Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно,
а учитель руководил этим самостоятельным процессом
и давал для него материал
К.Д. Ушинский
"Книга на коленях" – новейший способ организации учебной деятельности с младшими школьниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности учителя и ребенка. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед нами стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.
Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так:
- чтобы пройденный материал остался в памяти ученика;
- чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках;
- чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме?
Актуальностью данной темы является то, что книга на коленях – это отличный способ закрепления и повторения материалов, изучаемых на уроках русского языка в начальной школе.
Цель работы: научиться создавать книгу на коленях, чтобызакрепить и систематизировать изученный материал, чтобы рассматривание книги в дальнейшем позволило быстро освежить в памяти пройденный материал.
Задачи:
закрепить пройденный материал;
научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках с помощью книги на коленях;
расширить свои умения самостоятельно по изучаемой теме.
Данная работа дает возможность помочь ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.
Гипотеза исследования заключается в том, что необходимо помочь ребенку создать "книгу на коленях" и закрепить знания, полученные на уроке русского языка.
Этапы исследования:
- Организационный;
- Опрос одноклассников;
- Работа с документами, книгами, с газетными очерками;
- Обработка и оформление полученных результатов.
Методы исследования:
- Анкетирование
- Поисково-исследовательский
- Словесно-описательный
- Социологический
- Анализ
Научная новизна и практическая значимость работы: в любое удобное время ребенок просто открывает "книгу на коленях" и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Учащийся самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки школьного обучения. Такая книга хорошо подойдет для групповых занятий, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим ребятам – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать коллективную книжку. такое пособие развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно!
I. Использование разных форм организации деятельности учащихся (индивидуальной, парной или групповой)
Работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в группе или классе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт с другими одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал перед учителем и сверстниками. С другой стороны, работая в паре, учащимся приходится делить ответственность между собой. Они учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща. С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 учеников работают над одной книгой. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой.
Учитель выступает не в роли источника информации, а в роли консультанта.
Каждая "книга на коленях" уникальна, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
Такое учебное пособие хорошо и тем, что к его созданию можно привлечь родителей (живое общение, которого много не бывает, родительский пример мотивирует на успешное обучение).
Необходимо отметить, что, работая над одной книгой, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований. При правильном построении работы, учитель за период обучения своему предмету может создать с классом или группой целую серию "книг на коленях" на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные с данной темой. «Части речи» (Имя существительное, Имя прилагательное и т.д. ). Во внеурочной деятельности "Живое слово" с ребятами 5 - 6ых классов можно по орфографии оформить учебное пособие ("книгу на коленях") по теме «Необычные правила». Наполнение и раскрытие данных вопросов и тем, будет зависеть от самих учеников, от того, как они видят проблему и от того, как они захотят ее решить.
II. «Книга на коленях» как один из способов достижения цели
образования на уроках русского языка в начальных классах
Создание "книги на коленях" решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. В условиях модернизации образования, учителю необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания такого дидактического пособия, у педагогов появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.
"Книга на коленях" отвечает требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде:
информативна;
полифункциональна: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;
пригодна к использованию одновременно группой ребят;
обладает дидактическими свойствами;
является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
вариативна (есть несколько вариантов использования каждой её части);
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность учащихся.
"Книга на коленях" – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться.
III. Создание «книги на коленях»
Созданное нами дидактическое пособие позволяет формировать у детей умение находить нужную информацию среди множества источников. Для учащихся "книга на коленях" - это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательном виде, поэтому они часто рассматривают их на переменах, выполняют задания, содержащиеся в них. Такое пособие, на наш взгляд, позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках и внеклассных занятиях по определенной теме.
Как можно самостоятельно сделать такую книгу? С чего начать?
Работа проходит в несколько этапов:
выбор темы;
обсуждение плана;
создание макета;
материалы и инструменты.
1. выбор темы
Тема для создания книги может быть совершенно любой, как и ее сложность. Но на своем опыте мы можем сказать, что лучше всего получаются "книги на коленях" на какие-то частные, а не на общие темы. Например, можно сделать пособие на тему: «Части речи». Но она получится очень обзорной - вряд ли в ней можно полностью отразить все аспекты в ограниченном объеме книги. В таком случае получится обзорная книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для повторения и обобщения знаний по данной теме. А вот если взять какую-нибудь конкретную тему и дать подробную информацию - то это будет гораздо продуктивнее.
