Актуальность. Правильная осанка формируется с первых дней жизни. На формирование осанки влияют многие факторы. Одним из важных факторов являются тяжелые ранцы и особенно портфели, которые учащиеся носят в течение дня. Визуально наблюдая за учащимися моего класса, я заметила, что у многих ребят испорчена осанка. Я решила проверить, влияет ли школьный ранец на осанку человека.
Цель: доказать, что тяжелый школьный ранец вредит здоровью школьника.
Задачи:
Узнать об истории возникновения портфеля и ранца.
Узнать, сколько должен весить ранец или рюкзак школьника и как правильно его выбрать.
Узнать, много ли в нашем классе учеников у кого испорчена осанка, и сколько ранцев или рюкзаков больше нормы.
Разработать рекомендации по выбору ранца и выступить на классном часу.
Предложить свои способы решения проблемы.
Методы исследования: анкетирование, практическая работа: взвешивание ранцев.
Объект исследования: здоровье ученика.
Предмет исследования: школьный ранец.
Участники исследования: учащиеся моего класса.
Гипотеза: я считаю, что излишний вес школьного ранца вредит здоровью обучающегося.
В работе использованы методы исследования:
подбор и изучение материала по теме;
анкетирование;
практическая работа: взвешивание ранцев.
Обзор источников информации
http://forsmallbaby.ru/shkolnyj-skolioz/. В статье «Школьный сколиоз» говориться о заболеваниях и отклонениях, которые могут возникнуть, если неправильно выбран школьный ранец.
http://base.garant.ru/12183577/#friends. В статье «Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями)» нашли информацию о нормативах.
http://www.vedu.ru/news-skolko-dolzhen-vesit-ranec-shkolnika/ В статье «Сколько должен весить ранец школьника или какова тяжесть современного образования» прочитали о роли родителей в выборе школьного ранца.
2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Я провела анкетирование учащихся моего класса и выяснила, что чаще всего портфель ребята выбирают с родителями, в магазине, страна производитель – Россия. Критериями выбора являются цвет и удобство. Многие затруднились определить, что у них портфель, ранец или рюкзак. После объяснения было установлено, что 12 человек носят рюкзак, а 2 учащихся ранец. При оценке портфеля ребята считают, что их ранец иногда тяжелый – 6, нормальный – 4, легкий – 3, а почти всегда тяжелый 1 человек. Ребята считают, что по четвергам (6кл., 1 полугодие) ранец самый тяжелый и электронными учебниками они не пользуются постоянно (таблица 1).
2.1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОРТФЕЛЯ
И когда же появился портфель? Наверно вместе с тетрадками книжками, но ведь люди и до этого на чём то писали. Конечно, портфелей не было ведь самое важное, и нужное люди писали на стенах пещер. В Египте в место портфеля носили такой круглый пенал, который носили на шнурке у пояса. А потом китайцы изобрели бумагу. Из Китая 800 лет назад она попала в Европу. В Европе и была изобретена сумка для ношения бумаг – портфель. Слово портфель образовано от двух французских: potter – «носить» и feulle – «лист». А вот ранец пришел к нам вместе с наемными немецкими солдатами, служившими у московских царей. Так назывался походный заплечный мешок. В XIX веке ранцами стали называть ученические сумки, которые русские школьники носили на лямках за спиной. До революции ранцы в России делались из черной кожи с крышкой, обшитой тюленьим мехом. Набитый тетрадками и книжками, рюкзак становился почти неподъемным. После первой мировой войны все чаще ученики собирали книжки и тетрадки именно в портфели. Хотя многие школьники ходили на уроки с видавшими виды полевыми сумками, доставшимися от вернувшихся с фронта родственников. Такие сумки удобно было перекидывать через плечо и использовать в случае драк. Долгое время портфели и ранцы были очень похожи и по цвету и по размеру. Сегодня школы пестрят ранцами всевозможных расцветок и форм: светоотражающие и ортопедические, с кучей кармашков и потайных отделений, с различными героями и вставками. Сейчас ученые разрабатывают электронные школьные ранцы, которые смогут заменить учебники, тетради, дневники. В таком ранце можно хранить несколько десятков учебников с картинками, а весит он немногим более одного килограмма! Ведь такой ранец выглядит, как планшетный персональный компьютер.
2.2 КАК ВЫБРАТЬ РАНЕЦ
В школу с портфелем ходили еще мои бабушки и дедушки. Найти сегодня в магазине школьный портфель довольно трудно. И портфель, и ранец имеют жесткий каркас и хорошо сохраняют форму, но портфель носят в руке, а ранец снабжен плечевыми ремнями. Школьный рюкзак не имеет (в отличие от ранца) жесткого каркаса.
