И КРЫША МОЖЕТ СТАТЬ МЕСТОМ ДЛЯ ОТКРЫТИЙ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

И КРЫША МОЖЕТ СТАТЬ МЕСТОМ ДЛЯ ОТКРЫТИЙ

Контузорова В.К. 1
1
Харина С.И. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

«И весь день в траве высокой,

Лежа, слушать бы я рад,

Как заботливые пчелы

Вкруг черемухи жужжат…»

( А. Плещеев)

О том, что мир пчелы удивителен, я никогда раньше не задумывалась, но изучая раздел «Насекомые» на уроках по окружающему миру, совсем неожиданно для себя, заинтересовалась пчёлами и решила углубить свои знания.

Мне захотелось узнать, как можно больше о пчелиной семье, их домиках, о разделении труда у пчёл, а, самое главное, ответить на вопрос: можно ли развести пчёл в черте города? Для ответа на свой вопрос я отправилась в библиотеку имени Виталия Бианки. Там мне посоветовали обратиться с данным вопросом в городскую библиотеку имени Пушкина. Результатом обращения в очередную библиотеку стали несколько книг по пчеловодству, с которыми я отправилась за интересными открытиями домой.

Итак, цель работы: Выяснить: можно ли в черте города (на приусадебном участке) развести пчёл и организовать мини-пасеку.

Задачи:

  1. Познакомиться с научными данными об организованной жизни пчёл.

  2. Узнать, как устроена пчелиная семья.

  3. Поработать на пришкольной пасеке (школа № 132 Индустриального района г. Перми) под руководством учителя биологии и учёного-пчеловода для приобретения практических навыков по разведению пчёл и уходу за ними.

  4. На основе анализа всех полученных знаний сделать выводы и рассказать одноклассникам об удивительном мире пчелы.

Методы исследования:

Поисковый, наблюдение, исследование, анализ.

Этапы исследования:

  1. Поиск теоретического материала для начала исследования.

  2. Обследование ООПТ «Черняевский лес» на предмет растений-медоносов.

  3. Работа на школьной пасеке.

  4. Наблюдение за пчёлами.

  5. Общение с учёным-пчеловодом.

  6. Анализ собранного материала.

  7. Написание работы.

Актуальность темы: Человек – это часть природы, а не её хозяин, поэтому он должен знать и беречь тех, кто живёт рядом с ним. Только вместе с окружающей нас природой мы сможем испытывать ощущение спокойствия и комфорта, без которого наша жизнь превратится в выживание. Здоровье человека во многом зависит и от употребления экологически чистых продуктов, то есть от правильного питания. Одним из таких продуктов является мёд. А можно ли его получить самостоятельно, организовав мини-пасеку?

Гипотеза: для разведения пчёл нужен чистый воздух, тишина и растения-медоносы. Если эти условия выполнимы, то и пасеку организовать можно.

Чтобы проверить своё предположение, нам пришлось отправиться в библиотеку за соответствующей литературой, в путешествие по лесным тропинкам, пообщаться с руководителями школьной пасеки и провести собственные наблюдения и даже заселить самостоятельно один улей. Наша гипотеза, оправдалась частично, но прежде чем мы сделали такой вывод, мы узнали много нового и интересного из жизни пчёл. Итак, обо всём по порядку.

Пролистав «Справочник пчеловода» Тамары Руцкой, изучив раздел про пчёл из полной энциклопедии «Насекомые» и прочитав книгу С.И.Барышникова «Пчёлка», я узнала много нового и интересного из жизни пчёл, но ответа на свой главный вопрос: можно ли развести пчёл в черте города, не нашла. Более полезной книгой для меня оказалась «Энциклопедия пчеловода» В.Смирнова, в которой даны практические советы, где и как лучше разместить пасеку, и какие медоносные растения должны быть в округе, чтобы обеспечить пчёлам медосбор. Ещё из данной энциклопедии мы узнали, что около пасеки не должно быть больших водоёмов, так как пчёлам трудно будет их преодолевать в поисках необходимых растений. А вот о таком параметре, как тишина, в литературных источниках не упоминалось. Нам кажется, что размещение пасеки должно быть вдалеке от оживлённых городских улиц и транспорта.

