СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ РАЗНОЙ ВОЗРАСТНОЙ КАТЕГОРИИ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ РАЗНОЙ ВОЗРАСТНОЙ КАТЕГОРИИ

Усенко Г.М. 1
1БОУ г. Омска "Лицей № 143"
Бишнякова Т.С. 1
1БОУ г. Омска "Лицей № 143"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важной составляющей частью общего здоровья человека является здоровье тканей и органов полоти рта. Кариес зубов и болезни пародонта - наиболее распространенные заболевания. Многочисленными данными, подтверждена зависимость роста частоты стоматологических заболеваний от климатогеографических условий, поведенческих факторов, уровня гигиенической культуры и образования человека, характера и режима питания, медицинской активности.

Согласно статистике Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) большая часть населения Земли страдает заболеваниями полости рта. У 30% пожилых людей отсутствуют естественные зубы. В России дети в возрасте трех лет имеют кариес.

У 80 % людей искривленные зубы или нарушения прикуса. Около 25% случаев требуют специализированной ортодонтической помощи. По данным стоматологической статистики только 10% населения Земли с нормальным прикусом. Увеличилась и продолжает расти частота патологии прикуса.

В современном обществе, требующем от человека мобильности, креативности, коммуникативности, безупречной внешности, не эстетичность зубов и неправильный прикус становятся причиной психологических проблем общения, неблагоприятно сказываются на судьбе человека. Мы решили выяснить, что такое прикус и отчего в большей степени зависит его правильность в современном обществе.

Цель: исследовать стоматологические проблемы детей разного возраста и выявить причины отклонений от нормы.

Предмет исследования: стоматологические проблемы современного общества.

Объект исследования: дети в возрасте до 6 лет и старше 13 лет, имеющие стоматологические проблемы.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ научной литературы по стоматологии

  2. Оценить распространенность кариозных и некариозных поражений зубов

  3. Изучить уровень гигиены полости рта у детей дошкольного и школьного возраста

  4. Выявить частоту встречаемости зубочелюстных аномалий и деформаций, дефектов зубных рядов.

  5. Определить влияние поведенческих факторов на риск возникновения стоматологических заболеваний

  6. Предложить рекомендации профилактических мероприятий, направленных на эффективность предупреждения развития стоматологических проблем.

Гипотеза: Если ребенок занимается спортом с ранних лет, то у него к периоду формирования окончательного прикуса может наблюдаться зубочелюстная деформация.

  1. Стоматологические проблемы полости рта, причины их появления

Ротовая полость постоянно находится под воздействием различных факторов, способных вызвать стоматологические проблемы разного генеза, среди них выделяют:

  1. Заболевания слизистых оболочек (стоматит), глоссит (воспаление языка);

  2. Поражение зубов кариесом и зубным камнем;

  3. Воспаления десен (гингивит);

  4. Неправильный прикус.

Особое внимание следует уделить проблеме неправильного прикуса. По статистическим данным на 2010-2015гг. более 83% людей имеют нарушения прикуса1, что является первопричиной множества стоматологических и других проблем.

Нарушения прикуса усугубляют течение заболеваний десен, из-за невозможности правильной санации провоцируют развитие кариеса; приводят к быстрой стираемости зубов, развитию нарушений височно-нижнечелюстного сустава, плохо поддающихся коррекции.

  1.  
    1. Формирование прикуса

Процесс формирования прикуса довольно длительный и делится на несколько этапов:

  1. Новорожденность – время от рождения до шести месяцев.

  2. Временный прикус – период от полугода до трех лет. Именно в это время у человека прорезываются временные, молочные зубы.

  3. Сформировавшийся временный прикус. Длится обычно от трех до шести лет. В это время у ребенка активно растет челюсть и идет подготовка к прорезыванию постоянных зубов

  4. Период смешанного прикуса. Длится от 6 до 12 лет, когда в челюсти у ребенка присутствуют и молочные, и постоянные зубы

  5. Постоянный прикус – длится от 12 до 15 лет. В это время обычно уже все молочные зубы заменены на постоянные, и постепенно заканчивается формирование прикуса.

