СЕЛЬСКИЙ ПРИУСАДЕБНЫЙ УЧАСТОК КАК ФОРМА АГРОЦЕНОЗА

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СЕЛЬСКИЙ ПРИУСАДЕБНЫЙ УЧАСТОК КАК ФОРМА АГРОЦЕНОЗА

Карпова А.А. 1
1ГБОУ СОШ №1 с.Обшаровка
Максимова Т.А. 1
1ГБОУ СОШ №1 с.Обшаровка
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Очень много времени человек уделяет борьбе с насекомыми, сорняками, и другими, по его мнению, чужеродными элементами в саду. Но тем не менее, ни один элемент на участке не бывает лишним. Всё в природе взаимосвязано – почва, воздух, растения, насекомые, животные и человек. Сообщество всех живых организмов, среда их обитания и связи между ними составляют единую биологическую систему, которая в экологии называется экосистемой[2].Нарушение какого-либо элемента ведёт к разрушению всей системы, а значит, каждый элемент не заменим, и играет свою важную роль. Наиболее распространенными искусственными экосистемами являются агробиоценозы. Человек может создать искусственную экосистему, правда она проигрывает естественной по ряду причин. Из-за небольшого количества видов и взаимосвязей такая система неустойчива и рушится без поддержки человека. Существует серьезная проблема потребительского отношения людей к природе, когда изымаются почвенные и растительные ресурсы без проведения мер по их восстановлению, происходит с/х загрязнение.

Актуальность темы заключается в том, что в связи со сложившейся политической ситуацией, одной из целей политики государства является увеличение количества российской продукции на рынке нашей страны.

В России система приусадебных участков является настолько эффективной, что объем производства продукции, производимой на них, составляет больше 50 процентов от общего объема сельскохозяйственной продукции в стране[5].

Какова устойчивость агробиоценоза? Как влияет характер растительности на структуру и плодородие почвы? Какие природоохранные мероприятия необходимо здесь проводить? Ответ на эти вопросы я решила найти сама, проводя наблюдения на своем участке.

Эта тема особенно актуальна для нашей семьи, и, в частности, меня. Населённый пункт, в котором мы проживаем, имеет маленькую численность и находится далеко от города. Существует серьезная проблема трудоустройства. Поэтому мы смело можем сказать: «Мы очень любим нашу землю, она нас кормит, одевает, здесь мы отдыхаем».

2.Цель: изучение особенностей сельского приусадебного участка как агросистемы и формирование экологической культуры в процессе исследования.

Задачи:1. Проанализировать литературу, посвященную изучению агроценозов.

2 .Изучить экосистему сельского приусадебного участка.

3. Исследовать почву, растительность, животный мир на участке.

4. Выявить степень влияния человека на экосистему участка

5. Выявить методы улучшения экологического состояния участка.

Гипотеза: Если владельцы приусадебных участков будут вести себя экологически грамотно по отношению к природе, использовать дополнительную энергию, то это приведет к устойчивости агроценозов, повышению продуктивности.

Объект исследования - собственный приусадебный участок

Предмет исследования – особенности приусадебного участка как агросистемы, взаимосвязи ее компонентов

3.Методы исследования:

теоретические, эмпирические, математические, рефлексивные

Теоретическая значимость исследования: чтобы природоохранные мероприятия были действительно эффективными, они должны основываться на глубоких биологических знаниях.

Практическая значимость исследования: данная работа поможет более детально изучить экосистему участка, выявить отрицательные и положительные стороны вмешательства человека. Материалы работы могут быть использованы при организации мероприятий по рациональному использованию и охране ресурсов, по снижению риска загрязнения окружающей среды.

Глава1. Анализ литературы по проблеме исследования, описание понятийного аппарата

  1.  
    1. Анализ литературы по проблеме исследования.

