ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ФИЗИОЛОГИЮ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ФИЗИОЛОГИЮ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Сапелов О.А. 1Акатьева А.В. 1
1
Брилькова О.А. 1Андрюхина О.Н. 1
1vr2060@mail.ru
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Цель: выявление обучающимися влияния музыки на живые организмы, активизации резервов живых организмов под воздействием правильно подобранных звуковых колебаний.

Задачи:

  1. Наблюдение за ростом и развитием растений под воздействием рок- музыки и классики.

  2. Изучение реакции животных, уровня восприятия ими различных видов музыки в зависимости от частоты звуковых колебаний, уровня громкости, ритма и гармонии.

  3. Подбор общеизвестных фактов о позитивном и негативном влиянии музыки на организм человека. Практическое обоснование выдвинутых в работе фактов.

  4. Расширение знаний для обучающихся об использовании музыки в лечебных целях, как одного из направлений медицины «Музыкотерапия».

Значимость и актуальность работы:

С каждым десятилетием в современном мире музыка становится быстрее и агрессивнее, появилось множество музыкальных направлений. А музыкальные звуки и ритмы обладают определенной силой воздействия на окружающую среду и живые организмы. Наша работа может быть использована другими людьми, чтобы решить, какую музыку полезно слушать, а какую нет. Как с помощью музыки можно улучшить своё здоровье. Как, слушая музыку, не навредить своим домашним животным или своим комнатным растениям.

Методика исследования

В нашем исследовании мы применяли следующие методы и приёмы:

- анализ научной и публицистической литературы,

- проведение экспериментов,

- анкетирование,

- наблюдение,

- математические расчёты.

На первом этапе исследования мы изучили ряд статей об изучаемом вопросе. Следующим этапом нашего исследования стало проведение экспериментов и сбор информации с помощью анкетирования. Нами был выбран контингент для проведения испытания. Это обучающиеся 7-х - 9-х классов. Всего пятьдесят человек. Им было предложено письменно заполнить бланки анкет и устно ответить на вопросы.

Методика наблюдения была направлена на одноклассников, слушающих музыку на переменах в нашей школе.

Мы давно увлекаемся музыкой, и почти столько же нас волнует вопрос о влиянии ее на организм. Чтобы получить на него ответ, мы решили провести небольшое исследование, попытались найти как можно больше положительных и отрицательных сторон этого искусства.

4 слайд: Мы совсем не знаем таких людей, которые бы не любили природу или не воспринимали бы звуки природы, особенно в тех места, где человек не успел построить заводы и другие объекты, будь то лес, цветочный луг, морское побережье. С незапамятных времён людей окружали звуки: пение птиц, вой волков, журчание ручья, морской прибой, завывание ветра, симфония дождя. Разные звуки окружали человека и предупреждали его обо всём происходящем рядом с ним. Приобретая опыт, человек распознавал и хорошо ориентировался в звуковом пространстве окружающего мира. Например, резкие звуки: визг кабана, крики птиц, рык льва, - были сигналом тревоги. А успокаивающими звуками всегда становились - дробь дождя, вой порывистого ветра.

С незапамятных времен человек слушал звуки природы и пытался воспроизвести их с помощью простейших музыкальных произведений, созданных им же из подручных природных материалов: тростника (дудочка), рогов животных (рожок), кожи животных (бубны, барабаны) и т.д.Так зарождалась музыка.

Все живые организмы очень похожи друг на друга тем, что все они воспринимают звуки окружающие их. Звуков в мире огромное количество и все они разные, да и воспринимаются они тоже по-разному.

5 слайд: Звук — это энергия. В зависимости от частоты звуковых колебаний, уровня громкости, ритма и гармонии, звук может воздействовать на человека положительно или отрицательно. Правильно подобранные звуковые колебания способны активизировать резервы человека. С помощью звука такие физиологические функции, как пульс, сердечный ритм, дыхание, пищеварение, могут быть скоординированы. Особое влияние оказывает звук и на психическое состояние человека.

