ЛЕВОРУКОСТЬ-БОЛЕЗНЬ ИЛИ ПРИЗНАК ОДАРЕННОСТИ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЛЕВОРУКОСТЬ-БОЛЕЗНЬ ИЛИ ПРИЗНАК ОДАРЕННОСТИ

Афанасов К.А. 1
1МБОУ СОШ №4 г. Никольска
Чернова Н.Н. 1
1МБОУ СОШ №4 г. Никольска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Цель работы:

- выяснить существование связи леворукости и одаренности детей.

Задачи:

- определить группу «леворуких» детей в школе, используя определенную методику;

- расширить теоретические знания о леворукости, праворукости;

- изучить признак леворукости и праворукости, используя определенные тесты – задания;

Методы исследовательской деятельности:

- изучение научной литературы по вопросу леворукости;

- использование Интернет – ресурса при изучении вопроса «Одаренность»;

- наблюдение за группой леворуких детей в школе №4 г. Никольска;

- использование специальных заданий для определения ведущей руки;

- обобщение собранного материала;

- защита исследовательской работы на научно - практической конференции в школе.

Актуальность темы:

Эта тема является актуальной, так как о леворуких мы знаем много и… почти ничего. Человеку свойственно настороженное отношение ко всему, что выпадает из картины всеобщности. В наше время не настороженность, а интерес, стремление понять леворуких и узнать о них больше, понимание естественности различий – это, по-видимому, путь цивилизованного отношения к феномену леворукости.

Содержание

1.Введение

2.Основная часть. Теоретическая

а) вопрос о происхождении леворукости,

б) Эволюционная теория асимметрии В. А. Геодакяна,

в) теория «Щита и меча»,

б) предрассудки, связанные с леворукостью

3.Практическая часть

4.Тестирование.

5. Как живется леворуким детям в праворуком мире?

5. Выводы

6. Литература

7. Приложения

«Так и есть. Я всё делаю левой рукой.И это значительно удобнее, чем правой рукой.»Губарев В. Г. “Королевство кривых зеркал”

Вопрос леворукости давно интересовал меня. Сам я левша… Мне всегда было интересно наблюдать за людьми, которые делают все не так, как другие. Мне захотелось изучить явление леворукости, чтобы понять, чем оно отличается от праворукости, и отличаются ли какие-либо показатели человека в зависимости от того, левша он или правша.

С вопросом леворукости мы познакомились на уроках биологии.

Я обратил внимание на то, что в нашей школе, почти во всех классах, есть ученики, которые пишут левой рукой. Мне стало интересно, почему одни пишут правой рукой, другие – левой. Вообще левша - это норма, болезнь или свойство одаренного человека. Как же живется леворуким в праворуком мире? В каком возрасте становится известно, какой ребенок - праворукий или леворукий? Влияет ли на это генотип родителей?

Данную исследовательскую работу я начал с изучения определения понятий «левшество» и «леворукость». Изучая литературу, я выяснил, что существуют понятия - левшество и леворукость и сегодня – это одна из интенсивно обсуждаемых проблем.

Левшество - проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации системы человека, его головного мозга.

Леворукость – предпочтение, активное использование левой руки. «Леворукость» и «левшество» не являются синонимами, хотя мы часто называем левшой леворукого человека. Левшество не ограничивается только леворукостью. Левкорукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество – комплексная характеристика. У правшей главенствует левая часть мозга, а у левшей – правая.

Левшество, в отличие от леворукости, - это предпочтение не только руки, но и ноги, глаза, уха и даже чувствительности левой половины тела. Просто в обычной жизни большинство людей редко обращает внимание на то, какую ногу, ухо или глаз предпочитает человек. Однако спортивные тренеры учитывают эти качества.

Стоит заметить, что абсолютных левшей — людей, у которых ведущие все парные органы левой стороны тела, — очень мало.

Но, оказывается, есть люди, у которых полушария головного мозга функционируют равнозначно, без существенного доминирования одного из них. Их называют амбидекстрами. Амбидекстры хорошо владеют обоими парными органами: обеими руками, ногами, ушами, глазами. Преимущественное владение левой рукой – зависит от «нехотения» или его упрямства, от особой организации деятельности мозга и своеобразия высших психических функций.

Целый ряд косвенных свидетельств указывает на то, что так было и в доисторические времена. На рисунках, обнаруженных на стенах пещер и в египетских пирамидах, обычно изображены люди, делающие что-либо с помощью правой руки, а анализ оружия и орудий труда эпохи палеолита показывает, что они были сделаны правой рукой и для правой руки.

Изучение рисунков руки, сделанных, как полагают, кроманьонцами, показывает, что свыше 80% из них изображают левую руку. Если предположить, что художники рисовали свои собственные руки, то эти данные также указывают на выраженное предпочтение правой руки для тонкой работы. Возможно, самые прямые из всех свидетельств предпочтения правой руки первобытными людьми дает анализ ископаемых черепов павианов с проломленными костями свода. На основании анализа расположения переломов исследователь сделал вывод, что повреждения являются следствием ударов, нанесенных первобытными людьми, державшими роковую дубинку в правой руке.

