Введение.
На протяжении столетий организм горожан адаптировался к условиям закрытых помещений. Наблюдения показывают, что городские жители две трети жизни проводят дома, на работе, в различных местах общественного пользования, в которых, в зависимости от регионов земного шара, создаются своеобразные газовые, температурные, световые и физико-химические условия жилищной среды. Новые экологические условия наложили отпечаток на физиологию и психику современного человека, формируя его облик, характер, поведение и состояние здоровья.
Воздух является средой, содержащей значительное количество микроорганизмов. С воздухом они могут переноситься на значительные расстояния. В отличие от воды и почвы, где микробы могут жить и размножаться, в воздухе они только сохраняются некоторое время, а затем гибнут под влиянием ряда неблагоприятных факторов: высыхания, действия солнечной радиации, смены температуры, отсутствия питательных веществ и др.
Наиболее устойчивые микроорганизмы могут долго сохраняться в воздухе и обнаруживаться там с большим постоянством. К такой постоянной микрофлоре воздуха относятся споры грибов и бактерий, сарцины и другие пигментообразующие кокки. Воздух в помещении изначально включает в себя микроорганизмы, содержащиеся в окружающей нас среде. Микроорганизмы представляют собой своеобразную форму организации живой материи. Их отличает многочисленность, удивительная жизнеспособность, пластичность, повсеместное распространение. Микроорганизмы способны вступать с организмом человека в самые разные взаимоотношения – от симбиоза до паразитизма. Количество микроорганизмов в воздухе колеблется в значительных пределах и зависит от метеорологических условий, расстояния от поверхности земли, от близости населенных пунктов и т. д. Наибольшее количество микробов содержит воздух промышленных городов, наименьшее – воздух лесов, гор. Много бактерий находится в воздухе помещений, где неизбежно массовое хождение людей (кинотеатры, театры, школы, вокзалы и т. д.), сопровождающееся поднятием в воздух пыли. Микрофлора воздуха закрытых помещений более однообразна и относительно стабильна. Среди микроорганизмов доминируют обитатели носоглотки человека, в том числе патогенные виды, попадающие в воздух при кашле, чихании или разговоре. Основной источник загрязнения воздуха патогенными видами — бактерионосители.
Эксперты ВОЗ утверждают, что в помещениях, где мы проводим 80% своего времени, воздух грязнее и токсичнее наружного в 6-10 раз! Американская Ассоциация пульмонологов утверждает, что один грамм пыли может содержать до 700 миллионов разнообразных частиц, которые представляют огромную угрозу нашему здоровью. В процессе эволюции наш организм приспособился справляться с пылью, но сегодня у пыли совершенно другая структура, наносящая намного больший вред. Поэтому Агентство по охране окружающей среды считает низкое качество воздуха в помещении одной из пяти основных угроз здоровью населения.
Во множестве научных публикаций доказано, что пыль оказывает отрицательное воздействие на организм, может вызывать различные заболевания органов дыхательной, лимфатической и иммунной систем, эпителиальных покровов, острых и хронических отравлений. Кроме того, здесь могут накапливаться патогенные бактерии и грибы.
Неоспоримо, что только здоровый человек, с хорошим самочувствием, способен активно жить, хорошо учиться, успешно преодолевать трудности. Состояние нашего здоровья зависит от ряда факторов, в том числе и от качества окружающей нас воздушной среды. Где бы ни находились люди – на работе, в школе или дома, при вдыхании чистого воздуха их самочувствие и работоспособность улучшаются. Поэтому важно знать о состоянии воздуха в тех помещениях, где мы находимся большее количество времени. В связи с этим, проблема сохранения чистоты воздуха школьных помещений, в которых мы проводим по 6-7 часов в день, является для нас актуальной. Большую часть дня современные дети проводят в школе. Иногда нам кажется, что в нашей школе все просто помешаны на чистоте. Первое, что слышишь, когда заходишь в школу: «Где сменная обувь?», «Посмотрите, сколько грязи вы на ногах приносите, а потом будете целый день этой пылью дышать». «А вы знаете, сколько в этой пыли микробов?»
В МАОУ «СОШ № 22», как и во многих других учебных учреждениях, существует проблема использования сменной обуви учащимися. Наблюдения и проведённый нами социологический опрос подтверждают недобросовестное отношение к этому вопросу некоторых учащихся нашей школы. Сменная обувь отдельных учащихся не выглядит соответствующей требованиям внутреннего распорядка школы.