6 слайд: Корифеи античной цивилизации — Пифагор, Аристотель, Платон — об этом знали и использовали целебную силу музыки. Она, по их мнению, устанавливала пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле.

7 слайд: Наука занимается изучением этих особенностей восприятия звуков. Одно из направлений биологии - биомузыкология выявляет, как звуки воздействуют на живой организм. Многие исследования посвящены проблемам воздействия музыки на мозг ребенка в период беременности матери, после рождения, во время обучения, а также при разных душевных состояниях ”.

8 слайд:Все звуки различны по своей частоте и поэтому по-разному воспринимаются и влияют на живые организмы, в том числе и на человека. Учёные объясняют, что это связно с ритмами головного мозга. Организм получает через органы слуха аудиоинформацию, мозг проводит анализ, сравнивает со своими ритмами и далее следует реакция организма на эту информацию. У каждого организма ритмы протекают со своей частотой. Вот поэтому, так различны музыкальные предпочтения.

В природе существуют звуки, которых мы не слышим: инфразвуки, ультразвуки и др. Ученые лаборатории JetPropulsion в Пасадене (Америка) открыли феномен «звукосвечения». Проводя опыты, они направили мощные ультразвуки в стеклянный сосуд наполненный водой и увидели, как в сосуде образовались пузырьки, излучающие голубоватый свет. Этот опыт доказал физическое воздействие звуков на материю, причем не только тех, что мы слышим, но и тех, которые человеческое ухо не способно воспринимать.

Глава 1. Влияние музыки на растения

9 слайд: Растения - главный первичный источник пищи и энергии для всех других форм жизни на Земле. Чтобы лучше понять механизм влияния музыки на различные виды растений, необходимо знание строения растений, разбираться в явлении фотосинтеза.

10 слайд: Зеленые растения используют энергию солнечных лучей, т. е. осуществляют фотосинтез - процесс, в результате которого создается основная масса органического вещества биосферы и поддерживается газовый состав атмосферы. Растения- живые организмы. Они обладают всеми качествами живой материи, могут реагировать на свет, температурные изменения окружающего воздуха, они подвержены стрессу, способны к акклиматизации и адаптации, у них имеется электрическая активность клеток. В основе биологического воздействия музыки на растения лежит резонансный механизм. Резонанс - это такое физическое явление, при котором резко возрастает амплитуда колебаний в какой-либо системе, если частота колебаний внешнего источника воздействия приближается к частоте собственных колебаний в системе. Явление резонанса тесно связано с синхронизацией. Синхронизация - явление, при котором устанавливается такой режим колебаний, при котором частоты равны или кратны друг другу. Звуковой сигнал воспринимается резонирующими системами в растительных клетках и тканях, и амплитуда их колебаний их возрастает. В конечном итоге происходит возрастание интенсивности процессов, происходящих в клетках и тканях растения.

11 слайд: Видео клетки и музыка

Многие информационные источники указывают на то, что растения могут реагировать на действие звука, на звуковые волны разных частот. Мы абсолютно точно знаем, что растения реагируют на свет, температурные изменения, подвержены стрессу.Например, их нельзя пересаживать и часто поливать, пока они не акклиматизируются и адаптируются в новых условиях.Проводя эксперимент с цветами, мы узнали, что очень угнетают растения музыкальные произведения, содержащие в своей гармонии большое количество диссонансов (это не гармоничные созвучия, зачастую режущие слух) и исполняемые достаточно громко (агрессивное звучание). К таким произведениям можно отнести тяжёлый рок.

12 слайд: Как показали эксперименты, проведенные во многих странах, эти звуки оказывали на растения столь губительное воздействие, что некоторые из них теряли листья и засыхали. Не выдерживали звуки рока даже корни растений. Они начинали расти в противоположную от источника звука сторону. По-иному реагировали растения на гармоническую музыку. Когда из репродуктора звучала музыка Бетховена, Гайдна, Шуберта или Брамса, растения вытягивали свои побеги в сторону динамика.

