КОНЦЕПТ «ГОРОД» В ПОЭЗИИ РОБЕРТА ИВАНОВИЧА РОЖДЕСТВЕНСКОГО

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КОНЦЕПТ «ГОРОД» В ПОЭЗИИ РОБЕРТА ИВАНОВИЧА РОЖДЕСТВЕНСКОГО

Иванова А.В. 1
1МБОУ "Лицей № 124" г. Барнаула
Горбачева Т.П. 1
1МБОУ "Лицей №124 г. Барнаула"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

На современном этапе развития общества в науке актуализированы вопросы описания всех сфер человеческой деятельности, в том числе и речевого поведения.

Современная лингвистика трактует слово как знак мысли говорящего , как признак психологических переживаний личности, как отражение событий социальной среды. Усилилось внимание ученых, педагогов к коммуникативному аспекту языковых единиц, к коммуникативной значимости слова, в том числе и в художественной литературе, к его системным, функциональным и жанровым характеристикам. Одним из новых направлений современной лингвистики является концептуальное описание языковых единиц в художественной литературе.

Выбор нашей темы объясняется нашим интересом к творчеству поэта-земляка Р.И.Рождественского. Он очень часто переезжал, вот что он писал:

«Я как-то сел и подсчитал. Оказалось, что мне довелось поменять место жительства сорок три раза. Только с отцом и матерью мы сменили семь гарнизонов. Если в народе говорится, что два переезда – один пожар, то сколько же я их потушил за свою жизнь?!»

После Победы семейство Рождественских уезжают из Кёнигсберга и поселяются в Ленинграде. А в 1948 году меняют свое место жительство на Петрозаводск. Еще в детстве Роберт учился в военно-музыкальном училище, но не окончил его, так как после войны родители служили в Вене, и он уехал к ним. Сменил много школ: Петрозаводск, Вена, Кёнигсберг, Москва, Ленинград.

"Охота к перемене мест" осталась на всю жизнь.

Исследователи раньше не занимались изучением концептов в творчестве Р.И.Рождественского. Настоящее исследование посвящено изучению концепта «город» в его разнородных структурно-семантических проявлениях в поэзии Р.И.Рождественского.

Актуальность семантического изучения концепта «город» обусловлена отсутствием комплексного исследования данного концепта в поэзии Р.И.Рождественского.

Новизна работы заключается как в выборе материала для исследования, так и в подходе к его изучению.

Предметом исследования является структура и содержание концепта «город».

Объектом настоящего исследования является язык стихотворений Р.И.Рождественского.

Гипотеза состоит в том, что выявление и описание концепта «город» в поэзии раскрывает важные особенности языковой личности автора и отраженной в его произведениях языковой картины мира.

Цель: выявить специфику концепта город в языковой картине мира Р.И.Рождественского.

Достижению поставленной цели способствует реализация частных задач:

  1. выявить признаки и структуру концепта;

  2. определить языковое пространство концепта «город»как совокупности языковых средств, основываясь на материале этимологических, толковых и других словарей;

  3. проанализировать данные о концепте «город» в «Русском ассоциативном словаре»;

  4. провести ассоциативный эксперимент;

  5. изучить материалы биографии Р.И.Рождественского;

  6. собрать примеры с упоминанием слова «город» в стихотворениях Р.И.Рождественского для картотеки;

  7. дифференцировать карточки;

  8. выявить лексические единицы, связанные с концептом «город».

  9. составить схему вербализации концепта «город» в стихотворениях.

  10. сделать выводы по поводу особенностей представления исследуемого концепта в поэзии Р.И.Рождественского.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:

  • наблюдение;

  • метод построения научной гипотезы;

  • отбор материалов; интерпретация научных данных;

  • интерпретация художественного текста;

  • систематизация и классификация;

  • метод сравнительного анализа;

  • метод синтеза и обобщения.

Практическая значимость работы. Результаты и материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы и русского языка, а также в лекционных и практических курсах «Лексики».

Перспектива: углубить исследование концепта «город» в поэзии Р.И. Рождественского.

Глава 1. Концепт как основа языковой картины мира

1.1 Понятие концепт

Термин концепт стал активно употребляться в российской лингвистической литературе с начала 90-х годов и закрепился в культурологии.

Понятие «концепт» можно рассматривать с двух сторон: как лингвистическое понятие и как философское понятие. В отечественной лингвистике, термин «концепт» был заимствован из англоязычной литературы в середине 70-х годов, когда встала проблема перевода этого термина в работах зарубежных авторов. Тогда английское concept предлагалось переводить как «понятие».

В «Кратком словаре когнитивных терминов» дается следующее определение термина: «Концепт – это оперативная, содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуально системы и языка мозга всей картины мира, отраженной в человеческой психике». [4,с.87]

Арутюнова Н.Д. предлагает такой подход к определению концепта: «концепт» трактуется как понятие обыденной философии, являющейся результатом взаимодействия ряда факторов, таких, как национальная традиция, фольклор, религия, идеология, жизненный опыт, образы искусства, ощущения и система ценностей. Концепты образуют «своего рода культурный слой, посредничающий между человеком и миром». [1,с.6]

Одним из первых в мировой лингвистике обратился к исследованию концептов Аскольдов С.А. Он считал, что наиболее важной функцией концептов является функция заместительства, так как, будучи мыслительным образованием, концепт в процессе мысли замещает множество предметов одного и того же рода. Концепт может замещать как реальные предметы, так и некоторые стороны предмета или реальных действий. [1,с.12]

Д.С. Лихачев продолжил рассуждения Аскольдова и предложил считать концепт «алгебраическим выражением значения, которым носители языка оперируют в устной и письменной речи». [5,с.15]

Таким образом, в русле исследований Аскольдова и Лихачева процесс образования концептов можно представить, как процесс упрощения воспринимаемой многообразной действительности до минимумов, налагаемых ограниченностью ресурсов человеческой памяти и сознания.

Концепт связан со знанием, которое отражает существующие признаки объекта. Концепт богаче по содержанию и неразрывно связан с миром культуры. Во всех концептах складываются идеи, которые возникали в разное время и в разные эпохи.

И здесь будет уместным привести определение «концепта» данное Степановым Ю.С.: «Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт – это то, посредством чего человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее». [11,с. 43]

Перечисленные выше определения не являются взаимоисключающими, а они только подчеркивают различные способы формирования концепта.

Таким образом, процесс формирования концепта – это процесс познания действительности в пределах человеческой памяти и соотнесение их с уже усвоенными культурными ценностями, выраженными в религии, идеологии, искусстве и так далее.

Помимо ценностной составляющей, также в структуру концепта входят понятийный и образный элементы. Понятийный элемент формируется фактической информацией о реальном или воображаемом объекте. Образная составляющая концепта связана со способом познания действительности.