Мы решили выяснить насколько актуальна проблема загрязнённости воздуха для нашей школы: какое количество микробов содержится в воздухе внутреннего пространства нашего образовательного учреждения, какие факторы влияют на это и какое влияние может оказать такое отношение к чистоте школьных помещений на наше здоровье.
Таким образом, отчёты дежурных классов и собственные наблюдения дали нам основания для проведения социологического исследования в форме анкетирования для определения масштабов и глубины проблемы качества воздуха внутри нашей школы.
Гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что воздух школьных помещений в течение дня подвергается загрязнению, в том числе пылевому и микробному, причем уровень микробного загрязнения зависит главным образом от активности движения людей, санитарного состояния помещения, в том числе пылевой загрязнённости, вентиляции, частоты проветривания, способа уборки, степени освещённости.
Для проверки данной гипотезы было проведено социологическое исследование учащихся МАОУ «СОШ № 22», определение относительной запылённости воздуха, лабораторные исследования количества микробов в 1 м³ и микроскопическое исследование колоний микроорганизмов, проведённые на базе Института сельского хозяйства и природных ресурсов НовГУ.
3. Цель и задачи исследования.
Цель: исследовать запылённость и бактериальную загрязнённость воздуха в разных помещениях школы, определить общее качество воздуха обследованных помещений по микробиологическим показателям.
Задачи:
Выявить уровень сознательности учащихся школы в вопросах выбора модели поведения внутри образовательного учреждения и соответствия данного выбора экологии её внутреннего пространства для формирования мотивации школьников уделять больше внимания санитарно-гигиеническим правилам внутренней жизни школы.
Определить степень осведомлённости учащихся МАОУ «СОШ № 22» о влиянии чистоты помещений школы на состояние здоровья, посещающих её людей с целью просвещения школьников в вопросах экологии и здоровья человека.
Изучить научную литературу о микроорганизмах, содержащихся в воздухе помещений и их влиянии на здоровье человека.
Определить относительную запылённость воздуха в разных помещениях школы, что позволит выявить помещения с наибольшей и наименьшей загрязнённостью.
Определить общее количество микробов (бактериальное загрязнение) в 1 м³ воздуха, что позволит провести количественный учёт колоний микроорганизмов.
Определить общее качество воздуха обследованных помещений по микробиологическим показателям, что позволит определить чистоту воздуха в разных помещениях школы.
7. Описать по схеме культуральные признаки сформировавшихся колоний, что позволит освоить технику визуального изучения колоний и описание культуральных признаков бактерий.
Микроскопически исследовать колонии микроорганизмов – это позволит изучить морфологию клеток: форму, величину, наличие спор, капсул.
Обобщить результаты, полученные в ходе исследований, представить их на научно-практической конференции.
4. Методика исследовательской работы.
Исследование уровня сознательного отношения учащихся школы к экологии школьных помещений в форме наблюдения и анкетирования.
Для выдвижения гипотезы исследования было предпринято наблюдение учащимися социально-экономической группы 10 класса МАОУ «СОШ № 22» за выполнением школьниками 5-11 классов требований Устава школы к использованию сменной обуви.
Для определения оснований исследования уровня запылённости и бактериального загрязнения воздуха внутри школы было проведено социологическое исследование в форме анкетирования с перечнем вопросов, расширяющих представление о степени сознательного отношения учащихся к чистоте воздуха и санитарному состоянию школьных помещений, с последующим его анализом.
Селективнаая анкета с выбором вариантов ответа была разработана самостоятельно участниками группы. (Приложение 1)
Определение относительной запылённости воздуха в различных помещениях школы.
С целью выявления в школе помещений с наибольшим и наименьшим пылевым загрязнением воздуха была проведена практическая работа «Определение относительной запылённости воздуха».
Материалы и оборудование: пылевые ловушки с липкой поверхностью, лупа, секундомер.
Для исследования выбрали несколько помещений: коридор на 2 этаже, столовую, кабинет № 18. В каждом помещении на высоте 1,5 м от пола к стене прикрепили пылевые ловушки на 15 мин. С помощью лупы подсчитали количество пылевых частиц, попавших в каждую ловушку за 15 мин. Полученные данные занесли в таблицу (смотри пункт 5.2).
4.3. Определение общего количества микробов (бактериального загрязнения)в 1 м³ воздуха.
Материалы и оборудование: чашки Петри, питательная среда, термометр, термостат, весы, кипячёная вода, стеклянная палочка, мерный стакан, стерильные салфетки.
1 этап. Стерилизация.
Кипячением стерилизовали чашки Петри, стеклянную палочку, мерный стакан. Для лучшей стерилизации в воду добавили 2% двууглекислой соды. Кипятили 30 мин. После стерилизации воду осторожно слили. Предметы переложили на стерильные салфетки. Стерильные чашки Петри подписали со стороны дна.