По данной тематике была изучена литература, документация и материалы в сети Интернет. Так в книгах [12](Чернова Н.М., Былова А. М. Экология: учеб.пособие для студентов пед. Ин-тов по биолог.спец. – М.: Просвещение 1988-272с) и [8](Реймес Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Слов. - справ.–М.: Просвещение 1992.-320с)подробно рассмотрены теоретические проблемы современной экологии, а также основные вопросы экологии организмов, сообществ, популяций, экосистем. Основными источниками, раскрывающими теоретические основы данной темы являются также книги[11](СухоруковаЛ.Н., КумченкоВ.С.. Биология.Живые системы и экосистемы 9класс учебник для общеобр. учреждений. ,: М.:Просвещение,2015 г-143с), [4](Каменский А.А.,Криксунов Е.А., Пасечник Общая биология10-11 класс учеб. для общеобр. учреждений-М.:Дрофа, 2015. -367с:). В них я подробно изучила тему «Агроценоз. Агроэкосистемы», основные термины и понятия, касающиеся агроценоза.

Для исследования воды, почвы, растений на нитраты использовалась следующая литература: [1](««Анализ воды в домашних условияхhttp://med.odessa.ua/obraz/vodaafnaliz.html», [10](«Сотникова Т.Статья: Исследование растений на нитраты»http://livescience.ru), [14](Экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие.Под ред.Т.Я. АшихминойМ.: Академ. Проект,2006. —416 с.), [7] (Почва и компост. – Отв. редактор Ковлягина М-М.: Изд-во Эксмо, Изд-во Лик пресс, 2002-144с.),

Для разработки рекомендаций по исследованию обращалась к статьям из журнала «Приусадебное хозяйство», книгам(Сергеев В. Азбука садовода.М.: Агропромиздат, 1989), (Энциклопедический словарь юного земледельца/Сост.А.Д. Джахангиров, В.П.Кузьмищев.– М.:Педагогика. 1983. -368 с.)

  1.  
    1. . Экосистема. Агроценоз – живой компонент Агроэкосистемы.

Экосистема – это сообщество живых организмов вместе с физической средой их обитания, функционирующее как единое целое. Экосистемы бывают естественные и искусственные. Наиболее распространенными искусственными экосистемами являются агробиоценозы [3].

Агроценоз – созданное с целью получения сельскохозяйственной продукции и регулярно поддерживаемое человеком биотическое сообщество, обладающее малой экологической надежностью, но высокой урожайностью (продуктивностью) одного или нескольких избранных видов(сортов, пород) растений или животных [8]. Агроценоз - часть агросистемы. Примером агроценоза является приусадебный участок.

В агроценозе, как и в биоценозе, функционируют все три группы организмов: продуценты, консументы, редуценты. Продуценты – различные виды и сорта культурных и сорных растений. Консументы – простейшие, грибы, черви, моллюски, насекомые, птицы, млекопитающие, питающиеся сельскохозяйственными растениями, человек. Редуценты – бактерии и почвенные микроорганизмы.

Человек создает агроценоз с целью получения первичной и вторичной продукции и выполняет роль консументов первого и второго порядков.

В естественной экосистеме осуществляется более – менее полный круговорот веществ. В агроэкосистеме круговорот веществ неполный: часть минеральных элементов, в первую очередь соединения азота, фосфора и калия, изымаются из круговорота со сбором урожая. Для возмещения потерь и восстановления плодородия почвы человек постоянно вносит удобрения. Природные биоценозы функционируют на основе постоянного притока солнечной энергии и не требуют дополнительных энергетических затрат [11].Агроэкосистемы получают дополнительный поток энергии, кроме солнечной, благодаря деятельности людей, животных и механизмов, обеспечивающих необходимые условия роста культивируемых видов. В настоящее время пахотными землями, пастбищами занято свыше 30% суши, и деятельность людей по поддержанию этих систем превращается в глобальный экологический фактор[12].

На полях формируются цепи питания из трех-четырех звеньев, возникают конкурентные взаимодействия и другие типы отношений между разными видами. В агроценозах взаимодействуют сотни и тысячи видов. Однако их видовое разнообразие уступает разнообразию видов в большинстве природных экосистем[11].

1.3.Повышение продуктивности и устойчивости агроценозов.