Леворукость – это не болезнь, а образ жизни.

Человеческое тело симметрично. То есть правая сторона выглядит зеркальным отражением левой, и наоборот. Исключения малочисленны и связаны в основном с расположением внутренних органов: сердце смещено влево от центра, печень – вправо, отклоняются от симметрии селезенка, аорта, изгибы кишечника… но среди парных органов исключений нет: правый глаз (ухо, нога, легкое) внешне не отличаются от левого. У всех перечисленных органов одинаковы не только формы, но и функции. И только человеческие руки, будучи внешне одинаковыми (по крайней мере при рождении), функционально неравноценны: в большинстве случаев правая - рука может делать всё, на что способна ее напарница, а еще много того, что та не умеет.

Левшество связано с асимметрией парных органов человека. Благодаря принципу биологической надежности человек наделен многими органами, дублирующими самих себя. У него пара легких, пара почек, пара глаз, пара рук, пара ног и т. д. Если один из парных органов отказывает, другой может частично принимать на себя его функции. Но полное дублирование природа, видимо, сочла роскошью. Как показывают наблюдения и эксперименты, парные органы у людей развиты неодинаково. Один из двух парных органов всегда является доминирующим. Преобладание левой части над правой и называется левшеством.

Ученые полагают, что каждый шестой человек может одинаково использовать как левую, так и правую руку. А около 20% всех людей считаются скрытыми левшами, т. е. они могут равноценно работать обеими руками, но предпочтение почему-то отдают правой.Более того, люди, обладающие какими-либо экстраординарными способностями, тоже в основном леворукие. Отличительными чертами левшей считались: повышенная способность четко воспринимать звуки и интонации, а также отличать тончайшие оттенки цвета, что не дано правшам.

Правое полушарие контролирует сенсорные и двигательные функции левой половины тела:

• управляет навыками, связанными со зрительным и пространственным опытом

• переработка информации - одновременно и целостно

Левое полушарие контролирует сенсорные и двигательные функции правой половины тела:

• в основном - язык и речь

• переработка информации - аналитически и последовательно

По материалам wikipedia: Преобладающая рука — признак, возникающий из-за неодинакового развития моторных навыков между левой и правой руками.

Человека, который в большей степени владеет правой рукой, называют правшой,

а того, кто чаще использует левую руку — левшой.

Меньшинство людей одинаково владеет обеими руками — их называют амбидекстрами.

В книге Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер. `Мозг, разум и поведение` (глава 8 - Мышление и сознание) говорится о результатах теста Вада:

Праворукие - язык и речь контролируются

• 95% - Левым Полушарием

• 5% - Правым Полушарием

Леворукие - язык и речь контролируются

• 70% - Левым Полушарием

• 15% - Правым Полушарием

• 15% - Левым + Правым Полушарием

Язык и речь у Праворуких/Леворуких

Поле зрения каждого глаза состоит из левой и правой половин. Информация из правой части поля зрения обоих глаз поступает только в левое полушарие, а из левой части - только в правое полушарие. Связь между зрительными зонами левого и правого полушарий осуществляется через мозолистое тело. Человеческая речь в отличие от этих контралатеральных функций локализована только в одном из полушарий мозга.

Поле зрения глаз

Вопрос о происхождении леворукости.

По вопросу о происхождении леворукости нет единого мнения. Существуют три гипотезы:

1. Генетически закрепленная леворукость.

2. Компенсаторная леворукость.

3. Вынужденная леворукость.

Причины леворукости до конца не выяснены, но есть предположения:

  • Влияние внешней среды:

вынужденная леворукость (травмы, аномалии развития, ДЦП);

ненасильственное переучивание (праворукий ребенок подражает леворуким родителям);

  • Патологическая леворукость:

родовой стресс (наличие более двух неблагоприятных факторов при рождении);

патология беременности;

зеркальное положение у близнецов;

  • Наследственный фактор.

Каковы же причины леворукости и праворукости?

Эволюционная теория асимметрии В. А. Геодакяна: праворукость и леворукость не патология, а нормальные, адаптивные фенотипы для стабильной и изменчивой среды, регулирующие поведенческую пластичность общества.

У эмбриона доминирует более древнее биологическое правое полушарие, управляющее левой рукой. В оптимальных условиях интенсивное развитие левого полушария приводит к тому, что рано или поздно оно обгоняет правое полушарие. Экстремальные условия (экологический и психологический стресс матери), создают гипоксию, угнетающую более чувствительное левое полушарие эмбриона. Торможение развития левого полушария приводит к тому, что оно упускает лабильную фазу развития доминантности левой руки. При этом меняется только полушарность, но не рукость, и эмбрион становится цис-леворуким (доминирование левого полушария и левой руки). Гипотезу эмбриональной гипоксии подтверждает повышенный процент леворуких среди близнецов и недоношенных детей (который нельзя объяснить механическими повреждениями мозга в утробе матери или во время родов).