Прежде чем купить ранец или рюкзак, положите в него что-нибудь и примерьте его на ребенка. Он должен плотно прилегать к спине и не давить на бедра. Ребенку должно быть удобно в нём, ранец ни в коем случае не должен тянуть ему спину, а ремни не должны врезаться и давить. Они должны быть не менее 8 см шириной. Неправильно подобранные ремни могут передавливать нервные окончания на плечах и руках, и вызывать их онемение (рисунок 1). Ранец должен поддерживать правильную осанку, уменьшать давление на позвоночник, это важно для неокрепшей спины. Вес пустого рюкзака не должен превышать 600г.
По размеру ширина ранца не должна быть больше ширины спины ребенка. Что касается длины, то ранец не должен быть выше уровня плеч ребенка и ниже линии бедер. Жесткий внутренний каркас ранца помогает так распределить содержимое, чтобы острые края учебников не врезались в спину. В таком ранце тетради и книги не мнутся.
На ранце должны быть светоотражающие элементы, которые издалека видны на дороге в темное время суток, а флюоресцирующий материал хорошо заметен при дневном свете и в сумерках. Очень удобно, если в ранце будет много отделений. В этом случае ученику будет проще содержать свой ранец в порядке и позволит более равномерно распределить нагрузку.
Ранцы делают из прочного водонепроницаемого материала, который легко чистится. Этот материал должен быть безопасен для детей. С декларацией о соответствии товара этим требованиям вас должен ознакомить продавец.
Что качается цветовой гаммы ранца, то психологи отдают предпочтение ярким, радостным расцветкам, а мамы - более практичным, немарким тонам.
Вес ранца для учащихся согласно санитарных правил и норм (пункт 10.32, «Гигиенические требования к ранцам, рюкзакам, портфелям ученическим»):
Возрастная категория |
Вес школьного портфеля |
1-2-й класс |
Не более 1,5 кг |
3-4-й класс |
Не более 2,0 кг |
5-6-й класс |
Не более 2,5 кг |
7-8-й класс |
Не более 3,5 кг |
9-11-й класс |
Не более 4,0 кг |
Рекомендуемый вес ранца с принадлежностями не должен превышать 10-15%от массы тела, и вычисляется по формуле: свой вес делим на 10-15.
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Изучив литературу по теме, я решила провести эксперимент в своём классе. В эксперименте участвовало 14 человек. План эксперимента:
Взвесить ранцы учеников нашего класса без школьных принадлежностей и с ними.
Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.
Исследовать вес ежедневного комплекта учебников и принадлежностей.
Подвести итоги по номинациям:
Самый правильный ранец;
Самый тяжёлый ранец;
Самый тяжёлый ранец с принадлежностями;
Самый лёгкий ранец с принадлежностями;
Самый тяжёлый учебный день;
Самый лёгкий учебный день.
5. Дать рекомендации детям, родителям и учителям.
Итоги работы. Взвешивание показало, что только у четырёх (6класс) и десятерых (7класс) учащихся моего класса школьный ранец или рюкзак соответствуют норме. У семерых (6 класс) и десятерых (7 класс) учащихся вес пустого ранца или рюкзака соответствует норме. Вес ранца с принадлежностями: самый тяжёлый у Дмитрия (6класс) и Савелия (7класс), а самый лёгкий у Владимира (6класс) и Валентина, Ксении (7класс). У Ирины (в 6 и 7 классах) самый тяжёлый пустой ранец. А самый лёгкий у Александра (6класс) и Максима (7класс). В рюкзаках мальчиков кроме школьных принадлежностей были обнаружены деревянные изделия с урока технологии (6класс). А у большинства учащихся лишних предметов не обнаружено (таблица 2).
После этого я решила узнать, сколько весят школьные принадлежности (включая учебники, тетради и т.д.) и данные занесла в таблицу. Согласно санитарным правилам и нормативам (СанПиН 2.4.7.1166-02 2.4.7. Гигиена детей и подростков "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования") вес учебника не должен быть более:
300 г для 1 - 4 классов;
400 г для 5 - 6 классов;
500 г для 7 - 9 классов;
600 г для 10 - 11 классов.
Но допускается увеличение веса учебника до 10%.
Я выяснила, что вес учебников 6 и 7 классов соответствует (кроме математики 6 класс, масса которого превышает на 23г.) нормам САНПиНа (таблица 3).