Анализ определений разных исследователей позволяет выделить следующие инвариантные признаки концепта:

  1. это минимальная единица человеческого опыта в его идеальном представлении, вербализующаяся с помощью слова и имеющая полевую структуру;

  2. это основные единицы обработки, хранения и передачи знаний;

  3. концепт имеет подвижные границы и конкретные функции;

  4. концепт социален, его ассоциативное поле обусловливает его прагматику;

  5. это основная ячейка культуры.

Следовательно, концепты представляют мир в сознании человека, образуя концептуальную систему, а знаки человеческого языка кодируют в слове содержание этой системы. [6,с. 47]

Одним из основных вопросов является вопрос о соотношении концептов и единиц языка. Тот факт, что слово и концепт имеют общий план выражения, создает своеобразную научную интригу, которая выводит на парадоксальное утверждение: концепт – это слово и не слово одновременно. Описание некоторых слов-концептов народной культуры может быть связано с концептами той же культуры. Описывая отношение исследуемого слова к другому слову, мы получаем частичное толкование интересующего слова:

У Вежбицкой А.В термины «слово» и «концепт» оказываются взаимозаменяемыми. [3, с.35] С.А. Аскольдов считает, что концепт соответствует слову. [1, с.18] Д.С. Лихачев утверждает, что для каждого отдельного концепта существует отдельное словарное значение. [5, с.16] С.Х. Ляпин считает, что концепт опирается на понятийный базис, который закреплен в значении какого – либо знака: научного термина, слова или словосочетания обыденного языка.

Таким образом, концепт – это «единица, призванная связать воедино научные изыскания в области культуры, сознания и языка, так как он принадлежит сознанию, культуре и опредмечивается в языке». [4,с.87]

По мнению Степанова Ю.С., «концепты существуют по-разному в разных своих слоях, и в этих слоях они по-разному реальны для людей данной культуры», и «слои эти являются результатом культурной жизни разных эпох», то можно предположить, что и методов изучения концептов окажется несколько. [10,с. 157]

В нашем исследовании предлагаем принять в качестве рабочего следующее определение: концепт — это семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокультуры, имеющее полевую структуру.

1.2 Структура концепта

У концепта сложная структура. С одной стороны, к ней относится все, что принадлежит строению понятия; с другой стороны, в структуру концепта входит то, что делает его фактом культуры: исходная форма (этимология), история, сжатая до основных признаков содержания, современные ассоциации, оценки, коннотации.

З.Д. Попова и И.А. Стернин, проанализировав множество определений концепта; пришли к выводу, что когнитивный концепт формируется в сознании человека из:

а) его непосредственного чувственного опыта - восприятия мира органами чувств;

б) предметной деятельности;

в) мыслительных операций с уже существующими в его сознании концептами;

г) из языкового общения (концепт может быть сообщен, разъяснен человеку в языковой форме);

д) путем сознательного познания языковых единиц [7, с. 40].

Концепт имеет «слоистое» строение, его слои являются результатом, «осадком» культурной жизни разных эпох. Он складывается из исторически разных слоев, отличных по времени образования, по происхождению, по семантике. Особая структура концепта включает в себя:

  • основной (актуальный) признак;

  • дополнительный (пассивный, исторический) признак;

  • внутреннюю форму (обычно не осознаваемую) [12, с. 21]

Каждый концепт, как сложный ментальный комплекс, включает помимо смыслового содержания еще и оценку, отношение человека к тому или иному отражаемому объекту и другие компоненты:

  • общечеловеческий, или универсальный;

  • национально-культурный, обусловленный жизнью человека в определенной культурной среде;

  • социальный, обусловленный принадлежностью человека к определенному социальному слою;

  • групповой, обусловленный принадлежностью языковой личности к некоторой возрастной и половой группе;

  • индивидуально-личностный, формируемый под влиянием личностных особенностей — образования, воспитания, индивидуального опыта, психофизиологических особенностей.

В более широком смысле структуру концепта можно представить в виде круга, в центре которого лежит основное понятие — ядро концепта, приядерную зону представляют лексические репрезентации этого понятия, ближайшую периферию — образные репрезентации, а дальнейшую — эмоционально-оценочные смыслы.

Схема №1 Структура концепта

1.3. Методика описания концепта

К настоящему времени исследователями разработано несколько методик описания и изучения концептов. Поскольку в лингвистической науке нет ни одного общепринятого метода анализа концепта, все существующие методики исследования можно разделить на два подхода.

«Отсистемный подход» заключается в лексикографическом описании ключевых слов - экспликаторов концепта. З.Д. Попова и И.А. Стернин [7] обобщили основные методики анализа концепта в рамках «отсистемного» подхода. Опираясь на выводы исследователей, представим наиболее распространенные в лингвистической науке приёмы и методы анализа лексического концепта:

  1. анализ значений ключевого слова на основе словарных толкований;

  2. изучение многозначности слов в процессе её развития;

  3. построение и изучение различных полей, именем которых выступает основное лексическое средство репрезентации концепта;

  4. анализ фразеологических и паремиологических единиц, в которые входит изучаемое ключевое слово, что позволяет охарактеризовать наивные представления о явлении, представить видение мира, национальную культуру;

  5. психолингвистические эксперименты.

«Оттекстовый подход» заключен в анализе концепта в художественном тексте [7].

В рамках названного подхода в ходе концептуального анализа исследователями решается несколько задач:

  1. выявление круга лексической сочетаемости ключевого слова путем сплошной выборки;

  2. выявление индивидуально-авторских концептов и их описание, что помогает глубже понять картину мира того или иного писателя;

  3. построение текстовых полей, в которых воплощается концепт;анализ семантического развития слов-репрезентантов концепта.

Итак, в современной лингвистике не существует устойчивой универсальной модели концептуального анализа, о чем свидетельствует наличие различных методик его выполнения. Наиболее полным, на наш взгляд, будет комплексный (многоаспектный) анализ, проведенный с последовательным применением нескольких взаимодополняющих методик.

На первом этапе важным шагом считаем анализ информации о лексеме «город», представленной в толковых и ассоциативных словарях, а также в сознании современных выпускников.

Второй этап призван описать структуру и содержание концепта «город» в поэзии Р.И.Рождественского.

Итак, концепт поэтического текста имеет внутритекстовую синтагматическую природу, и его экспликация основана на семантическом выводе её компонентов из совокупности языковых единиц, раскрывающих одну микротему. Начинать реконструкцию поэтического концепта нужно с семантического анализа слова как имени концепта. Для обнаружения концепта, исследования его специфики определяются разные лексико-семантические, ассоциативные группы, поэтому для выявления специфики индивидуально-авторского лексического «текстового» концепта считаем целесообразным проведение многоаспектного концептуального анализа.

Глава II. Концепт «город» в русском языковом сознании

2.1. Словарный портрет концепта «город»

Воспользовавшись данными толковых и энциклопедических словарей, можно выделить следующие лексические значения концепта город:

  1. Крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр.

  2. Центральная главная часть этого населенного пункта в отличие от окраин и пригородов.

