Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество - лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни - Homo sapiens (человек разумный). Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.
На наше здоровье оказывают влияние климатические факторы, химический и биологический состав воздуха, которым мы дышим, воды, которую мы пьем, и множество других экологических факторов.
Экологические факторы могут оказывать на организм человека следующее влияние:
могут благоприятно влиять на организм человека (свежий воздух, умеренное воздействие ультрафиолетовых лучей помогают укрепить наше здоровье);
могут выступать в роли раздражителей, тем самым заставляя нас приспосабливаться к определенным условиям;
могут провоцировать существенные структурные и функциональные изменения в нашем организме (например, темный цвет кожи у коренных жителей регионов с интенсивным солнцем);
способны полностью исключать наше обитание в определенных условиях (человек не сможет жить под водой, без доступа кислорода).
Комплекс окружающих условий, влияющих на жизнедеятельность организмов - экологические факторы среды. Их можно разделить на три основные группы:
1. Абиотические – компоненты и явления неживой природы, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы.
2. Биотические - совокупность взаимоотношений живых организмов, а также их взаимовлияний на среду обитания.
3. Антропогенные – отражают интенсивное влияние человека (непосредственно) или человеческой деятельности (опосредованно) на окружающую среду и живые организмы, физические (электромагнитные волны, ионизирующие излучения, шум, вибрация, ультразвук, ультрафиолетовое облучение); химические (выбросы промышленных предприятий и транспорта); биологические и социально-экологические
Благоприятное воздействие солнца, воздуха и воды на организм человека долго описывать не нужно. Дозированное воздействие этих факторов улучшает приспособительные возможности человека, укрепляет иммунитет, тем самым помогает оставаться нам здоровыми.
К сожалению, экологические факторы могут также наносить вред организму человека. Иммунная система человека наиболее чувствительна к неблагоприятным экологическим воздействиям окружающей среды. Она может выступать в роли показателя воздействия на организм различных факторов, т. е. служить индикаторной системой экологического неблагополучия.
Мы решили рассмотреть негативное воздействие абиотических факторов (климатических) внешней среды на здоровье человека.
Климатические факторы (солнечная радиация, свет и световой режим, температура, влажность, атмосферные осадки, ветер, атмосферное давление и др.)
Тема исследовательской работы: «Влияние абиотических (климатических) факторов среды на заболеваемость учащихся МБОУ «Лицей №36» г.Калуги»
Цель работы: Выявить влияние абиотических (климатических) факторов среды на заболеваемость учащихся 6,7,8 классов лицея.
Задачи:
Изучить научную литературу о экологических факторах среды.
Выяснить какое влияние оказывают абиотические факторы среды на здоровье человека.
Выявить зависимость заболеваний учащихся лицея от абиотических факторов среды.
Провести статистическое исследование о заболеваемости учащихся лицея в течение 3 учебных годов.
Проанализировать климатические условия в течение 3 учебных годов (2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 уч.гг.)
Сравнить частоту заболеваний учащихся ( пропущенных учебных дней по болезни) с климатическими условиями в разные сезоны учебного года (в течение 3 лет)
Сделать выводы о зависимости заболеваемости учащихся лицея от абиотических факторов среды.
Объект исследования: абиотические факторысреды
Предмет исследования: показатели окружающей среды, воздействующие на организм учащихся
Гипотеза исследования: количествозаболеваний учащихся лицея в течение учебного года зависит от абиотических (климатических) факторов среды:
При благоприятных климатических условиях – заболеваемость снижается, при неблагоприятных – увеличивается.
Глава 1
1.1 Воздействие экологических факторов на организм
Воздействие среды обитания воспринимается организмами через посредство факторов среды, называемых экологическими. Следует отметить, что экологическим фактором является только изменяющийся элемент окружающей среды, вызывающий у организмов при своем повторном изменении ответные приспособительные эколого-физиологические реакции, наследственно закрепляющиеся в процессе эволюции. Они подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные (Приложение№1, рис.1).
Абиотическими факторами называют всю совокупность факторов неорганической среды, влияющих на жизнь и распространение животных и растений. Среди них различают: физические, химические и эдафические.
Физические факторы - источником которых служит физическое состояние или явление (механическое, волновое и др.). Например, температура.
Химические факторы — которые происходят от химического состава среды. Например, соленость воды, содержание кислорода и т.п.
Эдафические (или почвенные) факторы представляют собой совокупность химических, физических и механических свойств почв и горных пород, оказывающих воздействие как на организмы, для которых они являются средой обитания, так и на корневую систему растений. Например, влияние биогенных элементов, влажности, структуры почвы, содержание гумуса и т.п. на рост и развитие растений.
