крапивы с берегов Рейна. Куртки и джинсы из крапивы имеют ошеломляющий успех. Ведь кроме экзотичности использованного сырья новая одежда обладают еще и лечебным эффектом – облегчает приступы ревматизма и снимает аллергические реакции. Выпущена коллекция джинсов, курток, юбок и рубашек. ( Ловкова М., Рабинович А.,,Пономарева С., Почему растения лечат Изд-во Наука , 1990 с.157-185)

Справедливости ради следует сказать, что крапивные волокна были забыты не всеми взрослыми. Даже в наше время их используют для прядения ниток, предпочитая покупным, коренные жители Камчатки и Приамурья. Прочные и долговечные нити идут на плетение сумок, корзин и разнообразных коробок. (ж. Собеседник №2. В Тобольске возродили старинную технологию из сказки Андерсена 2014 с.14)

Недавно вся Россия узнала о Марине Витальевне и Анатолии Николаевиче Мостовых. Они несколько лет назад переехали всей семьей из города в село, в родовое поместье, и занялись возрождением забытых традиций изготовления кудели и изделий из крапивы. Вот что Марина Витальевна пишет в своей книге «Крапивная кудель» о способах получения крапивных волокон в современных условиях: «На сегодняшний день нам известно пять способов обработки сухой крапивы и четыре свежей. Чем больше людей начинает заниматься этим прекрасным искусством, тем больше появляется мыслей, идей, деталей, которые затем рождают новые способы обработки. Поэтому, не удивлюсь, если через некоторое время способов обработки будет больше»

Довольно часто используют и другое волокнистое растение, растущее на пустырях и гарях, - кипрей узколистый, называемый в народе иван-чаем. Мало кто знает, что из иван-чая так же можно получить не только ароматный и полезный чай, но и прядильные волокна. Кипрей обладает лубяными свойствами, из за которых растение называют дикий лен и дикая конопля. Стебли кипрея способны дать до 15% выхода волокна. Раньше из этого волокна плели веревки и сучили пряжу, которая шла на выделку грубой материи. У такой пряжи приятный запах, бальзамический и тонкий. Повязка, связанная или сотканная из пряжи кипрея, способна снять головную боль. При ревматизме надо растираться небольшим кусочком полотна из этого растения. Одежда из кипрея, пропускает воздух, давая коже дышать свободно, что способствует её омоложению и сохранению влаги. ( Мостовая М., Издательство Светланы Зениной г. Орел, 2012г. 3-72 стр.)

Возрождение забытых навыков ручного прядения из растительных волокон возвращает нас к лучшим традициям быта наших предков. Изделия, выполненные из натуральных крапивных или кипрейных нитей, вобравшие в себя энергетику мастера, недаром издавна считаются оберегами. Старое, забытое сейчас вновь становится новым, актуальным, поскольку мода циклична. (.ж. «Огонек», (раздел «Сделай Сам»)Легатов Крапивная кудель 1997-02, страница)

Экспериментальная часть

3.1 Старинный и современный методы получения крапивной кудели.

В качестве основы исследования мы взяли книги «Сухие травы. Основы художественного ремесла», в которой описан старинный процесс изготовления нитей из волокон крапивы Геннадием Яковлевичем Федотовым и книгу «Крапивная кудель» Марины Витальевны и Анатолия Николаевича Мостовых, в которой описаны современные методы изготовления волокон из различных растений.

Работу начали со сбора крапивы в березовой роще. Собирали мы сухие, перезимовавшие стебли, так как они уже готовое сырье для получения волокон. (Приложение) Работу продолжили возле дома на улице, надламывая сухой стебель, снималиволокна. Полученные со стеблей волокна начали трепать, это похоже на ручную стирку, чтобы засохшая лишняя труха отошла. (Приложение)

Последний этап был чесание различными расческами и кудель готова. (Приложение)

Мы взяли из книги Марины Мостовой способы изготовления крапивной кудели, также сами добавили еще несколько эффективных, на наш взгляд способа, которые придумали методом «проб и ошибок».

Итак, способы изготовления крапивной кудели:

  1. Просто выложить на солнечное, открытое место. (Оказывается молодую крапиву лучше сушить в тени!).

  2. Смачивать и просушивать на солнышке, ошмыгивать.

  3. Вымачивать в проточной воде.

  4. Выбраживать в стоячей воде.

  5. Вымачивать с подогревом.

  6. Вываривать в щелоке. Небезопасно!

  7. Вымораживать. (Мостовая М., Издательство Светланы Зениной г. Орел, 2012г. 3-72 стр.)

Чтобы понять, как же получали крапивную кудель в старину, я попросила папу сделать веретено, мялицу и трепало.