  3. В старину на Руси: огражденное стеной, валом поселение; крепость.

  4. Городская местность в отличие от сельской, деревенской.

  5. В игре в городки: площадка, на которой ставятся фигуры из городков.

Все словарные значения даны в Приложении №1.

Происхождение слова город носит общеславянский характер. Древние славяне словом "город" называли огороженное место - крепость, кремль или ограду. Город – слово того же корня, что и огораживать и означает укрепленное поселение. По-польски gród (груд) переводится как город-крепость. Т. е. город - в буквальном смысле этого слова поселение, обнесенное крепостной стеной.

Для построения лексико-фразеологического поля концепта мы обратились к словарям синонимов и антонимов. Оказалось, что слово город имеет синонимы в значении «столица, крепость».

Антонимические пары: город – деревня, город – село, город – селение.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы о структуре концепта «город»:

  1. ядром поля является значение – крупный населенный пункт;

  2. приядерную зону составляют слова: крепость, центр, площадка, местность;

  3. образные репрезентации и эмоционально-оценочная составляющая не выражены.

Схема №2 Структура словарного портрета концепта «город»

2.2.Концепт «город» в «Русском ассоциативном словаре»

Для определения ядра полевой структуры концепта в русском общеязыковом сознании обращаемся к «Русскому ассоциативному словарю». Лексическое наполнение ассоциативного поля «город» определяется составом нескольких статей, представленных в «Русском ассоциативном словаре», в котором представлены 545 слов-реакций на стимул «город». Мы классифицировали все реакции по полевой структуре концепта, получив следующие результаты.

Ядро концепта – Большой – 55.

Приядерную зону составляет следующая лексика:

  1. деревня – 36,

  2. село – 20,

  3. Москва – 17,

  4. дома – 15,

  5. Челябинск – 14,

  6. Саратов – 8,

  7. Горький – 6,

  8. дом – 6,

  9. шум – 6,

  10. люди – 5,

  11. Пермь – 5,

  12. будущего – 4,

  13. Ленинград – 4,

  14. населенный пункт – 4,

  15. Курск – 3,

  16. Владимир – 2,

  17. Калинин – 2,

  18. Лондон – 2,

  19. огород – 2,

  20. поселок – 2,

  21. пригород – 2,

  22. провинция – 2,

  23. река – 2,

  24. страна – 2,

  25. строится – 2,

  26. улица – 2,

  27. автобус – 1,

  28. автомобильный – 1,

  29. Альдопардо – 1,

  30. Батуми – 1,

  31. берег – 1,

  32. большая деревня – 1,

  33. будет – 1,

  34. Бухара – 1,

  35. в дыму – 1,

  36. в Крыму – 1,

  37. в огнях – 1,

  38. в пыли – 1,

  39. в тумане – 1,

  40. вечером - 1,

  41. вид сверху – 1,

  42. газ1,

  43. город – 1,

  44. Градов – 1,

  45. Гродно – 1,

  46. завод – 1,

  47. замок – 1,

  48. Златоуст – 1,

  49. Иерусалим – 1,

  50. изба – 1,

  51. квартира – 1,

  52. Клиффорд – 1,

  53. конгломерат – 1,

  54. машина – 1,

  55. метро – 1,

  56. многоэтажные здания – 1,

  57. на Волге – 1,

  58. на карте – 1,

  59. на море – 1,

  60. на Неве – 1,

  61. над Невой – 1,

  62. Назрань – 1,

  63. народ – 1,

  64. Новгород – 1,

  65. Нью-Йорк – 1,

  66. площадь – 1,

  67. проспект – 1,

  68. район – 1,

  69. Рига – 1,

  70. селение – 1,

  71. строения – 1,

  72. строиться – 1,

  73. строят – 1,

  74. Таллин – 1,

  75. толпа – 1,

  76. Торжок – 1,

  77. трамвай – 1,

  78. трубы – 1,

  79. трущобы – 1,

  80. улица с фонарями – 1,

  81. урбанизация – 1,

  82. цивилизация – 1.

Образные представления:

  1. спит – 9,

  2. детства – 7,

  3. принял – 6,

  4. Зеро – 5,

  5. дым – 4,

  6. невест – 3,

  7. солнца – 3,

  8. голод – 2,

  9. огни – 2,

  10. сад – 2,

  11. спал – 2,

  12. бардак – 1,

  13. башня – 1,

  14. в шинели – 1,

  15. врунов – 1,

  16. детство – 1,

  17. домой – 1,

  18. дураков – 1,

  19. жизни – 1,

  20. жил – 1,

  21. жить – 1,

  22. затих – 1,

  23. зеркал – 1,

  24. из зеркал – 1,

  25. коробка – 1,

  26. круг – 1,

  27. лгунов – 1,

  28. лес – 1,

  29. Мастеров – 1,

  30. мечты – 1,

  31. мираж – 1,

  32. муравейник – 1,

  33. мясо – 1,

  34. надежды – 1,

  35. не спит – 1,

  36. ночь – 1,

  37. разрушить – 1,

  38. самолет – 1,

  39. сказок - 1,

  40. смерти – 1,

  41. спрут – 1,

  42. стена – 1,

  43. стоит – 1,

  44. страж – 1,

  45. существовать – 1,

  46. счастья – 1,

  47. удачи – 1,

  48. умер – 1,

  49. юности – 1.

  1. Эмоционально-оценочное поле:

  1. герой – 24,

  2. родной – 22,

  3. красивый – 10,

  4. мой – 9,

  5. грязный – 5,

  6. любимый – 5,

  7. огромный – 4,

  8. грязь – 4,

  9. древний – 4,

  10. светлый – 4,

  11. наш – 3,

  12. родина - 3,

  13. старый – 3,

  14. южный – 3,

  15. душный – 2,

  16. крупный – 2,

  17. маленький – 2,

  18. небольшой – 2,

  19. незнакомый – 2,

  20. новый – 2,

  21. ночной – 2,

  22. серый – 2,

  23. странный – 2,

  24. тихий – 2,

  25. банк – 1,

  26. безлюдный – 1,

  27. безымянный – 1,

  28. белый – 1,

  29. великий – 1,

  30. великолепный – 1,

  31. вечерний – 1,

  32. вольный – 1,

  33. вперед идущий – 1,

  34. высотный – 1,

  35. грандиозный – 1,

  36. далекий – 1,

  37. далеко – 1,

  38. деревянный – 1,

  39. дымный – 1,

  40. зеленый – 1,

  41. золотой – 1,

  42. индустриальный – 1,

  43. как город – 1,

  44. каменный – 1,

  45. миллионный – 1,

  46. много домов – 1,

  47. много огней – 1,

  48. молод – 1,

  49. молодой – 1,

  50. надоел – 1,

  51. не нравится – 1,

  52. неважный – 1,

  53. областной – 1,

  54. обреченный – 1,

  55. помойка – 1,

  56. прекрасен – 1,

  57. просыпающийся – 1,

  58. пустой – 1,

  59. пыль – 1,

  60. пыль от машин – 1,

  61. пыльный – 1,

  62. радости – 1,

  63. родней – 1,

  64. светло – 1,

  65. скопление пороков – 1,

  66. славный – 1,

  67. солнечный – 1,

  68. спелый – 1,

  69. столица – 1,

  70. столичный – 1,

  71. суматоха – 1,

  72. тих – 1,

  73. чистый – 1,

  74. чужой – 1,

  75. шумный – 1.

