Введение
Я занимаюсь конным спортом с 7 лет. Занятия верховой ездой для меня не просто увлечение, а часть моей жизни. В клуб, где я занимаюсь, однажды привели ребенка с аутизмом. Я наблюдала за занятиями и заинтересовалась этим методом лечения детей с ограниченными возможностями.
Сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными физическими возможностями, а это 8% от общего количества. В нашем городе тоже проживают такие дети с ограниченными возможностями и я хочу им как-то помочь.
Специалисты и психологи разрабатывают и внедряют новые методы их лечения и реабилитации, предлагают разные методы адаптации таких детей в обществе. Одним из новых методов лечения многих заболеваний является иппотерапия. Я хочу в своей работе рассказать о иппотерапии как о методе лечения детей с ДЦП и аутизмом, своих исследованиях, наблюдениях.
Цель работы: изучить возможности иппотерапии для реабилитации и адаптации детей с ДЦП (детский церебральный паралич) и аутизмом, доказать его благотворное влияние на состояние детей с ограниченными возможностями.
Задачи:
1. познакомиться с научной литературой по данной теме;
2. узнать о возможностях медицинских учреждениях нашего города, которые могут оказать помощь таким особенным детям;
3. выяснить преимущества лечения верховой ездой (ЛВЕ) по сравнению с другими средствами реабилитации;
4. провести исследования:
а) изучить влияние ЛВЕ на функции организма и уменьшение последствий от заболевания;
б) определить динамику физического и эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями после занятий ЛВЕ;
в) взять интервью у тренера, родителей о значении лечебной верховой езды в оздоровлении и реабилитации детей с ограниченными возможностями, а также побеседовать с детьми о лошадях;
г) сделать выводы и предложения и довести до общественности.
Гипотеза: Действительно ли верховая езда оказывает положительное влияние на лечение и реабилитацию детей с ограниченными возможностями?
Объект исследования: дети с ДЦП и аутизмом.
Предмет исследования: влияние ЛВЕ или иппотерапии на лечение и состояние детей с ДЦП и аутизмом.
Актуальность темы: очень важно помочь ребенку с ограниченными возможностями вырасти человеком, который сможет вести максимально полноценную жизнь и быть независимым! Даже при самом безнадежном варианте можно улучшить общее состояние ребенка, применяя нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды. И многие люди о таком способе лечения и не слышали, поэтому хотелось бы довести информацию до общественности.
Этапы работы: 1. Изучить теоретические основы иппатерапии. 2.Провести исследование, используя методы: анализ научной литературы по данному вопросу, наблюдение за детьми с ограниченными возможностями, интервью с родителями, беседы с детьми с ограниченными возможностями. 3.Обработать результаты, сделать выводы и внести предложения для решения проблемы.
Практическая значимость исследования:
Результаты исследования могут стать основой для создания широкой социальной рекламы о возможностях иппотерапии как эффективного средства для реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями. Содержательные материалы могут быть использованы на уроках обществознания, биологии, окружающего мира.
I. Теоретическая часть
1.1. История иппотерапии
«Иппотерапия» (происходит от греческого слова hihhos - лошадь) - это вид терапии, использующий как основное средство общение с лошадьми и верховую езду. Иппотерапию, как метод лечения, начали активно применять в начале 18-го века. В середине XVIII века энциклопедист Дени Дидро в трактате «О верховой езде и её значении для того, чтобы сохранить здоровье и снова его обрести» писал: «Среди физических упражнений первое место принадлежит верховой езде. С её помощью можно лечить много болезней, но возможно также и их предупреждать, как только они проявляются». Но только в конце XIX столетия началось научное изучение влияния верховой езды на организм человека и её целенаправленное использование в лечебных целях.
В современной Европе лечебная верховая езда стала развиваться за последние 30-40 лет. Центры по лечебной верховой езде (ЛВЕ) стали открываться во многих странах. Так в США работает более 1000, а в Великобритании около 700 групп иппотерапии, в которых оздоравливаются более 26000 человек с самой разнообразной патологией. ЛВЕ становится неотъемлемой частью современных медицинских, психологических и педагогических технологий. Толчком к распространению ЛВЕ в странах Северной Европы, а потом и в других странах мира послужила история датчанки Лиз Хартел. Лиз была спортсменкой. Она занималась конным спортом, пока однажды не заболела полиомиелитом. Болезнь приковала Лиз к инвалидной коляске. Спортсменка уже не надеялась когда-нибудь сесть на лошадь. В итоге через несколько месяцев занятий верховой ездой Лиз Хартел выздоровела и снова стала заниматься конным спортом и в результате на соревнованиях по выездке во время Олимпийских игр в Хельсинки завоевала серебряную медаль (7).
В России история иппотерапии как метод реабилитации берёт своё начало с 1991 года и менее распространена, чем за рубежом.
1. 2. Детский церебральный паралич и аутизм. Дети с детским церебральным параличом (ДЦП) не способны сохранять нормальную позу и активно двигаться, у них может быть нарушена речь, психика и функции органов чувств. Но часто у таких особенных детей сохраняется интеллект. ДЦП - заболевание не прогрессирующее, улучшение состояния возможно в любом случае. Поэтому необходимо специально обучать ребенка двигательным навыкам, развивая его двигательные возможности.
Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Детям с аутизмом необходима помощь в адаптации к окружающей среде, помочь им научиться общаться с окружающими [3].
Одним из методов восстановления нарушенных функций при подобных заболеваниях опорно-двигательного аппарата является метод лечебной физической культуры – лечебная верховая езда (ЛВЕ).