Человек, работая на приусадебном участке, вмешивается в эту экосистему, постоянно ищет пути повышения продуктивности агроценозов. Наиболее эффективны из них: выведение на основе селекции более продуктивных сортов растений и пород животных; применение достижений агрохимии; использование методов биологической борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений[11].Некоторыми своими действиями человек как ухудшает среду обитания для живого, так и улучшает её. Например, пропалывая грядки и используя ядохимикаты для обработки картофеля, повышает урожайность, но тем самым может уничтожить дом многим насекомым, отравить не только колорадского жука, но и множество других, в том числе и себя.

В современном сельском хозяйстве широко применяют разнообразные химические средства защиты растений. Однако они поражают не только те виды, против которых применяются, но и их хищников и паразитов. Контролировать численность насекомых – вредителей сельскохозяйственных растений можно только путем регуляции численности видов, находящихся на более высоком трофическом уровне в агроценозе. Так, если в цепи питания растение - растительноядное животное – хищник (паразит) усилить последнее звено, то это приведет к сохранению урожая.

Использование различных организмов-энтомофагов (от греческих слов «энтома» - «насекомоен» и «фагос» - «пожиратель») для борьбы с вредителями называют биологической защитой растений. [14]

В последние годы в России был разработан и зарегистрирован в Госхимкомиссии РФ ряд микробиологических препаратов, таких как Ризоплан, Планриз, Фитоспорин, Псевдобактерин-2, Фитолавин, Экстрасол ,Ризоторфин (Список пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ, 2000 г.), обладающих хозяйственно-ценными свойствами для культурных растений: - способностью фиксировать молекулярный азот, - продуцировать фунгицидные вещества, подавляющие рост и развитие фитопатогенной микрофлоры,- продуцировать вещества, стимулирующие рост и развитие культурных растений.Применение микробиологических препаратов в комплексе с современной агротехникой позволит реализовать почвенно-климатический потенциал агроландшафта на 60-80% (вместо существующих 20—30%), а также биологический потенциал сельскохозяйственных растений, который на сегодняшний день используется недостаточно эффективно [13].

Вывод: Агроэкосистемы создаются человеком с целью получения высокой первичной продукции. Они характеризуются неустойчивостью и поддерживаются благодаря энергетическим затратам людей, использованию сельскохозяйственных машин.

Глава 2.Исследование приусадебного участка

2.1. Описание объекта исследований

Объектом исследования в моей работе стал приусадебный участок нашей семьи, на котором мы проживаем постоянно, расположенный в живописном уголке Самарской области. (Приложение №1).

Размер участка около 70-ти соток, на нём расположен: дом; хозяйственные постройки для содержание скота; теплица; участок земли, на котором выращиваются различные овощные, фруктовые, ягодные культуры. С двух сторон участок окружен другими приусадебными участками. Северо-западная сторона участка плавно переходит в склон, протяженностью около 100 метров, ведущий к реке. Высота над урезом воды примерно 17-18 м., мы установили это, когда пробивали скважину.

Воздух в данной местности чистый, об этом свидетельствует наличие и состояние лишайников на близко растущих деревьях.

Рельеф однороден, по всему участку плодородный чернозем, но в некоторых местах встречается и примесь чернозема с песчаником. Это мы выяснили путем поведения опытов.

Способ 1. Я увлажнила участок почвы с помощью лейки. Затем посмотрела, как быстро исчезает вода с поверхности грунта.

Потом набрала в руку земли и сжала ее в кулаке и посмотрела, как она выглядит.

Способ 2. Я добавила столовую ложку с верхом грунта в стакан с чистой водой, перемешала и оставила в покое на пару часов, потом посмотрела на результат[7,14]

Грунт с моего участка оставил чистую воду в стакане (без осадка), влагу грунт впитывал хорошо, после сжатия в кулаке земля рассыпалась на крупинки, отсюда я сделала вывод о том, что на исследуемом участке чернозёмный грунт, местами с примесями песка.

Структура почвы определяла также с помощью растений – индикаторов. Чаще всего на участке встречаются такие растения, как звездчатка средняя(Stelláriamédia), паслен черный(Solánumnígrum) –это свидетельствует о том, что почвы перегнойные, крапива двудомная( Urtícadióica), осот полевой (Sonchusoleraceus) указывает на почвы, богатые азотом. У забора почвы уплотненные, так как растения – индикаторы: подорожник большой (Plantágomájor), лапчатка гусиная (Potentillaanserina)[7]

Большая часть территории участка умеренно влажная и солнечная, незначительные участки более влажные и затененные (Приложение №4).

