На уроке окружающего мира мы выходили на экскурсию в парк гимназии. Наблюдали, рассуждали, сравнивали. Пытались угадать деревья и кустарники без листьев….
Мы конечно уже не первоклассники, многое знаем, но назвать деревья зимой оказалось непросто.
- Давайте проведем эксперимент – предложила учительница - Вам понадобятся: стакан с водой, срезанная веточка, лупа, таблица для фиксации результатов, такое человеческое качество как любопытство, умение ждать, наблюдать, соблюдать план исследования.
В результате возникла тема исследования «Веточка»
Срезанная веточка – это объект моего исследования.
2. Цели исследования:
узнать какие изменения произойдут с веточкой от дерева,кустарника, если её поместить в вазу с водой;
ответить на вопрос:
какие условия необходимы для быстрого роста растения?
от какого дерева, кустарника эта веточка?
Для достижения цели был составлен
3.план исследования:
1) сообщить родителям о своем участии в исследовании;
2) выбрать место для проведения исследования;
3) подготовить таблицу для фиксации наблюдений;
4) срезать веточку и поставить в вазочку с водой;
5) сфотографировать или зарисовать, записать первую дату;
6) наблюдать, какие части, и в какой последовательности развиваются у растения;
7) регулярно делать записи и рисунки, фотографии;
8)определить какому растению принадлежит веточка;
8) найти информацию из книг, интернета об исследуемом растении;
9) создать презентацию об эксперименте.
Фиксация результатов эксперимента в таблице.
Дата |
Результаты наблюдения |
Рисунки, фотографии |
4.Гипотеза исследования – с помощью листьев легко определить какому растению принадлежит веточка.
5.Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающий мир и во внеурочной деятельности.
Ход исследования.
На уроке окружающего мира во время я получила задание:
наблюдать за изменениями в природе,
провести исследовательскую работу: взять веточку дерева или кустарника поставить в воду и наблюдать за изменениями;
определить какому растению принадлежит веточка.
В течение четырёх недель я наблюдала за распусканием почек на веточке, стоящей в вазе с водой. Фиксировала наблюдения в таблице. Подбирала и изучала информацию о дереве, от которого была срезана веточка.
Фиксация результатов эксперимента в таблице Милосердовой Насти.
Дата |
Результаты наблюдения |
Рисунки, фотографии |
30.01.16 |
Поставили в вазу веточки. На веточке 14 почек. |
|
1.02.16 |
Веточками заинтересовался кот Тишка. |
|
12.02.16 |
Почки стали раскрываться |
|
20.02.16 |
Поменяли место, поставили там, где больше света. Появились листочки. |
|
21.02.16 |
Ветки распустились полностью |
|
Это веточка сирени. |
9. Информация из книг, интернета об исследуемом объекте.
Общая характеристика сирени обыкновенной (Энциклопедии, интернет) Научная классификация Царство: Растения Отдел: Цветковые Класс: Двудольные Порядок: Ясноткоцветные Семейство: Маслиновые Род: Кустарниковых Вид: Сирень обыкновенная Международное научное название: Syringa L., 1753 |
Сирень обыкновенная — многоствольный листопадный кустарник высотой 2—8 м. Диаметр каждого ствола может достигать 20 см.Кора серая или серо-коричневая, кора молодых растений гладкая. Побеги заканчиваются двумя почками, реже одной. Конечные почки толстые, четырёхгранные, островершинные. У основания побегов почки мелкие. Цветочные почки закладываются на побегах с прошлого года. Побеги зеленовато-серые или желтовато-серые, голые, округлые, с заметными чечевичками. Листья супротивные, простые, сердцевидные, к вершине заострённые, зелёные, голые, плотные, с черешками до 3 см длиной. Опадают зелёными. Цветки от лиловых и фиолетовых до белых, душистые, долго неопадающие, собраны в метёлки. Цветёт ежегодно в мае. Плод — сухая коробочка. Доживает до 100-летнего возраста. В медицине цветки обладают потогонным, противомалярийным и обезболивающим действием. Настой цветков применяют при коклюше и почечных заболеваниях, а в смеси с цветками липы — как потогонное и противомалярийное средство. Измельчённые листья прикладывают к ранам для их заживления, а мазь из цветков употребляют для втираний при ревматизме. Применение внутрь требует осторожности. |
10. Выводы.
1. В ходе работы, используя научно-популярную литературу, учебную литературу я определила от какого дерева эта веточка.
2. В своем исследовании я раскрыла, что с древних времен люди стремились изучать растения, произрастающие вокруг. Они узнавали их тайны.
3. Я познакомилась с изменениями, которые происходили с веточкой от растения, поместив её в вазу с водой.
4. Наблюдая за веточкой, выявила необходимые условия для быстрого роста растения.
11. Заключение.
Подводя итоги работы, могу сказать, что: добилась поставленной цели, узнала много нового и интересного о жизни растений, об условиях для жизнеспособности растений. Но самое главное, я теперь научилась, определять «уснувшие» на зиму деревья.
Таким образом, моя гипотеза верна: это доказал мой опыт.
12.Используемые ресурсы.
Н.Ф. Виноградова Окружающий мир - учебник, часть 2,.Москва, «Вентана - Граф», 2013 с.6
Н.Ф. Виноградова Окружающий мир тетрадь, Москва, «Вентана - Граф», 2011 с.42
.http://ВикипедиЯ
4. https://www.google.ru/search?
5.https://www.google.ru/search?q=рисунок+ветки+без+листьев