Актуальность. Жизнь всего живого мира, в том числе и самих людей, была бы однообразна и невозможна без растений. В этом заключается особая роль растений на нашей Земле. Они украшают жизнь, их преподносят в дар в знак благодарности и любви. Изумительный аромат и неповторимые оттенки цветов вызывают восторг и восхищение. В разных странах к цветам относятся по-особенному. Но, как бы там ни было, цветы являются неотъемлемой частью культуры любого народа.[2] (2)
Цветок, который мы случайно увидели в мультфильме, был необыкновенного синего цвета. Захотелось узнать, а сможем ли мы получить такой же цвет в домашних условиях? Неужели только в сказках встречаются цветики – семицветики и волшебные голубые розы?
В связи с актуальностью для нас темой нашего исследования была выбрана « Можно ли получить разноцветную лилию в домашних условиях?»
Цель исследования: изучение передвижения воды и питательных веществ как способ окрашивания растений.
Объект исследования: почвенное питания растений.
Предмет исследования: процесс перекрашивания лилии.
Задачи исследования:
изучение специальной литературы по теме исследования;
создание в экспериментальных условиях разноцветных растений;
формулирование вывода о правильности гипотезы.
Гипотеза: мы предполагаем, что при использовании пищевого красителя цвет растения изменится.
Методы исследования: эксперимент.
Основное содержание работы
1. Разработка идеи эксперимента для проверки гипотезы.
Нас заинтересовал вопрос как растения «едят»? А что такое питание растений ? А какие органы в этом участвуют?
1.
Питание – это процесс приобретения организмом веществ и энергии.
А откуда эти вещества берутся в растении? Растения получают воду и часть питательных веществ из почвы. Часть пищи они вырабатывают прямо в листьях – при помощи энергии солнечного света.[1]
Корень всасывает воду с растворенными в ней солями и проводит в стебель.
Вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части.[4] (4)
2.
С передвигающейся водой разносятся по всему растению поглощенные корнем минеральные вещества. Цветы, которые мы используем в эксперименте, лишены корней. Значит, растение будет поглощать все вещества без разбора.
Тем не менее, растение не теряет возможность поглощать окрашенную воду. Это возможно благодаря процессу транспирации - испарению воды растением. Основным органом транспирации является лист. В результате потери воды в ходе транспирации в клетках листьев возрастает сосущая сила. Транспирация спасает растение от перегрева. Кроме того, транспирация участвует в создании непрерывного тока воды с растворенными минеральными и органическими соединениями из корневой системы к надземным органам растения [3][[[[(3)
3.
Жидкости двигаются в стволе по маленьким каналам-сосудам. У растений есть два типа сосудов. Сосуды-трубочки, являющиеся ксилемой, передают воду и питательные вещества снизу вверх – от корней к листьям. Образующиеся в листьях при фотосинтезе питательные вещества идут сверху вниз к корням по другим сосудам – флоэме. Ксилема находится вдоль края стебля, а флоэма – у его центра. Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка [3]
Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней. [5]
Лилия-cсимволизирует чистоту, покой, воскресение и царственность.. Кроме того, лилия олицетворяла плодовитость Богини Земли, а впоследствии богов Неба. На Западе лилия имеет ту же символику, что и лотос на Востоке. Несколько лилий на одном стебле означает девственность, возрождение и бессмертие. В алхимии белая лилия символизирует женский принцип. В христианстве лилия - это чистота и невинность; символ Девы Марии. Прямой стебель лилии олицетворяет ее Божественный ум; ее поникшие листья - скромность; аромат - Божественность; белый цвет - чистоту. Лилия является символом Благовещенья и святых дев, подчеркивая их непорочность. В искусстве лилия, изображенная на одной стороне, а меч на другой, означают, соответственно, невинность и вину. У египтян лилия - символ плодородия, однако в этом качестве более часто встречается лотос. В греко-римской мифологии лилия означает чистоту. Лилия выросла из молока Геры и является эмблемой Геры (Юноны) и Дианы как знак девственности. У евреев лилия означает доверие Господу и является эмблемой колена Иуды. В исламской символике лилия может заменяться гиацинтом. В минойской культуре лилия - главный атрибут богини Бритомартис. В шумеро-семитской традиции лилия означает плодородие и плодовитость.[7]
Поэтому, в своей работе мы взяли цветок лилию как символ чистоты.
1. Разработка идеи эксперимента для проверки гипотезы.
План эксперимента
Провести серию экспериментов.
Проанализировать результаты.
2. Проведение эксперимента
2.1. Приборы и материалы.
Приборы: 3 стеклянных стакана (0,25л), нож.
Материалы: Лилия, холодная проточная вода, жидкие пищевые красители
(AmeriColor (США))
Условия: Наблюдения проводились несколько раз в сутки в одно и то же время, например в 10.00ч. и 22.00ч.
2.2. Описание.
1) 09.10.2017 в 17.00
• подготовили материалы и приборы для работы;
• взяли 3 одинаковые по объёму стеклянные стаканы (Фото 1);
• стаканы хорошо промыли и заполнили одинаковым объемом холодной проточной воды;
• залили в 3 стакана жидкий пищевой краситель синего, красного и зеленого (бирюза) цветов (Фото 2);
• взяли ветку лилии, на которой было 3 цветка и 3 бутона. (Фото 3) Срезали каждый цветок со стебля ножом в воде под углом 45 (Фото 4) Такой способ дает возможность капиллярам остаться открытыми;
• поставили каждый цветок в стаканы, в том числе и не раскрывшиеся бутоны (Фото 5);
2) 09.10.2017г.