Установлено, что нарушения или патологии на любом этапе могут повлиять на формирование прикуса.

Анализ специализированной литературы по проблеме позволил выделить ряд причин, оказывающих существенное влияние на данный процесс, их делят на врожденные и внешние. Среди врожденных следует выделить наследственность и нарушения внутриутробного развития. Проблемы с прикусом могут перейти от отца или от матери. Чем больше у человека родственников с неправильным прикусом, тем выше вероятность патологии у него самого. Иногда неправильный прикус генетически передается менее очевидно. И у отца, и у матери могут быть совершенно ровные зубы, однако ребенок наследует крупные зубы от одного родителя и маленькую челюсть от другого. Из-за этого зубы не помещаются в челюсти и начинают налезать один на другой – и формируется неправильный прикус.

Согласно современным исследованиям установлено, что внутриутробная гипоксия (нехватка кислорода) плода оказывает существенное влияние на процессы формирования патологических изменений зубной эмали в антенатальном2 периоде развития, что проявляется и в дальнейшем онтогенезе (индивидуальном развитии).

На неправильный прикус могут повлиять вирусные агенты, поражающие организм матери во время беременности (в особенности вирус кори или краснухи). Пороки развития, приводящие к деформации челюстей, такие как: расщелины неба или верхней губы («волчья пасть» и «заячья губа»).

Кроме того, неправильный прикус может быть вызван гормональными нарушениями в организме. Недостаток или избыток гормонов гипофиза, надпочечников или щитовидной железы, с рождения или с раннего детства может оказать влияние на формирование зубов. Если зубной ряд уже сформирован (после 15 лет), то возникшие гормональные нарушения, как правило, уже не могут повлиять на зубы.

Иногда неправильный прикус формируется у детей, которые перенесли рахит, страдают нарушениями осанки и функции лицевых мышц, имеют зубы, пораженные кариесом, хронические воспалительные заболевания полости носа. Причиной неправильного прикуса может стать остеомиелит3 челюстей, повышенная стираемость зубов, укороченная подъязычная связка, препятствующая полному объему движений языка в ротовой полости, нарушающая функцию сосания, способствующая смещению зубных рядов, формированию неправильного прикуса.

Среди внешних причин отметим климатогеографические условия.У детей северных районов определяется сниженная толерантность к физической нагрузке в период полярного дня и полярной ночи, как следствие снижаются резервы дыхания и иммунологическая реактивность, наблюдается недостаточная обеспеченность детей витаминами, в совокупности приводящие к стоматологическим заболеваниям.

Немаловажной внешней причиной является фактор цивилизации. В современном обществе предпочтение отдается менее грубой, рафинированной, мягкой пище, поэтому, жевательный аппарат не получает запланированной природой нагрузки, что приводит к формированию неправильного прикуса. Особое значение имеют стрессогенные нагрузки социального характера, поведенческие стереотипы в области личной гигиены полости рта.

Неправильный прикус формируется под действием вредных привычек: инфантильного глотания, прокладывания языка между зубами, сосания большого пальца, прикусывания губ и частого держания во рту посторонних предметов – это смещает зубы, деформируя челюсти.

Виновниками зубных аномалий могут являться молодые родители, отказывающиеся от грудного вскармливания, не соблюдающие технику искусственного вскармливания новорожденного (большое отверстие в соске бутылочки снижает работоспособность нижней челюсти). Причиной развития неправильного прикуса может стать одно и тоже положение головки младенца во время сна, кормления. Раннее удаление ребенку молочных зубов (например, из-за кариеса), оставшиеся молочные и постоянные зубы могут устремиться в образовавшийся промежуток, препятствуя правильному смыканию челюстей и формируя неправильный прикус.

Таким образом, мы выяснили, что на формирование прикуса влияет огромное количество факторов. Но, несмотря на высокотехнологичные достижения в мировой стоматологии, общедоступность информации о стоматологических проблемах и мерах их профилактики, проблема неправильного прикуса остается актуальной.

