ЧИПСЫ-ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЧИПСЫ-ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?

Торопина А.М. 1
1МБОУ СОШ № 45 г. Калуги
Гутник Ж.В. 1
1МБОУ СОШ №45 г. Москвы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Работа посвящена влиянию чипсов на организм человека.

Чипсы – очень популярный продукт, особенно среди детей. Их едят во время просмотра мультфильмов, на природе, и даже просто от скуки. Они вкусные и хрустящие.

Мне стало интересно, как влияют чипсы на растущий организм ребёнка? Из интернета я узнала много информации и решила проверить её. Это и определило тему моего исследования.

Актуальность:

В последнее время в связи с развитием генной инженерии, широкого использования консервантов, красителей и искусственных добавок многие родители стали задумываться о пользе и вреде того или иного продукта для их детей. Детей же в свою очередь привлекают яркие вкусы. Красочность упаковки и реклама данных продуктов. Поэтому возникают ситуации, когда дети не принимают доводы родителей, отказывающим им в покупке, так как это вредно для здоровья.

Цель работы – выяснить, вредны ли картофельные чипсы для здоровья человека.

Задачи:

1. Изучить информации о чипсах.

2. Провести опыты, которые помогут определить влияние чипсов на организм

человека.

3. Выработать рекомендации о чипсах для одноклассников.

Гипотеза: Предположу, что чипсы полезный продукт.

Методы исследования:

1 Анализ научной литературы.

2. Эксперимент.

3. Наблюдение.

4. Изучение результатов деятельности.

Часть 1. Изучение материалов и информации о чипсах

История создания чипсов

Чипсы (англ. chips) – лёгкая закуска, представляющая собой тонкие ломтики картофеля или иных корнеплодов, обжаренных в масле.

Чипсы случайно придумал Джордж Крам, шеф-повар одного из ресторанов города Саратога – Спрингс (штат Нью-Йорк) 24 августа 1853. А помог ему в этом американский железнодорожный магнат Корнелиус Вандербильт. Богатому посетителю не понравились брусочки жареного картофеля, нарезанные слишком толсто. И тогда повар настриг картофель ломтиками бумажной толщины и, присыпав солью, обжарил их до хруста в кипящем масле. Блюдо очень понравилось Вандербильту и его друзьям. Рецепт прозвали « Чипсы Саратога». Через некоторое время чипсы стали самым популярным блюдом ресторана.

Постепенно это блюдо получило широкое распространение. С 1890 года чипсы стали продавать на улицах в фургончиках – закусочных. В 1895 году предприниматель Уильям Тэппендон начинает «мелкосерийное производство» чипсов, сначала на собственной кухне, позднее строит фабрику. В 1926 году Лаура Скаддер предлагает использовать в качестве упаковки вощёную бумагу (до этого использовались бумажные кулёчки). Так появляется концепция «пакетика чипсов». В 1932году предприниматель Херман Лэй учреждает марку Lay's, которая стала первым национальным брендом чипсов, дожившим до наших дней. В 1937 году в США был создан Национальный институт картофельных чипсов с целью совершенствования технологии производства и рецептуру.

В настоящее время в мире ежегодно продаётся чипсов на $2 миллиарда , в России ежегодно реализуется 10 миллионов кг чипсов в год. Исходя из этих цифр, можно сказать, что чипсы – это любимый продукт. Какова же его польза? Но прежде чем ответить на этот вопрос - давайте разберёмся в технологии приготовления.

Технология приготовления

Для приготовления чипсов используют сорта картофеля с повышенным содержанием крахмала, диаметр клубней 3-4 см. Отобранный картофель моют, чистят и режут механическим путём (толщина каждого ломтика не менее 2 мм). После нарезки картофельные ломтики поступают в жарочную ванну с маслом и обжариваются 3 минуты при температуре 180 С. Так получаются базовые чипсы. Сорта масла могут быть разные. В США предпочитают использовать соевое масло, в Европе - пальмовое, а в России – подсолнечное. Затем чипсы обрабатывают смесью, состоящей из ароматизаторов , вкусовых добавок и соли. Готовые чипсы взвешивают и упаковывают. Перед запайкой шва в пакет подаётся пищевой азот, что увеличивает срок хранения продукта.