Биотические факторы - совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других (внутривидовые и межвидовые взаимодействия), а также на неживую среду обитания.
Антропогенные факторы — факторы деятельности человека, воздействующие на окружающую природную среду (загрязнение атмосферы и гидросферы, эрозия почв, уничтожение лесов и т.п.).
1.2 Факторы, влияющие на здоровье
Ориентировочный вклад различных факторов влияющих на здоровье населения оценивается по четырем позициям: образ жизни, генетика (биология) человека, внешняя среда и здравоохранение. Данные показывают, что наибольшее влияние на состояние здоровья оказывает образ жизни. От него зависит почти половина всех случаев заболеваний. Второе место по влиянию на здоровье занимает состояние среды жизнедеятельности человека (не менее одной трети заболеваний определяется неблагоприятными воздействиями окружающей среды). Наследственность обусловливает около 20% болезней.
Здоровый организм постоянно обеспечивает оптимальное функционирование всех своих систем в ответ на любые изменения окружающей среды, например, перепады температуры, атмосферного давления, изменение содержания кислорода в воздухе, влажности и т.д. Сохранение оптимальной жизнедеятельности человека при взаимодействии с окружающей средой определяется тем, что для его организма существует определенный физиологический предел выносливости по отношению к любому фактору среды и за границей предела этот фактор неизбежно будет оказывать угнетающее влияние на здоровье человека. В городских условиях факторы влияющие на здоровье делятся на пять основных групп: жилая среда, производственные факторы, социальные, биологические и индивидуальный образ жизни.
При оценке здоровья населения учитывается и такой немаловажный фактор региональной особенности, который складывается из целого ряда элементов: климата, рельефа, степени антропогенных нагрузок, развития социально-экономических условий, плотности населения, промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий и т.п. Климат также оказывает серьезное воздействие на самочувствие человека, воздействуя на него через погодные факторы. Погодные условия включают в себя комплекс физических условий: атмосферное давление, влажность, движение воздуха, концентрацию кислорода, степень возмущенности магнитного поля Земли, уровень загрязнения атмосферы.
До сих пор еще не удалось до конца установить механизмы реакций организма человека на изменение погодных условий. А она часто дает себя знать нарушениями сердечной деятельности, нервными расстройствами. При резкой смене погоды снижается физическая и умственная работоспособность, обостряются болезни, увеличивается число ошибок, несчастных и даже смертных случаев.
Большинство физических факторов внешней среды, во взаимодействии с которыми эволюционировал человеческий организм, имеют электромагнитную природу.
Хорошо известно, что возле быстро текущей воды воздух освежает и бодрит. В нем много отрицательных ионов. По этой же причине нам представляется чистым и освежающим воздух после грозы.
Наоборот, воздух в тесных помещениях с обилием разного рода электромагнитных приборов насыщен положительными ионами. Даже сравнительно непродолжительное нахождение в таком помещении приводит к заторможенности, сонливости, головокружениям и головным болям. Аналогичная картина наблюдается в ветреную погоду, в пыльные и влажные дни. Специалисты в области экологической медицины считают, что отрицательные ионы положительно влияют на здоровье, а положительные - негативно.
Изменения погоды не одинаково сказываются на самочувствии разных людей. У здорового человека при изменении погоды происходит своевременное подстраивание физиологических процессов в организме к изменившимся условиям внешней среды. В результате усиливается защитная реакция и здоровые люди практически не ощущают отрицательного влияния погоды.
У больного человека приспособительные реакции ослаблены, поэтому организм теряет способность быстро подстраиваться. Влияние погодных условий на самочувствие человека связано также с возрастом и индивидуальной восприимчивостью организма.
1.3. Негативное воздействие абиотических климатических факторов на здоровье человека
Климатические условия могут провоцировать возникновение различных болезней у человека. Холодный климат Севера может стать причиной частых простудных заболеваний, воспаления мышц и нервов. Жаркий климат пустынь может обернуться тепловым ударом, нарушением водно-электролитного обмена, кишечными инфекциями.
Часть людей плохо переносит изменения погодных условий. Такое явление носит название метеочувствительность. У людей, страдающих подобным нарушением, при изменении погодных условий могут возникать обострения хронических заболеваний (особенно болезней легких, сердечно-сосудистой, нервной и опорно-двигательной систем).
Иммунная система наиболее чувствительна к неблагоприятным экологическим воздействиям окружающей среды. Она может выступать в роли показателя воздействия на организм различных факторов, т. е. служить индикаторной системой экологического неблагополучия.