Одной из возможных причин леворукости ученые считают избыток тестостерона (мужской гормон), который замедляет рост левого полушария при развитии внутри утробы плода, поэтому доминирующим оказывается правое полушарие, что и становится причиной данного явления. Это объясняет, почему у мужчин оно встречается чаще, чем у женщин.

В 1980 году Майк Корбаллис выдвинул теорию «Щита и меча», согласно которой в древние времена соотношение правшей и левшей было примерно одинаковым. По мнению ученого, бесконечные войны тех времен привели к преимущественной гибели леворуких, и генетический признак праворукости надежно укоренился в популяции. Что же стало причиной печального преобладания леворуких в числе погибших? Теория Корбаллиса объясняет: левши держали меч в левой руке, а щит - в правой. При этом область сердца у леворуких оказывалась менее защищенной, и они чаще получали смертельные раны, нежели те воины, кто закрывал сердце, удерживая щит в левой руке, а меч - в правой.

Часто встречающаяся семейная леворукость заставила учёных ответить на вопрос о возможности передачи этого признака по наследству. Существует несколько концепций генетической обусловленности той леворукости, которая называется нормальной, или генетически закреплённой, несвязанной с нарушениями в развитии. Значимость генетического фактора подтверждается данными о том, что леворукость особенно часто встречается в семьях, где хотя бы один из родителей – левша. Леворукие дети упоминают о леворуких родственниках в пять раз чаще, чем праворукие, семейное левшество чаще выявляется среди леворуких, чем среди праворуких детей. Однако, любая генетическая модель, должна совпадать с практическими расчётными данными, и чем выше совпадение, тем больше вероятность, что такая модель может быть использована для объяснения наследования рукости. (Генетические теории Д. Леви и Т. Нагилаки; Н. Гешвинда и А. Галабурды; теория «правого сдвига» М. Аннет). Существуют варианты теорий, рассматривающих комплексное сочетание патологических и генетических факторов, лежащих в основе проявления латерального предпочтения. Но, по-видимому, более корректным было бы представление о гетерогенной (разнопричинной) леворукости.

В научном мире один из первых серьезных обзоров работ по леворуким принадлежал перу Джексона и был издан в Лондоне в 1905 году. С проблемой леворукости соприкасается проблема функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Особенности функциональной ассиметрии мозга и связанные с этим проблемы леворукости поднимались в исследованиях таких ученых, как Х.Гордон, П. Брок, К. Вернике, Х.Джексон, Х.Килер, С. Спрингер, Г.Дейч; в работах отечественных ученых: М.Безруких, Т.Г.Бетелевой,Н.В.Дубровинской,Д.А. Фарбер,М.Г.Князевой,Н.Н. Богданова, Т. А. Доброхотовой, Н. Н. Брагиной, Э. А. Голубевой, Н.Н.Даниловой.

В труде по психологии, вышедшем в 1921 году, люди, предпочитающие пользоваться левой рукой для выполнения повседневных действий, рассматривались как слабоумные.

В конце XX века стала популярной другая теория. На основе того, что многие выдающиеся исторические деятели, художники, изобретатели, актеры были левшами, это явление стало рассматриваться как признак гениальности.

В России леворукость считалась уродством и болезнью вроде шестипалости. Варварские методы искоренения этого порока доводили детей до истерик и ночных кошмаров: левую руку привязывали к туловищу или били линейкой. Переученных леворуких было много. К примеру, Андрей Сахаров писал правой, а рисовал левой рукой. В СССР только в 1986 году законодательно была отменена необходимость переучивания в дошкольных заведениях и школах. http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/18603_levorukie_znamenitosti

В дополнительной литературе, которую я читал, было много интересного материала о леворукости, мне хотелось привести полученные знания в систему.

Левши составляют 10-17 процентов населения нашей планеты. В 1930-е годы в Великобритании насчитывалось около 3% левшей, к 1950-м годам их стало около 5%, а сейчас примерно каждый десятый англичанин - левша. В России, соответственно, их порядка 15–18 миллионов человек. Причем отечественная армия леворуких увеличивается год от года – с тех пор как народное образование оставило, наконец, непохожих учеников в покое. Оказывается, вплоть до 1985 года левшей упрямо переучивали, заставляя писать и рисовать правой рукой.

Доподлинно известно следующее: среди детей праворуких родителей левши составляют примерно 2 процента, если один родитель праворук – 17 процентов, у двух левшей – 46 процентов. В мире насчитывается примерно 9–11 процентов леворуких детей, но в нашей стране – почти 25 процентов. Объясняется этот факт одним прискорбным обстоятельством: редкая российская мама рожает без проблем. Патология в родах достигает 70 процентов.