1. 3. Влияние верховой езды на организм и эмоциональное состояние детей с ограниченными возможностями. Лечебная верховая езда – это комплексный многофункциональный метод реабилитации, основой которого являются занятия верховой ездой, проводимые по разному, в зависимости от возможностей всадника и заданий [2]. В качестве спортивного тренажёра в данном методе используется живая лошадь. Верховая езда способствует нормализации функций организма и уменьшает последствия от заболеваний, усиливает защитные реакции и повышает жизненный тонус. Общение с лошадьми помогает достичь физической и психологической гармонии, а верховая езда развивает координацию, улучшает физическую форму. Регулярные занятия лечебной верховой ездой благоприятно влияют на весь организм в целом, нормализуют деятельность сердечно-сосудистой, нервной и пищеварительной систем, снижают судорожную готовность, уровень сахара в крови у диабетиков и т. д [4].
Применение иппотерапии требует соблюдения следующих обязательных условий:
Ø врачебный контроль за адекватностью и эффективностью физических нагрузок, их коррекция в случае необходимости;
Ø последовательное наращивание физической активности больного;
Ø применение комплекса методов: лечебной гимнастики, массажа и др.;
Ø активное и сознательное участие больного в реабилитационном процессе;
Ø рациональное сочетание ЛВЕ и других методов комплексной реабилитации (медикаментозных, психотерапевтических, педагогических и др.).
Верховая езда - это физическое упражнение, при котором тренируются и развиваются различные группы мышц. Животное при движении шагом выступает в роли «терапевтического посредника» для всадника, передавая от 90 до 110 разнонаправленных двигательных импульсов, аналогичных движению человека при ходьбе. Данное двигательное воздействие вызывает ответную реакцию пациента, которая помогает корректировать двигательную активность больного. При этом у пациентов наблюдаются: нормализация мышечного тонуса, совершенствование координации движений, укрепление мышц, достижение двигательной симметрии. Иппотерапии оказывать одновременное положительное воздействие на физическую, интеллектуальную и психосоциальную сферы занимающихся. Психологический механизм складывается из общения с живым организмом - лошадью, крупным темпераментным и сильным животным, управление которым дарит больному ощущение победы не только над ним, но и над своими страхами и болезнью. Коммуникация и налаживание контакта между человеком и лошадью являются невербальными: лошадь чувствует эмоциональное и физическое состояние пациента [4].
1.4. Показания и противопоказания к занятиям иппотерапией.
Иппотерапия полезна не только людям, страдающим определенными заболеваниями, но и тем, кто просто хочет уравновесить свое эмоциональное состояние или улучшить физическую форму. А к базовыми показаниям для применения иппотерапии относят целый ряд заболеваний. Будет ошибкой считать, что иппотерапия полезна всем без исключения. На самом деле существуют заболевания, при которых верховая езда строго запрещена заболеваний (I). Однако список абсолютных противопоказаний невелик. Например, специалисты даже советуют продолжать заниматься при проявлении неострых форм аллергии на лошадиную шерсть. Ведь результат от занятий превосходит все ожидания, а данный тип аллергии со временем проходит. [5].
II. Экспериментальная часть
2.1. Исследование влияния ЛВЕ или иппотерапии на функции организма и определение динамики физического и эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями после занятий ЛВЕ.
В нашем городе не один десяток детей инвалидов. Точное число назвать трудно, так как одни дети стоят на учёте в неврологическом диспансере, другие в детских поликлиниках. Только на проспекте имени Ю. А. Гагарина с диагнозами ДЦП и аутизм их 21: 15 мальчиков и 6 девочек в возрасте от 4 до 14 лет. В городе нет реабилитационных центров, где можно было бы проводить медицинские исследования с помощью современной аппаратуры. Но мы всё же решили проследить, как происходит восстановление правильного тонуса мышц рук и проанализировать частоту сердечных сокращений у детей во время занятий. В исследовании приняли участие 10 человек в возрасте от 5 до 14 лет.
А. Исследование частоты сердечных сокращений после занятий иппотерапией.
Пульс здорового человека в минуту представляет собой толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с сердечным циклом. Его любые изменения могут указывать на наличие заболеваний сердечно-сосудистой системы, или иных патологий, развитие которых оказывает косвенное воздействие на работу сердца. По мнению академика В.В. Парина, систему кровообращения можно рассматривать как индикатор адаптационной реакции целостного организма. Этому в полной мере соответствует такой показатель, как частота сердечных сокращений (ЧСС). Дети и подростки с ДЦП по уровню физического развития уступают здоровым сверстникам. Такие особенные дети имеют не только низкие показатели длины и массы тела, чем их здоровые сверстники, но частота сердечных сокращений у них больше на 40 ударов. Ограничение двигательной активности детей с ДЦП, оказывает отрицательное воздействие, прежде всего, на сердечно-сосудистую систему, такие имеют более высокие значения ЧСС.В дошкольном возрасте у здоровых детей (дети от 3 до 7 лет) в состоянии покоя частота сердечных сокращений не должна быть выше 95 уд./мин., а вот в школьном возрасте (от 8 до 14 лет) – 80 уд./мин (IX).
При езде на лошади всадник вынужден подчиняться ритму её движений. Всадник влияет на лошадь и наоборот, они влияют друг на друга, представляя собой единое целое. Эмоциональное состояние влияет на ритм сердечных сокращений. Мы замеряли частоту сердечных сокращений у детей в начале и в конце занятия на протяжении всего курса и проанализировали данные. Если значения частоты сердечных сокращений у детей в начале занятия были примерно на 40 ударов больше, то к концу курса разница составляла около 20 ударов.
Следовательно, физическая нагрузка при удержании равновесия на движущей лошади, приводит к уменьшению частоты сердцебиений (X). Занятия по двигательной реабилитации детей с заболеванием центральной нервной системы оказали положительное воздействие на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы.
Б. Измерение силы мышц кисти методом динамометрии до и после занятий иппотерапией.