Иммунная система – это своего рода барьер, который исполняет роль защиты организма. Сопротивление происходит из-за присутствия в крови лейкоцитов и антител. Но в общем, иммунная система – это сложный механизм, состоящий из множества составляющих, которые неразрывно связаны между собой. Их активизация делает организм крепким и устойчивым к различным факторам окружающего мира.
Основные способности иммунитета:
защищает от вирусов;
защищает от инфекции различного происхождения;
помогает восстанавливаться после перенесенных заболеваний, операций;
улучшает самочувствие организма в целом.
На иммунный статус оказывают влияние следующие факторы:
• климато-географические;
• социальные;
• экологические (физические, химические и биологические);
• «медицинские» (влияние лекарственных веществ, оперативные вмешательства, стресс и т. д.).
Среди климато-географических факторов на иммунный статус оказывают влияние температура, влажность, солнечная радиация, длина светового дня и др. Например, фагоцитарная реакция и кожные аллергические пробы менее выражены у жителей северных регионов, чем у южан. Вирус Эпштейна—Барр у людей белой расы вызывает инфекционное заболевание — мононуклеоз, у лиц негроидной расы — онкопатологию (лимфома Беркитта), а у лиц желтой расы — совсем другую онкопатологию (назофарингеальная карцинома), причем только у мужчин. Жители Африки менее подвержены заболеванию дифтерией, чем европейское население.
Такие факторы, как низкая или высокая температура, шум, вибрация, недостаточная освещенность, могут снижать иммунореактивность, оказывая опосредованное действие на иммунную систему через нервную и эндокринную системы, которые находятся в тесной взаимосвязи с иммунной системой.
Глобальное действие на иммунный статус человека оказывают экологические факторы, в первую очередь, загрязнение окружающей среды радиоактивными веществами (отработанным топливом из ядерных реакторов, утечка радионуклидов из реакторов при авариях), широкое применение пестицидов в сельском хозяйстве, выбросами химических предприятий и автотранспорта, биотехнологических производств.
Существует определенная связь метеорологических факторов с показателями неспецифической антиинфекционной резистентности. Рост комплементарной активности сыворотки крови оказался тесно связанным с повышением атмосферного давления, а продукция лизоцима в течении всего года - с изменениями температуры воздуха и его относительной влажностью. Уровень β-лизинов в крови оказался связанным со всеми погодными факторами, но самую высокую степень корреляции с этими показателями имела температура воздуха.
Известно, что каждый индивид адаптирован к привычным условиям жизни и при перемене места жительства длительное время приспосабливается к новой среде. Так, переселенцы из районов с жарким или умеренным климатом на север или северян на юг в течение года испытывают угнетение иммунной реактивности, что вызывает у них повышенную заболеваемость верхних дыхательных путей, острые кишечные расстройства с вялым течением и увеличением затяжных и хронических форм.
С другой стороны, в зонах с холодным климатом отмечается снижение выраженности аллергических заболеваний, что связано с меньшим количеством аллергенов в окружающей среде. В то же время у лиц с предрасположенностью к аллергии холодный воздух, ветреная погода вызывают приступы астматического бронхита, бронхиальной астмы, возникновение дерматозов, крапивницы. Отчасти патологические реакции обусловливаются выбросом в кровь холодовых агглютининов, полных и неполных аутоантител против тканей кожи и внутренних органов.
Изучает влияние факторов на иммунитет появившаяся недавно наука экологическая иммунология. Она возникла на стыке климатологии, физиологии, биологии и экологии. Почему так важно понять влияние экологии именно на иммунную систему человека? Потому, что, изучая иммунологические нарушения, можно предсказать риск появления и развития заболеваний. Поэтому главная задача экологической иммунологии – это диагностика нарушений иммунной системы, т. е. выявление иммунодепрессий под влиянием различных экологических факторов еще до развития клинических признаков заболевания. Это создает возможность ранней профилактики, защиты от многих болезней.
Влияние температуры на иммунитет
Снижение иммунитета при перегреве. Перегрев снижает активность лимфоцитов. Поэтому он так же опасен для здоровья, как и переохлаждение. Снижением иммунитета объясняется высокая заболеваемость респираторными вирусными инфекциями в жаркие летние месяцы.
Ухудшение общего состояния при перегревании. Слабость, сонливость, упадок сил – реакция центральной нервной системы на высокие температуры воздуха, свыше 28-30 градусов. Воспаления кожи. Расширение пор, усиленное сало- и потоотделение облегчает бактериям проникновение вглубь кожи.
Снижение иммунитета при длительном переохлаждении. Ответом организма является выброс большой порции кортизола, спазм сосудов на отдельных участках (слизистая носа, горла, бронхов) и, как следствие, развития воспалений.