На участке обязательно присутствуют сидеральные растения из семейства бобовых – люпин, горох, клевер, а так же из семейства крестоцветных - горчица.

Особое внимание хотелось бы уделить теплице, расположенной на данном участке, размером 15*7м.(105кв.м.). Теплица - это искусственная экосистема, позволяющая выращивать более южные культуры круглый год, сажать и убирать урожай раньше срока, чем непосредственно и занимается наша семья.

2.2. Экосистемный анализ приусадебного участка

А) Растительность

На участке есть территории, занятые культурными растениями интродуцированными, а так же территории залуженные злаками. Но, все-таки подавляющее большинство, между произрастающими растениями, занимают ягодные полукустарники. Культурные растения представлены в (Приложение №5), (Приложение №6).

Кроме культурных растений на участках растут сорняки (щирица белая (Amaránthus), вьюнок полевой (Convōlvulusarvēnsis) , осот полевой (Sónchusarvénsis)). Осоты (Sónchus) , молочай (Euphórbia) , горчак( Acroptilon) , свинорой (Cýnodon), пырей (Elytrigia) и др., особенно вредоносны и трудно искореняемы. С сорняками мы боремся в основном вручную. В течение многих лет мы выращиваем на участках некоторые охраняемые, лекарственные виды растений (ландыш, календулу, крапиву, чистотел). На участках выделена зона залужения, где под плодовыми деревьями растут злаки, одуванчики. Представлены разные жизненные формы растений: деревья, кустарники, лианы, травы. В растительном сообществе приусадебного участка можно выделить ярусы, что создает условия для проживания здесь самых разных животных. Цветущие растения привлекают насекомых-опылителей, особенно пчел, что полезно для сада.Клевер (Trifolium) крапива, люцерна (Medicago) являются прекрасным «зелёным удобрением».Эти же растения, а также тысячелистник, окопник (Symphytum), одуванчик и многие другие значительно улучшают качество садового компоста. По тому, какие именно сорняки растут в саду, можно судить о качественном составе почвы[7].

Семена культурных растений не сразу попадают в открытый грунт. Для большей продуктивности, во-избежании последующих заболеваний, растения сначала подращиваются в теплице (рассада), тем самым закаливаются перед высадкой в огород. Собственно нами это было доказано экспериментально.

Опыт проводился в июне 2015 года и заключался в следующем: мы приобрели семена огурцов раннего сорта и цветов «Петуния». Семена каждой культуры были разделены пополам, и, непосредственно по одной половине мы посеяли в теплице, остальные же были сразу высажены в открытый грунт. Что и следовало ожидать, семена, высаженные в теплице показали наибольшую всхожесть. Огурцы, высаженные в открытый грунт показали первые плоды через 30-35 дней, а огурцы, заранее подрощенные в теплице начали плодоносить раньше на 5-7 дней; несмотря на то, что семена были высажены в одно время. Завяли и те, и те огурцы, практически, в одно время. Период плодоношения непосредственно зависит от погодных условий. (Приложение №7.)

В) Животный мир

В процессе исследования я установила, что в целом экосистема участка не нарушена. На нём имеются млекопитающие (мыши), земноводные(лягушки), пресмыкающиеся (ящерицы), насекомые (муравьи, пчелы, гусеницы и пр.), которые соседствуют между собой по законам природы – выживает сильнейший.

Наибольшее количество видов характерно для группы насекомых, они в целом преобладают на участке. Например, только на делянке с картофелем я обнаружила 6 видов насекомых, среди которых есть и вредители. Это коровка семиточечная, клоп степной, тля крушинная, цикадка, колорадский жук, жужелица медная. Вот уже несколько лет на участке не используются ядохимикаты. Мы стараемся применять биологические методы борьбы с нежелательными насекомыми.

Постоянные обитатели моего участка – дождевые черви, улитки (моллюски), слизни. Важную роль в поддержке равновесия в экосистеме участка играют позвоночные млекопитающие и птицы. Птицы редко гнездятся в саду, только в зарослях сирени. Они едят семена и плоды черемухи, рябины, ловят насекомых. Птиц мы стараемся привлекать, делая кормушки. На влажных, затененных участках около ручья живут жабы, лягушки, ужи. В самом ручье много дафний, личинок комаров.