Работая с этими книгами, я поняла, что юному пчеловоду (прежде чем организовывать свою пасеку) необходимо знать очень многое о жизни пчёл.

Но, даже изучив соответствующую литературу, сомнения у меня всё же остались, что в черте города можно держать пчёл. Справиться с ними мне помогли летние занятия в школе № 132, которая находится в центре Индустриального района. Что же необычного есть в этой школе? Пасека! И размещена она прямо на крыше школы!

Юные пчеловоды трудятся под руководством учителя биологии Валентины Петровны Буравлёвой, а консультирует их кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии Пермского государственного педагогического университета, учёный-пчеловод Александр Васильевич Петухов. Ребята занимаются изучением жизни пчёл, а пчёлы радуют их своим мёдом.

ГЛАВА I. Открытия начинаются!

«Над цветком пчела жужжит и нектар собрать спешит.

Весь нектар, что соберёт, превращает пчёлка в мёд.

(В.Зубков)

Открытие 1– источники медосбора.

Оказывается, главное условие для существования пасеки – источники медосбора.

Чтобы получить от пчёл доброкачественный натуральный мёд, пасеку необходимо обеспечить полноценными источниками медосбора на протяжении всего сезона. От Валентины Петровны Буравлёвой нам стало известно, что существование их школьной пасеки возможно благодаря близости Черняевского леса.

Я решила обследовать Черняевский лес на предмет медоносных растений. Их оказалось в лесу достаточно. Среди древесных растений медоносами-лидерами являются: липа, акация, клён, черёмуха, калина, рябина, яблоня, груша, шиповник, ива, смородина, малина, ольха, сирень. Среди травянистых – черника, клевер, пустырник, цикорий, лилия кудрявая, прострел раскрытый, гудайера ползучая, мышиный горошек, осот, василёк, кислица, ромашка. Данные растения цветут в разное время года, а потому медовый запас местности распределяется по времени цветения медоносов: весной, летом, осенью.

Обследовав ООПТ «Черняевский лес», я убедилась, что в нём есть медоносные растения, которые образуют нектар и пыльцу, т.е. обеспечивают медосбор. Есть некоторые из этих растений (липа, черёмуха, рябина, яблоня, шиповник, смородина, малина, сирень) и на нашем участке или недалеко от него, а это значит, что первое условие для создания своей пасеки есть.

Открытие 2 – инвентарь пчеловода.

Прежде, чем приступать к разведению пчёл, надо освоить инвентарь пчеловода. Затем подготовить к заселению ульи и правильно расставить их на пасеке.

Для работы на школьной пасеке нам понадобились: переносной ящик, стамеска, пасечный нож, щётка для сметания пчёл, дымарь, каток со шпорой, лицевая сетка.

Под руководством Валентины Петровны мы самостоятельно очищали рамки от наростов воска и прополиса, чтобы мёд в сотах не закристаллизовался. Проверяли, как туго натянута проволока, используя специальный натяжитель.

Следующим этапом работы было наващивание рамок. Для этого нам понадобились доски – лекала и специальный каток со шпорой или трансформатор, у которого при выходе 12 вольт.

Наващивать вощину мы учились электрическим методом: при помощи контактов ток пропускается через проволоку рамки. При нагреве проволоки вощина размягчается, а после отключения тока припаивается к ней.

Больше всего мне понравилось работать с катком и у меня это хорошо получалось. Главное условие на данном этапе – это наващивать рамки полным листом, а не полосками.

Следующий этап работы – это подготовка ульев для заселения. Мне был выделен улей, который я должна была самостоятельно приготовить к заселению. Сначала я его разобрала, тщательно очистила от воска и прополиса. Помыла с содой, просушила на солнце, а затем покрасила снаружи в жёлтый цвет. Улей к заселению готов.