Одним из показателей физического развития организма служит сила мышц. В настоящее время хорошо изучена сила различных мышц. Однако чаще всего пользуются определением силы мышц кисти (кистевая сила). Сила мышц у здоровых детей с возрастом увеличивается (XI). Так наиболее интенсивно мышечная сила увеличивается в подростковом возрасте. С 18 лет рост силы замедляется и 25 - 26 годам заканчивается. После 40 лет сила мышц постепенно снижается и наиболее значительное снижение силы мышц отмечается после 50 лет. Интенсивность развития мышечной силы зависит и от пола. В младшем школьном возрасте (7 - 8 лет) мальчики и девочки имеют одинаковую силу мышц. У девочек к 7 - 9 годам становая сила ниже, чем у мальчиков, однако к 10 – 12 годам становая сила резко возрастает, и девочки перегоняют мальчиков по этому показателю. После 12 лет отмечается преимущественное развитие силы мышц у мальчиков, особенно в период полового созревания. Так к 12 - 15 годам превышение силы мышц у мальчиков над соответствующими показателями у девочек становится явно выраженным (примерно, на 30%). Эта разница своего максимума достигает в 17 лет. Наибольший прирост становой силы отмечается у мальчиков в период от 15 до 18 лет. Юноши в 18 лет по силе мышц приближаются к нижней границе показателей взрослых. Что касается кистевой силы, то максимум нарастания силы сжатия правой кисти у мальчиков приходится на возраст 14 - 17 лет, особенно на период 15 - 16 лет, а у девочек на возраст около 12 лет.
Таким образом, у мальчиков прирост силы мышц приходится в среднем на 13 - 14 лет, у девочек раньше - с 10 - 12 лет, что связано с более ранним наступлением половой зрелости. В 13 - 14 лет четко проявляются половые различия в мышечной силе. Относительная сила мышц девочек значительно уступает соответствующему показателю мальчиков, что в частности объясняется анаболическим эффектом мужских половых гормонов.
Мы решили измерить мышечную силу правой кисти руки у детей с ДЦП до и после занятий иппотерапией, чтобы выяснить значение этих занятий на состояние здоровья детей. С помощью динамометра мы измерили кистевой мышечный тонус правой кисти у детей на первом и последнем занятии. Динамометрические измерения указывают, что силовые показатели кистей рук у детей с ДЦП в 2,5-4 раза меньше, чем у здоровых детей и после занятий ипппотерапией мышечная сила возрастает (XII). Исследования проводили отдельно с мальчиками и девочками, так как показатели мышечной силы зависят не только от возраста, но и от пола. На графике видно, что занятия иппотерапией положительные результаты. После нескольких занятий дети уже держатся за поводок, выраженный хватательный рефлекс вынуждает ребёнка держать кисти рук сжатыми в кулак. Одна мама даже заметила, что её сын стал лучше рисовать, делать аппликации, собирать пазлы.
С помощью динамометра мы измерили кистевой мышечный тонус у детей на первом и последнем занятии (XII). На графике видно, что занятия иппотерапией дали положительные результаты. Дети стали держаться за поводок, выраженный хватательный рефлекс вынуждает их держать кисти рук сжатыми в кулак. Одна мама даже заметила, что её сын стал лучше рисовать, делать аппликации, собирать пазлы.
Врачами – специалистами разработаны рекомендации для развития функциональных возможностей кистей и пальцев рук у детей с ДЦП (XV-XII).
В. Влияние занятий лечебной верховой ездой на снижение простудных заболеваний.
Мы проанализировали заболеваемость детей простудными заболеваниями за три года (XIV). Как видно из графика, лечебная верховая езда оказывает положительное влияние на уменьшение простудных заболеваний, повышает устойчивость к физическим нагрузкам. Как отмечают родители, наблюдается снижение продолжительности простудных заболеваний.
Г. Наблюдение и анализ влияния лечебной верховой езды на эмоциональное состояние детей.
Занятия проходят на открытой площадке (видео прилагается). Длительность - 1 час. Занятия проходят 2 раза в неделю по часу на протяжении 1 года. Лошадь для работы выбирается максимально спокойная. Снаряжение - седло или седёлка, защитная каска, различный спортивный инвентарь (мячи разного диаметра, кольца, палки и т.д.). Всадник сидит на лошади без седла или в седле, держится или не держится за ручки. Инструктор даёт команды всаднику на выполнение тех, или иных физических упражнений, подобранных индивидуально для каждого клиента, помогает выполнить посильные задания, руководит работой помощника. Детей направляли на прохождение курса ЛВЕ после медицинского обследования и консультаций с лечащим врачом, который подтверждал отсутствие противопоказаний к занятиям. Длительность занятия зависела от самочувствия всадника. Во время первых занятий мы страховали ребенка, находясь вместе с ним на лошади (IV). После нескольких занятий ребенку подбирали индивидуальный комплекс физических упражнений, выполняемых на лошади. Эти упражнения подбирал тренер. При составлении комплекса учитывали возраст и заболевание. В комплекс входили следующие упражнения: активные (изменение положения посадки на лошади, смена положения рук и ног.) и активно-пассивные (подъем руки инструктором - опускание самостоятельно и т. д.). При проведении занятий особое внимание обращали на правильную посадку ребенка на лошади. У большинства детей, принимавших участие в эксперименте, заметное улучшение осанки при посадке на лошади наступало на 3-4-м занятии, что можно объяснить более рациональным распределением мышечного тонуса, снижением уровня напряженности мышц и активизацией функций вестибулярной системы (VII). После освоения темпа передвижения лошади, детям предлагали ряд упражнений. Дети привязались к лошадям и полюбили их (III).Проведена работа по опросу детей, занимающихся в конном клубе. Целью было сравнительное описание психического, эмоционального и физического состояния до и после общения с лошадью. Детям было предложено оценить по пятибалльной шкале: самочувствие, настроение и мышечный тонус до и после занятия. Возраст детей от 4 до 14 лет, количество 8 человек. Анализ данных опроса показал, что у детей, занимающихся с лошадью, настроение и самочувствие улучшаются в большей прогрессии, чем было до занятий (VII).