В 2012 году день левши был юбилейным — 13 августа 1992 год его впервые отметили официально под лозунгом: "Левши всех стран, соединяйтесь и покажите этим правшам!" Столь агрессивный посыл можно понять — ведь мир, в котором мы живем, рассчитан на правшей. Чтобы понять, как непросто жить левшам, а это каждый седьмой житель планеты — достаточно попробовать поработать компьютерной мышкой левой рукой или попытаться, сев за руль авто, одной левой включить нужную передачу. Часто мы говорим "правый", имеем в виду "правильный", а когда — "левый", почему-то подразумеваем "сомнительный".

Предрассудки, связанные с леворукостью

Древность происхождения этого предрассудка достаточно убедительно подтверждается лингвистическим анализом. Во многих языках «левый» является не только синонимом слов со значением «неловкий», «неуклюжий», но и со значением «неискренний», «разбитый», «зловещий», то есть таких, которые имеют, как правило, отрицательное значение.

Это выраженное даже средствами языка предубеждение прошло через века и не изжито до сих пор. И сегодня мусульмане считают оскорблением, если им протягивают при встрече левую руку или подают левой рукой деньги, подарок. Они считают её «нечистой».

Так же относятся к левой руке представители одной из народностей Нигерии - йоруба, которым категорически запрещено что-либо брать или передавать левой рукой. Это жестокое оскорбление и преднамеренная демонстрация неуважения к человеку.

К сожалению, и сейчас ещё бытует представление о связи между леворукостью и более низкими умственными способностями людей, несмотря на то, что специальные психофизиологические исследования не дают для этого никаких оснований.

Леворукость веками остаётся загадкой, притягивающей внимание. Действительно, большая часть человечества - праворукие и только 5-12% составляют леворукие.

Любое предположение или умозаключение убедительнее всего иллюстрируют цифры. В различных регионах земного шара насчитывается различное количество леворуких. Максимальное количество людей с левыми и симметричными профилями встречается на севере России – среди ненцев, эвенков, селькупов и т.д. точно такая же ситуация наблюдается во всех приполярных областях Земли и в горах. При изучении этого факта оказалось, что именно люди с левыми признаками успешнее адаптируются к природным факторам среды, в том числе к недостатку кислорода.

Среди населения Южной Азии, Восточной Европы, Юго-восточной Азии, Австралии встречается намного больше левшей, чем в других этнических группах во всем мире, в то время как среди населения Западной и Северной Европы, Африки — левшей встречается намного меньше.

Южное полушарие более «леворуко»: это может быть спровоцировано и социальными причинами — левши как изгои «выдавливались» на периферию Старого света. По статистике, сейчас на Земле проживает порядка 500 миллионов леворуких людей. Левшами в Европе рождается около десяти процентов детей и они более крикливы, нетерпеливы, но уже в детском возрасте более общительны, контактны. Левши чаще выбирают профессии артистов, художников, писателей, левши особенно ценятся в боксе и фехтовании. Но в своей работе я буду исследовать не левшей и правшей, а леворуких и праворуких.

За последние 50 лет удельный вес леворуких в европейских странах возрос в 3-4 раза, что связано с повсеместным прекращением переучивания левшей, а также с созданием специальных технологических приспособлений, инструментов и средств деятельности, специально к ним адаптированных. Среди детей намного больше левшей, чем среди взрослых. Статистика показывает, что взрослые люди в меньшей степени будут левшами, чем их более молодые соотечественники – процент левшей резко снижается с увеличением возраста.

На основании выше изложенного теоретического материала, я делаю вывод, что левша – это человек, предпочтительно пользующийся левой рукой и в популяции людей имеет место разнообразие ведущей руки.

Передо мной встала задача - выяснить являются ли левши

одаренными людьми?

Используя данные Интернет – ресурса, я был удивлен огромным списком людей леворуких. Среди них были известные нам политики и военные, ученые и бизнесмены, художники, актеры и музыканты, писатели и философы (Приложение).

Всегда считалось, что левши, как правило, превосходят правшей по уровню интеллекта. Каждый пятый выдающийся человек — левша. Так, леворукость была отличительной особенностью отличались и даже гордились: Ю. Цезарь, Леонардо да Винчи, Лев Толстой, Чарли Чаплин, Александр Македонский и Наполеон, И. П. Павлов и В. И. Даль, Альберт Эйнштейн, Уинстон Черчилль и Пабло Пикассо, Аристотель, Роберт

Шуман, Исаак Ньютон, Микеланджело, а среди современников таковыми являются Билл Клинтон, Пол Маккартни, Брюс Уиллис, Николь Кидман, Дэвид Духовны, Билл Гейтс и еще многие другие.

Леворукие также многие известные фехтовальщики и теннисисты, боксеры, а значит, леворукость сама по себе не только не препятствует никакой умственной деятельности, но и не является препятствием для достижения больших успехов в развитии и в совершенствовании сложнейших двигательных навыков. Нельзя не вспомнить и лесковского Левшу, столь умелого, что удалось блоху подковать.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможностьдостижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

По критерию «форма проявления» можно говорить о явной и скрытой одаренности.