Человек может влиять на состав животного мира, как косвенным путем, так и прямым – уничтожая нежелательные для себя виды. Важно только регулировать их численность [2]. (Приложение №8).

С) Пищевая сеть и цепь приусадебного участка

Естественно пищевая сеть на участке намного скуднее, нежели в естественных природных условиях, это обусловлено малым наличием обитателей (Приложение №9).

А) Влияние человека на круговорот воды на участке

На участке расположена артезианская скважина, непосредственно из которой вода поступает в дом и хозяйственный постройки, а также ведется полив.

На участке так же отмечены такие типы осадков: дождь, снег, роса, туман, град, иней. По некоторым данным, в нашем районе осадки обычно выпадают нейтральными и слабокислыми. Была взята проба снега. На первый взгляд он казался абсолютно чистым. Однако, когда он растаял и воду отфильтровали, оказалось, что в нем присутствовали пыль и органические вещества, которые остались на фильтре.

Путем химических анализов мы проверили качество воды, она довольно хорошего качества, так как накипь на чайнике образуется в малом количестве, долгое время и светлого цвета, что свидетельствует о небольшом содержании железа. (Приложение №2).

Кислотность или щелочность воды определяют с помощью лакмусовых и фенолфталеиновых полосок или метилового - оранжевого.

С помощью перманганата калия мы дали качественную оценку загрязнения исследуемой воды органическими примесями. В отобранные пробы воды добавили небольшое количество 0,03% раствора перманганата калия. Получили следующий результат: в пробирке перманганат калия не изменил цвет и остался розовым. (Приложение №2).

Оценка качества нашей воды из скважины:

  1. Цвет бесцветный (0% по шкале);

  2. прозрачная;

  3. запах отсутствует;

  4. вкус воды нейтральный, какие-либо привкусы не ощущаются;

  5. посторонние частицы отсутствуют;

  6. при намыливании даёт пену, следовательно, вода средней жесткости

(2-10 °Ж);

  1. среда воды нейтральная (лакмус в воде дал фиолетовую окраску, метиловый – оранжевый-оранжевую окраску, фенолфталеин не изменил окраску) [1].(Приложение №3).

В) Использование минеральных удобрений и ядохимикатов. Биологическая защита растений.

Все ядохимикаты опасны для здоровья и окружающей среды: они попадают в почву, затем в растения, то есть делают выращенный урожай и окружающую среду опасными для здоровья человека. Вместо ядохимикатов можно использовать биологические методы борьбы. На нашем участке часто встречаются жуки коровки и их личинки. Они активно истребляют тлей, клещей, щитовок и других вредителей. Семиточечная коровка за сутки уничтожает до 200 тлей [15]. Против вредителей с/х растений используем и микроорганизмы – возбудители болезней. Например, бактериальный препарат эндобактерин. С его помощью можно успешно бороться со всеми гусеницами бабочек, повреждающими листья плодово-ягодных и овощных растений. Из грибных препаратов применяют: боверин против колорадского жука. Бактериальные препараты безвредны для человека, полезных насекомых, растений и с/х животных. [15].

Важную роль в защите растений от насекомых – вредителей играют насекомоядные птицы, например скворцы, синицы, мухоловки [15]. Для привлечения их в сад, мы вывешиваем искусственные гнездовья, подкармливаем птиц в суровую зимнюю пору. Обрабатываем растения отварами пахучих растений: ботвой томатов, пижмы и т. д. На плодовых деревьях устраиваем ловчие пояса для насекомых.[9]

Другие же обитатели дачного участка, такие как муравьи, лягушки, ящерицы, гусеницы и др. не уничтожаются, потому что вред от них минимальный и их численность регулируется законами природы. Для удобрения земли используется перегной из листьев, а также навоз, но в небольших количествах и каждый год на разных местах участка, так как постоянное удобрение им приводит к накоплению в растениях нитратов. Проверка растений на присутствие нитратов.