Первый этап обминание на мялице. От того, насколько добросовестно размяты стебли, зависит качество пряжи. Не домнешь мялкой, так не возьмешь прялкой - предупреждала крестьянская поговорка. Мялку, для обработки небольшого количества тресты в домашних условиях можно сделать самим - она состоит из четырех деталей (приложение). За один прием на мялице можно размять только одну горсть тресты, то есть столько, сколько может вместиться в руке. Начинали обминать тресту с одного из концов, уложив ее в седловидный вырез при поднятом рычаге. После каждого нажатия и последующего за этим приподнимания тресту слегка поворачивали и продвигали немного вперед. Так поступали до тех пор, пока горсть тресты не будет полностью обмята.( Федотов Г., Плетение из сухих трав ,Москва Эксмо-пресс 2002, с 15-156)

Трепание. Чтобы удалить из обмятой тресты кострику - деревянные части стебля, разломанные на мелкие кусочки, - ее трепали специальной трепалкой (или трепалом), имеющей форму большого деревянного ножа. Нанося трепалкой по повесму частые резкие удары, как можно чище выбивали застрявшую в волокнах кострику. Обычно после такой обработки оставшиеся частицы кострики легко отслаивались. Осталось их только вытрясти, ударяя пучком повесма о круглую деревянную палку. (Приложение)

Ошмыгивание. Особенно трудно отделяются от повесма вещества, находящиеся между волокнами в верхнем слое стебля. Их можно окончательно разрушить и удалить способом ошмыгивания.

Чтобы понять сущность этого приема, нужно взять в руки небольшой пучок обмятой и обтрепанной крапивы и, крепко сжав пальцами, потереть друг о друга. Обычно от них сразу же начинают отделяться и падать вниз мельчайшие пылевидные частицы. Освобожденные от них волокна становятся чистыми и шелковистыми. Обшмыгивая участок за участком, постепенно продвигались от одного конца к другому.

Чесание.Подготовленные к чесанию волокна называют мычками. Крапивные мычки состоят из из длинных, средних и коротких волокон. Чем длиннее волокна, тем тоньше и длиннее пряжа. ( Федотов Г., Плетение из сухих трав ,Москва Эксмо-пресс 2002, с 15-156)

Этот старинный способ обработки мне показался более трудоемким по сравнению с тем, которым мы пользовались, снимая волокна с тресы, и трепали их. Костики в нашем случае не оставалось на волокнах, и он был более удобный и быстрый

За месяц работы у нас получилось 400 граммов волокон, из которых нужно было спрясть нити. Мы с мамой попробовали прясть на карандашик, вытягивали небольшой струйкой волокна и смоченными пальчиками скручивали их, наматывали на кисточку. (Приложение)

Но мне очень хотелось научиться прясть на веретене, и мы обратились в Дом национальных культур и ремесел. В нем есть две старинные прялки, преподаватель Тагильцева Оксана Алексеевна показала мне, как пряли в старину на этих прялках. Так же в Доме национальных культур и ремесел есть старинный ткацкий станок, на котором меня научили работать. (Приложение)

Из 400 граммов кудели у нас получилось 3 больших клубочка ниток, (Приложение) из которых мы связали крючком рубашку как в сказке Андерсена «Дикие лебеди».

3.2 Получение нитей из сосновой хвои, кипрея, лопуха

Во всем Интернете еще нет задокументированных инструкций и образцов вязаных изделий из одной только «сосновой шерсти». Ее уже пробуют получать, но прядут только в сочетаниях с другими волокнами, например, крапивы или даже просто на шерстяную нитку. Первый опыт провели Мостовые Марина Витальевна и Анатолий Николаевич. Мы решили использовать их методику, также придумали свои способы обработки растительных волокон.

Этап 1. Размягчение

Мы делали тремя разными способами, чтобы сравнить и выяснить, какой лучше. Для всех способов иголки предварительно обрезались с двух концов ножницами.

Способ 1

(методика Мостовых)

Способ 2

(авторская методика)

Способ 3

(методика из Интернета)

Свежие иголки вымачивались три месяца. Каждую неделю 1-2 раза промывались и заливались свежей водой

Свежие иголки раздавливали на деревянной доске скалкой по принципу раскатки теста

Свежие иголки варились 30 минут с добавлением пол-ложки кальцинированной соды на литровую емкость.

Результаты: для получения нити, из этих трех способов лучше всего подходит второй. Поскольку от первого невозможно добиться достаточного размягчения даже после трех месяцев, и иголки все равно приходится варить. А третий разрушает не только целлюлозу – полученные волокна слишком легко рвутся, что не годится для прядения нити. Даже последующее вымачивание их в отваре коры дуба большой прочности не прибавляет.

Этап 2. Отделение волокон

Скорее всего, этот этап будет не нужен, если придумать, как очистить иголки от смолы. Именно она не дает распадаться волокнам после второго этапа, потому и приходится отделять по ниточке вручную. Одна иголка дает 3-12 ниточек соответствующей длины. При раскатки скалкой иголка легко распадалась на ниточки .

Этап 3. Свивание нити

Волокна раскладывались в длину дорожкой внахлест, после чего увлажнялись распылителем и скручивались в одном направлении, по мере скручивания наматываясь на карандаш.