Явная одаренность проявляется в деятельности ученика достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях.

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ученика в замаскированной форме.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить: общую или умственную и специальную одаренность.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.) Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности , под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности.

Наиболее рано проявляется одаренность в искусстве, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства.

Отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего развития личности.

При выявлении связи между леворукостью и одаренностью детей был задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми, специальные психодиагностические тренинги, включение детей в специальные игровые занятия, анализ участия леворуких детей в конкурсах, конференциях, смотрах.

Статистика показала следующие результаты: из 22 леворуких детей - 6 человек хорошо рисуют, 2- сочиняют стихи, 3- поют, 7 – спортсмены, 5 – имеют организаторские способности. По итогам 2014- 2015 учебного года провели анализ успеваемости учащихся леворуких. Из 22 человек – 5 «отличников», 7 – на «4» и «5», 4 – с 1 и двумя «тройками» и 7 –имеют удовлетворительные учебные возможности.

Анализируя участие леворуких детей в общешкольных делах, удивляешься их возможностям. Они являются участниками конкурсов на различные темы, конкурсов стихов, презентаций, представлений. Леворукие дети принимают участие в творческих смотрах и олимпиадах и занимают призовые места.

Леворукий ребенок, как и любой ребенок, индивидуален. Ему должно быть спокойно и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать этот мир как свой, а не как чужой.

Изучив теоретические вопросы «левшества» в жизни, я перешел от теории к практическим тестам – заданиям. Использовал метод наблюдения, выбрал систему заданий, которые предложил для выполнения группе учащихся 1-11 классов. В опросе участвовало 432 человека, опрос проводился с целью определения ведущей руки у учащихся. Выяснив, что выраженность леворукости и праворукости бывает разной и существуют люди четырех групп: «выраженные правши», «выраженные левши», «невыраженные правши», «невыраженные левши», я провел специальное тестирование и наблюдение, беседовал с учениками группы «леворукие», затем обобщил полученные результаты. Статистический анализ показал, что из 320 учащихся 8 – 11 классов «выраженные правши», составляют 91%, «выраженные левши» - 4,6% (22 человека, в каждом классе 1 -2 ученика – леворукие), амбидекстры - 0%.

Как живется леворуким детям в праворуком мире?

Наблюдения за леворукими учениками, дружеский разговор вскрыл следующие особенности и некоторые проблемы:

  • когда они сидят за столом в школе или дома, они садятся так, чтобы левая рука была свободной и никому не мешала

  • ручку и карандаш неудобно держать – пальцы скользят, рука закрывает и размазывает написанное, при написании текста приходится разворачивать тетрадь

  • пишут они аккуратно, приходится выводить каждую букву

  • обычные ножницы закрывают место резки и «жуют бумагу и ткань.

  • точилками и линейками, рассчитанными для праворуких, очень неудобно пользоваться

  • трудности в работе на компьютере, с фотоаппаратом, с телефоном

  • трудности в работе с кухонными принадлежностями: половник, ножи, мясорубка, овощечистка.

Я полностью согласен с трудностями, которые испытывают леворукие, эти трудности я испытал, когда находился в гипсе, но приходится приспосабливаться к праворукому миру.

Выводы

В результате проведенной исследовательской работы по теме «Леворукость – признак одаренности» можно сделать выводы, опирающиеся на изученный теоретический материал и факты статистики по школе:

  • Леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особенностями работы мозга.

  • Среди леворуких учащихся в нашей школе есть те, которые учатся на отлично, хорошо и удовлетворительно. Следовательно, можно сделать вывод, что на качество знаний рукость не влияет. Среди леворуких учащихся нашей школы есть те, которые хорошо рисуют (но не все), хорошо поют (но не все), поэтому можно сделать вывод, что оба полушария головного мозга у этих детей развиваются одинаково.

  • Левое полушарие головного мозга отвечает за устную и письменную речь, анализ информации, обобщение и принятие решений. Правое полушарие головного мозга отвечает за образное мышление, музыкальное, художественное творчество, а также за восприятие музыки.

  • Леворукие дети – это такие же дети, что и праворукие ничем не отличающиеся от праворуких, за исключением того, что они пишут левой рукой. Хотя неудобств в использовании техники у них больше. Так как талантливые люди есть и среди левшей и среди правшей, поэтому я сделал вывод, что на одаренность оно не влияет.

Список используемой литературы

1. Пятница Т.В. Мой ребенок – левша.- Ростов- на- Дону, «Феникс»,2008.

2. Безруких М.Б. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург:ЛИТУР, 2001

3. Майская А. Ребенок – левша: как достичь гармонии с «правым» миром – СПб.: Питер,2005.

4. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. – М.: Генезис, 2004.

5. Шорох – Троицкая М.К. Не переучивайте левшу! – Наука и жизнь. – 2002.- №8

6. Макарьев И. Если ваш ребенок левша. – М.: Лань ,2003.