  1. Исходя из представленной выше классификации, можно сделать следующие выводы о структуре концепта «город» в «Русском ассоциативном словаре»:

  1. ядром поля является имя слово большой;

  2. приядерную зону составляют слова: деревня, село, Москва, дома и собственные имена;

  3. образные репрезентации составляют метафоры, создающие олицетворенный образ города: спит, детства, принял и др.;

  4. эмоционально-оценочная составляющая выражена как положительно (герой, красивый, родной, любимый и др.), так и отрицательно (грязный).

  1. Схема №3 Структура концепта «город» в «Русском ассоциативном словаре»

  2. Диаграмма №1 Количественный анализ концепта «город» в «Русском ассоциативном словаре»

  3. 2.3.Ассоциативный эксперимент

  4. Мы провели ассоциативный эксперимент среди учеников 7 и 10 классов МБОУ «Лицей №124», в ходе которого попросили за 3 секунды написать первое слово, которое пришло в голову после того, как услышали слово-стимул (Город).

  5. Всего получено 117 ассоциаций.

    1. Пример

    1. Кол-во

    1. Барнаул

    1. 23

    1. Дом

    1. 21

    1. Люди

    1. 7

    1. Москва

    1. 5

    1. Страна

    1. 5

    1. Улица

    1. 3

    1. Большой

    1. 3

    1. Здания

    1. 3

    1. Родной

    1. 3

    1. Грязь

    1. 2

    1. Родина

    1. 2

    1. Центр

    1. 2

    1. Другие

    1. 37

  6. В число других значений включены ассоциации, приведенные один раз, например:

  • Прочие города (Новосибирск, Нью-Йорк, Санкт-Петербург, Миргород);

  • Описание города (шум/шумный, серость, много, наш);

  • Люди (человек, народ, население, родственники, семья);

  • Внутренняя часть города (магазины, сеть, крепость, квартира, машина, дорога, мост, горы, высокое задание, канализация, многоэтажки, фонари, небоскребы, мусор, часы);

  • Прочие ассоциации (ночь, отдых, день, край, жизнь, место, деревня, мегаполис).

  1. Вид

  1. Кол- во

  1. Примеры

  1. Имена собственные

  1. 23

  1. Барнаул

  1. 5

  1. Москва

  1. 1

  1. Новосибирск

  1. 1

  1. Нью-Йорк

  1. 1

  1. Санкт-Петербург

  1. 1

  1. Миргород

  1. Описание города

  1. 21

  1. Дом

  1. 3

  1. Большой

  1. 3

  1. Родной

  1. 2

  1. Грязь

  1. 1

  1. Шум/шумный

  1. 1

  1. Серость

  1. 1

  1. Много

  1. 1

  1. Наш

  1. 1

  1. Отдых

  1. Люди

  1. 7

  1. Люди

  1. 1

  1. Человек

  1. 1

  1. Народ

  1. 1

  1. Население

  1. 1

  1. Родственники

  1. 1

  1. Семья

  1. Внутренняя часть города

  1. 3

  1. Улица

  1. 3

  1. Здания

  1. 2

  1. Центр

  1. 1

  1. Магазины

  1. 1

  1. Сеть

  1. 1

  1. Крепость

  1. 1

  1. Квартира

  1. 1

  1. Машина

  1. 1

  1. Дорога

  1. 1

  1. Мост

  1. 1

  1. Горы

  1. 1

  1. Высокое здание

  1. 1

  1. Канализация

  1. 1

  1. Многоэтажки

  1. 1

  1. Фонари

  1. 1

  1. Небоскребы

  1. 1

  1. Мусор

  1. 1

  1. Часы

  1. Прочие ассоциации

  1. 5

  1. Страна

  1. 3

  1. Родина

  1. 1

  1. Ночь

  1. 1

  1. Отдых

  1. 1

  1. День

  1. 1

  1. Край

  1. 1

  1. Жизнь

  1. 1

  1. Место

  1. 1

  1. Деревня

  1. 1

  1. Мегаполис

  1. Мы классифицировали все реакции по полевой структуре концепта, получив следующие результаты.

  2. Ядро – Барнаул – 23.

  3. Приядерную зону составляет следующая лексика:

  1. Дом21,

  2. Москва – 5,

  3. Улица – 3,

  4. Здания – 3,

  5. Центр – 2,

  6. Новосибирск – 1,

  7. Нью-Йорк – 1,

  8. Санкт-Петербург – 1,

  9. Миргород – 1,

  10. Магазины – 1,

  11. Сеть – 1,

  12. Крепость – 1,

  13. Квартира – 1,

  14. Машина – 1,

  15. Дорога – 1,

  16. Мост – 1,

  17. Горы – 1,

  18. Высокое здание – 1,

  19. Многоэтажки – 1,

  20. Фонари – 1,

  21. Небоскребы – 1,

  22. Место – 1,

  23. Деревня – 1,

  24. Мегаполис – 1.

  1. Образные представления:

  1. Люди – 7,

  2. Страна – 5,

  3. Большой – 3,

  4. Человек – 1,

  5. Народ- 1,

  6. Население – 1,

  7. Родственники – 1,

  8. Семья – 1,

  9. Часы – 1,

  10. Ночь – 1,

  11. Отдых – 1,

  12. День – 1,

  13. Край – 1,

  14. Жизнь – 1.

  1. Эмоционально-оценочное поле:

  1. Родной – 3,

  2. Родина – 3,

  3. Грязь – 2,

  4. Шум/шумный – 1,

  5. Серость – 1,

  6. Много – 1,

  7. Наш – 1,

  8. Канализация – 1,

  9. Мусор – 1.

  1. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы о структуре концепта «город» в ассоциативном эксперименте:

  1. ядром поля является имя собственное – Барнаул;

  2. приядерную зону составляют слова: дом, улица, Москва и др.;

  3. образные репрезентации составляют метафоры, создающие олицетворенный образ города: большой, люди, страна;

  4. эмоционально-оценочная составляющая выражена словами: родной, родина.

  1. Схема №4 Структура концепта «город» в ассоциативном эксперименте

  2. Диаграмма №2 Количественный анализ концепта «город»в ассоциативном эксперименте

  3. Глава III. Концепт «город» в языковой картине мира Р.И.Рождественского

  4. Прочитав стихотворения Р.Рождественского, мы составили картотеку из 45 карточек.