В таблицу записали результаты первых наблюдений.
Через 15 минут для глаза были видны первые изменения, цветы стали приобретать оттенки того цвета в которых они стояли. (Фото 6)
3) Вели наблюдения в течение нескольких дней, через каждые 12 и 24 часов.
4) Результаты наблюдений каждого дня заносили в таблицу.
Дата и время |
Опыт |
Наблюдение |
09.10.20117г. 20.00ч. |
1 |
Видны первые изменения цвета, жилки на лепестках слегка окрасились. (Фото 7,8,9,10) |
09.10.2017г. 22.00ч. |
2 |
Видно уже более четкое окрашивание. (Фото 11,12,13,14) |
10.10.2017г. 10.00ч. |
3 |
Цветовой оттенок стал ярче. (Фото 15) В это же время, нераспустившиеся бутоны мы переставили из красной краски в синюю, а из синей в красную, чтобы получить более интересный цвет. (Фото 16) |
10.10.2017г. 22.00ч. |
4 |
Цвет не изменялся кроме зеленого (фото 17, 18, 19, 20), а вот на одном бутоне, который стоит в синей краске видно изменения в цвете синей краской. (Фото 21) |
11.10.2017г. 22.00ч. |
5 |
Бутоны, которые были закрытыми стали распускаться. В бутоне, который стоял сначала в стакане с красной краской и был переставлен в синюю, стали видны изменения в цвете. У него прожилки стали красно-синие. (Фото 22). В бутоне, который стоял в синей краске и переставлен был в красную, тоже видны небольшие изменения, цвет внутри жилок стал смешиваться. (Фото 23) |
12.10.2017г. 22.00ч. |
6 |
Бутоны раскрылись больше. Бутон красно-синий мы переставили в стакан с зеленой краской. (Фото 24) |
13.10.2017г. 22.00ч. |
7 |
Кругами мы выделили, где видны небольшие изменения и стал проявляться зеленый цвет. (Фото 25) В остальных двух бутонах цвет смешался. |
14.10.2017г 22.00ч. |
8 |
Бутон, который побывал во всех трех цветовых растворах, наконец распустился. (Фото 26). В остальных бутонах, которые стояли только в двух цветах (фото 27) видно, что с левой стороны окрас получился сине-красный, а с правой зелено-красный. Мы взяли повядшие бутоны и сделали надрез. Стебель всех трех тоже окрасился. (Фото 28) |
Итак, в результате проведенного эксперимента мы получили желаемый цветок.
3.Формулирование вывода о правильности (неправильности) гипотезы.
Мы провели серию опытов и убедились, что благодаря процессу транспирации - испарению воды растением, с помощью сосущей силы и произошло окрашивание лепестков лилии.
В ходе работы были выявлены следующие недостатки: например, в зеленый оттенок более интенсивно окрасился цветок, чем синий, а так же два бутона не окрасились, так как нам хотелось. Возможно, при перемещении из одного стакана в другой, при контакте с воздухом в микропорах стебля образовалась воздушная пробка, мешающая воде свободно проходить по стеблю.
Заключение.
По результатам проведенного нами эксперимента мы выяснили, что передвижение воды и питательных веществ как способ окрашивания растений происходит благодаря процессу транспирации. Таким образом, цель нашей работы была достигнута, что возможно в домашних условиях получить разноцветную лилию.
Список используемой литературы
Маленький биолог для детей среднего школьного возраста.- ООО «Букстар».,20011
http://zhenskoe-mnenie.ru/themes/flowers/value-of-plants-and-flowers-in-different-countries-of-the-world/ ссылка текста из актуальности
http://www.zoodrug.ru/topic1812.html http://ejka.ru/blog/fokus/1749.html
Всероссийская Научно-практическая конференция с международным участием «Вода и жизнь», Россия (Иркутск), 29 марта 2011г.
http://bio.1september.ru/2008/02/9.htm
Фрагменты из книги Сделай сам! 100 самых интересных самостоятельных научных проектов. – М.: «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2004. Г.ВИЧЧИОНЕ «Занимательные опыты с растениями»
http://www.symbolsbook.ru/Article.aspx?id=547 Книга символов.
http://enc-dic.com/symbol/Lilija-434.html 2009-2013 Энциклопедии & Словари Коллекция энциклопедий и словарей
Иллюстрации:
http://flowerf.ru/index.php/7603-rastenie-kolokolchik-foto
http://www.zoodrug.ru/topic1812.html
http://www.youtube.com/watch?v=zS2Me_sEmn
фотографии из личного архива (Приложение 1)
4.
Приложение 1.
Фото 3
Фото 4
Фото 5
Фото 6
Фото 7
Фото 8 зеленая
Фото 9 красная
Фото 10 синяя
Фото 11
Фото 12 синяя
Фото 13 красная
Фото 14 зеленая
Фото 15
Фото 16
Фото 17
Фото 18 зеленая
Фото 19 красная
Фото 20 синяя
Фото 21
Фото 22
Фото 23
Фото 24
Фото 25
Фото 26
Фото 27
Фото 28