Холодовая аллергия - высыпания, напоминающие крапивницу. Они появляются при отложении в коже нерастворимых белков, образующихся в организме при воздействии на него низких температур. Возникает у людей страдающих системной красной волчанкой, глистной инвазией, заболеваниями печени и желчевыводящих путей.
Влияние уровня солнечной радиации на иммунитет
Ухудшение общего состояния вызванное избыточным пребыванием на солнце в условиях высокой влажности – «тепловой удар». Повышение температуры, головная боль, слабость, тошнота, ускоренное сердцебиение, отсутствие аппетита связаны с интоксикацией организма, вызванной разрушением клеток под воздействием излучения.
Солнечные ожоги и дерматиты. Проявляются покраснением, волдырями, сыпью, болью и зудом на месте поражения.
Быстрое старение кожи. Под действием облучения клетки кожи теряют влагу. Замедляется образование коллагена и восстановление поврежденных клеток.
Ускоряют рост злокачественных новообразований. Избыток ультрафиолетового облучения вызывает рак кожи.
Нарушение зрения. Длительное воздействие больших доз ультрафиолета разрушает клетки сетчатки глаза и может привести к снижению остроты зрения. Избыток видимых и ультрафиолетовых лучей повреждает также роговицу глаза. В результате могут возникать покраснение и припухание слизистой оболочки, слезотечение и светобоязнь.
Влияние влажности на иммунитет
Высокая влажность повышает риск перегрева и переохлаждения;влажность свыше 85% в помещениях ослабляет иммунитет, повышая риск инфекционных и простудных заболеваний. Во влажном воздухе помещений высокое содержание бактерий, вирусов и грибковых спор;
высокая влажность в сочетании с высокой температурой (свыше 30 градусов) вызывают дискомфорт, повышенную усталость, раздражительность. Эти симптомы связаны с негативным воздействием перегрева на ЦНС.
Низкая влажность приводит к пересыханию слизистых оболочек. Проявления: резь в глазах, носовые кровотечения, заложенность носа, частые насморки и бронхиты. При сухом воздухе слизь в носу и бронхах загустевает, что мешает выведению вирусов, бактерий, аллергенов и способствует развитию болезней.
Влияние атмосферного давления на иммунитет
Снижение атмосферного давления (менее 750 мм.рт.ст.) связано с приходом циклона , который приносит с собой облачность, осадки, усиление ветра, снижение концентрации кислорода. Особенно чувствительны к изменениям люди с пониженным артериальным давлением, заболеваниями легких и бронхов. Возможные последствия: мигрень, одышка, общая слабость, нарушения работы пищеварительных органов.
При резком снижении атмосферного давления в крови и тканях повышается количество растворенных газов, что оказывает дополнительную нагрузку на сосуды, сердце и головной мозг; Тахикардия при снижении силы сердечных сокращений; Сонливость, упадок сил; Нарушения работы желудочно-кишечного тракта – боли в животе, расстройства стула.
Повышение атмосферного давления (свыше 780 мм.рт.ст.) возникает при антициклоне, который приносит солнечную безветренную погоду. Сопровождается повышением концентрации вредных примесей в воздухе, высокой загазованностью. При антициклоне ухудшается самочувствие астматиков, аллергиков, гипертоников. Возможны сердечные и головные боли, общая слабость.
Высокое давление в сочетании с низкими температурами воздуха провоцирует стойкий сосудистый спазм, который может вызвать повышение артериального давления у гипертоников. В сочетании со сгущением крови это может грозить инфарктом и инсультом. Снижение сопротивляемости инфекциям. При длительном повышении атмосферного давления уменьшается концентрация лейкоцитов в крови.
1.4. Климат
Климат – режим погоды, который существует в определенной местности на протяжении многих лет. Факторы климата (температура, влажность, сила ветра, солнечная радиация и др.) могут и укреплять иммунитет, и вызывать заболевания, в зависимости от силы воздействия и чувствительности организма.
Людей, особо чувствительных к климатическим факторам, условно делят на две категории: 1. метеозависимые люди – плохо переносят смену погоды, изменение атмосферного давления, резкие перепады температуры и т.д. При улучшении погоды их состояние нормализуется;
2. люди, которым не подходит определенный климат – высокая влажность, сильные ветра, морозы, загрязненность воздуха становятся причиной серьезных заболеваний органов дыхания и опорно-двигательной системы. Улучшить их состояние может только смена климата.
Климат Калужской области характеризуется теплым летом, умеренно холодной зимой с устойчивым снежным покровом и хорошо выраженными переходными сезонами.
