ВЫВЕДЕНИЕ БАБОЧКИ ИЗ ГУСЕНИЦЫ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЫВЕДЕНИЕ БАБОЧКИ ИЗ ГУСЕНИЦЫ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Золотарева П.К. 1
1МАОУ "Гимназия №6" г. Пермь
Тимофеева Т.Б. 1
1МАОУ "Гимназия №6"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы заключается в том, что с раннего детства огромный интерес вызывает процесс формирования прекрасных созданий - бабочек. Бабочки имеют большое эстетическое значение, они формируют чувства радости и восхищения. Незабываемой стала первая встреча с бабочкой. Ее свободный, необычайно красивый полет, изящество крыльев зародили во мне мечту: найти гусеницу, самостоятельно выкормить, наблюдать рождение бабочки, прожить с ней несколько дней её короткой жизни. Приятным совпадением было то, что мне как раз подарили набор «Юный биолог». В инструкции набора было очень много практических работ. Но я точно знала, какую работу выполню первой! Это стало первым шагом к исследовательской работе.

Проблематика: доказать возможность выведения, не привычного для всех людей домашнего «питомца» - хомяка, рыбок, кошку или собаку, а попробовать вырастить дома существо, которое живет и развивается в дикой природе.

Цель: Изучить возможность выведения бабочки в неволе и самостоятельно вырастить бабочку из гусеницы в домашних условиях.

Задачи:

  1. Изучить особенности строения и развития бабочек.

  2. Прочитать специальную литературу по выведению бабочек из гусеницы в неволе.

  3. Посетить «Парк живых бабочек». Познакомиться с практическими методами выведения бабочек в неволе. Провести интервью с энтомологом.

  4. Провести анкетирование в своем классе и узнать, что ребята знают о выведении бабочек. Подвести итоги опроса.

  5. Найти несколько гусениц для проведения эксперимента.

  6. Создать необходимые условия дома для выведения бабочки.

  7. Провести наблюдения за процессом выращивания бабочки из гусеницы.

  8. По результатам наблюдений сделать выводы, обобщить собранную информацию по выведению бабочки из гусеницы в домашних условиях.

Гипотеза: Если соблюдать необходимые условия, то можно самостоятельно вырастить бабочку в домашних условиях.

Методы исследования: эксперимент, наблюдение, анализ, фотографирование, анкетирование, интервьюирование, изучение информации в Интернете и изучение книг по теме.

Объект исследования: Гусеница.

Предмет исследования: Выращивание бабочек в неволе.

Практическая значимость: Разработка «Памятки начинающему энтомологу» с выработанными рекомендациями на основе собственного опыта для учеников нашего класса и участников конференции.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Мои открытия в области строения и развития бабочки

В результате изучения теоретических источников я открыла для себя новые интересные факты: Бабочки относятся к классу насекомые, типу членистоногие, принадлежат к отряду чешуекрылых. Отряд делится на 2 группы: дневные бабочки и ночные [8]. Тело бабочки покрыто хитиновым панцирем и состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка. Жизненный цикл состоит из 4 стадий: яйцо, личинка (гусеница), куколка, имаго (см. Приложение 1). Переход от одной стадии к другой назван метаморфозом, и это действительно природный феномен [3]. Бабочки - единственные из всех насекомых видят красный цвет; пробуют еду на вкус ногами; слышат брюшком и др. Бабочки являются перелетными насекомыми. За свою короткую жизнь бабочка может отложить более 1000 яиц [5]. Самая крупная в мире бабочка –«Совка Агриппа», живет в Америке [10].

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1.  
    1. . Проведение анкетирования на тему «Что мы знаем о выведении бабочек в домашних условиях» и подсчет результатов опроса

Цель анкетирования: узнать, что ученики нашего класса знают о выведении бабочек в домашних условиях, и хотят ли они узнать больше о данном процессе. Я составила анкету (см. Приложение 1) и провела анкетирование среди учащихся во 2 а классе «Гимназии №6». В анкетировании приняли участие 28 человек, они ответили на 5 вопросов.

Результаты анкетирования: После проведения опроса и подсчета голосов я сделала вывод, что большинство учащихся нашего класса (26 из 28 опрошенных учеников) никогда не выращивали бабочек в домашних условиях (см. Приложение 2, график 1).