2. Записки левой руки. Детская болезнь левизны / Н. Ефремова // Народное образование.- 2002.- № 9.

3. Трудности обучения левшей / О. Иншакова // Начальная школа. - 2003. - № 10.

4. Личностно-ориентированный подход в обучении леворуких детей младшего школьного возраста / М. А. Шумкина // Начальная школа.

-2006. - №9.

5.О феномене леворукости / Н. Юдин, А. Муталимова // Воспитание школьников. - 2002.- № 10.

Приложение

Тесты для определения ведущей руки.

Существует несколько вариантов определения рукости. Наиболее распространенным является метод количественной оценки с помощью вопросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий.

Более эффективно использовать специальные задания:

  • «Переплетение пальцев рук. Предложите детям сложить руки в замок, тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху кладется большой палец правой руки, а у левшей – левой.

  • «Поза Наполеона» - складывание руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

  • “Одновременные действия обеих рук” — рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

  • Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение.

  • Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг.

Немецкий исследователь Ф. Кречмер предлагает для определения рукости попросить ребенка продемонстрировать следующие действия:

  • Нанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой

  • Ребенку предлагают открыть несколько баночек с завинчивающимися крышками.

  • Развязывание узелков. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел.

  • Построить из кубиков дом. Ведущей является рука, которая чаще берет, укладывает и поправляет кубики.

  • Намотать нитку на катушку.

  • Перелить воду из одного стакана в другой.

  • Продеть нитку в иголку.

  • Позвонить в колокольчик

  • Закрыть и открыть застежку – молнию.

  • Взять стакан с водой.

Приложение

Знаменитые левши

Политики и военные:

Гай Юлий ЦезарьАлександр МакедонскийТиберийЯпанку Локу (Инкский вождь, известный как "незабвенный левша") Жанна Д'АркКарл ВеликийНаполеон БонапартОтто Бисмарк Бенджамин ФранклинУинстон Черчилльпрезидент ФордРональд Рейган Джорж Буш СтаршийДжорж Буш Младший (наш позор!)Билл КлинтонФидель КастроМахатма ГандиБиньямин НетаньяхуКоллин Пауэл Альберт Горкоролева Виктория Барак Обама и возможно, Владимир Путин (скрытый левша) Ученые и бизнесмены:

Леонардо да Винчи Альберт Эйнштейн Исаак НьютонНикола Теслафизиолог Павлов Генри ФордБилл ГейтсРокфеллерыГарри КаспаровНэйл Армстронг (космонавт)Джек ПотрошительХудожники:

Рафаэль (Раффаэлло Санти)Леонардо да Винчи - великий левша, художник,скульптор, архитектор, строитель,дизайнер, прозаик, поэт,музыкант, философ, баснописец, искусствовед, учёный-естествоиспытатель,анатом, ботаник, зоологМикеланджело - скульптор, живописцец, поэт Пабло ПикассоАльбрехт ДюрерОгюст РоденПитер Пауль РубенсАнри Тулуз-ЛотрекАктеры:

Чарли ЧаплинМэрилин МонроГрета ГарбоБрюс Бокслейтнер Джим Керри Том КрузРоберт Де Ниро Дэвид ДуховныАнжелина ДжолиМила ЙововичНиколь Кидман Джулия Робертс Брюс УиллисСильвестр СталлонеДрю БерриморВупи ГолдбергЛиза КудроуДеми МурВин ДизельКиану РивзХью ДжекманБен СтиллерМэттью ПерриМорган ФриманДжош ХоллоуэйБилл МюррэйДжамель ДеббузОуэн УилсонТиль ШвайгерДжейсон СтэтхэмГаспар УльельПирс БроснанМикки РуркСкарлетт ЙоханссонСара Джессика ПаркерДжулианна МурДжессика АльбаКейт ХадсонДениз РичардсРежиссёр Джеймс КамеронАнтон КамоловМузыканты:

Никколо ПаганиниЛюдвиг Ван БетховенВольфгант Амадей МоцартФредерик ШопенРоберт Шуман Сергей РахманиновСергей ПрокофьевЭнрике КарузоПол МаккартниДэвид БоуиМирей МатьеКурт Кобэйн (Nirvana)Фил КоллинсСелин ДионБоб ДиланДжими ХендриксРики Мартин Роберт ПлантСтингЭминемДжорж Майклс. Писатели и философы:

АристотельФридрих НицшеФранц КафкаГанс Христиан АндерсенАлександр ПушкинЛев ТолстойВладимир ДальЛьюис КэрроллГерберт УэллсМарк ТвенДжеймс Кэмерон Николай Лесков повесть "Левша"

Спортсмены:

Корри Сандерс (боксер, побил В. Кличко в 2003 г)Моника СелешМартина НавратиловаДиего МарадонаБобби ЧарльтонЙохан КруиффПелеРууд ГуллитМишель ПлатиниМарко Ван БастенОлег БлохинОскар Де Ла ХойяМэнни ПакьяоЛасло Папп И многие, многие другие…