Открытие 3 – заселение пчёл.

Очень интересный и радостный был момент, когда заселяли пчёл в улей, который я приготовила сама. На этом этапе работа проходила под руководством Александра Васильевича Петухова. Рамки с расплодом я вынимала из переносного рамоноса и осматривала с обеих сторон. Держать рамку наклонно и переворачивать её нельзя, так как из ячеек будет вытекать нектар, а сот может разломиться. Рамки осматривала над ульем, чтобы матка не упала на землю. Затем стряхивала пчёл в улей и ставила рамку. То же самое я проделывала и с остальными рамками.

В улей было поставлено шесть рамок с расплодом в центре улья и три рамки с вощиной. Пергу и мёд я расположила по краям. Внимательно осмотрела соты, убедилась, что матка попала в новое гнездо.

Затем рамки отделила диафрагмой, утеплила матами, сверху положила холстину, утеплительную подушку и накрыла крышкой. С этим заданием я справилась, значит, кое-какой опыт в заселении пчёл теперь тоже имеется.

Открытие 4 – расширение гнёзд и дневник наблюдений.

Дымарь гнилушками набит, на вид – кувшин с гармошкой.

Нажмёшь гармошку – он дымит то сильно, то немножко.

А подымить из дымаря порой необходимо.

Дымарь берут с собой не зря – боятся пчёлы дыма.

(В.Донникова)

17 июня проводили расширение гнёзд. У пчёл осмотр всегда вызывает беспокойство, поэтому мы использовали дымарь. В белый улей перенесли расплод и медовые рамки. Поставили вощину в синий улей.

26 июня перенесли расплод и медовые рамки в оранжевый и жёлтый ульи. Также исследовали, как меняется активность пчёл в течение дня. (Приложение 2)

Я вела наблюдение с 7 утра до 22 часов вечера 6 и 10 июня за пчёлами синего улья. Считала улёт, прилёт с нектаром, прилёт с пыльцой, отмечала в журнале температуру воздуха, влажность (по приборам).

Данные наблюдения позволили сделать вывод, что, если погода тёплая, солнечная, то процент улёта и прилёта у пчёл высокий. Если дождь или холодная погода, то процент улёта и прилёта небольшой.

Самый большой процент улёта и прилёта наблюдается с 11 утра до 17 часов вечера. В это время активность пчёл самая высокая. Данные наблюдения позволяют сделать вывод, что на активность пчёл влияют: температурный режим (утром и вечером значительно прохладнее, чем днём, и пчёл в это время вылетает из улья меньше), облачность (в ясный день пчёл больше) и влажность (утром и вечером бывает роса, и когда дождь – пчёлы неактивны).

Ещё одним из интересных открытий на школьной пасеке было гнездо пчёл в улье, которое представляет собой вертикальные ряды ячеек (соты). Пчёлы строят ячейки из воска, выделяемого железами на брюшке. Ячейки служат для выведения расплода и для хранения мёда и перги. Мёд пчёлы получают, перерабатывая нектар цветов, и используют его для собственного питания, а перга, представляющая собой смесь пыльцы с небольшим количеством мёда, идёт на корм личинкам.

Кроме обычных ячеек в гнезде имеются более крупные – для выведения трутней.

Есть и огромные ячейки неправильной формы для выведения самок – маточники. Очень трогательно было наблюдать, как рождалась пчела. Разрушив восковую крышечку, сначала появлялась головка, а затем пчёлка полностью освобождалась из своего кокона.

Итак, чтобы организовать свою пасеку нужно обеспечить пчёлам растения-медоносы, а юному пасечнику уметь обращаться со специальным инвентарём и уметь заселять ульи и расширять гнёзда. Данные (первичные) навыки мы получили на занятиях кружка.