Состав чипсов

Состав: картофель, растительное масло, порошок молочной сыворотки, пшеничная мука, лактоза (из молока), усилитель вкуса и аромата (глутамат натрия, натрий 5 рибонуклеотид), гидрогенизированное растительное масло (в том числе соевое), глюкоза, натуральные, идентичные натуральным и искусственные вкусоароматические вещества, регулятор кислотности (лимонная кислота), сырный порошок, краситель (экстракт паприки, экстракт турмерика), чесночный порошок, белок молока, мальтодекстрин.Здесь я обнаружила такие вредные добавки:1. Глутамат натрия (глютамат натрия) - добавка Е621. Обращаю внимание, что на упаковках исследуемых мною чипсах нигде не написано, что это пищевая добавка. Эта добавка обладает токсическими свойствами и может вызывать пищевую зависимость и привыкание. У людей возникают проблемы со здоровьем – аллергия, бронхиальная астма, почечная недостаточность, нарушается структура сетчатки глаз, гормональный баланс в организме, возникают проблемы с пищеварением, может развиться гастрит и язвенная болезнь желудка.2. Фосфат кальция – добавка Е 341, тоже не отмечена, как пищевая добавка Е. У детей вызывает расстройства желудка.3. Натрий 5 рибонуклеотид–усилитель вкуса и запаха, нужно быть особенно внимательным и осторожным аллергикам, астматикам.4. Во всех чипсах содержится соль. Но конкретное количество соли не указано. Лишняя соль замедляет рост детских костей.

5.На этикетках чипсов указано растительное масло, в сутки подростку требуется от 10 до 20 г, получается что, употребив только одну упаковку чипсов весом в 50 г, подросток уже покрывает свою суточную норму.Не так давно шведские ученые обнаружили, что в чипсах содержится опасное вещество - акриламид, вызывающий раковые заболевания.

Часть 2. Практическая часть2.1.Анкетирование (приложение 1)

Мною были опрошены 53 учащихся 3-4 классов нашей школы.

На вопрос:

« Что Вам нравится в чипсах?»

- 70 % учащихся ответили « вкус»;

- 18 % - возможность быстро и недорого перекусить;

- 12 % - чувство насыщения.

Итак, самый распространённый ответ – это вкус. Вкусовые качества достигаются за счёт применения ароматических добавок, усилителей вкуса, регуляторов кислотности.

«Как часто вы едите чипсы?»

-редко-14 %

-часто -75 %

-не едят-11 %

«Какую марку чипсов вы предпочитаете?»

-Lays-79%

-Pringles-10%

-Русская картошка-11%

«Обращаете ли вы внимание на состав?»

-Да-60%

-Нет-40%

Вывод: многие ученики часто употребляют чипсы, основываясь на вкусовых качествах. Так же многие ученики изучают состав на упаковке, но так ли безопасны компоненты, входящие в состав этого продукта…

2.2. Опытные исследования по определению состава чипсов

Я провела исследование составляющих компонентов чипсов , наиболее любимых фирм(приложение 2), чтобы подтвердить или опровергнуть наличие в чипсах этих веществ опытным путём.

  1.  
    1.  
      1. Количественное определение жира в чипсах (приложение 3)

Положить чипс на салфетку и согнуть её пополам, разделив испытуемый образец на сгибе бумаги. Удалить кусочки чипса с фильтровальной бумаги и посмотреть бумагу на свет.

Заполняя пространство между волокнами бумаги, масло уменьшает рассеивание света бумагой. Чем больше жира содержит продукт, тем больше размер пропускающего свет пятна.

Результаты исследования

Наиболее жирными являются чипсы «Lay's», вторую позицию занимают чипсы «Pringles» и наименьшую жирность имеют чипсы « Русская картошка».