После математических подсчетов выведены следующие процентные показатели:
1. Настроение у детей улучшилось в среднем на 10 %
2. Мышечный тонус улучшился на 5 %
3. Самочувствие улучшилось на 10 %
4. Все показатели улучшились по сравнению с начальными результатами в среднем на 8 %
Следует вывод: общение и занятия с лошадью оказывают повышение эмоционального фона у детей. У детей, страдающих аутизмом, эмоциональное состояние не всегда было адекватным и зависело от многих обстоятельств. Но можно отметить, что стабилизация и улучшение наблюдалось у всех детей.
Также у детей проверяли подвижность в суставах правой и левой стороны тела: плечевом, локтевом, лучелоктевом, лучезапястном, тазобедренном, коленном и голеностопном. Определяли возможности выполнения круговых движений. Установили, что изменения в подвижности суставов верхних конечностей отсутствуют, в то время как в суставах нижних конечностей наблюдалось увеличение амплитуды движений. Следует отметить, что некоторые дети смогли самостоятельно стоять в течение 30-40 секунд после нескольких занятий.
2.2. Интервью с тренером
Для того, чтобы выяснить значение иппотерапии для лечения и улучшения состояния здоровья детей с ограниченными возможностями, мы провели беседу с тренером. В результате, мы пришли к выводу, что иппотерапия или лечебная верховая езда оказывает эффективное реабилитационное воздействие не только на физическую сферу, но и на психическое состояние особенных детей. Эти занятия сопровождаются положительным эмоциональным фоном и во время занятия, и длится еще некоторое время после его окончания. Такое состояние обусловлено радостью от общения с лошадью-сильным и добрым животным (II). И конечно, ощущения свободы тоже имеет большое значение, после четырех стен квартиры. Но проведение занятий ЛВЕ в зимнее время затруднено тем, что у нас в городе нет крытого манежа для занятий. Для таких особенных детей занятия должны проходить регулярно, без потери терапевтического эффекта. Конные клубы, как правило, не являются зажиточными. Единицы из них имеют государственную поддержку, а те, которые имеют её, как правило, недостаточную, чтобы построить и содержать крытый манеж.
А низкая температура в зимнее время ограничивает двигательную активность, усиливает скованность, может вызывать непроизвольные мышечные сокращения. Нарушается схема дыхания. Осадки в виде снега, дождя тоже оказывают влияние и на лошадь, и на пациента. При этом еще и двигательная активность снижается с увеличением количества одежды.
Зачастую, прежде всего по экономическим причинам, они вынуждены проводить занятия на улице, даже тогда, когда погодные условия неблагоприятны. А зима у нас в городе с середины октября до середины апреля. И, несмотря на это, необходимо продумано использовать это время.
При ДЦП нарушается терморегуляция, и трофика конечностей ухудшается. Поэтому, по поводу этого заболевания, температурные рамки очень жесткие. Другая же большая группа с нервно-психическими заболеваниями может заниматься и при более низких температурах. Более того, для детей, например, с аутизмом, низкая температура может стать дополнительным стимулом развития восприятия. Для этой группы вполне допустимо проведение занятий от -20ºС до -22ºС с учётом возраста.
2.3. Интервью с родителями детей с ограниченными возможностями.
Было опрошено 10 родителей детей с ограниченными возможностями. Опрос показал, что 85 % родителей получили информацию об иппотерапии из Интернета; 7 % родителей из всех опрошенных ‒ из СМИ; 8% - из других источников. При этом следует отметить, что большинство родителей изначально не верили, что лечебная верховая езда подойдет для их ребенка, сомневались в способностях своих детей, эффективности иппотерапии. Оценивая результаты занятий, все родители отмечали изменения в физической и эмоциональной сфере занимающихся детей. По их мнению, это выражается у детей в увлеченности занятиями верховой ездой, улучшении настроения. Кроме того, родители также отметили повышение мотивации детей заниматься различными видами физической активности и другой деятельностью, порой даже не связанной с верховой ездой. Информация, полученная в ходе проведенного исследования, подтверждает, что иппотерапия оказывает позитивное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние детей и играет важную роль в сохранении и укреплении их здоровья. По наблюдениям родителей, у всех участников эксперимента отмечалось улучшение состояния вестибулярного аппарата и координации, развитие двигательных навыков, уменьшение напряжения мышц, снижение тонуса мышц-сгибателей. Кроме того, отмечена нормализация работы желудочно-кишечного тракта, улучшение регуляции функций мочевыделительной системы. Наблюдается улучшение эмоционального состояния, что выразилось в снижении уровня тревожности, раздражительности, сохранялось достаточно длительное время как после прекращения занятия, так и по окончании курса (VI).
2.4. Где можно получить занятия иппотерапией в нашем городе?
В нашем городе есть только один конный клуб, который предоставляет эту возможность. Это конный клуб «Парк Птиц», расположенный по адресу г. Златоуст, пос. Пушкинский, севернее ул. Песчанной.
2.5. Анкетирование учащихся 10 классов проводилось с целью знакомства их с таким нетрадиционным методом лечения и реабилитации детей с ограниченными возможностями. После проведения анкетирования, я выступила перед ребятами своего класса, рассказала о возможностях иппотерапии для лечения детей с ДЦП и аутизмом. Ребята заинтересовались данным исследованием, задавали много вопросов. В нашем классе есть ребята, которые хотят связать свое будущее с медициной, поэтому я думаю, эта информация им пригодиться в будущем (V).
Заключение
В данной исследовательской работе мы поставили перед собой цель: выявить влияние верховой езды на лошади на здоровье детей с ограниченными возможностями и определить степень положительного лечебного воздействия этого метода на детей. Думаю, я достигла своей цели. В результате исследования я подтвердила свою гипотезу о том, что если дополнить процесс профилактического лечения взаимодействием ребёнка с лошадью, то улучшится психическое, физическое, эмоциональное состояние и здоровье у детей.