Глава 2. Влияние музыки на животных

Влияет ли музыка на животных? Ученые задались подобным вопросом, провели достаточно большое количество исследований и пришли к некоторым выводам относительно влияния музыки на животных.

Оказывается животные тоже “слышат” музыку, активно реагируя на нее, предпочитая гармоничную музыку. В ходе исследований группе кошек и собак были представлены для прослушивания различные композиции, относящиеся к разнообразным жанрам музыки, а именно классике, поп-музыке, роковым композициям.

13 слайд: Результат оказался парадоксальным. Все потому что самыми спокойными звуками для животных оказались классические композиции. После прослушивания классической музыки животные успокоились и наслаждались звучанием. Поп – композиции не вызвали у животных никакой реакции, они просто готовы были уснуть.

14 слайд: А вот рок – музыка заставила животных метаться по комнате в поисках свободного места. Поэтому стоит внимательно относиться к играющей музыке. Приведём некоторые факты.

В XIX веке в монастыре в Бретани монахини исполняли музыкальные произведения для домашнего скота. Они заметили, что после «прослушивания» серенады Моцарта коровы давали молока в два раза больше, чем обычно. Когда к такому же открытию в XX веке пришли в Германии, практичные немецкие фермеры стали целенаправленно использовать музыку Моцарта на своих фермах для повышения удоев молока.

Известен эксперимент на одной из западноевропейских птицефабрик. Рядом с курицей установили динамик и включили тяжёлый рок. Курица сначала забеспокоилась, затрясла гребешком, потом закружилась на месте, будто в танце, стала совершать бессмысленные беспорядочные движения, прятать голову, а затем и вовсе повалилась на бок и её лапки начали судорожно скрючиваться.

Глава 3. Влияние музыки на человека.

15 слайд: Мы прочитали достаточное количество материалов о воздействии музыки на организм человека. Были случаи, когда переизбыток высоких или низких частот серьезно травмировал мозг. На рок-концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти.

16 слайд: Громкость плюс частота достигли разрушительной силы настолько, что в 1979 году во время концерта Пола Маккартни в Венеции рухнул деревянный мост, а группа «ПинкФлойд» сумела разрушить мост в Шотландии. Этому же ансамблю принадлежит и еще одно документально засвидетельствованное «достижение»: концерт на открытом воздухе привел к тому, что в соседнем озерце всплыла оглушенная рыба...»

17 слайд: Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение… Музыка властвует над нашими эмоциями, которые, оказывается, даже побеждают физическую боль.

Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы.

18 слайд: Видео кристаллы воды

Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, она облегчает боль. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию.

19 слайд: Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – “эффект Моцарта”.

20 слайд: Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах.

21 слайд: Но среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека это орган. Экспериментально доказано, что музыкальнее звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает наряду с фитотерапией и арттерапией музыкотерапия. Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой.

По данным московского медицинского центра “Ленц” и Детского Центра лечения, в результате многочисленных исследований установлено, что под действием музыки такие психические процессы, как память и ориентация улучшаются на 45–50%, а внимание – на 25–30%. Музыкальное воздействие на организм человека осуществляется не только на центральную нервную систему, но и на мышечную, пищеварительную системы. Современные научные исследования показали, что именно классическая музыка положительно влияет на физическое и психическое состояние человека, на здоровье больных. “Живая” музыка композиторов–классиков помогает избавиться от депрессивных состояний, стрессов, переживаний, тревог.

Глава 4. Практическая часть

Эксперимент 1. Цветы. (Проведён Акатьевой Алёной)

Моя мама очень любит и разводит цветы фиалки. Это неприхотливые растения, часто цветущие и радующие глаз. Живут они в нашей кухне, а летом мы их переносим на лоджию. Для проведения эксперимента, я перенесла два растения в свою комнату и в спальню родителей. В каждой комнате есть компьютер с колонками. Приходя домой со школы, я включала в своей комнате классическую музыку, а также свои любимые композиции, которые поднимают мне настроение, дают расслабиться после школьного рабочего дня. А в комнате родителей я включала подборку громкой агрессивной музыки. Всё это происходило по 2-3 часа в день на протяжении двух месяцев. В итоге я стала замечать, что фиалка в моей комнате растёт и развивается как обычно, а в комнате родителей я срезала несколько завядших листьев, соцветия завязывались, но не такими большими букетиками как раньше, а по два – три цветочка. Мы поняли, что цветку не нравятся предложенные нами условия и решили прекратить эксперимент.