Также ученики очень мало владеют информацией об особенностях появления бабочек на свет. 12 человек считают, что куколки бабочек и мотыльков различаются только размером, 8 человек затрудняются ответить. На самом деле, различий гораздо больше (см. Приложение 2, график 2). 17 человек из 28 ответили, что изучением и выведением бабочек занимаются «бабочковеды», правильный ответ «энтомолог» дали только 6 человек (см. Приложение 2, график 4). Не смотря на то, что 2 человека уже выращивали бабочек дома, абсолютно все ученики нашего класса ответили положительно на вопрос анкеты: «Хотели бы вы узнать, как можно вырастить бабочку у себя дома?» (см. Приложение 2, график 5). Вывод: информация из моей научно-исследовательской работы будет интересна и полезна для всего нашего класса.

2.2. Интервьюирование экскурсовода-энтомолога в «Парке живых бабочек», г. Перми на тему «Особенности выведения бабочек в неволе»

Цель: узнать особенности выведения бабочек в неволе специалистами.

«Парк живых бабочек» находится по адресу: г. Пермь, бульвар Гагарина, д. 45, ТЦ «Лайнер», 5 этаж.Там собрана уникальная коллекция флоры и фауны тропических широт: более 200 видов бабочек и растений. Бабочки свободно летают по парку, могут даже садиться на посетителей. В парке установлен специальный инсектарий. В помещении поддерживается специальный микроклимат: там довольно жарко и влажно. Проводятсяэкскурсии, можно купить тематические сувениры.

Я познакомилась с экскурсоводом-энтомологом Ольгой Владимировной и провела с ней интервью. Был разработан вопросник (см. Приложение 3). Результаты интервью: Оказывается, привезенных бабочек выводят на специальных фермах, в теплых странах. Я узнала, что именно куколок, а не бабочек и гусениц привозят в наш парк из Южной Африки, Америки, Тайланда, Малайзии. Куколок привозят в коробках или в конвертах и помещают в серпентариум. Среди них есть кукол ки таких бабочек, как: Идея Левконоя, Парусник Лови, Морфа Пелеида, Парусник Палинур, Калиго Мемнон, Парусник Коцебу.

Скоро родится бабочка-гигант с размахом крыльев, достигающих 25 см. Она называется «Атлас». Принадлежит семейству павлиноглазок. Название «Атлас» бабочка получила от древнегреческого мифического названия героя Атланта, или Атласа. Он удерживал на плечах небесный свод. Только очень большая бабочка могла получить в название это имя. Самое удивительное — взрослые бабочки ничего не едят! Они живут за счет запасов, накопленных в период «гусеничного» возраста. Поэтому срок жизни взрослой бабочки не более 2-х недель.

Привезенных куколок подвешивают за ниточку к специальным выстроенным дощечкам. Процесс рождения бабочек занимает 5-10 секунд. Как только бабочка появляется, выделяется жидкое красное вещество, которое помогает им расправить крылья. Я узнала, что размер бабочки зависит от размера куколки.

После гибели бабочек их прикрепляют на специальную доску, где они в течении 1-2 дней сушатся под тонкой калькой. А затем их размещают в рамке и выставляют на продажу в магазинах.

В парке я узнала про кормление бабочек. Кормить бабочку следует один раз в сутки, если она активна. В противном случае один раз в 1,5 суток. Бабочки питаются 10% раствором воды с медом. При кормлении можно увидеть насколько выразительно двигается хоботок у бабочки. Чем крупнее бабочка, тем более заметны движения хоботка. Кормление занимает от 2 –х до 15 минут. Также в парке бабочек кормят апельсинами, бананами, яблоками. Каждый день бабочкам кладут новые фрукты.

Экскурсовод-энтомолог предложила мне рассмотреть в микроскоп крылья различных бабочек. Я сделала вывод, что нет одинаковых крыльев. На первый взгляд они похожи, но на самом деле, под микроскопом видно, что они абсолютно все разные. Еще я узнала, что нельзя фотографировать бабочек со вспышкой. Это плохо сказывается на сетчатке глаз бабочек и сокращает их жизнь. Я аккуратно сделала фото отчет по экскурсии без вспышки.