Выяснилось, что при занятиях ЛВЕ в работу включаются все группы мышц больного и размеренный ритм движений оказывает благоприятное воздействие на весь организм. Мышцы ребенка разогреваются теплом лошади и массируются движениями мощной мускулатуры лошади. Общение с лошадью стимулирует желание и умение слушать, дают ребенку возможность обрести уверенность в себе. Все это в целом способствует улучшению общего состояния организма. Полученный эффект сохраняется и после окончания курса ЛВЕ. Социальная польза иппотерапии - введение ребенка-инвалида в общественную жизнь. Конечно, не все пациенты приходят к этому этапу, но те, кому это удается, получают огромное удовольствие от возможности быть частью нормального мира. Успехи в верховой езде формируют личность: внимание к движениям лошади тренируют реакцию; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации; доверие к лошади помогает добиться доверия к людям, с которыми больной взаимодействует. В процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных навыков из верховой езды в повседневную жизнь.
Основные результаты занятий:
1. Увеличение подвижности и объема движений, улучшение координации движений, улучшение равновесия, улучшение мелкой моторики (работы мышц кистей и пальцев) и возможностей выполнения бытовых процедур; повышение устойчивости к физическим нагрузкам; нормализация мышечного тонуса;
2. Занятия по двигательной реабилитации детей с заболеванием центральной нервной системы оказали положительное воздействие на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы.
3. Индивидуально подобранная физическая нагрузка была адекватна физическим и функциональным возможностям детей и ни в одном случае не вызывала отрицательных сдвигов показателей сердечно-сосудистой системы.
4. Увеличение активности, улучшение внимательности; снижение возбудимости, уменьшение страхов и агрессивности. Дети радуются общению с этими прекрасными и добрыми.
Выявлена эффективность иппотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями, которая выражается в том, что она:
Ø формирует положительный эмоциональный фон ребёнка за счёт общения с лошадью;
Ø лечит без страха, боли, насилия, труднопереносимых процедур и препаратов;
Ø разогревает мышцы пациента теплом лошади и массажирует движениями мощной мускулатуры животного;
Ø участвует в работе всех мышц пациента и организует размеренный ритм движения;
Ø обучает общению через коммуникацию с лошадью, инструктором, сверстниками, занимающимися в клубе.
Лечебная верховая езда предназначена для детей и взрослых, нуждающихся в физической, психосоциальной и личностной реабилитации и адаптации.
Изучая литературу, мы выяснили, что ребенок активно взаимодействуя с лошадью, одновременно с ней включается в лечебный процесс. Вырабатывается интерес к лечебной верховой езде и огромное желание самому участвовать в реабилитационных мероприятиях, что является колоссальной движущей силой в вопросе достижения положительного результата.
Проведённое исследование показывает, что полученные результаты могут стать основой для широкой социальной рекламы о возможностях иппотерапии для реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями.
В нашем городе не мало детей, нуждающихся в оздоровлении. Занятия иппотерапией могли бы им помочь в укреплении физического здоровья и в адаптации в обществе. Причины малой посещаемости занятий довольно серьёзные. Исходя из них, мы вносим свои предложения:
1. Организовать при конноспортивных клубах групповые занятия оздоровительного характера с привлечением специалистов и спонсоров.
2. Занятие ЛВЕ на улице в зимнее время не рекомендуется, поэтому необходимо построить закрытый манеж для занятий ЛВЕ.
3. Необходимость ввести иппотерапию, как дополнительный вид лечения для детей во время лечения в различных санаториях.
4. Провести широкую социальную рекламу для привлечения внимания общественности к данной проблеме.
Работа над созданием социальной рекламы по представленной теме началась: выступила перед одноклассниками, планируем создать видеоролик и разместить его на YouTube.
IV. Список использованной литературы
1. Оздоровительная верховая езда для детей: учеб.- метод. пособие / О.А. Куликова, Н.В. Кленина, Ю.Г. Борисова, М.В. Дугарова. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2013.
2. Коновалова Н. Г Влияние иппотерапии на работу внуренних органов детей, страдающих детским церебральным параличом /Н. Г Коновалова, С. А. Коваленко, О. М. Архипова //Адаптивная физическая культура. - 2006. - №3. - С. 61 - 64.
3. ШайдхакерМ. О лечении расстройств на почве страха с помощью психотерапевтической верховой езды /М. Шайдхакер, Д. Фридрих, В Бендер // Адаптивная физическая культура. - 2003. - № 1. - С. 18-19
4. Штраус Ингрид. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды /Ингрид Штраус // пер. с нем. - ДЭП «Живая нить». - МККИ, 2000. - 102 с.
Чеснокова Л.С. Эффект иппотерапии в процессе психолого - педагогической реабилитации детей с церебральным параличом / Вестник Мининского Университета. – 2014. – №3(7). – С. 24-28
5. Орлова Г.Г. Организационные аспекты комплексной реабилитации детей-инвалидов на основе лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта / Г.Г. Орлова, Н.С. Роберт, А.И. Денисенков. – Москва: ГУ УНИИОИЗ, 2006. – 160 с.
6. http://doorinworld.ru/stati/349-ippoterapiya
7. http://www.kskbitsa.ru/equestrian/ippot/
Приложение I
Показания и противопоказания к занятиям иппотерапией
Иппотерапия полезна не только людям, страдающим определенными заболеваниями, но и тем, кто просто хочет уравновесить свое эмоциональное состояние или улучшить физическую форму. А к базовыми показаниям для применения иппотерапии относят:
• Детский церебральный паралич
• Аутизм и другие психические заболевания
• Задержку в развитии
• Синдром Дауна
• Реабилитацию после инсульта (и другие формы нарушения мозгового кровообращения)
• Заболевания костей и суставов, в том числе сколиоз
• Разнообразные формы паралича
• Болевые синдромы
• Травмы мозга.