  1. Исследование стоматологических проблем детей дошкольного и школьного возрастов

Для выявления и оценки общей картины кариозных и некариозных поражений зубов, частоты встречаемости зубочелюстных деформаций, нами проведено исследование стоматологических проблем детей на базе дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 88» и бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Лицей № 143» в сентябре 2017 года. В исследовании приняли 40 воспитанников «Детского сада № 88» в возрасте 5-6 лет и 58 обучающихся «Лицея № 143» в возрасте 16-17 лет.

Кроме того, для определения уровня гигиены полости рта детей и установления влияния поведенческих факторов на риск возникновения заболеваний зубов проведен опрос родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения и обучающихся «Лицея № 143». Данные опроса приведены в таблице 1.

Таблица 1

Характер гигиенических мероприятий по уходу за полостью рта, %

Гигиенические мероприятия

Дети 5-6 лет, %

Дети 16-17 лет, %

Чистка зубов 2 раза в день

93

98

Чистка зубов после завтрака

61

47

Чистка зубов перед сном

96

100

Полоскание рта после приема пищи

15

40

Использование зубочисток

0

78

Смена зубной щетки раз в з месяца

42

62

Анализ результатов опроса показал, что гигиенические мероприятия по уходу за полостью рта в большей степени соблюдают обучающиеся 16-17 лет, так как отследить правильный и своевременный уход у детей 5-6 лет в полной мере невозможно.

Для чистоты эксперимента мы определили индекс гигиены полости рта через 30 минут после употребления пищи, используя методику Федорова-Володкиной.

Результаты отражены в диаграмме 1:

Диаграмма 1

Уровень гигиены полости рта испытуемых

Данные диаграммы позволяют сделать следующие выводы, у детей младшего возраста степень чистоты полости рта ниже на 8 %, при этом очень плохое состояние характерно лишь для 1 % испытуемых, что может свидетельствовать о гигиенических мероприятиях проведенных сразу после приема пищи обучающимися.

Исследование полости рта на наличие кариозных изменений зубной эмали показали, что у 47% дошкольников имеются повреждения 1 зуба, у 33 % 2 и более зубов. Среди старшего возраста наблюдается тенденция снижения кариеса. У 36,4% выявлено одно повреждение, у 23,6% более 2 зубов.

  1.  
    1. Выявление неправильного прикуса

Причины, влияющие на изменение прикуса, очень разнообразны. Они перечислены очень подробно в теоретической части исследования. Одним из факторов названо дыхание через рот. В норме у человека язык должен находится внутри зубного верхнего ряда, поэтому он имеет форму эллипса и полностью соответствует форме языка. При дыхании через рот, язык опущен вниз, в результате чего эллиптический зубной ряд становится треугольной формы, что негативно сказывается на прикусе. Как правило, через рот дышат те люди, которые имеют хронические заболевания носовой полости, а также те, кто регулярно испытывают физические нагрузки (танцоры, спортсмены). Мы решили проверить, повлияли ли занятия спортом на прикус детей в возрасте 16-17 лет. Так как в этот период идет завершение формирования прикуса.

У детей 6-7 лет проверили влияние на временный прикус вида и техники кормления, наличия хронических заболеваний носовой полости, вредных привычек.

Для этих целей проведен визуальный анализ прикуса двух возрастных групп, а также опрос обучающихся об их спортивной активности и родителей об особенностях ухода за ребенком. Данные визуального анализа прикуса приведены в таблице 2.

Таблица 2

Характер неправильного прикуса, %

Вид прикуса

Дети 6-7 лет,%

Дети 16-17 лет,%

Дистальный

(Выдвинутая вперед верхняя челюсть)

27,5

15,6

Мезиальный

(выдвинутая вперед нижняя челюсть)

10,0

11,6

Дистопия

(зубы стоят не на своём месте в зубном ряду).

7,5

8,3

Открытый

(большинство зубов верхней и нижней челюсти не смыкаются)

2,5

3,3

Продолжение Таблицы 2

Глубокий

(верхние зубы перекрывают нижние больше чем на половину их длины)

0

1,6

Нормальный

(верхние зубы заходят на нижние на 1-2мм)

52,5

60,3

Общий процент детей с неправильным прикусом

47,5

39,7

Исходя из полученных данных неправильный прикус разного характера наблюдается у 39,7% детей 16-17 лет, для детей 5-6 лет процент неправильного прикуса больше на 7,8%.