Приложение

Я провел в школе опрос:

«Зависит ли талант ребенка от праворукости и леворукости?», в котором классные руководители отвечали на следующие вопросы:

1 «А» кл – 24 (1 левша)

1 «Б» кл – 21 учащихся леворуких нет

2 «А» кл – 24 (1 левша)

2 «Б» кл – 25 (1 левша)

3 «А» кл – 21 учащихся (2 левши)

3 «Б» кл – 15 учащихся (1 левша)

4 «А» кл – 21 учащихся (2 левши)

4 «Б» кл – 22 учащихся (1 левша)

5 «А» кл – 23 учащихся (3 левши)

5 «Б» кл – 26 учащихся (1 левша)

6 «А» кл – 25 учащихся (2 левши)

6 «Б» кл – 26 учащихся леворуких нет

7 «А» кл – 26 учащихся (1 левша)

7 «Б» кл – 27 учащихся (1 левши)

8 «А» кл – 17 учащихся леворуких нет

8 «Б» кл – 18 учащихся леворуких нет

9 «А» кл – 24 учащихся (2 левши)

9 «Б» кл – 25 учащихся (1 левша)

10 кл – 27 учащихся (1 левша)

11 кл – 15 учащихся (1 левша)

Всего 452 ученика, из которых 22 леворуких.

Начальная школа: Всего 173 учащихся, леворуких 9 – это 5,2 %

Средняя школа: Всего 237 ученика, леворуких 11 – это 4,6 %

Старшая школа. Всего 42 учащихся, леворуких 2 – это 4,7 %

Всего по школе 452 ученика, леворуких 22 – это 4,8%

Среди леворуких детей в школе есть отличники, хорошисты и ученики, которые учатся удовлетворительно.

Приложение

Специфика обучения леворуких детей (особенно актуальна для педагогов начальной школы и колы раннего развития.)

Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения.

Дети-левши обладают определенной спецификой познавательной деятельности. В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

Сниженная способность зрительно-двигательной координации: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графического изображения; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк;

Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти: зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смещение на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении расположения предметов в пространстве;

Особая стратегия переработки информации: для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание его «по полочкам», на основании такого подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности;

Слабость внимания: трудности переключения и концентрации внимания;

Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа.

Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени - чтением), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.

Поэтому в работе с леворукими детьми следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма.

Существует несколько способов письма левой рукой.

Первый способ: зеркальное отражение «праворукого» положения руки при письме. Им чаще всего пользуются дети. Считается, что такое положение руки серьезно затрудняет процесс обучения: так как все образцы в тетрадях (прописях) расположены слева, при письме ребенок закрывает их кистью руки и не может на них ориентироваться, выполняя графические упражнения. Поэтому при таком способе письма у леворуких детей очень часто наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв, неправильное написание графических элементов.

Второй способ: кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает количество графических ошибок при письме. Леворукие дети чаще всего сами приходят к такому способу письма.

Третий способ: кисть левой руки с ручкой находится под строкой. При этом точкой опоры пишущей руки является лишь ногтевая фаланга левого мизинца, кисть руки практически полностью оказывается на весу. При таком способе письма ребенок хорошо видит образец, ему не приходится выворачивать кисть руки, написанное ранее не смазывается. Правда, при таком способе происходит нарушение общепринятых требований наклона письма вправо.

Остановимся на общих положениях условий письма (посадка, положение тетради, способ держания ручки).

1. Прежде всего, нужно учесть, что и правонаклонное, и левонаклонное письмо практически невозможно для леворукого ребенка, так как при письме он будет рабочей рукой загораживать себе линию письма. Более целесообразно, если при правостороннем наклоне тетради леворукий ребенок будет писать прямо, не загораживая себе линию строки и соблюдая правильную посадку при письме. Посадка при письме леворукого ребенка стандартная, но немного вперед выдвинуто не правое, а левое плечо.

Положение тетради при этом может быть различным. Рекомендуется повернуть тетрадь или лист бумаги так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

2.Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма. Нужно с самого начала создать условия, чтобы ребенок не чувствовал неловкости, неуверенности, выбрал для себя тот вариант письма, связанного или несвязанного, который в большей мере соответствует его способностям и возможностям. Траектория движения руки при написании букв, как показывает опыт, может быть самой разной и не соответствовать той, которой учат. При письме леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз. У них больше обрывов, меньше связность. Соединяются буквы, как правило, короткими прямыми линиями.

3.Неправильный способ держания ручки часто создает много дополнительных трудностей при обучении письму. Особого внимания требуют леворукие дети, которые держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука находится в так называемом инвертированном положении и согнута в виде крючка. По мнению некоторых ученых, подобное положение ручки при письме дает информацию о том, какое полушарие контролирует речевые и языковые функции у ребенка. Считается, что инвертированное положение ручки свидетельствует о том, что речевые функции ребенка контролируются левым полушарием (так же, как и у праворуких детей).