Годовой приход солнечной радиации (суммарной) на территории Калужской области составляет примерно 87 ккал/см2. Из этого количества 41 ккал/см2 - в виде рассеянной радиации.
Среднемесячная температура воздуха самого теплого месяца - июля изменяется по территории от 17° на северо-западе до 18,5° на юго-востоке. Температура воздуха самого холодного месяца - января на западе области -10°, на востоке -11°. Годовая амплитуда среднемесячной температуры 27-28,5°. Первая половина зимы заметно теплее второй, наиболее холодное время года сдвинуто на вторую половину января и начало февраля.
Теплый период, т. е. период с положительной среднесуточной температурой, длится в среднем 206 -216 дней (переход температуры через 0° к более высоким значениям весной происходит в первой пентоде апреля, к более низким - осенью, в первой пентоде ноябре).Наименьшая продолжительность этого периода - 160 дней, наибольшая - 230 дней. Безморозный период длится 120-140 дней. В относительно пониженных и защищенных местах (котловинах, лесных полянах, осушенных болотах) он уменьшается до 100 дней. В отдельные годы продолжительность безморозного периода колеблется от 65 до 180 дней
.Длина дня летом составляет 15-17 час.
Калужская область относится к зоне достаточного увлажнения. Годовая сумма осадков в среднем 550-650 мм, с колебанием в отдельные годы примерно от 270 до 900 мм.
Ветровой режим области характеризуется преобладанием северо-западных, западных и северных ветров в теплый период (май-сентябрь) и юго-западных, южных и западных - в холодный. Скорость ветра в теплый период в среднем за сутки составляет 2-2,5 в защищенных и 3-4 м/сек на открытых и возвышенных местах. В холодный период года соответственно 3-4 и 4,5-5,5 м/сек.
Средняя годовая температура воздуха Калужской области равна 4°,4С.Область отличается достаточной увлажнённостью на возвышенных участках и умеренной – в низменных частях. Годовое количество осадков колеблется от 440 до 660 мм. Устойчивый снежный покров здесь образуется к 28 ноября - 5 декабря. А средняя высота снежного покрова составляет 38см. В январе и апреле количество осадков более 30 - 35 мм, в июле - 70 - 90 мм, в октябре - 40 - 55мм.
2. Практическая часть
2.1. Исследование влияния абиотических (климатических) факторов на заболеваемость учащихся
Организация исследования.
Место проведения исследования: МБОУ «Лицей № 36» г.Калуги,
База исследования: учащиеся 6-8 классов, 6 классы 2014-2015 уч.год, 7 классы 2015-2016 уч.год, 8 классы 2016-2017 учебный год.
Таблица № 1 «Количество учащихся 6,7,8 классов»
6 классы 2014-2015 уч.год |
7 классы 2015-2016 уч.год |
8 классы 2016-2017 уч.год |
6 А 29 чел. |
7 А 31 чел. |
8 А 29 чел. |
6 Б 29 чел. |
7 Б 31 чел. |
8 Б 34 чел |
6 В 28 чел. |
7 В 31 чел. |
8 В 32 чел. |
6 АБВ 86 чел. |
7 АБВ 93 чел. |
8 АБВ 95 чел. |
Схема изучения заболеваемости. Методы изучения заболеваемости.
Заболева́емость — медико-статистический показатель, определяющий число заболеваний, впервые зарегистрированных за календарный год среди населения, проживающего на какой-то конкретной территории. Является одним из критериев оценки здоровья населения.
Анализ заболеваемости проводили по данным из школьных журналов и справок из медицинских учреждений. Определяли общую заболеваемость учащихся, т.е. уровень заболеваний среди учащихся за определенный период (месяц, учебный год).