ГЛАВА II. Пчелиные тайны

Изучив инвентарь пчеловода, а также научившись готовить ульи к заселению, мы занялись изучением пчелиной семьи. Надо же знать, кто будет жить в наших ульях. На занятии Александр Васильевич рассказал нам о породах пчёл. Из его рассказа я узнала, что самое широкое распространение в нашей местности получила пчела средне-русская лесная. Следующее открытие, которое мне удалось сделать, это узнать, кто есть кто?

Для этого на занятиях мы не только изучали теорию, но и вели наблюдения, рассматривали матку, трутня и рабочих пчёл и учились различать их.

Открытие 1. Кто есть кто?

Матка.

Все пчёлы матку берегут и корма вволю ей дают.

Она работать не должна. Она не носит в улей мёд.

Забота у неё одна: яички класть в ячейки сот.

Семья спокойно с ней живёт: и строит соты, и растёт. (В.Донникова)

Пчелиная матка – главный член пчелиного клана, единственное существо, без которого жизнь целой семьи становится бессмысленной и бесполезной. Пчелиную матку принято называть царицей или королевой. Ей во всем прислуживает её свита, состоящая из рабочих пчёл. Её кормят, оберегают, защищают. Пчёлам нельзя допустить её болезни или смерти, потому что смерть матки влечёт за собой гибель всей колонии.

Матка же не может заботиться ни о себе, ни о своём потомстве. Она не умеет добывать и заготавливать корм, строить соты, охранять улей, она не приспособлена ни к чему кроме «деторождения». Таким образом, ни пчелиное общество, ни сама матка существовать автономно друг от друга не могут.

Матка внешне отличается от других особей: она всегда крупнее рабочей пчелы (почти в два раза). Кроме того, у неё плохо развиты крылья (закрывают тело только до половины), а приспособления для сбора нектара и пыльцы на задних ножках у неё отсутствуют (щипчики и корзиночки).

Трутни.

Это мужские особи пчелиной семьи. Они не участвуют в сборе пищи, т.к. природа не приспособила их для этого. Трутни не могут даже брать корм из запасов, поэтому их кормят рабочие пчёлы. Трутни крупнее рабочих пчёл, но немного короче матки. Трутни лишены жала.

Семьи, в которых присутствуют трутни, на медосборе работают активнее, чем те, в которых эти особи отсутствуют.

При полном уничтожении трутней семья становится неполноценной, вялой, с угасающей энергией. Скорее всего, семья без трутней очень остро чувствует свою неполноценность в период размножения. Получается, что трутень очень важный и необходимый член пчелиной семьи, такой же, как матка или рабочие пчелы.

В одной семье могут одновременно существовать до нескольких тысяч трутней.

Рабочая пчела.

Пчелиная семья состоит в основном из рабочих пчёл. В хорошей семье зимой их насчитывается обычно 20 – 30 тыс., а летом до 60 – 80 тыс. и больше. Все рабочие пчёлы в семье – сёстры, происшедшие от одной матки. Они, как и пчелиная матка, являются женскими особями; однако, не могут размножаться. Рабочая пчела обладает самым маленьким размером тела. [2]

Открытие 2. Кто чем занимается?

И у пчелы недаром проворный хоботок.

Не мешкай - и нектаром поделится цветок.

Над солнечной долиной пчела весь день снует,

И в городке пчелином не убывает мёд! ( Л.Епанешникова)

На занятиях Валентины Петровны мы узнали, кто из пчёл, чем занимается.

Пчелиная матка – откладывает до пяти тысяч яиц в сутки; она делает это круглосуточно (перерыв делает только зимой).

Матка выделяет специальные вещества – феромоны, по которым пчёлы безошибочно определяют принадлежность к своей семье. Этот аромат хорошо известен каждому члену семьи. Пчёл, которые пахнут по-другому, никогда не пустят в улей.

Назначение трутней – продолжение рода. Кроме того, своим присутствием среди пчёл они помогают им регулировать температуру внутри улья.