Мне стало интересно, как изменяется масса ранца или рюкзака каждый день в соответствии с расписанием. В понедельник (6 и 7 класс) масса учебников наибольшая, что не соответствует нормам САНПиНа (2кг. 500г. и 3кг.500г.). Так же не соответствует этим нормам среда, четверг и пятница. А во вторник (6 класс) наименьшая, что составляет 2кг. 115г. и это соответствует норме, если вес портфеля не составляет больше 400г. (таблица 4). В 7 классе масса учебников наименьшая в пятницу (2кг.056г.), и будет соответствовать норме, если вес ранца не более 1кг.400г.
Я проверила, соответствует ли мой ранец нормам САНПиНа. Моя масса 65 кг., значит, мой ранец с принадлежностями должен весит не более 4,3кг. Так и есть!!!
Рекомендации на буклете:
Перед покупкой познакомится с правилами выбора ранца.
При покупке ранца нужно постараться выбрать более легким.
Чтобы облегчить ранец надо убрать все лишние вещи:
1. Планшеты, электронные книги и другая электроника.
2. Тетради заводить не 48 и 96, а 18 или 24 листа.
3. Учебники носить только те, по которым сегодня будут проводиться уроки.
4. Носить с соседом по парте книжки на пополам (с разрешения учителя по предмету), минимум ручек, минимум тетрадей!
5. Школьник должен регулярно заниматься физкультурой, потому что физические упражнения укрепляют мышцы и скелет.
4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гипотеза наша подтвердилась частично. Да, школьный ранец влияет на опорно –двигательную и нервные системы. Но у большинства учащихся нашего класса вес не превышает допустимые нормы. Я думаю, что тяжелые ранцы могут стать причиной различных заболеваний в развитии опорно-двигательной и нервной систем.
Школьный ранец должен быть:
Легким - содержимое его и без того имеет внушительный вес.
Плотно прилегать к спине, задняя стенка должна быть укрепленной, с мягкой прокладкой.
Иметь прочные широкие лямочки.
Хорошо сохранять форму.
Иметь надежные, но не очень тугие застежки.
Иметь удобную крепкую ручку.
Изготовлен из легко моющегося материала.
Иметь много кармашков и отделений.
Иметь вставки из специальных ярких, отражающих свет материалов.
Прослушав, мои рекомендации в 6 классе, ребята в 7 классе подошли к выбору ранца более ответственно и очень тяжелых ранцев не приобрели на этот год.
Я посоветовалась с учителем физической культуры и предложила моим одноклассникам комплекс упражнений для мышц, формирующих корсет (таблица 5).
Какие перспективы у решения данной проблемы - тяжелый школьный ранец? На помощь придут цифровые копии учебников.…«В Москве успешно прошло тестирование электронных учебников. Результатом стала высокая оценка у 95% педагогов, которые заявили о необходимости использования таких изданий и полностью поддержали проект. Только 5% учителей не нашли преимуществ и не оценили идею перехода с бумажных на электронные издания.
Масса экспериментального электронного учебника не превышает 200-500 грамм. Но самое главное, что это одно устройство с материалами по всем предметам. Разумеется, подавляющее большинство отдаст предпочтение именно такому новшеству, которое предлагает сплошные плюсы. А стоимость одной электронной книги пока находится в диапазоне 1,5-2 тысячи рублей, но для многих родителей здоровье ребенка будет главнее» (2013г). И хотя с 1 сентября 2015 г. официально вводятся в школьный процесс электронные учебники, но пока, всё же, как приложение к основным бумажным.
5 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
http://forsmallbaby.ru/shkolnyj-skolioz
http://base.garant.ru/12183577/#friends
http://www.vedu.ru/news-skolko-dolzhen-vesit-ranec-shkolnika/
http://123mistika.ru/uprazhneniya-dlya-detey-na-ukreplenie-myshc-spiny/
6 ПРИЛОЖЕНИЕ
Рисунок 1 Влияние ранца на формирование позвоночника.
Таблица 1 Анкетирование учащихся 6 «Б» класса (14 учащихся).