  5. На них мы выписали все упоминания слова город в стихотворениях. Затем мы составили классификацию.

  6. Классификация концепта город

  • Ядром концепта «город» является значение «Место».

  • «Царь перекрестился на икону,

  1. скипетром покачивая в такт,

  2. и сказал сурово:

  3. - Нет закону,

  4. чтоб добро творили просто так!..

  5. Засмеялся джинн.

  6. Подался в город(«Сказка о добром джинне»)

  • «Ходит мимо в этом городе

  1. И слова пока не слышит эти

  2. Самый сильный, самый честный, самый гордый,

  3. Самый лучший человек на свете.» («Стань таким!»)

  • «Я люблю,

  1. когда над городом

  2. снег,

  3. неуверенно кружащийся,

  4. ничей.» («Следы»)

  • «Весь город был в портретах,

  1. как в иконах.

  2. И крестные ходы —

  3. по-районно —

  4. несли

  5. свои хоругви и знамена...» («Я верующим был. Почти с рождения…»)

  • «Никакого чуда

  1. не ждешь.

  2. Засыпаешь -

  3. дождь.

  4. Просыпаешься -

  5. дождь.

  6. Выходишь на улицу -

  7. дождь.

  8. И видишь только

  9. пустую мглу,

  10. город видишь

  11. пустой.» («Письмо про дождь»)

  • «Убили парня

  1. за здорово живешь.

  2. За просто так.

  3. Спокойно.

  4. Как в игре...

  5. И было это

  6. не за тыщу

  7. верст

  8. от города(«Случай»)

  • «И надо бы прыгать -

  1. Не вышел полет!..

  2. Но рухнет на город

  3. Пустой самолет!» («Огромное небо»)

  • «Подальше от города

  1. Смерть унесем.

  2. Пускай мы погибнем, пускай мы погибнем,

  3. Пускай мы погибнем, но город спасем!» («Огромное небо»)

  4. Проведенный анализ показал, что для вербализации своих представлений о городе поэт использовал следующие лексемы: город, города, собственные имена (Москва,Юрмала, Рим).

  • Города

  • « Л. Карпинскому

  1. Города, города!

  2. Сколько было вас —

  3. разных?!

  4. Деревянные,

  5. каменные,

  6. глинобитные,

  7. будто гвозди,

  8. в промерзшую землю

  9. забитые,

  10. города, где любовь.

  11. И работа.

  12. И праздник... («Города»)

  • «От земли

  1. города поднимаются круто.

  2. Век

  3. суров.» («Ровесникам»)

  • «Я, ты, он, она,

  1. Вместе – целая страна,

  2. Вместе – дружная семья,

  3. В слове «мы» - сто тысяч «я»,

  4. Большеглазых, озорных,

  5. Черных, рыжих и льняных,

  6. Грустных и веселых

  7. В городах и селах.» («Родина моя»)

  • «Да, случай.

  1. Как-то.

  2. В городе одном.

  3. Но помните,

  4. другие города(«Случай»)

  • «Сейчас

  1. идет

  2. по городам

  3. не град,

  4. а посевная!» («По предсказанью радио»)

  • «Есть жёны,

  1. которые –

  2. для городов(«Письмо из бухты Н»)

  • «Разбросанно

  1. горели города,

  2. и не хватало стрел

  3. в тугих

  4. колчанах.» («Стихи о хане Батые»)

  • «Мчится поезд лугами белесыми

  1. и сквозь дым городов.

  2. Все гремят и гремят под колесами

  3. стыки годов...» («Спелый ветер дохнул напористо…»)

  • Имена собственные – названия городов.

  • «Скажи мне,

  1. что ты меня

  2. любишь…

  3. Чуть живы

  4. дотошные люди.

  5. Мы рано встаём,

  6. озабоченно-неисправимы,

  7. как будто

  8. сдаём

  9. историю

  10. древнего

  11. Рима. («В Риме»)

  • « А. Сахнину

  1. Начинается

  2. город ангелов,

  3. город ангелов –

  4. Голливуд…

  5. Люди в панике,

  6. люди ахают:

  7. «Вот где эти кумиры

  8. живут!..» («Город ангелов»)

  • «Ты навсегда, Москва.

  1. И ты не зря, Москва,

  2. Своих героев помнишь поименно.

  3. Ты - из легенд. Москва.

  4. И для побед, Москва,

  5. Горят твои рассветные знамена. («Есть на земле Москва»)

  • «Ночь прошла, будто прошла боль,

  1. Спит земля, пусть отдохнет, пусть.

  2. У Земли, как и у нас с тобой

  3. Там, впереди, долгий, как жизнь, путь.

  4. Я возьму этот большой мир,

  5. Каждый день, каждый его час,

  6. Если что-то я забуду,

  7. Вряд ли звезды примут нас.

  8. Я возьму щебет земных птиц,

  9. Я возьму добрых ручьев плеск,

  10. Я возьму свет грозовых зарниц,

  11. Шепот ветров, зимний пустой лес...

  12. Я возьму память земных верст,

  13. Буду плыть в спелом, густом льне.

  14. Там вдали, там, возле синих звезд

  15. Солнце Земли будет светить мне.

  16. Я возьму этот большой мир,

  17. Каждый день, каждый его час,

  18. Если что-то я забуду,

  19. Вряд ли звезды примут нас.» («Москва-Кассиопея»)

  • «Город прославился так:

  1. Вышел

  2. военный чудак,

  3. старец

  4. с лицом молодым.

  5. 'Парни,-

  6. сказал он,-

  7. летим!

  8. Мальчики,

  9. время пришло,

  10. Дьявольски нам повезло!..'

  11. В семь сорок девять утра

  12. все было так, как вчера.

  13. 'Точка...-

  14. вздохнул офицер,-

  15. чистенько

  16. вышли

  17. на цель...'

  18. В восемь двенадцать утра

  19. сказано было:

  20. 'Пора!..'

  21. В восемь пятнадцать,

  22. над миром взлетев,

  23. взвыл торжествующе

  24. дымный клубок!

  25. Солнце зажмурилось,

  26. похолодев.

  27. Вздрогнули оба:

  28. и 'боинг',

  29. и бог!..

  30. Штурман воскликнул:

  31. 'Ой, как красиво!..'

  32. В эту секунду

  33. в расплавленной мгле

  34. рухнули

  35. все представленья о зле.

  36. Люди узнали,

  37. что на Земле

  38. есть Хиросима.

  39. И нет Хиросимы.» («Хиросима»)

  • Станет жизнь моя высокою,

  1. К тёплым дюнам припаду,

  2. С тихими крутыми соснами

  3. Разговоры заведу.

  4. Захмелев от ветра юного,

  5. Смелая горит заря.

  6. Подари на память, Юрмала,

  7. Юрмала, Юрмала,

  8. Мне кусочек янтаря!» («Юрмала»)

  9. Обратимся к анализу образов - метафор,что отражают собственно авторское восприятие.