2 этап. Приготовление питательной среды.
Использовали питательную среду ГМФ-Агар, её состав: ГМФ – основа (гидролизат говяжьего мяса), NaCl, агар микробиологический. На весах взвесили 10г среды и мерным стаканом отмерили 277 мл кипячёной воды. Среду высыпали в стерильный стакан и, приливая воду небольшими порциями, размешали стерильной стеклянной палочкой до получения однородной массы. Раствор довели до кипения, постоянно помешивая, кипятили до полного расплавления агара – 2-3 мин. Среду охладили до 48 °С и разлили в чашки Петри. Крышки закрыли, равномерно круговым движением распределили среду слоем 4-5 мм.
3 этап. Посев методом седиментации (оседания) по Коху.
Установили чашки Петри в помещениях: столовой, мужском туалете, коридоре 2 этажа, кабинете № 18 и открыли их на 5 минут. Затем каждую чашку закрыли крышкой и поместили в термостат при температуре 37° С на 1 сутки, а затем инкубировали 3 суток при комнатной температуре. Через 4 суток произвели подсчёт выросших колоний микроорганизмов.
4 этап. Количественный учёт.
Подсчитываем количество колоний в чашках Петри (смотри пункт 5.3.1). Вычисляем площадь питательной среды по формуле
S=πr².
Рассчитав площадь питательной среды в чашке Петри и зная количество выросших на ней колоний микроорганизмов, определяем количество микроорганизмов, которое осело за 5 мин на 100 см² составив пропорцию (смотри пункт 5.3.2). Установлено, что за 5мин при спокойном состоянии воздуха на площади 100 см² оседает такое же количество микроорганизмов, какое содержится в 10 л воздуха.
Определяем количество бактерий в 1 м³ (1 м³ = 1000 л) составив пропорцию (смотри пункт 5.3.3).
5 этап. Определяем общее количество микроорганизмов в 1 м³ воздуха обследованных помещений, используя формулу Омелянского
Х= а*100*1000*5/b*10*Т
где Х – количество микроорганизмов в 1 м³ воздуха;
а – количество колоний в чашке Петри;
b – площадь чашки;
Т – время, в течение которого осуществлялся посев на питательную среду;
5 – время по правилу Омелянского;
10 – объём воздуха в литрах.
4.4 Определение общего качества воздуха обследованных помещений по микробиологическим показателям. Результаты исследования сравнили с критериями для санитарной оценки воздуха жилых помещений. Воздух закрытых помещений считается чистым, если количество микроорганизмов в 1 м³ не превышает 2000 клеток. Сделали выводы о качестве воздуха (смотри пункт 5.4).
4.5. Описание культуральных признаков сформировавшихся колоний микроорганизмов.
Визуально изучили колонии, выросшие на среде в чашках Петри. Исследовали поверхностные колонии микроорганизмов. Отобрали изолированно расположенные колонии различных типов, со стороны дна чашки обвели их восковым карандашом и пронумеровали. Записали характеристику культуральных признаков бактерий (смотри пункт 5.5).
При описании колоний микроорганизмов использовали следующие признаки:
Форма колонии – округлая, амёбовидная, неправильная, ризоидная и т.д.;
Размер (диаметр) колонии – измеряют в мм; если размер колонии не превышает 1 мм, то их называют точечными;
Поверхность колонии – гладка, шероховатая, бороздчатая, складчатая, морщинистая, с концентрическими кругами или радиально исчерченная и т.д.;
Профиль колонии – плоский, выпуклый, кратерообразный, конусовидный и т.д.;
Блеск и прозрачность – колония блестящая, матовая, тусклая, мучнистая, прозрачная;
Цвет колонии – бесцветная (грязно-белые колонии относятся к бесцветным) или пигментированная (белая, жёлтая, золотистая, оранжевая, сиреневая, красная, синяя, чёрная);
Край колонии – ровный, волнистый, зубчатый, бахромчатый и т.д.;
Структура колонии – однородная, мелко- или крупнозернистая, струйчатая и т.д.;
4.6. Микроскопическое исследование колоний микроорганизмов.
При изучении клеток микроорганизмов использовали метод окраски по Грамму.
На обезжиренное предметное стекло нанесли мазок культуры (площадью 1-2 см²), высушили на воздухе.
Фиксировали над пламенем горелки.
Нанесли раствор Люголя на 1мин, до почернения мазка.
Обработали 96% спиртом – 20-30 сек. Промыли водой.