Мне очень понравилось в «Парке живых бабочек», ведь созерцание бабочек улучшает настроение, вызывает приятные эмоции, также я узнала много нового о жизнедеятельности этих красивых созданий.

2.3. Проведение эксперимента по выведению

бабочки из гусеницы у себя дома

2.3.1. Подготовка оборудования для проведения эксперимента

Перед выведением бабочек из гусениц необходимо тщательно подготовиться. Для этого был изучен материал в литературе по специальному оборудованию для выращивания бабочек. Также была прочитана инструкция, которая входила в мой набор «Юный биолог».

Список необходимых материалов для выращивания бабочки [7]:

8

 

  1. Банка или пластиковый контейнер для организации дома гусеницы.

  2. Марля или тюль для вентиляции воздуха, резинка для крепежа.

  3. Вата для потребления жидкости гусеницей и для поддержания влажности в «доме».

  4. Шприц или вода в бутылке с распылителем для смачивания ваты водой.

  5. Вода для питья гусеницы.

  6. Лупа для лучшего наблюдения за процессом выращивания.

  7. Ветки для организации возвышения из веточек, на нее потом может залезть гусеница и свить кокон.

  8. Щипчики для уборки дома гусеница .

  9. Ножницы для вырезания листа, на котором сидит гусеница.

  10. Листья для питания гусеницы.

  11. Гусеница для проведения эксперимента.

2.3.2. Этапы и условия проведения эксперимента

  1. Взять чистую банку или пластиковый контейнер.

Первое, что необходимо сделать - это приготовить «жилье» для бабочек. Банка / контейнер не должны стоять в темноте, когда там находится гусеница. Для ее жизнедеятельности ей необходим естественный свет. Во время окукливания лучше банку поставить в более темное место, чтобы не попадали солнечные лучи. Для своего эксперимента я взяла пластиковый контейнер с двумя отверстиями из набора «Юный биолог». Для более удобного наблюдения лучше использовать прозрачные емкости.

  1. Отловить гусеницу.

Найти сразу гусеницу не так-то просто, особенно в черте города. Можно поискать гусеницу на даче, на полянке, желательно в начале или в середине лета. Гусеница может ползать в капустных листах, в крапиве.

  1. Осторожно поместить в контейнер гусеницу на листе.

Если гусеница сидит на листке, необходимо взять ее именно на нем, для будущего питания. Также можно срезать ножницами листок, на котором сидит гусеница, если боитесь нечаянно стряхнуть насекомое. Необходимо относиться к гусеницам с особой осторожностью, т.к. они легко травмируются. Желательно не брать их руками.

  1. «Домик» гусеницы необходимо накрыть крышкой с дырочками или марлей, закрепив ее резинкой. Это нужно для того, чтобы гусеница не сбежала от вас. Дырочки и марля необходимы для вентиляции воздуха, насекомым надо будет дышать. Гусеницы и растения испаряют много воды, без вентиляции воздуха гусеницы погибнут. Куколкам также необходимо наличие воздуха, они дышат.

  2. Положить вату в контейнер с гусеницей и смочить еешприцом с водой через отверстия крышки.

Вата долго удерживает влагу, так необходимую растениям, лежащим на пластике. Гусеницы должны чувствовать себя как дома. Гусеница выделяет что-то типа липкой паутины и плетет кокон. Куколкам необходима определенная температура 26-28 градусов и влажность, иначе они могут засохнуть и погибнуть, или бабочка вылупится неполноценной. Поэтому нельзя забывать увлажнять банку. Если используется марля, тогда можно взять распылитель с водой и ежедневно опрыскивать листья, вату или марлю [1].

  1. Обеспечить питание гусеницы. Важно создать среду обитания гусениц. Для этого необходимо положить немного веточек на дно контейнера и, самое главное, листьев, желательно того вида растения, с которого была снята гусеница [7]. Они должны быть свежие и сочные. Необходимо каждый день убирать гусениц, менять корм, не допуская высыхания и гниения листьев. Отходы гусениц можно убирать щипчиками.

  2. Ждать появления куколки, а затем и бабочки (от 2 недель до 1,5 лет) и наблюдать за процессом. Наступил момент, когда законы природы не обманешь. Где-то от 2 до 7 дней гусеницы будут ползать и есть, есть и еще раз есть. В период окукливания гусеницу трогать нельзя. Первые признаки окукливания: гусеница ищет укромное место, бегает кругами, затем затихает. Гусеница меняет цвет и начинает выделять жидкие сгустки.