Поведение рабочих пчёл определяется их возрастом и теми условиями, которые складываются в гнезде и природе.

Родившаяся пчела с выходом из ячейки в течение первых суток никакой работы не выполняет. Лишь на второй и третий дни жизни она начинает чистить и полировать ячейки – готовить их для откладки яиц маткой, складывания мёда и перги.

На четвёртый – шестой день молодая рабочая пчела приступает к выкармливанию личинок 4-дневного и более старшего возраста, готовит для них пищу. С шестого по десятый день она кормит личинок младшего (до трехдневного) возраста молочком, которое выделяет в это время её организм.

В 11 – 12-дневном возрасте пчёлы теряют способность выделять молочко и переходят на другие работы: принимают от пчёл-сборщиц принесенный с поля нектар и перерабатывают его в мёд, складывают в ячейки и запечатывают. При этом они усиленно питаются и выделяют воск, из которого строят соты.

В этом же возрасте пчёлы поддерживают чистоту внутри улья: выносят различные отбросы, трупы пчёл и другой мусор, а также несут охрану гнезда.

На 12 – 15 день пчёлы начинают вылетать из улья и до конца своей жизни работают сборщиками нектара, воды, цветочной пыльцы и клея.

Очень важная функция рабочей пчелы – сбор нектара и пыльцы. В ясный солнечный день можно наблюдать, как летит к цветку пчела. Вот она приближается к нему, садится и затихает. [2]

Итак, получается, что каждый член пчелиной семьи занят строго своим делом, и все они в улье необходимы.

Заключение

Чтобы пчёл водить, надо сердцем их любить.

(пословица)

Итак, познакомившись с научными данными об организованной жизни пчёл, узнав, как устроена пчелиная семья, обследовав Черняевский лес и, выяснив, какие медоносные растения есть там, а главное, поработав на школьной пасеке под руководством специалистов, я многое узнала и убедилась, что в черте города (при создании определённых условий) пчёл разводить можно.

Моя гипотеза подтвердилась.

Теперь мы знаем, чтобы организовать свою пасеку, нужно обеспечить пчёлам растения-медоносы, а юному пасечнику уметь обращаться со специальным инвентарём и уметь заселять ульи и расширять гнёзда. Данные (первичные) навыки мы получили на занятиях кружка. Вместе с ребятами из школы №132 мы изучали жизнь пчёл и, самое интересное, вели наблюдение за ними, а также самостоятельно работали на пасеке, которая состоит из 4 ульев и размещена на южном склоне школьной крыши.

Открытия, сделанные на крыше, помогли нам полюбить этих удивительных насекомых и поселили в нас желание применить полученные знания в жизни.

Правда, на своём приусадебном участке организовать мини-пасеку не удастся. Главная причина – экологическая составляющая: недалеко от нашего места жительства расположен Нефтеперегонный завод (ПНОС), и когда ветер дует с южной стороны, чувствуется неприятный запах, а ещё довольно близко располагается оживлённая транспортная магистраль – Шоссе Космонавтов. И хотя на нашем участке есть медоносные растения, которые образуют нектар и пыльцу, т.е. обеспечивают медосбор, теперь мы точно знаем, что этого недостаточно для создания своей пасеки.

И пусть пока свою пасеку организовать нет возможности, полученные знания для нас очень важны и могут стать востребованы в дальнейшем.

Я очень благодарна Валентине Петровне Буравлевой и Александру Васильевичу Петухову, которые делятся с ребятами кружка секретами пчеловодства, организуют интересные наблюдения и практические работы, знакомят желающих с пчелиными тайнами.

Ребятам, которые заинтересовались этими насекомыми и хотят узнать о них больше, мы советуем прочитать книгу «Пчёлка» Барышникова С. И., в которой собрано много занимательного и литературного материала, посвящённого тайнам из жизни пчёл.