Рассчитали показатели:
Число случаев временной нетрудоспособности на 100 учащихся:
Н/ Руч Х100,
где Н – всего число случаев с временной нетрудоспособностью,
Руч – среднегодовая численность учащихся
Результаты представлены в таблице № 5
Таблица №2 «Отсутствие учащихся по болезни» 6-7-8 «А» класс
месяц Год |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
|||||||||
Уч-ся |
дни |
Уч. |
дн |
Уч. |
дн |
Уч. |
дн |
Уч. |
дн |
Уч. |
дн |
Уч. |
дн |
Уч. |
дн |
Уч |
дн |
|
2014-2015 |
6 |
30 |
4 |
25 |
5 |
27 |
8 |
48 |
2 |
7 |
5 |
40 |
9 |
48 |
2 |
15 |
1 |
8 |
2015-2016 |
7 |
40 |
3 |
11 |
3 |
23 |
4 |
20 |
7 |
44 |
9 |
54 |
6 |
32 |
4 |
28 |
4 |
15 |
2016-2017 |
5 |
33 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
18 |
7 |
58 |
2 |
13 |
- |
- |
- |
- |
Таблица №2 «Отсутствие учащихся по болезни» 6-7-8«Б» класс
месяц Год |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
|||||||||
Уч. |
дни |
Уч. |
дн |
Уч. |
дн |
Уч. |
дн |
Уч. |
дн |
Уч. |
дн |
Уч. |
дн |
Уч. |
дн |
Уч |
дн |
|
2014-2015 |
6 |
34 |
- |
- |
- |
- |
3 |
16 |
3 |
14 |
4 |
27 |
9 |
72 |
4 |
19 |
1 |
4 |
2015-2016 |
3 |
15 |
4 |
24 |
6 |
33 |
8 |
32 |
4 |
21 |
2 |
8 |
5 |
24 |
4 |
23 |
2 |
11 |
2016-2017 |
5 |
30 |
6 |
32 |
4 |
32 |
4 |
25 |
12 |
45 |
11 |
63 |
5 |
15 |
4 |
30 |
2 |
11 |
Таблица №3«Отсутствие учащихся по болезни» 6-7-8«В» класс
месяц Год |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
|||||||||
Уч. |
дни |
Уч. |
дн |
Уч. |
дн |
Уч. |
дн |
Уч. |
дн |
Уч. |
дн |
Уч. |
дн |
Уч. |
дн |
Уч |
дн |
|
2014-2015 |
18 |
87 |
16 |
48 |
16 |
41 |
18 |
80 |
9 |
37 |
11 |
70 |
10 |
36 |
11 |
30 |
5 |
28 |
2015-2016 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
40 |
6 |
28 |
3 |
11 |
4 |
29 |
3 |
20 |
6 |
26 |
2016-2017 |
19 |
106 |
10 |
68 |
10 |
36 |
15 |
71 |
13 |
61 |
13 |
57 |
4 |
24 |
5 |
49 |
6 |
35 |
Таблица №4 «Отсутствие учащихся по болезни» 6-7-8 «А, Б, В» класс
Месяц Год |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
|||||||||
Уч. |
дни |
Уч. |
дн |
Уч. |
дн |
Уч. |
дн |
Уч. |
дн |
Уч. |
дн |
Уч. |
дн |
Уч. |
дн |
Уч |
дн |
|
2014-2015 |
30 |
151 |
20 |
73 |
21 |
68 |
29 |
144 |
14 |
58 |
20 |
137 |
28 |
156 |
17 |
64 |
7 |
40 |
2015-2016 |
10 |
55 |
17 |
35 |
9 |
56 |
18 |
92 |
17 |
93 |
14 |
73 |
15 |
85 |
11 |
71 |
12 |
52 |
2016-2017 |
29 |
169 |
16 |
100 |
14 |
69 |
19 |
96 |
29 |
124 |
31 |
178 |
11 |
52 |
9 |
79 |
8 |
46 |
Таблица №5 «Число случаев временной нетрудоспособности на 100 учащихся»
6-7-8 «А, Б, В» класс
Месяц Год |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
2014-2015 |
34,88 |
23,25 |
24,41 |
33,72 |
16,27 |
23,25 |
32,55 |
19,76 |
8,13 |
2015-2016 |
10,75 |
18,27 |
9,67 |
19,35 |
18,27 |
15,05 |
16,12 |
11,82 |
12,9 |
2016-2017 |
30,52 |
16,84 |
14,73 |
20,0 |
30,52 |
32,63 |
11,57 |
9,47 |
8,42 |
Из сводной таблицы (таб. №4) видно, что учащиеся чаще болели в сентябре (30), декабре (29), марте (28) 2014-2015 уч. года, сентябре (29), январе (29), феврале (31) 2016-2017 уч.года. Число случаев временной нетрудоспособности на 100 учащихся подтверждает эти результаты.