  3. Вышедших из куколок бабочек необходимо перевести в просторную емкость, где они могли бы летать или отпустить на волю. Если решили оставить бабочку у себя, то ее необходимо покормить – 5% водным раствором меда, наливая его в очень маленькие емкости, чтобы бабочки не «купали» в них свои крылья. Можно будет увидеть, как бабочки расправляют свой хоботок, чтобы напиться. Можно дать кусочек апельсина или яблока. Обязательно должна быть вода, например, в крышечке от баночки детского питания с положенным внутрь ватным диском. Ни в коем случае нельзя касаться крылышек бабочек.

2.3.3. Проведение эксперимента

Для своего эксперимента я хотела найти сразу несколько гусениц. Мне казалось, что это не сложная задача, т.к. я 2 недели жила на даче в Сылвенском районе. Но лето 2017 года было прохладное и дождливое, бабочек было маловато, соответственно, и гусениц. Я решила не отчаиваться и все лето искать гусениц для своей научной работы.

Для проведения эксперимента мною было найдено 5 гусениц в разный период времени с мая по август 2017 года (фото, описание в Таблице, стр. 14).

Гусеница № 1 была найдена во дворе дома, большая, толстая, размером со спичечный коробок. Проделав все вышеперечисленные этапы мне оставалось только наблюдать и параллельно искать новые объекты для моего эксперимента! Гусеница оказалась очень подвижная и прожорливая, она быстро ползала. Утром я обнаружила, что гусеница сбежала из контейнера, все поиски в этот день были безуспешными и только через неделю мы обнаружили ее в коридоре в коврике для ног (она прогрызла огромную дыру и начала плести кокон). Личинка сменила окрас и стала вся оранжевая. Так как мы потревожили ее дверью и смахнули ее из кокона, она погибла. С помощью интернета я узнала, что это бабочка «Древоточца пахучего». После того, как я прочитала про него стало ясно, почему он сбежал и прогрыз коврик их пластмассы. На самом деле это гусеница бабочки–вредителя. Она прогрызает даже древесину и роет ходы.

Гусеница №2 была найдена на даче, она была очень милая и пушистая с длинными волосками. Я также посадила ее в свой контейнер, положила травы. Пока ехала домой в машине, я заметила, что гусеница не шевелится и притихла. Она погибла, т.к. контейнер был закрыт и моя гусеница задохнулась и не выжила. Все условия выращивания бабочки не были соблюдены, а именно достаточное количество воздуха внутри контейнера. Со следующими гусеницами я была более внимательная. В Интернете я узнала, что это была гусеница бабочки «Медуница Кайя». Именно у них такие пушистые гусеницы.

Гусеницу №3 я нашлав июле на даче на листке подорожника. Она была черно-желтого окраса. Осторожно срезала лист с гусеницей и положила в контейнер. Я прочитала, что очень важно сохранить тот лист на котором сидела гусеница, т.к. она будет им питаться. Для жилища взяла контейнер из набора «Юный биолог». Положила туда листов подорожника, вату и смочила ее из шприца. Закрыла контейнер крышкой с отверстиями, чтобы гусеница не убежала, и ей было чем дышать. В течение 2 дней меняла листья и убирала отходы черного цвета. Контейнер поставила в светлое место, но убрала с прямых солнечных лучей. Теперь оставалось только наблюдать и ждать.

На 3-й день гусеница начала бегать кругами и поднимать туловище кверху. Потом гусеница надолго притихла. К концу дня она прикрепилась к боковой стенке домика с помощью липкой нити, которую она выделяет, и повисла головой вниз, слегка скрючась. На утро гусеница окуклилась и превратилась в зеленую узорчатую куколку. Гусеница сбросила кожу, которая лежала на дне контейнера. С каждым днем куколка становилась все плотнее и светлее. Ночью через 8 дней пожелтевшая сухая куколка раскрылась пополам. На дне контейнера образовалась красная лужица. Сначала я подумала, что это кровь. Но в парке бабочек экскурсовод мне сказал, что это специальная жидкость, которая помогает раскрыться крыльям бабочки.