Окрасили фуксином Пффейфера 1 мин, промыли водой, высушили.
Микроскопировали х 1200.
Описали микробную картину двух колоний из чашки Петри № 2 (столовая). Выбрали колонии белого и жёлтого цвета, описали по критериям: форма бактерий, характер концов палочковидных бактерий, сочетания клеток и их соединение в конгломератах, отношение к окраске (по Грамму) (смотри пункт 5.6).
5. Результаты.
Результаты социологического исследования.
Полученные в ходе социологического опроса данные были обработаны исходя из поставленных задач исследования и данных паспортички анкеты.
5.1.1 Результаты исследования степени осведомлённости учащихся о связи между состоянием сменной обуви и экологией внутренних помещений школы.
Диаграмма № 1
Данные опроса показывают, что все опрашиваемые используют сменную обувь. Большинство анкетируемых всех возрастов знают о том, что не рекомендуется в одной и той же обуви ходить несколько дней подряд и придерживаются этого правила, что даёт нам понять, что ученики стараются поддерживать чистоту в школе, так как этого требует Устав общеобразовательного учреждения.
Однако, учащихся, которые не меняют сменную обувь в течение учебного года в два раза больше, чем учащихся, которые осуществляют замену. Учащиеся в возрасте от 16-18 лет практически все меняют сменную обувь в течение учебного года и больше следят за её гигиеной, что говорит об ответственности подростков, которые с возрастом лучше следят за своим внешним видом и состоянием одежды (смотри Диаграмму № 1).
Диаграмма № 2
Подростки, учащиеся на «хорошо» и «удовлетворительно» в основном следят за состоянием своей обуви и меняют её. Подростки, учащиеся «только на удовлетворительно» в большей степени не меняют свою обувь. Таким образом, Диаграмма № 2 подтверждает вывод о том, что существует прямая связь между уровнем успеваемости и степенью ответственного отношения учеников к своему внешнему виду.
Диаграмма № 3
Из Диаграммы № 3 видно, что девушки более чем в пять раз чаще производят смену школьной обуви, чем юноши. Из этого следует вывод, что девушки в большей степени следят за сменной обувью, чем молодые люди.
5.1.2. Результаты исследования уровня активности учащихся школы в уборке школьных помещений.
Диаграмма № 4
Учащиеся в возрасте от 10 до 12 лет принимают участие в уборке помещения школы только по указанию классного руководителя. Следовательно, у них не сформировалось понятие о чистоте и они в данном возрасте еще не способны самостоятельно убирать помещение школы, что говорит нам о том, что они ещё не осознают всю ценность экологического состояния школы.
Малая доля анкетируемых вообще не участвует в уборке помещения учреждения, объясняя это тем, что им не интересно. Из этого следует, что данная категория учеников не осведомлена об экологии внутреннего пространства школы и её важной составляющей - уборке помещений. Возможно, если провести определённые беседы и информировать учеников, что уборка помещений является важным фактором, влияющим на их здоровье, то, скорее всего, они начнут уделять ей больше внимания.
Лишь малая доля опрашиваемых учеников всегда принимает участие в уборке помещений школы. Это означает, что у этих подростков до конца сформировалось понятие о ценности чистоты и экологии. Они выбирают правильную модель поведения для сохранения собственного здоровья (Смотри Диаграмму № 4).
Диаграмма № 5
Исходя из данных Диаграммы № 5, можно увидеть, что показатель девушек превышает показатель мальчиков в уборке помещения по указанию классного руководителя. В этом вопросе они проявили меньшую сознательность, когда как принято считать, что девушки склонны делать уборку лучше, качественнее юношей.
Анализ данных опроса показал, что учащиеся от 10 до 18 лет в большей степени уделяют внимание уборке помещения учреждения только по указанию классного руководителя. Из этого следует вывод, что у большинства опрошенных подростков еще не проявилась та ответственность и осознание ценности чистоты и экологии.
5.1.3. Результаты исследования качества уборки классных кабинетов дежурными учащимися.
Диаграмма № 6
Менее половины подростков (13-18 лет) делают регулярную влажную уборку классов. Таким образом, значительная доля пыли и микроорганизмов в ней не уничтожается и продолжает отрицательно влиять на состояние воздуха, которым мы дышим.
Респонденты трёх возрастных групп, в основном, моют доску и не уделяют внимание другим поверхностям (в том числе цветам), что не позволяет назвать уборку полноценной.
Таким образом, все участники опроса демонстрируют низкий уровень культуры уборки помещений, не следят за состоянием пространства, в котором проводят много времени.