Реже болели в мае (7) 2014-2015, в ноябре (9)2015-2016, в апреле (9), мае (8) 2016-2017
Таблица №6 «Средняя температура по месяцам»
Месяц год |
2014-2015 |
2015-2016 |
2016-2017 |
сентябрь |
16 |
17 |
15 |
октябрь |
8 |
7 |
5 |
ноябрь |
0 |
2 |
-2 |
декабрь |
-3 |
1 |
-4 |
январь |
-3 |
-8 |
-4 |
февраль |
0 |
1 |
-3 |
март |
5 |
2 |
5 |
апрель |
9 |
11 |
10 |
май |
20 |
18 |
15 |
Таблица №7 «Количество осадков по месяцам в днях»
Месяц Год |
2014-2015 |
2015-2016 |
2016-2017 |
сентябрь |
2 |
3 |
7 |
Октябрь |
3 |
3 |
5 |
ноябрь |
3 |
6 |
3 |
декабрь |
2 |
4 |
2 |
январь |
2 |
1 |
1 |
февраль |
1 |
2 |
2 |
март |
- |
3 |
7 |
апрель |
1 |
4 |
8 |
май |
4 |
5 |
5 |
Таблица №8 «Количество пасмурных дней по месяцам»
(считали дни, когда небо было полностью пасмурным на протяжении всего дня и на половине суток)
Месяц Год |
2014-2015 |
2015-2016 |
2016-2017 |
сентябрь |
4 |
14 |
19 |
Октябрь |
7 |
24 |
28 |
ноябрь |
13 |
25 |
24 |
декабрь |
20 |
26 |
28 |
январь |
27 |
22 |
24 |
февраль |
18 |
23 |
23 |
март |
19 |
24 |
12 |
апрель |
15 |
15 |
15 |
май |
12 |
13 |
12 |
Осень 2014 г
Сентябрь: мало влажный , теплый, мало пасмурных дней , болело 30 учеников. Октябрь: маловлажный, умеренно холодный, мало пасмурных дней, болело 20 учеников.
Ноябрь: влажный, умеренно холодный, среднее количество пасмурных дней, болело 21 учеников.
Зима 2014-2015гг
Декабрь: маловлажный, умеренно холодный, среднее количество пасмурных дней, болело 29 учеников.
Январь: умеренно влажный, умеренно холодный, много пасмурных дней, болело 14 учеников.
Февраль: маловлажный, теплый, среднее количество пасмурных дней, болело 20 учеников.
Весна 2015г
Март: маловлажный, теплый, среднее количество пасмурных дней, болело 28 учеников.
Апрель: маловлажный, умеренно теплый, среднее количество пасмурных дней, болело 17 учеников.
Май: умеренно влажный, теплый, среднее количество пасмурных дней, болело 7 учеников.
Осень 2015г
Сентябрь: умеренно влажный, теплый, среднее количество пасмурных дней, болело 10 учеников.
Октябрь: умеренно влажный, умеренно теплый, много пасмурных дней, болело 17 учеников.
Ноябрь: влажный, умеренно теплый, много пасмурных дней, болело 9 учеников.
Зима 2015-2016гг
Декабрь: умеренно влажный, теплый, много пасмурных дней, болело 18 учеников.
Январь: маловлажный, умеренно холодный, среднее количество пасмурных дней, болело 17 учеников.
Февраль: маловлажный, теплый, среднее количество пасмурных дней, болело 14 учеников.
Весна 2016г
Март: умеренно влажный, теплый, много пасмурных дней, болело 15 учеников.
Апрель: умеренно влажный, умеренно теплый, среднее количество пасмурных дней, болело 11 учеников.
Май: влажный, теплый, среднее количество пасмурных дней, болело 12 учеников.
Осень 2016г
Сентябрь: влажный, теплый, много пасмурных дней, болело 29 учеников.
Октябрь: влажный, умеренно холодный, много пасмурных дней, болело 16 учеников.
Ноябрь: умеренно влажный, холодный, много пасмурных дней, болело 14 учеников.
Зима 2016-2017гг
Декабрь: маловлажный умеренно холодный, много пасмурных дней, болело 19 учеников.
Январь: маловлажный, умеренно холодный, много пасмурных дней, болело 29 учеников.
Февраль: маловлажный, теплый, среднее количество пасмурных дней, болело 31 ученик.
Весна 2017г
Март: влажный, теплый, среднее количество пасмурных дней, болело 11 учеников.
Апрель: влажный, умеренно теплый, среднее количество пасмурных дней, болело 9 учеников.
Май: влажный, умеренно теплый, среднее количество пасмурных дней, болело 8 учеников.
4. Выводы
Явной зависимости от климатических условий не выявлено. Можно предположить, что большое количество заболеваний в сентябре 2014 года – вирусные, т.к. в таких условиях (тепло, умеренно влажно) хорошо развиваются микроорганизмы, также оказывает влияние процесс адаптации к школе после летних каникул.
Чаще болели в 2014-2015 уч.году в межсезонные периоды, при переходе из лета в осень (сентябрь), начало зимы (декабрь), начало весны (март).