Бабочка пол дня просидела со сложенными крылышками. Когда она их расправила, я отпустила ее из контейнера полетать. Полетела она не сразу. Когда все-таки она расправила крылья, я увидела их окрас, это были черно-оранжевые узоры. Бабочка была прекрасна. Я нарезала яблок и смочила ватку медом с водой. Бабочка расправила хоботок и впилась в ватку. Мне удалось ее накормить. Я еще немного полюбовалась на нее и отпустила на волю в окно. Мне было немного грустно. С другой стороны я была счастлива, мой эксперимент удался. Этапы превращения гусеницы №3 показаны в фотографиях в Приложении 4.

Гусеница № 4 была найдена в холодильнике в листьях капусты, что вызвало бурю положительных эмоций у меня и не совсем радостную реакцию мамы. Я точно знала, что нужно делать с этой гусеницей, так как она подходила для моего эксперимента. Исходя из предыдущего успешного опыта, описанного выше, я также соблюла все необходимые условия, благодаря чему появилась куколка, но она до сих пор находится в состоянии куколки. Эксперимент до конца не завершен, так как куколка может пролежать до следующего лета. Это должна была появиться бабочка «Совка».

Гусеница №5 была найдена еще в майские праздники, на даче в траве. Она была очень маленькая (2-3 см). Через 2 дня появилась не куколка, а прозрачный, черный кокон (внутри которого находилась почерневшая гусеница). На девятый день появился рыже-черный мотылек «Коконопряд». Он через два дня отложил около 20 маленьких белых яиц. Мотылек шел вперед и откладывал из них за собой ниточку. После этого мотылек заснул или погиб, но он уже не двигался. А из яиц никто так и не появился. Возможно, нужно соблюдение еще каких-то важных условий.

Ежедневный процесс превращения и результат всех стадий появления бабочек фиксировался в дневнике наблюдений.Произведена фотосъемка всех интересных явлений и объектов. Все процессы и полученные результаты были сведены в одну сравнительную таблицу по всем 5 гусеницам.

2.3.4 Сравнительная таблицапревращения гусениц и полученных

результатов во время эксперимента. Дневник наблюдений

Место нахождения

Гусеница №1

Гусеница №2

Гусеница № 3

Гусеница № 4

Гусеница №5

Дата нахождения

20 августа

15 июля

16 июля

10 сентября

10 мая

Фото гусеницы, которую нашла

         

Где нашла

Во дворе, на бетоне

На даче, в траве

На даче на листке подорожника

В холодильнике на листке капусты

На даче, в траве

Размер гусеницы

6 см

2,5 см

4,5 см

4,5 см

3 см

Описание гусеницы

Желто-коричневая, гладкая, крупная

Черно- коричневая, пушистая, с длинными волосками

Желтая, с черными полосками

Светло-зеленая

Светло зеленая с темными зелеными полосками

Поведение гусеницы в своем «доме»

Очень много ест, оставляет много отходов, быстрая, юркая, прячется под листьями

Бегает по кругу в контейнере

Бегает по кругу в контейнере, приподнимается передней частью туловища вверх на боковых частях «домика»

Прожорливая, оставляет, много отходов, прячется под листьями, шустрая, сначала была в калачике

Медленно ползает по контейнеру

Описания окукливания

Гусеница прогрызла контейнер, сбежала и была найдена на половом коврике рядом с коконом.

Не выжила

Перед окукливанием гусеница стала медлительной, притихла, иногда поднималась вверх. С помощью липкой паутины прикрепилась к стенке «домика» вниз головой, слегка «скрючась». При этом оторвалась часть туловища и упала вниз. Внутри куколки гусеница сначала слегка шевелилась.

Перед окукливанием замерла. Окуклилась на полу, прикрепившись жидким желто коричневым веществом. Первое время гусеница внутри кокона шевелилась

Гусеница прикрепилась липкой паутиной к полу сбоку контейнера и начала плести вокруг себя кокон. Со временам гусеница полностью вокруг себя кокон. Долгое время шевелилась там.

Дата превращения в куколку

27 августа (через 7 дней)

-----

17 мая

(через 3 дня)

14 сентября

(через 4 дня)

12 мая

(через 2 дня)

Фото куколки

 

-----

     

Описание куколки

Гусеница прогрызла половой коврик и свила там гнездо, при этом сама гусеница посветлела и стала вся оранжевой.