Но существует и еще одно мнение, прямо противоположное: инвертированное положение ручки не отражает особенности деятельности полушарий коры головного мозга, а показывает несоответствие методики возможностям ребенка. В последние годы, особенно в тех случаях, когда требование безотрывности при письме соблюдается неукоснительно, очень часто и леворукие, и праворукие ученики держат ручку инвертировано. Это естественная реакция детей, которым трудно координировать одновременное передвижение руки вдоль строки и сложную траекторию движений при выполнении каждой буквы при безотрывном письме.

Ребенок вынужден либо сильно изменить позу при письме (буквально лечь, выдвинув сильно вперед плечо), либо держать ручку почти перпендикулярно строке, что возможно только при инвертированном ее положении. Такое положение ручки необходимо исправлять, так как оно вызывает очень сильное мышечное напряжение у праворукого ребенка, но не следует настаивать на исправлении положения ручки у леворукого.

У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, отмечается весь комплекс трудностей. Леворуких детей отличает более медленный темп письма. Вообще, обучение письму - процесс не только длительный, но и чрезвычайно многокомпонентный. На начальном этапе почти все внимание ребенка сосредоточено на том, как писать тот или иной элемент, букву. При обучении письму, особенно в букварный период, необходимо учитывать и трудности зрительно-пространственной ориентировки, недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв. Специальные исследования показывают, что значительная часть леворуких детей имеет недостаточное развитие моторных функций и зрительно-моторных координаций, а также недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти.

Интересные факты из мира Леворуких

Это интересно…

Почему сожгли Жанну д’Арк ?

Исторически сложилось так, что левшей часто недолюбливали. В средние века их могли легко обвинить в колдовстве. Издавна левую руку называли «нечистой». Считалось, что самый главный левша — дьявол, который якобы посмеялся над задумкой Бога сделать правую руку человека более активной. На Руси, например, левшам (впрочем, как и рыжим), запрещали давать показания в суде. Такой приказ ввел знаменитый российский государь-реформатор Петр Великий. Согласно некоторым историческим хроникам чуть ли не основную роль в решении судей о сожжении Жанны д’Арк сыграло прискорбное открытие: ее собирались помиловать, но, обнаружив, что она левша, сообразили, что это уж точно дьявольский знак.По сей день в мусульманском мире левой рукой нельзя дарить подарки, подавать пищу и поздравлять. Во многих языках слово «левый» означает неуклюжий, фальшивый и вызывающий подозрение.

В советские времена велась суровая кампания по переучиванию левшей. То же самое происходило во Франции в 50-е годы ХХ века. Для этого в школах детям привязывали левую руку за спину. В Германии школьников продолжали переучивать вплоть до 70-х годов прошлого века. Африканские зулусы опускали левую руку маленьких левшей в кипящую воду, чтобы отучить их пользоваться ею, а в Великобритании в викторианскую эпоху женщины-левши позже выходили замуж и, следовательно, имели меньше детей.

— Многим своим клиентам-правшам я даже рекомендую заводить дневник и писать левой рукой или даже рисовать, — делится психолог. — Человек раскрепощается, у него всплывают скрытые таланты. Развивая непривычную для себя руку, испытывают то, что сравнимо с озарением в Тибетском монастыре — в корне меняется отношение к жизни.

Международный день левши — праздник, отмечаемый ежегодно 13 августа.

Только факты…

• Свой знаменитый «маленький шаг одного человека — и огромный шаг всего человечества» на Луну астронавт Нейл Армстронг сделал левой ногой.

• Левша Леонардо да Винчи вел все свои записи справа налево, так что прочитать их можно было, поднеся к зеркалу.• Левша Наполеон Бонапарт был изображен своим современником на картине верхом на лошади и держал телескоп у левого глаза.

• Левши чаще рождаются во второй половине года, а реже всего — весной.

• В Японии муж мог развестись с женой, узнав, что она — левша.

• Эскимосы верят, что каждый левша может быть колдуном.

• Древние египтяне считали хорошей приметой войти в дом с левой ноги.

• Древние инки полагали, что быть левшой — большое счастье.• Все полярные медведи — левши.

• Левши под водой видят лучше, чем правши.

Левши и правши среди животных.

Оказывается, термины "левша" и "правша" применимы не только к людям, но и к животным. Все белые медведи — левши, среди кошек большинство — правши, среди мышей попадается много амбидекстров. Сотрудница зоопарка Линкольна в Чикаго опубликовала данные, согласно которым две трети диких шимпанзе, выуживая термитов из гнезд, держали прутики в левой руке. Приматы, находящиеся в неволе, обычно орудуют правой рукой. Вероятно при этом они попросту "обезьянничают", перенимая эту привычку у человечества.http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/18603_levorukie_znamenitosti

Просмотров работы: 1568