5.1.4. Результаты исследования внимания учащихся к проветриванию кабинетов.
Диаграмма № 7
Большинство анкетируемых уделяет мало внимания частоте проветривания классных кабинетов. Доля подростков средней и старшей возрастных групп среди учащихся, игнорирующих важность свежего воздуха в помещении, выше. Но под влиянием социализации данный показатель должен быть ниже, чем у учащихся 10-12 лет! Видимо, особенности подросткового возраста влияют на полученный результат.
Таким образом, во время пребывания в школе, проблемы экологии окружающего пространства волнуют школьников в меньшей степени, нежели чем другие вопросы.
Результаты определения относительной запылённости воздуха в различных помещениях школы.
В результате практической работы «Определение относительной запылённости воздуха» получили следующие данные:
Таблица № 1
Определение относительной запылённости воздуха
Номер опыта |
Коридор 2-го этажа |
Столовая |
Кабинет №18 |
1 |
25 |
21 |
13 |
2 |
26 |
22 |
14 |
3 |
26 |
22 |
14 |
Среднее значение за 15 мин |
26 |
22 |
14 |
Из полученных результатов следует, что наибольшая запылённость наблюдается в коридоре второго этажа, а наименьшая запылённость наблюдается в кабинете № 18. Высокая запылённость воздуха на втором этаже объясняется большой интенсивностью движения людей, исследование проводилось во время перемены, из-за чего усилена циркуляция пыли. Воздух кабинета № 18 и столовой оказался более чистым - это можно объяснить тем, что было осуществлено проветривание данных помещений. Коридор на втором этаже не проветривается.
Результаты изучения относительной запылённости воздуха в различных помещениях школы.
В результате практической работы «Определение относительной запылённости воздуха» получили следующие данные:
Таблица № 1
Определение относительной запылённости воздуха
Номер опыта |
Коридор 2-го этажа |
Столовая |
Кабинет №18 |
1 |
25 |
21 |
13 |
2 |
26 |
22 |
14 |
3 |
26 |
22 |
14 |
Среднее значение за 15 мин |
26 |
22 |
14 |
Из полученных результатов следует, что наибольшая запылённость наблюдается в коридоре второго этажа, а наименьшая запылённость наблюдается в кабинете № 18. Высокая запылённость воздуха на втором этаже объясняется большой интенсивностью движения людей, исследование проводилось во время перемены, из-за чего усилена циркуляция пыли. Воздух кабинета № 18 и столовой оказался более чистым - это можно объяснить тем, что было осуществлено проветривание данных помещений. Коридор на втором этаже не проветривается.
5.3.1Результатыопределения общего количества колоний.
В результате лабораторных исследований получили следующие данные:
Таблица № 2
Суммарное количество колоний в чашках Петри
Номер чашки Петри |
Суммарное количество колоний |
№ 1. Столовая |
15 |
№ 2. Коридор 2-го этажа |
17 |
№ 3. Кабинет № 18 |
8 |
Из полученных результатов следует, что больше всего колоний микроорганизмов находится в чашке Петри, которая была установлена в коридоре на втором этаже.
5.3.2 Результаты определения количества микроорганизмов, которое осело за 5 мин на 100 см².
По формуле
S=πr²
рассчитали площадь питательной среды – 78,5 см². Решили пропорцию и нашли количество микроорганизмов, которое осело за 5 мин на 100 см²:
Таблица № 3
Количество микроорганизмов, которое осело за 5 мин на 100 см²
Номер чашки Петри |
Количество колоний в чашке Петри |
Количество микроорганизмов, которое осело за 5 мин на 100 см² |
№ 1. Столовая. |
15 |
19,1 |
№ 2. Коридор 2-го этажа |
17 |
21,65 |
№ 3. Кабинет № 18 |
8 |
10,19 |
Из полученных результатов следует, что больше всего микроорганизмов осело в чашке Петри, которая была установлена в коридоре на втором этаже.
5.3.3 Результаты определения количества бактерий в 1 м³.
Решили пропорцию и нашли количество микроорганизмов, которое содержалось в 1 м³ воздуха на момент исследования:
Таблица № 4
Количество бактерий в 1 м³ воздуха
Школьное помещение |
Количество микроорганизмов, которое осело за 5 мин на 100 см² |
Количество микроорганизмов в 1 м³ воздуха |
Столовая |
19,1 |
1900 |
Коридор 2-го этажа |
21,65 |
2200 |
Кабинет № 18 |
10,19 |
1000 |
Из полученных результатов следует, что больше всего микроорганизмов содержалось в 1 м³ воздуха в коридоре на втором этаже.