-----

Зеленая, с узорами, матовая. Перед превращением меняла цвет, куколка понемногу высыхала

Гладкая, коричневая, с узорами, больше чем предыдущая по размеру

Кокон чернел. Гусеницу было видно, она с каждым днем темнела, превратившись из зеленой гусеницы в черную, высохшую гусеницу. Свитый кокон был овальный, прозрачный, черный.

Дата появления

 

-----

24 июля (через 8 дней, ночью)

-----

21 мая, ночью

(через 9 дней)

Какое насекомое появилось

Так как мы случайно разрушили кокон на половике, гусеница не выжила

-----

Бабочка «Крапивница»

Оранжево-черная, с полосками на верхних крылышках

Все еще в состоянии куколки

Мотылек «Коконопряд» Оранжево-черная, с короткими крыльями

Фото насекомого

         

Что происходило дальше?

Выяснила с помощью Интернета название насекомого, которое должно было появиться из данной гусеницы и нашла фото - это бабочка Древоточца пахучего

Выяснила с помощью Интернета название бабочки, которая должна была появиться и нашла фото – это бабочка Медуница Кайя

Рассмотрела под лупой, накормила яблоком, раствором воды с медом, полюбовалась и с грустью отпустила в окно на волю

Выяснила с помощью Интернета, что предположительно должна была появиться бабочка разновидности Совка

К вечеру мотылек отложил около 20 маленьких белых яиц, которые выкладывал длинной дорожкой, идя вперед. Затем мотылек замер или уснул, или погиб. Из яиц никто так и не вылупился.

Благодаря поиску в Интернете я смогла определить название моей бабочки, появившейся из гусеницы №3 – это бабочка «Крапивница» [. Бабочка крапивница выглядит очень нарядно. И у моей бабочки и у бабочки в Интернете красновато-бурые крылья покрыты эффектными черными пятнышками, а внешние края крыльев украшены небольшими зубчиками и обрамлены яркой голубой каемкой [14].

Моя выращенная бабочка

Картинка «Крапивницы» из Интернета

Так же удалось определить название бабочек, которые получились или должны были получиться. Таким образом, при соблюдении всех условий за 10-11 дней появились бабочка и мотылек из гусениц под № 3,5 (бабочка «Крапивница», мотылек «Коконопряд»). Гусеницы под № 1,2 (бабочка«Древоточец пахучий», «Медуница Кайя») не окуклились, т.к. не были соблюдены все условия и безопасность. Гусеница под номером №4 («Совка») все еще находится в стадии куколки, может появиться к лету.

После того, как я нашла всех бабочек и куколок в Интернете, мне захотелось узнать подробнее об их жизнедеятельности (см. Приложение 4).

Таким образом, гипотеза подтвердилась, эксперимент удался - гусеница может превратиться в бабочку в домашних условиях при создании определенных условий.

ВЫВОДЫ:

  • Не из всех гусениц появляются красивые бабочки. Гусеницы (личинки) могут принадлежать мотылькам, бабочкам-вредителям и даже жукам.

  • Гусеницы погибают, если поставить контейнер на солнце и от недостатка воздуха. При физическом воздействии на куколку стадия окукливания прекращается.

  • Если посмотреть описание появления бабочки на свет в книжке, то гусеница № 3 окукливалась точно так же, как описано в книжке. Из этого следует, что моя бабочка «Крапивница» появилась таким же способом, как появляются бабочки в природе. Я даже специально поставила книжку за контейнером для сравнения.

  • Куколки бабочек и мотыльков различаются прозрачностью, размером и цветом.

  • Мотылька можно вырастить дома, и даже, дождаться появления яиц.

  • Гусеницы в куколках шевелятся.

  • Лучшее время для наблюдения – это первая поло вина или середина лета. Сложно найти гусениц в холодно лето.

  • При выращивании гусениц в неволе важно создать условия их жизни, предусмотренные природой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поработав над данной темой, самое главное я узнала, как правильно содержать гусениц, о периоде окукливания и правилах кормления гусениц.

Чтобы благополучно выводить или содержать в домашних условиях бабочек, нужно прочитать много литературы, подробно познакомиться с этапами развития бабочек и соблюдать правила.