Библиографический список
  1. Барышников С.И. Пчёлка. – Алма–Ата: Кайнар, 1985. – 96 с.

  2. Руцкая Т. Самый полный справочник пчеловода / Т.Руцкая. – Москва: Издательство АСТ, 2016. – 320с.

  3. Смирнов В. Энциклопедия пчеловодства. – М.: «Рипол Классик», 2001. – 384 с.

  4. Ушакова О.Д. Пословицы. Поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 96 с.

5. Насекомые. Полная энциклопедия. / Пер. с англ. М.Авдониной. – М.: ЭСКМО, 2009. – 256 с.

Приложение 1 Азбука народной мудрости

Легенда

Сохранилась интересная легенда о том, как у пчелы появилось жало. В поисках нектара летала пчела весь день. И когда накапливалось много мёда, появлялся у жилища человек. Он забирал собранные с таким трудом запасы. И хотя оставшегося мёда вполнехватало пчеле, чтобы прокормить семью, она была недовольна. И день ото дня – всё больше. И решила пчела пожаловаться всемогущему Зевсу. Взяла сладкие соты и полетела на восьмиглавый Олимп. Зевс остался доволен подарком и пообещал выполнить всё, что она пожелает. Тогда пчела обрадовалась и сказала: «О, творец всего живущего! Кто, кроме тебя, достоин, вкушать сладость мёда?! Даруй мне беспощадное жало, чтобы я могла разделатьсяс каждым, если он посмеетприблизиться к моему богатству». Зевс ответил: « Будь, по-твоему. Ты сможешь ужалить того, кто подойдёт к твоим сотам, но, насытившись местью, потеряешь ненужное жало и в тот же момент погибнешь – злоба не может родить ничего, кроме зла и несчастья».

Это интересно

Жало рабочей пчелы и матки отличается. У первой оно является оборонительным устройством – на его конце расположено 10 повёрнутых назад зазубринок. Поэтому, когда рабочая пчела жалит, она не может вытащить жало обратно, у неё вырывается весь жалоносный аппарат, и она погибает. Жало матки имеет только 3 зазубринки. Она свободно может вытащить его из раны и поэтому жалит несколько раз. Жало матки – одновременно и яйцеклад.

Пословицы.

  • Какова матка, такова и пасека.

  • Чтобы пчёл водить, надо сердцем их любить.

  • Нечего пчелу учить, сама всякого мужика научит.

  • Человек от пчелы всякой премудрости поучается.

  • Пчела знает, где мёд брать.

  • Без матки рой не держится.

  • Пчела мала и та работает.

  • Не все пчелы мёд собирают.

  • Без пчелы (т.е. без воска) поп и обедни не служит.

  • Не на себя пчела работает.

  • Пчела хоть и кусает, да мёд даёт.

  • Люди рады лету, а пчела цвету.

  • Занят, как пчела.

  • На хороший цветок и пчела летит.

  • Не корм пчелу кормит, а хозяйский глаз.

  • И пчёлка летит на красный цветок.

  • Трутни горазды на плутни.

  • Мала пчела, а человека большого уму-разуму учит.

  • Родилась пчела – всю науку поняла.

  • Пища пчелы превращается в мёд, а паука в яд.

  • Пчела что сапожник: шило да воск всегда с собой носит.

  • Где цветок, там и медок.

  • Работяща, как пчела.

  • У пчелы голова в меду, а она ещё мёда ищет.

  • Что пчёл разорить, что человека убить.

  • Твоими устами да мёд пить.

Загадки.