Данные таблицы 3 позволяют объяснить результат.

Таблица 3

Результаты опроса «Потенциальные факторы, влияющие на аномалии прикуса», %

п/п

Возможные причины появления неправильного прикуса

Дети 16-17 лет, %

Родители, %

1

Занятия спортом

55,0

27,5

2

Вредные привычки/неправильный уход

23,3

32,5

3

Искусственное вскармливание

16,6

37,5

4

Хронические заболевания носоглотки

5,0

2,5

Анализ данных показал, что на формирование прикуса в возрастной категории 6-7 лет в большей степени влияют вредные привычки и искусственное вскармливание.

Среди опрошенных школьников 38,3% занимались разными видами спорта в возрасте 6-12 лет. Вредные привычки наблюдались у 23,4 %, заболевания носоглотки характерны лишь для 5%, на искусственном вскармливании выросли 16,6 %. На долю спортивных занятий приходится большее количество процентов, что позволяет сделать вывод о влиянии физической нагрузки на прикус детей старшего возраста и подтвердить выдвинутую нами гипотезу.

Заключение

Стоматологическое здоровье детей характеризуется достаточно высокой распространенностью заболеваний зубов, среди которых преобладают, зубочелюстные деформации, кариозное поражение зубов. Результаты исследования демонстрируют, что молодые родители недостаточно осведомлены о правильном уходе за ребенком, а это обуславливает зубочелюстные изменения в раннем возрасте. Дети 16-17 лет пренебрегают своевременной стоматологической помощью, что вызывает проблемы, связанные с зубами.

Для улучшения состояния полости рта и недопущения изменения прикуса следует:

На всех этапах обучения и воспитания необходимо включать лекционные курсы и циклы практических занятий по профилактике стоматологических заболеваний, а также проведение дополнительных мероприятий, организованных при содействии администрации образовательных учреждений, направленных на ликвидацию пробелов в области ухода за полостью рта детей у родителей.

Только правильное здоровьесберегающее поведение детей и родителей, определяемое мотивацией и ценностной ориентацией, самооценкой здоровья и уровнем информированности о факторах риска, способно сформировать и поддержать здоровье полости рта.

Список использованной литературы

  1. Аболмасов, Н.Г. Ортодонтия Текст. / Н.Г. Аболмасов, Н.Е. Аболма-сов. — M : МЕДпресс-информ, 2008. — 424 с.

  2. Авраамова, О.Г. Отечественные программы профилактики в стоматологии Текст. /О.Г. Авраамова // Наука — практике : материалы науч. сессии ЦНИИС, посвящ. 35-летию института. — М., 1998. — С. 42-46.

  3. Агаджанян, H.A. Здоровье студентов Текст. / H.A. Агаджанян. — М., 2005. —200 с.

  4. Адмакин, О.И: Стоматологическая заболеваемость населения;в различных климатогеографических зонах России- Текст. : автореф. дис. канд. мед. наук / О.И. Адмакин. — М., 1999: — 27 с.

  5. Баданин, В.В. К вопросу о функциональных нарушениях височнонижнечелюстного сустава Текст. / В.В. Баданин, В.А. Хватова // Актуальные вопросы стоматологии : сб. науч. тр. — М., 1998. — С. 40-42.

  6. Беляев, В.В. Распространенность основных стоматологических заболеваний и особенности их профилактики у детского населения Тверской области Текст. : автореф. дис. . канд. мед. наук / В.В. Беляев. — Тверь, 1998.—21 с.

  7. Баевский, P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. Электронный ресурс. / P.M. Баевский,

  8. А.П. Берсенева.- Электрон, дан. Б.м., 2002.- Режим доступа: http://www.ecg.ru/books /Ьоок02 /gll-l.html. - Загл. с экрана.

  9. Болезни внутренних органов и систем организма и их проявление в полости рта Текст. / H.A. Борисенко [и др.]. — Красноярск, 1995. — 58 с.