Вопросы анкеты |
Количество ответов |
||
1 Кто выбирает для вас портфель? |
а) Я сам (сама) |
4 |
|
б) Родители |
1 |
||
в) С родителями вместе |
8 |
||
г) другое |
1 |
||
2) Где покупаете? |
а) В магазине |
13 |
|
б) На рынке |
0 |
||
в) другое |
1 |
||
3. Выбираете портфель, изготовленный у нас в России или импортный (в другой стране)? |
а) Российский |
9 |
|
б) Импортный |
1 |
||
в) Не важно откуда |
4 |
||
4. По каким критериям (признакам) выбираете? |
а) Цвет |
5 |
|
б) Форма |
4 |
||
в) Цена |
2 |
||
г) Удобство |
4 |
||
г) другое |
0 |
||
5. Какой формы портфель вы предпочитаете? |
а) Ранец |
2 |
|
б) Рюкзак |
12 |
||
в) Сумка через плечо |
0 |
||
г)Другое |
0 |
||
6. Вам нравится ваш портфель? |
да |
11 |
|
нет |
3 |
||
7. Как вы оцениваете вес собранного портфеля? |
а) лёгкий |
3 |
|
б) нормальный |
4 |
||
в) иногда тяжелый |
6 |
||
г) почти всегда тяжелый |
1 |
||
8. Как вы думаете, по каким дням недели портфель бывает тяжелым? |
а) Понедельник |
0 |
|
б) Вторник |
0 |
||
в) Среда |
1 |
||
г) Четверг |
14 |
||
д) Пятница |
1 |
||
е) не интересуюсь |
0 |
||
9. В вашем портфеле много лишних вещей, которые могут повлиять на вес портфеля |
да |
4 |
|
нет |
10 |
||
10. Пользуетесь ли вы электронными учебниками? |
да |
0 |
|
нет |
13 |
||
иногда |
1 |
Таблица 2 Вес ранцев учеников 6 «Б» класса
Кл. |
Вес всего ранца |
Вес пустого ранца |
Содержимое (кроме школьных принадлежностей) |
Соответствует ли норме. |
|
1.Александр |
6 |
2 кг. 500г. |
300г. |
Деревянное изделие с урока технологии, телефон |
Соответствует. |
7 |
3кг. 300г. |
300г. |
Телефон |
||
2.Максим |
6 |
3 кг. |
500г. |
Деревянное изделие с урока технологии, кроссовки, планшет |
Соответствует пустой ранец. Не соответствует с принадлежностями |
7 |
3кг. 500г. |
250г. |
Телефон, дневник |
||
3.Савелий |
6 |
4 кг. |
700г. |
Деревянное изделие с урока технологии, телефон |
Не соответствует |
7 |
4кг. 200г. |
600г. |
Телефон, мелочь |
||
4.Александра |
6 |
2 кг. 300г. |
500г. |
Нет |
Соответствует |
7 |
3кг. 500г. |
350г. |
Телефон, дневник |
||
5.Алина |
6 |
3 кг. 100г. |
550г. |
Бумажки |
Соответствует пустой ранец. Не соответствует с принадлежностями |
7 |
3кг. 500г. |
300г. |
Телефон |
||
6.Михаил |
6 |
3 кг. 100г. |
600г. |
Деревянное изделие с урока технологии |
Соответствует пустой ранец. Не соответствует с принадлежностями |
7 |
3кг. 200г. |
400г. |
Телефон |
||
7.Валентин |
6 |
2 кг. 700г. |
650г. |
Деревянное изделие с урока технологии |
Соответствует пустой ранец. Не соответствует с принадлежностями |
7 |
2кг. 200г. |
450г. |
Дневник |
||
8.Кристина |
6 |
2 кг. 550 г. |
350г. |
Телефон |
Соответствует |
7 |
4кг. 000г. |
700г. |
Телефон, дневник, расческа |
||
9.Ксения |
6 |
3 кг. 500г. |
950г. |
Телефон |
Не соответствует |
7 |
2кг. 200г. |
350г. |
Телефон, наушники, дневник |
||
10.Ирина |
6 |
2 кг. 250г. |
1кг. 100г. |
Нет |
Не соответствует |
7 |
2кг. 600г. |
900г. |
Телефон, наушники, дневник |
||
11.Владимир |
6 |
2 кг. 100г. |
600г. |
Деревянное изделие с урока технологии, телефон |
Соответствует |
7 |
2кг. 500г. |
500г. |
Телефон, дневник |
||
12.Инга |
6 |
3 кг. 50г. |
700г. |
Нет |
Не соответствует |
7 |
2кг. 800г. |
500г. |
Телефон, дневник |
||
13.Дмитрий |
6 |
5 кг. |
750г. |
Деревянное изделие с урока технологии, телефон |
Не соответствует |
7 |
3кг. 800г. |
700г. |
Дневник |
||
14.Устинья |
6 |
3 кг. |
350г. |
Планшет |
Соответствует пустой ранец. Не соответствует с принадлежностями |
7 |
4кг. 200г. |
750г. |
Телефон, гуашь, деревянная дощечка |
||
Итого |
6 |
42кг. 950г. |
8кг. 600г. |
||
7 |
56кг.300г. |
8кг. 800г. |
Таблица 3 Вес учебных пособий.