  1. В тёмной темнице красны девицы без ниток, без спицы вяжут вязеницы. (Пчёлы)

  2. Ни девка, ни вдова, ни замужняя жена, детей водит, людей питает, дары приносит. (Рабочая пчела)

  3. В тесной избушке ткут холсты старушки. (Пчёлы)

  4. Сидят девушки в горенках, нижут бисерок на ниточки. (Пчёлы)

  5. Пища моя сладка, а мщение ужасно. (Пчела)

  6. Сидит девица в тёмной темнице, вяжет узор ни петлей, ни узлов. (Пчела)

  7. Сидит девица в тёмной темнице, ткань созидает, узор вышивает. Без шелков, без напалок, без тонких иголок. (Пчела)

  8. В крутом буераке – лютые собаки. (Улей)

  9. Стоит хлевец, в нём пять тысяч овец. (Улей)

  10. Летит – говорит, а сядет – молчит. (Пчела)

  11. Стоит посудина долблёна, в ней кашица не варёна. (Улей и мёд)

  12. Пришёл в городок разбойник с ножом, с огнём; жильцов не режет, а добро берёт. (Пчеловод)

  13. Маленькая собачка не лает, не бает, а больно кусает. (Пчела)

Заповеди.

  • Веруй только в пчелу местной породы.

  • Не заводи пчеловодство без любви к пчёлам, в неподходящей местности и без достаточного знания.

  • Отгораживай матку на время главного взятка и не допускай размножения трутней.

  • Не убивай пчёл ни серой, ни голодом, соединяй излишние рои со слабыми.

  • Чужая рука легка, но не полезна, а потому насколько возможно занимайся сам своими пчёлами.

  • Не давай повода к пчелиному воровству, сохраняй семьи сильные и здоровые и не тревожь пчёл без надобности.

Приметы

  1. Если при ясной с утра погоде пчёлы не вылетают из улья, будет дождь; поспешно возвращаются в свои жилища целыми роями –верный признак грозы.

  2. Если вдруг в пасмурный день при приближении даже грозовых туч, рой дружно отправляется в полёт – быть хорошей погоде.

  3. Предчувствуя суровую зиму, пчёлы замуровывают в своём улье все выходы и щели пчелиным клеем, оставляют только очень маленькое, почти незаметное отверстие. Соты начинают запечатывать очень рано. В ожидании же мягкой зимы этого не делают.

  4. Пчёлы используют прополис для заделки различных щелей, некоторые пчеловоды предполагают даже сроки прихода зимы: если в июне – она наступит рано, в августе – поздно и будет суровой.

Приложение 2 Таблица «измерения» активности пчёл

Дата/

Время

t воздуха

Влажность

Улёт

Прилёт

Прилёт с пыльцой

7.00

11*

68%

8

0

0

8.00

12*

66%

21

5

0

9.00

14*

57%

50

20

3

10.00

15*

48%

109

25

6

11.00

16*

45%

223

102

23

12.00

17*

43%

269

133

32

13.00

18*

40%

270

279

36

14.00

19*

38%

309

330

47

15.00

20*

36%

280

342

46

16.00

20*

38%

200

207

37

17.00

20*

40%

102

108

29

18.00

19*

43%

87

84

26

19.00

18*

46%

80

55

11

20.00

18*

50%

26

23

8

21.00

17*

54%

2

19

6

22.00

16*

56%

0

10

0

23.00

15*

60%

0

0

0

           

7.00

16*

45%

10

0

0

8.00

17*

43%

24

7

0

9.00

19*

40%

55

23

2

10.00

21*

38%

117

30

6

11.00

22*

40%

230

110

16

12.00

24*

42%

275

153

39

13.00

25*

43%

300

295

44

14.00

26*

40%

325

340

47

15.00

26*

40%

300

362

46

16.00

26*

40%

210

211

30

17.00

25*

42%

112

113

29

18.00

23*

43%

95

96

26

19.00

23*

43%

85

60

10

20.00

22*

45%

30

26

9

21.00

22*

45%

5

25

5

22.00

20*

46%

0

10

0

23.00

19*

47%

0

0

0

Приложение 3 Я юный пчеловод!

Легко ли быть пчеловодом?

Потеряв жало, пчела погибла…

Мне нравится работать с катком

Наващивание вощины

электрическим методом

Вот это расплод!

 

 

Просмотров работы: 138