Я провела эксперимент, где были созданы условия для превращения гусеницы в бабочку. Данные исследования значительно расширили мой кругозор, помогли приобрести новые знания в энтомологии.

Продуктом моей работы является «Памятка начинающему энтомологу», с выработанными мной рекомендациями для каждой стадии появления бабочки в домашних условиях.

Мои наблюдения научили меня быть внимательным к бабочкам и бережно к ним относится. Ведь бабочки – это часть природы нашего родного края. Мы должны сделать все, чтобы бабочки постоянно чувствовали нашу заботу. Так пусть эти великолепные символы природы продолжают украшать наши леса и поля. Давайте лучше просто любоваться ими. Я призываю всех к защите бабочек на Земле!

Перспективу этой работы вижу в создании инсектария дома, чтобы осуществить полный цикл выращивания бабочек: от появления гусениц до выкладывания яиц. В перспективе планируется продолжение эксперимента по осуществлению полного цикла превращения бабочек разных видов. Во время поиска информации в Интернете был найден сайт, на котором продаются куколки разного вида. Появилась идея - в будущем попробовать открыть собственный интернет-магазин по продаже бабочек с целью предоставления людям приятных положительных эмоций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Башинский В.В. Разведение бабочек. АСТ, 2016. – 62 с.

  2. Ивинская С.С., О.Ч. Мазур. Детская энциклопедия Животные.

  3. Махлин М.Д. Насекомые. СПб.: БКК, 2008. – 96 с.

  4. Непомнящий Н.Н. Бабочки. М.: СЛОВО, 2001. – 48 с.

  5. Пол Уэйли. Бабочки. М.: СЛОВО, 1999. – 64 с.

  6. Современная энциклопедия. М.: Эксмо, 2015.-64 с.

  7. Травина И.В. Насекомые. М.: РОСМЭН, 2014. – 96 с.

  8. Ткачев О.А. Бабочки в домашнем инсектарии. М.: Аквариум ЛТД, 2001. - 64 с.

Интернет-порталы:

  1. http://lepidopterolog.ru/index.php?Itemid=142&id=368&option=com_content&view=article

  2. http://facthall.com/interesnye-fakty-o-babochkax

  3. www.butter-fly.ru/index.html

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D0%BA%D0%B0%D0%B9%D1%8F

  5. http://www.pesticidy.ru/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%86_%D0%BF%D0%B0%D1%85%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%B9

  6. http://wildfrontier.ru/babochka-krapivnitsa-opisanie-foto-video/

  7. http://collectedpapers.com.ua/ru/school_atlas_determinant_of_butterflies/lasiocampidae

Приложение 1. Строение бабочки и ее жизненный цикл

Приложение 2. Блан анкеты «Что мы знаем о выведении бабочек?»

АНКЕТА

«Что мы знаем о выведении бабочек?»

  1. Вы когда-нибудь выращивали бабочку в домашних условиях?

  • Да

  • Нет

  1. Чем отличается куколка бабочки от куколки мотылька?

  • Цветом

  • Размером

  • Прозрачностью

  • Ничем

  • Затрудняюсь ответить

  1. За сколько дней появляется бабочка из куколки?

  • 3-4 дня

  • 10 -15 дней

  • 20- 30 дней

  • По-разному

  • Затрудняюсь ответить

  1. Как называется профессия человека, который занимается изучением и выведением бабочек?

  • Биолог

  • Бабочковед

  • Энтомолог

  • Ученый

  1. Хотели бы узнать подробнее как можно вырастить бабочку в домашних условиях?

  • Да

  • Нет

Спасибо, за ответы!

Приложение 3. Результаты анкетирования в классе

График №1. Количество учеников в классе, которые выращивали бабочек в домашних условиях

График №2. Распределение ответов на вопрос: «Как называтся профессия человека, который занимается изучением и выращиванием бабочек».

График №3. Распределение ответов на вопрос: «Чем отличается куколка бабочки от куколки мотылька?»

Продолжение Приложения 3.

График №4. Распределение ответов на вопрос: «За сколько дней появляется бабочка из куколки?»

График № 5. Количество желающих знать подробнее о том, как можно вырастить бабочку у себя дома?

Приложение 4. Бланк вопросов для интервью с энтомологом

в «Парке бабочек» в г. Перми

  1. Какие самые важные условия нужно сохранять при выведении бабочки из гусеницы?