Эксперимент 2. Собака. (Проведён Сопеловым Олегом)

22 слайд: Мою собаку зовут Laky. Это очень весёлая и энергичная собака. Я её нашёл на улице и решил взять к себе домой. Вскоре она стала нашей любимицей. Мы её часто возим с собой в гости, на отдых, в магазин…

Ей очень часто удаётся слушать музыку (дома, в машине), и я решил проверить как разная музыка будет действовать на собаку.

1. Музыка: Тяжёлый рок-Метал

Я включил тяжёлый рок. Моя собака сначала просто лежала на диване рядом со мной.Чуть позже она начала кувыркаться и что больше всего привлекло моё внимание Laky начала лапками закрывать уши, это значит что скорее всего эта музыка ей не понравилась.В конце концов она ушла в свою будку и просто лежала там.

2. Музыка: В.А.Моцарт. Времена года. Зима

На классику Laky как будто не реагировала. Я понял, что музыка не раздражала её. Я занимался своими делами, а она спокойно лежала рядом. Это всё что я смог заметить, наблюдая за ней.

Эксперимент 3. Одноклассники.

23 слайд: На уроке музыки нами был проведён эксперимент с одноклассниками. Мы посоветовались с учителем и подобрали два музыкальных произведения: Моцарт. Маленькая ночная музыка. А второе, тяжёлый рок, нашли в интернете. Мы попросили ребят разделить лист А4 на 2 равных части и рисовать фломастерами или карандашами образы, которые приходят в голову при прослушивании музыкальных произведений. Также мы раздали каждому набор смайликов, символизирующих настроение, и попросили прикрепить смайлик рядом с рисунками.

Результаты эксперимента, работы ребят, мы вывесили на доску и все могли увидеть следующую картину: под музыку Моцарта ребята нарисовали цветные фантазии, радующие глаз и смайлик был улыбающийся, а вот под рок-музыку никто не смог нарисовать что-то понятное и цвета использовали самые тёмные и смайлики ребята прикрепили грустные, недовольные.

Проведение анкетирования среди школьников 7-9 классов.

24 слайд: Проводя анкетирование, мы охватили 50 человек. Для его проведения мы разработали следующие вопросы:

1. Какую музыку вы любите слушать?

2. Сколько времени вы можете себе отвести на слушание музыки?

3. Какие источники для прослушивания музыки вы используете?

Результаты.

Какую музыку вы любите слушать?

Классическая

Рок-музыка

Поп музыка

Хип-хоп

Другое

7%

9%

62%

3%

19%

Сколько времени вы можете себе отвести на слушание музыки?

1 час

3 часа

5 часов

Более 5 часов

Вообще не слушаю

3%

29%

31%

36%

1%

Какие источники для прослушивания музыки вы используете?

Интернет

Телевидение

Проигрывающие устройства:

плейер и др

39%

7%

54%

В итоге мы выяснили то, что классической музыкой увлекается очень малое количество обучающихся, хотя почти у всех есть телефон, или плеер и многие могут войти в интернет и скачать себе любые музыкальные произведения. А также более 60 % обучающихся слушают музыку, которая не приносит их здоровью пользу до 5 и более часов в день.

Заключение

В заключении хочется отметить, что поставленная нами цель, изучения влияния музыки на живые организмы достигнута, все намеченные цели и задачи выполнены, изучена и проанализирована литература по теме, использованы интернет источники. Проведена исследовательская работа, лабораторные исследования, анкетирование возрастных групп, полученные данные проанализированы, установлено влияние музыки на живые организмы.