Осень в Калужской области обычно наступает 21 - 26 сентября и продолжается 49 - 56 дней. Осенью, по сравнению с летним периодом, возрастает сила ветра. Изменяется и его направление: господствующими становятся ветры юго-западные.
В начале осени наблюдается общее ухудшение погоды, однако нередко во второй или третьей декадах сентября устанавливается сухая, теплая и солнечная погода, так называемое «бабье лето». Днем температура воздуха может прогреваться до +18 - +20°С, а ночью воздух охлаждается до 0°С и ниже.
Возможно причинами заболеваний в этот период является резкая смена дневной и ночной температур, снижается иммунитет из-за адаптации к школе.
В 2015-2016 уч.г. выявлены средние показатели заболеваемости.
В 2016-2017 уч.г. начало осени (сентябрь) – высокая заболеваемость, середина зимы (январь-февраль) также отмечена высокая заболеваемость.
Середина зимы характеризуется сырой, ветреной, прохладной погодой. Возрастает число пасмурных дней, увеличивается влажность воздуха, уменьшается испарение. В феврале выпадают длительные моросящие дожди, дожди со снегом.
Экологические факторы обычно действуют не по одному, а комплексно. Действие одного какого-либо фактора зависит от силы воздействия других.
Сочетание разных факторов оказывает заметное влияние на оптимальные условия жизни организма. Действие одного фактора не заменяет действие другого. Однако при комплексном воздействии среды часто можно наблюдать «эффект замещения», который проявляется в сходстве результатов воздействия разных факторов.
5. Заключение
Тема работы «Исследование влияния абиотических (климатических) факторов среды
на заболеваемость учащихся МБОУ «Лицей №36» г.Калуги ».
В работе мы рассмотрели влияние абиотических (климатических) факторов среды на организм человека, определили негативное воздействие абиотических экологических факторов на здоровье человека, проанализировали климатические условия в течение 3 учебных годов (2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 уч.гг.), провели статистическое исследование о заболеваемости учащихся лицея в течение 3 учебных годов, сравнили частоту заболеваний учащихся (пропущенных учебных дней по болезни) с климатическими условиями в разные сезоны учебного года (в течение 3 лет).
Зависимости заболеваний учащихся лицея от абиотических (климатических) факторов среды не выявлено. Мы рассматривали действие только абиотических факторов среды, а на организм человека влияют и другие факторы
Изменения погоды не одинаково сказываются на самочувствии разных людей.
У здорового человека при изменении погоды происходит своевременное подстраивание физиологических процессов в организме к изменившимся условиям внешней среды.
В результате усиливается защитная реакция и здоровые люди практически не ощущают отрицательного влияния погоды. Мы не обследовали учащихся на наличие хронических заболеваний, возможно часто болеющие дети имели ослабленный иммунитет, хронические заболевания. Также мы не учитывали возрастные особенности учащихся.
Наша гипотеза: количествозаболеваний учащихся лицея в течение учебного года зависит от абиотических (климатических) факторов среды:
При благоприятных климатических условиях – заболеваемость снижается, при неблагоприятных – увеличивается, - не подтвердилась.
С результатами исследования мы планируем познакомить учащихся, учителей и родителей.
Планируем продолжить наше исследование и выявить причины часто болеющих детей, причины заболеваний в различные периоды учебного года, связь частоты заболеваний от возраста.
Работая над проблемой заболеваемости учащихся и изучая влияние абиотических (климатических) факторов среды на организм человека, мы получили много полезной и интересной информации, приобрели опыт в исследовательской деятельности.
Литература
1. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды».- М.: Приор, 2003.
2. Бердус М.Г. Экологические факторы и здоровье человека.- Калуга: Калужский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002.
3. Валова В.Д. Экология.- М.: Издательско-торговая корпорация « Дашков и К0 », 2009.
4. Горелов А.А. Экология.- М.: Высшее образование, 2005.
Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Российской федерации в 1997 г. // Зеленый мир.-1998.-№25 (289).
5. Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека.- М.: ООО «Армпресс», 2003.
6. Коробкин В.И. Экология.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.
7. Лиходед В.М. Экология.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.
8. Маврищев В.В. Основы экологии.- Мн.: Выш. Шк., 2005.
9. Мариченко А.В. Экология.- М.: Издательско-торговая корпорация
« Дашков и К0 », 2009.
10. Протасов В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в
России. Учебное и справочное пособие. — 3-е изд. — М.: Финансы и статистика.
2001.
11. Прохоров Б. Б. Экология человека.- М.: Академия, 2008.
12. Степановских А.С. Общая экология.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
Приложение № 1
Рис. 1. Схема воздействия среды обитания (окружающей среды) на организм