Когда вы определились с темой можно переходить к плану.
2. план
"Книга на коленях" - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план.
Как правило, все задания имеют развивающий характер и направлены на:
развитие речи, познавательных процессов, мелкой моторики;
может проходить знакомство с терминологией;
использоваться связь с жизнью, межпредметные связи и т.п.
На данном этапе нужно постараться не перегрузить, отсечь все малозначительное, оставить существенное. Очень важно адекватно оценить возможности свои и детей. Как обычно бывает, понравилась тема, появилось вдохновение, и началось, одна идея за другой, одна другой лучше, остановиться сложно, а ведь это еще нужно воплотить в жизнь, создать продукт.
На этом этапе проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбор и проведение исследований.
3. макет
Теперь надо придумать, как в книге на коленях будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Вот здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые, начиная от самой простой - текста, до игр и заданий. И все это размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д.
Элементы могут быть такими:
Фигурные кармашки;
Конвертики;
Вращающиеся круги.
Книжки простые. Книжка-панорама.
IV. Применение «книги на коленях» на уроках русского языка в начальных классах
"Книга на коленях" - это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Что же получается на выходе?
1. Можем представить "книги на коленях" нашего «производства».
2. У нас в школе проходит внеурочная деятельность по русскому языку в 5-6 классах. Ребятам было предложено задание - создать "книгу на коленях". Вот, что у них получилось.
"Книга на коленях" на тему: «Имя прилагательное»
Вот такое учебное пособие у нас получилось!
Такое учебное пособие можно использовать как на уроке (если позволяет тема и время), так же и во внеурочной деятельности. Можно задать в качестве творческого домашнего задания.
Необходимо отметить, что применение "книги" на уроке и во внеурочной деятельности возможно не на каждом типе учебного занятия по ряду причин. Данная методика и техника обучения подходит больше для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме, и как раз создавая эту книгу, им приходится детализировать информацию по центральной теме, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала. И как правило, одного урока или вне учебного занятия бывает недостаточно. Поэтому большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при консультации с учителем.
V. Анкетирование
Нами было проведено анкетирование учащихся начальных классов и учащихся 5-6 кл. И по результатам анализа анкет, видно, что детям такая работа (создание книги на коленях) нравится, они с желанием и интересом принимают участие. А также было выявлено, что такая работа не только интересна, увлекательна, но и положительно влияет на успеваемость.
Ребятам предложили ряд вопросов, и ответы на них были получены все положительны. Перелистывая страницы книги на коленях учащиеся пересматривали информацию, уже пройденной темы, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти.
Заключение
В результате работы с "книгами на коленях" у школьников расширяются и углубляются предметные знания, а также повышается уровень развития универсальных умений, таких как:
умение планировать предстоящую деятельность;
договариваться со сверстниками;
распределять обязанности;
искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
принимать собственные решения, опираясь на собственный опыт, знания и умения.
Выводы:
Созданная нами книга помогает учащемуся найти информацию и оформить материал по интересующей его теме, лучше понять и запомнить учебную тему.
Это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает пособие и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию.
Он может выбрать задания под силу, работает в своем темпе.
Ну и, наконец, это очень увлекательно! Ребенок все делает с опорой на свои интересы, играя, легко, с радостью, без психического и дисциплинарного принуждения! По отзывам педагогов, дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают о нем и показывают его.
Использованная литература
1. Амбушева Т. М. и др. «Русский язык. Исследовательские работы. Волгоград, издательство «Учитель», 2012г.
2. Бакулина Г. А. «Интеллектуально-речевое развитие школьников на уроках русского языка» ж-л РЯШ №1, 2009г.
3. Козырева Н. Л. «Урок русского языка: результативно и интересно», ж-л РЯШ №1, 2015г.
4. Коротаева Е. В. «Технология встречных усилий на уроках русского языка», ж-л РЯШ №4, 2013г.
5. Синицын В. А. «Праздник творчества на уроках русского языка», ж-л РЯШ №6, 2014г.
6. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар.науч.конф. (г.Пермь, апрель 2015 г.).- Пермь: Меркурий,2015. – 144 с.
Интернет – ресурсы:
https://ru.pinterest.com/source/homeschoolshare.com/
http://www.tavika.ru/2015/12/Red-book.html
http://www.maam.ru/obrazovanie/lepbuki
http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/lepbuk-kak-vid-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti-vzroslogho-i-dietiei