При выполнении проверки на присутствие нитратов я руководствовалась «Методическими указаниями по определению нитратов и нитритов в продукции растениеводства», утвержденными начальником Главного санитарно-профилактического управления Минздрава СССР, 04.07.1989, № 5048-89.

Оборудование и реактивы.

Нож, ёмкость мерная, пипетка, дифениламин (кристаллический), серная кислота (концентрированная), исследуемая продукция.

Для проведения качественной пробы на присутствие нитритов в растениях на поверхность свежего среза наносили несколько капель раствора кристалликов дифениламина, смешанных с концентрированной серной кислоты и сравнивали результаты тестирования с данными, приведёнными в таблице. (Приложение №11).

Чем насыщенней цвет, тем больше содержание нитратов. [10].При добавлении этого реактива к нашим овощам, они остались неокрашенными.

С) Утилизация отходов

В процессе жизнедеятельности накапливается большое количество отходов. Ботву некоторых растений, очистки, опавшие листья и другие органические отходы мы используем для компоста. Затем компост вносим на участок. Так, мы возвращаем в почву часть питательных веществ, не загрязняя окружающую среду, ведь листовой перегной – весьма эффективное средство улучшения структуры почвы, отличная мульча и подкислитель для растений-ацидофилов. Перегной - любимое место обитания дождевых червей, больших помощников садовода(Приложение №10).

Заключение

1.Рекомендации владельцам приусадебных участков:

  • Оставляйте на участке небольшие зоны с естественной растительностью: она станет домом для, птиц, жаб, лягушек, хищных насекомых и опылителей.

  • Старайтесь не использовать ядохимикаты для борьбы с животными-вредителями.

  • Высаживайте на приусадебном участке растения, отпугивающие своим запахом вредителей, используйте отвары этих растений.

  • Не загрязняйте отходами окружающую среду. Делайте из них компост.

  • После сбора урожая оздоравливайте почву посевом сидератов.

Идеальное время для поливов – безветренный поздний вечер. Допустим полив и ранним утром, до наступления жары. Экономьте воду.

2.Выводы

  • Приусадебный участок – это искусственная экосистема. Ее существование зависит от человека.

  • Экосистема приусадебного участка отличается от естественной экосистемы по структуре и видовому составу организмов. Нельзя полностью уничтожать какие бы то ни было виды насекомых или растений. Исчезновение вредителя приведет к гибели полезных насекомых, которые им питаются.

  • Залог устойчивой экосистемы – здоровые растения. Для того чтобы

этого добиться, необходимо улучшить качество почвы: правильно

вскопать, внести компост и необходимые минеральные удобрения. Очень важно соблюдать севооборот.

Подтверждение гипотезы: я с полной уверенностью могу сказать, что никакие санкции нам не страшны, потому что на своем участке мы получаем хороший урожай овощей и фруктов. Наш приусадебный участок может служить примером экологически грамотного подхода к организации хозяйства. Мы по возможности учитываем природные законы и стараемся не нанести ущерба окружающей среде.

Используемая литература:

1.Анализ воды в домашних условиях http://med.odessa.ua/obraz/ vodaafnaliz.html

2.Википедия - свободная энциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki/

3.Информационный портал для садоводов и дачниковhttp://gardenstar.ru/ogorod/2073-virashivaemie-rassadoie-ovoshi.htm

4.. Каменский А.А.,Криксунов Е.А., Пасечник Общая биология.10-11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений-М.:Дрофа, 2015. -367с:ил,

5.Новостнаясоциальнаясеть http://newsland.com/community /5134/content/3654511

6. ПетровА. Статья :Сад без пестицидов .Десять правил экологической зашиты сада . Приусадебное хозяйство . 2015 №8 . с.42-49 .

7.Почва и компост/Отв. редактор Ковлягина М-М.: Изд-во Эксмо, Изд-во Лик пресс, 2002-144с.