5.3.4Результаты определения количества микроорганизмов в 1 м³ воздуха по формуле Омелянского:
Таблица № 5
Количество бактерий в 1 м³ воздуха
Школьные помещения |
Количество микроорганизмов в 1 м³ воздуха по Омелянскому |
Столовая |
2420 |
Коридор 2-го этажа |
2803 |
Кабинет № 18 |
1274 |
Из полученных результатов следует, что больше всего микроорганизмов содержалось в 1 м³ воздуха в коридоре на втором этаже.
5.4 Результаты определения общего качества воздуха обследованных помещений по микробиологическим показателям.
Таблица № 6
Санитарная оценка воздуха жилых помещений
Оценка воздуха |
Число микроорганизмов в 1 м³ воздуха |
Чистый воздух |
Менее 2000 |
Грязный воздух |
2000 и более |
Таблица № 7
Количество микроорганизмов, содержащееся в 1 м3воздуха школьных помещений
Помещение |
Число микроорганизмов в 1 м³ воздуха |
Кабинет № 18 |
1000 |
Столовая |
1900 |
Коридор 2-го этажа |
2200 |
Из полученных результатов следует, что самая высокая бактериальная загрязненность воздуха наблюдается в коридоре 2-го этажа. Это объясняется большой интенсивностью движения людей. Забор воздуха проводили во время перемены, из-за чего была усилена циркуляция пыли – главного переносчика микроорганизмов. Исходя из того, что микроорганизмы обильно размножаются в теплой и влажной средах, на частицах пыли в затемненных местах помещений (окна коридора выходят на север), мы можем сказать, что высокая бактериальная загрязненность, выявленная на втором этаже, является закономерной. Воздух кабинета № 18 и столовой оказался более чистым по сравнению с коридором, это можно объяснить тем, что эти помещения проветриваются, в столовой осуществляется влажная уборка во время уроков.
5.5 Результаты описания культуральных признаков сформировавшихся колоний микроорганизмов.
Таблица № 8
Описание культуральных признаков микроорганизмов
Характеристика |
1-я колония |
2-я колония |
3-я колония |
Форма |
1-я чашка – округлая 2-я чашка- округлая 3-я чашка- округлая |
1-я чашка- округлая 2-я чашка– округлая 3-я чашка- округлая |
1-я чашка- округлая 2-я чашка- амёбовидная 3-я чашка- округлая |
Размер |
1-я – 1 мм 2-я – 3 мм 3-я 1мм |
1-я – 2 мм 2-я – 1 мм 3-я – 2 мм |
1-я – 3 мм 2-я – 3 мм 3-я – 1 мм |
Поверхность |
1-я – гладкая 2-я – шероховатая 3-я - гладкая |
1-я – шероховатая 2-я – шероховатая 3-я - гладкая |
1-я – шероховатая 2-я – гладкая 3-я - гладкая |
Профиль |
1-я - каплевидный 2-я – плоский 3-я - плоский |
1-я – выпуклый 2-я – плоский 3-я - плоский |
1-я – выпуклый 2-я – плоский 3-я - плоский |
Блеск и прозрачность |
1-я – блестящая 2-я – мучнистая 3-я - мучнистая |
1-я – матовая 2-я – матовая 3-я - мучнистая |
1-я – мучнистая 2-я – прозрачная 3-я - мучнистая |
Цвет |
1-я – оранжевая 2-я – белая 3-я - белая |
1-я – жёлтая 2-я – жёлтая 3-я - белая |
1-я – грязно-белая 2-я – белая 3-я - белая |
Край |
1-я – гладкий 2-я – гладкий 3-я - гладкий |
1-я – гладкий 2-я – гладкий 3-я - гладкий |
1-я – гладкий 2-я – волнистый 3-я - гладкий |
5.6. Результаты микроскопического исследования колоний микроорганизмов.
Таблица № 9
Регистрация признаков культуры
Форма клеток |
Характер концов палочковидных бактерий |
Сочетание клеток |
Соединение в конгломераты |
Отношение к окраске по Грамму |
Бациллы |
округлые |
диплобактерии |
Образуют конгломераты |
грамположительные |
Кокки |
______ |
микрококки |
Образуют конгломераты |
грамотрицательные |
Изучили источники информации и выяснили, что среди кокков наиболее важное значение имеет стрептококк. Многие кокки вызывают различные заболевания человека и животных. К стрептококкам относится возбудитель ангины. Стафилококки и стрептококки относятся к гноеродным микроорганизмам. При повреждении кожных покровов, различных видах травмирования, а также при ослаблении защитных функций организма, эти микроорганизмы вызывают гнойные воспаления кожи, горла, дыхательных путей и так далее. Патогенные стрептококки являются также возбудителями скарлатины, ревматизма, вторичных смешанных инфекций и многих других. Палочковидные бактерии составляют наиболее обширные группы. К этой группе относятся много возбудителей инфекционных заболеваний: сибирской язвы, бруцеллеза, столбняка, кишечных инфекций. Но среди бактерий этой группы много и полезных микробов, например, бактерии, усваивающие азот из воздуха.