  10. Боровский, Е.В. Стоматологический уровень здоровья в наших руках Текст. / Е.В. Боровский, JI.M. Лукиных // Маэстро стоматологии. — 2004. —№3. —С. 17-19.

  11. Гаджиев, С.А. Стоматовалеология и здоровье подрастающего поколения Текст. / С.А. Гаджиев // Детская стоматология. — 2000. — № 1-2(3,4). —С. 11-16.

  12. Гринин, В.М. Особенности формирования диагноза при заболеваниях височно-нижнечелюстного сустава Текст. / В.М. Гринин, Ю.М. Мак-симовский // Стоматология. — 1997. — № 5. — С. 19-22.

  13. Жукова, Э.Ю. Эффективность профессиональной контролируемой гигиены полости« рта в профилактике и лечении заболеваний пародонта у летного состава-в-войсковом звене Текст. : автореф. дис. канд. мед. наук / Э.Ю. Жукова. — СПб., 2002. — 20 с.

  14. Заболевания слизистой* оболочки рта и губ Текст. : учебное пособие / JI.A. Цветкова [и др.]. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Медпресс-информ, 2006. — 201 с.

  15. Зверяев, А.Г. Факторы' риска, и стоматологическая заболеваемость в Норильском промышленном-регионе Текст. : автореф. дис. . канд. мед. наук / A.F. Зверяев. —М", 2004. — 22 с.

  16. Здоровье молодежи — приоритетный национальный проект Текст. / Л.Ю. Орехова [и др.] //Пародонтология. — 2009.—№ 1(50). — С. 13-16.

  17. Зимина, В.И. Эффективность профилактики кариеса зубов у детей при использовании,фторированного молока Текст. : автореф. дис. . канд. мед. наук / В.И. Зимина. — М., 1997. — 21 с.

  18. Иванов, B.C. Заболевания пародонта Текст. / B.C. Иванов. —4-е изд. пе-рераб. и доп. — М.: Медицинское информационное агентство, 2001. — 300 с.

  19. Козичева, Т.А. Клиническое обоснование применения средств профилактики основных стоматологических заболеваний в различных возрастных группах населения Текст. : дис. . канд. мед. наук / Т.А. Козичева.— М.: ММСИ; 1999.

Приложение 1

Методика определения индекса гигиены зубов по Федоровой-Володкину

Методика: вестибулярная поверхность шести нижних фронтальных зубов (резцы и клыки) после предварительного высушивания смазывают йодистокалиевым раствором Шиллера – Писарева. При отсутствии данного раствора для этой цели может использоваться 2-3% настойка йода.

Оценка:

Через 1 минуту после прокрашивания дается оценка гигиенического состояния полости рта по пятибальной шкале:

Окрашивание всей поверхности коронки зуба - 5 баллов,

Окрашивание 3/4 коронки - 4 балла,

Окрашивание 1/2 коронки - 3 балла,

Окрашивание 1/4 коронки - 2 балла,

Окрашивание отсутствует - 1 балл.

Для оценки зубного налета, присутствующего у данного пациента, складывают коды, полученные при осмотре каждого из окрашенных зубов, и сумму делят на 6.

Формула для расчета:

ИГ =СУММА БАЛЛОВ / СУММА ИССЛЕДУЕМЫХ ЗУБОВ Интерпретация результатов:

Величина индекса

Уровень гигиены

1,1-1,5

хороший

1,6-2,0

удовлетворительный

2,1-2,5

неудовлетворительный

2,6-3,4

плохой

3,5-5,0

очень плохой

Приложение 2

Потенциальные факторы неправильного прикуса, %

Приложение 3

Процентное соотношение детей, занимающихся определенным видом спорта, %

1 Прикус - это смыкание зубов челюстей при разнообразных движениях нижней челюсти.

2 Антенатальный период – период от образования зиготы до момента родовой деятельности.

3Остеомиелит – воспаление костного мозга, при котором поражаются все элементы кости (надкостница, губчатое и компактное вещество.

Просмотров работы: 2025