• Урологию и гинекологию (в том числе лечение бесплодия)
• Восстановление после травм
• Заболевания нервной системы (в том числе бессонница, депрессии, последствия стресса)
Будет ошибкой считать, что иппотерапия полезна всем без исключения. На самом деле существуют заболевания, при которых верховая езда строго запрещена. Основными противопоказаниями являются:
• Острая форма любого заболевания (особенно сердечно-сосудистые, психические, неврологические)
• Остеопороз
• Заболевания почек
• Гемофилия
• Хрупкость и ломкость костей
Однако список абсолютных противопоказаний невелик. Например, специалисты даже советуют продолжать заниматься при проявлении неострых форм аллергии на лошадиную шерсть. Ведь результат от занятий превосходит все ожидания, а данный тип аллергии со временем проходит. (4)
Приложение II
Интервью с тренером.
Вопрос 1. Что такое иппотерапия или лечебная верховая езда, для чего она нужна?
Иппотерапия – лечение лошадью, имеет две стороны воздействия на организм человека: психологическое воздействие, передаваемое с помощью общения с лошадью, и физическое - за счет самой верховой езды. Верховая езда рекомендуется взрослым и детям, в первую очередь тем, кто много времени проводит за компьютером или несет большие умственные нагрузки. Общение слошадью и верховая езда позволяют снять стресс и минимизировать его последствия, дают нагрузку на все мышцы тела.
Вопрос2. Много ли желающих заниматься лечебной верховой ездой?
Спектр заболеваний, при которых рекомендована иппотерапия, достаточно широк, как и возраст, в котором к ней прибегают. Самому младшему нашему пациенту 4 года, старшему – 14 лет. В нашем городе больше нет конных клубов, которые ведут работу в этой сфере, поэтому многие люди очень сильно удивляются, когда узнают о данной услуге. Родители узнав об этой услуге, стараются не упускать возможности сводить ребёнка на тренировку по иппотерапии. Поэтому желающих заниматься лечебной верховой ездой достаточно немало для нашего города.
Вопрос 3.Тяжело ли заниматься с такими детьми?
Дети приходят с разным настроением, но мы стараемся найти к каждому ребёнку свой подход. И благодаря нашим спокойным и терпеливым животным, занятия лечебной верховой езды проходят спокойно и размерено. Ребёнок не перегружается в физическом плане при занятиях на лошади. Но и самое главное, что мы стараемся достичь именно психологического равновесия между ребёнком и лошадью.
Вопрос 4. Каким образом занятия проходят в зимнее время года?
Да, это больной вопрос. У нас нет возможности проводить занятия в зимнюю плохую погоду, так как нет у нас крытого манежа для занятий. Это связано с финансовыми проблемами. А с такими особыми детьми необходимо заниматься регулярно.
Приложение III
Беседа с детьми о лошадях.
Провела беседу с детьми с ограниченными возможностями, некоторые из которых не разговаривают. Поэтому на мои вопросы они отвечали кивком головы или улыбались, давая утвердительный ответ. Всем ребятам был задан вопрос: «Лошадь – это друг?». Некоторые отвечали: Лошадь — это животное, которому можно доверить все секреты. Лошадь- это лучший друг. Лошадь любит и принимает меня таким, какой я есть. Отсюда следует вывод, что, лошадь для ребенка с ограниченными возможностями является объектом привязанности. Следовательно, во взаимоотношениях лошади и ребёнка наблюдается исключительно позитивный терапевтический эффект. Лошадь, как никакое другое животное, связывает их с природой, помогает укреплять здоровье, адаптироваться к стремительному темпу жизни, отдыхать. Уход за лошадью и занятия по верховой езде способствуют более здоровому росту детей, вырабатывают психическую и физическую устойчивость растущего организма.
Как видно из диаграммы, все 8 человек ответили утвердительно на поставленный вопрос.
Приложение IV
Занятия по иппотерапии.
|
|
|
|
Приложение V
Анкетирование
Анкетирование проводила среди учащихся 10 классов школы № 34. На поставленные вопросы нужно было отвечать да или нет.
1. Знаете ли вы что такое иппотерапия?
Из 20 опрошенных, 2 человека не знают о таком способе лечения детей.
2. Знают ли о таком лечении у нас в городе?
6 учащихся дали отрицательный ответ.
3. Как вы думаете, помогает это лечение или нет?
Из тех ребят, кто знает, 7 человек не уверены в эффективности данного метода.
4. Хотели бы вы посмотреть как проводятся занятия иппотерапией.
12 человек ответили на этот вопрос положительно.
Исходя из диаграммы мы можем заключить, что примерно 80% опрошенных учащихся ответили утвердительно практически на все поставленные вопросы. Необходимо рекламировать, довести информацию до людей. С этой целью я выступила со своим исследованием перед одноклассниками.
Приложение VI
Интервью с родителями детей с ограниченными возможностями.
Вопрос 1. Из каких источников вы узнали об иппотерапии?
5 человек из 10 опрошенных ответили, что информацию узнали из интернета, другие – из СМИ и других источников информации.
Вторым в моём исследовании был вопрос: «В чём помогает вашим детям лошадь в плане здоровья?».
Последовали следующие ответы:
1. Способствует избавлению от усталости (4 человека)
2. Помогает поднять настроение (8 человек)
3. Помогает в развитии мышления и памяти (5 человек)
4. Помогает повысить самооценку (3 человека)
5. Помогает в развитии самостоятельности (2 человека)
6. Уменьшается чувство тревоги (3 человека).
Вопрос 3. Все ли Вас устраивает в занятиях? Может быть есть какие-то недостатки?