6. Заключение.
6.1. Итоги исследования.
Итак, запыленность воздуха – важнейший экологический фактор, сопровождающий нас повсюду. Экологическая опасность пыли для человека определяется их природой и концентрацией в воздухе. Отложения пыли являются источником вторичного загрязнения воздуха.Воздушная среда малопригодна для размножения микробов из-за отсутствия в ней питательных веществ, наличия губительных для многих бактерий солнечных лучей и т.п. Именно пылевая частица, как правило, является благоприятной средой для жизнедеятельности микроорганизмов и их колоний. Повысить качество воздуха можно соблюдая санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10):
Пункт 6.6. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений.
Пункт 12.3. Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств.
Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены.
Пункт 12.6. Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений общеобразовательного учреждения и интерната при общеобразовательном учреждении проводится генеральная уборка.
Генеральная уборка техническим персоналом (без привлечения труда обучающихся) проводится с применением разрешенных моющих и дезинфицирующих средств.
Вытяжные вентиляционные решетки ежемесячно очищают от пыли.
Пункт 12.8. Ежедневную уборку туалетов, душевых, буфетов, помещений медицинского назначения проводят с использованием дезинфицирующих средств независимо от эпидемиологической ситуации. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с мылом. Раковины, унитазы, сидения на унитазы чистят ершами или щетками, чистящими и дезинфицирующими средствами, разрешенными в установленном порядке.
6.2. Собственная точка зрения по исследуемому вопросу.
В ходе исследования мы установили зависимость между пылевым и микробиологическим загрязнением воздуха в помещениях МАОУ «СОШ № 22» и факторы, влияющие на неё.
Результатом данного исследования являются следующие рекомендации:
1) Дежурным в классах уделять больше внимания влажной уборке не только пола, но и других поверхностей, т.к. количество пыли и микроорганизмов в ней напрямую связаны.
2) Дежурным по школе не позволять выносить еду из столовой, т.к. создаётся среда для накапливания микроорганизмов, что подтвердило наше исследование.
3) Педагогам чаще осуществлять сквозное проветривание кабинетов, чтобы минимизировать количество пыли в кабинетах.
4) Администрации школы уделять более пристальное внимание проветриванию коридоров и столовой, протиранию поверхностей, т.к. наше исследование показало, что эти территории наиболее благоприятны для роста колоний микроорганизмов.
5) Школьникам регулярно следить за состоянием своей сменной обуви, чаще менять её, таким образом, защищая своё собственное здоровье.
6.3. Новизна данного исследования
О состоянии природы принято говорить и писать много. Существует большое количество исследований, посвящённых экологической проблеме, рассматривающих её как глобальную проблему человечества. О рукотворной природе и её экологии, в частности о пылевой и микробиологической загрязненности воздуха закрытых помещений, существует ряд исследовательских работ. Но по результатам социологического исследования в рамках школы мы выяснили, что учащиеся имеют не достаточно знаний в вопросах экологии школьной среды. Исходя из этого, цель нашей работы — донести до участников образовательного процесса результаты определения относительной запылённости и бактериальной загрязнённости воздуха в школьных помещениях, что способствует повышению уровня их экологической культуры, т.к. в нашей школе сложились особенные для нашего учреждения факторы, воздействующие на формирование микросреды существования человека. Высокий уровень экологической культуры даст основание для выбора правильной модели поведения, что станет залогом здоровья и большей продолжительности жизни человека.
Таким образом, данное исследование акцентирует внимание на факторах, формирующих микросреду помещений МАОУ «СОШ № 22», уделяет особое внимание антропогенным факторам.
6.4. Обобщение и выводы.
В ходе исследований были получены следующие выводы:
2. Учащиеся в возрастной категории 10-18 лет имеют низкий уровень экологической культуры. Чистоте помещений, свежести воздуха, регулярной уборке классных кабинетов, гигиене сменной обуви они уделяют недостаточно внимания. О качестве воздуха, составе пыли (наличии в ней патогенных микроорганизмов) они вряд ли задумываются, судя по проанализированным данным социологического опроса. Следовательно, современные школьники нуждаются в просвещении в вопросах экологии внутреннего пространства школьных помещений.