  1.  
    1.  
      1. Для определения содержания крахмала в чипсах провели эксперимент (приложение 4):

Выкладываем чипсы под номерами №1, №2 ,№ 3 и добавляем пипеткой 2-3 капли 3% спиртового раствора йода. Из-за содержания в чипсах крахмала при добавлении 3% спиртового раствора йода появляется тёмно-синее окрашивание. Этими свойствами пользуются при определении крахмала в пищевых продуктах.

Самым синим по цвету, оказался образец под №1 («Pringles»), затем № 3(«Русская картошка») и наконец, образец № 2(«Lay's»), что свидетельствует о различном содержании в них крахмала, но об этом нет упоминания на упаковке.

  1.  
    1.  
      1. Для определения соли в чипсах (приложение 5):

взяли три пустых стакана, положили туда по 1 чипсу среднего размера, добавили 10 мл воды, размяли чипсы и попробовали получившуюся воду на содержание соли. Самым солёным оказался образец под №3 («Русская картошка»), менее солёный образец под №1(«Lay,s»), а образец № 2(«Pringles») оказался практически не солёным. Дневная норма употребления поваренной соли для детей - 2 г, для взрослых 5-6 г, а в чипсах 0,7г.

Изучение содержания надписей на упаковках образцов № 1, №2, №3 показало, что в составе трёх видов чипсов есть важные органические вещества - белки, углеводы и жиры. Но в чипсах «Lay’s» количество белков и углеводов больше, чем в чипсах других фирм, который в ходе опытов оказался гораздо жирнее и калорийнее остальных образцов.

Что получаем с пачкой чипсов (100 г)?

-0% полезных веществ - ни витаминов, ни минералов, ни хороших белков и углеводов.

-510 ккал - то есть почти половину дневной нормы

-0,7 г поваренной соли, а дневная норма для детей - 2 г

-30 г жиров

-красители и ароматизаторы.

ВЫВОД: В ходе исследовательской работы я получила ряд необходимых и важных результатов. 1. Чипсы содержат вредные вещества (опасные пищевые добавки, ароматизаторы, канцерогены). Они представляют опасность и негативно воздействуют на наш организм, нарушая работу желудочно-кишечного тракта. 2. Опыты подтвердили наличие в чипсах масла (жира), крахмала , соли. Этот продукт является жирным, частое употребление, которого может негативно отразиться на здоровье человека, особенно на детском организме. Полученные мною результаты, позволяют сделать вывод, что чипсы - это вредный продукт.

Заключение

Употребление в пищу чипсов небезопасно для организма. Дети и взрослые должны обладать информацией о том, что содержащееся в чипсах пищевые добавки далеко небезопасны для здоровья. Необходимо провести разъяснительную работу о вреде чипсов. Чипсы можно употреблять в пищу, но не так часто, и не все виды чипсов.

Использованные ресурсы.

Список использованной литературы

1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

2. Секреты школьного буфета.//Газета «Аргументы и факты».- №44.- 2007 г

3. Справочная энциклопедия. Культура питания. Издательство «Белорусская

Советская Энциклопедия» им. Петруся Бровки, 1993.

4. Юркова А.Р. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.:

ОЛМА ПРЕСС, 2001

Интернет ресурсы

1. http://supercook.ru/zz304-potat06.html Большой Кулинарный Словарь

2. http://www.edabezvreda.ru/topic-25.html© 2007-2010 Еда без вреда

3. http://sunfood.com.ua/4to_mi_edim/642

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкетирование учащихся

Вопрос

Ответ

« Что Вам нравится в чипсах?»

Вкус-70%

Быстрый перекус-18%

Чувство насыщения-12%

Как часто вы употребляете чипсы?

Часто-75%

Редко-14%

Никогда-11%

Какую марку чипсов вы предпочитаете?

Lays-79%

Pringles-10%

Русскаякартошка-11%

Обращаете ли вы внимание на состав?

Да-60%

Нет-40%

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Испытуемые образцы

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Определение содержания жиров

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.Определение наличия Крахмала

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.Определение наличия соли

Просмотров работы: 4471