  10. Данный ряд можно разделить на группы.

  • Первую группу мы назвали «Свет-тьма» (вспышка, солнечный зайчик, затемненный), котораясоздает зримый образ города.

  • «Ждет каждая секунда.

  1. Ждут года.

  2. Озера, полные целебной влаги.

  3. Мелькнувшие, как вспышка, города(«Долги»)

  • «Ах, что с тобой, город мой?

  1. Ты – как солнечный зайчик,

  2. С головою теперь

  3. Под капель, под капель!» («Песенка о капели»)

  • «Там обожженные плечи деревенеют от боли.

  1. Над затемненным городом

  2. песня:

  3. «Вставай, страна-а!..»

  4. «А-а-а-а...» — отдается гулко, будто в пустом соборе.

  5. Мы покидаем прошлое.» («Неправда, что время уходит…»)

  • Вторая группа «Звуки» (тихий, песенность, звенит, смейся) создает звукообраз города.

  • «Я однажды вернулся туда,

  1. В тихий город, - сквозь дни и года.

  2. Показался мне город пустым.

  3. Здесь когда-то я был молодым.» («Эхо первой любви»)

  • «Благодарю тебя

  1. За песенность города,

  2. И откровенного, и тайного.» («Благодарю тебя»)

  • «Звенит капель целый день с утра,

  1. И влюбляться давно пора.

  2. В том, что город такой теперь,

  3. Виноваты весна и капель.» («Песенка о капели»)

  • «Ах чудеса, чудеса!

  1. Смейся, ласковый город!

  2. Я б сегодня не пел –

  3. Виновата капель!» («Песенка и капели»)

  • Третья группа «Душа» (подумал, сказал, провожал) олицетворяет образ города, который чувствует, думает, говорит.

  • «А город подумал, а город подумал,

  1. А город подумал: "Ученья идут!"» («Огромное небо»)

  • «Ведь звучало вокруг среди белых снегов

  1. Эхо первой любви, эхо давних шагов!

  2. А над городом снег все летел и летел.

  3. Этот город меня узнавать не хотел.» («Эхо первой любви»)

  • «- Ты ошибся! - мне город сказал.

  1. - Ты забыл! - усмехнулся вокзал.

  2. - Ты ошибся! - шептали дома.» («Эхо первой любви»)

  • «Я из города в полночь домой уезжал.

  1. Он летел за окном. Он меня провожал.

  2. И ночные огни повторяли светло:

  3. -То, что было, прошло! То, что было, прошло...» («Эхо первой любви»)

  • «Города, начинающиеся с вокзалов...

  1. Есть у каждого города

  2. возраст и голос.

  3. Есть одежда своя.

  4. И особенный запах.

  5. И лицо,

  6. И не сразу понятная

  7. гордость...

  8. Города,

  9. озорные и полные грусти...

  10. Сколько раз

  11. к запыленным вагонам несли вы

  12. папиросы и яблоки,

  13. рыбу и грузди,

  14. крутобокие дыни,

  15. размякшие сливы!» («Города»)

  • Четвертая группа - пространственный образ города, выраженный через эпитет «большой»

  • «Притяженье Земли, притяженье садов,

  1. И закатов, и сосен в пушистом снегу,

  2. Небольших деревень и больших городов,

  3. И ночного костра на пустом берегу...» («Притяжение Земли»)

  • Сейчас в большом

  1. нелегком городе

  2. есть женщина

  3. высокая, надменная.» («Гитара ахала, подрагивала…»)

  • «Понимаешь,

  1. трудно говорить мне с тобой:

  2. в целом городе у вас -

  3. ни снежинки.» («Восемьдесят восемь»)

  • «Снятся усталым спортсменам рекорды.

  1. Снятся суровым поэтам слова.

  2. Снятся влюбленным

  3. в огромном городе

  4. необитаемые

  5. острова.» («Необитаемые острова»)

  • Пятая группа – это временной образ города, выраженный через эпитет «ночной»

  • «В городе стихшем

  1. на перекрестках

  2. желтым огнем светофоры горят.

  3. Меркнет

  4. оранжевый отблеск неона.» («Необитаемые острова»)

  • «Спит,

  1. раскинув улицы,

  2. город,

  3. все в нем —

  4. от проводов антенных

  5. до замков,

  6. до афиш на стенах,—

  7. все полно ожиданием:

  8. скоро,

  9. скоро!» («Утро»)

  • «Луна над городом взошла опять,

  1. Уже троллейбусы уходят спать.

  2. И, словно ветры счастья,

  3. В мое окно стучатся

  4. Лишь воспоминания.» («Пока я помню»)

  • Шестая группа – это город нереальный, мечты, детства.

  • «А сказка

  1. курит,

  2. пьет коньяк с лимоном

  3. и спрашивает:

  4. «Как живешь, босяк?..»

  5. И вот уже

  6. сначала жизнь задумана!

  7. Построен за ночь

  8. город на песке...» («Памяти Михаила Светлова»)

  • «Где-то есть город тихий, как сон.

  1. Пылью текучей по грудь занесен.

  2. В медленной речке вода как стекло,

  3. Где-то есть город в котором тепло.

  4. Наше далёкое детство там прошло.

  5. Ночью из дома я поспешу,

  6. В кассе вокзала билет попрошу.

  7. Может впервые за тысячу лет,

  8. Дайте до детства плацкартный билет.

  9. Тихо кассирша ответит: "Билетов нет"

  10. Билетов нет.

  11. Ну что, дружище, как ей возразить,

  12. Дорогу в детство где ещё спросить.

  13. А может просто только иногда

  14. Лишь в памяти своей приходим мы туда.

  15. В городе этом сказки живут,

  16. Шалые ветры с собою зовут.

  17. Там нас порою сводили с ума

  18. Сосны до неба, до солнца дома.

  19. Там по сугробам неслышно шла зима,

  20. Дальняя песня в нашей судьбе.

  21. Ласковый город - спасибо тебе,

  22. Мы не приедем, напрасно не жди,

  23. Есть на планете другие пути.

  24. Мы повзрослели, поверь нам, и прости.» («Город детства»)

  25. Эмоциональная оценка концепта город в произведениях Р.И.Рождественского как положительная, так и отрицательная. Об этом свидетельствуют эпитеты.

  • Город, с одной стороны - пустой, нелегкий, огромный.

  • «Никакого чуда

  1. не ждешь.

  2. Засыпаешь -

  3. дождь.

  4. Просыпаешься -

  5. дождь.

  6. Выходишь на улицу -

  7. дождь.

  8. И видишь только

  9. пустую мглу,

  10. город видишь

  11. пустой.» («Письмо про дождь»)

  • Сейчас в большом

  1. нелегком городе

  2. есть женщина

  3. высокая, надменная.» («Гитара ахала, подрагивала…»)

  • «Снятся усталым спортсменам рекорды.