Относительная запылённость воздуха выше в помещениях, которые мало проветриваются.
Диаграмма 1
Относительная запылённость воздуха
3. Воздух закрытых помещений действительно содержит микроорганизмы.
Диаграмма 2
Санитарная оценка воздуха в помещениях МАОУ «СОШ № 22»
4. В ходе исследований была выявлена связь между пылевой и бактериальной загрязнённостью воздуха. Высокое
пылевое загрязнение воздуха определяет высокую микробиологическую обсеменённость.
Диаграмма 3
Сравнительная оценка количества пылевых частиц и микроорганизмов в воздухе помещений МАОУ «СОШ № 22»
7. Информационные ресурсы.
Микробиология: лаб. Практикум / сост. Т.М. Капитонова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008.
СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”
3. Справочник. Санитарная микробиология, Министерство здравоохранения ГМА им. Мечникова И.И., С-П, 1998. 4. http://www.webmedinfo.ru/library/mikrobiologija.php
http://www.ebio.ru/gri06.html
8. Приложение.
Приложение 1. Анкета для социологического опроса
Уважаемые участники опроса!
Мы, учащиеся МАОУ «СОШ № 22» г. Великого Новгорода, проводим социологическое исследование по теме: «Экология школы и здоровье человека». Ваше мнение очень ценно! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты (допустимы несколько вариантов выбора) и вы поможете улучшить экологическую ситуацию в современной школе! Благодарим вас за участие в опросе!
1.Соответствует ли твоя сменная обувь требованиям школы?
а) Не использую сменную обувь, но протираю подошву своей уличной обуви;
б) Да, я использую сменную обувь, но одну и ту же в течении учебного года;
в)Да, я периодически меняю сменную обувь в течение учебного года;
г) Нет, я хожу по школе в уличной обуви.
2.Известно ли вам о том, что не рекомендуется в одной и той же обуви ходить несколько дней подряд?
а) Да, мне это известно и я придерживаюсь этого правила;
б) Мне это известно, но нет возможности (например, материальной) менять обувь;
в) Мне нравится моя сменка, я не хочу её менять!
г) Я не успеваю сменить уличную обувь на сменную;
д) Не считаю это необходимым.
3Активно ли вы участвуете в регулярной уборке помещений школы, закреплённых за вашим классом?
а) Да, всегда участвую;
б) Нет, мне это неинтересно;
в) Только по указанию классного руководителя.
4.Добросовестно ли вы подходите к дежурству (уборке) в классе?
а) Да, ведь я ответственный человек;
б) Да, я обожаю уборку и порядок;
в) Нет, для этого есть уборщица.
5.Часто ли вы используете технические приборы в школе?
а) Да, мой телефон всегда при мне!
б) Да, помимо телефона я пользуюсь другими гаджетами;
в) Я часто занимаюсь в кабинетах, где есть большое количество технических приборов;
г) Я часто сижу в классе рядом с техническими приборами.
6.Во время каждой уборки в классе, что именно вы делаете?
а) Мою пол;
б) Подметаю;
в) Вытираю пыль;
г) Протираю листья цветов;
д) Мою доску.
7.Обращаете ли вы внимание на проветривание кабинета, в котором проходят уроки?
а) Да, я прошу учителя чаще проветривать кабинет;
б) Меня устраивает выбранный учителем режим проветривания;
в) Я не обращаю на это внимания;
г) Я не люблю, когда открывают окна в кабинете.
8.Часто ли вы замечаете сцены курения на территории школы?
а) Да, это чаще происходит в мужских туалетах или за углом школы;
б) Я не часто сталкиваюсь с подобными ситуациями;
в) Я не обращаю внимания на это;
г) Я сам курю, но не позволяю себе делать этого в школе;
д) Я курю прямо в школе или на её территории.
9. Достаточно ли живых цветов, по вашему мнению, в кабинетах нашей школы?
а) Думаю, достаточно, в некоторых кабинетах даже много;
б) Считаю, что для чистоты воздуха их должно быть больше;
в) Не обращаю на это внимания;
г) Не люблю цветы, мне всё равно есть они в кабинете или нет.
Данные об участнике опроса:
1.Укажите ваш возраст:
а) 10-12 лет б) 13-15 лет в) 16-18 лет.
2.Укажите ваш пол:
а) мужской б) женский.
3.Укажите уровень вашей успеваемости:
а) «удовлетворительно» по большинству предметов б) «хорошо» и «удовлетворительно» в) «хорошо» и «отлично» г) «отлично»