Занятия меня устраивают.Конечно, хотелось бы, чтобы в нашем городе появился крытый манеж, ведь зимой и осенью не всегда стоит благоприятная погода. А заниматься нашим детям нужно регулярно. К сожалению, в зимнее время ребенок более скован из-за теплой одежды, а в дожди нет возможности посещать занятия.
Вопрос 4. Планируете ли Вы дальше посещать занятия?
Конечно же. Лечебная верховая езда помогает детям, а это самое главное. Мой сын стал лучше ходить. Лучше обстоят.дела и с мелкой моторикой: теперь он рисует, делает аппликации, собирает пазлы.
Массаж, лечебная физкультура, бассейн не заменяют лечебную верховую езду, а дополняют.
Родители отмечают, что есть конкретные результаты от занятий на лошади.Дети стали лучше идти на контакт, стали значительно спокойнее.
Приложение VII
Влияния лечебной верховой езды на состояние детей.
Проведена работа по опросу детей, занимающихся в конном клубе. Целью было сравнительное описание психического, эмоционального и физического состояния до и после общения с лошадью. Детям было предложено оценить по пятибалльной шкале: самочувствие, настроение и мышечный тонус до и после занятия. Возраст детей от 4 до 14 лет, количество8 человек.Анализ данных опроса показал, что у детей, занимающихся с лошадью, настроение и самочувствие улучшаются в большей прогрессии, чем было до занятий.Дети оценивают лошадь, как друга, и, соответственно, общение с лошадью повышает психический, физический и эмоциональный фон.
Колич. детей |
До занятий |
После занятий |
||||
Настроение (улыбка) |
Осанка |
Самочувствие |
Настроение (улыбка) |
Осанка |
Самочувствие
|
|
1 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
5 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
6 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
7 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
8 |
5 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
Итого |
32 |
27 |
29 |
36 |
29 |
33 |
После математических подсчетов выведены следующие процентные показатели:
1. Настроение у детей улучшилось в среднем на 10 %
2. Мышечный тонус улучшился на 5 %
3. Самочувствие улучшилось на 10 %
4. Все показатели улучшились по сравнению с начальными результатами в среднем на 8 %
Следует вывод: общение и занятия с лошадью оказывают повышение эмоционального фона у детей (на 8 %).
Приложение VIII
Изменение показателя сердечно-сосудистой деятельности (ЧСС) с возрастом.
Возраст |
Минимум, уд./мин. |
Среднее значение, уд./мин. |
Максимум, уд./мин. |
Новорожденный |
110 |
140 |
170 |
Первый месяц |
110 |
140 |
170 |
Первый год жизни |
102 |
132 |
162 |
С 1года до 2-х лет |
94 |
124 |
154 |
С 2-х до 4-х лет |
90 |
115 |
140 |
С 4-х до 6-ти лет |
86 |
106 |
126 |
С 6-ти до 8-ми лет |
78 |
98 |
118 |
С 8-ми до 10-ти лет |
68 |
88 |
108 |
С 10-ти до 12-ти лет |
60 |
80 |
100 |
С 13-ти до 15-ти лет |
60 |
76 |
90 |
С 16-ти лет средний пульс у подростка устанавливается в пределах 70 уд./мин., ритм сохраняется до 50 лет, потом ЧСС увеличивается до 80 ударов.
Приложение IX
Исследование частоты сердечных сокращений
Следовательно, физическая нагрузка при удержании равновесия на движущей лошади, приводит к урежению частоты сердцебиений. Это происходит за счет увеличения ударного объема крови, т.е. выбрасывается больше крови, сердце реже сокращается и изнашивается меньше. Такая динамика была у всех детей.
Приложение X
Возрастные изменения силы мышц кисти правой руки
Одним из показателей физического развития организма служит сила мышц. В настоящее время хорошо изучена сила различных мышц. Однако чаще всего пользуются определением силы мышц кисти (кистевая сила).Сила мышц у здоровых детей с возрастом увеличивается.
Возраст (в г.) |
Сила мышц кисти правой руки (в кг) |
|
|
Мальчики |
Девочки |
5 |
6,8 |
6,1 |
6 |
7,7 |
6,9 |
7 |
9,3 |
8,6 |
8 |
11,1 |
9,5 |
10 |
14,7 |
11,8 |
12 |
18,4 |
15,7 |
14 |
26,5 |
23,5 |
Так наиболее интенсивно мышечная сила увеличивается в подростковом возрасте. С 18 лет рост силы замедляется и 25 - 26 годам заканчивается. После 40 лет сила мышц постепенно снижается и наиболее значительное снижение силы мышц отмечается после 50 лет.
Интенсивность развития мышечной силы зависит и от пола. У мальчиков прирост силы мышц приходится в среднем на 13 - 14 лет, у девочек раньше - с 10 - 12 лет, что связано с более ранним наступлением половой зрелости. В 13 - 14 лет четко проявляются половые различия в мышечной силе. Относительная сила мышц девочек значительно уступает соответствующему показателю мальчиков, что в частности объясняется анаболическим эффектом мужских половых гормонов.
Мы решили измерить мышечную силу правой кисти руки у детей с ДЦП до и после занятий иппотерапией. С помощью динамометра мы измерили кистевой мышечный тонус правой кисти у детей на первом и последнем занятии. Динамометрические измерения указывают, что силовые показатели кистей рук у детей с ДЦП в 2,5-4 раза меньше, чем у здоровых детей и после занятий иппотерапией мышечная сила возрастает.