  1. Снятся суровым поэтам слова.

  2. Снятся влюбленным

  3. в огромном городе

  4. необитаемые

  5. острова.» («Необитаемые острова»)

  • А с другой стороны - откровенный, тайный, ласковый.

  • «Ах чудеса, чудеса!

  1. Смейся, ласковый город!

  2. Я б сегодня не пел –

  3. Виновата капель!» («Песенка и капели»)

  • «Благодарю тебя

  1. За песенность города,

  2. И откровенного, и тайного.» («Благодарю тебя»)

  3. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы о структуре концепта «город»:

  1. ядром поля является представление о городе как о каком-либо месте;

  2. приядерную зону составляют слова: города, собственные имена;

  3. образные репрезентации составляют метафоры, создающие олицетворенный образ города: мечта, ночной, детства, звуки, свет-тьма, большой и олицетворенный образ города;

  4. эмоционально-оценочная составляющая может быть как положительной (откровенный, тайный, ласковый), так и отрицательной (пустой, нелегкий, огромный).

  1. Схема №5 Структура концепта «город» в языковой картине мира Р. И. Рождественского

  2. Диаграмма №3 Количественный анализ концепта «город» в языковой картине мира Р. И. Рождественского

  3. Заключение

  4. В заключение подведем итоги проведенного исследования.

  5. Целью нашей работы было выявление специфики концепта город в языковой картине мира Р.И.Рождественского.

  1. Концепт — это семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокультуры, имеющее полевую структуру.

  2. Структуру концепта можно представить в виде круга, в центре которого лежит основное понятие — ядро концепта, приядерную зону представляют лексич еские репрезентации этого понятия, ближайшую периферию — образные репрезентации, а дальнейшую — эмоционально-оценочные смыслы.

  3. Структура концепта «город» в толковых словарях:

  1. ядром поля является значение – крупный населенный пункт;

  2. приядерную зону составляют слова: крепость, центр, площадка, местность;

  3. образные репрезентации и эмоционально-оценочная составляющая не выражены.

  1. Структура концепта «город» в «Русском ассоциативном словаре»:

  1. ядром поля является имя слово большой;

  2. приядерную зону составляют слова: деревня, село, Москва, дома и собственные имена;

  3. образные репрезентации составляют метафоры, создающие олицетворенный образ города: спит, детства, принял и др.;

  4. эмоционально-оценочная составляющая выражена как положительно (герой, красивый, родной, любимый и др.), так и отрицательно (грязный).

  1. Структура концепта «город» в ассоциативном эксперименте:

  1. ядром поля является имя собственное – Барнаул;

  2. приядерную зону составляют слова: дом, улица, Москва и др.;

  3. образные репрезентации составляют метафоры, создающие олицетворенный образ города: большой, люди, страна;

  4. эмоционально-оценочная составляющая выражена словами: родной, родина.

  1. Структура концепта «город» в языковой картине мира Р.И.Рождественского

  1. ядром поля является представление о городе как о каком-либо месте;

  2. приядерную зону составляют слова: города, собственные имена;

  3. образные репрезентации составляют метафоры, создающие олицетворенный образ города: мечта, ночной, детства, звуки, свет-тьма, большой и олицетворенный образ города;

  4. эмоционально-оценочная составляющая может быть как положительной (откровенный, тайный, ласковый), так и отрицательной (пустой, нелегкий, огромный).

  1. Сравнительный анализ концепта «город» показал и общие, и различные представления:

  1. Общее: ядром поля является представление о городе как о крупном населенном пункте в словаре и в «Русском ассоциативном словаре»;

  1. Различие: в поэзии Р. Рождественского ядром поля является представление о городе как о месте, в эксперименте ядро – это собственное наименование (Барнаул).

  1. Общее: приядерную зону составляют представления о городе как о доме, Москве в «Русском ассоциативном словаре» и ассоциативном эксперименте; собственные наименования совпадают в ассоциативном словаре и в поэзии Р.И.Рождественского.

  1. Различие: значения (центр, крепость, площадка, местность) представлены только в словаре. В «Русском ассоциативном словаре» даны противоположные городу ассоциации (деревня, село), в поэзии часто встречается форма множественного числа (города).

  1. Общее: образные репрезентации совпадают в значении «детства» и «большой» в ассоциативном эксперименте и поэзии.

  1. Различие: в поэзии Р.И.Рождественского особенные метафорические представления о городе, рисующие целый олицетворённый образ, а также города, наполненного звуками, светом, воспоминаниями.

  1. Общее: эмоционально-оценочные представления пересекаются в ассоциативном словаре и эксперименте (родной);

  1. Различие: в ассоциативном словаре оценочный компонент раскрывает личное отношение (любимый, мой), а в поэзии Р.И.Рождественского эпитеты раскрывают образ живого города (откровенный, ласковый, нелегкий).

  2. Схема №6 Сравнительный анализ концепта «город»

  3. Диаграмма №4 Количественный анализ концепта «город»

  4. Таким образом, сравнительный анализ показал, что концепт «городов поэзии Р. Рождественского имеет свою специфику, раскрывает важные особенности языковой личности автора и отраженной в его произведениях языковой картины мира.

  5. В стихотворениях мы видим, что у поэта не просто город, а города. Поскольку он часто переезжал, все города для него несут что-то особенное, ценное, необыкновенное. Города живут, как люди, в поэзии Р.И.Рождественского. Город в языковой картине мира поэта занимает важное место, отражает его представление о мире (город = жизнь).

  6. Список литературы

  1. Аскольдов С.А. Концепт и слово// Русская словесность: Антология. М., 1997. –

  1. с. 6,12,18

  1. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. – Екатеринбург, 2000.

  2. Вежбицкая А.С. Понимание культур через посредство ключевых слов / Пер. с английского А.Д. Шмелёва. – М.: Языки славянской культуры, 2001 – с.35

  3. Краткий словарь когнитивных терминов. М.,1997г.- с.87

  4. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка//Русская словесность. М.,1997- с.15,1

  5. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие. М., Флинта — Наука, 2007.

  6. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж, 2001.

  7. Семантика языковых единиц: Материалы 3-й межвуз. н.-и. Конф. М., 1992. Ч.1

  8. Смирнова О.М. К вопросу о методологии описания концептов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Филология. 2009, № 3.

  9. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997- с. 157

  10. Степанов Ю.С. Концепт "причина" и два подхода к концептуальному анализу языка - логический и сублогический //Логический анализ языка. М., 1991- с. 43

  11. Степанов Ю.С., Проскурин, С.Г. Концепт "действие" в контексте мировой культуры.// Логический анализ языка. М., 1992 – с.

  12. Тураева З.Я. Лингвистика текста. – М., 1986.

  13. Русский ассоциативный словарь: В двух томах / Под ред. Караулова Ю.Н. М., Астрель, АСТ, 2002.

  14. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: «Альта-Принт», 2007.