Как выяснилось, вреднее всего сказывается на живых организмах прослушивание современной музыки. А именно такие жанры, как рок, поп и клубная музыка, которые, в прямом смысле слова, постепенно убивают не только человека, но и все, с чем соприкасаются их звуки. Самой полезной и, даже можно сказать, обладающей волшебными свойствами, стала классическая музыка, способная заменить все лекарства от любого недуга. Классическая музыка положительно влияет на организм человека. Она основана на звуках высокой (естественной) частоты, а так же написана в ритме работы сердца (60-70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма. Жаль, но сегодняшняя молодёжь не может, а зачастую просто не хочет это понять. Причиной всему это масштабное увлечение современной музыки, которая звучит повсюду. В итоге своего мини исследования мы получили много полезной и новой информации, которой хотелось бы поделиться со всеми знакомыми людьми. Думаю, если бы музыкотерапии уделялось больше внимания в различных источниках СМИ, то современное человечество куда серьезнее воспринимало бы это восхитительное, замечательное искусство.

Список литературы

1. Гриндберг Д. Управление стрессом. — СПб.: Питер, 2008, – С. 245.

2. Нетребов В.А. Психопрофилактика стрессов. — М.: издательство МГУ, 2009. – С. 49.

3. Петренко С.А. Психология здоровья. — М.: МОДЭК, 2009, – С. 23.

4. Кузменко Л.А.. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: Владос, 2010, – С. 117.

5. Уинберг Н. Музыка и мозг. — СПб.: Питер, 2011, – С. 145.

6. Светленко С.П. Музыка и здоровье человека. — М.: ДРОФА, 2010, – С. 87.

7. Шкляр Л. В. Музыкальное образование в школе. – М.: АСАДЕМА, 2001.8. Саго Г. Целебная сила музыки. Золотой век №3, 2008– С. 7.9. Клёнов А. С. Я познаю мир. –М. 1999 г.10. Ситникова Н. Давайте слушать музыку! Саранск, 1989 г

11. https://www.ikirov.ru/news/12871-kak-vliyaet-muzyka-na-zhivotnyh-i-rasteniya

12. http://sunshinereiki.ucoz.ru/forum/52-107-1

13.https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-vliyanie-muziki-na-zhivie-organizmi-570244.html

Приложение

25 и 26 слайды: В целях расширения знаний у обучающихся об использовании музыки в лечебных целях, как одного из направлений медицины «Музыкотерапия» мы разработали рекомендации.

Влияние музыкальных звуков на организм

Классика

После 30-и минутного прослушивания музыки качество усвоения школьного материала и работоспособность школьников повышается на 30 процентов, что является это своеобразным сеансом психотерапии

Рок

После прослушивания рок — композиции у человека дрожат руки, теряется острота зрения и слуха, повышается содержание гормонов в крови, наблюдается нервный срыв.

Колокольный звон

активизирует защитные силы организма и на 40 % тормозит развитие болезнетворных бактерий.

Орган

приводит в порядок ум, гармонизирует энергопоток позвоночника, его называют проводником энергии «космос — земля — космос».

Cкрипка

лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию.

Пианино

очищает щитовидную железу.

Барабан

восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему.

Флейта

очищает и расширяет легкие.

Арфа

гармонизирует работу сердца

Виолончель

благотворно действует на почки

Рецепты музыкотерапии

Для снятия раздражения слушайте

Лунная соната" Бетховена, "Симфония" Гайдна, "Кантата № 2" и "Итальянский концерт" Баха;

От головной боли

"Венгерская рапсодия" Листа, "Фиделио" Бетховена, "Американец в Париже" Гершвина;

От бессонницы

"Грустный вальс" Сибелиуса, "Мелодия" Глюка, "Грезы" Шумана, пьесы Чайковского

Для успокоения

"Колыбельная" Брамса, "Свет луны» Дебюсси, "Аве Мария" Шуберта

От гипертонии

"Ноктюрн ре-минор" Шопена, "Концерт ре-минор для скрипки" Баха

Для работы мозга (улучшения памяти)

Произведения В.А. Моцарта

Просмотров работы: 4680