Приложение XI
Изменения силы мышц кисти правой руки у мальчиков до и после занятий иппотерапией
До занятий |
После занятий |
|
5 лет |
3 |
3,5 |
8 лет |
4,1 |
4,4 |
10 лет |
9,2 |
9,8 |
12 лет |
10,2 |
11 |
14 лет |
11,6 |
12,3 |
Возрастные изменения силы мышц кисти правой руки у девочек
До занятий |
После занятий |
|
8 лет |
3,1 |
3,5 |
8 лет |
4 |
4,7 |
10 лет |
6,2 |
6,8 |
12 лет |
9,2 |
10,1 |
14 лет |
6,6 |
6,8 |
На графике видно, что занятия иппотерапией положительные результаты. Дети держатся за поводок, выраженный хватательный рефлекс вынуждает ребёнка держать кисти рук сжатыми в кулак. Одна мама даже заметила, что её сын стал лучше рисовать, делать аппликации, собирать пазлы.
Приложение XII
Влияние занятий лечебной верховой ездой на снижение простудных заболеваний
Мы проанализировали заболеваемость детей простудными заболеваниями за три года.
Годы |
Заболеваемость простудными заболеваниями |
2015 |
82% |
2016 |
69% |
2017 |
48% |
Как видно из графика, лечебная верховая езда оказывает положительное влияние на уменьшение простудных заболеваний, повышает устойчивость к физическим нагрузкам. Как отмечают родители, наблюдается снижение продолжительности простудных заболеваний.
Приложение XIII
Рекомендации для развития функциональных возможностей кистей
и пальцев рук у детей с ДЦП
Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук тесно связано с формированием общей моторики. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль в становлении реакций выпрямления и равновесия. Тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику ребенка, но и его речь и психику.
Для развития движений рук с детьми проводится ежедневный комплекс гимнастических упражнений с использованием имитационных движений, например:
«Паровоз» – ребенок сидит, руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу, кисти сжаты в кулаки. Выполняет круговые движения в плечевых суставах;
«Петушок машет крыльями» – ребенок сидит или стоит, отводит руки в стороны и приводит к туловищу;
«Мельница» – ребенок стоит и выполняет круговые движения прямыми руками;
«Хлопушки» – ребенок сидит и выполняет хлопки ладонями перед собой, над головой, справа, слева.
Упражнения для тренировки изолированных движений рук:
ü разгладить лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой рукой, и наоборот;
ü постучать по столу расслабленной кистью правой, затем левой рукой, и наоборот;
ü руки полусогнуты и опираются на локти, встряхнуть кистями рук.
Упражнения для развития движений пальцев рук:
ü соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук (домик);
ü соединить лучезапястные суставы, кисти разогнуть, пальцы отвести (корзиночка).
Следует обратить внимание на формирование противопоставления первого пальца всем остальным; а также на свободное сгибание и разгибание пальцев без движения кисти и предплечьев.
Для этого рекомендуется проводить следующие упражнения:
ü сжать пальцы правой руки в кулак, выпрямить;
ü согнуть пальцы руки одновременно и поочередно;
ü противопоставить поочередно все пальцы первому;
ü постучать поочередно каждым пальцем по столу под счет;
ü отвести и привести пальцы, с усилием согнуть и разогнуть их (кошка выпустила когти);
ü прокатить и повращать карандаш между первым и вторым, первым и третьим; первым, вторым и третьим; первым, вторым, третьим и четвертым; первым, вторым, третьим, четвертым и пятым пальцами ведущей руки;
ü отвести и привести пальцы, с усилием согнуть и разогнуть их (коготки);
ü многократно согнуть и разогнуть пальцы, легко касаясь концевой фалангой первого пальца остальных (зерно для птиц).
Далее проводится массаж:
ü поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по каждому пальцу от кончика к основанию;
ü похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между их основаниями;
ü поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и руки (от пальцев до локтя);
ü щеточный массаж (тыльной поверхностью кисти, от кончиков пальцев к лучезапястному суставу, а также кончиков пальцев), используются щетки различной жесткости.
Параллельно с вышеописанными приемами работы можно начать обучение детей элементам самомассажа кистей и пальцев рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики, оказывает положительное влияние на нормализацию мышечного тонуса, способствует развитию произвольности движений рук у детей. Детей обучают следующим приемам самомассажа: тыльной стороны кистей рук, ладоней и пальцев рук – поглаживание, растирание, надавливание. Обучение проводят в игровой форме, сопровождая чтением коротких стихотворений. Вначале дети выполняют упражнения молча, повторяя движения за взрослым, затем проговаривают отдельные слова, которые, как правило, завершают стихотворную строку, в завершение дети могут выполнять упражнение самостоятельно.
Пила – ребром ладони дети имитируют работу пилой по всем направлениям тыльной стороны кистей рук. Кисть и предплечье при этом располагаются на столе.
Пила, пила, пила, пила!
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем!
Барашки – передвижение подушечки большого пальца, расположенного на тыльной стороне массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу («спиральное» движение).
На лугах пасутся «бяшки»,
Раскудрявые барашки.
Целый день все «бе» да «бе»,
Носят шубы на себе.
Если у ребенка отсутствует судорожный синдром, то в некоторых видах упражнений для усиления кинестического раздражения можно использовать специальный массажный мячик. С массажным мячом выполняются следующие игровые упражнения:
Нажимаем на звонок,
Начинается урок:
Дзинь – дзинь.
(дети поочередно нажимают подушечками пальцев обеих рук на мяч)
Вот разгладим мы ладошки,
Поработаем немножко.
(дети поочередно ладонью ведущей руки, затем другой проводят по всей поверхности массажера, движениями «вперед-назад»)
И по кругу проведем,
Каждый пальчик разомнем.
(раскрытой ведущей рукой, затем другой проводят по всей поверхности массажера круговыми движениями)
А теперь бежит дорога
По ухабам, между пней,
Прогуляемся немножко,
Станут пальчики сильней.
(подушечкой каждого пальчика «пробегают по дорожке» мяча по направлению к себе)
В ходе выполнения упражнений у детей тренируются жесты (показать, погрозить, подозвать, помахать рукой и т.д.), речь подкрепляет движения, помогает их контролировать, связывает намерение и действие.