Ответ энтомолога:

 
 
 
  1. Из каких стран привозите ваших бабочек?

Ответ энтомолога:

 
 
 
  1. Зависит ли размер бабочки от размера гусеницы?

Ответ энтомолога:

 
 
  1. Чем кормите бабочек?

Ответ энтомолога:

 
 
  1. Как называется у вас самая большая бабочка?

Ответ энтомолога:

 
 

Другие примечания:

 
 
 
 

Приложение 5. Этапы превращения гусеницы №3 в бабочку в фотографиях

Приложение 6. Характеристика найденных гусениц и получившихся бабочек

Справка: Бабочка №3 «Крапивница» - дневная бабочка из семейства Нимфалиды. Бабочка крапивница обитает на обширной территории Евразии в умеренных широтах, встречаясь в поле и в лесу, в городских парках и в садах, в скверах и на лужайках вблизи человеческого жилья. Размах крыльев крапивницы достигает до 5 см. Питается бабочка в зависимости от стадии ее развития. Взрослая бабочка довольствуется нектаром, а ее личинка, представляющая собой гусеницу, питается листьями крапивы. Поскольку благодаря крапиве происходит развитие бабочки, ее и назвали крапивницей. Крапивницу называют зимующей бабочкой. В течение всего лета может вырасти несколько поколений крапивниц [14].

Гусеница №1. Бабочка Древоточца пахучего.

После изучения описания данной гусеницы в Интернете стало понятно, почему она прогрызла наш коврик.

Эта неуклюжая толстая бабочка ничем не примечательна. Если она сидит, сложивши крылья «домиком», на стволе дерева, то ее вряд ли кто обнаружит. Мраморный «струйчато-чешуйчатый» рисунок на ее крыльях как нельзя лучше подходит для маскировки. Да и летать предпочитает эта бабочка не днем, а в сумерках. Гусеница этой бабочки достигает в длину 10 и даже 12 сантиметров (это целое чудовище!). Мало того, что она раскрашена в невероятные ярко-красно-оранжево-черные краски! Так она еще и издает неожиданно сильный запах древесного уксуса! Этот удушливый аромат сохраняется даже у давно погибших, мумифицированных гусениц. Этот цветастый и пахучий монстр способен постоять за себя! Если вы возьмете его неосторожно в руки, то он может прокусить кожу на пальце до крови своими мощными крючковатыми жвалами. На самом деле эти ужасные жвалы нужны гусенице не для того, чтобы кусать врагов. Ими она прогрызает длинные и извилистые ходы в древесине тополей, ив, берез, осин. Из яиц появляются гусеницы, которые тут же начинают активно питаться древесиной. Таких личинок ученые называют ксилофагами. Именно своей гусеницей знаменита эта бабочка. Гусеницы могут поедать друг друга, а также личинок и яйца других древесных вредителей [13].

Гусеница №2. Медуница Кайя.

У данной бабочки очень симпатичная пушистая гусеница. Эта яркая ночная бабочка обитает в Европе и в Азии. В России она встречается в Сибири, на Дальнем Востоке и во всей центральной части нашей страны. Предпочитает влажные места обитания, также их много в парках, садах. При опасности гусеница падает с кормового растения на землю, сворачивается и притворяется мертвой.

Размах крыльев 50—80 мм. Длина переднего крыла 25—33 мм. Окраска верхней стороны крыльев коричнево-белая с неправильным извилистым рисунком. Ротовой аппарат у Медведицы-кайи не развит, в течение жизни она не питается [12].

Гусеница №5. Мотылек «Коконопряд»

К семейству относятся крупные или средней величины бабочки с толстым волосистым телом. Передние крылья у них больше задних; хоботок редуцирован, поэтому бабочки не питаются. Усики гребенчатые, у самцов перистые. Крупные, 16-ногие, покрытые волосками гусеницы живут преимущественно на древесных растениях, иногда «обществами». Куколка в паутинном коконе, почему в практике представителей этого семейства часто называют шелкопрядами. Некоторые виды могут наносить большой ущерб лесному хозяйству[15].

Приложение 7. «Памятка начинающему энтомологу». Рекомендации по выращиванию бабочки из гусеницы в домашних условиях

Просмотров работы: 10908