В результате эксперимента, нить была готова, можно попробовать связать кусочек изделия. Мы решили изготовить разогревающую повязку для тела (приложение). Особенность такого изделия в том, что оно жестче в сухом состоянии и очень мягкое, почти шелковое, во влажном. Если сухое изделие какое-то время остается, например, на пояснице, его покалывающее действие усиливает кровообращение. Кожа очень быстро заметно нагревается, появляется испарина и увлажняет пояс. Он становится мягким и перестает колоться до следующего высыхания. Таким образом, не происходит чрезмерного раздражения, процесс получается саморегулирующимся, как будто реле срабатывает.Нашу повязку по очереди применяли все члены семьи: бабушка, папа, мама и автор проекта. Целебное свойство сосновой хвои было подтверждено – можно применять вместо разгоняющей кровь мази (если нет аллергии, конечно).

Выводы

В современной жизни редко кто задумывается о ценности леса для человека. Технический прогресс заменил натуральные природные дары искусственными полимерами. А ведь Тюменская область – богатейшая лесная территория! В обширных Тюменских лесах большое разнообразие видов травянистых и древесных растений. Многие из них могут послужить человеку. Если внимательно изучить свойства лесных растений, можно обнаружить, что крапива двудомная (Urtíca dióica), кипрей (Chamérion angustifólium), хвоя сосны обыкновенной (Pínus sylvéstris) вполне пригодны для изготовления экологически чистых тканей, лечебных повязок, волокон.

Научная новизна исследования определяется тем, что в ежегодном послании президента России Путина В.В.. не однократно подчеркивалась важность развития экологически чистого производства, такая отрасль лёгкой промышленность, как производство одежды является одним из основных источников загрязнения таких природных ресурсов, как почва, воздух, водные объекты России. Перенимая опыт экологически чистых стран, таких как Финляндия, Швеция, Дания, в последнее время акцент гос. политики делается именно на безотходном экологически чистом производстве. В работе предложены новые методы изготовления одежды из экологически чистых материалов, которые в масштабе производства на уровне страны значительно уменьшат уровень загрязнения окружающей среды страны и внесут большой вклад в развитие безотходного производства. Также мы пытались довести до аудитории ценность леса в жизни человека, осветить давно забытые стороны применения растительного лесного сырья.

Практическая значимость работы определяется тем, что её материалы могут быть использованы как руководство для изготовления волокон и нитей из лесных растений разными способами. Для облегчения получения волокон из сосновой хвои мы предлагаем наш метод. В старину хвою замачивали на три месяца, постоянно меняя воду, вываривали в золе, а мы предлагаем раздавливать деревянными предметами. Мы использовали деревянную разделочную доску и скалку, и по принципу раскатки теста раздавливали хвою и очень быстро получали волокна.

Мы изучили свойства волокон крапивы двудомной, кипрея узколистного, сосновой хвои, лопуха, применяя старинные методы и приспособления. В ходе проекта обработали и получили экологически чистые волокна из этих растений. Изготовили разогревающую повязку из сосновой хвои. Также получили нити и связали рубашку из крапивных волокон.

В заключении хочется отметить, что работа над проектом открыла нам новые стороны общения человека с природой, показала, что выражение - «лесное богатство», поистине справедливо.

Литературные источники

1.Андерсен Г., Дикие лебеди Изд-во: Малыш,1976 36с.

2.ж. «Огонек», (раздел «Сделай Сам») Легатов Крапивная кудель 1997-02, страница 90

3. ж. Собеседник №23. В Тобольске возродили старинную технологию из сказки Андерсена 2014 с.14

4.Ловкова М., Рабинович А.,,Пономарева С., Почему растения лечат Изд-во Наука , 1990 с.157-185

5.Мегре Владимир Звенящие кедры России Книга5 Кто же мы? Изд-во: Диля 2016 с.113

6.Мостовая М., Издательство Светланы Зениной г. Орел, 2012г. 3-72 стр.

7.Пастушенков Л., Пастушенков А., Пастушенков В., Лекарственные растения. Использование в народной медицине и в быту,; БХВ-Петербург 2012 с.243-267

8.Пермяк Е., Хитрый коврик. Сказки Изд-во: Эксмо, 2016 г

9.Рычков П.И. О крапивной кудели и о употреблении ее в пряжу и в другие экономические надобности, Тр. Вольн. Эконом. общ., ч. 15, 1770, с. 71–75. 9

10. Федотов Г., Плетение из сухих трав, Москва Эксмо-пресс 2002, с 15-156

ПРИЛОЖЕНИЕ

Старинный способ обработки крапивных волокон

обминание трепание

ошмыгивание и чесание прядение кудели

Заготовка сухой крапивной тресы в березовой роще, обработке на мялице

Крапивные волокна в разных стадиях обработки

Волокна, снятые с зеленых стеблей кипрея (Chamérion angustifólium) и крапивы (лат. Urtícadióica)

Дом национальных культур и ремесел

Тагильцева Оксана Алексеевна учит меня прясть на старинных прялках

400грамм кудели у нас вышло прядение на кисточку

Полученные крапивные нити вязание крючком рубашки

Рубашка, связанная из крапивных нитей, разогревающая повязка из хвойных волокон

Образцы с этапами обработки

Описание крапивного волокна в старинной книге

Просмотров работы: 2953