  15. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. М.,1986-1987.

  16. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М.,1973.

  17. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов/5-е издание, стереотип. Под ред. Н.М. Шанского. – М.: Дрофа, 2002.

  18. http://www.rogdestvenskij.ru/

  1. Приложение №1

  2. Портрет концепта «город» в толковых словарях

  3. Орфографический словарь

  4. город, -а, мн. -а, -ов

  5. Большой толковый словарь

  6. ГОРОД, -а; мн. города; м. 1. Крупный населенный пункт, административный, промышленный, торговый и культурный центр района, области, округа и т.п. 2. Ист. Древнее поселение, огороженное укрепленной стеной; крепость. 3. В различных подвижных играх (в лапте, в городках и т.п.): очерченное на земле место, являющееся лагерем каждой из играющих партий, площадкой, из которой выбивают городки и т.п.

  7. Русское словесное ударение

  8. город, за город, за городом;но:за город Киев, за городом Киевом; мн. города,-ов

  9. Синонимы: краткий справочник

  10. искомое слово отсутствует

  11. Словарь Ожегова

  12. ГОРОД, -а, мн. -а, -ов, м. 1. Крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр. 2. Центральная главная часть этого населенного пункта в отличие от окраин и пригородов. 3. В старину на Руси: огражденное стеной, валом поселение; крепость. 4. ед. Городская местность в отличие от сельской, деревенской. 5. В игре в городки: площадка, на к-рой ставятся фигуры из городков (см. городок в 3 знач.* || прил. городской, -ая, -ое (к 1,2 и 4 знач.) и городовой, -ая, -ое (к 1 знач.; устар.). Городское хозяйство. Городской сад. Городская черта (граница города). Городовое положение (устав о городском управлении).

  13. Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

  14. ГОРОД, населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства. Отнесение населенного пункта к категории "город" оформляется в законодательном порядке; при этом критерий численности населения города различается - от 250 человек в Дании до 30 тыс. в Японии. Первые упоминания о городе относятся к 4-3-му тыс. до н. э.; наиболее известны древние торговые, ремесленные центры: в Месопотамии - Ур, Вавилон; в Египте - Мемфис, Фивы; в Индии - Мохенджо-Даро, Хараппа; в Греции - Спарта, Афины. В 11-12 вв. наиболее крупные города Европы - Венеция, Флоренция, Рим, Париж, Лондон, Кельн, Новгород и др. Современные города делятся на малые (до 50 тыс.), средние (50-100 тыс.), крупные (250-500 тыс.), крупнейшие (500 тыс. - 1 млн.) и города-миллионеры (св. 1 млн. жителей). В 80-х гг. в мире насчитывалось ок. 220 городов-миллионеров, самый крупный Мехико (18 млн. жителей, 1990). У многих крупных городов возникают города-спутники. Часто города и города-спутники объединяются, образуя городские агломерации, которые могут быть объединены в мегалополисы. В России город должен иметь не менее 12 тыс. жителей и не менее 85% населения, занятого вне сельского хозяйства. В 90-х гг. в Российской Федерации св. 1030 городов, в которых проживало 74% населения (см. также Урбанизация)."ГОРОДА", название исторических областей Русского государства 17 в.: Замосковные, Поморские, Заоцкие, Северские, Украинные, Низовые, Вятские и др.

  15. Толковый словарь Ушакова

  16. ГОРОД , мн. города, м. Крупный населенный пункт, управляемый по особому положению, административный, промышленный и торговый центр. Важнейшие города РСФСР - Москва и Ленинград. Зеленый город - см. зеленый. , города, мн. города, м. (спорт.). 1. Вычерченный на земле прямоугольник, в пределах к-рого расставляются городки, рюхи. 2. В различных подвижных играх в форме состязания между двумя партиями (напр. в лапте) - место, лагерь каждой из партий.

  17. Финансовый энциклопедический словарь

  18. ГОРОД населенный пункт, имеющий статус города, характеризуется, как правило, значительной численностью населения, основную часть которого составляют рабочие, служащие и члены их семей, занятые вне сельскохозяйственного производства.

  19. Словарь русских синонимов

  20. ГОРОД, столица, крепость.

  21. Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой

  22. ГОРОД [город] 1. м. 1) а) Крупный населенный пункт, являющийся административным, промышленным, торговым и культурным центром района, области, округа и т.п. б) разг. Центральная часть такого населенного пункта (в отличие от удаленных его окраин). в) разг. Район старой застройки такого населенного пункта. 2) а) перен. разг. Жители такого населенного пункта. б) устар. Привилегированные слои такого населенного пункта. 3) а) устар. Древнее поселение, огороженное, укрепленное стеной для защиты от неприятеля, как центр ремесла и торговли. б) Центральная часть такого поселения; кремль, крепость. в) Стена, окружающая такое поселение. 2. м. разг. 1) Место, очерченное на земле и имеющее различное назначение. 2) Квадрат, из которого выбивают ~ки (в некоторых подвижных играх: в лапте, ~ках и т.п.).

  23. Этимологический русскоязычный словарь Фасмера

  24. ГОРОД мн. города, укр. город, ст.-слав. градъ ", ", болг. градът, сербохорв. град, словен. grad, чеш. hrad, польск. grod, в.-луж. hrod, н.-луж. grod, кашуб. gard, полаб. gord. Родственно лит. gardas "ограда", местн. н. Gardamas, Gardinas, лит. gardinys "хлев для мелкого скота" (Буга, РФВ 70, 248), жем. gardis, вин. gardi "решетчатый борт воза", др.-инд. grhas "дом", авест. gro "пещера", алб. garth, -dhi "забор", гот. gards "дом", др.-исл. geri "огороженный участок земли", тохар. В kerciye "дворец" (из *ghordhiom), фриг. Manegordum, Manezordum "город Манеса" (Кречмер, Einl. 231 и сл.), возм., также греч. , ; ; см. Лиден, Tochar. Stud. 21 и сл.; Г. Майер, Alb. Wb. 119 и сл.; Бернекер 1, 330; М. – Э. 1, 618; Торп 129; Траутман, BSW 78 и сл.; Кипарский 103. Связано чередованием гласных с город и жердь. Наряду с этим и.-е. gh представлено в лтш. zardi мн., др.-прусск. sardis "забор", см. также озород. Заимствование город и родственных из гот. gars невероятно, вопреки Зубатому (AfslPh 16, 421), Уленбеку (AfslPh 15, 487), Хирту (РВВ 23, 333), Фику (ВВ 17, 321 и сл.) и др. О дальнейших отношениях к греч. , лат. hortus см. Цупица, KZ 37, 389.

  25. Этимологический словарь Крылова

  26. ГОРОД От гордъ - "городить, огораживать". Первоначальное значение – ограда, забор. Впоследствии слово город стало означать "огороженное место" (жилье нужно было защищать от врагов), а от этого уже недалеко и до современного значения.

Просмотров работы: 341