8. Реймес Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Слов. - справ. –М.: Просвещение 1992.-320с.:ил

9.Сергеев В. Азбука садовода. М.: Агропромиздат, 198910.СотниковаТ.Статья: Исследование растений на нитраты http://livescience.ru

11. СухоруковаЛ.Н., КумченкоВ.С.. Биология. Живые системы и экосистемы 9 классучебник для общеобразовательных учреждений. Российская академия наук,:М.:Просвещение,2011г-143с12. Чернова Н.М., Былова А. М. Экология: учеб.пособие для студентов пед. Ин-тов по биолог.спец. – М.: Просвещение 1988-272с.

13.Экологическая агрохимия. Статья: Микробиологические препараты в биологизации земледелия РоссииВ.Б.Петров, В.К.Чеботарь, А.Е.Казаковhttp://agrohimiya.ucoz.ua/publ/1-1-0-1

14. Экологический мониторинг: Учебно-методическоепособие. Изд. 3-еиспр. и доп. / Под ред.Т.Я. Ашихминой. М.: Академический Проект,

2006. —416 с.

15.Энциклопедический словарь юного земледельца/Сост.А.Д. Джахангиров, В.П.Кузьмищев. – М.:Педагогика. 1983. -368 с.

Приложение №1 Приусадебный участок в селе Н-Печерское.

Приложение №2. Исследование воды.

Приложение №3. Среда воды – нейтральная.

Вид сверху

Вид сбоку

Цветность в градусах

Не отмечен

Не отмечен

Не отмечен

Очень слабый, желтоватый

Очень слабый

Желтоватый

40˚

Бледно-желтый

Слабо-желтый

60˚

Бледно-желтый

Желтый

150˚

Бледно-желтый

Интенсивно-желтый

300˚

Приложение №4. Карта приусадебного участка.

Приложение №5. Растения приусадебного участка.

Плодовые деревья

Плодово-ягодные и декоратив-

ные кустарники

Лианы

Травянистые однолетние растения

Травянистые двулетние растения

Травянистые многолетние растения

Яблоня

Смородина

Виноград

Огурец

Капуста

Земляника садовая

Груша

Малина

 

Томат

Морковь

Клубника

Слива

Крыжовник

 

Перец

Петрушка

Лук

Вишня

Ежевика

 

Баклажан

Свекла

Чеснок

Сливово-вишневый гибрид

Роза

 

Тыква

 

Хризантема

 

Жимолость

 

Кабачок

 

Тюльпан

 

Голубика

 

Патиссон

 

Пион

     

Горох

 

Георгин

     

Фасоль

 

Ромашка

     

Картофель

   
     

Листовые овощи

   
     

Декоративные однолетние растения

   

Приложение №6. Культурные растения участке

Приложение №7. Опыт по всхожести семян.

Приложение №8. Животные приусадебного участка.

Млекопитающие

Птицы

Насекомые

Земноводные

Черви

Кошка

Воробей

Колорадский жук

Лягушка

Дождевой

Собака

Ворона

Белокрылка

Жаба зеленая

Навозный

Свинья

Сорока

Тля

Пресмыкающиеся

 

Мышь

Курица-несушка

Солдатик

Ящерица

 

Ёж

Бройлерная курица

Муравьи

Уж

 
 

Синица

Комары

   
 

Скворец

Пчёлы

   
 

Грачи

Осы

   
   

Мухи

   

Приложение №9. Пищевая сеть.

Приложение №10. Утилизация отходов.

Процесс

Вид

тходов

Сжигание

Компост

Сдача вмусора

Вторичное использование

Сбор и хранение

Бумага

+

 

+

   
           

Древесина

+

   

+

 
           

Зеленая масса

 

+

     

Пищевыеотходы

 

+

     
           

Пластик

+

 

+

 

+

Жесть

+

 

+

 

+

Стекло

     

+

+

кирпич,

   

+

   

цемент

         

Металлические

   

+

+

+

изделия

         

Моющиевещества

   

+

 

+

Ткань

+

   

+

 

Резина

   

+

+

 
     

Кожа

+

       

Приложение №11.

Изменение окраски раствора при наличии нитратов.

Результаты тестирования занесли в таблицу.

Наименование сельхоз. продуктов

Наличие нитратов на приусадебном участке

томаты

Не обнаружено

лук репчатый

Не обнаружено

редис

Не обнаружено

арбуз

Не обнаружено

картофель

Не обнаружено

Просмотров работы: 2366