Предмет |
Кл. |
Учебник |
Рабо-чая тетрадь |
Тетрадь |
Сло-варь |
Аль-бом |
Математика |
6 |
463г. не соответствует |
70г. |
|||
Алгебра |
7 |
372г. соответствует |
128г. |
|||
Геометрия |
7 |
461г. соответствует |
в школе |
62г.+131г. |
||
Русский язык |
6 |
346г. соответствует |
96г. |
|||
7 |
410г. соответствует |
139г. |
||||
Русская литература |
6 |
389г. соответствует |
109г. |
|||
7 |
492г. соответствует |
137г. |
||||
Всеобщая история |
6 |
371г. соответствует |
101г. |
|||
7 |
331г. соответствует |
132г. |
||||
Обществознание |
6 |
274г. соответствует |
160г. |
103г. |
||
7 |
306г. соответствует |
138г. |
||||
Изо |
6 |
357г. соответствует |
255г. |
|||
7 |
365г. соответствует |
140г. |
||||
Информатика |
6 |
405г. соответствует |
271г. |
101г. |
||
7 |
345г. соответствует |
133г. |
||||
Технология |
6 |
270г. соответствует |
100г. |
|||
7 |
231г. соответствует |
123г. |
||||
Биология |
6 |
268г. соответствует |
101г. |
|||
7 |
392г. соответствует |
137г. |
||||
География |
6 |
308г. соответствует |
102г. |
|||
7 |
333г. соответствует |
в школе |
131г. |
|||
Английский язык |
6 |
307г. соответствует |
307г. |
101г. |
112г. |
|
7 |
243г. соответствует |
323г. |
105г. |
113г. |
||
Музыка |
6 |
299г. соответствует |
||||
7 |
в школе |
в школе |
||||
ОБЖ |
7 |
313г. соответствует |
118г. |
|||
Физика |
7 |
382г. соответствует |
132г. |
|||
Дневник |
6 |
191г. |
||||
Пенал |
6 |
171г. |
||||
7 |
89г. |
Таблица 4 Веса ранца в связи с учебными нагрузками.
6 класс, 1 полугодие
День недели |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
1 урок |
Русский язык |
Русский язык |
Математика |
Математика |
Английский язык |
2 урок |
Математика |
Математика |
Русский язык |
Русский язык |
Математика |
3 урок |
ИЗО |
Технология |
История |
Физическая культура |
Музыка |
4 урок |
История |
Технология |
Английский язык |
Русская литература |
Биология |
5 урок |
Английский язык |
География |
Русский язык |
Обществознание |
Русский язык |
6 урок |
Физическая культура |
Русская литература |
Информатика |
Физическая культура |
|
7 урок |
Русская литература |
||||
Итого |
2кг. 886г. |
1кг. 755г. |
2кг. 772г. |
2кг. 787г. |
2кг. 470г. |
6 класс, 2 полугодие
День недели |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
1 урок |
Математика |
Математика |
Биология |
Математика |
Русский язык |
2 урок |
ИЗО |
Технология |
Математика |
География |
Русский язык |
3 урок |
Ин. язык |
Технология |
Музыка |
Физическая культура |
Математика |
4 урок |
Русский язык |
Русский язык |
Русский язык |
Русский язык |
Ин. язык |
5 урок |
Литература |
Литература |
Литература |
Обществознание |
История |
6 урок |
История |
Физическая культура |
Ин. язык |
Информатика |
Физическая культура |
Итого |
3кг. 384г. |
1кг. 843г. |
2кг. 968г. |
2кг. 699г. |
2кг. 274г. |
7 класс, 1 полугодие
День недели |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
1 урок |
Алгебра |
Геометрия |
Ин. язык |
Русский язык |
Физкультура |
2 урок |
Изо |
Биология |
Технология |
Ин.язык |
Алгебра |
3 урок |
Обществознание |
Физическая культура |
Русский язык |
Биология |
Алгебра |
4 урок |
Русский язык |
География |
Физика |
ОБЖ |
Литература |
5 урок |
История |
Русский язык |
Информатика |
Геометрия |
История |
6 урок |
Физика |
Литература |
Физкультура |
География |
|
7 урок |
Ин. язык |
Музыка |
|||
Итого |
3кг. 759г. |
2кг. 825г. |
2кг. 679г. |
2кг. 947г. |
2кг. 056г. |